Какой процент что самолет упадет
Статистика авиакатастроф или оцениваем вероятность крушения самолета
Поговорим о статистике авиакатастроф в мире и в России в частности. Вы можете скачать мировые показатели, опубликованные компанией Boeing – Скачать.
Прежде всего, нам необходимо понять, как же вычислить статистическую безопасность авиаперелета.
Люди, которые не боятся летать, говорят: «на дороге шансов погибнуть в сотни раз больше, зачем тогда переживать об авиакатастрофах». Те, кто страдает аэрофобией (или просто испытывает страх во время полета), отвечают на это: «машин просто больше, поэтому погибает больше». Для многих людей, опасающихся полетов, существует их собственная статистика падений самолетов, в которую они свято верят. Согласно ей, авиаполет сравним с прохождением над бездной по тонкой дощечке. «Если статистика говорит, что это безопасно, так это только потому, что никто не ходит по дощечке над бездной».
Всем известно, что самолет признан самым безопасным транспортным средством, но верится в это многим весьма с трудом.
Итак, как же вычислить степень риска крушения при авиаперелете? Очевидно, что нам необходим один, общий знаменатель, чтобы получить верные результаты. Иначе попытка сравнить яблоки с грушами заранее обречена на провал.
В авиации принято считать риски в количестве смертей на пассажиро-километр, но это тоже не совсем верно. Приведу пример: рейс вылетел из Санкт-Петербурга в Москву и, не дай Бог, разбился. Либо, предположим, что произошло крушение самолета, летевшего из того же Питера во Владивосток. Статистика рисков на пассажиро-километр в первом случае будет хуже, чем во втором. Хотя, как вы понимаете, на реальность угрозы гибели в авиакатастрофе протяженность маршрута не влияет.
Некоторые также пытаются вычислить авиационные риски путем подсчета количества падений самолетов на количество безаварийных рейсов. Но и здесь реальной картины мы не получим. Разве авиакатастрофа от выкатывания при посадке с полосы из-за ветра и подлежащего списанию (при 2-3 погибших пассажирах) имеет тот же удельный вес, что и крушение самолета, скажем, врезавшегося в гору, где погибают все?
До сих пор я озвучивал неверные способы вычисления безопасности авиационного транспорта. Но как же все-таки посчитать правильную цифру? Как понять, опасно летать или нет?
Для корректной оценки рисков предлагается простая формула:
РИСК (R) = 1 / количество катастроф (КК) Х процент смертности в ней (%S)
количество рейсов за выбранный период (N)
В чем преимущества такой формулы? Сейчас объясню.
Во-первых, формула не учитывает такие «лишние» для понимания рисков факторы, как пассажиро-километры, километро-пролето-пробеги, и т.д. Какая по сути для меня разница, разобьюсь я, не дай Бог, в коротком или в длинном рейсе, и сколько людей разобьются вместе со мной? Меня, как индивида, интересует только один вопрос: КАКОВ МОЙ ЛИЧНЫЙ РИСК? И эта формула отвечает именно на этот вопрос.
Во-вторых, формула принимает во внимание то, что не все авиакатастрофы одинаково смертельны. Если произошла катастрофа самолета, в которой погибло, скажем, 2 пассажира из 100, то ее удельный вес будет ниже, чем, если бы погибли все. И это логично. Выживаемость обусловлена многими факторами. В том числе, пассивной и активной безопасностью, а также тем, что большинство происшествий случаются возле земли, то есть на посадке или на взлете самолета, что, по сути, является разновидностью ДТП с относительно высоким процентом выживаемости.
Подставим в формулу расчета статистики значения для пробы:
Предположим, что сегодня в России совершено 10 рейсов, из них 1 закончился авиакатастрофой, в результате которого погибло 50% пассажиров, то есть шанс выжить в котором составляет 1 из 2. Заметьте, абсолютно не важно, сколько было пассажиров. Для того, кто в нем, увы, оказался, количество пассажиров на борту значения не имеет.
Согласно нашей формуле, риск составит 1 / 1 происшествие * 50% погибших 10 выполненных рейсов что в результате дает 1 к 20, то есть очень высокий показатель.
Если же происшествий, например, 0, а рейсов, скажем, 1000, то результат формулы будет 0 (0 катастроф / 1000 рейсов).
Следовательно, наша формула работает верно.
Точно по такой же формуле может быть вычислен любой риск.
Например, риск погибнуть при обвале потолка собственного дома будет равен количеству обвалов потолков (КК) * % погибших и все это делим на количество не рухнувших потолков за любой рассматриваемый отрезок времени.
Например, в Москве около 180 000 жилых подъездов. Если за год из-за перепланировок, взрывов газа, износа конструкций, снега на крыше, терактов и прочих “прелестей” рухнут 3 подъезда, и в этих крушениях смертность составит 20%, то, согласно формуле, риск погибнуть при обвале собственного подъезда составит на каждый год жизни = 3 обвала* 20% смертности и делить на 180 000 не рухнувших подъездов = 1 на 333 000.
Вы еще помните о шансе на выигрыш в казино? 1 к 37 вдруг кажется невероятно высоким шансом)).
Давайте теперь посмотрим на реальные цифры в гражданской авиации.
Начнем с общемировой статистики авиакатастроф.
Подставляем известные нам параметры в формулу:
Риск при авиаперелете = 1 / (количество катастроф (около 7 за год в мире) * % смертности (в среднем около 65%) делить на количество выполняемых рейсов (около 50 000 000))
Результат: вероятность разбиться в самолете в среднем по миру равна 1 на 10 миллионов 989 тысяч рейсов!
Если рассматривать только западные страны, то будет около 1 на 23 миллиона!
Теперь давайте возьмем российскую авиацию. Продолжаем действовать согласно формуле: в этом, не простом для российской авиации году, произошли 5 происшествий с пассажирскими самолетами на коммерческих рейсах:
Ан 24 выкатился при посадке с полосы, сгорел, никто не погиб (смертность s=0%)
Ту 154 в аэропорту г. Сургут загорелся, в результате погибли 3 человека из 134 (s=2%)
АН 24 приводнился на реку Обь, погибло 7 пассажиров, выжило 30 (s= 19%)
ТУ 134 в Петрозаводске погибло 47, выжило 5 (s=90%)
ЯК-42 в Ярославле погибло 44 человека, выжил 1 (s=98%)
Итого, в числителе нашей дроби 1 катастрофа *0% смертности + 1*2% + 1*19% + 1*90% + 1*98% = 2.1
Результат: риск в 2011 году при полете на коммерческих рейсах в РФ составил 1 на
С одной стороны, это в 10 раз выше, чем в среднем в мире в этом году.
С другой стороны, даже в проблематичный для Российской авиации год, это в 3 раза меньшая вероятность, чем смертность из-за обвала подъезда жилого дома!
Придет ли вам в голову постоянно дрожать от ужаса, засыпая в своей кровати, учитывая, что вероятность крушения подъезда выше, чем крушения самолета?
И еще немаловажный момент: когда статистика авиакатастроф столь низка, любое единичное авиапроисшествие изменяет статистические риски в десятки или даже в сотни раз. Например, проанализировав 2010 год в Российской авиации, можно увидеть, что риски на тот год составили по нашей формуле 1 на 3 248 000. то есть наличие 1-2 авиапроисшествий в год меняет цифры в несколько раз.
Точно также, как и авиакатастрофа Air France в 2009 году повысила риски, связанные с авиаперелетом во Франции в десятки раз, но это не значит, что летать во Франции стало опасно.
Важно помнить, что любые риски в авиации существенно меньше рисков, с которыми сопряжен любой день нашего проживания на земле.
Для тех, кто боится летать приведенная здесь информация, к сожалению, не поможет избавиться от страха полета, они все равно будут продолжать разбираться в расследовании авиакатастроф, искать факты об опасности полетов и т.д. Дело в том, что статистика анализируется и обрабатывается левым полушарием головного мозга человека, в то время как на борту у людей с аэрофобией работает только правое полушарие, отвечающее за фантазии, эмоции, предчувствия, домыслы и т.п.
Если вы боитесь летать несмотря на впечатляющую статистику авиационной безопасности, обратитесь за профессиональной помощью в центр “Летаем Без Страха”, где вы научитесь контролировать свои мысли, физиологию и поведение во время авиаперелетов и попадания в зону турбулентности.
Риск «1 на миллионы» отнюдь не является высоким, и большинство ежедневных процессов жизнедеятельности несут в себе гораздо большие риски, даже если вам так не кажется.
Статистика авиакатастроф
Каждую минуту риску крушения подвергается любой воздушный транспорт – пассажирский, грузовой или военный. Статистика авиакатастроф в мире отмечает, что за последние годы чаще всего аварии самолетов происходили в США. Россия занимает второе место. В Соединенных Штатах стараются исправить ситуацию, особенно с пассажирскими перевозками. Российское правительство больше внимания уделяет военным самолетам.
Что такое авиакатастрофа
Кому и зачем нужна статистика
Статистика, прежде всего, нужна простым обывателям. Она предоставляет такие сведения:
Осведомленный человек гораздо увереннее чувствует себя в полете. Правда, иногда масштабы разрушений настолько велики, что многие люди испытывают страх перед полетом.
Данные о падении самолетов также используют авиакомпании. Особенно если предстоит обновление парка. Статистика авиакатастроф в мире по годам дает возможность оценить действия специалистов, старающихся исправить все недочеты и сделать так, чтобы самолеты подвергались минимальному риску крушения.
Для властей анализ статистических данных по авиакатастрофам – повод для выработки дополнительных мер по обеспечению безопасности полетов.
Основные причины авиакатастроф
Каждый человек, отправляющийся впервые в воздушное путешествие, старается отыскать информацию о том какие основные причины аварий летающих машин. Несмотря на то, что самолеты отмечены, как самый безопасный транспорт передвижения в мире, будущий пассажир даже не задумывается, что на суше его сопровождает опасность намного чаще, чем в воздухе.
Придуманный страх не дает возможности спокойно проанализировать ситуацию. Ведь на миллион полетов может случиться одна авария, о которой будет рассказано по всех информационных источниках. При этом они бывают иногда без жертв. А сколько ежедневно происходит ДТП, где погибает не один человек?
Статистика причин авиакатастроф подтверждает, что виной аварий является не неисправность самолета, а человеческая беспечность. Часто диспетчера, персонал или пассажиры, не придерживаясь техники безопасности, способствуют возникновению сбоев в работе приборов, что приводит к крушению.
Авиакомпании также имеют прямое отношение к трагедиям. Многие из них, экономят на обучении летчиков, берут на работу пилотов, у которых вся практика сводится к тренировкам на тренажерах.
Некоторые компании, особенно занимающиеся перевозками грузов, больше заинтересованы в доходе. За безопасность перелета они не особо переживают и часто игнорируют техническое обслуживание самолетов. Очень часто эксплуатируют уже старые машины, которые опасно использовать в подобных условиях.
Есть авиакомпании, которые, приобретая старый самолет, делают ремонт. Желая сэкономить, заменяют старые детали новыми, у которых отсутствует сертификация. Хотя стоимость их и дешевле, но надежность остается под большим вопросом.
Статистика авиакатастроф по странам
Количество авиакатастроф по странам мира с 1945 года:
Рейтинг стран по авиакатастрофам за период с 2014 по 2020 год :
Всего за шесть лет Россия поднялась на 1 место в рейтинге стран с наибольшим количеством аварий воздушных судов. Тогда как еще недавно лидером антирейтинга была Америка.
Статистика авиакатастроф по самолетам
Статистика авиакатастроф по самолетам в мире отмечает марку Боинг как самую опасную на планете. В особенности выделены Боинги 727 и 737. Они наиболее часто терпят крушение.
Статистика погибших в авиакатастрофах на самолетах Боинг поражает. За всю историю 737-х было потеряно 211 судов. Всего погибло – 5386 человек. Что касается 727-х, то крушение потерпели 119 лайнеров. Всего погибло – 4211 человек.
Часто опасность связывается с банальным невезением, но случаются и конструктивные дефекты. Во избежание неприятностей специальная служба по оценкам аварий настоятельно рекомендует исправлять ошибки, чтобы в дальнейшем подобное не повторялось. Многие авиакомпании отказываются перевозить людей на Боинге 737. Но самолеты этой марки до сих пор эксплуатируются. Несмотря на плохие показатели, Боинг считается самым безопасным пассажирским транспортом.
К самым падающим авиалайнерам также можно отнести:
Самые страшные крушения за последние годы:
Год | Страна | Авиакомпания | Самолет | Направление рейса | Число жертв |
2020 | Украина | Международные авиалинии Украины (МАУ) | Boeing 737 | Тегеран – Киев | 176 |
2019 | Казахстан | Bek Air | Fokker-100 | Алма-Ата – Нур-Султан | 15 |
Россия | Аэрофлот | SSJ-100 | Москва – Мурманск | 41 | |
Эфиопия | Ethiopian Airlines | Boeing 737 | Аддис-Абеба – Найроби | 157 | |
2018 | Индонезия | Lion Air | Boeing 737 Max | Джакарта – Панкалпинанг | 185 |
Куба | Global Airruen | Boeing 737 | Гавана – Ольгин | 104 | |
Россия | ВВС России | Ан-26 | Авиабаза Кувейрис – авиабаза Хмеймим | 39 | |
Россия | Саратовские авиалинии | Ан-148 | Москва – Орск | 71 | |
2017 | Мьянма | ВВС | Y-8 | Гарнизоны южной Мьянмы – Янгон | 122 |
Турция | Turkish Airlines | Boeing 747-400 | Гонконг – Бишкек | 39 | |
2016 | ОАЭ | FlyDubai | Boeing 737-800 | Дубай – Ростов-на-Дону | 62 |
Египет | EgyptAir | A320 | Париж-Каир | 66 | |
2015 | Тайвань | TransAsia Airways | ATR 72 | Суншань – Цзиньмэнь | 43 |
Германия | Germanwings | Airbus A320-211 | Барселона – Дюссельдорф | 150 | |
Россия | Когалымавиа | Airbus-321 | Шарм-эш-Шейх – Санкт-Петербург | 224 |
Важно. Расширенный список катастроф в гражданской авиации с разбивкой по годам (1923–2020 гг.) доступен в Википедии.
За последние 10 лет самой страшной авиакатастрофой считается крушение Боинга-777 над Донецком в 2014 году. Всего погибло – 298 человек. В истории авиации это трагедия стала самой резонансной.
Статистика авиакатастроф по авиакомпаниям выявила самых опасных перевозчиков в 2019 году. Лидером «черного списка» Airlines Ratings является непальская авиакомпания Nepal Airlines. ТОП-20:
Рейтинг самых безопасных авиакомпаний мира по данным Airline Ratings:
Авиакатастрофы в России
Статистика авиакатастроф в России и США лидирует как по авиакомпаниям, так и по самолетам. Эти две страны больше всего занимаются воздушными перевозками. Если учитывать, что на миллион вылетов происходит одно крушение, то при таком плотном графике подобных трагедий избежать трудно.
Статистика авиакатастроф в СССР показывает, что в то время воздушные аварии случались редко – одна на пару лет. Частота крушений началась после длительного использования техники, когда игнорировались ремонтные работы транспорта
Авиакатастрофы Аэрофлота по статистике все еще зашкаливают. Однако компания старается исправить ситуацию – свести аварийность к минимуму. Она проводит модернизацию самолетного парка и проверяет пилотов на предмет профессионализма. Подобные тесты помогают определить, насколько сотрудник способен адекватно оценивать критические ситуации.
Если судить по авиакомпаниям России и погибшим в авиакатастрофах, то статистика жертв в компании Аэрофлот пугает. За всю историю ее существования произошло приблизительно 130 крушений.
Катастрофы с воздушными судами российских авиакомпаний (2015–2019 гг.):
Аварии самолетов иностранных компаний на территории РФ:
Но статистика катастроф самолетов в России не сильно повлияла на популярность воздушных передвижений. С каждым днем желающих полетать становится все больше.
Вероятность катастрофы. Вероятность разбиться на самолете
Падение российского самолета в Египте
Одной из самых актуальных тем осени 2015 года стала авиакатастрофа в Египте. Сегодня «есть ли выжившие» – уже не самый важный вопрос в этой трагедии. Если вначале ходили слухи, что не все из 224 человек погибли, то теперь это печальный факт.
Сегодня общественность интересует причина гибели авиалайнера, и гарантии того, что этого больше не случится с российскими самолетами.
Совершенно разные версии произошедшего с Airbus A321 излагают российские и зарубежные СМИ. Вылетевший без опоздания лайнер спустя 23 минуты после взлета исчез с радаров диспетчеров по неизвестным причинам.
Египетские власти утверждают, что присутствие бомбы среды обломков самолета обнаружено не было. Эти данные были ими опубликованы после того, как эксперты из США, Англии и России пришли к иному выводу.
Единственной причиной несоответствия выводов экспертов – это нежелание Египта потерять потенциальных клиентов в туристический сезон и выплачивать компенсацию компании “Когалымавиа” за крушение самолета в его воздушном пространстве. Если бы были выжившие в авиакатастрофе в Египте, то они так же получили компенсацию за ущерб.
Следует ожидать, к какому соглашению придут обе стороны, но, оглядываясь на историю воздухоплавания, можно сказать, что самолеты просто так в воздухе не разваливаются и с радаров не исчезают. Окончательных выводов пока нет, но мировой общественности понятно, чем была вызвана сегодня. Есть ли выжившие, на этот вопрос ответ однозначный – «нет».
Расположение мест в самолете какие выбрать
Куда важнее – наличие рядом аварийных выходов:
Главная задача любого выжившего – максимально быстро добраться до места, с которого можно осуществить эвакуацию. Теоретически, всем процессом должны руководить стюардессы, но надеяться на других в условиях катастрофы не приходится, лучше рассчитывать только на свои силы.
Запомните расположение ваших мест и самый короткий путь к спасительному выходу. Неизвестно, в каких условиях вы будете до него добираться – отсутствие света, застилающая глаза кровь и крики паникующих пассажиров совсем не помогают ориентированию в пространстве. Если необходимо преодолеть всего несколько рядов – даже в таких ужасающих условиях ‒ сделать это вполне реально.
Приятно наблюдать за полётом в иллюминатор, наслаждаясь видом под крылом самолёта. Только не в тех случаях, когда воздушное судно отправится на незапланированную посадку. Спасать свою жизнь, предварительно пробравшись через целый ряд сидений, куда сложнее – уйдут драгоценные секунды на то, чтобы растолкать или продвинуть всех тех, кто станет на пути между вами и спасением.
Пилоты и дети
Почему чаще других выживает дети – до конца не понятно. Однако несколько достоверных причин исследователи этого вопроса установили:
Не опаснее, чем на эскалаторе в метро
Эксперты по транспортной безопасности обнадёживают: согласно статистике (прим. автора: National Transportation Safety Board — Национальный совет по безопасности на транспорте), лишь один из 1,2 млн коммерческих рейсов попадает в аварию. Экипажи воздушных судов тщательно отрабатывают меры по предотвращению различных экстренных ситуаций, создаются новые безопасные нетоксичные материалы и более совершенные противопожарные системы крылатых машин.
Шанс погибнуть в авиакатастрофе составляет 1 к 11 000 000, тогда как, например, в автокатастрофе — 1 к 5000, поэтому сейчас для человека гораздо безопаснее летать, чем водить машину.
Джон Хэнсман заявляет:
Находясь на борту авиалайнера, вы рискуете не больше, чем спускаясь в метро на эскалаторе.
Синтия Корбетт, сотрудник Федерального Управления Гражданской Авиации США, подводит итоги:
Просто капсула, сама разрушает самолет
Еще одну систему капсульного спасения пассажиров запатентовал Гамид Халидов, бывший советник президиума Дагестанского научного центра РАН по изобретательству и инновациям. Свой метод он придумал и расчертил менее чем за две недели. Первая мысль пришла 9 марта 2000 года, когда при крушении самолета Як-40 в аэропорту Шереметьево погиб журналист Артем Боровик. «Я настолько уважительно относился к его работе, что меня очень задела эта история, я вместе с сыном начал думать, как можно отделить судьбу пассажиров от судьбы самолета. Было вдохновение, поэтому буквально 23 марта мы пошли подавать документы на более чем 10 патентов по этому поводу», — рассказывает изобретатель.
Система Халидова заключается в том, что спасательные капсулы с пассажирами вырываются из самолета, разрушая его.
В 2000 году Халидов просил российское правительство о содействии в производстве капсул, однако не получил никакого ответа. Он даже встречался с главным конструктором самолета Ту-334, серийное производство которого так и не было запущено. По словам изобретателя, через полчаса общения конструктор Ту-334, раньше занимавшийся мягкой посадкой ракетных систем, признал необходимость и полезность капсульного метода.
Почему эта система не используется
Как отмечают авиаконструкторы, метод с разрушением частей самолета слишком опасен из-за взрывчатых веществ на борту, которые установят для вылета капсулы: детонация может случайным образом произойти даже в случае удара молнии. Кроме того, сохраняются минусы, описанные в первом пункте (недостаток технологий, нестабильность работы).
Система АПАКС — спасение авиапассажиров / HamidKhalidov:
Если в самолете случился пожар
Одной из основных причин смерти людей при пожарах является отравление продуктами горения. Температура воздуха в горящем салоне возрастает достаточно резко: от 50 °С внизу у пола до 250 °С под потолком. Спасающимся от пожара нужно запомнить следующие правила.
Внимание пассажира еще до начала полета – его страховка от смерти при пожаре: когда дым и паника отрезают пути к отступлению, поможет посчитанное заранее количество рядов до ближайшего аварийного выхода. Запомните: чаще всего люди погибают не от пожара или газов, а от элементарной давки у выхода, поэтому не поддавайтесь инстинктивному желанию бежать к тем дверям, через которые вошли в салон, ищите аварийные выходы
4. Если пассажир все же попадает в зону пожара и получает ожоги, первым делом необходимо избавиться от синтетической легко-плавящейся одежды, например, женщинам – от колготок. Напротив, защищают от огня плотные вещи из натуральных тканей. Покидая самолет во время пожара, необходимо закрыть дыхательные пути смоченной в любой жидкости тряпкой (подойдет вода, молоко, сок, а вот «дью-тифришные» запасы лучше оставить для отмечания спасения). Ни в коем случае нельзя открывать запасные люки, если за ними виден дым и огонь!
Эрика Дельгадо
Зимой 1995 года во время захода на посадку потерпел крушение авиалайнер, летевший по маршруту Богота-Картахену. На его борту было 52 пассажира, однако выжить удалось только 9-летней Эрике Дельгадо. Когда самолёт начал фрагментироваться, девочку выбросило в иллюминатор. Эрика вспоминает, что её выталкивала из самолёта мать. Это и спасло жизнь малышке. Она упала на болотистую местность. Эрика не так была потрясена катастрофой, как мародёрством местных жителей. Кто-то сорвал с шеи девочки золотое украшение и проигнорировал крики о помощи. Спасателем Эрики стал местный фермер, который и вытащил её с болота. Малышка в результате падения получила перелом руки.
О выживших
Человек – существо невероятных возможностей. В экстремальных ситуациях многие люди показывают чудеса силы, выносливости, сообразительности. Кому-то просто невероятно везет, а кто-то спасается благодаря тому, что все делал правильно. Здесь уже звучало несколько примеров того, как вели себя люди, выжившие в авиакатастрофах. Но стоит упомянуть и еще нескольких.
Сложно не вспомнить о знаменитой Весне Вулович, которая могла бы рассказать, как выжить в авиакатастрофе при падении с высоты в 10 тысяч метров. Можно сказать, что ей просто повезло: в момент катастрофы девушка потеряла сознание, находясь в хвосте самолета, падение смягчили деревья и тела других пассажиров, а еще ее очень быстро обнаружили, так что несмотря на серьезные травмы и длительную реабилитацию, она смогла вернуться к полноценной жизни спустя 1,5 года после трагедии. Тем не менее, отрицать ее волю к жизни и мужество невозможно.
Безусловно, были и выжившие в авиакатастрофах в России и СССР, показавшие себя настоящими героями. Такой пример – Лариса Савицкая, державшая рекорд до Вулович. Ее история о том, как люди выживают в авиакатастрофах, тоже достойна внимания. Летом 1981 года она с супругом как раз возвращалась из свадебного путешествия, когда пассажирский лайнер столкнулся с военным самолетом. Члены экипажа погибли практически мгновенно, воздушные судна развалились на части, и обломки стали падать вниз. В момент катастрофы Лариса проснулась от удара и перепада температуры. 8 минут заняло падение обломка, на котором она находилась, пока он не приземлился на березовую рощу, смягчившую посадку. Несколько часов девушка оставалась без сознания, а очнувшись, обнаружила рядом с собой тело мужа. Ее нашли 2 дня спустя, когда спасатели уже не надеялись обнаружить живых. Кстати, как признавалась Лариса, в какой-то момент ей вспомнился эпизод фильма “Чудеса еще случаются”, в котором девушку спасло то, что она прижалась к креслу, даже не будучи к нему пристегнутой.
Кстати, упомянутая кинолента была снята по истории еще одной девушки, которая могла бы рассказать, как выжить в авиакатастрофе и добраться до людей сквозь джунгли. 17-летняя Джулиана Кепке летела со своей матерью на рождественские каникулы к отцу, но рейсу не суждено было завершиться благополучно. с высоты в 3 километра самолет упал в глубину джунглей после попадания в его крыло молнии и пожара. В течение следующих 9 дней девушка, опираясь на знания о тропических лесах, полученных от отца, пыталась выйти к людям, и ей это удалось. Она была единственной спасшейся.
Итак, как уже было сказано, ответ на вопрос, можно ли выжить в авиакатастрофе, положительный. Есть много примеров как чудесных спасений, так и благополучных исходов благодаря осознанным правильным действиям. Так что не стоит пренебрегать скучными инструкциями – за ними стоят чьи-то жизни.
Частые причины крушения
Как утверждают специалисты, занимающиеся изучением авиакатастроф, чаще всего причиной подобных трагедий становится человеческий фактор. Его часто путают с ошибками пилотов, но это две разные категории причин. Под человеческим фактором понимают оплошности и недочеты не только пилотов, но и наземных работников аэропортов, которые также могут привести к авиакатастрофам. То есть, если диспетчер неправильно сориентировал пилота, а тот в свою очередь не смог посадить самолет, то это и будет человеческим фактором. В итоге сотни жизней и еще один печальный след в истории.
Второй частой причиной является неполадки в двигателе. Как говорит статистика, большинство авиакатастроф происходит во время взлета и во время посадки самолета. Возможно, именно поэтому среди пассажиров существует традиция аплодировать пилотам после приземления. Считается, что первые 1,5 минуты после взлета являются самыми опасными. По истечении этого времени риск крушения снижается в несколько раз. В эти секунды, в принципе, может произойти что угодно, но согласно статистике большинство трагедий случается в результате неполадок в двигателе.
Еще одна частая причина авиакатастроф – это нехватка топлива. Именно по этой причине внушительная доля крушений происходит при посадке или в последние минуты полета. Самолет просто остается в воздухе с пустыми топливными баками. Конечно, перед вылетом транспорт проходит тщательную проверку, в том числе и на наличие достаточного объема топлива. Однако неполадки в двигателе могут привести к повышенному расходу, и как следствие преждевременному опустошению баков.
Ну, и наконец, одна из самых «безобидных» причин авиакатастроф – это погодные условия. Определение «безобидное» подобрано здесь потому, как в крушениях самолетов по этой причине сложно кого-либо обвинить. Так, в 2007 году в самарском аэропорту потерпел крушение самолет ту-134. Причиной стали неблагоприятные погодные условия и ошибка пилотов. В результате крушения погибло 6 человек. Пилоты остались живы и получили различные условные сроки.
Террористические акты занимают практически последнее место в рейтинге самых частых причин крушений самолетов. В среднем около 4% всех авиакатастроф происходит по вине террористов.
Существуют и совсем необычные причины крушений, например, попадание птиц в двигатель, столкновение с наземными или воздушными объектами и т.д. И в среднем около 30 % катастроф, связанных с воздушным транспортом, так и остаются неразгаданными.
Порядок действий
Выжившие в авиакатастрофах в России или за рубежом могут рассказать о некоторых нюансах, которые и так известны всем, но почему-то постоянно забываются. Стоит еще раз их повторить.
Во-первых, начать готовиться можно еще дома – надеть в самолет удобную одежду, не стесняющую движений, иметь в ручной клади что-то теплое. Предпочтение следует отдавать хлопку и шерсти, поскольку они хуже горят
Также стоит обратить внимание на удобство обуви.
Во-вторых, нужно слушать экипаж во время инструктажа. Да, разумеется, тем, кто летает несколько раз в год, эти правила кажутся скучными и понятными без всяких повторений. Но стоит хоть раз подумать о том, что эти инструкции могут пригодиться. Даже те, кто слышал их много раз, в критический момент могут растеряться и запаниковать вместо того, чтобы вести себя правильно, в то время как экипаж регулярно проходит тренировки
Рассказы выживших в авиакатастрофах подтверждают, что слушать бортпроводников крайне важно.
В-третьих, усаживаясь на свое место, стоит сделать две вещи: не ставить в верхний отсек тяжелые сумки, посчитать количество рядов кресел между выходом и собой, а также запомнить это число. В условиях задымлености видимость будет на нуле, и это знание может спасти жизнь.
Капсула с парашютом
Два года назад киевский инженер Владимир Татаренко повесил на ютьюбе ролик «Самолет с устройством спасения». На видео обычный пассажирский лайнер вдруг начинает падать из-за возгорания в двигателе, но люди не погибают — их спасает капсула, которая катапультирует весь салон через хвостовую часть самолета и потом медленно спускает на землю на парашюте. Ролик никто не заметил: он не набрал ни одного комментария и даже десяти тысяч просмотров. Популярность резко пришла после авиакатастрофы на Синайском полуострове, в которой погибли 224 человека. В сообществе Street FX Motorsport & Graphics видео собрало более 18 миллионов просмотров.
Свою систему Татаренко запатентовал еще в 2010 году. Большую часть жизни он проработал на Киевском авиационном заводе и не раз входил в комиссии по расследованию катастроф. «Это оставляет определенный отпечаток, начинаешь задумываться: что же в проектировании самолетов идет не так, как хотелось бы? Все характеристики улучшаются, материалы более современные и прочные, некоторые системы имеют четыре степени защиты, но при аварии это ничего не дает, потому что она быстротечна. Выход один — успеть эвакуировать всех», — рассказал изобретатель.
Капсула с креслами для пассажиров и экипажа, по задумке Татаренко, должна отделяться от фюзеляжа за две-три секунды. Сначала из хвостовой части вылетает специальный парашют, который следом вытаскивает саму капсулу.
Читайте:
Почему эта система не используется
Во-первых, капсулу невозможно встроить в существующие модели Boeing и Airbus, которыми пользуется большинство авиакомпаний. В идеале для этой системы нужно конструировать новые самолеты, а это может занять 10–15 лет и потребовать огромных финансовых вложений. Чтобы авиаперевозчики и Международная организация гражданской авиации (ИКАО) взялись за такой масштабный проект, они должны быть уверены в надежности системы. А доказать ее сейчас невозможно.
Внедрение такой капсулы приведет к тому, что самолет, рассчитанный на 200–300 человек, сможет перевозить вполовину меньше, вдвое дороже, при этом без стопроцентной гарантии спасения пассажиров в случае катастрофы.
Самые сложные ситуации
Самой трудной и опасной частью катастрофы является столкновение самолета с землей или водой. После того как это произошло, у людей всего 1.5-2 минуты, чтобы остаться в живых. Именно в это время необходимо уложиться, чтобы отстегнуться, найти выход и выпрыгнуть как можно дальше.
Самую большую угрозу жизни представляет пожар и наполнявший салон угарный газ, что подтверждает выжившая в авиакатастрофе женщина. Лариса Савицкая выжила после столкновения самолета, в котором она летела с мужем, с бомбардировщиком. Получив ожоги от начавшегося пожара, она сумела сконцентрироваться и принять в кресле правильную позу, что и спасло ей жизнь, когда она 8 минут падала на нем с высоты 5200 м.
Ее посадку «смягчили» ветки деревьев, но, даже выжив после такого падения, ей пришлось пережить сильнейший шок как от полученных травм, так и от того, что спасатели не спешили с поисками упавшего самолета, уверенные, что никто не выжил.
«Есть ли выжившие в авиакатастрофе люди?» – этот вопрос должен стоять в первую очередь у тех, кто занимается подобными ситуациями. Лариса двое суток ждала помощи с переломом шейного отдела позвоночника и травмой головы. Она единственная, кто попал в книгу Гиннесса дважды за одно и то же событие:
Не меньшую угрозу для жизни человека представляет столкновение самолета с водной поверхностью, хотя большинство пассажиров наивно считают, что она может смягчить падение. Подобное незнание элементарных законов физики стоило жизни многим людям.
Как выжить при крушении самолета
На вопрос – можно ли выжить в авиакатастрофе, в полной мере ответила предыдущая часть статьи. Выжить можно. Но как это сделать? Конечно, каждый случай по-своему уникален, и составить четкое описание поведения пассажира при катастрофе довольно сложно. Но существует несколько золотых правил, которые помогут выжить.
Что делать, если выпал из самолёта без парашюта
Многим пассажирам приходит в голову вопрос — “Почему в самолетах нет парашютов?”. Тогда можно было бы легко спастись, воспользовавшись ими. Первая причина в том, что это не выгодно авиакомпаниям. Парашюты добавляют веса самолету, а это значит, что придется избавиться от пары рядов мест в салоне.
При падении самолета вы можете выпасть из него.
Вторая причина — неэффективность такого варианта. Когда воздушное судно терпит бедствие, в салоне начнется такая паника что вряд ли удастся провести организованную эвакуацию с парашютами. Их нет и у экипажа.
Если вам настолько не повезло, что вы выпали из самолета то, как выжить при падении с большой высоты? Первое время вы будете падать без сознания. От нехватки кислорода развивается гипоксия и потеря сознания.
Сила притяжения будет действовать против вас. Когда вы очнетесь, то осмотритесь. Если ваш самолет начал разрушаться еще в воздухе, то вокруг могут быть предметы, за которые можно будет ухватиться.
В 1972 году в подобной ситуации оказалась сербская стюардесса Весна Вулович. Самолет, на котором она обслуживала пассажиров, взорвался в воздухе. Ей удалось спастись благодаря тому, что ее зажало между своим сиденьем, буфетной тележкой и телом одного из членов экипажа. 10 км она пролетела в воздухе! Приземлилась она на снег. В. Вулович получила тяжелые травмы, но осталась жить.
И тут вам не повезло? Постарайтесь тогда принять позу парашютистов. Нужно расставить руки и ноги, запрокинуть голову и расправить плечи. Грудь следует выгнуть колесом.
Дальше уже мало, что от вас будет зависеть. Если вы упадете на какую-то мягкую поверхность — снег, стог сена или лесная чаща, то отделаетесь тяжелыми травмами, но будете живы. Сомневаетесь, что такое возможно? Обратимся снова к истории. В 1943 году летчика Алана Мэги выбросило из самолета В-17. Он пролетел 6 км. Падение «смягчила» крыша железнодорожной станции. Взявшие его в плен немцы, не могли поверить в то, что он остался в живых.
Это не единичный случай. С 1940 года исследователи зарегистрировали 13 похожих историй.
При падении на водную поверхность шансов выжить очень мало. Какую позу при этом принять? Тут исследователи расходятся во мнениях. Кто-то считает, что лучше падать “солдатиком”, а кто-то, что головой вперед.
Были ли реальные случаи, когда пассажиры выживали при падении в воду? 14-летняя Бахия Бакари осталась в живых, когда самолет Yemenia Airways, на котором она летела, упал около Коморских островов.
Информация о статье
Эту страницу просматривали 24 279 раза.
Была ли эта статья полезной?
Согласно проведённым расследованиям авиакатастроф
46% всех крушений самолётов происходит из-за человеческого фактора, куда можно отнести квалификацию экипажа воздушного судна, профессионализм авиадиспетчера и т.д.;
26% авиакатастроф происходят по причинам технических неисправностей, куда можно отнести надёжность и техническое состояние той, либо иной модели воздушного судна, возраст самолёта;
10% происшествий вызывается состоянием аэропортов и взлётно-посадочных полос;
10% авиакатастроф происходит по причине метеорологических условий. Как правило, это сказывается на текущих погодных условиях в аэропорту вылета и прилёта, факторов облачности и осадков. Видимости и т.д.;
3% авиакатастроф происходит из-за возникновения пожаров, в том числе, как в ходе самого полёта, так и при взлёте, посадке и т.д.;
2% авиакатастроф могут происходить из-за ошибок военных, в частности из-за фатального уничтожения пассажирских самолётов системами ПВО и т.д.;
1% происшествий вызываются террористическими актами.
Однако, необходимо уточнить, что безопасность полётов также зависит и от рейтинга безопасности авиакомпании, что определяется внедрением инноваций, обеспечением безопасности полётов, подготовкой специалистов и т.д. Сюда необходимо также включить и различного рода факторы, такие как атмосферные явления (молнии, электростатический заряд, турбулентность и т.п.) и ряд неучтённых факторов которые могут возникнуть и привести к авиакатастрофе.
В том случае, если вы не уверены в выборе какого-либо из представленных параметров, то можно либо не выбирать этот параметр, либо выбрать среднестатистическое значение.
Наверняка вас интересует вопрос, о том, как сказываются инновационные решения на безопасности полётов? Обратите внимание на то, что чем более современным является самолёт, чем более благоприятными являются погодные условия, чем более совершенной является взлётно-посадочная полоса и чем боле квалифицированным является экипаж, тем меньше шансов попасть в авиакатастрофу.
Представьте себе ситуацию, когда вам необходимо совершить авиаперелёт на устаревшей модели самолёта авиаперевозчика, явно не являющегося безопасным, экипаж воздушного судно явна только что получил право управлять самолётом, накануне вылета передали штормовое предупреждение, а перелёт вам необходимо совершить из одного малоизвестного пункта в другой в которых, по всей видимости, взлётно-посадочные полосы не оборудованы должным образом, то вероятность авиакатастрофы будет неминуемо максимальной, в чём вы самостоятельно можете убедиться, воспользовавшись специально разработанной программой для определения вероятности авиакатастроф.
Правильная одежда
При аварии на борту воздушного судна велика возможность пожара. Синтетические материалы при этом будут плавиться, а вот если вы оденете хлопковую или шерстяную одежду, то она наоборот защитит вас.
Выбираться из потерпевшего крушение Боинга или Аэробуса куда проще, если на вас надета удобная обувь. На каблуках это займет больше времени, а в случае, если придется спускаться по специальному, надувному трапу, то вы рискуете его порвать своими шпильками.
Одевайтесь просто и в одежду из хлопка или шерсти. Лучше взять куртку или теплую кофту, даже при возвращении из теплой страны. Самолет может упасть где угодно. Поэтому лучше быть готовым и к холодной погоде.
Счастливая четвёрка
12 августа 1985 года в Японии произошла самая большая по числу жертв катастрофа в мировой авиации с участием одного самолёта.
Лайнер «Боинг-747SR» авиакомпании «Джепэн Эйрлайнз» вылетел из Токио в Осаку. На борту находилось 524 пассажира и члена экипажа. Через 12 минут после взлёта во время набора высоты 7500 метров у самолёта оторвался вертикальный хвостовой стабилизатор, в результате чего произошла разгерметизация, упало давление в салоне и отказали все гидравлические системы лайнера.
Самолёт стал неуправляемым и был фактически обречён. Тем не менее пилотам неимоверными усилиями удалось удерживать лайнер в воздухе ещё 32 минуты. В итоге он потерпел катастрофу недалеко от горы Такамагахара, в 100 километрах от Токио.
Авиалайнер рухнул в горном районе, и спасатели сумели добраться к нему лишь на следующее утро. Встретить выживших они не надеялись.
Однако поисковая группа обнаружила сразу четверых живых — 24-летнюю стюардессу Юми Отиаи, 34-летнюю Хироко Ёсидзаки со своей 8-летней дочерью Микико и 12-летнюю Кэйко Каваками.
Первых трёх спасатели нашли на земле, а 12-летнюю Кэйко — сидящей на дереве. Именно туда выбросило девочку в момент гибели лайнера.
Четверо уцелевших получили в Японии прозвище «Счастливая четвёрка». Все они во время полёта находились в хвостовом отсеке, в районе, где произошёл разрыв обшивки самолёта.
В этой чудовищной катастрофе могло выжить значительно больше людей. Кэйко Каваками рассказывала потом, что слышала голос своего отца и других раненых. Как потом установили медики, многие из пассажиров «Боинга» погибли на земле от ран, холода и болевого шока, поскольку спасательные группы не стали пытаться добраться до места катастрофы ночью. В результате жертвами крушения стали 520 человек.
Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия – http://infoglaz.ru/?p=87500
Падение в океан
Когда самолет терпит бедствие над океаном, явление не редкое, но количество погибших при этом пассажиров остается шокирующе высоким, хотя есть и выжившие после авиакатастрофы на воде.
Происходит это по нескольким причинам:
Кроме случаев, когда пилот выполняет вынужденную посадку на воду, падение в океан так же опасно, как и на землю, что подтверждает единственная выжившая в авиакатастрофе девочка.
Бакари было 12 лет, когда они с мамой летели из Парижа в Йемен. По так и не выявленной причине самолет упал в океан в 14 км от берега острова Большие Коморы. От удара об воду его разорвало на части, и девочка выпала в воду. Ей повезло, что на ее поверхности остались части лайнера, на одной из которых она прождала 14 часов, пока ее не подобрало проходящее рядом рыбацкое судно.
История девочки обошла весь мир, так как это один из тех примеров, когда, возможно, спасшихся было бы больше, подоспей помощь вовремя. Переохлаждение и не надетые вовремя спасательные жилеты унесли жизни остальных пассажиров.
Это не последний пример, когда единственная выжившая в авиакатастрофе должна была бороться за жизнь из-за отсутствия помощи на земле.
Реально ли выжить во время крушения
Среди населения распространён миф о том, что любая катастрофа, произошедшая с самолётом, подразумевает гибель всего экипажа и всех пассажиров в полном составе.
Резкое падение на водную гладь или земную твердь – настоящая редкость, свидетельствующая о неисправности оборудования. Куда чаще пилоты допускают ошибку во время посадки или, выполняя взлёт, именно первые и последние 5 минут самые опасные – на них приходится максимальное количество авиакатастроф.
Никаких эффективных способов борьбы с этим ещё не придумали, так что остаётся лишь заботиться о собственной безопасности всеми подручными средствами.
Бахия Бакари
Шесть лет назад случилась катастрофа йеменского лайнера, следовавшего из Парижа на Коморские острова. 13-летней Бахие Бакари, в отличие от остальных 153 человек, удалось выжить. Самолёт упал в территориальные воды Коморских островов незадолго до посадки.
Выжившая девочка не знает, как всё произошло, так как на момент крушения она мирно спала в кресле. Падение с большой высоты закончилось многочисленными травмами, однако Бахия не растерялась. Отважная девочка взобралась на один из обломков самолёта и плавала на нём в Индийском океане. «Счастливицу» через 14 часов после трагедии нашли рыбаки. Бахия была отправлена специальным рейсом в одну из больниц Парижа. Здесь её проведал тогдашний президент страны Николя Саркози.
К сожалению, выживание после крушения самолёта – это исключение из правил. Авария среднего пассажирского авиалайнера забирает больше сотни человеческих жизней. Но, несмотря на это, самолёт признан самым безопасным видом транспорта.
Непобедимая сила духа
Удачное приземление еще не всегда означает положительный исход. Не каждого чудом выжившего мгновенно находят благожелательно настроенные местные жители. Например, в 1971 году над Амазонкой на высоте 3 200 метров из-за пожара, вызванного попаданием молнии в крыло с топливным баком, разрушился самолет Lockheed Electra. 17-летняя немка Юлиана Копке пришла в себя в джунглях, пристегнутая к креслу. Она была ранена, но могла передвигаться.
Девушка вспомнила слова отца-биолога, который рассказывал, что даже в непроходимых джунглях всегда можно найти людей, если идти за течением воды. Юлиана пошла вдоль лесных ручьев, постепенно превращавшихся в реки. Со сломанной ключицей, пакетом конфет и палкой, которой она разгоняла на мелководье скатов, девушка через 9 дней вышла к людям. В Италии по этой истории сняли фильм «Чудеса еще случаются» (1974).
На борту, включая Копке, летело 92 человека. Впоследствии было установлено, что кроме нее падение пережили еще 14 людей. Однако в течение нескольких следующих дней все они умерли еще до того, как их нашли спасатели.
Эпизод из фильма «Чудеса еще случаются» спас жизнь Ларисе Савицкой, которая в 1981 году летела вместе с мужем из свадебного путешествия рейсом Комсомольск-на-Амуре – Благовещенск. На высоте 5 200 метров пассажирский Ан-24 столкнулся с бомбардировщиком Ту-16К.
Фамилия Савицкой два раза вписана в российский вариант Книги рекордов Гиннеса. Она значится человеком, выжившим после падения с наибольшей высоты. Второй рекорд скорее печальный – Лариса стала той, кто получил минимальную компенсацию физического ущерба. Ей выплатили всего 75 рублей – именно столько по нормам Госстраха тогда полагалось выжившим в авиакатастрофе.
Герметик, защищает пассажиров от удара
Ситуация, при которой в керосин впрыскивается специальная смесь
Самая необычная система спасения самолета придумана молдаванином Александром Баланом. В ней не используются ни капсулы, ни парашюты — суть в том, что при аварии и ударе о землю самолет не взрывается, а пассажиры не получают серьезных повреждений.
В керосин впрыскивается смесь с засекреченной формулой, которая превращает топливо в твердое вещество, по структуре напоминающее песок. Благодаря этому, как рассказывает Балан, удается избежать взрыва или возгорания керосина.
Вторая система — это гибридное вещество, которое хранится в специальных титановых капсулах. За восемь секунд до предполагаемого крушения система автоматически распыляет это вещество, при контакте с воздухом его объем увеличивается в 416 раз за три секунды. В итоге пена в виде небольших шаров принимает более твердую форму, окружает пассажира и не позволяет ему двигаться даже при очень сильном толчке или ударе. Спустя 30 секунд вещество снова становится жидким и освобождает людей.
Развитием системы безопасности Балана занимается компания ABE SA, которая базируется в США и пытается привлечь инвестиции для финальных тестов. Соучредитель компании Тим Андерсон отмечает, что при падении самолета система способна защитить пассажиров от перегрузок 100 g (при аварии болида«Формулы-1» встречаются перегрузки 40 g).
«Если самолет не разрушился в воздухе, система будет работать оптимально. Даже при отказе двигателей у пилота есть шанс произвести относительно безопасную посадку, не носом в землю. В таком случае наша система может спасти жизнь пассажирам и облегчить травмы», — сказал Андерсон.
Почему эта система не используется
Изобретение Балана поддержала Международная организация гражданской авиации (ИКАО), рассказал «Медузе» Андерсон, поэтому за ее испытаниями будут следить серьезные эксперты.
Сомнения в первую очередь касаются медицинских показателей — непонятно, чем будут дышать пассажиры, когда их накроет пена, не заполнит ли пена дыхательные пути пассажиров и так далее.
Правило 90 секунд
Помните, если после падения самолёта вы сможете покинуть салон в течение 90 секунд, шансы спастись значительно увеличиваются: некоторые пассажиры в состоянии паники не способны даже расстегнуть ремень безопасности — их тела потом так и находят, сидящими в креслах.
В интервью WebMD Синтия Корбетт рассказала:
Если бы кто-то замешкался, всё могло быть намного хуже.
А Корбетт добавляет:
Не пытайтесь разыскать и собрать свой багаж, на это может уйти драгоценное время.
Главные правила безопасного поведения
1. Далеко не каждая катастрофа заканчивается 100% смертельным исходом для пассажиров. Многие выживают, и одна из причин – внимательное ознакомление и следование инструкции. Поверьте показаниям выживших: именно то, что во время демонстрации спасательного оборудования самолета вы внимательно слушаете и смотрите, а не торчите пятой точкой вперед, громко обсуждая прелести предстоящего отдыха в Египте с соседом, значительно увеличивает ваши шансы на спасение.
► | Предполетная инструкция по безопасности
2. Катастрофа может случиться с каждым, но выжить удастся лишь самым удачливым и подготовленным. Что бы ни случилось, помните: главный враг терпящего бедствие – паника, а лучший друг – хорошая память на важные мелочи.
Джулианна Дилер Кепке
После падения у Джулианны была сломана ключица, сильно расцарапана рука, правый глаз заплыл от удара, всё тело было покрыто синяками и царапинами. Тем не менее девушка не потеряла способности к передвижению. Помогло и то, что отец Джулианны был биологом и научил её правилам выживания в лесу. Девушка смогла добыть себе пропитание, потом нашла ручей и пошла вниз по его течению. Спустя 9 дней сама вышла к рыбакам, которые и спасли Джулианну.
На основе реальной истории Джулианны Кепке было снято несколько художественных фильмов, в том числе «Чудеса ещё случаются» — тот самый, который через десять лет поможет выжить в авиакатастрофе Ларисе Савицкой.
Захват воздушного судна
Благодаря усилиям всех стран по борьбе с терроризмом эту ситуацию можно назвать крайне маловероятной. Но лучше все-таки знать, что делать в этом случае. По большому счету, вести себя следует примерно так же, как и при любом другом захвате в заложники – самолет ничем принципиально не отличается. Как и в любой другой из описываемых чрезвычайных ситуаций, нужно постараться сохранять максимальное спокойствие. Если в ходе захвата самолета кто-то был ранен, необходимо оказать ему помощь, не подвергая себя при этом опасности. Не стоит провоцировать террористов на излишнюю агрессию, возмущаясь, крича или громко плача. Никаких резких движений и сопротивления, особенно, если нет необходимых навыков. Когда происходит захват заложников, практически моментально начинаются переговоры, направленные на их освобождение. Если они проваливаются, в определенный момент начинается штурм. И вот здесь самое умное, что можно сделать – упасть на пол, закрыв глаза и уши, при этом стоит держаться от угонщиков подальше. Специально подготовленные люди справляются с нейтрализацией террористов гораздо лучше простых обывателей, и в некоторых случаях удавалось обойтись минимумом жертв, которые позднее смогли рассказать, как выжить в авиакатастрофе. Ультразвуковой сканер, рентгеновский аппарат, специальные программы, помогающие выбрать особенно подозрительных пассажиров для специальной проверки – новые технологии тоже помогают бороться с терроризмом.
что делать если самолет упал на воду
При падении самолета в открытую воду необходимо соблюдать те же правила, что и при падении на сушу. После падения необходимо сразу же выбраться из салона и постараться отплыть подальше от самолета. Не рекомендуется прыгать в воду, если нет трапа. Лучше скатиться по крыльям ногами вперед, предварительно набрав в спасательный жилет воздух. Если вблизи нет суши, то ожидать помощи придется на воде. Здесь могут пригодиться обломки самолета, которые послужат временным плотом. Если нет обломков, то необходимо постоянно двигаться в воде, чтобы избежать переохлаждения организма.
Все эти советы и правила разрабатывались годами. Многие из них уже спасли жизни. Так правила поведения при падении в воду помогли в 2009 году выжить 13-летней девочке Байе Бакари.
Как выжить в крушении самолета на земле
Ответить на этот вопрос попытался профессор из Австралии, сам побывавший в авиационной аварии, чуть не стоившей ему жизни. Эд Галеа в 1985 году был на борту самолета, который выехал за пределы полосы и загорелся. С тех пор он занимается правилами самоспасения на борту. За время своей работы он опросил более 2 тыс. выживших в 105 авиационных авариях. На основе их рассказов он вывел ряд простых правил.
Путешествуя с семьей, держитесь вместе. Половина всех авиапассажиров путешествуют в группе — чаще всего с членами семьи. Естественно, что в экстремальной ситуации люди пытаются найти своих близких. Если в салоне бушует пожар, а семья разделена, то люди будут не спасаться, а искать друг друга. А ведь в такой ситуации каждая лишняя минута в дыму многократно снижает шансы выжить. Поэтому семья, особенно с детьми, должна находиться вместе и в то же время быть готова к тому, чтобы разделиться.
Уметь расстегнуть ремень безопасности. Перед полетом пассажир должен изучить ремни безопасности и потренироваться их расстегивать. Поразительно, но в экстренной ситуации даже экипаж корабля не всегда может быстро освободиться от них. Не стоит забывать, что авиационные ремни устроены не так, как автомобильные. Секунды, проведенные в борьбе с ремнем, могут стоить жизни.
Садиться ближе к проходу и считать кресла до выхода. На самом деле в самолете нет более или менее безопасных зон. Места в хвосте лайнера могут оказаться смертельными, если пожар вспыхнул именно там, поэтому общих правил при их выборе не существует. Однако есть ряд советов. Во-первых, занимая свое место, следует посчитать и хорошо запомнить количество рядов, которое в случае чего придется преодолевать до ближайших двух экстренных выходов. Эти знания помогут в темноте быстро найти выход. Причем следует запомнить местоположение как минимум двух выходов, так как ближайший может быть заблокирован или недоступен. Во-вторых, шансы на выживание несколько выше у пассажира, сидящего ближе к проходу. Чем быстрее человек начинает двигаться и чем меньше препятствий у него на пути, тем выше его шансы на выживание.
Группировка и подготовка. Самое главное – никогда не пренебрегать информацией, которую сообщают бортпроводники перед полетом. Тщательное изучение карточки, на которой изложены правила эвакуации, действительно может спасти жизнь.
Группировка — положение, которое рекомендуется принимать в экстренной ситуации, может показаться нелепым или глупым, но оно спасет пассажира от самого страшного при аварии на земле и пожаре — от потери сознания.
При резком торможении или столкновении с наземным препятствием несгруппировавшийся человек непременно получит травму головы, которая, скорее всего, приведет к потере сознания. При пожаре в панике человека без сознания спасать никто не будет, поэтому, если вы сами не позаботитесь о себе, шансы выжить у вас минимальны.
Крупнейшие авиакатастрофы
Лишь 30 из 100 самых крупных за всю историю авиации катастроф случились в XXI веке. Выживали ли люди в авиакатастрофах? Конечно, хоть и не в каждой. Разумеется, после любого, даже самого незначительного происшествия, проводится тщательное расследование, по итогам которого могут быть приняты решения об усилении мер безопасности в аэропорту, улучшении работы диспетчеров и других наземных служб, а также конструкции самолетов и внедрении новых систем управления. Так что с каждым годом шанс выжить в авиакатастрофе, если она случится, становится все выше. А сама вероятность ее возникновения – все ниже.
Правильная посадка в кресле
Что делать при падении самолета в первую очередь? Застегните ремень и подтяните его. Это нужно, чтобы не вылететь из своего кресла. Дальше нужно занять правильную позицию в кресле.
Голову опустите на уровень колен. Их уприте в соседнее кресло. Ладони нужно скрестить над головой. Так вы избежите черепно-мозговых травм, а именно они являются причиной смертельных случаев в авиакатастрофе.
Если вы летите с ребенком и посадили его к себе на колени, то сразу пересадите его в соседнее кресло. При ударе такой мощности, какой последует сразу за падением лайнера на землю, вы просто не сможете удержать его.
Правила при взлете и посадке
К ним относят следующие:
Не менее важно понимать, что алкоголь не рекомендуется употреблять как перед, так и во время полета, ведь только ясный разум поможет найти выход из сложной ситуации. Обязательно нужно выбирать подходящую обувь для авиаперелета, женщинам рекомендуется отказаться от высоких каблуков, а обувь на шнурках должна быть надежно зашнурована
Причины авиакатастроф
Шанс погибнуть во время полета гораздо меньше вероятности выиграть в лотерею. Тем не менее несколько раз в год происходят трагедии, уносящие жизни сотен людей за раз. Естественно, это пугает, даже если остаются выжившие в авиакатастрофах. Фото с мест аварии настолько впечатляют, что многие впоследствии отказываются от полетов, если есть другие варианты. Но если вдуматься, все-таки самолет – один из наиболее безопасных видов транспорта. Да, как и в любом другом случае, здесь есть свой риск. На самом деле причин, по которым что-то может пойти не так, не слишком много.
Во-первых, это человеческий фактор. Это наиболее вероятная причина, поскольку отказы техники без участия людей – довольно редкое дело
Все системы безопасности дублируются и проверяются перед каждым полетом, в то время как человеческие возможности, в том числе время реакции, внимание, скорость и качество принятия решений несовершенны. В 70% случаев, когда происходят те или иные происшествия, как с жертвами, так и без них, речь идет именно о том, что люди сделали что-то не так
В остальных 30% виноваты технические сбои, не связанные с ошибками персонала, а также комплексные причины. В эту же категорию обычно относят происшествия, так и оставшиеся загадкой.
Конструкции самолетов постоянно совершенствуются, инженеры, электрики и другие специалисты работают над тем, чтобы минимизировать участие людей в процессе полета. Межгосударственный авиационный комитет, правительства стран, производители воздушных судов – в расследовании причин каждого инцидента заинтересовано достаточно большое количество сторон, а потому этому уделяется серьезное внимание. И поскольку довольно редко жертвами становятся все без исключения пассажиры, по их рассказам становится ясно, как выжить в авиакатастрофе. На самом деле это вполне возможно, даже если авария произошла на огромной высоте. И уж тем более были люди, выжившие в авиакатастрофах, случившихся на земле. Итак, что нужно для того, чтобы спастись?
Немного истории
В интернете сегодня можно найти массу информации о выживших в авиакатастрофах. Но мы остановимся на крупных авариях, в которых число жертв превысило сотню человек.
В случае крушения на земле
Если аварийная посадка произошла на суше, но до прибытия спасателей может пройти достаточно много времени, в течение которого важно не уходить далеко от обломков, так как первыми спасатели будут прочесывать маршрут «нитки» падения самолета. Даже ночному ежу-одиночке понятно: ни в коем случае нельзя разбредаться по одному и в темное время суток
Важно обязательно развести костер: он не только согреет, но станет ориентиром для спасателей и поднимет моральный дух, что очень важно в такой ситуации. Если костер разводится днем, нужно бросить в него любой чадящий материал (лучше всего – резину), спасатели заметят черный дым намного быстрее. Ночью помочь в поисках может ослепительное пламя от костра, в который кинули магний (если таковой имеется).
10. Если все испытания уже позади и осталось только дождаться спасателей, то выжившие рискуют столкнуться с последними страшными врагами – голодом и жаждой. На плитке шоколада в день человек может продержаться около 4 недель, сохраняя минимально адекватную реакцию. А пресную воду можно добыть, выжав пойманную свежую рыбу (даже морскую), в которой находится достаточно воды, чтобы не умереть от жажды. При голоде рекомендуется воздержаться от случайных перекусов найденными ягодами, грибами, кореньями, так как это только «распалит» аппетит. Лучше придерживаться хотя бы видимости какого-то режима питания. В дикой природе едой может стать все: от пойманной рыбы и найденных яиц до богатых на микроэлементы семян диких трав.
! Также вам не помешает знать, что …
– перед началом полета бортпроводники обозначают среди толпы так называемых «выделенных» пассажиров. Как правило, это – знакомые и родные членов экипажа, люди в погонах, физически крепкие люди с явными замашками лидера. В экстренных случаях именно на этих людях экипаж строит стратегию спасения выживших.
И в качестве видеобонуса познавательный документальный фильм о выживших в авиакатастрофах. Их на самом деле не так уж и мало.
Мягкой вам посадки!
Источники:
“Шпаргалка от смерти”, Журнал XXL (Украина), 2013/2