Каллиграфический почерк что это
Каллиграфия: как научиться красиво писать, даже если у вас плохой почерк
Материалы для каллиграфии
Написать красивый текст обычной шариковой ручкой — это не каллиграфия. Для каллиграфии нужны специальные инструменты.
Плакатные перья не подходят для новичков. В качестве первого пера лучше выбрать ширококонечное или остроконечное.
Перья обладают разной гибкостью. Для каллиграфии подходят очень гибкие, с маркировкой very high flexibility
Держатель для пера. Само перо — это только острый металлический наконечник, писать им невозможно. Чтобы было удобно, для пера нужен держатель. Чаще всего держатели универсальны и подходят для всех видов перьев.
Тушь или чернила. В каллиграфии используют и тушь, и чернила, но для первого опыта лучше взять тушь. Она не впитывается в бумагу, а остаётся на ней тонкой плёнкой, и поэтому не растекается. Чернила могут создавать эффект паутинки — когда вокруг вашей линии образуются маленькие чёрточки.
Тушь для каллиграфии бывает обычной и водостойкой. Для пробы пера лучше брать обычную: она недорогая и легко смываются, если случайно капнуть на стол.
Обзор туши и чернил для каллиграфии
Бумага. Бумага для каллиграфии не должна быть слишком рыхлой. Перо может цепляться за неровности и оставлять ненужные следы. Если выбираете из обычной бумаги для принтера, обратите внимание на плотность — должна быть 120 г/см². Можно использовать бумагу для набросков.
Сколько стоят материалы для каллиграфии
Если вы только начинаете, не покупайте дорогие инструменты. Научиться основам можно и на простых. К тому же в каллиграфии очень важно всё попробовать самому — перо, которое одному человеку покажется отличным, второй назовёт плохим. Начните с простого, а дальше поймёте, чего не хватает, и что хочется попробовать ещё.
Вот примерные цены на инструменты для каллиграфии в магазинах:
Как тренироваться, если вы только начинаете заниматься каллиграфией
Кроме инструментов, перечисленных выше, вам понадобится, стакан с водой, чтобы промывать перо.
Бумагу лучше разметить. Можно распечатать готовый шаблон с разметкой и подложить под свой лист, если он не очень плотный.
Перо для каллиграфии можно держать в руке, как обычную шариковую ручку. Главное не давить на него слишком сильно. Перо должно скользить по бумаге, а не цепляться за неё.
Первые уроки каллиграфии похожи на обучение письму в начальной школе. Как в прописях вы рисовали чёрточки и закорючки, так и сейчас для начала нужно освоить линии — прямые и наклонные. Следующий элемент — буквы. Можно двигаться не в алфавитном порядке, а переходить от простых к сложным. Когда освоите буквы, начинайте писать слова.
Базовые упражнения по каллиграфии для острого пера
Можно тренироваться не на обычной бумаге, а в специальных прописях для каллиграфии. Их можно купить в магазинах или скачать и распечатать.
Секреты для новичков в каллиграфии
С нового пера надо снять масляное покрытие, тогда оно будет лучше скользить. Протрите перо салфеткой, смоченной в спирте.
Если чернила не оставляют след на бумаге, просто прикоснитесь кончиком пера к поверхности воды, так чернила начнут переходить на бумагу лучше.
Если буквы выходят слишком толстыми и неровными, попробуйте работать чуть быстрее. При медленном темпе на бумагу могут выливаться лишние чернила.
Если вы ведёте линию вверх, она должна быть толстой, а линия, которая идёт вниз — тонкой. Это сложно запомнить, но легко отработать на практике. Обычно у всех получается довольно быстро.
Кому понравится каллиграфия
Тем, кто любит открытки. Если вы коллекционируете открытки, увлекаетесь посткроссингом, отправляете открытки друзьям из всех путешествий, попробуйте научиться каллиграфии. Открытку, подписанную каллиграфическим почерком, будут хранить долго.
Тем, кто умеет рисовать. Освоить каллиграфию проще, если вы хорошо владеете карандашом и кистью. Красивые надписи дополнят ваши работы и альбомы для скетчей.
Где искать вдохновение
Чтобы научиться каллиграфии, многие советуют копировать чужие работы. Ищите вдохновение на Pinterest и пробуйте повторить. Вы наберётесь опыта во время тренировок.
Можно посетить музей каллиграфии, в Москве такой есть в Сокольниках. Или отправиться в виртуальный тур по нему.
Вдохновение можно найти и в роликах на Ютубе. Если упражнения наскучили, переключитесь на что-то другое, например, узнайте всё о стилях каллиграфии.
Главное о каллиграфии
Каллиграфия — это искусство красивого написания букв. Научиться каллиграфии можно, даже если вы всю жизнь пишете «как курица лапой».
Для каллиграфии нужны перо, держатель для него, тушь и бумага. Набор простых инструментов для новичка стоит меньше тысячи рублей.
Обучение каллиграфии похоже на то, как все мы учились писать: сначала рисовали чёрточки и закорючки, потом выводили буквы и наконец перешли к словам.
Можно тренироваться на обычной бумаге или в специальных прописях для каллиграфии.
Не бойтесь копировать чужие работы, так вы отработаете технику и поймёте, какие стили вам больше подходят.
Как начать самому изучать каллиграфию
Как начинающий каллиграф решил создать “исчерпывающее руководство” для таких же 🙂
Но вот вам скучное, академическое определение:
Каллиграфия — Одна из отраслей изобразительного искусства. Ещё каллиграфию часто называют искусством красивого письма. Современное определение каллиграфии звучит следующим образом: «искусство оформления знаков в экспрессивной, гармоничной и искусной манере»
— Википедия
Главное, напишите всем, что вы начали заниматься каллиграфией. Постите как можно больше мемов о каллиграфии. Как минимум статус в ВК запилите! Шутка.
Сначала надо сказать себе, что это всего лишь хобби и свыкнуться с этой мыслью. Это действительно важный этап.
На стоках вы будете смотреть множество работ, которые на первый взгляд просты в исполнении, но как только начинаешь их пробовать повторить, понимаешь, что жизнь тебя к такому не готовила.
Вся соль каллиграфии в том, что написание букв разительно отличается от гражданского письма которому нас учили в школе. И принцип работы инструментов, которыми вы будете писать, вообще не похож на шариковую ручку.
Выделите себе время на это. Два дня в неделю по полчаса достаточно для начала.
Вы наверняка будете гуглить эту тему и прочтете рекомендации заниматься каждый день и прочее. Конечно, решать только вам. Но надо понимать, что так можно быстро выгореть. В таком ритме процесс будет изматывающим и вы не сможете замечать собственных успехов.
Надо понимать, что каллиграфия, как и любое художественное творчество, не подразумевает чистоты. Это значит, что вы можете опрокинуть банку с тушью и она будет везде где только можно, у вас по неведомой причине лопнет картридж в ручке, она потечет и испачкает весь портфель и тд и т.п.
Наверное ответ вас поразит, но в начале никакие. Да, все правильно, вам не нужно покупать перья, накопители и держатели для них, ручки для каллиграфии тоже не нужны, и никаких меркеров, брашпенов и прочего, прочего.
С помощью этого набора можно сделать пишущий инструмент который имитирует широкое перо.
Выбор такого инструмента накладывает также и определенные ограничения в плане получаемых штрихов букв на бумаге.
Покупать дорогую бумагу тоже нет никакого смысла. Максимум, на что стоит потратиться, это на офисную бумагу фирмы SvetoCopy. Она довольно качественная и впоследствии вы будете писать на ней уже тушью/чернилами и пером.
Какой формат бумаги покупать(A3 или A4) решать вам, но есть нюанс: на формате меньшего размера новичкам легче начать, а преимущество большего формата в экономии, из одного листа A3 можно сделать два A4 ну и места больше для творчества 🙂
Вот эти ребята: почерк, алфавит, шрифт, письмо, буквы, называйте как хотите. Я лично предпочитаю слово алфавит. Это то самое, что мы будем писать на бумаге и во что будем вкладывать кровь и пот. Некоторые могут еще и слезы 🙂
В “интернетах” это можно брать ложками, пока не треснет. Но лучше так не делать. Многие клевые шрифты(на наш “начинающий” взгляд) не подходят для старта. И для начала лучше чем шрифты, описанные в учебниках, самому найти вряд ли удастся.
Есть опасность наткнуться на такие буквы, которые вообще не стоит трогать даже десятиметровой палкой. Они были сделаны на компьютере и вообще не предусматривают возможности повторения их на бумаге традиционными инструментами.
Для себя я выделил два алфавита для начинающих с нуля.
Базовое письмо — оно разработано специально для обучения начинающих английским каллиграфом Эдвардом Джонстоном.
Оно отлично подходит для письма сдвоенным карандашом и не вызовет особых трудностей.
У него есть как прописные буквы, так и заглавные, которые очень легко учить выписывать. Поэтому после определенного времени практики вы начнете без проблем создавать красивые композиции с использованием этого шрифта.
Также textura quadrata, Blackletter, Old English — разновидность готического письма. Готический шрифт ассоциируется именно с этим вариантом. Тоже отлично подходит для нас, начинающих.
В данном случае стоит отметить, что учить надо именно прописные. С ними у вас проблем не возникнет, а вот заглавные — это боль. Ну, хотя это может вам и понравиться, если вы любитель жесткой ласки:)
Сразу хочу сказать, что нет смысла учить два и более алфавита сразу. Выберете себе один и погнали.
Кстати, чуть не забыл о списке рекомендованной литературы!
Есть две книги, с которых стоит начать. Выбираете одну из них, они написаны одним человеком и мало чем отличаются. В них есть все, что нужно знать для начала. Пишите из них приглянувшиеся вам алфавиты и, как только будете уверены, начинайте составлять из них каллиграфические композиции. И постите на радость вашим друзьям и подписчикам.
Список книг для начала:
Я постарался поделиться с вами всем тем опытом, который имею на момент написания статьи и, возможно, она будет полезна. Надеюсь, что вы, как и я, преодолеете все трудности, а хобби перерастет в коммерческую деятельность. Важно отметить, что большинство топовых каллиграфов тоже учились сами и не посещали никаких курсов.
По сути, мы просто пишем буквы, и стараемся делать это красиво.
Комментарий удален по просьбе пользователя
Только руки держите на клавиатуре😉
Каллиграфия у каждого своя)
В моем детстве это называли граффити
Прогресс не стоит на месте и сейчас это исскуство называется каллиграфити😊
Я всего лишь интересующийся каллиграфией (остроконечным пером), но могу сказать, что у вас ни разу не каллиграфия. Это называется леттеринг. И вообще немного забавно читать гайд «как начать» от человека, который сам без году неделя этим занимается.
Как начать изучать каллиграфию:
1. Состряпать гайд о каллиграфии
Так от вас, гуру калиграфии, фиг дождёшься подобного. Вам конкуренцию никто не собирается составлять. А для самообразования эта статья несёт достаточно информации
Роза пахнет розой, хоть розой назови её, хоть нет.
Ауф! В золотые цитаты вконтакта.
Это цитата из произведения Шекспира)
Какое-то у вас не адекватное поведение 😬
За мой счет свою низкую самооценку поднимать не надо, ок)
У меня как раз адекватная реакция на людей которые пишут в интерне всякую хрень, даже не разбираясь в теме и все это только ради того, чтобы хоть кто-то заметил.
Ууууу. за ваш счет поднимаю низкую самооценку, чтоб кто-то заметил. Эпическая мания величия 🙂 Пойду завидовать молча.
Статьи для р о дителей
Причины неправильного и некрасивого почерка
Основная причина, по которой дети и взрослые пишут неразборчиво или недостаточно красиво — необходимость в принципе много и быстро писать. Стоит лишь вспомнить почерк врачей, вошедший если не в притчу, то уж точно во множество анекдотов. Но такая проблема известна не только врачам.
Еще в школе дети сталкиваются с необходимостью быстро записывать информацию, а вот качеству письма уделяется мало внимания. Мы учимся красиво писать и правильно держать ручку только в первом классе, но спустя время необходимость быстро записывать лекции сводит все усилия до известного «как курица лапой».
В дореволюционную эпоху скорость написания ограничивали перьевые ручки — школьникам и взрослым приходилось выводить буквы медленно и аккуратно, чтобы не поставить кляксу. С использованием шариковых ручек такие ограничения пропали. Писать стало проще, но на красоте почерка это сказалось не лучшим образом.
На чистоту написания букв влияют и личные особенности. Например, ребенку-холерику с бурным взрывным темпераментом сложно оттачивать каллиграфию, уделяя внимание каждой мелочи. Для него необходима дополнительная мотивация, чтобы раз за разом тщательно выводить строчки.
Можно ли исправить почерк во взрослом возрасте
Определенный стиль письма формируется у ребенка в 5–6-м классе, а иногда и раньше. После этого почерк еще может меняться, но в целом манера написания букв остается прежней. Значит ли это, что если не удалось научить ребенка искусству красивого письма, он всегда будет писать неразборчиво? И стоит ли взрослым думать, как научиться красивому почерку? Стоит!
На самом деле почерк — это такой же мышечный навык, как умение забрасывать мяч в баскетбольную корзину или красивая походка. Безусловно, лучше, если он отрабатывается с детства, но и взрослому можно наверстать упущенное, если приложить немного усилий.
Сколько нужно времени, чтобы скорретировать почерк:
Под существенными, заметными улучшениями понимается способность писать «новым почерком» в среднем темпе. Медленно выводить красивые буквы одну за другой, как правило, можно научиться намного быстрее.
Плохой и хороший почерк с точки зрения графолога
Как научиться красиво писать буквы
Каллиграфию не зря считают одним из видов искусства. Симметрия и четкость линий делают ее схожей с графикой. Но, что приятно, для освоения этого искусства не обязателен талант — оно под силу каждому, кто проявит терпение. Начинать стоит с азов: тренироваться правильно держать ручку, привыкать к правильной посадке за столом, отрабатывать написание линий и завитков, как в начальной школе. Поэтому нет простых советов, как научиться красиво писать за 5 минут: чтобы улучшить почерк, нужно время.
Правильная посадка
Перед тем как писать буквы, выберите хорошо освещенное место для занятий, стол и стул нужной высоты. Чтобы правильно отрегулировать высоту стула, сядьте на него и обратите внимание на следующее:
Сидя на стуле, не касайтесь столешницы — между ней и вашим туловищем должно быть расстояние. Помните, что спинку стула можно и нужно использовать как опору для спины.
Многим такая посадка первое время кажется неудобной, но это лишь потому, что мышцы отвыкли от правильного положения тела. Возможно, для занятий стоит приобрести стол с наклонной поверхностью (такими часто оборудуют кабинеты для первоклассников) — он поможет избежать напряжения в шее.
Правильно держим ручку
Оказывается, даже правильно держать шариковую ручку умеют далеко не все. Но и такой навык очень важен, чтобы исправить почерк и научиться писать красиво. Каллиграфия шариковой ручкой начинается именно с отработки правильного захвата:
Для тренировок выбирайте шариковые или гелевые ручки умеренной или слегка увеличенной толщины. Отлично, если на ручке есть резиновая накладка. Детские накладки-рыбки помогают выработать правильный захват.
Одна из самых распространенных ошибок при письме — высоко поднятое запястье, которое вызывает лишнее напряжение в кисти. В норме запястье отрывается от стола или листа бумаги лишь на несколько миллиметров.
Прописная тетрадь
Тем, кто хочет кардинально исправить почерк, нужно вернуться к основам — купить или скачать несколько прописей и заново выработать графические навыки.
Например, детские прописи для дошкольников и первоклассников помогут научиться красиво соединять буквы, отработать наклон, петли и закругления. В них даются эталоны написания букв и цифр, но для занятий каллиграфией этого, конечно же, мало.
Есть прописи для взрослых — они помогут тем, кто хочет не просто научиться красиво писать ручкой, но и приобрести свой собственный стиль. Пробуя разные шрифты и многократно повторяя те или иные элементы, можно победить старые мышечные привычки и выработать новые — те, что ведут к красивому почерку.
Наконец, есть отдельные прописи для каллиграфии. Такие материалы помогут освоить интересные росчерки, завитки, оригинальное написание заглавных букв. Среди них можно найти как бумажные, так и электронные книги с вкладышами для тренировок. Например, «Прописи по каллиграфии» Виктории и Виталины Лопухиных или «Каллиграфия» Ильи Богдеско.
Чтобы отработать новые навыки письма, на первых порах лучше использовать тетрадь в клетку и выписывать буквы в каждой клеточке — это удобнее. Для исправления наклона букв хорошо подходят детские тетради в мелкую косую линию.
Советы по улучшению почерка и обзор генератора прописей
Специальные упражнения
Кроме прописей помочь в борьбе за красивый почерк могут специальные упражнения, которые развивают мелкую моторику рук. Некоторые из них знакомы нам с детства, но это не значит, что они подходят только дошкольникам — взрослым тоже пригодится.
Полезные упражнения:
Как изменить почерк пошагово
Шаг 1. Проанализировать свой почерк
Прежде чем учиться красиво писать буквы ручкой или пером, нужно увидеть свою отправную точку. Напишите несколько предложений в привычном стиле с обычной скоростью. Можно взять для этого тетрадный лист в линию, но лучше писать на чистой нелинованной бумаге — она поможет увидеть, где строчки начинают уползать вниз или вверх.
Обратите внимание на следующие факторы:
Отдельно проанализируйте написание букв «и», «ш», «м», «л», «п» — часто они сливаются в сплошную неразборчивую «кардиограмму».
Шаг 2. Выбрать красивый прописной шрифт
Если вы увидели и проанализировали свои ошибки, посмотрите, как написать то же самое красивым почерком. Выберите в прописях или в других источниках шрифт, который вы хотели бы освоить. Очень много рукописных шрифтов предлагает приложение Canva, также можно найти интересные варианты на сайте ofont.ru.
Распечатайте пример нужного шрифта, чтобы он всегда был у вас перед глазами. Также нужно заготовить карточки для тренировок — отдельные буквы и целые фразы, написанные данным шрифтом, которые вы будете обводить ручкой. Среди них должны быть образцы написания:
Самое простое решение — взять шрифт из прописи, чтобы воспользоваться уже готовыми материалами. Например, образцы верного написания и множество учебных прописей представлены в пособии «Правильные соединения букв для хорошего почерка» Георгиевой М.О. Если вам понравился необычный каллиграфический шрифт, материалы для занятий придется готовить самостоятельно.
Шаг 3. Много и регулярно писать в тетради
Каллиграфия — занятие для терпеливых. Чтобы научиться правильно и красиво писать буквы, придется многократно повторять каждую из них. Вначале можно обводить по контуру образцы, а после практиковаться в самостоятельном написании.
Заведите пару специальных тетрадей для занятий — одну в мелкую косую линию и вторую с обычными линованными листами. Начинать тренировки лучше с тетради в косую линию, чтобы удерживать правильный наклон.
Уделите внимание соединениям букв. По правилам в некоторых сочетаниях используют только нижнее соединение, в других — только верхнее.
Шаг 4. Довести новые навыки до автоматизма
Научиться красивому почерку можно только путем регулярных тренировок, которые будут закреплять мышечный навык. В идеале нужно заниматься ежедневно, но если не получается — пусть занятия будут не менее трех раз в неделю. Не допускайте длинных промежутков между тренировками — это неизбежно вызовет откат назад.
Необязательно на каждой тренировке изучать новые буквы или соединения. Двигайтесь постепенно: переходите к следующей букве только после того, как уверенно освоили предыдущую. Кроме того, время от времени возвращайтесь к пройденному материалу. Такой подход поможет довести новый навык до автоматизма без сильных откатов к старым привычкам.
Если вы или ребенок уже не задумываетесь о написании буквы и можете сосредоточиться на орфографии — значит, новый навык успешно встроился. Однако если начать писать быстрее, качество может страдать — стоит это учитывать и проявить терпение к подобным ситуациям.
Каллиграфия. Забытая и возрождённая
Содержание:
Большинство людей сегодня воспринимают каллиграфию исключительно как один из видов изобразительного искусства. Кто-то считает его старинным, кто-то даже устаревшим. По крайней мере, не слишком популярным направлением в современной культуре. О том, что же такое каллиграфия и насколько она актуальна для современного общества, рассказал преподаватель Института им. Репина, член Союза художников России Пётр Чобитько.
На Востоке, в Японии и Китае, каллиграфия сегодня преподаётся в школе наравне с рисованием. А раньше среди самураев она сравнивалась с пятым видом боевого искусства. Существует даже такое выражение: «Гармония пера и меча» (бунбу итти). На японских каллиграфических свитках часто можно увидеть эти слова. Перо и меч многие века составляли основу жизни японской знати. Вообще, японская каллиграфия – одна из практик дзен, такая же, как искусство икебаны, фехтования на мечах (кендо), чайная церемония (чадо) и боевые искусства (будо).
Тем не менее, ошибается тот, кто считает каллиграфию искусством в большей степени восточных стран. Конечно, определенные предпосылки для этого существуют. Например, пиктографическая письменность как основа иероглифов предполагала отображение содержания сообщения в виде рисунка. То есть фиксировалась не сама речь, в отличие от линеарного письма, знаки которого не имели сходства с рисуночным оригиналом.
Другая предпосылка связана с Кораном, запрещающим художнику изображать окружающий мир. Вследствие этого мусульмане воплощают свои художественные образы через письмо, создавая тем самым из текстов арабской вязи настоящие произведения искусства.
Но в дореволюционной России каллиграфии уделялось ничуть не меньшее внимание. В лицеях, церковно-приходских школах и других образовательных учреждениях каллиграфия была одним из основных предметов. После революции этот вид искусства и предмет стал считаться буржуазным и фактически исчез из школьной программы. Его заменили обычным чистописанием. А в 1968 году и вовсе отказались от металлического пера.
Вместо него ввели шариковую ручку. Эти нововведения окончательно разрушили остатки традиций и культуры письма, с трудом сохранившиеся после 1917 года, а также привели современное общество к тотальной дисграфии.
Известный эстонский мастер и педагог Пауль Лихтейн ещё в 1970 году предупреждал о последствиях использования шариковой ручки и о влиянии её на культуру всего общества. По его мнению, и в букве и в письме была заложена великая воспитательная сила, приемы письма оттачивались столетиями. И всего несколько десятилетий потребовалось на то, чтобы разрушить накопленный опыт и традиции.
↑ Каллиграфия на службе бизнеса
В 80-х годах крупнейшая японская компания, занимающаяся выпуском бытовой и профессиональной электроники, – начиная переходить к нанотехнологиям, провела во многих странах любопытный эксперимент. Искали, какие методики можно использовать в данном регионе и в данной культуре для подготовки специалистов будущего в разных направлениях. Программа длилась долго. Её финансировали более 10 лет. Когда собрали данные, организаторы эксперимента были потрясены. Всем требованиям в наибольшей мере отвечала каллиграфия. Поэтому компания рекомендовала ввести каллиграфию с 1-го по 11-й класс во всех школах и вузах, независимо от специализации образовательного учреждения. Чтобы сформировать те самые качества, необходимые будущим специалистам в области инновационных технологий.
Вот ещё один интересный факт из современной японской жизни. Многие крупные фирмы Японии приглашают в обеденный перерыв учителей (сенсеев), которые занимаются с сотрудниками каллиграфией по полчаса в день. Руководители компаний считают это весьма недешёвое занятие полезным не только для здоровья, но и для развития творческого потенциала специалистов. И ведь никто не сможет поспорить с тем, что японцы – самая работоспособная нация, к тому же самая продвинутая и креативная в области инновационных разработок. Безусловно, здесь заслуга не только каллиграфии. Но совершенно очевидно, что это – следствие бережного отношения японцев к своей истории, традициям и корням, духовному и физическому здоровью нации.
↑ Здоровье на кончике пера
Недавние исследования Британской ассоциации хирургов, связанные с оценкой здоровья современных школьников в Англии, констатировали неутешительные результаты. Ребенок сегодня подвержен риску болей в спине и суставах больше, чем когда бы то ни было, а каждый третий обследуемый пациент испытывает боли в спине с самого детства.
По данным одной из лучших английских школ, из 222 детей, которые идут в 1-й класс, нормальная осанка и здоровый позвоночник через год остаются только у пяти детей. Сам собой напрашивается вопрос: если к таким выводам приходят на основании исследований в лучших западных образовательных учреждениях, что же происходит со здоровьем детей в российских школах за время учебного процесса? Учитывая сегодняшнюю тенденцию в области образования и сфере интересов самих родителей – начинать обучение детей как можно раньше, не с семи лет, а с шести или даже пяти, нетрудно предположить, в каком состоянии они приходят еще только в 1-й класс.
Для полноты картины можно вспомнить о мебели, использующейся в процессе обучения и часто не предусматривающей профилактику таких заболеваний, как сутулость и сколиоз. Не забыть про объём предметов, кружков и секций, которыми стараются нагрузить своих чад заботливые мамы и папы. Учесть то количество времени, что современный ребенок проводит перед экранами телевизоров и компьютеров. В конце концов, просто взвесить школьные портфели. И задуматься, что будет с этими детьми через некоторое время.
По статистике, уже 90% детей идут в 1-й класс с проблемами позвоночника и 20% – с психическими нарушениями. А ведь истина о том, что позвоночник человека – его основа, известна на протяжении многих тысячелетий. Древние китайские мудрецы называли его магистральным путем жизненной энергии, на котором держится весь организм. Причем не только физика, но и психика. Конечно, в современном мире невозможно обойтись без серьёзной подготовительной базы и качественного образования. Но изменить подход к образованию вполне возможно.
Наряду с развитием и применением новых методик усвоения знаний, таких, например, как игровые формы обучения, имеет смысл обратиться и к истории. К опыту наших предков, многие из которых, кстати, обладали более глубокими знаниями, чем современные поколения, и гораздо больше времени проводили за партой. Притом обладали идеальной осанкой и здоровым позвоночником. Каллиграфия имеет к этому самое непосредственное отношение. К тому же данный вид искусства оказывает серьёзное влияние не только на позвоночник, но и на психофизическое здоровье человека в целом.
Для сравнения: в современной российской школе на такой предмет, как правописание, выделяется один час в неделю, а во времена Императорского Царскосельского лицея Александр Сергеевич Пушкин занимался каллиграфией 18 часов в неделю.
Известный врач, педагог-новатор, руководитель научно-внедренческой лаборатории, доктор наук Владимир Филиппович Базарный многие годы исследует влияние на психическое и физическое здоровье детей безотрывного письма шариковой ручкой, сравнивая его с импульсно-нажимным письмом перьевой ручкой.
По его мнению, между этими двумя способами имеется коренное отличие в так называемых основах психомоторной механики. В частности, в процессе письма перьевой ручкой ребенок постепенно вырабатывает моторный автоматизм, сообразный природе его эндогенных биоритмов: чередования усилий (нажимов) и расслаблений (отрывов). При письме же шариковой ручкой, то есть при безотрывном письме, усилию придан режим постоянной мышечной напряженности, угнетающий и разрушающий ритмическую основу в организации непроизвольной моторики.
Китайские же специалисты раскрывают эту тему в еще более неожиданном ракурсе. В своей статье «Каллиграфия и здоровье» доцент Пекинского института графической коммуникации Юань Пу рассказывает о влиянии каллиграфии на мозговую активность в целом и даже на продолжительность жизни.
Считается, что из всех видов произвольных действий акт письма – наиболее сложный и трудоемкий. Положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата пера, правильное положение запястья и руки в воздухе при письме, движения пером, – все это не только тренирует мышцы рук и нервы, но и затрагивает все части тела: пальцы, плечи, спину и ноги. Каллиграфические упражнения по своей сути напоминают гимнастику цигун, которая «изменяет телосложение, двигает суставы». Этот процесс влияет на психическое и физическое здоровье, развивает тончайшие мышцы рук, стимулирует работу мозга и воображение.
Процесс письма также восстанавливает дыхание. Каллиграфия заставляет правую мозговую долю чувствовать правильность линий, структуру симметрии, ритм и темп, развивает внимательность, наблюдательность и воображение. Юань Пу пришел к выводу, что студенты, которые изучают каллиграфию, гораздо быстрее остальных воспринимают и запоминают информацию. А то, что каллиграфия продлевает жизнь, – научно доказанный факт. Современный каллиграф Су Цзусиань прожил 110 лет, Дон Шупин жил до 94 лет. Создатель шрифта Ци Гун, современный каллиграф, бывший член Китайской ассоциации каллиграфов, прожил 95 лет.
Другой китайский специалист, профессор Генри Као, делает ещё более смелые выводы на основе проведенных исследований: практически нет таких болезней, которые нельзя было бы вылечить каллиграфией. Результаты показывают, что пациент, практикующий занятия каллиграфическим письмом, испытывает расслабление и эмоциональное спокойствие, выражающиеся в равномерном дыхании, замедлении пульса, снижении кровяного давления и уменьшении мускульного напряжения. Улучшаются ответная реакция, способность к дифференциации и определению фигур, а также способность к ориентации в пространстве.
Практические и клинические исследования показали положительное влияние лечения каллиграфическим письмом при поведенческих расстройствах пациентов, страдающих аутизмом, синдромом нарушенного внимания, дефицита внимания и гиперактивностью. Более того, развивалась способность к логическому мышлению, рассуждению у детей с небольшой умственной отсталостью; также укреплялась память, улучшались концентрация, ориентация в пространстве и координация движений у пациентов с болезнью Альцгеймера. В то же время методика была успешно применена к больным с психосоматическими расстройствами при гипертонии и диабете и таких психических заболеваниях, как шизофрения, депрессия и неврозы: у них улучшался эмоциональный фон.
Итак, современное исследование каллиграфического письма было клинически апробировано и обозначило альтернативный подход к лечению. Дальнейшие исследования установили значительное повышение скорости реакции в обоих полушариях мозга при занятиях каллиграфией, причём уменьшение времени реакции в правом полушарии наиболее ярко выражено у опытных каллиграфов, нежели у новичков. Результаты ещё одной серии экспериментов показали, что каллиграфическое письмо положительно влияет на зрительное внимание, скорость пространственного восприятия, абстрактное мышление; как следствие всего вышеперечисленного, улучшается кратковременная и образная память.
↑ Школа каллиграфии
Но не только на Востоке и в Европе изучают влияние каллиграфии на здоровье. О её воздействии на человеческий организм уже давно знают и отечественные специалисты.
В течение 15 лет в Петербурге работала школа каллиграфии, созданная группой энтузиастов для детей с отклонениями в умственном развитии. Образовательный процесс в ней основывался на русских методических материалах XIX века. Основной принцип этого процесса заключался в следующем: прежде чем заниматься науками, искусством и ремеслами, необходимо с помощью каллиграфии заложить крепкий фундамент – основу, состоящую из трёх важных элементов: терпения, умения работать и волевого импульса.
Ученикам запрещалось с 1-го по 11-й класс пользоваться шариковой ручкой. Любой урок начинался с 15 минут занятий каллиграфией.
Результат был очевиден уже к 7–8-му классу. Специалисты, глядя на письменные работы учеников, не верили, что так могли писать дети, к тому же с психическими и физическими отклонениями, настолько красивой, четкой и упорядоченной была форма письма. У этих детей раскрывались способности к математике, поэзии и искусству. После окончания школы многие из них поступали в лучшие вузы Петербурга, получали гранты на обучение за границей. Некоторым ребятам в итоге снимали инвалидность. Проблема заключалась в том, что родители большинства таких детей не имели возможности платить за обучение. Спонсорской помощи не хватало даже на зарплату учителям, о государственной поддержке подобного эксперимента не шло и речи, поэтому школа просуществовала только 15 лет и была закрыта.
К сожалению, в нашей стране и сегодня в сознании большинства людей каллиграфия остаётся пока лишь частью исторического прошлого. Как и многие другие традиции, она оказалась неоправданно забытой. Тем не менее, находятся люди, которые не дают ей умереть окончательно и пытаются возродить каллиграфию: в первую очередь – как вид искусства, а во вторую – как необходимую основу образования, причем важную не только для детей, но и для взрослых. Стоить отметить, что этим людям за последние пять лет удалось совершить серьёзный прорыв.
В 2005 году при Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. Штиглица мною была основана школа каллиграфии. Сегодня в ней открыто несколько детских и взрослых групп. Это событие привлекло внимание московского Международного выставочного холдинга, и осенью 2008 года началась совместная разработка нового для России международного проекта – «Каллиграфия в России». В этом же году в Петербургской академии художеств состоялась первая международная выставка каллиграфии. А Москва и Новгород подхватили эстафету в следующие два года. Участниками выставки стали известные мэтры каллиграфии из России, Европы, Азии и Америки. Проект «Международная выставка каллиграфии» получил одобрение и высокую оценку представителей медицинской элиты России. В НИИ психоневрологии им. Бехтерева состоялась встреча между командой проекта во главе с Алексеем Шабуровым и директором института, президентом Всемирной ассоциации динамической психиатрии Николаем Незнановым. Это событие лишний раз продемонстрировало многогранность реализуемого проекта и придало миссии формирования красивого и здорового общества дополнительный смысл.
По словам доктора биологических наук и кандидата медицинских наук Валерия Слёзина, выявление физиологических закономерностей, связанных с изучением и освоением каллиграфии, – уникальное направление, где можно прийти к неожиданным и серьёзным результатам. Остается надеяться, что общими стараниями удастся привлечь внимание общества к проблеме и возродить ещё не одну историческую традицию. Ведь не зная своего прошлого, как говорится, невозможно построить будущее.
Пока же будущее это весьма неопределенно. Художники дают каллиграфии разнообразные поэтичные сравнения и определения. Одни видят в искусно прописанных буквах застывшую музыку и её ритм, другие – пластику танца. Кто-то называет каллиграфию кардиограммой времени. Показания этой кардиограммы когда-то свидетельствовали о здоровом сердечном ритме эпохи. Сегодняшние сбивчивые линии и неритмичные амплитуды фиксируют скорее тяжелую стадию болезни.