Каплуновская икона божией матери о чем
КАПЛУНОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Каплуновская икона Божией Матери |
Каплуновская икона Божией Матери
Каплуновской иконой Божией Матери именуется чудотворный список Казанского образа Богородицы.
Икона явилась в 1689 году в сельце Каплунове в 20 верстах от Ахтырки Харьковской губернии. В сельце была церковь в честь Рождества Богородицы, и к ней определен священник Иоанн Уманов, отличавшийся благочестивой жизнью. 8 сентября 1689 года он видел во сне благолепного седого старца, который сказал ему:
Священник в ожидании этого события постился и совершал литургию в продолжение трех дней. В третий день, 11 сентября, по окончании литургии возвращаясь домой, он встретил трех московских иконописцев, пригласил их к себе и радушно угостил. Он последовал данному во сне повелению, и, найдя указанный образ, просил продать ему икону; но иконописцы, благодарные за угощение, не хотели брать денег и только по настоянию священника взяли с него 15 копеек.
Священник поставил икону в своей комнате и усердно молился пред нею.
Полтавская битва
Примечательна связь иконы с исторической победой русских войск под Полтавой. В 1709 году, когда шведский король Карл XII вторгся в Россию, а царь Петр I готовил ему отпор, расположившись в Харькове. Дабы укрепить себя и свое войско надеждой на небесную помощь, он вызвал в ставку священника Иоанна с Каплуновской иконою Богородицы. Здесь отец Иоанн с образом пробыл две недели.
В это время Карл XII дошел уже до Каплуновки и тут расположил свои войска; сам он с гетманом Мазепой поместился в доме священника Иоанна. Некоторые из его воинов хотели поджечь церковь; но солома и дрова, которыми они обложили церковь, не загорались. Карл спросил Мазепу о причине чуда, и так узнал о прославившейся иконе. Услышав же, что сама икона в ставке у Петра, он обратился к Мазепе со словами: «Смотри, церковь и без иконы не могли зажечь, а где будет Она Сама, там нам очень ненадежно будет».
При начале Полтавской битвы Петр I велел носить Каплуновскую икону Богородицы перед полками, и сам царь со слезами молил Царицу Небесную о победе. Чудотворная икона Божией Матери была на поле боя вместе с русскими войсками. После одержания решающей победы, царь Петр возвратил святыню в Каплуновский храм. В храме впоследствии сохранялась сребро-позлащенная риза, украшенная венцом на главе Приснодевы, и ковчег на чудотворную икону, на исподней доске которого была вырезана надпись: «в сем ковчеге Император Петр I, по окончании 1709 года с Карлом XII под Полтавою войны, прислал обратно в Каплуновку чудотворный образ Божией Матери».
Почитание
Чудеса, происходившие от иконы, скоро снискали ей народную славу. Сведения о ее обретении и участии в Полтавской битве были записаны по свидетельству самого священника Иоанна Уманова. Празднование Божией Матери в честь Каплуновской иконы было установлено в 1766 году.
История Каплуновской иконы Божией Матери и где находится, тексты молитв
К Пресвятой Деве, покровительнице больных, несчастных, молитвеннице перед Господом, обращаются, если нуждаются в утешении, помощи. Православные верующие ищут спасения, защиты перед чудотворными образами Богородицы или их изводами в храмах, у домашнего иконостаса. Каплуновской иконе Божией Матери молятся, когда враги грозят уничтожить воинство, разорить страну.
История появления Каплуновской иконы Божией Матери
Пресвятая Богородица являлась во сне благочестивым православным и указывала, где обрести ее иконописный образ. Так была найдена икона Божьей Матери на пепелище в Казани в конце XVI века. Святой образ не один раз показал свою чудодейственную силу, спасая православный люд от вражеского нашествия.
Прошло 110 лет. Священнику сельской церкви на Харьковщине, освященной в честь Рождества Богородицы, Иоанну Уманову, 8 сентября 1689 года приснился сон. Благочестивому священнослужителю привиделся седовласый, в белоснежных одеждах старец. Святой в сновидении предрек Иоанну, что через 3 дня ему встретятся три московских иконописца. Самому старшему из них будет 90 лет.
В его суме будет 8 копий икон Пресвятой Девы. Восьмую копию, список с иконы Казанской Божьей Матери, Иоанн должен оставить себе, ибо от нее к нему придет благодать и милость Божья.
Священнослужитель на протяжении последующих дней постился и служил литургию перед образом Богородицы. 11 сентября, возвращаясь после богослужения, Уманов встретился с иконописцами. Иоанн пригласил путников к себе домой, накормил и предложил отдохнуть.
Следуя указанию ночного видения, Иоанн выбрал извод Казанской Божьей Матери и попросил ее продать. Иконописцы не соглашались брать плату с радушного хозяина, но, в конце концов, согласились взять за работу 15 копеек. Священник поставил святой образ в домашний иконостас и ежедневно возносил молитвы Пресвятой Деве. День и ночь перед образом горела свеча.
Наступил Рождественский пост. В начале декабря Усманову во сне явилась Богородица и повелела отнести ее образ в церковь. Удивительный сон пробудил Иоанна. Открыв глаза, он увидел, что дом освещен искрящимся светом. Священник испугался, но, набравшись духа, подошел к иконостасу и увидел, что у Богородицы из глаз струятся слезы.
На следующий день священнослужитель собрал жителей села Каплуновка, сотворил молебен и перенес икону в сельский храм. С этого времени икона стала называться Каплуновской. О чудодейственной силе святого образа стало известно Петру I, когда он готовился к битве со шведами под Полтавой.
Священник был вызван в ставку к императору вместе с Каплуновской иконой. Две недели русское войско и сам Петр I молились перед образом о даровании победы над врагом. Во время кровопролитного сражения образ Каплуновской Божьей Матери был на поле боя. После разгрома шведов император вернул святыню в храм в ковчеге в окладе из золота и серебра с царским венцом на голове.
Описание и значение в православии
О чудесной силе образа засвидетельствовал Иоанн Уманов. Подлинность того, что икона была во время Полтавской битвы с русскими войсками, подтверждена надписью на ковчеге. На обратной стороне ковчега можно прочесть, что император Петр I в нем вернул в Каплуновку чудотворный образ Богородицы по окончании войны со шведами в 1709 году.
Каплуновское изображение Богородицы имеет отличие от первоначальной копии Казанской Божьей Матери. После Полтавской битвы на голове Богородицы появился императорский венец.
В 1766 году были утверждены дни памяти в честь Каплуновской иконы: 8 июля и 11 сентября (по старому стилю).
Где можно найти святой образ
Каплуновская икона находится в Свято-Троицком храме, в Полтавской области. Чтимый список хранится в Казанском женском монастыре.
О чем просят перед иконой
В обращении к Каплуновскому образу верующие молятся:
Искренняя вера в милость Божью поможет просящему помощи у Богородицы.
Православные тексты
Прославление Пресвятой Девы и молитвенное обращение можно найти в Православном молитвослове.
Молитва
Богородице Дево, надеждо всем концем земли, Заступнице рода христианского! Пред честною иконою Твоею припадающе и неисчетная Твоя благодеяния отцем нашим воспоминающе, вси мы к тебе прибегаем и из глубины сердца усердно вопием: град наш и во удалении сущия люди Твоя милостию Твоею посети и от всякаго зла соблюди. Даруй мирови мир, земле плодов изобилие, державе Россиистей крепость и единение, в мирном житий христианстем преспеяние и мудрое строение, на враги же одоление. О премилосердная Царице Небесная, паче материнския любве нас, недостойных чад Твоих, возлюбившая! Ты видиши, яко плача и рыданий достойно есть нынешнее житие наше, и до конца от невидимых и видимых врагов в путь погибели преходит. Ибо вси мы от твердыни закона Бога нашего отвергохомся и в лености и маловерии изнемогаем, яко сын блудный, на страну далече от пути правды его заблудихом и о спасении нашем нерадим. Несть мира, несть любве в сердцах наших, и тьмою грехов многих ослепили мы духовныя очи свои. О пренепорочная и пречистая Владычице, благая Мати издревле верного народа Твоего, ныне безмерными падении низу поверженнаго! Вси мы, грешнии и непотребнии раби Твои, в стенании сердца нашего, воздыханиях горьких и покаянии нелицемерней к Тебе, яко последней помощи и отраде нашей, прибегаем и неотступно Тебе зовем. Воспомяни веру и молитвы отец наших, не отвертись от нас, но воздвигни из глубины греховныя и от тяжкой пленицы беззаконий свободи. Всеисцельную силу Твою низпосли, стеною покрова Твоего нас, в беде и отчаянии сущих, огради и во правой вере и делании заповедей Христовых утверди. Облецы ревностию и святынею пастырей наших, дух их, во еже прилежати доброму деланию в винограде сем, возбуди, и обращение веры и братскаго друг о друге попечения в стаде Христовом насади и возрасти. Разсеянные собери, унывающее сердце наше любовию и умилением согрей, и всех нас в единомыслие и истину приведи, заблуждших же и от православной веры отступльших братии наших вразуми и во единение Святые Церкве, яко спасительного для нас ковчега, возврати. Скорбящия и во искушениях сущия умудрй и подкрепи, озлобленный умири, юныя направи, сирыя, убогия и вся бедствующия ризою Твоею честною защити. О всесильная Владычице, радосте всех скорбящих и страждущих, дивная Помощнице люте обуреваемых! Услыши нас, услыши, молим Тя, вонми стенаниям и рыданиям многим несчастных чад Твоих, зле ныне погибающих. Посети милостию Твоею братий наших, во гладе и болезнех смертных сущих, лютыя нужды их утоли и от всяких злых обстояний избави. Буди всем, притекающим к Тебе, верная помощь, утешение и благоотйшное пристанище от всяких бурь и напастей многомятежныя нашей жизни: Ты бо еси больных исцеление, скорбящих терпение и отрада, заблуждших и соблазняемых вразумление и на пути правды утверждение. Приими зде приносимая моления наша и вознеси их ко престолу Всевышняго, яко да Твоим предстательством ограждаеми и всемощным покровом Твоим милостивно осеняеми и соблюдаеми, в благодарении сердца нашего прославим, всегда, победители нас творящаго Бога, и Тебе, о наше по Бозе благодатное Упование, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Акафист
Кондак 1
Взбранной Воеводе, Госпоже Царице Богородице, похвальная дерзаем приносити пения. Ты же, яко имущая бездну милосердия и пучину щедрот, от всяких нас бед свободи теплым Твоим к Богу предстательством, да зовем Ти: Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице.
Икос 1
Ангельстии лицы дивятся, зря в Тебе тайну от века сокровенную и в последняя лета всем явленную; мы же, аще и должни в молчании пребывати, дерзаем звати сице:
Радуйся, во чреве приемшая прежде век от Отца Рожденнаго;
Радуйся, родившая Сына Еммануила, еже есть сказаемо: с нами Бог.
Радуйся, Царице, одесную Царя славы предстоящая;
Радуйся, рясны златыми одеяна и преукрашена.
Радуйся, обителище Бога Живаго;
Радуйся, Доме, егоже Премудрость Себе созда.
Радуйся, Кладезю воды Живы;
Радуйся, Врата, имиже Господь пройде и не отверзошася.
Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице.
Кондак 2
Видящи Елисавет Деву Пресвятую исполнь Духа Святаго, и сама темже Духом рече: Благословена Ты в женах, и благословен Плод чрева Твоего! и откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне? Мы же, раби смиреннии, такожде не вемы, откуду явися нам сей образ цельбоносный, пред нимже главы приклоньше, умильно речем Господеви: Аллилуиа.
Икос 2
Разум всяк недоумеет разумети, киими дарми послужити Ти, Всесвятая Дево? Мы убо потщимся, подражая волхвом богопросвещенным, принести пред пречистый образ Твой, вместо злата, смирны и ливана, упование, любы и веру нашу, ихже возлагающе, поем:
Радуйся, Ковчеже, имже тварь от потопления греховнаго свободися;
Радуйся, Земле невозделанная, Плод Животный принесшая.
Радуйся, Облаче, от греховнаго зноя покрывающий;
Радуйся, каплями благодати Божией души наша орошающая.
Радуйся, Купино, огнем Божества неопальна пребывшая;
Радуйся, от огня страстнаго нас свобождающая.
Радуйся, Кадильнице златая, Духа Божия пребывалище;
Радуйся, Трапезо, носящая Хлеб жизни.
Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице.
Кондак 3
Силою свыше облеки нас, Всесильная, во бранех противу козней вражиих, да возможем неколеблемо стояти в правоверии и неумолчно Сыну Твоему взывати: Аллилуиа.
Икос 3
Имущи мнози гради и веси, храмы и обители сокровища великия – Твои, Дево, иконы честнии. Аще и разнолични образы тии, обаче Единем Духом чудеса изливают, ижхе воспевающе, глаголем радостно:
Радуйся, всего мира нерушимая Стено;
Радуйся, страны нашея Покрове и Ограждение.
Радуйся, Цареграду благословение небесное;
Радуйся, Новуграду знамение милости Божией.
Радуйся, Смоленску Путеводительнице к небеси;
Радуйся, Казани сокровище пребогатое.
Радуйся, Печерская Славо;
Радуйся, Почаевская Похвало.
Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице.
Кондак 4
Бурю внутрь имеют помышлений сумнительных суемудрении философи мира сего, егда зрят, како от святыя иконы Твоея, о Дево, истекают токи благодати. Мы же, просвещени светом истинныя веры, пред образом поклонение Первообразным приносим, Единому Богу поя: Аллилуиа.
Икос 4
Слышав во сне иерей Иоанн чудныя словеса старца, яко имать прияти икону Богородичу, от неяже излиются благодать и милость, потщася в посте и молении приуготоватися к сретению Царицы, рекуще Преблагословенней:
Радуйся, во успении Твоем нас не оставляющая;
Радуйся, на всяко время с верными благодатию Сына Твоего пребывающая.
Радуйся, посещений благодатных грады и веси христианския сподобляющая;
Радуйся, благодать и милость людем Твоим изливающая.
Радуйся, помощи скорая подательнице;
Радуйся, утешения Источниче преизобильный.
Радуйся, к Богу шествующим наставнице;
Радуйся, в мори житейском плывущим управительнице.
Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице.
Кондак 5
Боготечную звезду разуме иерей Иоанн икону Твою Каплуновскую, о Дево, егда узре сбытие предречения старча; темже прият на руце образ святый, и облобыза и со слезами, Богу поя: Аллилуиа.
Икос 5
Видящи Пресвятая Дева икону Свою в доме поставлену, явися во сне пресвитеру, и рече, да не принуждает Царицу жити во храмине, но да пренесет во Дворец, иже есть Церковь Божия; восстав же от сна, благоговейный иерей призва люди веси тоя, и купно с ними возопи:
Радуйся, Небесе Царице;
Радуйся, всего мира Владычице.
Радуйся, Всесильная Ходатаице за род наш;
Радуйся, Всесвятая Заступнице всякаго человека.
Радуйся, Милостивая вразумительнице заблуждших;
Радуйся, многолюбезная исправительнице неразумных.
Радуйся, утверждение право шествующих;
Радуйся, укрепление во бранех духовных.
Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице.
Кондак 6
Проповедание чудес, от иконы Каплуновския бывших, во вся концы вселенныя изыде, да вси вернии воспоют Подателю чудес Господеви: Аллилуиа.
Икос 6
Возсия во всем мире свет от иконы Твоея, о Дево, созывая с высоким проповеданием на трапезу милосердия. Темже вси, требующии благодатнаго утешения, приидоша послушати о чудесех, и своих недуг исцеление прияти, еже улучивше, пояху Богородице:
Радуйся, хромым благошествие устрояющая;
Радуйся, на стези истины наставляющая.
Радуйся, слепым прозрение дарующая;
Радуйся, душевныя очеса к боговедению отверзающая.
Радуйся, расслабленных укрепляющая;
Радуйся, грехами отягощенных воздвизающая.
Радуйся, прокаженных очищающая;
Радуйся, греховныя струпы врачующая.
Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице.
Кондак 7
Хотящим еретиком супостатом храм во славу Рождества Твоего сожещи, дивно тем воспретила еси, Богомати Всемощная, огнь вещественный угасила еси, обаче воспалила во всяцем сердце познание, яко велик и славен Бог Христианский, Емуже поем: Аллилуиа.
Икос 7
Новое знамение силы Божией показа дивная икона Каплуновская, егда во брани явися укреплением воинству православному. Взирающе на вражия полчища пораженныя, и видящи демонския полки сокрушаемы предстательством Божия Матере, поем той сладце:
Радуйся, во бранех Поборнице;
Радуйся, во дни мира утишение.
Радуйся, воинов православных благословение;
Радуйся, на супостаты одоление.
Радуйся, умерших в Бозе упокоение;
Радуйся, живых к пакибытию приготовление.
Радуйся, сирот воспитание;
Радуйся, вдов защищение.
Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице.
Кондак 8
Странное Ангелом и человеком имать украшение храм наш, икону Твою Каплуновскую, пред нейже всяк, моления приносяй, просимая получает, токмо еже вопити Богу: Аллилуиа.
Икос 8
Вся тварь, всяк род и возраст, всяко звание и достоинство не возмогут изрещи всех щедрот, яже излияла еси, о Пресвятая Дево, чрез чудотворныя иконы Твоя на вся люди. Темже всяк чин святых на небеси, и всяк грешник на земли, единеми усты и единем сердцем воспевают Тя, Богомати, песненно:
Радуйся, пророков уста и праотец чаяние;
Радуйся, святителей радование и апостолов мудросте.
Радуйся, Евангелистов благовестие и проповедников учительнице;
Радуйся, мучеников крепосте и исповедников терпение.
Радуйся, постников Питательнице и преподобных Сладосте;
Радуйся, столпников поддержание и девственников оградо.
Радуйся, молчальников собеседнице и богословов умудрение;
Радуйся, пресвитеров наставнице и учителей церковных поучение.
Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице.
Кондак 9
Вся в мире сем скоротечно: кийждо человек из праха произыде и абие ко гробу тщится; несть надеяния на друзи или власти; нимало пользует слава или богатство. Где и взыщем надежду, или кто в скорбех защитит? Воистинну, Владычица Богородица в скорбех Заступница! Воистинну, Господь Иисус Христос, Егоже Дева роди Неискусобрачная, упование подает нераскаянно всем, Истинному Богу покланяющимся, и вопиющих Тому: Аллилуиа.
Икос 9
Ветиями сладкогласными, о друзи, воспоем хотя и малую часть от дивных благодеяний Богородичных, имиже вера утвердися и вся концы научишася пети Преблагословенней:
Радуйся, яко Тобою прелесть низложися;
Радуйся, яко Тобою сатана посрамися.
Радуйся, неверия токи уставившая;
Радуйся, соблазнов огнь угасившая.
Радуйся, острейшая стрело, язвящая враги;
Радуйся, молние, попаляющая зловерие.
Радуйся, яко Тобою соборища нечестивых исчезоша;
Радуйся, яко Тобою вся мудрость лжеименная посрамися.
Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице.
Кондак 10
Спасение Тя имамы верное, Дево, ибо ко Христу Богу молишися о спасении мира, и чрез иконы чудотворнии мнозем подаеши утешение, Сыну Твоему поющим: Аллилуиа.
Икос 10
Стена и заступление нам грешным Ты еси, Богородице, яко безпрестани подаеши нам милости Твоя богатныя, и препобеждаеши всякое зло, коегождо научая пети Тебе:
Радуйся, цвете неувядаемый рая Христова;
Радуйся, древо, плод животный израстившее.
Радуйся, взыскание погибшим.
Радуйся, спасительнице утопающим;
Радуйся, помощнице женам чада рождати;
Радуйся, млекопитательнице чадом.
Радуйся, Живоносный Источниче;
Радуйся, Спорительнице хлебов.
Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице.
Кондак 11
Песнопений наших, аще и тма тем, обаче не достоит всех вкупе к достойному воспеванию Твоея любви к нам, грешным, и благодеяний, и чудес, ихже сотвори Твоими молитвами Господь наш Иисус Христос, Емуже поем: Аллилуиа.
Икос 11
Светозарную свещу, сущим во мраце греховнем, зрим честный образ Твой, Марие Дево, чрез негоже всяк научается покланятися Трисиянному Божеству, Единоцарственней и Соприсносущней Троице, от Неяже Ты неизреченно Бога Слова породила еси. Таковому чуду дивящеся, верно вопием Преблагословенней:
Радуйся, яко сущую Богородицу Тя чтим;
Радуйся, яко Приснодеву Тя почитаем.
Радуйся, яко Честнейшую Херувим Тя хвалим.
Радуйся, яко Славнейшую без сравнения Серафим Тя величаем;
Радуйся, яко Присноблаженную и Пренепорочную Тя нарицаем;
Радуйся, яко благословенную в женах Тя воспеваем.
Радуйся, Славо Небесных Сил;
Радуйся, Похвало земнородных.
Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице.
Кондак 12
Благодатию Твоею николиже оставила еси нас, о Мати, Надеждо ненадежных, и по мнозех летех икону Твою паки мирови в храме нашем дивно явила еси. Темже и мы, зряще сие новое чудо, яко знамение присутствия в сем месте Сильнаго Бога, превозносим Его, вопиюще Господеви: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще и воспевающе чудеса, бывшия от иконы Твоея Каплуновския, чтим Тебе, Дево, яко Пречистую и Всеблаженную, и на Тя по Бозе упование возлагаем, чающе, яко и в предняя не презриши молений наших сицевых:
Радуйся, обрадованная иногда;
Радуйся, присно в радости пребывающая.
Радуйся, яко Тобою Радость Небесная на землю сниде;
Радуйся, яко Рожденным Тобою всяка печаль в радость преложися.
Радуйся, вертограде Божественныя радости;
Радуйся, саде Горняго веселия.
Радуйся, Источниче радования;
Радуйся, чаше, черплющая радость.
Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице.
Кондак 13
О, Всепетая Мати, Дево Богородице, Милостивая и Премилосердная наша Ходатаице и первое наше по Бозе упование! Приими моление сие наше и подаждь нам исполнение всех, яже ко спасению, прошений, низпосли надежду верную и любы крепкую, и веру непостыдну, и сподоби с Тобою в Горнем Царствии воспевати Сыну Твоему и Богу нашему: Аллилуиа.
(Сей кондак глаголи трижды, и паки чти Икос 1, и Кондак 1)
Каплуновская икона божией матери о чем
Каплуновская икона Божией Матери, чья память отмечается Церковью 24 сентября (н.с.) – одна из самых загадочных святынь нашего народа. По преданию, именно пред этим образом молились под Полтавой о победе Пётр и войска. В 20-е годы прошлого века «Споспешница Полтавской Виктории» исчезла. Доподлинно неизвестно, какой из нескольких образов, обретённых уже в постсоветское время, является именно тем – «победным», подлинник ли он, список ли с оригинала, чудесно явившегося в 1689 г. в слободе Каплуновка под Ахтыркой, или список (также чудотворный) из села Каплуновка, что под Полтавой.
Чудотворный образ Каплуновский (Троицкий храм Воздвиженского монастыря в Полтаве)
Бесспорно одно: икона Казанской Божией матери, именуемая Каплуновской, особо чтима как в Полтаве, так и во граде Петра.
Впрочем, прославилась она задолго до Северной войны. Уже на рубеже XVII-XVIII вв. было составлено «Сказание о чудесах Богородицы бивших от Образа Ея святаго… в пределах Ахтирского полку в селе именуемом Каплуновка…».
Накануне Полтавской битвы икону носили по лагерю, благословляя войска. «Царь Пётр в эти труднейшие минуты своей жизни с особенным благоговением выслушивал молебен пред святою иконою и после молебна три раза лобызал её, прося у Богоматери заступления за своё находившееся в великой опасности царство», – читаем в «Описании явлений и чудес святыя чудотворныя иконы Каплуновския».
Заметим: речь шла о сохранении единственной на то время суверенной православной державы. По сути, пред иконой молились о сохранении Православия. «Не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за Православную нашу веру и Церковь, – обратился царь к войскам. – А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего».
Лютеранин Карл никак не менее русских сознавал сакральный смысл войны с Православной империей.
«И с церковных кафедр, и на полевых богослужениях священников… заставляли трубить на весь мир о том, что Господь поддерживает шведов и что они – его избранный народ и орудие, – пишет известный шведский исследователь Северной войны Петер Энглунд. – …Король и сам был убежден, что так оно и есть. Подобно сынам Израилевым, шведские воины были посланы на землю для того, чтобы покарать еретиков (выделено здесь и везде мною. – В.Б.)… Один священник доказывал перед своим эскадроном, что шведы – израильтяне своего времени, потому что, если прочесть задом наперед название Ассур (враг Израиля Ассирия), то получится. Русса! …Кара и месть были важными лейтмотивами в проповедях, и над коленопреклоненными батальонами гремела заповедь не проявлять никакого снисхождения, ибо Слово Божие предписывает возмездие. Воинов в армии соблазняли жечь и убивать во имя Всевышнего. Израильские фантастичные сцены массовых убийств из Ветхого завета использовались как оправдание собственных зверств».
Но Господь по молитвам Богородицы и православных к её образу показал, на чьей он стороне.
Меж греками и варягами
В дни торжеств по случаю Полтавской виктории в декабре 1709 г. Каплуновская Божия Матерь была доставлена в Москву. Царь «одарил икону» серебряным позолоченным окладом с драгоценными камнями, венцом над головой Божией Матери в виде короны и поместил её в серебряный киот со створками.
Икона пользовалась таким почитанием в народе, что на приносимые ей пожертвования существовал харьковский Коллегиум (благодаря которому Харьков стал возвышаться среди остальных полковых городов Слобожанщины), удавалось помогать бедным Ахтырскому и Сумскому монастырям, а также духовным школам Белгородской епархии. В 1778 г. на пожертвования иконе в Каплуновке возвели новый, «достойный святыни храм». О величии той церкви достаточно сказать, что только в верхнем её куполе было расположено 20 окон. В 1929 г. она была разрушена. Икона и её списки пропали.
В начале 90-х два списка оказались у собирателя икон и церковного благотворителя Александра Собко (сейчас он протодиакон). Часть исследователей утверждает, что чудотворный образ, сегодня расположенный у алтаря построенной о. Александром Троицкой церкви – оригинал или его ровесник, другие – что список рубежа XVIII – XIX вв., а судьба оригинала достоверно неизвестна. Полтавский историк и краевед Юрий Погода считает, что это первая копия Каплуновской иконы, и именно она была в войсках Петра I.
В 2014 г., с началом войны в Донбассе эта икона замироточила, а с объявлением в Минске перемирия перестала. «Мы все Божьи дети. Богородица плачет обо всех, кто там воюет – и о русских, и об украинцах», – поясняет о. Александр. И, действительно, кому как не Каплуновской Божией Матери, объединившей своим заступничеством Великороссию, Малороссию и Новороссию (первая столица Новороссийской губернии – Кременчуг сегодня пребывает в составе Полтавской области), скорбеть о нынешнем раздоре.
Пребывающая в Троицком храме полтавского Крестовоздвиженского монастыря Каплуновская икона – далеко не единственная из чудотворных в нём. Все они требуют особого режима вентиляции, особых температурных условий. Однако растущие не по годам, а по месяцам тарифы на коммунальные услуги в «стране, освободившейся от российской энергетической зависимости» ставят вопрос о самом выживании. Плюс затраты на охрану святынь. Пожилой уже протодиакон сознаёт, что пора искать преемника на посту смотрителя: «Ищем, кто бы хотел спасти свою душу, взяв опеку над храмом. Это может быть и человек, который возглавил бы общину, это может быть и общественная организация, в которую община полным составом вошла бы. В конце концов, у нас есть и инвестиционно привлекательные объекты, которые могли бы давать доход для содержания храма». (Подтверждаю: объекты очень привлекательные. Подробности отец Александр может сам рассказать по телефону +380950785481).
Что же касается Крестовоздвиженского монастыря, он сам по себе – свидетельство исторического единства малорусских и великорусских земель.
Троицкий храм и Воздвиженский собор монастыря
«Избавление от нашествия иноверцев» нашло отражение здесь в оформлении Екатерининского зала в кельях архимандрита (устроенного к приезду Екатерины II в Полтаву в июне 1787 г. во время её знаменитого путешествия по Малороссии и Новороссии). Стены палаты вместо обоев были украшены картинами. Среди библейских и исторических сюжетов выделялись огромные изображения Александра Невского, которому шведы вручают свои мечи, и Петра І на коне и в кольчуге, перед которым также складывают свои мечи побеждённые шведы.
В последней четверти XVIII в. монастырь становится духовным, культурным и даже научным центром всего южнорусского края. С 1775 по 1798 год в монастыре находилась кафедра архиепископов Славянских и Херсонских (!), затем – Екатеринославских. Первым из них стал уроженец греческого острова Корфу архиепископ Евгений Булгарис, Почётный Член Санкт-Петербургской Императорской Академии Наук и Лондонской Академии Древностей, личный библиотекарь императрицы. В этом статусе он перевёл на греческий язык Виргилиевы «Георгики» и «Энеиду».
При архиепископе полтавский монастырь становится сокровищницей книжного знания. Здесь хранился двухтомник «Поучительных слов святого Василия Великого», напечатанный в 1594 г. типографией Константина Острожского, книги киевской печати с 1615 года, львовской – с 1631 года, московской – с 1657 года, другие редкостные издания, в том числе и античных авторов.
После того как в 1779 г. владыка попросился на покой, по его рекомендации на кафедру был назначен им же приглашённый из Венецианской республики богослов, философ, педагог, физик и математик Никифор Феотоки, выпускник Болонской академии, будущий настоятель московского Данилова монастыря.
Архиепископ же Евгений продолжал некоторое время жить и работать в монастыре, где писал труды по богословию, истории, философии, педагогике (в том числе «О наилучшем воспитании великих князей Александра и Константина Павловичей»). В 1801 г. просветитель переехал в санкт-петербургскую Александро-Невскую Лавру, где закончил свои дни и погребён.
При владыке Евгении в монастыре была учреждена школа, ставшая прообразом знаменитой полтавской Славянской семинарии. Среди выпускников заведения писатели Иван Котляревский и В.П. Гоголь-Яновский (отец М.В. Гоголя), переводчики греческих и римских авторов М.И. Гнедич и И.И. Мартынов, греческий ученый-энциклопедист Афанасиос Псалидас, тайный советник, почётный лейб-медик Высочайшего двора, ректор и профессор Санкт-Петербургской медико-хирургической академии С.Ф. Гаевский.
Вообще, я как-то давно заметил, что чуть ли не каждый второй знаменитый малоросс оказывается уроженцем Полтавщины. Возьмём только тех, кто внёс заметный вклад малороссов не только в российское, но и в мировое наследие: математик М.В. Остроградский, писатель и философ Н.В. Гоголь, полководцы Иван Паскевич, Василий Завойко и Сидор Ковпак, выдающийся военный инженер и герой наполеоновских войн генерал-лейтенант Александр Засядько, языковед Александр Потебня, философ Григорий Сковорода, уже упомянутый Иван Котляревский, борец Иван Поддубный, актриса Вера Холодная, художница Катерина Белокур, ректор Санкт-Петербургской медико-хирургической академии С.Ф. Гаевский…
Украсил Полтаву памятниками единственный Действительный член Императорской академии художеств, не имевший художественного образования, Владимир Позен. А в Санкт-Петербурге памятник Позену установило своими силами и средствами местное объединение малороссийских землячеств «Наследие». Как рассказывает руководитель «Наследия» Александр Близнюк, предлагали поучаствовать и полтавским госадминистрации и горсовету: «Возьмите на содержание хотя бы могилу». Однако нынешние власть имущие на Украине вряд ли вообще уразумевают смысл словосочетания «культурное наследие».
Кстати, Близнюк склоняется к тому, что список Каплуновской иконы, находящийся в Сампсониевском храме Петербурга – наиболее близок к оригиналу. Храм был возведен в честь Полтавской виктории, случившейся в день Сампсония Странноприимца. Неудивительно, что Сампсониевский храм малороссийское землячество считает своим «домовым храмом».
Каплуновской иконе мы молимся о спасении нашего города, наших родных и близких на Украине, о спасении всего нашего Отечества. Икона дает нам физическое ощущение единства Петербурга и Полтавы, чудесным образом перемещает нас с берегов Невы на берега Ворсклы.
Пыталось «Наследие» на 300-летие победы, одержанной царём Петром, привезти и икону, хранящуюся в Крестовоздвиженском монастыре Полтавы, «повенчать» её с городом, который она спасла от исчезновения (ведь без Полтавы берега Невы были бы шведскими). Однако интриги местной митрополии, уже заражённой бациллой «незалежности», не позволили нам это осуществить (местный митрополит участвовал в те дни в организованном Ющенко юбилее «шведско-украинского союза». – В.Б.). Тогда мы вместе с полтавскими братьями-подвижниками доставили в Санкт-Петербург и поместили на вечное хранение в Сампсониевский храм горсть земли с поля Полтавской баталии».
Жёлто-синий «реванш». В исполнении серости
Сегодня, конечно, подобные мероприятия в Полтаве немыслимы.
…Довелось мне побывать в прошлом году в знаменитом, но сегодня пустующем музее Полтавской битвы. Экскурсоводы здесь теперь очень сочувственно относятся к Карлу, объясняют досадными случайностями его поражение, а заодно рассказывают, что Пётр I, оказывается, между баталиями успевал издавать указы о запрете (держитесь за стул!) украинской мовы! Бред сей, впрочем, натренированному уху на Украине столь привычен (мову-то литературно оформлять начнут лет через сто пятьдесят после Петра), что не помешал ощутить величие Сампсониевского храма, воздвигнутого на поле битвы в честь победы. Лишь обеспокоенность дальнейшей судьбой его больно уж русского экстерьера закралась.
И опасения сбылись.
«Одну из церквей Московского патриархата в Полтаве украсили двуглавым орлом и Петром Первым на коне, который уничтожает сине-желтый флаг, – очнулся спустя полтора столетия после возведения храма телеканал Коломойского. – Только подойдя вплотную, можно разглядеть, что флаг под копытами шведский. Пять метров влево или вправо – и кажется, что это флаг Украины. Поэтому рядовые полтавчане углядели в композиции другой смысл и обратились к СБУ с требованием проверить храм на антиукраинскую деятельность».
Наконец, 21 августа «полтавчане обнаружили положительные изменения во внешнем виде Сампсоновского храма на поле Полтавской битвы: …мозаика, на которой Петр I на коне топтал сине-желтый флаг, закрашена серым». В итоге: «В городе станет меньше пропаганды «русского мира». Существенно меньше».
Поспешим разочаровать русофобствующих геростратиков – не станет. Пока Полтава пребывает под покровом Каплуновской Божией Матери, это русский город. А значит, Божий.
P.S. 22 сентября, за два дня до праздника, поступила информация из села Каплуновка Харьковской области: «Пострадал искренний слуга Божией Матери, настоятель храма Каплуновской иконы. Его нашли в лесу порезанным, но живым; сейчас он – в реанимации (уму непостижимо, кому мог «перейти дорогу» этот добрейшей души человек!). Просим Ваших молитв о здравии иерея Сергия. Духовные чада».
По сообщениям источников, отец Сергий не устраивает местные власти. «Слишком» привержен он ценностям, исповедуемым почитателями Каплуновской иконы.
Редакция нашего сайта присоединяется к молитвам об исцелении иерея Сергия.