Кебинная жена что это

Мой Дагестан

+11 Kumikk (Kumikk) / «Кебинные жены» Ермолова.

Кебинная жена что это. Смотреть фото Кебинная жена что это. Смотреть картинку Кебинная жена что это. Картинка про Кебинная жена что это. Фото Кебинная жена что этоРоссийские историки, наверное, назвали бы меня лжецом, прочти они все то, что я хочу вам поведать. Ибо, все, что будет сказано здесь, противоречит всей надуманной и фальсифицированной отечественной историографии, которой вскормлено не одно поколение россиян и дагестанцев, в частности. К тому же речь отчасти пойдет о человеке, чья личность и военные заслуги по сей день находятся в большом почете у современных патриотов России. Вы наверняка догадались, что я говорю о генерале Алексее Петровиче Ермолове. Когда я писал данную публикацию, я ни в коем случае не руководствовался личными предубеждениями против пресловутого генерала. То, что я хочу вам рассказать, вы не найдете в учебниках по истории России, ровно как и в официальной истории Дагестана вы этого тоже не встретите. Это воспоминания дженгутайских старожилов – непосредственных очевидцев и современников эпохи царского наместника. Это боль, унижение и гнет, через которые прошел наш народ, наши женщины… Вникните в эти строки…

Согласно очеркам и трудам кавказоведов, историков эпохи Кавказской войны, да и вообще людей, изучавших сложную биографию Алексея Петровича, у Ермолова было трое жен-кумычек, на которых он был «женат кебинным браком». Выясним же для начала, что такое кебинный брак.

Кебинный или временный брак – это довольно интересная разновидность брака. Суть кебинного (временного) брака состоит в том, что этот брак заключается ради удовлетворения своих естественных физиологических потребностей. Т.е. мужчина, вступая в кебинный брак на время, тем самым избегает прелюбодеяния. Все бы ничего…но Ермолов мусульманином не был, из чего логически вытекает вопрос: чего ради человеку, не столь щепетильному в отношении нравов и религиозных догм, смотрящих сквозь пальцы на это (да простят меня христиане), вступать в брак по, казалось бы, мусульманским законам.

Есть еще один немаловажный аспект: кебинный брак в ходу у приверженцев джафаритского мазхаба, то бишь у шиитов. У суннитов, к которым принадлежали кумыки, этот брак был запрещен и запрещен по сей день. Естественно, этого никак не могли знать составители биографии Ермолова, не разбиравшиеся в тонкостях Ислама и поспешившие присобачить данное обстоятельство к кебинному браку. Да, я подтверждаю еще раз: кумыки не исповедовали джафаритский мазхаб и никаким образом к шиитам не относились.

Вот, что сказал об этом А. Кавтарадзе:«Ермолов, будучи на Кавказе, трижды заключал так называемый кебинный брак с местными жительницами, который допускался мусульманскими обычаями. От этих браков Ермолов имел пятерых сыновей и дочь».А вот эти строки принадлежат известному летописцу Кавказской войны Василию Потто:«Таким образом, воевать было не с кем, и Ермолов, поселившись сам в Казанищах, расположил свои войска на зимовые квартиры по мехтулинским селениям. Зимовка эта, вопреки ожиданиям, оказалась удобной и веселой. Многие холостые офицеры, а в том числе и сам Ермолов, пользуясь свободой мехтулинских нравов и заплатив калым, требуемый законами страны, поженились на мехтулинках так называемым кебинным браком и – по замечанию Ермолова – “скучную стоянку обратили в рай Магометов”». Кавказская война. Том 2. Ермоловское время.

Ну, с этого, пожалуй, начнем. Период, описываемый Потто, был периодом застоя, когда весь пик боевых действий с приближением зимы сошел на спад. Воевать было действительно не с кем. Мятежи в Центральном и Южном Дагестане были подавлены. И русские солдаты могли себе позволить немного расслабиться. И прежде, чем вникнуть в дальнейшие подробности, я сделаю небольшое пояснение, ибо это имеет прямое отношению к делу.

В 1818 году Мехтула за оказание сопротивления войскам регулярной царской армии была фактически ликвидирована. Само образование было упразднено, правитель ее Хасан после погрома Дженгутая был вынужден отступить со своим войском в горы, для того, чтобы позже восстановить свою армию в численности. Спустя некоторое время трагически погибает Хасан, и в его лице население Мехтулы лишилось своего защитника перед лицом русских офицеров и их приспешника шамхала тарковского Мехди, к которому мехтулинцы испытывали лютую ненависть. Впрочем, и сам шамхал отвечал им взаимностью. Об этом ясно скажут его будущие действия.

Удел ликвидированного Мехтулинского Ханства вместе с населением перешел в состав Шамхальства Тарковского и стал вотчиной Мехди и, следовательно, Российской Империи. Получив в свое владение довольно солидный кусок земли, который в дальнейшем предусматривал новый источник дохода, шамхал не преминул выразить свою благодарность своим «благодетелям». И вот в чем заключалась его изъявление благодарности.

Источник

Временные жены генерала Ермолова, или Как на Кавказе заключались «кебинные браки»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Кебинная жена что это. Смотреть фото Кебинная жена что это. Смотреть картинку Кебинная жена что это. Картинка про Кебинная жена что это. Фото Кебинная жена что это

Кебинная жена что это. Смотреть фото Кебинная жена что это. Смотреть картинку Кебинная жена что это. Картинка про Кебинная жена что это. Фото Кебинная жена что это

Алексей Петрович Ермолов никогда не был женат и даже, по свидетельству его современников, чуждался дамского общества. Впрочем, этому можно найти вполне рациональное объяснение. Генерал в написанных позже воспоминаниях признавался: «Вместе с Волынскою губерниею оставил я жизнь самую приятную. Скажу в коротких словах, что страстно любил W., девушку прелестную, которая имела ко мне равную привязанность. В первый раз в жизни приходила мне мысль о женитьбе, но недостаток состояния обеих сторон был главным препятствием, и я не в тех уже был летах, когда столько удобно верить, что пищу можно заменять нежностью. Впрочем, господствующею страстью была служба, и я не мог не знать, что только ею одною могу я достигнуть средств несколько приятного существования. Итак, надобно было превозмочь любовь. Не без труда, но я успел».

Кебинная жена что это. Смотреть фото Кебинная жена что это. Смотреть картинку Кебинная жена что это. Картинка про Кебинная жена что это. Фото Кебинная жена что это

Но во время пребывания на Кавказе в 1816-1827 гг. генералу больше не приходилось превозмогать свои чувства. У местных мусульманских народов существовал обычай «кебинных браков», то есть браков на время. Это предполагало заключение своеобразного договора о сожительстве, по которому муж обязался выплатить определенную денежную сумму (калым) – и мусульманка становилась его законной женой на договорной срок. Дети, рожденные в таком браке, считались законными, но не наследовали состояние отца.

Кебинная жена что это. Смотреть фото Кебинная жена что это. Смотреть картинку Кебинная жена что это. Картинка про Кебинная жена что это. Фото Кебинная жена что это

3 ноября 1819 г. Ермолов прибыл в Тарку, где заключил кебин с местной жительницей по имени Сюйда. По договору, рожденные в этом браке девочки должны были остаться с матерью, а мальчики – с отцом. Сюйда родила генералу сына Бахтияра (при крещении – Виктора), который впоследствии жил с отцом. Сюйда не захотела уезжать вместе с мужем, поэтому она вскоре вернулась к отцу, а затем – вышла замуж за местного жителя.

Кебинная жена что это. Смотреть фото Кебинная жена что это. Смотреть картинку Кебинная жена что это. Картинка про Кебинная жена что это. Фото Кебинная жена что это

Второй кебинный брак Ермолова продлился дольше – кумычка Тотай была его временной женой на протяжении семи лет. Этому браку предшествовала настоящая детективная история: после заключения договора родители невесты внезапно передумали и отдали ее замуж за односельчанина. А через две недели генерал похитил девушку и увез с собой в Тифлис. Через 7 лет, перед отъездом на родину, он вернул ее родителям – Тотай не захотела принять христианство, венчаться и уехать вместе с ним. Так же, как и Сюйда, вскоре она повторно вышла замуж. Рожденные в браке с генералом двое сыновей – Аллах-Яр (Северьян) и Омар (Клавдий) остались с отцом, а дочь Сатиат (София) – с матерью. Ежегодно Ермолов выплачивал Тотай 300 рублей, а дочери – 500.

Кебинная жена что это. Смотреть фото Кебинная жена что это. Смотреть картинку Кебинная жена что это. Картинка про Кебинная жена что это. Фото Кебинная жена что это

Была еще третья временная жена – Султанум, но о ней почти ничего не известно. Она родила генералу сына Петра, который умер в юности. У Ермолова был еще внебрачный сын Николай, но он родился уже в России, от горничной.

Кебинная жена что это. Смотреть фото Кебинная жена что это. Смотреть картинку Кебинная жена что это. Картинка про Кебинная жена что это. Фото Кебинная жена что это

Кебинная жена что это. Смотреть фото Кебинная жена что это. Смотреть картинку Кебинная жена что это. Картинка про Кебинная жена что это. Фото Кебинная жена что это

Сыновья, первое время носившие фамилию Горские, как писал Ермолов, «без всяких прав на наследие, без покровительства и довольно несчастливые происхождением», тем не менее заботой отца обделены не были. Все они получили образование в престижных военных училищах. Генерал добился, чтобы их признали его сыновьями, записали в дворянство и разрешили носить фамилию Ермоловы.

Кебинная жена что это. Смотреть фото Кебинная жена что это. Смотреть картинку Кебинная жена что это. Картинка про Кебинная жена что это. Фото Кебинная жена что это

Деятельность Ермолова на Кавказе получила разноречивые отзывы. Кто-то пишет о чрезмерной жестокости генерала при подавлении мятежей кавказцев, а кто-то подчеркивает его роль в прекращении разбойных набегов и грабежей, в строительстве городов, в развитии сельского хозяйства и торговли. Так же неоднозначны оценки его кебинных браков. Вопросы вызывает тот факт, что временные браки были разрешены не у всех мусульман – только у шиитов, а у суннитов, к которым принадлежали кумыки, они запрещались. Ермолов же и вовсе не был мусульманином. В таком случае возникает вопрос о законности этих брачных союзов.

Кебинная жена что это. Смотреть фото Кебинная жена что это. Смотреть картинку Кебинная жена что это. Картинка про Кебинная жена что это. Фото Кебинная жена что это

Кебинная жена что это. Смотреть фото Кебинная жена что это. Смотреть картинку Кебинная жена что это. Картинка про Кебинная жена что это. Фото Кебинная жена что это

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Кебинный брак: почему в Кавказскую войну русские офицеры женились «временно»

Кебинная жена что это. Смотреть фото Кебинная жена что это. Смотреть картинку Кебинная жена что это. Картинка про Кебинная жена что это. Фото Кебинная жена что это

Во время Кавказской войны русские офицеры вступали в близкие отношения с местными девушками, но никогда не женились на них официально, по-церковному. Дело в том, что в кавказских традициях существует такое понятие как «временный брак».

Брак или прелюбодеяние

Временный брак – тема многовековых споров между исламскими богословами и учеными. По сути, это соглашение между мужчиной и женщиной о сожительстве на определенный срок, за что представительница прекрасного пола получает заранее оговоренное материальное вознаграждение. Дети от таких браков, как правило, не могут унаследовать имущество отца после его смерти, хотя и считаются законнорожденными. Впрочем, все зависит от личной договоренности между временными супругами.

Далеко не все мусульмане признают такие союзы. Имам-хатыб Московской Мемориальной мечети на Поклонной горе Шамиль Аляутдинов посвятил данной теме статью «Временный брак (мут‘а)», которая опубликована на информационно-просветительском сайте Umma.ru. Священнослужитель отметил, что мусульмане-сунниты полностью отвергают саму идею временных супружеских отношений, считая их завуалированным прелюбодеянием.

«Среди богословско-правовых школ шиитского толка временный брак (мут‘а) допускается только последователями джа‘фаритского (имамитского) мазхаба. Для заключения временного брака у имамитов достаточно упомянуть махр (в данном случае это материальное вознаграждение) и оговорить срок сожительства. Присутствие свидетелей и опекуна на церемонии бракосочетания не является необходимым условием», – написал Ш.Р. Аляутдинов.

Распространение обычая кебинных браков на Северном Кавказе многие исследователи связывают с влиянием иранских богословов-джафаритов, несмотря на то, что большинство местных мусульман являются суннитами. Кроме того, такие союзы могли заключаться, если парень похитил девушку: мнение ее родителей в этом случае никто не спрашивал. А иногда бедные супруги были вынуждены соглашаться на временные браки своих дочерей с местными богачами, получая калым за свою сговорчивость.

Мужья или насильники

Многие русские военные, узнав о возможности заключения временных браков от местных жителей, не замедлили воспользоваться такой возможностью. Об этом известный военный историк Василий Потто упомянул в своей книге «Кавказская война. В очерках, эпизодах, легендах и биографиях» (Москва, 2014 г.). В частности, офицеры вступали в отношения с кумычками – жительницами Мехтулинского ханства, существовавшего в XVII-XIX веках на территории современного Дагестана.

«Таким образом, воевать было не с кем, и Ермолов, поселившись сам в Казанищах, расположил свои войска на зимовые квартиры по мехтулинским селениям. Зимовка эта, вопреки ожиданиям, оказалась удобной и веселой. Многие холостые офицеры, а в том числе и сам Ермолов, пользуясь свободой мехтулинских нравов и заплатив калым, требуемый законами страны, поженились на мехтулинках так называемым кебинным браком…» – написал В.А. Потто.

Причем, сам А.П. Ермолов, вспоминая о тех временах, отмечал, что русские военные «…скучную стоянку обратили в рай Магометов». Очевидно, генерал намекал на известное исламское предание, что каждого праведника в раю ждут девственные гурии.

Исследователи, далекие от романтических иллюзий, однако, сомневаются как в законности кебинных браков, заключенных православными христианами, так и в их добровольности. Девушек могли просто принуждать к сожительству, вырвав из родных семей силой. К тому же, официально не признанный в России кебинный брак никак не ограничивал личную свободу офицеров, считавшихся холостяками. Вернувшись домой после службы на Кавказе, они могли выгодно жениться на дочерях потомственных дворян.

Отдельные историки утверждают, что представители местной аристократии, желая заручиться поддержкой русских офицеров, банально подкладывали под них дочерей своих должников или подчиненных. Или даже продавали девушек во временное пользование, прикрываясь местными традициями.

Вышеупомянутый генерал А.П. Ермолов, служивший на Кавказе в 1816-1827 годах, имел нескольких наложниц. История сохранила имена лишь трех из этих женщин, поскольку они родили детей от русского военачальника.

Ермолов и его жены

Личную жизнь генерала подробно описал известный историк-кавказовед Адольф Берже в статье «Алексей Петрович Ермолов и его кебинные жены на Кавказе. 1816-1827 гг.», которая была опубликована в ежемесячном издании «Русская старина» (том 43, выпуск 9 за 1884 г.). Исследователь рассказал, что в ноябре 1819 года русский генерал прибыл в селение Тарку, где заключил кебинный брак с дочерью некого Абдуллы, которую звали Сюйду (Сюйда). Она родила от А.П. Ермолова сына Бахтияра, получившего при крещении православное имя Виктор.

Вообще, со всеми своими временными женами военачальник заключал соглашение: после расставания сыновья остаются с ним, а дочери – с матерью. Брак генерала с Сюйду продлился недолго, молодая женщина, которая была вынуждена расстаться с маленьким сыном, вернулась на родину. Там она вышла замуж за местного жителя.

Другая кумычка – Тотай, отца которой звали Ака (Акай), из селения Кака-Шура – прожила с А.П. Ермоловым в Тифлисе семь лет. Она родила в кебинном браке четырех детей, один из которых умер в младенчестве. Сыновья Аллах-Яр (Северьян или Север) и Омар (Клавдий) также как и их единокровный брат Виктор остались с отцом. А единственная дочь генерала Сатиат (София) жила с матерью.

Судя по всему, родители не хотели отдавать Тотай русскому генералу во временное пользование. Тем более что у нее был жених – односельчанин Искендер. За него девушку даже выдали замуж, надеясь, что факт заключения брака охладит пыл А.П. Ермолова. Но уж очень Тотай понравилась генералу, который увидел ее, будучи в Кака-Шуре проездом. Вернувшись из очередного похода, военачальник приказал своим подчиненным доставить к нему эту кумычку. Русские силой забрали Тотай из дома ее мужа и привезли к А.П. Ермолову.

Как отметил в своей статье А.П. Берже, несчастный Искендер не смог пережить разлуки с любимой женой, он тяжело заболел и скончался через два года. Отцу Тотай, который ринулся в погоню, надеясь вернуть свою дочь домой, пришлось смириться. Впрочем, генерал вручил ему шубу, серьги и перстень.

Несмотря на явное расположение А.П. Ермолова и совместных детей, Тотай отказалась принять православие и уехать в Россию вместе с мужем после завершения его службы на Кавказе. Тогда он отпустил кумычку, и женщина вернулась на родину вместе с дочерью. Как и ее предшественница Сюйда, вторая кебинная супруга военачальника тоже предпочла выйти замуж за местного мужчину – жителя селения Гили.

Третьей в списке временных жен А.П. Ермолова стала Султанум Бамат-кызы (дочь Бамата). С ней он познакомился во время вышеупомянутой зимовки в селении Казанищи. Она родила сына Исфендиара (Петра), который умер по пути в Тифлис. Молодая женщина, лишившаяся ребенка, вернулась на родину, где также вскоре вышла замуж.

Некоторые исследователи пишут, что у любвеобильного А.П. Ермолова был еще один сын – Николай, которого родила русская крепостная девушка. С ней генерал сожительствовал после возвращения в Москву.

Сыновья и дочь

Кандидат исторических наук Алексей Шишов в книге «Полководцы кавказских войн» (Москва, 2001 г.) отметил, что А.П. Ермолов был хорошим отцом. Он перевез всех своих сыновей в Россию, где они получили высшее военное образование. Виктор, Север и Клавдий стали офицерами, они служили в царской армии.

По российским законам, незаконнорожденные дети не имели права на фамилию отца, поэтому поначалу все они были записаны как Горские. Но впоследствии генерал добился у императора Александра II официального признания своих сыновей, они получили дворянский статус и фамилию Ермоловы. Отец всю жизнь помогал детям, как мог. В завещании он разделил все свое имущество между ними.

Дочь военачальника Сатиат получала от отца ежегодное содержание в 500 рублей – солидные деньги по тем временам. Еще 300 рублей в год А.П. Ермолов платил ее матери Тотай.

Князь Александр Дондуков-Корсаков рассказал о своем знакомстве с дочерью военачальника Софией Алексеевной, как он ее называл, в работе «Мои воспоминания. 1845-1846 гг.», которая опубликована в периодическом издании «Старина и новизна» (книга 6 за 1908 г.). В мемуарах князя Сатиат – энергичная красавица с добродушными чертами лица.

«Она была замужем за простым поселянином села Гили, понимала немного по-русски и особенно любила русских, называя их родными братьями. Она подробно расспрашивала о своих братьях. Я с ней очень подружился и всякий раз, когда бывал в Гилях, она меня встречала с непритворным радушием», – написал А.М. Дондуков-Корсаков.

Клавдий и Север Ермоловы, служившие в артиллерийском подразделении Кавказского корпуса, часто навещали родную сестру, а вот старший Виктор, у которого была другая мать, общался с ней реже.

Источник

Временные жены генерала Ермолова, или Как на Кавказе заключались «кебинные браки»

Кебинная жена что это. Смотреть фото Кебинная жена что это. Смотреть картинку Кебинная жена что это. Картинка про Кебинная жена что это. Фото Кебинная жена что это

В массовом сознании имя генерала Ермолова ассоциируется с покорением Кавказа и военными подвигами. О его личной жизни до недавних пор писали только то, что он никогда не был женат. Однако во время своего пребывания на Кавказе Ермолов трижды вступал в «кебинный брак», то есть жил со «временными женами». И этот факт добавляет еще один штрих к его портрету. Историки утверждают, что генерал был весьма сложной и противоречивой личностью, и многие его поступки сегодня получают неоднозначные оценки.

Кебинная жена что это. Смотреть фото Кебинная жена что это. Смотреть картинку Кебинная жена что это. Картинка про Кебинная жена что это. Фото Кебинная жена что это

Алексей Петрович Ермолов никогда не был женат и даже, по свидетельству его современников, чуждался дамского общества. Впрочем, этому можно найти вполне рациональное объяснение. Генерал в написанных позже воспоминаниях признавался: «Вместе с Волынскою губерниею оставил я жизнь самую приятную. Скажу в коротких словах, что страстно любил W., девушку прелестную, которая имела ко мне равную привязанность. В первый раз в жизни приходила мне мысль о женитьбе, но недостаток состояния обеих сторон был главным препятствием, и я не в тех уже был летах, когда столько удобно верить, что пищу можно заменять нежностью.

Впрочем, господствующею страстью была служба, и я не мог не знать, что только ею одною могу я достигнуть средств несколько приятного существования. Итак, надобно было превозмочь любовь. Не без труда, но я успел».

Кебинная жена что это. Смотреть фото Кебинная жена что это. Смотреть картинку Кебинная жена что это. Картинка про Кебинная жена что это. Фото Кебинная жена что это

Но во время пребывания на Кавказе в 1816-1827 гг. генералу больше не приходилось превозмогать свои чувства. У местных мусульманских народов существовал обычай «кебинных браков», то есть браков на время. Это предполагало заключение своеобразного договора о сожительстве, по которому муж обязался выплатить определенную денежную сумму (калым) – и мусульманка становилась его законной женой на договорной срок. Дети, рожденные в таком браке, считались законными, но не наследовали состояние отца.

Кебинная жена что это. Смотреть фото Кебинная жена что это. Смотреть картинку Кебинная жена что это. Картинка про Кебинная жена что это. Фото Кебинная жена что это

3 ноября 1819 г. Ермолов прибыл в Тарку, где заключил кебин с местной жительницей по имени Сюйда. По договору, рожденные в этом браке девочки должны были остаться с матерью, а мальчики – с отцом. Сюйда родила генералу сына Бахтияра (при крещении – Виктора), который впоследствии жил с отцом. Сюйда не захотела уезжать вместе с мужем, поэтому она вскоре вернулась к отцу, а затем – вышла замуж за местного жителя.

Кебинная жена что это. Смотреть фото Кебинная жена что это. Смотреть картинку Кебинная жена что это. Картинка про Кебинная жена что это. Фото Кебинная жена что это

Второй кебинный брак Ермолова продлился дольше – кумычка Тотай была его временной женой на протяжении семи лет. Этому браку предшествовала настоящая детективная история: после заключения договора родители невесты внезапно передумали и отдали ее замуж за односельчанина. А через две недели генерал похитил девушку и увез с собой в Тифлис. Через 7 лет, перед отъездом на родину, он вернул ее родителям – Тотай не захотела принять христианство, венчаться и уехать вместе с ним. Так же, как и Сюйда, вскоре она повторно вышла замуж. Рожденные в браке с генералом двое сыновей – Аллах-Яр (Северьян) и Омар (Клавдий) остались с отцом, а дочь Сатиат (София) – с матерью. Ежегодно Ермолов выплачивал Тотай 300 рублей, а дочери – 500.

Источник

Временный брак: почему русские офицеры на Кавказе заключали только его

Кебинная жена что это. Смотреть фото Кебинная жена что это. Смотреть картинку Кебинная жена что это. Картинка про Кебинная жена что это. Фото Кебинная жена что это

Солдаты и офицеры любой армии, оказавшись вдали от дома, часто испытывают сексуальный голод. Обычно эта проблема решается через отношения с местными жительницами: насильственные или договорные – за определенную плату. Во время Кавказской войны 1817-1864 годов многие русские офицеры заключали с горянками временные (кебинные) браки, выплачивая их родителям калым, согласно местным обычаям. Три такие жены были, например, у генерала Алексея Ермолова.

Брак или прелюбодеяние

Временный брак – тема многовековых споров между исламскими богословами и учеными. По сути, это соглашение между мужчиной и женщиной о сожительстве на определенный срок, за что представительница прекрасного пола получает заранее оговоренное материальное вознаграждение. Дети от таких браков, как правило, не могут унаследовать имущество отца после его смерти, хотя и считаются законнорожденными. Впрочем, все зависит от личной договоренности между временными супругами.

Далеко не все мусульмане признают такие союзы. Имам-хатыб Московской Мемориальной мечети на Поклонной горе Шамиль Аляутдинов посвятил данной теме статью «Временный брак (мут‘а)», которая опубликована на информационно-просветительском сайте Umma.ru. Священнослужитель отметил, что мусульмане-сунниты полностью отвергают саму идею временных супружеских отношений, считая их завуалированным прелюбодеянием.

«Среди богословско-правовых школ шиитского толка временный брак (мут‘а) допускается только последователями джа‘фаритского (имамитского) мазхаба. Для заключения временного брака у имамитов достаточно упомянуть махр (в данном случае это материальное вознаграждение) и оговорить срок сожительства. Присутствие свидетелей и опекуна на церемонии бракосочетания не является необходимым условием», – написал Ш.Р. Аляутдинов.

Распространение обычая кебинных браков на Северном Кавказе многие исследователи связывают с влиянием иранских богословов-джафаритов, несмотря на то, что большинство местных мусульман являются суннитами. Кроме того, такие союзы могли заключаться, если парень похитил девушку: мнение ее родителей в этом случае никто не спрашивал. А иногда бедные супруги были вынуждены соглашаться на временные браки своих дочерей с местными богачами, получая калым за свою сговорчивость.

Мужья или насильники

Многие русские военные, узнав о возможности заключения временных браков от местных жителей, не замедлили воспользоваться такой возможностью. Об этом известный военный историк Василий Потто упомянул в своей книге «Кавказская война. В очерках, эпизодах, легендах и биографиях» (Москва, 2014 г.). В частности, офицеры вступали в отношения с кумычками – жительницами Мехтулинского ханства, существовавшего в XVII-XIX веках на территории современного Дагестана.

«Таким образом, воевать было не с кем, и Ермолов, поселившись сам в Казанищах, расположил свои войска на зимовые квартиры по мехтулинским селениям. Зимовка эта, вопреки ожиданиям, оказалась удобной и веселой. Многие холостые офицеры, а в том числе и сам Ермолов, пользуясь свободой мехтулинских нравов и заплатив калым, требуемый законами страны, поженились на мехтулинках так называемым кебинным браком…» – написал В.А. Потто.

Причем, сам А.П. Ермолов, вспоминая о тех временах, отмечал, что русские военные «…скучную стоянку обратили в рай Магометов». Очевидно, генерал намекал на известное исламское предание, что каждого праведника в раю ждут девственные гурии.

Исследователи, далекие от романтических иллюзий, однако, сомневаются как в законности кебинных браков, заключенных православными христианами, так и в их добровольности. Девушек могли просто принуждать к сожительству, вырвав из родных семей силой. К тому же, официально не признанный в России кебинный брак никак не ограничивал личную свободу офицеров, считавшихся холостяками. Вернувшись домой после службы на Кавказе, они могли выгодно жениться на дочерях потомственных дворян.

Отдельные историки утверждают, что представители местной аристократии, желая заручиться поддержкой русских офицеров, банально подкладывали под них дочерей своих должников или подчиненных. Или даже продавали девушек во временное пользование, прикрываясь местными традициями.

Вышеупомянутый генерал А.П. Ермолов, служивший на Кавказе в 1816-1827 годах, имел нескольких наложниц. История сохранила имена лишь трех из этих женщин, поскольку они родили детей от русского военачальника.

Ермолов и его жены

Личную жизнь генерала подробно описал известный историк-кавказовед Адольф Берже в статье «Алексей Петрович Ермолов и его кебинные жены на Кавказе. 1816-1827 гг.», которая была опубликована в ежемесячном издании «Русская старина» (том 43, выпуск 9 за 1884 г.). Исследователь рассказал, что в ноябре 1819 года русский генерал прибыл в селение Тарку, где заключил кебинный брак с дочерью некого Абдуллы, которую звали Сюйду (Сюйда). Она родила от А.П. Ермолова сына Бахтияра, получившего при крещении православное имя Виктор.

Вообще, со всеми своими временными женами военачальник заключал соглашение: после расставания сыновья остаются с ним, а дочери – с матерью. Брак генерала с Сюйду продлился недолго, молодая женщина, которая была вынуждена расстаться с маленьким сыном, вернулась на родину. Там она вышла замуж за местного жителя.

Другая кумычка – Тотай, отца которой звали Ака (Акай), из селения Кака-Шура – прожила с А.П. Ермоловым в Тифлисе семь лет. Она родила в кебинном браке четырех детей, один из которых умер в младенчестве. Сыновья Аллах-Яр (Северьян или Север) и Омар (Клавдий) также как и их единокровный брат Виктор остались с отцом. А единственная дочь генерала Сатиат (София) жила с матерью.

Судя по всему, родители не хотели отдавать Тотай русскому генералу во временное пользование. Тем более что у нее был жених – односельчанин Искендер. За него девушку даже выдали замуж, надеясь, что факт заключения брака охладит пыл А.П. Ермолова. Но уж очень Тотай понравилась генералу, который увидел ее, будучи в Кака-Шуре проездом. Вернувшись из очередного похода, военачальник приказал своим подчиненным доставить к нему эту кумычку. Русские силой забрали Тотай из дома ее мужа и привезли к А.П. Ермолову.

Как отметил в своей статье А.П. Берже, несчастный Искендер не смог пережить разлуки с любимой женой, он тяжело заболел и скончался через два года. Отцу Тотай, который ринулся в погоню, надеясь вернуть свою дочь домой, пришлось смириться. Впрочем, генерал вручил ему шубу, серьги и перстень.

Несмотря на явное расположение А.П. Ермолова и совместных детей, Тотай отказалась принять православие и уехать в Россию вместе с мужем после завершения его службы на Кавказе. Тогда он отпустил кумычку, и женщина вернулась на родину вместе с дочерью. Как и ее предшественница Сюйда, вторая кебинная супруга военачальника тоже предпочла выйти замуж за местного мужчину – жителя селения Гили.

Третьей в списке временных жен А.П. Ермолова стала Султанум Бамат-кызы (дочь Бамата). С ней он познакомился во время вышеупомянутой зимовки в селении Казанищи. Она родила сына Исфендиара (Петра), который умер по пути в Тифлис. Молодая женщина, лишившаяся ребенка, вернулась на родину, где также вскоре вышла замуж.

Некоторые исследователи пишут, что у любвеобильного А.П. Ермолова был еще один сын – Николай, которого родила русская крепостная девушка. С ней генерал сожительствовал после возвращения в Москву.

Сыновья и дочь

Кандидат исторических наук Алексей Шишов в книге «Полководцы кавказских войн» (Москва, 2001 г.) отметил, что А.П. Ермолов был хорошим отцом. Он перевез всех своих сыновей в Россию, где они получили высшее военное образование. Виктор, Север и Клавдий стали офицерами, они служили в царской армии.

По российским законам, незаконнорожденные дети не имели права на фамилию отца, поэтому поначалу все они были записаны как Горские. Но впоследствии генерал добился у императора Александра II официального признания своих сыновей, они получили дворянский статус и фамилию Ермоловы. Отец всю жизнь помогал детям, как мог. В завещании он разделил все свое имущество между ними.

Дочь военачальника Сатиат получала от отца ежегодное содержание в 500 рублей – солидные деньги по тем временам. Еще 300 рублей в год А.П. Ермолов платил ее матери Тотай.

Князь Александр Дондуков-Корсаков рассказал о своем знакомстве с дочерью военачальника Софией Алексеевной, как он ее называл, в работе «Мои воспоминания. 1845-1846 гг.», которая опубликована в периодическом издании «Старина и новизна» (книга 6 за 1908 г.). В мемуарах князя Сатиат – энергичная красавица с добродушными чертами лица.

«Она была замужем за простым поселянином села Гили, понимала немного по-русски и особенно любила русских, называя их родными братьями. Она подробно расспрашивала о своих братьях. Я с ней очень подружился и всякий раз, когда бывал в Гилях, она меня встречала с непритворным радушием», – написал А.М. Дондуков-Корсаков.

Клавдий и Север Ермоловы, служившие в артиллерийском подразделении Кавказского корпуса, часто навещали родную сестру, а вот старший Виктор, у которого была другая мать, общался с ней реже.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *