Кейс чемпионат что это такое простыми словами
Кейс-чемпионаты как инструмент привлечения талантов
Где искать талантливых студентов, готовых стать надежными стажерами и потенциальными сотрудниками вашей компании? Там, где вы сможете оценить их уровень подготовки и посмотреть на них “в деле”. Как правило, такие кандидаты стремятся получать не только теоретические знания в вузах, но и практические навыки. Участие в кейс-чемпионатах, соревнованиях по решению бизнес-задач компаний — один из способов заполнить этот пробел. Кейс-чемпионаты помогают участникам развить свои навыки (soft skills и hard skills), а работодателям – лично познакомиться с талантливыми ребятами. Компания может стать партнёром уже существующего кейс-чемпионата с широкой аудиторией или же провести кейс-чемпионат под собственным брендом. Возможно создать кейс-чемпионат как самостоятельно, так и с помощью специалистов в этой области.
Что такое кейс-чемпионат?
В основе любого кейс-чемпионата лежит так называемый кейс-метод. Его “первооткрывателем” стал Христофор Колумб Лэнгделл, декан школы права в Гарварде. Именно он предложил в конце XIX века новый подход к изучению материала: не зубрить теорию, а разбирать реальные дела из судебной практики. Позже кейсы перешли и в бизнес-среду. Начало было положено в Гарвардской школе бизнеса, откуда кейс-метод распространился и на другие учебные заведения. Так в Манчестерской школе бизнеса появился новый вид более коротких кейсов. Сегодня кейс-метод активно применяется в западных вузах, а также распространяется в нашей стране. На кейс-чемпионатах участники решают актуальные бизнес-задачи компаний (кейсы).
Какими бывают кейс-чемпионаты?
Как проходит кейс-чемпионат?
Стандартный кейс-чемпионат в России состоит из двух-трех этапов и длится примерно месяц. Рассмотрим структуру соревнования на примере Changellenge Cup Russia 2018. Чемпионат делится на две секции: английскую и русскую.
Первый тур проходит онлайн, и в нем в среднем участвуют до полутора тысяч команд из четырех человек. Через неделю после публикации кейса участники должны отправить решение в форме презентации. Примерная структура презентации состоит из краткого резюме решения, анализа рынка, описания инициатив, финансового анализа, оценки рисков и выводов. Каждый участник выполняет свою функцию в процессе подготовки решения. Валерия Салимова, выпускница Финансового университета и победительница Changellenge Cup Russia 2016, отмечает:
“Во время чемпионата я успела развить стандартный, но обязательный для каждого специалиста набор: умение выступать на публике и работать в команде, business sense в сфере FMCG и банкинга, а еще знание маркетинга. У нас в команде были слайдмейкер, финансист, стратег и маркетолог, но каждый участник по ситуации мог и нарисовать слайды, и посчитать прогнозы”.
Следующие семь дней отводятся на подготовку к полуфиналу, второму этапу, в который проходят не более 10% всех участников. В 2018 году в рамках кейса данного этапа участникам в русской и английской секции необходимо было провести глубокий анализ платформенного бизнеса и подготовить инвесторский питч. Самые талантливые кейсеры (около 40% участников полуфинала) проходят в финал, где соревнуются за победу в чемпионате. В полуфинале и на заключительном этапе участники представляют подготовленные за неделю решения экспертам из компаний-партнёров. Командам предоставляется строго определенное время для выступления и ответов на вопросы. Так в финале Changellenge Cup Russia 2018 10 минут было отведено на защиту решения и 5 минут – на сессию вопросов и ответов.
Зачем это нужно студентам?
Пример выпускника МПУ Александра Абдуллина подтверждает, что решение кейсов дает шанс получить работу мечты. На 3 курсе Александр поучаствовал в кейс-чемпионате Changellenge Cup Russia, где занял третье место. Представители компаний-партнёров обратили внимание на кандидата и предложили ему пройти стажировку. Выбор Александра пал на компанию Mars, где он присоединился к годовому проекту. По словам Александра, вместо четырех этапов отбора в компанию финалисты кейс-чемпионата проходили всего один – финальный. Так, благодаря участию в чемпионате кандидат получил работу и значительно ускорил свой карьерный рост.
Зачем это нужно работодателям?
Для компаний кейс-чемпионаты — это шанс привлечь талантливых специалистов, развить бренд работодателя и повысить лояльность к нему. Погружаясь в задачи компании, участники знакомятся с ее бизнесом и культурой. Кроме того, кейс-чемпионаты можно использовать для краудсорсинга идей: участники предлагают самые разные решения проблемы, что позволяет компании-партнеру найти подходящие идеи и варианты. Масштаб мероприятия делает возможным контакт с большой аудиторией талантливых ребят. Например, Changellenge >> Cup Russia – всероссийский кейс-чемпионат с охватом около 120 000 человек, в котором ежегодно участвуют более 5000 студентов. Множество топовых вузов становятся партнерами этого соревнования, а студенты приезжают из разных городов со всей России.
Сейчас кейс-движение в России активно развивается. Среди самых престижных кейс-чемпионатов — соревнования Лиги кейсов Changellenge, McKinsey Business Diving, Oliver Wyman Impact. Также есть отдельные кейс-чемпионаты для студентов технических специальностей, например, Changellenge Cup Technical. В этом году на чемпионате кейсеры решат задачу от крупной нефтегазовой компании и выберут технологию производства меди, которая должна обеспечить минимальное количество примесей и полную механизацию процесса. Среди других крупных отраслевых чемпионатов – Modern Trade Code, который специализируется на трендах современной торговли. Это сфера, которая приносит 15,8% российского ВВП и решает задачи на стыке логистики, экономики, стратегии, маркетинга и IT. Данную отрасль нельзя недооценивать, поэтому компания Changellenge стала активно знакомить с ней студентов и теперь ежегодно привлекает около 1500 человек на чемпионат. Благодаря такому разнообразию практически каждая компания может выбрать формат мероприятия по своей специфике и вывести бренд на новый уровень.
Как за год научиться побеждать в студенческом кейс-чемпионате?
Кейс-чемпионат представляет собой командное (или индивидуальное) соревнование в несколько этапов. Команде даётся приближённый к реальности кейс от какой-либо крупной компании, после чего (примерно за неделю) надо предложить решение и презентовать его перед коллегией судей на финальных этапах.
В случае отборочного этапа – просто отправить презентацию с решением на нужный адрес. Кейсы могут даваться из разных областей: из маркетинга, финансов, логистики и даже нефтехима. Когда нам с командой попался кейс, где нужно было продумать что-то из нефтепродуктов, мы очень долго сидели в ступоре и думали, что вообще можно предложить сделать актуального из полипропиленов, полиэти… что? И, что очень забавно, заняли первое место на этом кейсе.
Далее в этой статье речь пойдёт о кейс-чемпионатах Changellenge, так как именно в них мне довелось участвовать несколько раз.
Ответ будет банален. Для поиска работы. Коллектив судей состоит, как правило, из сотрудников HR-отделов компаний, которые являются партнёрами кейс-чемпионата. Особо проявившие себя участники могут получить прямой оффер. Также призёры и победители получают «карьерные бонусы», которые сокращают процесс отбора на вакансии для компаний-партнёров.
А еще решение кейсов помогает прокачать hard и soft skills, потому что приходится разбираться в документации, процессе производства, создавать сводные таблицы, читать много англоязычной литературы и, конечно, делать качественные презентации и учиться навыкам публичных выступлений.
Всё началось с того, что в ранней весной первого курса моя подруга (которая была на 4-м курсе) предложила мне поучаствовать с ней и ещё 2-мя её сокурсниками в английской секции Changellenge Cup Russia 2018. Работа в команде была немного странной: 3 человека работали и понимали, что они делали, а я просто был рад что меня позвали и старался быть максимально полезным. Такими ударными темпами мы прошли отборочный тур, а потом и полуфинал. Радовались как совсем малые дети и готовились к финалу. Однако в финале, к сожалению, несмотря на все усилия по защите нашего потрясающего решения кейса «Как M&M’s взаимодействовать с ЧМ2018», мы заняли 6-ое место из 7-ми возможных.
Однако праведная ярость сменилась на умиротворение, когда каждый из нас смог куда-то устроиться благодаря этому чемпионату. Про своих товарищей точно сказать не могу, так как уже не помню, а меня пригласили на летнюю двухмесячную стажировку в отдел диджитал маркетинга МТС. Чему, надо отметить, я был несказанно рад. Буду честен, и сейчас бы такому обрадовался не меньше.
За 2018/19 учебный год был пройден примерно следующий тяжёлый путь:
1) Changellenge Supply chain cup 2018. Провален с треском. Сложный кейс, над которым никто из нас не понимал, как работать. К тому же, презентацию мы тогда сделали далеко не самую выразительную;
2) Changellnege Cup Moscow 2018. Провален с не меньшим треском. Мы выбрали достаточно невзрачное решение вместе с обычной презентацией;
3) Changellenge Cup Ural 2019. Это было такое прекрасное событие, что ради него одного можно завести блог и написать туда несколько статей о нём. Важно сказать, что в новогодние праздники мой друг и его девушка прошли зимнюю школу Changellenge, и к ним пришло понимание, чего конкретно от нас хотят. Так как в конце зимы проходили только региональные чемпионаты, мы решили выбрать один и попрактиковаться. Выбор пал на Cup Ural. Мы прошли отборочный этап и полетели в Екатеринбург, чтобы участвовать в финале. Это было прекрасное время в плане командообразования, но не самого кейс-чемпионата. Мы были единственной командой из Москвы, и когда шёл финал, было ощущение, что ты пришёл на сельскую дискотеку.
У нашей команды было объективно лучшее решение, презентация и поставленный английский, поэтому мы сидели и рассчитывали на одно из 3-х призовых мест. Однако судьи (которые объявляли с последнего места) целенаправленно попросили оставшиеся 4 команды встать и объявили, что мы на 4-м месте. Обратную связь нам не дали, поэтому было принято коллективное решение, что это всё из-за того, что мы москвичи. И не было им после этого прощения. А отправиться пить мы не могли, так как у меня проходил курс вакцинации от бешенства. Это был странный опыт, но полезный;
4) Changellenge Cup Russia 2019. Как бы сказал Уинстон Черчилль, это был наш звёздный час. Мы в совершенстве поняли то, что от нас требуется, поэтому каждый работал на износ, но при этом продуктивно. Мы прошли отборочный этап, полуфинал (и сценарий 2018 года как бы повторяется). Однако в этот раз моя команда заняла 2-ое место из 7-ми возможных (да, в заголовке пришлось немного соврать). Первое место заняла команда из МГИМО с поистине великолепным английским и очень ярким выступлением.
После этого я получил немыслимое количество карьерных бонусов, но так и не успел ими воспользоваться, потому что выбрал учёбу по обмену в Германии вместо стажировок. Зато знания и навыки, которые получил во время участия в кейс-чемпионате очень пригодились для учебных задач.
За тот год, который я провёл в постоянном решении кейсов, я выработал несколько советов, которые могут пригодиться тем, кто только хочет начать заниматься подобным:
Соберите надёжную и мотивированную команду. Очень важно, чтобы все члены команды действительно работали, так как только так можно справиться с объёмным заданием в короткий срок;
Командообразовывайтесь. Вам с этими людьми предстоит много работать вместе. Не лишним будет просто посидеть в баре и поговорить о жизни. Намного легче работать, когда ты знаешь вещи, которые вас объединяют. После проигрыша в каком-нибудь чемпионате (а это очень вероятный исход) у вас может не оказаться сил двигаться дальше. Однако, когда команда является командой не просто формально, вы обязательно найдёте силы двигаться дальше, так как очень не хотите подвести своих товарищей;
Придумайте командную фишку и показывайте её судьям на каждом выступлении. Это может быть кулачок или «дай пять». Как показала практика, судьям Changellenge это очень важно. Про другие кейс-чемпионаты сказать не могу, так как не имею данных;
Если вы хорошо знаете английский, выбирайте английскую секцию, там меньше конкуренция. Опять же, в случае Changellenge;
Надеюсь, моя небольшая история и советы помогут тем, кто хочет посвятить своё свободное время решению кейсов. Потому что, на самом деле, это даёт настоящие навыки работы в команде, работы в MS Office, а также стрессоустойчивость. Даже если вы не займете призовые места, вы можете приобрести друзей и бесценный опыт. А это стоит того, чтобы попытаться.
Кейс чемпионат что это такое простыми словами
Кейс-чемпионат — это соревнование по решению бизнес-задач. Оно полезно и участникам, и работодателям. Студенты на нем узнают, с какими проблемами сталкиваются компании, знакомятся с индустриями и учатся работать в команде. Работодатели — присматриваются и ищут себе будущих сотрудников. Рассказываем, почему вам, скорее всего, тоже стоит участвовать в кейс-чемпионате.
Содержание
Что такое кейсы и какие они бывают?
Кейс (от англ. сase) — это реальная задача из практики крупной компании в любой сфере, например социальной, экономической, медицинской или нефтегазовой. Как правило, кейс содержит некую проблему или противоречие и строится на реальных фактах. Соответственно, решить кейс — это проанализировать предложенную ситуацию и найти оптимальное решение.
Темы кейсов могут быть разными. Например, в 2019 году участники решали следующие задачи: «Предложение рождает спрос: стратегия развития рынка полимеров в России» от СИБУРа, «Правильное питание на близком расстоянии: стратегия реализации продуктов Away From Home» от Danone и «Большие данные — большая ответственность: социальный проект на основе BIG DATA МТС».
А на кейс-чемпионатах что происходит?
Соревнование состоит из нескольких этапов. На каждом из них команды получают кейс, который нужно решить в ограниченные сроки. Например, на Changellenge >> Cup Russia 2020 студентам предстоит справиться с задачами из практики Danone, Unilever, МТС и Группы «Эталон».
Первый этап проходит дистанционно, а полуфинал и финал — очно. Эксперты национальной лиги кейсов Changellenge >> и представители компаний оценивают предложения участников. Сильнейшие команды на финальных этапах презентуют решения топ-менеджерам компаний-партнеров. Бонус для всех участников: мы всегда организуем День карьеры, на котором можно лично пообщаться с представителями работодателей.
Наверняка это занимает кучу времени и отвлекает от учебы?
А вот и нет! Чемпионат длится всего месяц, на решение кейса на каждом этапе у команды есть неделя — разобраться в задании, придумать решение и оформить его в презентацию.
И что, за один чемпионат я смогу решить все свои карьерные проблемы?
Месяц участия прокачает вас не хуже полноценной стажировки в крупной компании. Вы разберетесь в реальных бизнес-процессах, научитесь применять на практике вузовские знания, работать в команде, структурировать идеи и правильно доносить их до топ-менеджеров.
Весь полученный опыт вы сможете вписать в резюме. Каждый участник вашей команды обязательно получит подтверждающий сертификат из Changellenge >>. Мы сотрудничаем с 55% лучших работодателей России и знаем, что наши партнеры всегда обращают внимание на участие студентов в кейс-чемпионатах.
Кроме того, соревнование научит вас проходить отбор в крупные компании. Многие работодатели проводят ассессменты и кейс-интервью, на которых кандидаты должны решить задачу из реальной практики. Опытные кейсеры чувствуют себя на подобных испытаниях как рыба в воде. Так что участие в наших соревнованиях еще и упростит для вас путь в компанию мечты.
Никогда не поверю, что работодатели уводят кейсеров в офис прямо с финала.
За руку, конечно, не уводят. Но компании-партнеры часто позволяют победителям кейс-чемпионатов пропустить один или несколько этапов отбора: например, скрининг резюме и тестирование. В этом году МТС пригласит победителей Changellenge >> Cup Russia 2020 сразу на интервью с руководителем, Danone позволит пропустить тестирование и онлайн-этап. А Unilever дарит фаст-трек: победители попадут сразу на финальный ассессмент лидерской программы UFLP.
Участвовать могут только представители экономических и технических специальностей?
Нет, специальность и вуз не имеют значение. Принять участие в чемпионатах Changellenge >> могут студенты бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры и даже выпускники последних двух лет. Применить свои таланты сможет и филолог, и металлург: в процессе разработки решения, оформления слайдов, описания идей и презентации перед экспертами потребуются разные умения.
Для каждого найдется кейс-чемпионат по душе: для технарей — металлургов, инженеров и студентов нефтегазовых специальностей — ежегодно проводится Changellenge >> Cup Technical. Для айтишников — Changellenge >> Cup IT. Те, кому ближе бизнес, могут смело регистрироваться на крупнейший в России и СНГ Changellenge >> Cup Russia. Есть и региональные чемпионаты: Changellenge >> Cup SPb, Changellenge >> Cup Ural, Changellenge >> Cup Volga, Changellenge >> Cup Siberia и Changellenge >> Cup Kazakhstan.
Какие специальные знания нужны для участия?
Не пугайтесь, кейсы написаны так, что решить их можно без предварительной подготовки. Все нужные знания вы приобретете во время работы над задачей. Поэтому кейсы — это не только проверка ваших знаний, но и мощный образовательный инструмент, который позволит быстро разобраться в отрасли.
По итогам чемпионата аналитики Changellenge >> всегда выпускают презентацию с разбором лучших идей и самых частых ошибок. Эта обратная связь поможет понять, с чем вы справились хорошо, а где у команды есть пробелы в знаниях.
Если вы хотите вооружиться дополнительными знаниями, читайте Учебник Changellenge >> по решению кейсов. Здесь мы собрали всю свою экспертизу в этой области: от анализа больших массивов информации до правил презентации решения. Онлайн-версия доступна бесплатно.
Что делать, если у меня нет команды?
Мы поможем! В группе Changellenge >> есть специальная тема для поиска сокомандников. Кроме того, вы всегда можете зарегистрироваться неполным составом, а мы подберем вам партнеров в первые дни чемпионата. Кстати, вместе с опытными кейсерами мы написали статью о том, как собрать команду мечты.
Где искать подробную информацию и форму регистрации?
На сайте Лиги кейсов Changellenge >>. Выбирайте чемпионат и подавайте заявку!
«Финалистов приглашают на собеседование». Кому и зачем участвовать в кейс-чемпионатах
Студентка СПбГЭТУ «ЛЭТИ»
В 11 классе я участвовала в кейс-чемпионате – и всем теперь советую. Командная игра, поиск нестандартных решений, опыт презентации идеи – все это пригодилось мне потом во многих моих проектах. Расскажу, кому и зачем стоит идти на кейс-чемпионат, как они помогают в поиске работы и чему там можно научиться.
Кейс-чемпионат – это соревнование, на котором команды предлагают свои идеи для решения актуальных для современного мира задач. Это могут быть экологические проблемы, вопросы глобализации или добычи полезных ископаемых. Соревнования обычно проходят в два этапа: дистанционно и очно. На каждой стадии команды получают новый кейс, который надо решить в ограниченные сроки. От всех участников команды понадобятся их аналитические, практические и коммуникативные навыки, чтобы предложить самую оптимальную и эффективную идею. Принять участие в них могут школьники и студенты: для каждого найдется соревнование, подходящее по возрасту, сфере интересов и профессиональным навыкам.
Во многих вузах есть кейс-клубы, там можно собрать команду и поучаствовать в тренингах от опытных студентов. Есть еще лига кейсов Changellenge – она проводит чемпионаты и мастер-классы для молодых специалистов по всей России. Плюс каждый год проводят всероссийские и региональные кейс-чемпионаты.
Зачем участвовать в кейс-чемпионате
Кейс-чемпионат для студента – еще и возможность нетворкинга. В жюри сидят опытные эксперты, которые оценивают идеи, их презентацию, отмечают твои сильные стороны. Партнеры чемпионата приглашают финалистов на собеседование или засчитывают участие за профессиональное тестирование. Например, такая возможность была у победителей Cup Russia в 2017 году: их пригласили на интервью в MTC и Danone. После чемпионата проводят дни карьеры, где можно пообщаться с представителями компаний-партнеров.
Решая кейсы, ты прокачиваешь практические навыки, на каждом этапе погружаешься в определенную сферу бизнеса.
Участие в кейс-чемпионатах – ценное дополнением к резюме и выделяет тебя среди других кандидатов. Оно означает, что у тебя есть опыт публичных выступлений, ты уверенно можешь представить себя и свои проекты.
Но это не соревнования, в которых тестируются только твои знания: здесь ты учишься работать в команде, практикуешь публичные выступления, развиваешь критическое мышление и умение структурированно представлять информацию. Кроме того, это шанс лучше разобраться в интересующей тебя отрасли и найти единомышленников.
Как я участвовала в кейс-чемпионате в школе
Я участвовала в кейс-чемпионате Федерального образовательного проекта «Эврика», партнером которого является Фонд «Будущие Лидеры», когда училась в 11 классе. У этого проекта было одно большое преимущество – он был профориентационным и помогал школьникам лучше разобраться, что из себя представляют разные профессии.
В сезоне 2018-2019 года в чемпионате участвовали ученики 10 и 11 классов из Москвы, Санкт-Петербурга и Мурманска. Во многих школах «Эврика» проводила презентацию мероприятия, поэтому зачастую команды состояли из одноклассников, но мне предложила поучаствовать подруга, которая шла на соревнование уже третий раз. На отборочном этапе нам предложили кейс по внедрению «IoT» (интернет вещей) и технологий «Smart City» на Васильевском острове Санкт-Петербурга.
В команде мы распределили задачи между участниками так, чтобы каждый взял на себя тему, в которой полностью разбирался, и мог ответить на все вопросы жюри.
Наша команда предложила создать в этом районе систему подземного хранения и раздельного сбора мусора, умное освещение, мониторинг потребления уровня электроэнергии.
На заключительном этапе мы представляли решение кейса на тему «Развитие Мурманской области как туристического направления». Мы сделали собственные брошюры с главными туристическими достопримечательностями региона. А еще провели опрос в социальных сетях – он охватил больше 1500 пользователей. Эта идея помогла нам точнее выявить существующие проблемы и отталкиваться от них в своем решении.
Несмотря на то, что мы не дошли до финала, участие было уникальным для меня жизненным опытом. На чемпионате я научилась искать нестандартные решения, искать информацию в опросах в социальных сетях и интервью, чтобы аргументированно защищать свои идеи. Я поняла, как эффективно использовать время и правильно распределять обязанности в команде. Это помогло мне, когда позже я готовилась и сдавала экзамены или защищала дипломные проекты на спецкурсах в университете.
Как кейс-чемпионаты помогают студентам найти работу
Первокурсник Санкт-Петербургского государственного университета Егор Чуваров в 2016 г. увидел объявление о кейс-чемпионате Changellenge на стенде в университете. Для участия требовалось собрать команду из четырех человек. Среди однокурсников желающих не нашлось, и он договорился с друзьями из других вузов. В том чемпионате друзья не победили. Но с тех пор Чуваров участвовал еще в трех чемпионатах. Больше всего ему запомнился кейс компании «Сибур» по оптимизации сети поставок и сокращению издержек и кейс Райффайзенбанка по созданию концепции взаимодействия с малым и средним бизнесом в регионах.
Кейс-чемпионат – это соревнование, во время которого участники, студенты и выпускники вузов, в командах решают бизнес-задачи. Эти задачи составляют партнеры чемпионата – крупные компании. Участникам разрешено обращаться за помощью к экспертам и консультантам. Представители компаний (члены жюри) оценивают результаты решения кейсов.
Популярность таких чемпионатов растет. В чемпионатах, которые организует компания Changellenge, в 2018 г. приняло участие 18 000 человек против 15 000 в 2017 г. В первом туре чемпионата Case-In по решению инженерных кейсов (организатор – «Россия – страна возможностей») приняло участие 5076 молодых людей из 60 регионов России.
Студентам такие чемпионаты полезны тем, что дают представление о реальных потребностях бизнеса, говорит Ирина Абанкина, директор Института образования Высшей школы экономики (ВШЭ). Победители и участники чемпионатов часто получают предложения пройти стажировку, некоторые потом трудоустраиваются, замечает Артем Королев, основатель и сопредседатель оргкомитета Case-In. «Ведомости» разбирались, насколько кейс-чемпионаты действительно повышают шансы студента на хорошее трудоустройство.
Из жизни и учебника
«Мы обычно даем реальный кейс, актуальный для компании», – рассказывает Юлия Шундикова, менеджер по развитию бренда работодателя Danone. Например, недавно Danone разработала кейс по специальностям «химия» и «технология», говорит она. Студенты должны были придумать, как запустить производство в России растительного молока из сои, кокоса, фундука и миндаля (из-за сложности технологического процесса Danone такое молоко в России не производит, оно импортируется). По словам Шундиковой, некоторые команды удивили жюри неожиданным подходом к проблеме, дав специалистам Danone пищу для размышлений.
А компания «Алроса» предложила студентам – участникам инженерного чемпионата Case-In найти варианты разработки месторождения, которые позволили бы сократить производственные издержки. Кейсы были составлены по исходным данным, предоставленным «Алросой». Затем специалисты «Алросы» оценивали рациональность предложений, а также их новизну, рассказал директор центра подготовки кадров «Алросы» Сергей Андреевский.
Как студенту решить кейс и получить работу
Другие компании специально создают для студентов тестовые бизнес-кейсы. Например, МТС, говорит Мария Голяндрина, вице-президент компании по управлению персоналом, участвует в чемпионатах не для того, чтобы найти решения реальных проблем. Компания придумывает кейсы, при решении которых студенты могли бы проявить творческие способности – без ограничений, накладываемых реальной практической задачей, рассказывает Голяндрина.
Набрать стажеров
Сеть «М.видео-Эльдорадо» ежегодно принимает на оплачиваемую стажировку в центральный офис 10 участников и победителей кейс-чемпионатов, утверждает Алена Друзенко, руководитель департамента подбора и адаптации персонала сети.
Большая часть стажеров Райффайзенбанка прежде участвовала в кейс-чемпионатах, уверяет Максим Политов, менеджер по развитию бренда работодателя и найму выпускников Райффайзенбанка.
Некоторые компании участвуют в кейс-чемпионатах, чтобы привлечь стажеров. Например, PepsiCo стала участником кейс-чемпионата Changellenge в 2018 г. – чтобы продвинуть акселератор молодежных проектов PepsiCo BreakOut и анонсировать программы стажировок PepsiCo Go, рассказывает Надежда Рогулева, менеджер по развитию бренда работодателя PepsiCo. Все финалисты и полуфиналисты кейс-чемпионата, говорит она, могут сразу попасть на второй отборочный этап программы PepsiCo Go.
Сам факт участия в чемпионатах свидетельствует об активной жизненной позиции и карьерных амбициях, утверждают работодатели. А Дмитрий Костюков, старший преподаватель кафедры автоматизированных электроэнергетических систем и электроснабжения Инженерного института Северо-Кавказского федерального университета, говорит, что на кейс-чемпионатах студенты раскрываются иначе, чем в учебе: они оказываются в нестандартных ситуациях и должны проявлять лидерские качества и грамотно распределять время.
Что делают вузы
Ольга Буданцева, студентка Финансового университета, считает, что решение кейсов помогает восполнить недостаток практических навыков, которые нельзя получить в вузе, и что это важно для карьеры. За два года она с командой решила 10 кейсов из самых разных отраслей: от банков и телекоммуникаций до нефтегаза и металлургии. Задачи никогда не повторялись: студенты занимались повышением операционной эффективности, разработкой собственной онлайновой платформы, повышением клиентской лояльности. Самым сложным показался ей кейс компании «Сибур», где нужно было найти рынок сбыта первичных и вторичных полиолефинов. В команде было два экономиста-международника и два маркетолога – никто из них не понимал, что такое полиолефины и кому их продавать, вспоминает Буданцева. Пришлось обратиться к консультантам. По словам Буданцевой, за два сезона кейс-чемпионатов она многое узнала о разных отраслях, научилась строить финансовые модели, улучшила знания делового английского и научилась работать в команде.
Вузы нахваливают чемпионаты, но практически мало поощряют студентов в них участвовать. «Ведомости» опросили 13 российских вузов, студенты которых чаще всего участвуют в кейс-чемпионатах. Елена Нечаева, руководитель центра карьеры Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития (ВАВТ), удивилась, когда узнала, что в кейс-чемпионатах Changellenge в 2018 г. участвовало 128 студентов ВАВТ. Только шесть вузов из 13 опрошенных сообщили, что поддерживают инициативу – информируют студентов о чемпионатах специальными рассылками или публикациями на сайте вуза.
Исключения из правил
Для пассивности вузов есть причины. По словам Нечаевой, в резюме студентов время от времени встречаются записи об участии в Changellenge, но обычно за ними не следуют записи о том, что победитель получил именную стипендию, стажировку или предложение о работе. Работодатели, опрошенные «Ведомостями», тоже подтверждают: участие или победа в чемпионате не гарантируют попадания на стажировку или трудоустройство.
Кейс-чемпионаты – очень хороший инструмент для знакомства студентов с работодателями, но в нынешних экономических условиях он не гарантирует трудоустройства, говорит Абанкина из ВШЭ. По ее словам, предприятия не создают сегодня достаточного количества рабочих мест для молодежи. И несмотря на множество чемпионатов и внушительное число участников, рабочие места достаются единицам, говорит Абанкина. Компании тоже говорят о жестком отборе. По словам Шундиковой из Danone, на стажировку попадает только 10–15% студентов, принимавших участие в кейс-чемпионатах.
Чтобы найти хорошую работу, надо участвовать в чемпионатах регулярно. Екатерина Паламарь, менеджер по категорийному маркетингу сегмента «Цифровая техника» компании «М.видео-Эльдорадо», попала в компанию после участия в десятках чемпионатов Changellenge. Ей позвонили из отдела персонала компании и пригласили на собеседование, рассказала Паламарь.
Сергей Шевчук, выпускник Уральского федерального университета им. Ельцина, впервые принял участие в чемпионате Саse-In по электроэнергетике в 2015 г. и тут же попал на стажировку в уральский филиал СО ЕЭС. На стажировку пригласили всю команду из четырех человек, но согласилось только двое. Шевчук стал стажером в службе перспективного развития компании. А в 2016 г. он снова решил участвовать в Case-In, на этот раз как капитан команды. За 10 дней ребята решили сложный кейс по развитию электросетей Оренбургской области, а осенью 2017 г. СО ЕЭС приняла Шевчука в штат.
«Нашу команду заметили партнеры чемпионата Cup Russia. Некоторые даже позвали к себе в офис для обсуждения возможностей трудоустройства», – говорит Буданцева, многократная участница чемпионатов.