Кейс gruz что это
Как раскрытие налоговой тайны может привести к штрафам от Роскомнадзора
Представители рынка клининга и технической эксплуатации, а также других отраслей, по которым ФНС реализует так называемые Проекты обеления, в желании доказать свою налоговую добросовестность и законопослушность, к сожалению, часто забывают, что в России действует не только Налоговый кодекс, но и Кодекс об административных правонарушениях с Законом о персональных данных.
Участники отраслевых проектов, которые послушались «рекомендаций» и решили вступить в различные сообщества, «созданные при участии ФНС», раскрывают для этого часть своей налоговой тайны. Однако мало кто из руководителей этих компаний задумывается, что такой избирательный подход к законопослушности может привести к многомиллионным штрафам от Роскомнадзора. Некоторым может не хватить даже квартальной выручки, чтобы рассчитаться по долгам за несоблюдение требований по обработке и распространению персональных данных собственных работников. А общая сумма штрафных санкций для отрасли фасилити способна достичь 10-значных величин.
В рамках раскрытия налоговой тайны на основании п. 1 ст. 102 НК РФ раскрываемые сведения становятся общедоступными, то есть доступ к ним ничем не ограничен и они могут использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации (ст. 7 Закона «Об информации информационных технологиях и о защите информации»).
Зам. руководителя ФНС России Д.С. Сатин в своем письме от 19.03.2020 №СД-4-2/4748@ разъяснил, что согласия, данные налогоплательщиками с кодами «1000», «1100», «1300» и «1400», с указанием в поле «1400» последовательности букв и символов GRUZ, выражают согласие налогоплательщика на признание общедоступными в том числе сведений о застрахованных лицах (код тарифа, ИНН, ФИО).
Участникам Реестра БелыйФМ его держатель рекомендует период таких согласий указывать с первого дня текущего года и без указания конечной даты, то есть раскрывать налоговую тайну без ограничений по времени.
БелыйФМ.рф — информационный ресурс, созданный совместно с Федеральной налоговой службой в рамках отраслевого Проекта по повышению прозрачности рынка фасилити-услуг
Согласно разъяснениям Роскомнадзора (письмо № 08-20922 от 07.04.2021), информация в объеме фамилия, имя, отчество физического лица и ИНН является персональными данными, обработка которых должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями Закона № 152-ФЗ. Таким образом, вместе с налоговой тайной, раскрытой по кейсу GRUZ, становятся бессрочно общедоступными персональные данные работников компаний-участников отраслевых проектов ФНС. Речь идет обо всех штатных сотрудниках компании (от генерального директора до уборщицы) и работниках по гражданско-правовым договорам, за которых производились выплаты в ФСС в период действия Согласия налогоплательщика на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными. В это число входят и «старослужащие», и «срочники», и «вахтовики», и те, кто всего один день отработал в компании.
С 1 марта 2021 года общедоступные персональные данные называются «персональными данными, разрешенными субъектом персональных данных для распространения» (ПДнРР), а их обработка должна осуществляться с учетом положений статьи 10.1, введенной ФЗ от 30.12.2020 № 519-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных».
Новая статья оговаривает необходимость оформления субъектом персональных данных (работником) отдельного Согласия на обработку ПДнРР, которое предоставляется конкретным операторам на конкретный срок.
Операторами таких персональных данных, согласно разъяснениям Роскомнадзора, являются как работодатель, так и третьи лица, среди которых ИФНС и организации, получающие информацию о юрлице на основании запроса по форме КНД 1110070 «На предоставление сведений, составляющих налоговую тайну, признанных общедоступными в соответствии с пунктом 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации».
Однако к ФНС требования Закона о персональных данных не применяются, так как она обрабатывает их «в целях выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления функций, полномочий и обязанностей». То есть, действуя в рамках ст. 102 НК РФ, налоговики лишь выполняют возложенные на них обязанности по обработке запроса налогоплательщика на раскрытие его налоговой тайны и предоставление по запросам раскрытых им общедоступных сведений третьим лицам.
По смыслу положений Закона о персональных данных, компания-работодатель, решившая принять участие в отраслевом проекте по обелению отрасли и раскрыть свою налоговую тайну по кейсу GRUZ, становится оператором персональных данных, разрешенных к распространению, так как планирует обрабатывать и распространять ПДнРР своих работников (ФИО ИНН).
GRUZ — код, который указывается с целью корректной автоматизированной обработки принятых Согласий в рамках Реестра БелыйФМ.
Подать согласие на раскрытие налоговой тайны по кейсу GRUZ без предварительного получения вышеуказанного согласия от работника юридическое лицо не имеет права, так как «молчание или бездействие субъекта персональных данных ни при каких обстоятельствах не может считаться согласием на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения». При этом Согласие должно содержать прямое разрешение на распространение ПДнРР и прописанное отсутствие запретов на их обработку.
Перед подачей согласия в ФНС будущий участник Реестра БелыйФМ или иных реестров, использующих информацию, раскрытую по кейсу GRUZ, должен:
Стоит отметить, что оператор (работодатель) не имеет права принуждать субъекта к подписанию Согласия, так как в соответствии с п. 1 ст. 9 ФЗ-152, гражданин принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. То есть пугать увольнением или расторжением договора за отказ подписать Согласие — противозаконно. А полученный под угрозами документ не будет иметь юридической силы.
Помимо работодателей, Согласия на обработку персональных данных, разрешенных к использованию, с работников компаний, раскрывших налоговую тайну по кейсу GRUZ, должны собирать и те, кто планирует запросить общедоступную информацию о таких организациях через форму КНД 1110070, — ИП и юридические лица любой формы собственности (коммерческие и некоммерческие). Перед запросом такой информации на сайте организации-получателя должна быть опубликована Политика в отношении обработки персональных данных и сведения об условиях обработки ПДнРР по полученным Согласиям.
До 01.07.2021 Согласия на обработку ПДн должны передаваться субъектом либо его представителем по нотариальной доверенности непосредственно оператору персональных данных в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральным законом электронной подписью. Роскомнадзор своим приказом утвердил Требования к содержанию согласия на обработку персональных данных, разрешенных для распространения. Они вступают в силу 01.09.2021, но использовать эти рекомендации лучше уже сейчас, чтобы не собирать согласия заново в сентябре.
Закон предупреждает, что оператору ПДн в случае проверки Роскомнадзора или в судебном процессе придется самому доказывать наличие у него Согласий на обработку соответствующих персональных данных. То же касается и случаев раскрытия ПДн неопределенному кругу лиц вследствие правонарушения, например, когда работодатель «забыл» получить Согласие на предоставление неограниченному кругу лиц персональных данных от работника перед отправкой согласия в ФНС на раскрытие налоговой тайны по кейсу GRUZ. В этом случае и работодатель, и получатель общедоступной информации, как и любое лицо, осуществившее распространение или иную обработку ПДн работника, будут обязаны предоставить доказательства законности последующего распространения или иной обработки таких персональных данных.
За нарушение законодательства в области ПДн предусматривается административная ответственность в соответствии с положениями ст. 13.11 КоАП, в которой с 27.03.2021 ужесточены наказания: штрафы удвоены, а предупреждения отменены. То есть при выявлении нарушения платить придется в любом случае. А в соответствии с положениями статьи 2.1 КоАП виновным в совершении административного правонарушения юридическое лицо признается, «если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению». В случае выявления конкретных должностных лиц, по вине которых закон был нарушен, их привлекут к административной ответственности по той же норме, как и юридическое лицо. Таким образом, за одно правонарушение будут судить и компанию, и ее ответственных сотрудников.
Нарушение Закона о персональных данных участниками отраслевых проектов обеления будет являться длящимся, начиная с момента подачи Согласия на раскрытие налоговой тайны в ФНС, благодаря бессрочности такого согласия. При таком правонарушении сроки начинают исчисляться со дня его обнаружения должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Однако, судебная практика по этому вопросу разнородна. Поэтому привлечение к административной ответственности по срокам давности (3 месяца) останется на усмотрение конкретного суда.
Заинтересованные могут ознакомиться и самостоятельно рассчитать величину возможных штрафных санкций для компаний и их руководителей за нарушение Закона о персональных данных при участии в отраслевых проектах обеления ФНС.
Для справки: в настоящий момент в Реестре БелыйФМ 328 организаций и ИП со среднесписочной штатной численностью на конец 2020 года в среднем — 150 человек (от 0 до 3769).
1. За использование компанией-работодателем стандартного Согласия работника, не предоставляющего прав на раскрытие информации неопределенному кругу лиц, в качестве основания для подачи Согласия на раскрытие налоговой тайны по кейсу GRUZ (п.1 ст. 13.11 КоАП) возможны штрафы:
2. За раскрытие компанией-работодателем налоговой тайны по кейсу GRUZ без предварительного получения Согласия на обработку ПДнРР работника, не получение (отсутствие) Согласия у нового работника, принятого на работу после раскрытия налоговой тайны по кейсу GRUZ, использование Согласия с неполным составом сведений, установленным законом, в том числе сроков действия и операторов, которым разрешено обрабатывать и распространять персональные данные работника (п.2 ст. 13.11 КоАП) возможны штрафы:
3. За отсутствие опубликованной Политики в отношении персональных данных у компании-работодателя или компании-получателя общедоступной информации по кейсу GRUZ (п.3 ст. 13.11 КоАП) возможны штрафы:
4. За нарушение сроков (3-10 рабочих дней) выполнения требования субъекта ПДн по прекращению обработки или удалению персональных данных при их неправомерной обработке компанией-работодателем или компанией-получателем общедоступной информации по кейсу GRUZ (п.5 ст. 13.11 КоАП) возможны штрафы:
«Государство больше не будет мириться с запутанными схемами грузоперевозчиков» 16:53, 6 февраля 2020 Версия для печати
По данным Федеральной Налоговой Службы, более половины отрасли транспортных перевозок находится в «серой» зоне. Представитель Приморского управления ФНС Елена Казакова рассказывает, как перевозчики уклоняются от уплаты налогов и как налоговики с этим борются.
После отмены лицензирования автоперевозок в 2005 г. любой гражданин РФ имеет возможность заниматься коммерческой деятельностью в области внутрироссийских грузоперевозок. Это притянуло на рынок множество недобросовестных участников.
Схемы, связанные с автомобильными грузоперевозками, наносят ущерб консолидированному бюджету Российской Федерации. Их следствием становится сокрытие таких налогов, как НДС, налог на прибыль, подоходный налог. Они несут убытки и государственным внебюджетным фондам из-за неуплаты страховых взносов. Эти схемы порождают коммерческие риски как для самой отрасли грузоперевозок, так и для их заказчиков.
Сегодня налоговые органы отходят от традиционной модели, когда ведомство несло карательную функцию и осуществляло тотальный контроль. Налоговая служба стремится строить партнерские отношения с налогоплательщиками и совместно создавать правовое поле, где исполнение налоговых обязательств в полном объеме происходит добровольно.
Основное достижение такого подхода в том, что служба подходит к бизнесу не только с позиции налогового администратора, но и как регулятор и лидер, способный объединить усилия бизнеса и государства для достижения общих целей, направленных на развитие экономики России и увеличение благосостояния государства.
Мы выявляем риск налогового нарушения, характерного для выбранной отрасли, доводим его до налогоплательщиков данной отрасли, предлагаем самостоятельно проанализировать риски и добровольно уточнить свои обязательства. И завершающей стадией проекта является мониторинг со стороны налоговых органов, в случае отказа от самостоятельной корректировки — документирование таких нарушений отдельного плательщика (составление акта налоговой проверки и решение вопроса о включении в план выездных налоговых проверок за предшествующие периоды).
Налоговые органы Приморского края в настоящее время также реализуют отраслевые проекты по «обелению» наиболее значимых отраслей экономики региона. На сегодняшний день в крае при регистрации в качестве основного вида деятельности «деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам» заявили 249 субъектов предпринимательской деятельности. По предварительным подсчетам, в результате неправомерных действий транспортно-логистических компаний края в бюджет не поступает налогов более чем на 60 млн руб. ежегодно.
Кроме того, перевозчики до сих пор несут налоговые риски для других участников рынка, поскольку зачастую используют схемы минимизации своих налоговых обязательств.
Схемы, которые применяют компании транспортно-логистической отрасли, конечно же, имеют свою специфику, но базово не сильно отличаются от других отраслей.
Так, налоговыми органами края установлено, что грузоперевозчики в основном практикуют занижение базы по налогу на прибыль и неправомерное возмещение НДС за счет:
Большинство крупных компаний отрасли выстраивает крайне запутанные схемы управления из целой цепочки компаний. Такими действиями создается нечестная ценовая конкуренция, благоприятная среда для коррупционной составляющей, повышаются риски безопасности водителей и грузов. Также возникают негативные последствия в виде неуплаты налогов в бюджет. По результатам анализа, за последние три года потери бюджета от недопоступивших налогов в целом по стране составляют порядка 400 млрд руб.
Государство больше не собирается мириться с тем, что более половины отрасли транспортных перевозок находится в «серой» зоне.
Если еще около десяти лет назад выявление «серых» схем было для налоговых органов сложной задачей, требующей кропотливой работы и глубокого анализа, то сейчас, во времена big data («больших данных»), всеобщей автоматизации и технологий, этот процесс значительно упростился.
Сегодня проверки возмещения НДС идут в автоматическом режиме: благодаря автоматизированной системе контроля НДС (АСК «НДС-2») оперативно обрабатываются несколько миллионов электронных деклараций по НДС и около миллиарда электронных счетов-фактур в год. Это позволяет мгновенно выявлять несоответствия и пресекать мошеннические действия по всей цепочке поставок. Не так давно внедрена третья модификация этой программы, обладающая расширенными возможностями, которая позволяет отслеживать цепочку из более чем десятка компаний; предыдущая версия отслеживала цепочку до шестого уровня связей.
Налоговые органы в кратчайшие сроки выявляют действия, направленные на минимизацию подлежащей уплате в бюджет государства разницы между входящим и исходящим НДС за счет подставных фирм и фиктивных счетов-фактур.
При проведении камеральных налоговых проверок в первую очередь учитывается уровень налогового риска, присвоенный налогоплательщику системой управления рисками АСК «НДС-2»: высокий, средний, низкий. Информация о присвоенных критериях налогового риска отображается в виде цветовых индикаторов в программном комплексе АСК «НДС-2» в разделах «Окно оперативной работы» и «Дерево связей».
1. Налогоплательщик с низким налоговым риском ведет реальную финансово-хозяйственную деятельность, своевременно и в полном объеме исполняет свои налоговые обязательства перед бюджетом, обладает соответствующими ресурсами (активами), соответственно, подвергается упрощенному контролю.
2. Налогоплательщик с высоким налоговым риском, как правило, обладает признаками организации, используемой для получения необоснованной налоговой экономии, в том числе третьими лицами, не обладает достаточными ресурсами (активами) для ведения соответствующей деятельности, не исполняет свои налоговые обязательства (или исполняет в минимальном размере). К такому налогоплательщику применяется максимальный комплекс мероприятий налогового контроля.
3. К среднему налоговому риску относятся налогоплательщики, которые не включены в группы с высоким или низким налоговым риском, которые подлежат обычному контролю.
В таких условиях риск-ориентированный подход в организации камерального контроля позволяет отойти от модели сплошных проверок и сосредоточить усилия на контрольных мероприятиях в отношении тех налогоплательщиков, деятельность которых имеет наиболее высокие налоговые риски. При этом одновременно обеспечивается снижение административного бремени в отношении добропорядочных налогоплательщиков, чья деятельность не имеет признаков наличия нарушений.
На деле нередко получается, что владелец готовой продукции заключает договор на перевозку, но подрядчик, который выполняет эту услугу, фактически не владеет в достаточном количестве транспортом либо вообще его не имеет. Кроме того, у него нет достаточного штата водителей для оказания услуги или вообще штата нет. Тогда этот так называемый подрядчик заключает договор аренды с экипажем, но заказчик услуги уже этот договор не видит. При этом субподрядчик также не обладает достаточным количеством транспорта и штатом водителей, обналичивает деньги и рассчитывается с реальными перевозчиками, водителями наличными. А это фактически означает, что сделка будет исполнена неким иным лицом, обязательство по исполнению которой не передано по договору или закону.
Это, безусловно, риски для заказчика. При проверках налоговые органы могут снять с расходов для целей исчисления налога на прибыль такие не подтвержденные документами транспортные услуги, поскольку положениями пункта 2 статьи 54.1 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что сделка должна осуществляться лицом, обязательства по исполнению которой переданы по договору, и, соответственно, подтверждаться первичными документами.
Кроме того, также имеются риски неподтверждения налоговыми органами входящего вычета по НДС для заказчика по таким услугам, так как фактические перевозчики не являются плательщиками НДС. Подрядчик, используя организации-однодневки, «рисует» налог «из воздуха» для заказчика услуги, тем самым позволяя ему получить необоснованную скидку на услугу на сумму НДС путем уменьшения суммы налога к уплате в бюджет на входящий вычет.
Так, с 1 июля 2019 г. уже начали действовать новые правила перевозки для участников агропромышленного комплекса, направленные на вывод с этого рынка «серых» схем и снятие рисков с заказчиков транспорта.
Сегодня назрела необходимость формирования хартии (то есть ассоциации) добросовестных участников рынка перевозок грузовым автомобильным транспортом.
Компании, подписавшие хартию, принимают для себя следующие правила ведения бизнеса:
1. Не получают конкурентное преимущество и не извлекают необоснованную налоговую экономию за счет:
2. Не допускают искажений сведений в товаросопроводительных (транспортных) документах и строго соблюдают требования к заполнению достоверных сведений о фактическом грузоотправителе и перевозчике. И, безусловно, обязаны соблюдать определенные правила:
3. Перевозку осуществляют собственными силами (силами водителей, находящихся в трудовых или гражданско-правовых отношениях с перевозчиком) и транспортными средствами (находящимися в законном владении перевозчика).
4. При организации перевозок через агентов/экспедиторов (организаторов перевозки):
— организатор перевозки стремится привлекать к исполнению перевозки третьих лиц, являющихся фактическими исполнителями работ/услуг, для чего обладающими всеми необходимыми ресурсами;
— организаторы перевозки при осуществлении деятельности в интересах другого лица на основе договоров транспортной экспедиции определяют свой доход в виде вознаграждения при исполнении данных договоров, отражая операции по привлечению третьих лиц — фактических перевозчиков и иных фактических исполнителей работ/услуг — в отчетности, бухгалтерском и налоговом учете как посредническую (агентскую) деятельность.
С целью снижения налоговых рисков привлекаемый перевозчик должен владеть транспортными средствами, необходимыми для осуществления грузоперевозок, в том числе на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды, лизинга. Также перевозчик должен иметь необходимые трудовые ресурсы: водителей, привлеченных на основании трудовых или гражданско-правовых договоров.
Безусловным условием снижения рисков будет предоставление перевозчиком (агентом), в зависимости от правоотношения сторон, необходимых документов, подтверждающих наличие у перевозчика соответствующих ресурсов. Такими документами являются договоры, свидетельства о регистрации транспортных средств, формы отчетности и прочее.
Таким образом, реализация отраслевых проектов (разработка так называемых хартий) осуществляется налоговыми органами с целью побудить налогоплательщиков добровольно отказаться от применяемых схем, добросовестно уплачивать налоги, научиться самостоятельно проводить анализ своих поставщиков, исключая сомнительных контрагентов.
Исходя из данной задачи, налоговые органы Приморского края именно так сегодня строят работу с налогоплательщиками:
Самостоятельное устранение налогоплательщиками своих налоговых рисков, в том числе путем исключения договорных отношений с неблагонадежными контрагентами, позволит избежать риска негативных последствий в виде налоговой проверки и сохранить свою деловую репутацию. Мы внимательно следим за динамикой налогов по отрасли грузоперевозок и намерены перейти к активным действиям в случае отсутствия положительного отклика со стороны налогоплательщиков и отказа от добровольного уточнения своих обязательств.
Елена Казакова, и. о. начальника отдела камерального контроля УФНС России по Приморскому краю
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.
Вопросы-ответы
Работа с информационным ресурсом
Инструкция по использованию информационного ресурса “Инфоресурс ФМ” для заказчиков находится по ссылке https://фм.радо.рус/insrtuctions.php
Сводный перечень подрядчиков, подписавших согласие GRUZ и прошедших регистрацию в информационном ресурсе “Инфоресурс ФМ”, расположен по ссылке https://фм.радо.рус/reestr/
Нет, поскольку заказчику будут доступны списки сотрудников с ФИО, сформированные его подрядчиками для допуска на объект.
Отсутствие сведений о подрядчике в информационном ресурсе “Инфоресурс ФМ” говорит о том, что его организация не подписала согласие на раскрытие части сведений по кейсу GRUZ (п.1.2.2. Налоговой оговорки) и/или не зарегистрировалась на информационном ресурсе в качестве подрядчика.
Отчеты СЗВ-ТД и СЗВ-М в информационный ресурс “Инфоресурс ФМ” необходимо загружать в день сдачи отчетности в Пенсионный фонд РФ.
Загружать отчеты в информационный ресурс обязательно, поскольку это является одним из основополагающих моментов исполнения Налоговой оговорки.
Да, такой функционал предусмотрен.
Доступ к информации подрядчика предоставляется в информационном ресурсе самим подрядчиком тем заказчикам, с которыми подписана налоговая оговорка.
Налоговая оговорка
«Налоговая оговорка» – особое условие договора, которое является действенным инструментом финансовой и имущественной защиты добросовестного заказчика от налоговых последствий за действия (бездействие) третьих лиц по выполнению обязанности уплаты налогов, в случае установления претензий со стороны налоговых органов. Это условие предотвращает имущественные потери добросовестного заказчика, а также включает в себя механизм (средство) распределения возможных экономических рисков в обязательстве (защитные договорные конструкции) в соответствии со ст.406.1 ГК РФ и позволяет взыскать с поставщика сумму не примененного вычета в качестве имущественной потери.
Необходимо, чтобы согласие GRUZ подписали все сторонние организации, в том числе и кадровые агентства.
Подписание налоговой оговорки является рекомендованным ФНС России действием и направлено на исключение финансовых и налоговых рисков заказчика.
Налоговая оговорка распространится на весь набор услуг.
Персонал, работающий по договорам ГПХ, отражается в отчете СЗВ-М и не отражается в отчете СЗВ-ТД. Согласно п. 1.4 Порядка, утвержденного постановлением Правления ПФР от 25.12.2019 № 730п, форма СЗВ-ТД заполняется и предоставляется на всех зарегистрированных лиц (включая лиц, работающих по совместительству и на дистанционной работе), с которыми заключены или прекращены трудовые (служебные) отношения в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Для соблюдения условий налоговой оговорки при заключении договоров на оказание фасилити-услуг рекомендуется использовать штатный персонал, работающий по трудовым договорам.
Не верно. Невозможно ссылаться на отсутствие сведений от ФНС, поскольку данные отображаются в информационном ресурсе.
Территориальные налоговые органы на основании анализа данных ПК АСК НДС-2 (в течение 2-х месяцев от сдачи деклараций по НДС) устанавливают признаки наличия «разрыва» и направляют информационное письмо всем участникам связанной цепочки, давшим согласие о раскрытии налоговой тайны.
Налогоплательщики, получившие письмо о наличии «разрыва», вправе добровольно урегулировать разрыв в установленный в информационном письме №1 (срок 1 месяц). Через 1 месяц территориальные налоговые органы направляют Информационное письмо № 2 с информацией об урегулировании, либо не урегулировании разрыва.
Если разрыв не урегулирован, Заказчик вправе:
— Не применить вычет по НДС по операциям с поставщиком (снять с вычета, подав УНД) и удержать с Поставщика уплаченный в бюджет НДС по «Налоговой оговорке»;
— Разместить поставщика в публичном Информационном ресурсе со сведениями о налоговых «разрывах».
Этот процесс описан в налоговой оговорке и является абсолютно законным.
ФНС отслеживает всю цепочку НДС, поэтому подрядчикам важно, чтобы все субподрядчики подписали согласие GRUZ.
Подписание налоговой оговорки позволяет заказчику сверить данные от поставщика с данными из ФНС. К сожалению, договором оказания услуг невозможно предусмотреть подобную опцию.
Согласие GRUZ
«Согласие» налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными представляется в соответствии с пп.1 п.1 ст.102 НК РФ по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615@:
В текстовом поле «Для кода 1400» с целью корректной автоматизированной обработки принятых Согласий указывается код в следующей последовательности букв и символов: «GRUZ». Указанный код необходим в целях идентификации Согласия и автоматического формирования сводного файла.
Заказчику не будут доступны сведения о доходах сотрудников компании подрядчика. В отчетах пенсионного фонда (СЗВМ и СЗВТД), копии которых загружаются в информационный ресурс, не указывается размер оплаты труда, этим отчетом лишь подтверждается факт трудоустройства. Отчет РСВ заказчику не предоставляется, в рамках согласия в информационный ресурс выгружается только часть данных Раздела 3, а именно список всех застрахованных лиц.
Да, такая возможность есть и у ИП, и у компаний на УСНО. Данные организации также сдают в ФНС соответствующие отчеты по трудоустроенным сотрудникам. Удельный взнос РСВ с ФОТ в этом случае будет рассчитываться и отображаться на основании годовых показателей.
Раскрытие сведений с начала года требуется для корректного отображения информации о трудоустроенных сотрудниках, поскольку среднесписочная численность и средняя заработная плата сотрудников рассчитывается с начала календарного года.
Да, если Подрядчик ранее подписывал согласие по кейсу GRIF.
Подтверждение трудового ресурса
Это ежемесячный персонифицированный отчет в Пенсионный фонд о сотрудниках и других физ. лицах, которым фирма, ИП или самозанятое лицо выплачивают вознаграждения.
Это персонифицированный отчет о сотрудниках и других физ. лицах, которым фирма, ИП или самозанятое лицо выплачивают вознаграждения. Этот отчет сдается в Пенсионный фонд в течение суток с момента приема на работу нового сотрудника.
Это ежеквартальный отчет в ФНС России по страховым взносам всех видов: на пенсионное, социальное и медицинское страхование.
При подписании согласия GRUZ сведения из отчетов СЗВ-М, СЗВ-ТД и РСВ (раздел 3) поставщика будут доступны лишь заказчикам, с которыми подписана налоговая оговорка. Сторонним организациям доступна лишь информация об удельном весе вычета НДС, об удельном весе взносов с ФОТ в выручке, средняя зарплата и среднесписочная численность, а также период действия согласия GRUZ.
СЗВ-М и СЗВ-ТД загружаются подрядчиками, а РСВ загружается автоматически ФНС России и требуется для сверки данных по сотрудникам, задействованным для оказания услуг.
У Заказчика доступа к отчетам нет. Это и не требуется, поскольку подрядчик не сможет сформировать списки сотрудников для допуска на объект без загрузки отчетов СЗВ-М (СЗВ-ТД) в информационный ресурс.
Информацию о заключении договоров ГПХ необходимо предоставлять заказчику только по тем сотрудникам, которые не оформляются в штат, что подтверждается отчетом СЗВ-ТД. Предоставление информации о расторжении договоров не требуется. Все сотрудники будут отображаться в СЗВ-М по итогам месяца.
Загрузка отчетов СЗВ-М и СЗВ-ТД в информационный ресурс “Инфоресурс ФМ” требуется самое позднее с даты начала действия контракта с заказчиком, с которым была подписана налоговая оговорка, но рекомендуется с начала текущего календарного года.
Отчет СЗВ-М можно сдать в любой день, с 1 до 15 числа месяца, следующего за отчетным, соответственно, подписание актов и получение платежей возможно в привычные сроки.
Да, данная функция реализована и сверка сотрудников из отчетов СЗВ-М и РСВ осуществляется автоматически.
Отчеты СЗВ-ТД и СЗВ-М в информационный ресурс “Инфоресурс ФМ” загружаются с целью подтверждения заказчику официального трудоустройства сотрудников. Все обязанности и риски поставщика в данном случае прописаны в налоговой оговорке, подписанной с заказчиком.
Продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени. Подробнее здесь.
Расчет максимально возможного количества рабочих часов в год по основному договору и договору совместительства производится следующим образом: 1972+0,5*1 972=2 958/12 месяцев=246,5 часов (среднемесячно).
В соответствии с ч.6 ст. 99 ТК РФ продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Если гипотетически предположить переработки на постоянной основе, то максимум в месяц их может быть 42 часа.
1972 (основной договор)+0,5*1972 (договор совместительства)+120 (переработки)= 3078 часов в год
270 (основной договор+совместительство)+42 (переработки)=312 часов в месяц.
Закупки
При проведении закупок Заказчик, руководствуясь ст. 448 ГК РФ, вправе самостоятельно установить вид проведения торгов (за исключением случаев, когда вид торговой процедуры нормативно регламентирован, например, в рамках закупок для государственных нужд), а также порядок проведения закупки, составить список требований к участнику, установить критерии оценки заявок.
Необходимым условием правомерности применения налоговой выгоды является совершение сделки ее стороной или лицом, которому исполнение обязательств передано по закону или договору. Таким образом, «действительность исполнителя», т.е. факт исполнения сделки непосредственно ее стороной или привлеченным подрядчиком/соисполнителем – есть установленная законом сфера заинтересованности заказчика.
Касательно закупки услуг клининга и технической эксплуатации, основными ресурсами, необходимыми для исполнения сделки являются трудовые ресурсы, соответственно, их принадлежность исполнителю/подрядчику/соисполнителю и определяет «действительность исполнителя».
— исполнении договора силами его подрядчика или привлеченного подрядчиком лица (субподрядчика, соисполнителя), как это заложено в требованиях п.2 ч.2 ст. 54.1 НК РФ, т.е. подтвердить принадлежность подрядчику и оформление согласно действующего законодательства (на «белую» зарплату) трудового ресурса, фактически задействованного в оказании услуг;
— наличии/отсутствии несформированного по цепочке поставщиков товаров (работ/услуг) с участием компании-подрядчика источника для применения вычетов по НДС («разрывов» по НДС). Открытость таких сведений направлена на развитие принципов честной конкуренции в ценообразовании (исключение налогового демпинга).
Регистрация в Информационном ресурсе открыта для любой компании отрасли (вне зависимости ни от каких оценочных критериев), давшей согласие на раскрытие сведений, составляющих налоговую тайну по сведениям (кейс GRUZ):
— о наличии (урегулировании/неурегулировании) несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ/услуг) для принятия к вычету сумм НДС;
— о застрахованных лицах (код тарифа, ИНН, ФИО застрахованных лиц);
— о средней заработной плате; об удельном весе вычетов по НДС.
Раскрытие данных сведений необходимо для обеспечения достоверности информации о компании в Информресурсе путем их сверки с информацией, содержащейся в информационных системах ФНС России.
Требование к участникам закупки об их участии в Информационном реестре фасилити-операторов, расположенном по адресу: https://фм.радо.рус/ является требованием, установленным заказчиком в целях исключения риска неисполнения договора, и является правомерным и недискриминационным при условии, если оно в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, то есть закреплено в положении о закупках хозяйствующего субъекта, регламентирующем общие принципы и требования к проводимым им закупочным процедурам применительно к соответствующему предмету закупки.
Оснований для претензий со стороны регулирующих антимонопольных органов и Минэкономразвития России Ассоциация не видит.
Вместе с тем, следует учитывать, что вопрос наличия/отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях тех или иных лиц устанавливается антимонопольным органом в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела в порядке, предусмотренном главой 9 Закона о защите конкуренции.
Также информируем Вас, что вопросы нормативного регулирования государственных закупок в настоящее время переданы от Минэкономразвития России Минфину России.