Кидуш что это на шабат

Кидуш и халы

Неделя пролетает мигом. Вот уже солнце пятницы клонится к закату, женщины зажигают субботние свечи и накрывают праздничный стол. Возвращающихся после молитвы мужчин встречают веселые огоньки свечей, вино да вкусно пахнущие, но до своего часа скромно накрытые халы.

Глава дома желает всем хорошей субботы, а затем поднимает полный бокал вина и, взглянув на свечи, произносит кидуш:

— И был вечер, и было утро шестого дня…, и все тогда было окончено, и наступил шабат, благословленный и освященный Всевышним.

Тора учит нас, что шабат надо отделять от других дней, поэтому мы и произносим кидуш, хотя и без наших действий суббота отличается от будней.

Когда мы празднуем шабат, весь мир озаряет свет, который, подобно водам мощной реки, изменяет реальность к лучшему и готовит всех к будущему миру, который весь — шабат.

Кидуш

Наш праотец Яаков учил своего сына Йосефа мудрости Торы невероятной глубины, похожей на вино с особенным вкусом. Сын впитал в себя все, что передал ему отец, став достойным сосудом для этого дорогого вина. Всю жизнь во всех испытаниях он бережно нес учение Яакова в своей душе, как несут драгоценный бокал особенно дорогого вина.

Оказавшись в Египте, вдали от отцовского дома, Йосеф остался тем же верным хранителем учения Яакова. Ни один египтянин, включая самого фараона, не смог испортить его. После всех испытаний он только укрепился в вере.

Спустя много лет, когда Йосеф, уже будучи заместителем фараона, снова встретился с братьями, которые прибыли в Египет, он рассказал им о себе и послал с ними в подарок Яакову старое вино, желая показать свою верность учению отца.

Также каждый еврей подобно Йосефу должен пронести через всю жизнь бокал своего вина, над которым можно будет потом произнести благодарность Творцу.

Произнося кидуш над бокалом вина в шабат, мы показываем, что наше вино отделено от всего будничного, что мы надеемся пронести его чистым через всю жизнь…

После кидуша нас ждут халы. У всех праматерей было благословение, связанное с хлебом. Например, Рахель, жена Яакова, похоронена в городе Бейт Лехем, название которого в переводе с иврита — Дом хлеба. Гематрия слова «бейт», как и буквы «бет» — два. Бейт Лехем — два хлеба. И, действительно, дом состоит из двоих — мужа и жены. В шабат у нас на столе две халы. Одна из них символизирует этот мир, другая — будущий.

Рахель, мама Йосефа, передала сыну благословение, и позже в годы голода он кормил хлебом всю семью Яакова и весь мир.

Мы видим, что в Йосефе соединились учение отца и благословение матери — вино и хлеб. Вино от Яакова и хлеб от Рахели через Йосефа и многие поколения евреев пришли и на наш шабатний стол. Каждую субботу мы произносим кидуш над полным бокалом вина и говорим благословение над душистыми халами.

Источник

Краткие законы соблюдения субботы 3. Законы кидуша

Из сказанного в Торе: «Помни день шабата, чтобы освятить его» учили наши мудрецы, что в шабат необходимо упомянуть о святости шабата (сделать кидуш). Они обязали сделать это уже в самом его начале над бокалом винаи запретили даже пробовать какую-либо еду до кидуша. И хотя кидуш можно делать не только на вино, но и на хлеб, все же изначально следует освящать шабат на вино, кроме тех случаев, когда вино трудно достать или человеку тяжело по какой-либо причине его пить. При произнесении кидуша на вино халы прикрывают (если едят после кидуша другие мучные изделия, то следует прикрыть и их).

Женщины также обязаны выполнять заповедь кидуша. Несмотря на то что кидуш — предписывающая заповедь, которая зависит от времени, женщины обязаны выполнять все заповеди шабата, так как мы учим, что тот, кто обязан соблюдать все запреты шабата, обязан соблюдать и все предписания шабата.

Как в прочих заповедях, выполняемых произнесением слов, достаточно услышать необходимую фразу от другого человека, так и кидуш можно услышать из чужих уст, но при условии, что и произносящий, и слушающий кидуш подразумевают, что слушающий выполняет заповедь посредством этого кидуша.

(Так как вечерний кидуш заповедан Торой, необходимо удостовериться, что его произносит взрослый человек. То есть даже если мальчик достиг тринадцати лет, но есть сомнения в том, что он уже возмужал, необходимо спросить раввина.)

Женщине, которая слушает кидуш из уст мужчины, желательно помолиться маарив заранее. Необходимо внимательно слушать каждое слово, поэтому во время кидуша все должны сидеть на своих местах (или стоять, если таков обычай).

Тот, кто не сделал кидуш вечером, должен сделать его утром (опуская вайехулу).

2. На что делают кидуш

Лучше всего делать кидуш на старое вино(на иврите словом яин, вино, называют исключительно виноградное вино). Но можно его сделать и на виноградный сок. Вино из изюма считается вином во всех отношениях. Как было сказано выше, тому, у кого нет вина (или кому тяжело пить вино), разрешается сделать кидуш на хлеб. В таком случае он должен сначала сделать омовение рук, а затем произнести кидуш, сказав вместо благословения на вино благословение на хлеб.

3. Сколько необходимо выпить

Если же никто не может выпить столько вина, следует сказать кидуш на хлеб, поскольку кидуш не засчитывается без того, чтобы после его произнесения выпили необходимое количество (мло лугмав) вина. Хотя и не обязательно, чтобы все присутствующие пили вино, которое находилось в кидушном бокале, это делает заповедь кидуша исполненной наилучшим образом.

Несмотря на то, что нет необходимости выпить больше мло лугмав, бокал должен содержать ревиит вина. Перед кидушем принято ополоснуть бокал водой. Если из бокала уже отпили немного вина, над ним запрещается делать кидуш. Такое вино называется яин пагум (вино с изъяном). То есть если сделали кидуш над большим бокалом и отпили из него, а потом хотят еще раз сделать кидуш над оставшимся вином, нельзя перелить его в меньший бокал и сделать над ним кидуш, так как вино уже считается яин пагум (с ущербом). Как его исправить? Добавляют в бокал немного вина (или воды) и переливают все его содержимое обратно в бутылку, в которой есть еще вино. Теперь над этим вином снова можно делать кидуш. Некоторые придерживаются обычая оставлять немного вина от вечернего кидуша с тем, чтобы добавить его в бокал для авдалы.

Вино нельзя оставлять открытым продолжительное время, так как в этом случае оно приобретет статус яин мегуле (открытое вино), над которым кидуш не делают.

5. Кидуш в месте трапезы

Кидуш необходимо делать в месте, где будут есть, То есть заповедь о кидуше не выполняется, если сразу после него не едятименно там, где сделали кидуш. Нельзя заниматься ничем посторонним между кидушем и трапезой. Нельзя также делать кидуш в одном месте с намерением есть в другом месте. В случае необходимости, когда нет возможности есть в том же месте, где сделали кидуш, например, если женщина слушает кидуш в сукке, а ест дома, следует спросить раввина, как поступить.

Что и сколько необходимо съесть, чтобы выполнить обязанность совершения трапезы в месте кидуша? Либо кезайит хлеба, либо, по крайней мере, кезайит выпечных изделий из муки.

Можно обойтись даже ревиитом вина, но следует иметь в виду, что поским разошлись во мнениях, достаточно ли выпить вино из кидушного бокала или необходимо выпить ревиит, помимо него. Кроме того, есть разногласия поским, относится ли этот закон к вечернему кидушу.

Подобно тому, как существует обязанность делать кидуш вечером, есть также обязанность освящать шабат и днем перед началом трапезы. Несмотря на то, что дневной кидуш — постановление мудрецов, он во всех отношениях равен вечернему кидушу.

То есть все законы, касающиеся бокала и вина, обязанность совершения кидуша в месте трапезы, запрет пробовать что-либо до кидуша должны соблюдаться и в дневном кидуше.

Но в одной детали есть различие: в законе о том, что делать человеку, у которого нет вина (или ему тяжело его пить). Если вечером в такой ситуации он делает кидуш на хлеб, а не на хамар медина (наиболее распространенный в данной стране напиток),

то утром, наоборот, не делают кидуш на хлеб, но именно на хамар медина, так как главное в дневном кидуше — произнесение благословения борэ при агафен или шеаколь на хамар медина. Поэтому этот кидуш на языке талмудических аллегорий называется кидуша раба — большой кидуш. (Относительно благословения амоци, которое и без того произносится за столом, неочевидно, что оно говорится в качестве кидуша).

Питье перед дневным кидушем

Мы уже упомянули, что вечерний и дневной кидуши равны по всем своим законам, поэтому утром также до кидуша нельзя ничего пробовать. Все же есть между ними и различие в том, что обязанность кидуша вечером наступает сразу с наступлением шабата, тогда как днем — только со времени окончания молитвы.

Почему? Мудрецы обязали делать кидуш только тогда, когда сразу после него можно есть. И так как и в будни, и в шабат нельзя есть до молитвы, не обязали мудрецы делать кидуш. Поэтому вечером в шабат, когда обязанность кидуша наступает немедленно, то и пробовать еду запрещено сразу же с принятием шабата. Днем же, вследствие того, что обязанность кидуша наступает только после молитвы шахарит, тогда же вступает в действие и запрет пробовать еду. И так как утром до молитвы нет обязанности кидуша, можно пить до окончания молитвы, но, конечно, только те напитки, которые разрешается пить в будни до молитвы(еда же в любом случае запрещена до молитвы).

В связи с этим следует сказать, что закон меняется в случае, когда человек болен и т.п.: так как ему разрешается есть до молитвы, то, возможно, и обязанность кидуша тоже возникает для него до молитвы. Получается, что в данном случае закон относится к больному строже, чем к здоровому человеку, поскольку для больного обязанность кидуша возникает с самого рассвета, с этого же момента времени ему также запрещено пить. Как поступить в подобном случае, следует спросить раввина.

По той же причине закон отличает и женщин. Поскольку им также разрешается есть до молитвы, и, следовательно, для них обязанность кидуша возникает сразу же с наступлением утра, то, само собой разумеется, нам следовало бы сказать, что им запрещено и пить до молитвы. Поским уже разбирали этот вопрос и постановили, что, если женщина хочет попить перед молитвой, не делая кидуша, то изначально ей необходимо пить до того, как она произнесет какую-нибудь просьбу (бакашу) к Всевышнему (То есть так как она обычно произносит бакашу в будни, чтобы выполнить заповедь о молитве, то можно приравнять ее к молитве шахарит у мужчин, и мы можем сказать, что все время, пока женщина не произнесла бакашу, и если она не хочет еще есть, нет на ней обязанности кидуша).

Постфактум, если она уже сказала какую-либо просьбу, то в случае нужды, если она собирается еще помолиться шахарит прежде, чем услышит кидуш, ей разрешают также и пить без кидуша. Если же женщина не собирается молиться, то пить ей нельзя, пока не сделает кидуш (и тогда она обязана сразу и поесть в силу закона «кидуш в месте трапезы»).

Источник

Кидуш

от Кидуш что это на шабат. Смотреть фото Кидуш что это на шабат. Смотреть картинку Кидуш что это на шабат. Картинка про Кидуш что это на шабат. Фото Кидуш что это на шабатрав Реувен Куклин 17 Iyyar 5778 – 02.05.2018, 08:39 3.4k Просмотры 0 Голоса

Что такое кидуш?

Кидуш – это заповедь, суть которой освящение субботы в момент ее наступления. Эту обязанность учат из стиха (Шмот, 20, 8): «Помни субботний день, чтобы освятить его», то есть следует напомнить словами Торы о святости субботы.

Кто обязан делать кидуш

Как мужчины, так и женщины обязаны делать кидуш. Несмотря на то, что заповедь о кидуше связана с определенным временем, наши мудрецы учат из стихов Торы, что женщины тоже обязаны делать кидуш. Если мужчина не может сделать кидуш, женщина способна сделать кидуш для него. Подробнее от этом читайте тут.

Обязанность делать кидуш на вино

По Торе нет обязанности делать кидуш именно на вино. Поэтому мнение многих поским, что те, кто молятся вечернюю молитву в синагоге, помолившись, уже выполняют эту заповедь Торы, ибо в молитве есть стихи, в которых содержится прославление субботы.

Кидуш что это на шабат. Смотреть фото Кидуш что это на шабат. Смотреть картинку Кидуш что это на шабат. Картинка про Кидуш что это на шабат. Фото Кидуш что это на шабат

Кидуш что это на шабат. Смотреть фото Кидуш что это на шабат. Смотреть картинку Кидуш что это на шабат. Картинка про Кидуш что это на шабат. Фото Кидуш что это на шабат

Все же, по постановлению наших мудрецов, недостаточно ограничиться только словами, – следует сказать кидуш именно над вином.

Поэтому после возвращения из синагоги каждый еврей обязан сделать кидуш для себя и для всех домочадцев, произнося благословение именно на бокал вина.

О законах выбора бокала, которым нужно пользоваться для кидуша, читайте тут.

В том случае, если нет никакой возможности достать кошерное вино (а также, если человеку по медицинским соображениям не следует пить вино), кидуш можно совершить и над хлебом. При этом омывают руки перед кидушем, говорят благословение на это омывание и, вместо благословения на вино (боре при а-гефен), произносят благословение над хлебом (амоци лехем мин ѓа арец).

На какое вино делают кидуш?

Для кидуша стоит выбрать хорошее вино; и, в случае если белое вино не лучше красного, стоит взять для произнесения кидуша именно красное вино.

Если вино скисло, на него не делают кидуш.

И также на вино, которое простояло некоторое время открытым, – на него не делают кидуш.

Можно делать кидуш также на виноградный сок. При этом стоит иметь в виду мнение некоторых ѓалахических авторитетов о том, что следует взять именно неразбавленный сок. Необходимо заметить: любой виноградный сок, на котором не указано, что это стопроцентный натуральный сок, как правило, уже разбавлен при производстве.

Запрет есть и пить до кидуша

Запрещено есть и пить до момента произнесения кидуша. Даже воду запрещено пить без кидуша. И если один из домочадцев не слышал кидуш, и он не умеет произносить кидуш самостоятельно, тогда хозяин дома или кто-либо другой обязан произнести кидуш еще раз, для него, несмотря на то, что сам уже выполнил эту заповедь.

Обязанность делать кидуш на месте трапезы

Сразу после кидуша следует начать трапезу в том же месте, где он был произнесен. Если трапезу не начали есть сразу после кидуша, либо ее ели в другом месте, обязанность делать кидуш считается не выполненной, и поэтому необходимо прочесть кидуш заново.

Подробно о законах кидуша на месте трапезы читайте тут.

Обязанность делать кидуш ночью и днем

Помимо обязанности делать кидуш в шабат ночью (поздним вечером), наши мудрецы обязали нас сделать кидуш также в шабат утром.

Тот, кто по какой-либо причине не сделал кидуш ночью, обязан его произнести на протяжении всей субботы, и при этом даже утром он должен сказать текст вечернего кидуша, за исключением слов, «Ваехулу…» («И были закончены»).

Как делать кидуш?

Вначале берут бокал для кидуша двумя руками, а после этого держат его в правой руке.

В вечернем кидуше говорят стихи из главы Берешит о субботе: «День шестой. И были завершены небо, земля и всё их воинство. И закончил Б-г на седьмой день Свой труд, которым занимался, и в седьмой день отдыхал от всего Своего труда, которым занимался.

И благословил Б-г седьмой день, и освятил его, ибо в этот день Он отдыхал от всего Своего труда, который был создан Б-гом для деяний». При этом слова «день шестой» говорят шёпотом.

Йом ѓа-шиши. Ва-йехулу ѓа-шамайим ве- ѓаа-арец, ве-холь цваам. Ва-йехаль Элоѓим ба-йом ѓа-швии млахто, ашер аса; ва-йишбот ба-йом ѓа-швии ми-коль млахто, ашер аса. Ва-йеварех Элоѓим эт йом ѓа-швии, ва-йекадеш ото, ки во шават ми-коль млахто, ашер бара Элоѓим лаасот.

Затем говорят благословение на вино: «Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Царь вселенной, творящий плод виноградной лозы».

Барух Ата, Адонай, Элоѓейну, Мелех ѓа-олам, борэ при ѓа-гафен!

После этого говорят благословение, в котором мы выражаем благодарность Творцу за то, что он нам дал такой чудесный подарок, как святая суббота:

«Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Царь вселенной, Который освятил нас Своими заповедями и благоволил нам, наделив нас Своей святой субботой по любви и благосклонности – в память о сотворении мира, первый из святых праздников, напоминающий о выходе из Египта. И Своей святой субботой по любви и благосклонности наделил нас. Благословен Ты, Г-сподь, освящающий субботу».

Барух Ата, Адонай, Элоѓейну, Мелех ѓа-олам, ашер кидшану бе-мицвотав, ве-раца вану, ве-Шабат кодшо бе-аѓава у-ве-рацон ѓинхилану зикарон ле-маасэ в-рейшит, — тхила ль-микраэй-кодеш зехер лициат мицраим, ки вану вахарта веотани кидашта миколь ѓаамим. Баруха Ата Адонай, мекадеш ѓашабат.

После каждого благословения присутствующие произносят «амен».

В утреннем кидуше можно ограничиться благословением на вино. Однако у многих евреев существует обычай сказать перед утренним кидушем какие-то стихи из Танаха, в которых идет речь о шабате.

После чтения кидуша тот, кто его произнес, пьет вино из бокала, затем угощает остальных.

Тот, кто делает кидуш, должен отпить из бокала, по крайней мере, мло лугмав (объем жидкости, которая помещается за одну щеку т.е. столько, сколько вмещается во рту) — и лучше выпить ревиит для трапезы и еще мло лугмав для кидуша.

Стоит, чтобы все участвующие в кидуше попробовали вино из бокала, над которым произнесено благословение.

Подробнее о порядке кидуша читайте тут.

Read Later Add to Favourites Add to Collection Report

Источник

Субботний кидуш

Написано в Торе: «Помни день субботний, чтобы освятить его». Это означает, как объясняют мудрецы, что при встрече и проводах субботы человек обязан восхвалять Творца и вспоминать о святости субботы. Заповедь Торы — освятить субботу словами кидуша.

По мнению большинства поским ришоним (мудрецов, устанавливавших еврейские законы в Х I — XV веках ), в Торе не говорится об обязанности делать кидуш на вино, поэтому чтобы выполнить заповедь Торы, достаточно произнести слова восхваления и освящения субботы. Даже раби Акива Эйгер, один из величайших поским ахроним (мудрецы, устанавливающие еврейские законы с XV I века и до наших дней) предполагает, что, сказав «гут шабес!», по сути дела можно выполнить заповедь Торы: «Помни день субботний, чтобы освятить его». Однако Рамбам пишет, что в словах «гут шабес!» есть упоминание субботнего дня, но нет его восхваления.

Многие поским ахроним рассматривают такую ситуацию: человек помолился субботний Маарив, где в Амиде упоминается и восхваляется день субботний. Получается, говорят они, что он уже выполнил заповедь освящения субботы, несмотря на то, что не пил при этом вино. Но, как мы уже сказали, большинство поским считают, что в Торе не говорится об обязанности делать кидуш на вино.

Из этого обсуждения вытекают несколько практических вещей. Если человек уже помолился субботний Маарив, то он выполнил заповедь Торы: «Помни день субботний, чтобы освятить его». В таком случае получается, что он не может делать кидуш для того, кто еще не молился, поскольку его обязанность сделать кидуш меньше, чем у человека не молившегося, который обязан выполнить заповедь Торы. Однако в «Мишне Бруре» говорится, что на практике такой проблемы не существует. Возможно, из-за того, что человек молящийся Маарив имеет ввиду только молитву. У него нет намерения делать кидуш. В соответствии с еврейским законом при выполнении заповеди необходимо быть внутренне настроенным на ее выполнение. Поскольку у молящегося наверняка не было намерения делать кидуш во время чтения субботнего Маарива, то он может выполнить эту заповедь для любого другого еврея, участвующего в субботней трапезе.

Мудрецы добавили к заповеди Торы, повелевающей говорить слова восхваления и освящения субботы, предписание, которое обязывает произносить их, держа в руке бокал с вином. В книге «Хинух» есть интересное объяснение постановления мудрецов. В ней сказано, что суббота — это одна из основ нашей веры, потому что Вс-вышний сотворил мир за шесть дней, а в субботу прекратил свою работу. Чтобы евреи помнили о величии этого дня, в Торе есть заповедь: «Помни день субботний, чтобы освятить его». Мудрецы постановили, что слова кидуша, восхваляющие субботу надо произносить над бокалом вина, так как этот напиток радует человека; и дополнительная радость от вина увеличит уважение к субботе в его сердце. Мудрецы обязали евреев делать кидуш на стакан, вмещающий «ревиит» вина (По мнению Хазон Иш, ревиит — — это 150 см3 вина, а по мнению Хаим Наэ — 86 см3), так как меньший объем вина не позволит среднестатистическому человеку почувствовать эффект от выпитого. Если же для человека хлеб приятнее вина, то мудрецы Талмуда разрешают делать кидуш на хлеб.

В книге «Хинух» объясняется также, по какой причине в субботу запрещено делать определенные виды работ. Дело в том, что только человек свободный от повседневных дел способен поверить всей душой в обновление мира. Чтобы думать о сотворении мира, нужно находиться в состоянии покоя. Тогда человек сможет спросить себя: «Зачем этот покой?» И найдет ответ: «Ибо шесть дней творил Вс-вышний небо, и землю, и т.д.»

Заповедь, повелевающая делать кидуш, связана с определенным временем. Как правило, женщины освобождены от обязательного выполнения таких заповедей. Но делать кидуш они обязаны, так как, в общем, у них есть обязанность соблюдать законы субботы. Маленькие дети также обязаны участвовать в исполнении заповеди, требующей делать кидуш в субботу, так как это постепенно приучит их к выполнению заповеди.

По словам мудрецов, при выполнении этой заповеди надо обратить внимание на то, чтобы стакан для кидуша был целый, без изъяна. Его наполняют вином до краев (до кидуша нельзя отпивать от вина, налитого в кидушный стакан. Если же кто-то отпил от него, надо долить вино из бутылки или добавить другую жидкость, чтобы кидушный стакан был полон.) Прежде чем наполнять бокал вином, необходимо проверить, чтобы он был чисто вымыт и ополоснут водой. А по кабале перед кидушем надо ошпарить стакан кипятком, даже если он идеально чист.

Запрещено выливать вино, оставшееся в стакане после выполнения заповеди, прямо в бутылку. Но если из бутылки доливали вино в кидушный стакан, чтобы исправить ущерб, можно вылить оставшееся вино в бутылку.

Чтобы уберечься от проблемы «яин несах» (нееврейское вино), надо сварить вино для кидуша перед субботой, потому что запрет «яин несах» не касается вареного вина. Однако в наши дни вино, производимое на заводах, обычно пастеризуют. Некоторые мудрецы полагают, что пастеризованное вино можно считать вареным, поэтому оно не требует дополнительной варки. Однако большинство поским постановили, что пастеризованное вино требует варки, так как процесс пастеризации не изменяет количество и качество вина, следовательно, пастеризацию нельзя назвать варкой.

Если нет вина для того, чтобы сделать кидуш в субботу вечером, можно делать кидуш на хлеб. Сначала нужно сделать «нетилат ядаим» (омовение рук) и сказать благословение, как поступают обычно, прежде чем есть хлеб. Потом нужно взять два хлеба, накрыть их салфеткой и произнести первый отрывок вечернего кидуша в субботу: «Ваехулу … лаасот». Затем следует открыть халы, сказать благословение на хлеб «амоци», опять закрыть хлеб и произнести следующее благословение кидуша. После этого можно есть хлеб.

Если нет и хлеба, можно сказать кидуш на любую жидкость, которую принято подавать за праздничным столом в той стране, где живет человек.

Основное время выполнения заповеди Торы о кидуше — вечер субботы. А дневной кидуш принято делать в соответствии с постановлением мудрецов. Поэтому если нет вина для того, чтобы сделать дневной кидуш, его можно сделать на другую жидкость.

Однажды спросили у рава Ицхака Зеева Соловейчика из Бриска (Брест): «Можно ли сделать кидуш на чай, как на жидкость, которую принято подавать за праздничным столом?» Он ответил: «Есть закон, что надо выпить залпом большую часть жидкости из кидушного стакана, а горячий чай невозможно выпить залпом. Когда же чай холодный, он уже не считается чаем».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *