Кидуш что это такое

Кидуш

Кидуш что это такое. Смотреть фото Кидуш что это такое. Смотреть картинку Кидуш что это такое. Картинка про Кидуш что это такое. Фото Кидуш что это такое

Кидуш что это такое. Смотреть фото Кидуш что это такое. Смотреть картинку Кидуш что это такое. Картинка про Кидуш что это такое. Фото Кидуш что это такое

Киду́ш (евр. קידוש) — еврейский обряд освящения, производимый над бокалом вина. Совершается перед вечерними и утренними трапезами Шаббата и праздников.

Заповедь кидуша

Источник обряда кидуш в четвертой из Десяти заповедей:

Кидуш что это такое. Смотреть фото Кидуш что это такое. Смотреть картинку Кидуш что это такое. Картинка про Кидуш что это такое. Фото Кидуш что это такоеПомни день субботний, чтобы святить его

В Талмуде эта заповедь трактуется как обязанность выделения шаббата от будничных дней прославлением шаббата при его наступлении (кидуш) и по завершении (гавдала). По некоторым мнениям заповедь Торы выполняется лишь при наступлении шабата, а гавдала является установлением мудрецов.

Мудрецами установлено произнесение молитвы в честь шаббата над бокалом вина, что собственно мы сейчас и называем кидушем.

В дополнение к кидушу, который совершают в пятницу вечером, мудрецы установили утренний кидуш в субботу утром, перед началом праздничной трапезы. Этот кидуш называют кидуша раба, то есть большой кидуш на арамейском.

Законы кидуша

Кидуш что это такое. Смотреть фото Кидуш что это такое. Смотреть картинку Кидуш что это такое. Картинка про Кидуш что это такое. Фото Кидуш что это такое

Кидуш что это такое. Смотреть фото Кидуш что это такое. Смотреть картинку Кидуш что это такое. Картинка про Кидуш что это такое. Фото Кидуш что это такое

Кидуш что это такое. Смотреть фото Кидуш что это такое. Смотреть картинку Кидуш что это такое. Картинка про Кидуш что это такое. Фото Кидуш что это такое

Ссылки

Кидуш что это такое. Смотреть фото Кидуш что это такое. Смотреть картинку Кидуш что это такое. Картинка про Кидуш что это такое. Фото Кидуш что это такое
Кидуш что это такое. Смотреть фото Кидуш что это такое. Смотреть картинку Кидуш что это такое. Картинка про Кидуш что это такое. Фото Кидуш что это такое

Полезное

Смотреть что такое «Кидуш» в других словарях:

КИДУШ — КИДУШ, еврейская молитва освящения субботы и праздников … Энциклопедический словарь

Освящение месяца — (Кидуш hа ходеш) В прошлом евреи устанавливали начало месяца не по постоянному календарю*, а наблюдая появление новой луны. Свидетели, которые видели новую луну в ночь на тридцатый день месяца, шли в особый суд* и свидетельствовали об… … Энциклопедия иудаизма

Кашрут — (ивр. כַּשְׁרוּת‎, в ашкеназском произношении «кашрус») термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего либо с точки зрения Галахи. В русском языке прилагательное «кошерный» образовано от «кошер» ашкеназского варианта … Википедия

ИУДАИЗМ — национальная религия евреев; первый в истории мировой культуры прецедент теизма и монотеистической веры. Генетически связан с западно семитской, а также египетской и шумеро аккадской мифологией, зороастризмом и позднее гностицизмом. В истории И.… … Новейший философский словарь

Шаббат — Канун Шаббата. Субботний стол накрыт … Википедия

Адам — У этого термина существуют и другие значения, см. Адам (значения). Адам (ивр. אָדָם‎) … Википедия

Трезвость — согласно определению Всемирной организации здравоохранения непрерывное воздержание от приема алкоголя и других психоактивных веществ[1]. Раньше понятие трезвость употреблялось также и в значении «умеренность в употреблении алкогольных напитков»,… … Википедия

Шма — Шемá (ивр. שְׁמַע‎, слушай, внемли) еврейский литургический текст, состоящий из 4 цитат из Пятикнижия. Декларирует единственность Бога, любовь к Нему и верность Его заповедям. Содержание 1 Текст 2 Структура 3 Значение … Википедия

Мессианский иудаизм — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия

Каббалист — О Каббале как паранауке см. статью Каббала (научный подход) Каббала Святые книги Разиэль Малах • Сефер Ецира Тора • Книга Зогар • Книга Ец Хаим Книга Илан • Талмуд эсэр сфирот … Википедия

Источник

«Кидуш» и субботняя трапеза

§ Вернувшись вечером в пятницу домой из синагоги (или помолившись дома), семья собирается за субботним столом, чтобы спеть традиционный гимн «Шалом алейхем».

§ Принято, что после этого отец благословляет детей. Эта церемония подчеркивает его роль духовного наставника. Ребенок, который каждую неделю подходит к отцу за благословением, привыкает его уважать. В связи с наблюдающимся падением родительского авторитета возрождение данного обычая особенно желательно. Ритуал очень прост. Отец возлагает обе руки на голову ребенка (когда детей двое, то он кладет руку на голову каждого) и, если это сын (сыновья), произносит:

ДА УПОДОБИТ ТЕБЯ Б-Г ЭФРАИМУ И МЕНАШЕ!

Дочери (дочерям) он говорит

ДА УПОДОБИТ ТЕБЯ Б-Г САРЕ, РИВКЕ. РАХЕЛИ И ЛЕЕ!

ДА БЛАГОСЛОВИТ ТЕБЯ Г-СПОДЬ И ОХРАНИТ ТЕБЯ. И БУДЕТ БЛАГОСКЛОНЕН К ТЕБЕ Г-СПОДЬ, И ПОМИЛУЕТ ТЕБЯ. БУДЕТ БЛАГОВОЛИТЬ К ТЕБЕ Г-СПОДЬ И ПОШЛЕТ ТЕБЕ МИР!

§ После благословения детей глава семьи делает субботний «Кидуш» — «освящение субботы», держа перед собой кубок с вином. Он должен сознавать, что читает благословение от имени всех членов семьи. Некоторые делают «Кидуш» стоя, другие — сидя. Допустимо и то и другое.

Освящение субботы является требованием Торы, в которой сказано: «Помни день субботний и чти святость его» (Шмот, 20:8). Если в доме нет взрослого мужчины, «Кидуш» совершает женщина.

§ Мудрецы Талмуда постановили, что «Кидуш» предпочтительнее совершать над кубком вина — традиционным символом радости и веселья. Если вина нет, соответствующее благословение читают над субботними халами.

И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО,

ДЕНЬ ШЕСТОЙ. И ЗАВЕРШЕНЫ БЫЛИ НЕБО И ЗЕМЛЯ СО ВСЕМ ВОИНСТВОМ ИХ. И ЗАКОНЧИЛ Б-Г НА СЕДЬМОЙ ДЕНЬ ТРУД СВОЙ, КОТОРЫМ ЗАНИМАЛСЯ, И В СЕДЬМОЙ ДЕНЬ НЕ СОВЕРШАЛ ОН НИКАКОЙ ИЗ ТЕХ РАБОТ, КОТОРЫМИ БЫЛ ЗАНЯТ, И БЛАГОСЛОВИЛ Б-Г ДЕНЬ СЕДЬМОЙ, И ОСВЯТИЛ ЕГО, ИБО В ЭТОТ ДЕНЬ НЕ СОВЕРШАЛ ОН НИКАКОЙ ИЗ РАБОТ СВОИХ, КОТОРЫМИ ЗАНИМАЛСЯ ПРЕЖДЕ И КОТОРЫЕ НАМЕРЕВАЛ-СЯ.СОВЕРШИТЬ ПОСЛЕ ТОГО.

ВНЕМЛИТЕ. ГОСПОДА МОИ И УЧИТЕЛИ!

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, СОТВОРИВШИЙ ПЛОД ВИНОГРАДНОЙ ЛОЗЫ!

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ, И БЛАГОВОЛИВШИЙ К НАМ. И ДАВШИЙ НАМ В НАСЛЕДИЕ, ПО ЛЮБВИ И БЛАГОСКЛОННОСТИ, СВЯТУЮ СУББОТУ СВОЮ В ПАМЯТЬ О СОТВОРЕНИИ МИРА, ПЕРВЫЙ ИЗ СВЯТЫХ ПРАЗДНИКОВ, НАПОМИНАЮЩИЙ О ВЫХОДЕ ИЗ ЕГИПТА, ИБО НАС ИЗБРАЛ ТЫ И НАС ОСВЯТИЛ СРЕДИ ВСЕХ НАРОДОВ. И СВЯТУЮ СУББОТУ СВОЮ ПО ЛЮБВИ И БЛАГОСКЛОННОСТИ ДАЛ НАМ В НАСЛЕДИЕ. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, ОСВЯЩАЮЩИЙ СУББОТУ!

§ В качестве кубка для «Кидуша» можно использовать любой сосуд, вмещающий не менее 140 граммов вина. Необходимо только, чтобы он был чистым и целым. Все же принято приобретать специальный красивый бокал для исполнения этой заповеди.

§ Вино должно быть только виноградным и, конечно, кашерным. Тот, кто не может пить вино, вправе заменить его натуральным кашерным виноградным соком. Над соком произносят то же благословение, что и над вином.

§ «Кидуш» совершает один человек от имени всех присутствующих, но каждый, если хочет, может сделать его для себя.

§ Когда произносят благословение над вином, халы должны оставаться накрытыми.

§ По завершении «Кидуша» все присутствующие отвечают амен. Глава семьи отпивает вина и отливает из своего кубка всем остальным. Они не должны, однако, сами произносить благословение на вино.

§ После «Кидуша» все участвующие в трапезе омывают руки. Делают это с помощью специальной кружки или любого другого чистого и целого сосуда (стакана, чашки). Сначала три раза поливают правую, а потом так же точно — левую руку. Вытирая руки полотенцем, произносят:

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ И ПОВЕЛЕВШИЙ НАМ ОМЫВАТЬ РУКИ)

§ Немедленно после этого,, ничем не отвлекаясь и не разговаривая, усаживаются за стол. Глава семьи снимает с хал салфетку и быстро поднимает их, произнося:

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ВЫРАСТИВШИЙ ХЛЕБ ИЗ ЗЕМЛИ

Халу разрезают на части и куски раздают всем членам семьи, которые не должны сами произносить благословение над хлебом, если отвечали имен и если глава семьи говорил от их имени.

§ Обе халы должны быть целыми, неразрезанными. Они называются лехем мишнэ и символизируют двойную порцию манны, которую евреи во время скитаний по пустыне после Исхода из Египта собирали в канун субботы. Кроме того, две халы, подобно двум свечам, напоминают два предписания Торы: «Помни день субботний…» и «Соблюдай день субботний…»

Если нет хал, их можно заменить булочками или мацой. Целые хлебы (или пластинки мацы) нужны только для благословения. Во время трапезы можно употреблять нарезанный хлеб.

§ Вошло в обычай петь за субботним столом особые песни — змирот. Эти песни, созданные в основном в средние века, славят субботний покой и Всевышнего, Который его нам даровал. Не обязательно ограничиваться теми змирот, которые имеются в молитвеннике, их выбор в наше время достаточно широк. Субботние напевы очень разнообразны, змирот можно петь на разные мелодии.

§ По окончании трапезы полагается возблагодарить Всевышнего, как сказано в Торе: «И будешь ты есть, и насытишься, и благословишь Г-спода, Б-га твоего» (Дварим, 8:10). Послетрапезная молитва («Биркат амазон») в субботу, в отличие от других дней недели, читается нараспев и не спеша. Даже маленькие дети быстро запоминают слова этого благословения и охотно присоединяются к взрослым.

Источник

Кидуш

от Кидуш что это такое. Смотреть фото Кидуш что это такое. Смотреть картинку Кидуш что это такое. Картинка про Кидуш что это такое. Фото Кидуш что это такоерав Реувен Куклин 17 Iyyar 5778 – 02.05.2018, 08:39 3.4k Просмотры 0 Голоса

Что такое кидуш?

Кидуш – это заповедь, суть которой освящение субботы в момент ее наступления. Эту обязанность учат из стиха (Шмот, 20, 8): «Помни субботний день, чтобы освятить его», то есть следует напомнить словами Торы о святости субботы.

Кто обязан делать кидуш

Как мужчины, так и женщины обязаны делать кидуш. Несмотря на то, что заповедь о кидуше связана с определенным временем, наши мудрецы учат из стихов Торы, что женщины тоже обязаны делать кидуш. Если мужчина не может сделать кидуш, женщина способна сделать кидуш для него. Подробнее от этом читайте тут.

Обязанность делать кидуш на вино

По Торе нет обязанности делать кидуш именно на вино. Поэтому мнение многих поским, что те, кто молятся вечернюю молитву в синагоге, помолившись, уже выполняют эту заповедь Торы, ибо в молитве есть стихи, в которых содержится прославление субботы.

Кидуш что это такое. Смотреть фото Кидуш что это такое. Смотреть картинку Кидуш что это такое. Картинка про Кидуш что это такое. Фото Кидуш что это такое

Кидуш что это такое. Смотреть фото Кидуш что это такое. Смотреть картинку Кидуш что это такое. Картинка про Кидуш что это такое. Фото Кидуш что это такое

Все же, по постановлению наших мудрецов, недостаточно ограничиться только словами, – следует сказать кидуш именно над вином.

Поэтому после возвращения из синагоги каждый еврей обязан сделать кидуш для себя и для всех домочадцев, произнося благословение именно на бокал вина.

О законах выбора бокала, которым нужно пользоваться для кидуша, читайте тут.

В том случае, если нет никакой возможности достать кошерное вино (а также, если человеку по медицинским соображениям не следует пить вино), кидуш можно совершить и над хлебом. При этом омывают руки перед кидушем, говорят благословение на это омывание и, вместо благословения на вино (боре при а-гефен), произносят благословение над хлебом (амоци лехем мин ѓа арец).

На какое вино делают кидуш?

Для кидуша стоит выбрать хорошее вино; и, в случае если белое вино не лучше красного, стоит взять для произнесения кидуша именно красное вино.

Если вино скисло, на него не делают кидуш.

И также на вино, которое простояло некоторое время открытым, – на него не делают кидуш.

Можно делать кидуш также на виноградный сок. При этом стоит иметь в виду мнение некоторых ѓалахических авторитетов о том, что следует взять именно неразбавленный сок. Необходимо заметить: любой виноградный сок, на котором не указано, что это стопроцентный натуральный сок, как правило, уже разбавлен при производстве.

Запрет есть и пить до кидуша

Запрещено есть и пить до момента произнесения кидуша. Даже воду запрещено пить без кидуша. И если один из домочадцев не слышал кидуш, и он не умеет произносить кидуш самостоятельно, тогда хозяин дома или кто-либо другой обязан произнести кидуш еще раз, для него, несмотря на то, что сам уже выполнил эту заповедь.

Обязанность делать кидуш на месте трапезы

Сразу после кидуша следует начать трапезу в том же месте, где он был произнесен. Если трапезу не начали есть сразу после кидуша, либо ее ели в другом месте, обязанность делать кидуш считается не выполненной, и поэтому необходимо прочесть кидуш заново.

Подробно о законах кидуша на месте трапезы читайте тут.

Обязанность делать кидуш ночью и днем

Помимо обязанности делать кидуш в шабат ночью (поздним вечером), наши мудрецы обязали нас сделать кидуш также в шабат утром.

Тот, кто по какой-либо причине не сделал кидуш ночью, обязан его произнести на протяжении всей субботы, и при этом даже утром он должен сказать текст вечернего кидуша, за исключением слов, «Ваехулу…» («И были закончены»).

Как делать кидуш?

Вначале берут бокал для кидуша двумя руками, а после этого держат его в правой руке.

В вечернем кидуше говорят стихи из главы Берешит о субботе: «День шестой. И были завершены небо, земля и всё их воинство. И закончил Б-г на седьмой день Свой труд, которым занимался, и в седьмой день отдыхал от всего Своего труда, которым занимался.

И благословил Б-г седьмой день, и освятил его, ибо в этот день Он отдыхал от всего Своего труда, который был создан Б-гом для деяний». При этом слова «день шестой» говорят шёпотом.

Йом ѓа-шиши. Ва-йехулу ѓа-шамайим ве- ѓаа-арец, ве-холь цваам. Ва-йехаль Элоѓим ба-йом ѓа-швии млахто, ашер аса; ва-йишбот ба-йом ѓа-швии ми-коль млахто, ашер аса. Ва-йеварех Элоѓим эт йом ѓа-швии, ва-йекадеш ото, ки во шават ми-коль млахто, ашер бара Элоѓим лаасот.

Затем говорят благословение на вино: «Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Царь вселенной, творящий плод виноградной лозы».

Барух Ата, Адонай, Элоѓейну, Мелех ѓа-олам, борэ при ѓа-гафен!

После этого говорят благословение, в котором мы выражаем благодарность Творцу за то, что он нам дал такой чудесный подарок, как святая суббота:

«Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Царь вселенной, Который освятил нас Своими заповедями и благоволил нам, наделив нас Своей святой субботой по любви и благосклонности – в память о сотворении мира, первый из святых праздников, напоминающий о выходе из Египта. И Своей святой субботой по любви и благосклонности наделил нас. Благословен Ты, Г-сподь, освящающий субботу».

Барух Ата, Адонай, Элоѓейну, Мелех ѓа-олам, ашер кидшану бе-мицвотав, ве-раца вану, ве-Шабат кодшо бе-аѓава у-ве-рацон ѓинхилану зикарон ле-маасэ в-рейшит, — тхила ль-микраэй-кодеш зехер лициат мицраим, ки вану вахарта веотани кидашта миколь ѓаамим. Баруха Ата Адонай, мекадеш ѓашабат.

После каждого благословения присутствующие произносят «амен».

В утреннем кидуше можно ограничиться благословением на вино. Однако у многих евреев существует обычай сказать перед утренним кидушем какие-то стихи из Танаха, в которых идет речь о шабате.

После чтения кидуша тот, кто его произнес, пьет вино из бокала, затем угощает остальных.

Тот, кто делает кидуш, должен отпить из бокала, по крайней мере, мло лугмав (объем жидкости, которая помещается за одну щеку т.е. столько, сколько вмещается во рту) — и лучше выпить ревиит для трапезы и еще мло лугмав для кидуша.

Стоит, чтобы все участвующие в кидуше попробовали вино из бокала, над которым произнесено благословение.

Подробнее о порядке кидуша читайте тут.

Read Later Add to Favourites Add to Collection Report

Источник

ВЕЧЕРНЯЯ ТРАПЕЗА ШАББАТА

Тора предписывает нам в Субботу получать наслаждение от вкусной еды и питья. Мудрецы установили три субботние трапезы: первую совершают в пятницу вечером, вторую в субботу днем, третью — ближе к вечеру. Субботняя еда должна быть особенно вкусной и красивой. Во время трапезы принято произносить слова Торы и петь субботние песни.

Шалом Алэйхэм

После молитвы все собираются за столом и хором поют молитву «Шалом Алейхем». Сказано в Талмуде, что, когда в пятницу вечером еврей возвращается из синагоги, к нему приходят два ангела. Если они видят зажженные свечи, накрытый стол и подготовленный к шабату дом, они говорят: «да будет так же в следующий шабат». Этих ангелов мы и приветствуем песней «Шалом Алэйхем».

Шалом алэйхэм малахэй hашарэт малахэй эльон
Мимэлэх малхэй hамлахим haкадош барух hу
(3 раза)
Мир вам, ангелы-служители, посланцы Всевышнего, Святого Царя царей, благословен Он! (3 раза)

Боахэм лэшалом малахэй hашалом малахэй эльон
Мимэлэх малхэй hамлахим haкадош барух hу (3 раза)
Входите с миром, ангелы мира, посланцы Всевышнего, Святого Царя царей, благословен Он! (3 раза)

Бархуни лэшалом малахэй hашалом малахэй эльон
Мимэлэх малхэй амлахим haкадош барух hу (3 раза)
Пожелайте мне мира, ангелы мира, посланцы Всевышнего, Святого Царя царей, благословен Он! (3 раза)

Цэтхэм лэшалом малахэй hашалом малахэй эльон
Мимэлэх малхэй амлахим haкадош барух hу (3 раза)
Удалитесь с миром, ангелы мира, посланцы Всевышнего, Святого Царя царей, благословен Он! (3 раза)

Эшэт Хаиль

После молитвы «Шалом алейхем» поют гимн женщине — хозяйке, которая на протяжении всей недели занималась домом и готовилась к святому шабату. В честь нее произносят строки из «Мишлей» — поучений, написанных царем Шломо. Также говорят наши мудрецы, что этот гимн иносказательно повествует о любви Израиля к Торе.

На иврите первые буквы строк «Эшэт Хаиль» идут в алфавитном порядке.

Эшэт хаиль ми имца, вэрахок мипниним михра. Батах ба лэв бала, вэшалаль ло йехсар. Гмалтhу тов вэло ра коль йемэй хайеhа. Дарша цэмэр уфиштим ватаас бэхэфэц капэhа. haйта каoнийот сохэр мимэрхак тави лахма. Ватакoм бэод лайла, ватитэн тэрэф левэйта, вэхок ленааротэhа. Замэма садэ ватикахеhу, мипри хапэhа ната карэм. Хагра беоз мoтнэhа ватэамэц зроотэhа. Таама ки тов сахра, ло ихбэ балайла нэра. Йадэhа шилха вакишор вэхапэhа тамху фалэх. Капа парса лэани, вэйадэhа шилха лаэвьон. Ло тира лэвэйта мишалэг, ки холь бэйта лавуш шаним. Марвадим аста ла шэш вэаргаман лэвуша. Нода башэарим бала, бэшивто им зикнэй арэц. Садин аста ватимкор вахагор натна лакнаани. Оз вэhадар лэвуша, ватисхак лэйом ахарон. Пиhа патха вэхохма, вэторат хэсэд аль лэшона. Цофийа hалихот бэйта вэлэхэм ацлут ло тохэль. Каму ванэhа вайашруhа, бала вайэhaлэла. Работ банот асу хаиль, вэат алит аль кулана. Шэкэр hахен, вэhэвэль hайофи, иша ират Адо-най hи титhалаль. Тну ла мипри йадэйа, виhалэлуhа вашэарим маасэhа.
Кто найдет жену добродетельную? Выше жемчугов цена ее. Уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка. Она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей. Добывает она шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. Она подобна купеческим кораблям и приносит хлеб свой издалека. Встает она еще ночью, раздает пищу в доме своем и урок служанкам своим. Она думает о поле и приобретает его; от плодов рук своих сажает виноградник. Туго перепоясывает чресла свои и укрепляет мышцы свои. Вкушает благоприобретения свои — не гаснет ночью светильник ее. Протягивает руки свои к прялке и длани ее держат веретено. Длань свою простирает бедному и простирает руки свои нищему. Не опасается она за семью свою при снеге, ибо вся семья ее одета в алую ткань. Она делает себе ковры, виссон и пурпур — одежда ее. Муж ее известен в городских воротах; он заседает со старейшинами страны. Она делает покровы и продает, и пояса доставляет купцам. Крепость и достоинство — одежда ее, и смеется она над грядущим днем. Уста свои открывает она с мудростью, и кротко наставление на языке ее. Она наблюдает за ходом дел в доме своем, и хлеба лени не ест. Встают дети ее, — и восхваляют ее; муж ее также превозносит ее: «Многие дочери (жены) преуспели, но ты превзошла всех их!» Обманчива прелесть, и суетна красота: жена, боящаяся Господа, прославлена. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее в воротах города деяния ее.

Кидуш в пятницу вечером

Сказано в Торе: «Помни день субботний, чтобы освятить его». Учат наши мудрецы: помнить и освящать субботу следует посредством Кидуша.

Кидуш — это молитва, которую произносят над бокалом вина или виноградного сока. В тексте Кидуша упоминаются два важнейших события: Сотворение мира и исход евреев из Египетского рабства.

Кидуш произносит хозяин дома или один из мужчин. Присутствующие внимательно слушают и отвечают «амен» на все благословения. Вечерний Кидуш положено делать стоя.

Йом hашиши. Вайехулу hашамаим вэhаарец, вэхоль цваам. Вайехаль Эло-hим байом hашвии млахто ашер аса; ваишбот байом hашвии миколь млахто ашер аса. Вайеварех Эло-hим эт йом hашвии, вайекадеш ото, ки во шават ми-коль млахто ашер бара Эло-hим лаасот. Саври, маранан! Барух Ата Адонай Эло-hэйну Мэлэх hаолам, борэ при hагафэн! Барух Ата Адо-най Эло-hэйну Мэлэх hаолам, ашэр кидшану бэмицвотав вэраца вану вэшабат кодшо бэаhава увэрацон hинхилану зикарон лемаасэ врейшит тхила лэмикраэй кодэш зэхэр лициат мицраим. Ки вану вахарта вэотану кидашта миколь hаамим вэшабат кодшеха бэаhава увэрацон hинхальтану. Барух Ата Адо-най мекадэш hашабат!
День шестой. И завершены были небо и земля, и все воинство их. И завершил Бог в день cедьмой работу Свою, которой занимался; и покоился в день cедьмой от всей работы Своей, которой занимался. И благословил Бог день cедьмой, и освятил его, ибо это был день покоя от всей работы при Сотворении мира. Господа, прошу внимания! Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, сотворивший плод виноградной лозы! Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями, и благоволивший нам, и давший нам в наследие, по любви и благосклонности, святую Субботу Свою в память о Сотворении мира, — первый из святых праздников, напоминающий о выходе из Египта. Ибо нас избрал Ты, и нас освятил среди всех народов, и святую Субботу Свою по любви и благосклонности дал нам в наследие. Благословен Ты, Господь, освящающий Субботу!

«Совершающему Кидуш обещано долголетие» («Пиркей-де-раби Элиэзер»).

В Кидуше семьдесят слов — в соответствии с числовым значением ивритского слова «Яин» («Вино»), которое также составляет семьдесят.

Омовение рук и благословение на субботние халы

После Кидуша говорят благословение на субботние халы. На стол кладут две халы — в память о двойной порции мана (чудесного хлеба, который посылал евреям Всевышний), выпадавшей накануне субботы в те времена, когда евреи странствовали по пустыне. Халы принято накрывать салфеткой — чтобы во время Кидуша халы не обиделись, «увидев», что им предпочли вино. Второе объяснение: ман, выпадавший в пустыне, был словно упакован в два слоя небесной росы сверху и снизу — точно так же мы кладем халы на скатерть и накрываем сверху салфеткой.

Перед благословением на халы следует совершить омовение рук. Берут кружку с водой и трижды поливают на каждую руку в таком порядке: правая-левая, правая-левая, правая-левая. После этого вытирают руки полотенцем и произносят благословение на омовение рук:

Барух ата Адо-най Эло-hэйну мэлэх hаолам ашэр кидшану бэмицвотав вэцивану аль нетилат ядаим!
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, освятивший нас заповедями Своими и заповедавший нам омовение рук!

После этого нельзя разговаривать до того момента,как будет произнесено благословение на хлеб и съеден первый кусочек халы. Когда все собираются за столом, глава семьи берет халы и произносит на них следующее благословение:

Барух ата Адо-най Эло-hэйну мэлэх hаолам hамоци лэхэм мин hаарэц!
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, выводящий хлеб из земли!

Затем глава семьи отламывает халу, обмакивает ее в соль и раздает кусочки халы всем присутствующим. Теперь субботнюю трапезу можно начинать!

После трапезы читают благодарственную молитву «Биркат Амазон»

Тора предписывает нам в Субботу получать наслаждение от вкусной еды и питья. Мудрецы установили три субботние трапезы: первую совершают в пятницу вечером, вторую в субботу днем, третью – ближе к вечеру. Субботняя еда должна быть особенно вкусной и красивой. Во время трапезы принято произносить слова Торы и петь субботние песни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *