Квадрат в музыке что это

Квадрат

Вы, наверно, обратили внимание на то, что в наших обучающих материалах дано мало упражнений в чистом виде. Что же используется вместо них? Импровизации на основе квадратов! Квадраты можно воспринимать на слух или рассчитать математически, если с первым возникают сложности. Теоретически, наличие развитого слуха и чувства ритма достаточно для того, чтобы слышать и чувствовать квадраты, но на практике мне приходилось сталкиваться с тем, что у обладающего слухом и чувством ритма музыканта возникали сложности с их игрой.Квадраты основываются на гармонических оборотах, но это не одно и тоже.

Квадрат действительно является фундаментальной основой джаза, но я рекомендую выйти за эти рамки и воспринимать квадрат как основу для импровизации в любом стиле и как основу для творческого подхода к освоению игры на музыкальных инструментах. Важно учиться играть в разных стилях, но также важно при этом учиться играть квадраты, так как они определяют форму композиции. Если на листе бумаги нарисовать контуры объектов, то уже можно понять, что нарисовано. Если же формы нет, то получается абстракционизм. Также и в музыке.

Из этого определения следует два важных момента:

Такты123456789101112
АккордыI6IV7I6I7IV7IV7I6I7V7IV7I6V7
Функциональный каркасTSDT

Получается, что квадрат может существовать как в воображении музыканта, так и на практике в виде записанной или сыгранной последовательности аккордов? Да. В зависимости от восприятия квадрата будут раскрываться и его возможности. Восприятие квадрата в виде воображаемого плана даст несравненно больше творческих идей по сравнению с тем случаем, когда музыкант воспринимает квадрат только на листе бумаги и в конкретных аккордах.

Законченность структуры квадрата означает то, что музыкальное повествование на ее основе имеет логичное завершение. Что означает логичное завершение в музыке? Возьмем, например следующее предложение:

Иван Иванович купил футбольный мяч.

Мысль понятна. А вот что получится, если предложение не закончено:

Иван Иванович купил.

Что Иван Иванович купил? Или:

Иван Иванович купил футбольный.

Большинство читателей решит, что Иван Иванович купил футбольный мяч. Но он мог купить и футбольный клуб.

Незаконченность в музыке будет восприниматься на слух как нелогичное и незаконченное музыкальное повествование, вызывающее вопросы и дискомфорт при прослушивании, например, куплет не допет, а музыканты уже играют припев или не в том месте прозвучала барабанная дробь. Здесь возможны два случая: либо ошибка существует в исходной структуре (форме) квадрата, либо форма квадрата составлена правильно, а ошибка возникла при его игре.

Перейдем к составляющим структуры квадрата.

Функциональная и гармоническая составляющие в квадрате тесно связаны между собой, поэтому в определении говорится о функционально-гармонической, а не функциональной и гармонической структуре. Разберемся с этим подробнее.

Одним из значений термина гармония является приятное на слух сочетание звуков. Сочетанием звуков можно назвать, например, одновременное звучание нескольких звуков. Но приятными на слух будут далеко не любые сочетания звуков. Растопырьте пальцы в разные стороны и нажмите ими клавиши на синтезаторе. Не думаю, что результат будет приятен на слух.

Мир, небеса, прекрасное, удивительно.

Также не образуют квадрат несвязанные друг с другом аккорды. Связанная последовательность аккордовназывается гармоническим оборотом. Из этого следует то, что квадраты основываются на гармонических оборотах.

Функционально-гармоническая последовательность аккордов звучит гармонично и логично в музыкальном плане, что позволяет услышать и понять основу, на которую можно сыграть импровизацию уже со второго повтора квадрата. На нелогичную и непонятную основу гораздо сложнее что-нибудь быстро и гармонично сыграть. Придётся постоянно корректировать импровизацию, сглаживать возникающие ошибки и диссонансы.

Сочетания звуков (аккорды и др.) приобретают функциональность только тогда, когда они используются в контексте лада. То есть, нужно понимать, в какой тональности они играются, что является текущим тональным центром (тоникой).

Задача ставится так: необходимо построить гармонический оборот, состоящий из 4-х тактов, который можно повторять сколь угодно долго. После отработки навыка его игры можно перейти к импровизации на него.

Квадрат является основой для импровизации, так как практическая реализация квадрата представляет собой определенную последовательность аккордов, благодаря чему, в общих чертах, понятно, что нужно играть. Не стоит слишком сильно удивляться тому, как незнакомые музыканты могут свободно и гармонично импровизовать при совместной игре. Импровизаторы знают много квадратов и шаблонных фраз, которые пальцы, в результате ежедневных занятий, могут выдать на автомате. Даже если импровизатор не знает, какие аккорды используются в квадрате, то благодаря слуху, навыкам и опыту он может не только услышать и определить квадрат после его завершения, но и анализировать гармонию наперёд, подобно шахматистам, которые могут просчитывать варианты развития партии на несколько ходов вперед. Ошибки случаются, но можно технично изменить последующее звучание фразы и сгладить их.

Конечно, нюансы неизвестны, так как существует, например, несколько вариантов квадратов в разных стилях и не факт, что гитарист и клавишник изначально выберут один и тот же вариант. Но намного проще сообразить и начать импровизировать на квадрат с его второго повтора, чем выдать что-то вразумительное на последовательность красивых аккордов, которые рождаются в голове автора одному ему известным образом.

Как понять, что подразумевается под квадратом? Для этого нужно понятно изложить его количественную и качественную составляющие, а также начальные условия, например:

играем тактовый квадрат с использованием аккордов Am, F, B, E7 по одному аккорду в такте, равномерно четвертями в размере четыре четверти, в темпе 80 таким-то приёмом (бой, перебор, аккордовая поддержка, бас и аккорд и т.п.)

Играем квадрат? Значит он повторяется:

| Am | F | B | E7 |
| Am | F | B | E7 |
| Am | F | B | E7 |
| Am | F | B | E7 |

Получилось 4 одинаковых квадрата.

Можно, конечно, оперировать и тактами, но квадратами удобнее, так как вступления, куплеты, припевы, проигрыши и др. чаще всего кратны квадратам. Современная музыка слишком квадратная? Да, так оно и есть.

Если речь идет о тактовом квадрате, то он может быть незаконченным, например, играем 4 такта аккорд Am:

| C | C | F | C | G | F | C | G |

Обилие определений того, что такое квадрат в музыке, вносит путаницу, но для начала можно выбрать что-то одно. Гораздо важнее определений развитие навыка чувства квадратов, но перед этим мы ещё немного углубимся в практическую теорию и посмотрим, почему в качестве ассоциации был выбран квадрат, а не другая фигура.

Источник

Структура трека

Полезная статейка для грамотного распределения всех частей трека.

Квадрат в музыке что это. Смотреть фото Квадрат в музыке что это. Смотреть картинку Квадрат в музыке что это. Картинка про Квадрат в музыке что это. Фото Квадрат в музыке что это

Типичная структура танцевального трека выглядит примерно так:

Квадрат в музыке что это. Смотреть фото Квадрат в музыке что это. Смотреть картинку Квадрат в музыке что это. Картинка про Квадрат в музыке что это. Фото Квадрат в музыке что это

Теперь разберемся с терминами:

Квадрат в музыке что это. Смотреть фото Квадрат в музыке что это. Смотреть картинку Квадрат в музыке что это. Картинка про Квадрат в музыке что это. Фото Квадрат в музыке что это

4 такта в свою очередь образуют квадрат.

По этому правилу «4х4» строится вся электронная музыка.
Для простоты 2 квадрата называют «двойкой«, реже большим квадратом.
Вот и вся музыкальная математика! )))

Ниже на рисунке представлено wave отображение квадрата на примере бит партии стиля House:

Квадрат в музыке что это. Смотреть фото Квадрат в музыке что это. Смотреть картинку Квадрат в музыке что это. Картинка про Квадрат в музыке что это. Фото Квадрат в музыке что это

Трек следует следующий схеме:
Вступление (16 тактов)
Проигрыш (26 тактов)
Куплет (16 тактов)
Проигрыш (8 тактов)
Брейк №1 (4 такта)
Припев (16 тактов)
Инструментальный припев (16 тактов)
Брейк №2 (16 тактов)
Брейк №3 (8 тактов)
Припев (16 тактов)
Проигрыш (32 такта)
Инструментальный припев (16 тактов)
Окончание (32 такта)

Эта структура хорошо иллюстрирует общие принципы построения танцевальной композиции. Вначале идет вступление – обычно чистая бочка, к которой постепенно добавляются другие инструменты и элементы вокала. Вступление может прерываться брейком, чтобы обратить внимание танцпола на разворачивающуюся картину композиции. Иногда, как сейчас, сразу после вступления идет инструментальный припев, или «хук», который без лишних предисловий дает понять гостям на танцполе, что перед ними за трек.

После инструментального припева начинается куплет, который сменяется припевом, и так два-три раза. После второго или третьего куплета идет инструментальный проигрыш, скатывающийся в главный брейк, где бочка вообще исчезает: это самый драматический момент трека. Во время брейка напряжение растет, и, когда танцпол уже визжит от предвкушения, бит возвращается и трек взрывается кульминацией – последним припевом, который может повторяться несколько раз. За последним припевом может следовать еще раз припев инструментальный, после которого трек уходит в окончание, возвращаясь к чистой бочке.

Легко заметить, что все составляющие трека переходят друг в друга через определенное количество тактов. Помня, что «двойка» состоит из 8 тактов, можно сделать вывод, что каждая часть трека (интро, тема и т.д.) длится определенное количество «двоек». Этот момент очень важно знать, т.к. в последующем будет легче понимать принципы сведения треков.

Конечно, у каждой композиции свои особенности, и далеко не у каждого трека структура совпадает с приведенной выше. Тем не менее, общие принципы всегда одинаковы.

Источник

Свинговый (джазовый) квадрат

Эра Свинга началась с выступления оркестра Бенни Гудмана, который считается королем этой эпохи, в зале «Palomar» в Лос Анжелесе. Считается, что это он придумал свинговый квадрат, хотя эта структура присутствовала на более ранних записях большинства оркестров игравших в танцевальных залах. Просто Гудман первым «продал» это изобретение.

Квадрат – это импровизация на данную тему, уложенная в количество тактов этой темы.

Джазовый квадрат состоит из четырех частей, музыкальных фраз, которые обозначаются латинскими буквами А, В, С, D и т.д. Каждая из этих частей состоит из четырех восьмерок, каждая четвертая (последняя) из этих восьмерок является «брейком» (break).

Наглядно это выглядит так:

Одна восьмерка – это два такта, один такт – это четыре бита или счета.

Типовая структура свинговой музыки – ААВА. Это значит, что после вступления, когда начинает играться основная тема, первая, вторая и четвёртая фразы похожи, а третья от них чем-то отличается. Эта совокупность из 16 восьмёрок (32 тактов) называется свинговым (джазовым) квадратом.

Стоит отметить, что типовая структура – она на то и типовая, чтобы сколько-нибудь интересные произведения от этой структуры отступали. Могут встречаться квадраты вида ААВВ, АВВА и даже ABCD.

В каждой музыкальной фразе может быть развязка. 3 восьмёрки идёт нарастание напряжённости, затем её разрешение – брейк. Брейки могут быть разными по заметности и длительности. Типовой приём – это брейк в конце музыкальной фразы (четвертая восьмерка). Брейк должен наступать одновременно и в музыке и в танце. В танце брейки – это моменты для импровизирования – здесь можно делать интересные «фишки», паузы, вставлять оригинальные соло-элементы и пр.

Bridge(мост ) – это такая вставка в песне которая не вписывается в структуру свингового квадрата AABA. Как правило, бридж – это перемычка между двумя соседними квадратами. Бриджи также можно интересно обыгрывать в танце.

Есть ещё ряд структурных элементов свинга, знание которых позволяет демонстрировать более осмысленный и музыкальный танец. Например, вопрос-ответ. Кто-то, инструменталист или секция инструментов играет музыкальную фразу, на которую их оппонент ищет музыкальный ответ, строя таким образом импровизированный диалог. Довольно типичным является поочерёдное солирование различных исполнителей.

Блюзовый квадрат

Блюз принято считать медленной и печальной музыкой, хотя он бывает очень разнообразным. Большинство композиций, играющих на буги-вечеринках, имеют блюзовую структуру.

Для различных подстилей блюза характерен один тип формы – «блюзовый квадрат».

Блюзовый квадрат обычно состоит из 12 или 16 тактов. В переводе на танцевальный язык – это 6 или 8 восьмерок.

12 тактовая структура решительно преобладает над другими вариантами и рассматривается как типичная и классическая. Чаще всего, это трёхстрочная стихотворная строфа в двенадцатитактовом периоде. Трехчастная структура блюза весьма специфична, т.к. стихотворная или песенная строфа такой формы не встречается в европейской культуре вообще и может происходить в основном только от американских негров.

Говорят, что если уж блюзмен вышел на сцену, то сначала он расскажет, как девчонка его расстроила, потом скажет то же самое поуверенней, а потом обязательно что-нибудь про выпивку. Причем рассказывает он строго 2 восьмерки (4 такта), потом также 2 восьмерки повторяет. И еще 2 восьмерки про выпивку.

Возьмем, например, известный блюзовый хит Роберта Джонсона Сrossroad:

A: I went to the crossroad, fell down on my knees
А: I went to the crossroad, fell down on my knees
В: Asked the Lord above «Have mercy, now save poor Bob, if you please»

Как правило, вторая часть А практически всегда точно копирует ритмическую структуру первой части (именно поэтому первая и вторая часть обозначены одинаковыми буквами). Таким образом, мы обнаруживаем, что в структуре блюзовой формы нет четырех восьмерок, а есть две очень похожие части каждая из двух восьмерок.

А вот после двух повторов части А, будет кульминация В.

Последние два такта вообще могут изменяться до неузнаваемости и восприниматься как брейк. Хотя бывают блюзы и брейков вообще.

Получается на самом деле не квадрат, а треугольник: AAB, каждая из букв треугольника равна двум восьмеркам (4 тактам), как правило, с выдержанными пропорциями в соотношении вокального и инструментального элементов:

Квадрат в музыке что это. Смотреть фото Квадрат в музыке что это. Смотреть картинку Квадрат в музыке что это. Картинка про Квадрат в музыке что это. Фото Квадрат в музыке что это

Партия вокалиста захватывает, как правило, два-два с половиной такта. Свободное время, оставшееся в третьем такте, и весь четвертый такт, принадлежит инструменту, вступающему в разговор с певцом. Во время инструментальной импровизации (прообраз всем известного брейка) вокалист издает краткие разговорные возгласы характерно разговорного склада (например, «Yes man!», «Oh, play it» и т.п.).

Но в ранних блюзах исполнитель по своему желанию мог продолжить одну строку сколь угодно долго. Чаще всего в конце первой части он добавлял лишний такт. Реже такт или несколько долей добавлялись в конце второго раздела. И наконец, последний раздел обычно удлинялся на две доли или даже больше.

16 тактовый блюз гораздо более «квадратный». Здесь добавляется еще одна строчка B. Примерно так: ААВВ

Музыкальность можно и нужно развивать, если вы хотите танцевать красиво. Для этого необходимо всего лишь слушать музыку.

Источник

Квадрат в музыке что это. Смотреть фото Квадрат в музыке что это. Смотреть картинку Квадрат в музыке что это. Картинка про Квадрат в музыке что это. Фото Квадрат в музыке что этоboogie_sapiens

Николай Хитрук и Женя Хавторина

Дорогие читатели блога! Спасибо большое, что пишете нам, обращаетесь к нам с просьбами и вопросами, делитесь своими успехами и трудностями. Как и обещали, мы с удовольствием поможем, подскажем и расскажем обо всем, что мы сами знаем, а так же готовы по вашей просьбе написать свои размышления и взгляды на интересующую вас тему. В частности, этот пост явился следствием неоднократных вопросов, которые имели разные формулировки, но по сути обозначали одно: я не могу попасть в брейк, помогите, что делать?!

Мы убеждены, что эти два метода никак не противоречат друг другу, а скорее взаимодополняют, проистекают один из другого, тесно переплетены оба необходимы профессиональному танцору буги-вуги и мечтаем развенчать миф об обратном, потому что ничего, кроме комплексов «я не чувствую» и заторможенного развития в погоне за «чутьем», начинающему танцору он не приносит. И да, хотим со временем решить проблему того, что благодаря отсутствию четкой программы обучения базовой музыкальности (минимально слышать брейки и уметь их банально отражать), а так же активным рассуждениям о том, что музыку, мол, «надо чувствовать», у начинающего танцора начинает формироваться комплекс: а если я не «чувствую», то может быть мне «не дано»? Успокойтесь, дано вам, дано! Такая простая вещь, как сылашнье и попадание в брейки дана всем, нужно только лишь приложить немного усилий и терпения, а так же постараться прислушаться к себе и выработать для себя свой индивидуальный подход и свои индивидуальные упражнения, которые будут исходить из вашего собственного склада ума, способностей, талантов, склонностей и психологии.

Итак, в музыке, под которую танцуют буги-вуги, можно различить сильную и слабую долю. Это значит, что биты (то, что создает темп трека, в нашей музыке можно ассоциировать с партией левой руки пианиста или контрабасом) не одинаковы, а некоторые выделены сильнее, а другие слабее. Чтобы почувствовать о чем идет речь, включите какую-нибудь не слишком быструю песню и попробуйте (СМ. АУДИО-ПРИЛОЖЕНИЕ в конце)
— считать и хлопать в каждый бит
— считать каждый бит и хлопать на каждый нечетный счет (1,3,5,7)
— считать каждый бит и хлопать на каждый четный счет (2,4,6,8)
Попробуйте услышать и почувствовать, как вам комфортней и органичней хлопать, поищите на слух разницу между каждым первым и каждым вторым ударом. Попробуйте провести этот опыт с разными песнями и убедиться, что у вас получилось услышать биты и осмысленно хлопать на четные и нечетные доли.

Далее, когда вы научились слышать начало квадрата, нужно научиться слышать и его конец. Большую часть (не всю!) музыки, под которую танцуется буги-вуги, можно разделить на две категории по квадратов, из которых она состоит.

(Под свинговым квадратом музыканты обычно понимают структуру из 16 восьмерок AABA, редко такое употребление термина встречается и у танцоров, стоит это иметь ввиду).

Послушайте разные песни, как можно больше разных песен, и попробуйте считать восьмерки и слушать в какой момент происходят изменения, исходя из этого делайте выводы с каким типом квадрата вы имеете дело. Научитесь хорошо уверенно и точно, слушая музыку и считая, понимать, где начинается квадрат и где он заканчивается. Считайте много и часто, пока не научитесь. Со временем это перейдет в автоматизм и выработается то самое «чутье», о котором вы нередко слышали.

1. Слушайте музыку и «считайте» ее вне танца. Часто и много! Пока не доведете это до автоматизма.

2. Смотрите много видео, желательно европейских соревнований, не просто так для развлечения и интереса, а с конкретными целями. Например, ищите в танце восьмерки, квадраты, брейки и т.д. и смотрите как это отражается на танце. Ищите акценты, смотрите каким образом, какими способами музыкальные акценты превращаются в танцевальные. Думайте и считайте, что происходит на какие счета? в какие восьмерки? в какой части квадрата? Почему на этот счет это, а на тот другое? Каковы закономерности? И т.д. Задавайте себе как можно больше вопросов о взаимосвязи танца лучших танцоров и музыки, ищите как можно больше типичного в танцах мировых звезд и в музыке, под которую мы танцуем. Систематизируйте, пытайтесь понять внутреннюю логику современного буги-вуги, приучайте свой мозг к ней.

PPS. Ах да, последнее замечание, в посте идет речь не о том, что называется музыкой «буги-вуги» в среде музыкантов, а о том, под что танцуется танец буги-вуги. А зачастую это рокабилли, рок-н-ролл или что-то еще. В основном пост ориентирован на музыку, официально отобранную WRRC для соревнований по буги-вуги (то, под что танцует на соревнованиях мейн-класс и что звучит на мировых соревнованиях) а не на всякую попсу с вечеринок.

Источник

Джазовый квадрат (Свинговый квадрат)

(техническое описание for swingdancers only…)

Джазовый квадрат как природное явление, есть вещь в себе, которая при первом ознакомлении с данным понятием существенно упрощает жизнь танцору, ну а потом как в сказке — чем дальше, тем страшней.

«Джазовый квадрат», он же — «Квадрат», «Chorus» (Хорус), и иногда (встречалось только среди танцоров) «Свинговый квадрат» — есть форма части музыкальной композиции. Именно части — небольшого кусочка, а вот все эти части сложенные вместе и есть композиция в целом. В теории музыки традиционно формой называется организация композиции во времени.

Организация «джазового квадрата» сама по себе проста и скучновата, придется немного посчитать, считать будем восьмерками* — это восемь долей — два такта:

Джазовый квадрат состоит из четырех частей, которые обозначаются латинскими буквами А,В,С,D и т.д, каждая из этих частей состоит из четырех восьмерок, каждая четвертая (последняя) из этих восьмерок является «брейком» (break)**, наглядно это выглядит так:

Intro (вступление обычно не больше одной восьмерки)
А /———/———/———/брейк/
А /———/———/———/брейк/
В /———/———/———/брейк/
А /———/———/———/наглый брейк/

По данной схеме устроено 70% композиций звучащих на swingdance вечеринках, но swing не был бы свингом, если бы оставил это дело без возможных вариаций. Вариации могут быть различными, например, могут быть разные латинские буквы. Наиболее распространенные варианты ААВВ, АВСА, ABCD. Разница в латинских буквах — вещь не всегда на счет раз понимаемая, но в общем-то и не сильно это надо понимать — одинаковые буквы означают, что эти две части практически полностью идентичны по гармонии и ритмическому рисунку. На самом деле в 60% процентах случаев хватает двух букв, а именно ААВА. По формуле AABA устроена, например, композиция Squirrel Nut Zippers – Put A Lid On It.

… Рекомендуется ее всю прохлопать — для четкой идентификации брейков, начала и конца квадрата. Обычно достаточно одного раза, дальше как с велосипедом, квадраты и брейки найдутся в остальных композициях практически сами.

Очень четко различия между буквами и брейки можно услышать в регтаймах (хотя танцуем под них крайне редко), у регтаймов с буквами вообще свои отношения и букв там больше типа ABCDEA причем каждая буква это отдельный квадрат со своей структурой, ну они собственно и создавались как цирковые номера для пианистов, главный из которых Скотт Джоплин Scott Joplin его Maple Leaf Rag (1899) и The Entertainer (1903) вы не могли не слышать, шансов у вас на это не было.

Теперь о брейках: обычно брейк это очень четко выраженная ритмическая вариация, которая имеет ценность в музыкальном плане сама по себе, а не в качестве ритмического рисунка для мелодии, что в общем и может составлять проблему, потому что этот ритм будет отличаться от основного ритма в композиции и может быть чем угодно начиная от беспорядочного жесткого лупилова в малый барабан, заканчивая паузой на всю восьмерку, отведенную под брейк. Угадать, что это будет, можно по развитию композиции, либо вспомнив, чего там было в предыдущем брейке (по законам стиля делать брейки в рамках одного квадрата абсолютно разными нельзя, обычно они похожи, однако чаще всего это правило нарушает самый послелний «наглый брейк» квадрата), либо можно просто знать, что там такое будет.

Это и есть «Джазовый квадрат» — всего навсего один квадрат, вопрос, что будет дальше, а дальше этот квадрат повторится столько раз, сколько музыкантам захочется. Обычно все устроено примерно — так, играется первый квадрат, причем в этом самом первом квадрате в мелодическом отношении никакой импровизации нет, есть четко узнаваемая и не менее 70 лет известная мелодия. Это называется «тема», которая и известна по имени собственному, все что происходит в последующих квадратах и есть та самая импровизация за которую любят, превозносят, проклинают и ненавидят джаз. Каждый квадрат импровизации практически представляет собой отдельное произведение, исполненное в едином стиле. Музыканты могут исполнять ритмическую вариацию, мелодическую вариацию темы, просто демонстрировать техническое мастерство, однако можно быть уверенным, что каждый отдельный квадрат будет как бы законченным произведением по длительности равным теме и что каждый последующий квадрат будет иным. Последним квадратом опять играется тема без никаких импровизаций, так положено — традиция. Intro не повторяется или повторяется в конце предыдущего квадрата, т.е. части играются без перерыва вот так — IntroААВА,ААВА,ААВА и т.д.

* я не понимаю, почему восьмерками, музыканты так не считают вообще, никогда, они не умеют до восьми считать, ну до 2-х, до 3-х, до 4-х, некоторые особо завернутые до 7-ми, но в одном же такте, дальше-то снова первая доля!, иногда конечно приходиться и до 5 784 считать, но это уже такты, а не доли и вообще симфония.

**отдельная тема что такое «брейк» у танцоров это слово тоже значит совершенно не то, что музыканты думают.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *