При расстройствах эмоционально волевой сферы и поведении отстает в развитии что
Центр речевой неврологии
Диагноз «нарушения эмоционально-волевой сферы» означает проявление у ребенка симптоматики аутистического спектра при отсутствии неврологического или психиатрического диагноза. Несмотря на отсутствие «ярких» патологии центральной нервной системы, нарушения эмоционально-волевой сферы являются существенным фактором, препятствующим целостному развитию ребенка. Это могут быть нарушения социального взаимодействия, дезадаптация в коллективе, задержка речи, снижение когнитивных навыков, психологическая неготовность к школе или иному обучению.
Как правило, нарушения эмоционально-волевой сферы являются следствием перенесенной в той или иной степени неврологической патологии, это может быть как в перинатальном периоде, так и в родах, так и в первые годы жизни ребенка. В нашем центре речевой неврологии разработаны специализированные программы для лечения детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Мы всегда используем компексный подход, включающий врачей, современный метод реабилитации ТМС и работу коррекционных педагогов. Только так называемый, бригадный, то есть совместный, опыт работы врачей и коррекционных специалистов будет эффективен в этом случае.
Курс лечения детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы рассчитана на 1,5-2 месяца.
Этапы программы
Невролог и психоневролог
Во время первичных осмотров невролога и психоневролога происходит знакомство врачей с ребёнком и родителями. Специалисты получают информацию об истории заболевания, оценивают неврологический и психический статус пациента, при необходимости проводят дополнительное обследование с включением функциональной диагностики (ЭЭГ, УЗДГ). По результатам обследования назначается комплексная медикаментозная терапия.
На протяжении всего курса лечения врачи оценивают результаты назначенной ими терапии и, при необходимости, корректируют назначения.
Динамическое наблюдение в течение программы.
Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС)
В качестве эффективного метода лечения применяется транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС), признанный стандарт нейрореабилитации в Европе. Это современная неинвазивная методика терапии неврологических нарушений. Принцип действия ТМС заключается в безболезненном и безопасном воздействии кратковременных магнитных импульсов на нервные клетки коры головного мозга, за счет чего происходит улучшение межклеточного взаимодействия в тканях коры головного мозга.
У каждого ребенка своя история заболевания и уникальный патогенез. Мы не «штампуем» назначения и не ведем детей по схеме, которая не дает никаких результатов. Мы программируем аппарат ТМС на основании данных электроэнцефалограммы (ЭЭГ) конкретного ребенка так, чтобы сила и частота импульсов оказали оптимальное воздействие на его нервную систему.
ТМС в сочетании с назначенной неврологом терапией и коррекционной работой позволяет добиться максимальных результатов в короткие сроки.
Ежедневно (12 процедур, 5-6 дней в неделю)
Логопед-дефектолог
В рамках курса логопед-дефектолог работае с выявленными у конкретного ребенка нарушениями речи и высших психических функций (память, внимание, мышление, восприятие). Первоначально специалист выявляет речевые и когнитивные нарушения у ребенка, далее разрабатывает программу коррекции, ориентируясь на заключение речевого невролога и психиневролога.
Уровень профессионализма наших логопедов-дефектологов позволяет работать с любыми нарушениями: нарушения звукопроизношения (дизартрия, дислалия, ринололия), нарушения произношения слоговых структур, нарушения темпа и ритма речи (брадилалия, тахилалия, заикание), голоса (афонии, дисфонии, нарушения просодики), нарушения восприятия и понимания речи, ОНР, алалии, нарушения письменной речи, чтения (дислексия, дисграфия, аграфия).
Логопед-дефектолог занимается обучением и развитием детей с различными проблемами темпов созревания и отклонениями развития: задержка психического развития, задержка речевого развития, РДА, РАС, СДВГ, алалия, тики и т. д.
Два раза в неделю (8 занятий)
Нейропсихолог
Занятия с детским нейропсихологом необходимы при эмоционально-волевых нарушениях. Наши нейропсихологи имеют образование медицинских клинических психологов, поэтому их методы учитывают функциональное строение мозга каждого конкретного ребенка и его индивидуальные особенности. Нейропсихолог подбирает комплекс специальных методик и занятий, которые направлены на перестройку функциональных систем мозга и формирование высших психических функций:
Два раза в неделю (8 занятий)
Стоимость программы: 56 280 руб.
Клинико-психологический анализ нарушений поведения у подростков (сообщение второе)
Синдром психической неустойчивости
В предыдущем сообщении приведена клинико-психологическая характеристика основных видов нарушений поведения у «трудных» подростков, обучающихся в массовых школах.
Необходимость разработки дифференцированной психолого-педагогической коррекции побудила нас выделить следующие основные клинико-психологические варианты нарушений поведения: 1) с преобладанием психической неустойчивости; 2) с преобладанием аффективной возбудимости; 3) с преобладанием расторможенности влечений.
Каждому из них соответствует свой спектр преимущественных возрастных психогенных реакций. Относительно меньшее место имеет специфика нозологии.
Указанные типы нарушений поведения обнаруживают связь с биологическими факторами: неполноценностью центральной нервной системы большей частью резидуально-органического генеза, характером отклонений сроков и темпа полового созревания.
Выявилась бесспорная роль средового фактора, в первую очередь неблагоприятных условий воспитания. При этом наблюдалась определенная связь между типом нарушения поведения и характером асоциальности среды. В формировании и оформлении нарушений поведения отмечалось большое значение педагогической запущенности.
Было показано, что каждый из типов нарушений поведения может иметь как непатологический, так и патологический уровень. Критериями патологичности поведения являлись: выраженная интенсивность расстройств, их стойкость, присоединение немотивированных аффективных расстройств, невротических наслоений либо явлений вегетативной дистонии, хроногенно спаянных с расстройствами поведения.
Настоящее сообщение посвящено клинико-психологическому анализу синдрома психической неустойчивости: сопоставлению клинико-психопатологических особенностей (характеристики состояния эмоционально-волевой, интеллектуальной сферы, специфических подростковых реакций), психологической и нейрофизиологической картины подросткового криза, неврологического статуса, характера отклонений сроков и темпа полового созревания со средовыми факторами и влиянием последних на проявления психической неустойчивости.
Термин «психическая неустойчивость» многозначен. Это понятие прошло сложный путь от описания особенностей определенного психического склада личности до выделения самостоятельной формы психопатии по типу «неустойчивых» (Э. Крепелин, 1904). Неустойчивые личности описываются разными авторами под разными названиями: «безвольные», «слабовольные», «повышенно-внушаемые», «с неустойчивым настроением», «реактивно-лабильные» и т. д. Одни авторы (М. Блейлер, Н.И. Озерецкий) объясняют основные проявления психической неустойчивости преимущественно лабильностью эмоциональной сферы; другие (П.Б. Ганнушкин, Э. Крепелин, Е.А. Осипова, К. Шнайдер, Т.П. Симсон, А.П. Кулаков) придают особое значение недоразвитию волевых проявлений; третьи (Э. Бирнбаум, Г.Е. Сухарева, А.И. Кутанин и др.) отмечают выраженную неустойчивость в обеих сферах психической деятельности. А.Е. Личко относит понятие психической неустойчивости к неустойчивости к неустойчивости именно поведения, в отличие от эмоциональной лабильности, которую он рассматривает в рамках колебаний настроения. Основу психической неустойчивости, по мнению ряда исследователей (Э. Крепелин, Г.Е. Сухарева и др.), составляют явления парциального или частичного психического инфантилизма.
Г.Е. Сухарева относит психическую неустойчивость к вариантам задержанного развития, которое проявляется главным образом недостаточной зрелостью эмоционально-волевой сферы. При этом особо подчеркивается дисгармония психических проявлений с парциальностью инфантилизма, недоразвитием высших форм волевой деятельности, которые мешают приспособлению к требованиям окружающей среды. Автор подчеркивает, что для незрелых, неустойчивых личностей характерно отсутствие сложной мотивации поступков, недостаточная способность сдерживать, тормозить свои влечения, отказ от выполнения внезапно возникающих желаний.
Клиника синдрома психической неустойчивости у детей и подростков описана Г.Е. Сухаревой, М.С. Певзнер, И.А. Юрковой, М.И. Лапидесом и Е.И. Исаевой, К.С. Лебединской, В.В. Ковалевым и др. в рамках различных нозологических групп. Известны варианты дисгармонического и органического инфантилизма с психической неустойчивостью, такие же варианты органической психопатии, психогенные формирования психического инфантилизма при дефектах воспитания по типу гипоопеки (аномальное развитие личности по типу психической неустойчивости), гиперопеки (аномальное развитие личности по типу «кумира семьи»). Многие исследователи отмечали социальную значимость данной аномалии личности. Э. Крепелин, подчеркивая безвольность и внушаемость неустойчивых личностей, писал об их «нецелеустремленной криминальности». А.М. Халецкий отмечал, что в судебной психиатрии чаще всего приходится сталкиваться с неустойчивыми импульсивными психопатами. О.Е. Фрейеров (1965) указывает, что неустойчивые личности составляют 2,4 % в судебно-психиатрической практике. Н.И. Фелинская (1970) подчеркивает, что 17 % правонарушителей обнаруживают психическую незрелость.
Г. Бальмер (1973) выдвигает вопрос о необходимости создания специального учета так называемых, «угрожаемых» детей, т.е. особо внушаемых и зависимых от среды и живущих в неблагоприятных социальных условиях. А.И. Коротенко (1971), анализируя динамику неустойчивых личностей, отмечает, что их социальная адаптация значительно больше зависит от влияния окружающей среды, чем от них самих. Автор имеет в виду, с одной стороны, их повышенную внушаемость и импульсивность, с другой — полюс незрелости высших форм волевой деятельности, неспособность к выработке устойчивого, социально-одобряемого жизненного стереотипа и, как следствие этого, неорганизованность, отсутствие стремления к преодолению трудностей, склонность идти по пути наименьшего сопротивления, невыработанность собственных запретов, подверженность отрицательным внешним влияниям.
Катамнестические исследования показывают, что психическая неустойчивость является фоном, на котором нередко формируются различные варианты невротических расстройств, алкоголизма, наркоманий, психопатий (В.Я. Гиндикин, В. А. Гурьева,1971, и др.).
Авторы, изучавшие пути компенсации неустойчивых личностей, отмечают, что в отличие от активного пути компенсации, при котором положительные характерологические особенности формируются личностью самостоятельно, как форм приспособления к окружающей среде, психопатическая личность типа неустойчивых может компенсироваться только пассивно — при создании благоприятной микросоциальной среды, в которой ее патологические характерологические особенности проявляются в меньшей степени. Это положение имеет значение для поисков путей коррекции психической неустойчивости у подростков: использования как их отдельных характерологических черт, так и определенных жизненных условий. Отсюда очевидна важность диагностики именно начальных проявлений синдрома психической неустойчивости, еще до пубертатного периода, с использованием подражательности и внушаемости таких личностей для воспитания у них готовых стереотипов поведения.
Мы используем термин «психическая неустойчивость» в применении к нарушениям поведения у подростков, вслед за рядом исследователей понимая под ним отсутствие сформированности собственной линии поведения в силу повышенной внушаемости, склонность руководствоваться в поступках эмоцией удовольствия, неспособность к волевому усилию, к систематической трудовой деятельности, стойким привязанностям, и вторично, в связи с перечисленными особенностями,— социальную незрелость личности, проявляющуюся в слабости и неустойчивости морально-нравственных установок.
Клинико-психопатологическое изучение сочеталось с экспериментально-психологическим, направленным на выявление связи нарушений поведения по типу психической неустойчивости с интеллектуальными особенностями и структурой личности. Оценка интеллектуальных функций производилась при помощи адаптированного варианта методики Векслера, а также методик классификации, пиктограмм, сравнения понятий, простых аналогий и др. Работоспособность изучалась при помощи корректурной пробы. Личностные особенности исследовались методами определения самооценки, уровня притязаний, а также применением специального опросника, выявляющего характер личностной направленности подростка.
Нейрофизиологический анализ заключался в оценке фоновой электрической активности мозга (ЭЭГ) подростка с применением функциональных проб.
Группа «трудных» подростков. Основные нарушения поведения связаны с наличием черт эмоционально-волевой незрелости: отсутствием чувства долга, ответственности, неспособностью тормозить свои желания, подчиняться требованиям дисциплины и коллектива и, наоборот, повышенной внушаемостью к неправильным формам поведения окружающих. Без стимула непосредственно получаемого удовольствия эти подростки были непродуктивны в целенаправленной деятельности. Они постоянно нуждались в стимуляции извне (подбадривании, напоминании, организации внимания, перемене видов деятельности). Будучи неспособными к длительному волевому усилию и преодолению трудностей, предоставленные себе, в учебной деятельности они быстро теряли интерес к занятиям; рано возникающие и частые прогулы способствовали формированию педагогической запущенности.
Инфантильность прежде всего обращала на себя внимание в эмоциональном облике этих подростков. Они отличались веселым, беззаботным фоном настроения, общительностью без глубоких и стойких привязанностей, выраженной эмоциональной поверхностностью.
Задержка психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) – это замедление темпов психического развития, вследствие которого когнитивные (познавательные) функции (память, восприятие, внимание, мышление) и эмоционально-волевая сфера ребёнка существенно отстают от принятых возрастных норм.
На сегодняшний день ЗПР не является медицинским диагнозом, а употребляется как психолого-педагогическое понятие описательного характера, не указывающее на причины тех или иных нарушений, а лишь обозначающее имеющиеся у ребёнка проблемы развития. Термин применим только для детей дошкольного и младшего школьного возраста (до 10 лет). В более старшем возрасте при необходимости ребёнку ставится уже конкретный диагноз.
В раннем детском возрасте задержка психического развития чаще всего не бросается в глаза. Диагноз ЗПР ставится, когда ребёнок достигает 4-5-летнего возраста. Как правило, первыми начинают бить тревогу воспитатели средних и старших групп детских садов, они обращают внимание на то, что ребёнку приходится много раз объяснять одно и то же, его трудно заинтересовать, он много отвлекается и т.п. Часто родители не придают особого значения этим сигналам и не показывают ребёнка специалисту, предполагая, что это проходящие возрастные трудности, которые можно просто «перерасти». В таком случае ЗПР становится гораздо заметней при поступлении ребёнка в школу (из-за проблем с успеваемостью). Ребёнок с трудом усваивает учебный материал; ему интереснее играть (но сюжетно-ролевые игры для него слишком сложны); занятия интеллектуальной деятельностью его не привлекают (от неё он быстро устаёт); он имеет очень ограниченный запас общих знаний и т.п.
Помимо трудностей в обучении у многих детей с ЗПР есть проблемы с дисциплиной. И в саду, и в школе им часто делают замечания за плохое поведение. Дело в том, что таким детям трудно привыкнуть к саду, школе, вообще к коллективу, они сильно тоскуют по дому, им сложно понять, что существуют определённые общепринятые правила поведения и нужно научиться соблюдать их.
Как проявляется задержка психического развития?
При ЗПР отстают в развитии:
Ребёнку с ЗПР трудно ориентироваться в пространстве, он не сможет отыскать вещь, если изначально не знает, где она лежит, даже если она находится на самом видном месте. Также таким детям трудно определить какой-либо предмет наощупь, запомнить, как он выглядит, и рассказать о нём по памяти.
При ЗПР у детей часто наблюдаются низкая речевая активность, отставание речевого развития (ЗРР, ЗПРР). Их словарный запас беден, не соответствует возрастным нормам, фонематический слух плохо развит, речь не сформирована, высказывания примитивны и нецеленаправленны, они часто путают, пропускают или заменяют в словах звуки и буквы (парафазия).
Чем ЗПР отличается от ЗРР и ЗПРР?
Задержки речевого и психоречевого развития (ЗРР и ЗПРР) возникают вследствие органических поражений головного мозга, центральной нервной системы. Причинами отставания могут стать: болезни, перенесённые матерью во время беременности, гипоксия плода, патологии родов, хромосомные или генетические заболевания, тяжёлые инфекции, врождённые аномалии ЦНС, патологии сосудов головного мозга, ДЦП, психические заболевания (эпилепсия и т.п.), опухоли головного мозга и проч.
При ЗРР и ЗПРР:
При ЗПР:
ЗПР = умственная отсталость?
Довольно часто детям с ЗПР ставится неверный диагноз – умственная отсталость (УО). Особенно от этого страдают дети, воспитывающиеся в детских домах. Действительно лёгкая степень УО и ЗПР имеют сходную симптоматику, но это разные нарушения, и для того, чтобы дифференцировать их, необходимо длительное всестороннее наблюдение специалиста.
Схожие симптомы
Различия между ЗПР и УО
Умственная отсталость – обобщённое название многих отклонений, при которых есть стойкое и необратимое снижение интеллектуальных способностей. Это комплекс синдромов, вызванных органическими поражениями, патологиями головного мозга (врождёнными или приобретёнными). При УО страдают мыслительные функции, наблюдается общее психическое недоразвитие, интеллектуальная недостаточность. Интеллект ребёнка с умственной отсталостью не превысит определённого уровня, какая бы тщательная работа с ним не проводилась.
В отличие от УО задержка психического развития обратима, ребёнок развивается в том же направлении, что и обычные дети, но значительно медленнее. Дети с ЗПР обучаемы, поддаются коррекции, адекватны в действиях (например, играя, используют игрушки в соответствии с их назначением). Во время учебных занятий они при помощи учителя способны усвоить принцип выполнения задания и использовать его для решения аналогичных задач. Для детей с ЗПР характерна скачкообразность развития всех форм мыслительной деятельности (например, внимание скачкообразно повышается к 8-9 годам). При ЗПР прогноз более благоприятный и имеется высокая вероятность вывода ребенка в «норму» при условии качественного психолого-педагогического сопровождения и участия семьи. Безусловно, при УО коррекционная работа также необходима, но как правило, динамика более медленная и имеет свой предел.
Очень важно как можно раньше дифференцировать ЗПР от умственной отсталости и вовремя начать коррекционную работу.
Причины ЗПР
Виды задержки психического развития
Диагностика ЗПР
Для определения ЗПР необходимо всестороннее комплексное обследование ребёнка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), в которую могут входить: психиатр, педагог-психолог, нейропсихолог, логопед, дефектолог (олигофренопедагог), невролог, педиатр и другие специалисты (при необходимости).
Специалисты проводят дифференциальную диагностику, которая включает в себя:
После всестороннего изучения анамнеза ребёнка, состава его семьи, социально-бытовых условий его жизни специалисты выявляют первопричины, степень и характер нарушений, составляют педагогический прогноз и план коррекционной работы.
Коррекция задержки психического развития (ЗПР)
Родителям детей с задержкой психического развития нужно быть готовыми к тому, что процесс коррекции достаточно непростой и длительный. Таким детям нужна комплексная помощь сразу нескольких специалистов. Если ребёнку необходимо медикаментозное лечение, его обеспечивает невролог. Развитием когнитивных функций занимается дефектолог (олигофренопедагог). Психолог со своей стороны отвечает за развитие эмоционально-волевой сферы. При ЗПР показаны такие виды неразговорной психотерапии, как: песочная, игровая терапия, сказкотерапия, арт-терапия и проч. Для коррекции вторичных нарушений речи понадобится логопед.
Как проходит обучение детей с ЗПР?
В сентябре 2016 года в России был принят образовательный стандарт инклюзивного образования, предписывающий всем детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, обучаться вместе с обычными школьниками. После этого специализированные коррекционные школы были закрыты и появились коррекционные классы в обычных общеобразовательных школах. Они подразделяются на восемь типов – в зависимости от характера отклонений учеников. Большинство таких классов у нас относятся к VII типу (для детей с задержкой психического развития, поддающейся коррекции).
Учитывая, как непросто ребятам с ЗПР даётся учёба, специалисты рекомендуют для них обучение в коррекционных классах.
Занятия в таких классах проводит обычный школьный учитель, ученики получают такой же объём знаний, как и их сверстники из обычных классов, просто занятия проходят в более спокойном темпе. Материал объясняют детям небольшими частями, постепенно. Занятия содержат перерывы на отдых и спортивные игры для того, чтобы избежать переутомления детей.
Преимущества коррекционных классов:
Есть и недостатки в инклюзивной системе образования – раньше с детьми с ЗПР занимались коррекционные педагоги, имеющие необходимые знания и навыки работы с такими детьми. В обычных школах педагоги не имеют такой подготовки. Также в свободное от уроков время, например, на переменах, дети с ЗПР могут столкнуться со сверстниками или с детьми постарше, которые неправильно истолкуют поведение детей из коррекционного класса, могут возникнуть конфликты.
Для ребенка с ЗПР и для его родителей лучше всего, если удастся скорректировать нарушение еще до начала обучения в школе, а для этого важно не пропустить «сигналы», если таковые имеются, регулярно (1-2 раза в год) показываться специалистам: неврологу, детскому психологу, детскому психиатру.
При своевременном обращении ЗПР отлично поддается коррекции, но занятия по коррекции должны быть регулярными, а родителям нужно быть готовыми к тому, что положительный результат будет не сразу.
Эмоциональные и психологические расстройства в детском и подростковом возрасте
Поведе́ние — способность человека изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов, это любая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которой индивид приспосабливается к внешней среде. Поведение человека — совокупность действий, в которых выражается его отношение к обществу, другим людям, к предметному миру. Поведение –феномен свойственный не только человеку, а любому живому существу, однако и по сей день для психологической науки на первом месте стоит изучение феномена человеческого поведения. Поведение как предмет изучения психологии прошёл долгий путь: от исследований отечественных физиологов И. М. Сеченова и И. П. Павлова до современных исследований в области психологической науки, и не только психологической. На данном этапе все чаще теории поведения фигурируют в маркетинговых исследованиях, в социологии, политике и пожалуй наверное в любой науке которая так или иначе касается человека и социума, от классических учений о рефлексах до изучения сложных форм группового взаимодействия, и психотерапии. Поведение не раз ставилось предметом изучения психологии, и не реже отодвигалось исследователями за кулисы психологической науки и практики, но на данном этапе очевидно, что нет такого направления в «науке о душе» (психологии) которое так или иначе не касалось феномена поведения. Изучение поведения не менее важно для решения фундаментальных вопросов возрастной психологии и педагогики. Возрастная психология (психология развития) как дисциплина изучающая психологические изменения человека по мере взросления, как ни одна другая психологическая дисциплина апеллирует к детскому возрасту, изучая психику ребёнка во все возрастные периоды и на всех стадиях, исследует поведение. На сегодняшний день одной из центральных проблем возрастной психологии, является проблема различных нарушений поведения в детском и подростковом возрасте и изучение факторов приводящих к данным расстройствам. Распространённость нарушений поведения различного происхождения, у детей на сегодняшний день довольно высока. По данным различных источников показатели колеблются в пределах от 12% до 25% от общего детского населения. Такой большой разброс количественных показателей в первую очередь обусловлен различиями в используемых методиках разных исследователей. Но достоверно установлено, что мальчиков нарушения поведения выявляются чаще, чем у девочек (85% и 15% соответственно, по мнению разных источников). Нарушения поведения могут выражаться по разному, например, как отклонения от принятых в данном обществе социальных и нравственных норм, как повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность, асоциальность, и социальную пассивность. Так же к нарушениям поведения стоит отнести расстройства описанные в МКБ 10 как «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения в начинающиеся в детском и подростковом возрасте» (МКБ 10 F 90 – 98), но не зависимо от происхождения нарушенного поведения, как характерную черту всех поведенческих расстройств можно выделить дезадаптацию (нарушения механизма приспособления) и не просто нарушения механизма приспособления, а нарастающую дезадаптацию. которая неблагоприятной форме течения, может затрагивать, всю сферу социального функционирования подростка или ребёнка.
На современном этапе исследований, нарушения поведения в детском и подростковом возрасте, по причине происхождения можно разделить на две обширные группы:
1. Расстройства поведения которые вызваны различного рода психологическими и социальными проблемами.
2. Расстройства поведения, которые обусловлены психическими и психофизиологическими расстройствами (заболеваниями), а также различного рода органическими дисфункциями ЦНС в детском возрасте.
К первой группе можно отнести такие распространённые факторы как: расстройства детско-родительских отношений, различного рода нарушения процесса воспитания в семье, характерологические особенности ребёнка, особенности эмоционально волевой сферы ребёнка, особенности личности ребёнка, особенности пубертатного возраста. Характерно в этом случае, то что нарушения поведения не имеют под собой «биологической почвы» и обусловлены как правило рядом «конфликтов», как межличностных (чаше всего внутрисемейных) так и внутри личностных (диссоциаций).
В группе психогенных (обусловленных психологическими и социальными причинами) расстройств поведения, можно выделить несколько закономерных направленностей данных расстройств.
Несоциализированное расстройство поведения (МКБ 10 F 91.1)
Характеризуется сочетанием упорного конфликтного или агрессивного поведения со значительным общим нарушением взаимоотношений ребёнка с другими детьми и взрослыми, часто сочетается с лёгкими эмоциональными расстройствами. Как правило ребёнок не может эффективно интегрироваться в группе сверстников, по этому признаку важно дифференцировать данное расстройство от «социализированных» нарушений поведения которое будет описано ниже.
Социализированное расстройство поведения (МКБ 10 F91.2)
Характеризуется стойким конфликтным или агрессивным поведением, включая групповую делинквентность (криминальную направленность поведения), у детей и подростков, хорошо интегрированных в группу сверстников. Эмоциональные расстройства в этом случае обычно минимальны. Данная группа расстройств поведения соответствует принятому в отечественной психиатрии понятию непатологических форм девиантного (отклоняющегося от принятых норм) поведения.
Вызывающее оппозиционное расстройство (МКБ 10 F91.3)
Этот тип расстройств поведения характерен для детей в возрасте до 10 лет. Определяется наличием стойкого негативистического, враждебного, вызывающего, провокационного поведения и отсутствием более тяжёлых конфликтных или агрессивных действий. Негативистичность является нормативной чертой детского поведения, особенно в возрасте 1,5 — 2 лет. Она становится патологической, если становится устойчивой в процессе взросления ребёнка Расстройство может быть диагностировано после 3 лет, но обычно обращает но как правило проявляется при поступлении ребёнка в школу.
Ко второй группе можно отнести такие факторы как: наличие у ребёнка серьёзных психических расстройств, пограничные эмоциональные нарушения, сложное взаимодействие биологического фактора с резидуально-органической церебральной недостаточностью и социальными факторами. Стоит отметить, что у данной группы расстройств, поведенческие нарушения выступают скорее как следствие, и требуют особо тщательной оценки факторов воздействия, т.к. от правильной оценки этих факторов во многом зависит адекватность коррекционных мероприятий, а в отдельных случаях и возможность медикаментозного лечения. По разным данным численность детей с нарушениями подобного генеза неустанно растёт В практике педагога психолога, довольно часто можно услащать жалобы от учителей и родителей, на неусидчивость ребёнка, излишнюю расторможенность и возбудимость, невнимательность на уроках. Часто следствием данных симптомов, становиться плохая успеваемость, дезадаптация. Не редко на данную категорию детей навешиваются ярлыки, «троечников», хронически «неуспевающих», «слабых» учеников которые «не слушаются». Данная категория детей часто являются жертвами, «невнимания» и непонимания со стороны родителей и педагогов. Так же стоит отметить, что своевременно проведённая диагностическая, коррекционная работа и дальнейшая поддержка, в известной мере способны снизить степень последствий данной группы расстройств, а зачастую и свести их на нет.
К описанной нарушений можно отнести группу гиперкинетических расстройств. (МКБ 10. F90).
Нарушение активности внимания (МКБ 10. F90.0)
Одним из симптомов гипердинамического синдрома является нарушение активности внимания. Клиническая картина нарушенного внимания проявляется либо в форме полного отсутствия целенаправленного внимания, невозможности привлечь ребёнка к необходимой деятельности, либо представляется кратковременными (от 1 — 2 до 10 — 15 минут) эпизодами, с наступающей затем неспособностью концентрации внимания, истощаемостью и резко усиливающимися гиперкинетическими проявлениями.
Гиперкинетическое расстройство поведения (МКБ 10. F90.1)
Гиперкинетический синдром часто проявляется в виде чрезмерной подвижности, суетливости, возбудимости. Движения при этом размашистые, плохо скоординированные и не целенаправленные, отмечаются нарушения письма, среди этих детей распространён травматизм. Синдром встречается в возрасте от 1,5 до 15 лет, наиболее отчётливо проявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Отдельно стоит отметить подростковый возраст. Данный период развития личности ребёнка, по мнению многих авторов является кризисным. Пубертатный период происходит «генеральная» перестройка личности ребёнка, стихийный переход от детского самосознания к неминуемому взрослению. Именно на стадии пубертатного кризиса (примерно 14-15 лет) заканчивают своё формирование те отделы коры больших полушарий, которые отвечают за различные формы поведения и саморегуляцию. На сегодняшний день девиантное (отклоняющееся) поведение все чаще ассоциируется именно с подростковым возрастом. В подростковом возрасте поведенческие нарушения очень распространены, и причины их происхождения как правило носят полифакторный характер. Поведенческие расстройства обусловлены неоднозначностью и противоречивостью развития детей на данном возрастном этапе. В этом возрасте наиболее чётко проступают все особенности психической сферы ребёнка и проявляются результаты родительского воспитания.
Девиантным (отклоняющимся) поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. При этом различают отклонения корыстного, агрессивного и социально-пассивного типа. К социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением незаконным путём получить материальную, денежную и имущественную выгоду (хищение, взятки, кражи, мошенничество и т.д. Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, изнасилование, убийство), социальные отклонения корыстного и агрессивного типа могут носить как вербальный (оскорбление словом), так и невербальный характер (физическое воздействие) Большой оборот набирают отклонения социально-пассивного характера. Чаше всего данные отклонения выражаются в отказе от активной жизненной позиции, уклонения от работы, учёбы, стойкое нежелание решать личностные и социальные проблемы. Эпидемиологический характер носят социально-пассивные отклонения, в форме употребления наркотиками, алкоголем, и прочими ПАВ, среди подростков. [Змановская Е.В. Актуальные проблемы девиантологии].
Известно, что в качестве первого социального института общества выступает семья, чьё влияние является самым длительным и системным. На современном этапе социально-экономического развития нашего общества роль семьи, взаимоотношений ребёнка с родителями приобретают ещё большее значение, чем прежде. К сожалению, в последние десятилетия отмечается значительный рост неполных семей. В условиях целенаправленного нравственного воспитания процесс формирования социальных установок личности подростка или ребёнка принимает стихийный характер. Именно в семье у ребёнка формируется представления о самом себе и обществе в целом, способы межличностных взаимодействий, и стратегии существования в социальной среде, которые он в процессе социализации выносит из микросреды в общество.