При желании можно сделать куда больше чем когда тебя заставляют
Раздел II. Творческая часть
(составляется исключительно из слов раздела 1-го)
1. Передовая статья.
Девятый вал
2. Художественный очерк.
Пусть!
Он пылает под клики трудящихся.
Он выявляет зарю новой жизни.
Пусть отдельные ошибки. Пусть. Зато как рдеют. Как несутся.
Как взвиваются эти стяги! Эти флаги!
Вертится историческая поступь. Пески прошлого взметаются скоком стали.
И. Ильф, Е. Петров «Золотой теленок»
Употребление шаблонных слов и словосочетаний делает речь невыразительной, слабой, подражательной. Столь же юмористическое отношение может вызвать у слушателей употребление в речи вычурных, манерных выражений типа «я завершил мой труд» вместо «я закончил свою работу», «мы приобрели» вместо «мы купили» и т.п. Отсутствие высокопарности, манерности речи также является признаком хорошего стиля
Дать определение стиля трудно, попытаемся, однако, сделать это. Под стилем речи в широком смысле слова следует понимать сложившуюся, характерную для данного исторического периода и данной социальной общности систему языковых средств, подчиняющуюся определенным принципам и закономерностям построения, отбора и использования последних.
Другим примером может быть разговорно-бытовой стиль речи, который существует в основном в устной форме (исключением являются дневниковые записи, бытовая переписка)
Стиль разговорно-бытового жанра речи изобилует междометиями, уменьшительными, увеличительными суффиксами, фразеологическими оборотами, специфическими грамматическими инструкциями, иногда не поддающимися анализу с точки зрения грамматики,однако вполне понятными нам по смыслу, например: «Ничего себе!» Надо отметить, что подобные словесные конструкции в деловой речи совершенно недопустимо.
Аналогичный пример фразы типа «Я тебе уйду!» в смысле «Я запрещаю тебе уходить» или «Учить-то учили, но не выучили» в смысле «Несмотря на то, что учили, успеха не достигли» и т.п.
В современной стилистике, к сожалению, не существует каталога стилей, нет единого мнения о нормах и требованиях того или иного стиля речи; в разного рода словарях и справочниках можно иногда встретить указание того, к какому стилю относится данное слово или выражение, например: «разговорное», «устаревшее», «специальный термин» и т.п. Однако такого рода указания базируются чаще всего лишь на субъективном мнении составителя справочника.
Однако не всегда требования того или иного жанра к стилю строго соблюдаются. Иногда автор сознательно использует в речи языковые средства, отличающиеся особенностями, присущими совсем другому жанру; такой прием смещения стилей придает речи большую выразительность, выделяет говорящего из ряда себе подобных.
Приведем несколько примеров:
2. «Машина должна идти неугомонно, а пар пустишь, она запыхается и станет».
(Оба отрывка взяты из повести А. Платонова «Жена машиниста»)
3. «Поэтому Филат слегка задрожал и испугался, не понимая стрельбы».
(Отрывок взят из повести А. Платонова «Ямская
Постоянно помня о стилевых требованиях к речи, необходимо придерживаться одного простого правила: прежде всего, следует учитывать собственные индивидуальные речевые особенности; одному человеку удается самую сложную, запутанную или высокопарную фразу произнести естественно, просто, даже искренно, другого же на этом пути может постигнуть неудача.
Поэтому, готовясь к выступлению путем написания полного текста речи, следует учитывать у себя наличие (или отсутствие) хотя бы небольших артистических способностей, которые и дают возможность произнести любой текст естественно, просто, с душой; ведь хороший актер способен «вытянуть» роль, даже написанную неестественным, манерным, нарочитым языком.
Однако напоминаем еще раз, что не следует жалеть времени на отбор единственно верных слов и словесных конструкций, точно выражающих мысль; это делает речь краткой, в ней отсутствуют длинноты, лишние слова, дополнительные пояснения и уточнения, сложные построения, затрудняющие понимание.
На наш взгляд, один из многих недостатков стиля, которыми страдает сегодня речь менеджера практически любого уровня ненужная помпезность, «книжность» в худшем смысле слова, велеречивость, излишняя торжественность и официальность.
Обычно выражения такого рода не привлекают нашего внимания именно в силу своей привычности, обычности, частого употребления. Грамотному человеку подобные речевые «изыскания» могут показаться смешными потугами на официальную, даже строгую деловую речь, кроме того, очевидно, что за видимой звучностью, выразительности речи скрывается пустозвонство и бессодержательность.
Хорошему стилю речи свойственны краткость, т.е. экономность в использовании речевых средств, способность выделить главную мысль, подчеркнуть выводы, а также логичность, строгость и стройность изложения.
Дело в том, что одна и та же мысль, в зависимости от особенностей ситуации, конкретных обстоятельств, может быть выражена по-разному, например:
1. По доброй воле человек работает лучше, чем из-под палки.
2. Чувство желания бывает сильнее чувства необходимости, возникающего в результате принуждения.
3. Какие силы могут заставить человека пойти на те подвиги, которые он совершает добровольно, движимый огнем собственного желания?
4. При желании можно сделать куда больше, чем когда тебя заставляют.
5. Желание сильнее принуждения.
6. Охота пуще неволи.
Очевидно, что в этих фразах выражена одна и та же мысль, однако некоторые из них имеют чисто разговорный оттенок (первая, четвертая, пятая, шестая), другие уместны в серьезном докладе, на совещании (вторая), а одна фраза просто просится в речь, произносимую на митинге (третья).
Можно без преувеличения сказать, что запоминаются ярко и надолго только те мысли, для которых найдена точная речевая форма, подобрано точное словесное выражение.
В качестве примера соответствия стиля речи требованиям определенных обстоятельств приведем выдержку из романа Синклера Льюиса «Беббкт»:
Вот так он продиктовал первое письмо:
КйНТора по продаже недвижимости имущества.
Ривс-Билдинг, ул. Оберлин-авеию и Третьей улицы.
ОМАРУ ГРИББЛУ, ЭСКВАЙРУ
57 Норс-Америкен Билдинг. Зенит.
Многоуважаемый мистер Гриббл!
Он согласен учесть платежные векселя, а заставить его внести страхи вую премию не представит особого труда.
. В этот день он продиктовал еще одно, самое важное, письмо.
В первом случае мы знакомимся с тем, как текст делового письма «переводится» с обычного разговорно-бытового языка на язык официально-деловой (отметим, что этот «перевод» весьма удачно делает секретарь).
Менеджеру не следует жалеть труда на выработку хорошего стиля речи, ведь мысль, для выражения которой подобран единственно верный вариант использования речевых средств, остается в памяти, сознании партнеров или подчиненных, толкает именно к тем действиям, поступкам, реакции, которых ждет выступающий.
Можно рекомендовать менеджеру специальные упражнения, развивающие дикцию, являющуюся важнейшим техническим элементом речевого воздействия. Это упражнения, включающие артикуляционную гимнастику (упражнения для развития и укрепления мышц рта, губ, языка и др.), упражнения для отработки правильной позиции частей речевого аппарата при произношении различных звуков.
Основой правильной постановки голоса является дыхание.
Дыхание в процессе речи отличается от обычного тем, что вдох и выдох чередуются неравномерно: выдох значительно длиннее вдоха. Кроме того, речевое дыхание предлагает вдох не через нос, а через рот, что считается вредным, однако в процессе речи это неизбежно.
Поэтому существующие специальные тренировочные упражнения для постановки речевого дыхания направлены на выработку длинного выдоха и умения наиболее рационально пользоваться запасом воздуха, особенно при произношении длинных фраз. Специальные учебно-тренировочные комплексы содержатся в учебных пособиях для актеров, лекторов. Существуют упражнения по постановке дыхания и укреплению диафрагмы, которые позволяют вырабатывают навыки правильного пользования природными усилителями звука с резонаторами и, следовательно, способствуют звучности голоса.
Кроме того, можно порекомендовать также соблюдать правила гигиены и профилактики голоса, основными из которых являются следующие:
а) ежедневные дыхательные упражнения в течение 10 минут способствующие поддержанию всего организма и голосового аппарата в хорошем состоянии;
б) укрепление нервной системы, так как стрессоустойчивость положительно сказывается на голосе, его тембре и интонационном строе; срывающийся от нервного напряжения голос, прерывистая речь как последствие недавнего «крупного разговора» или ссоры не способствуют упрочению авторитета менеджера;
в) употребление излишне горячей или холодной пищи приводит к хроническим болезням кровеносных сосудов горла, что отрицательно сказывается на голосовых связках;
г) правильный образ жизни, нормальный сон, продуктивный отдых после напряженного труда, отказ от курения и алкоголя укрепляют организм в целом и способствуют поддержанию в хорошем состоянии голосового аппарата.
Цитаты Кастанеды о жизни
Если тебе не нравится то, что ты получаешь,
измени то, что ты даешь.
Поступай так, словно это сон.
Действуй смело и не ищи оправданий.
Не давай возможности никому и ничему
принимать решения за тебя.
Весь фокус в том, на что ориентироваться…
Каждый из нас сам делает себя либо несчастным,
либо сильным. Объём работы, необходимой и
в первом, и во втором случае, – один и тот же.
Искусство состоит в сохранении равновесия между ужасом быть человеком и чудом быть человеком.
Сердиться на людей означает считать их
поступки чем-то важным.
Настоятельно необходимо избавляться от подобного ощущения.
Поступки людей не могут быть настолько
важными, чтобы отвести на задний план
единственную жизненно важную альтернативу:
наши неизменные встречи с бесконечностью.
Ты должен научиться отдавать себе отчёт
в каждом действии, сделать каждое действие осознанным.
Ведь мы пришли сюда ненадолго, и времени,
которое нам отпущено, слишком мало,
для того, чтобы прикоснуться ко всем чудесам
этого странного мира.
Обычный человек привык осознавать
только то, что считает важным для себя.
, но необходимо осознавать всё и всегда.
Чем больше окружающие знают, что из себя вы представляете и что от вас следует ожидать,
тем сильнее это ограничивает вашу свободу.
Не объясняй слишком многого.
В каждом объяснении скрывается извинение.
Так что, когда ты объясняешь, почему ты
не можешь делать то или другое,
на самом деле ты извиняешься
за свои недостатки, надеясь, что
слушающие тебя будут добры и простят их.
Прежде всего ты должен использовать уши,
чтобы снять часть нагрузки со своих глаз.
Смерть неуклонно преследует нас,
и с каждой секундой она все ближе и ближе.
Смерть никогда не останавливается.
Просто иногда она гасит огни.
Время есть лишь на то, чтобы принимать решения.
Каждый раз, когда ты чувствуешь,
что всё складывается из рук вон плохо
и ты на грани полного краха,
повернись налево и спроси у своей смерти,
так ли это.
И она ответит: «Но я же ещё не коснулась тебя!»
Все пути одинаковы: они ведут никуда.
Они ведут через кусты или в кусты.
Бесполезно тратить всю жизнь на
единственный путь, особенно, если этот путь
не приятен тебе.
Ты всегда должен помнить, что путь –
это только путь. Если ты чувствуешь,
что тебе не следовало бы идти по нему,
то не должен оставаться на нем
ни при каких обстоятельствах.
Каждый идет своим путём.
Но все дороги всё равно идут в никуда.
Значит, весь смысл в самой дороге,
как по ней идти…
Если идешь с удовольствием, значит,
это твоя дорога.
Если тебе плохо – в любой момент можешь
сойти с нее, как бы далеко ни зашел.
И это будет правильно.
Расслабиться, отступиться от себя,
ничего не бояться.
Только тогда силы, ведущие нас,
помогут нам.
То, что определяет наш путь,
называется личной силой.
Люди, как правило, не отдают себе отчета
в том, что в любой момент могут выбросить
из своей жизни всё что угодно.
В любое время. Мгновенно.
Нам требуется всё наше время и
энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Чтобы извлечь из жизни максимум,
человек должен уметь ИЗМЕНЯТЬСЯ
К сожалению, человек изменяется
с большим трудом и очень медленно.
Многие тратят на это годы.
Самое трудное – по-настоящему
захотеть измениться.
•••••
О СОВЕТЧИКАХ
Людям нравится, когда им говорят,
что следует делать, но ещё больше
им нравится сопротивляться и не делать
того, о чём им говорили.
Именно поэтому они прежде всего
запутываются в ненависти к тому,
кто им советует что-то делать.
•••••
О приобретении знания
И всё это лишь для того, чтобы понять,
что в мире нет ничего, что действительно
имело бы значение.
Человек знания живёт действием,
а не мыслью, о действии.
Мир неизмерим. Как и мы, как и каждое
существо, которое есть в этом мире.
Повседневный мир существует только потому,
что мы знаем, как удерживать его образы.
Сначала мы учимся обо всем думать,
а потом приучаемся смотреть на вещи так,
как мы о них думаем.
Люди говорят нам с момента нашего
рождения, что мир такой-то и такой-то
и всё обстоит так-то и так-то.
У нас нет выбора.
Мы вынуждены принять, что мир именно таков,
каким его нам описали.
Когда мы перестаем разговаривать с собой,
мир становится таким, каким он должен быть.
Вместо того чтобы посвятить себя миру,
человек растрачивает себя на дела.
Обычный человек слишком озабочен тем,
чтобы любить людей, и тем, чтобы его любили.
Человек становится мужественным,
когда ему нечего терять.
Мы малодушны только тогда, когда
есть еще что-то, за что мы можем
цепляться.
Подумай о людях на этой Земле, и поймёшь:
не важно, кто они или что бы они
о себе ни думали, чем бы ни занимались,
результат их действий всегда один и тот же: бессмысленные фигуры перед зеркалом!
Ищи и смотри на чудеса повсюду вокруг тебя.
Ты устаешь от глядения на самого себя,
и эта усталость делает тебя глухим и
слепым повсюду ко всему остальному.
Лишившись чувства собственной важности,
мы становимся неуязвимыми.
Непоколебимое стремление рационального
человека твердо придерживаться образа себя
— это способ надежно застраховать свое
дремучее невежество.
Человек не должен беспокоиться о том,
чтобы сделать фотографии или магнитофонные
записи. Всё это излишества спокойной жизни.
Человек должен беспокоиться лишь о духе,
который убывает.
Что калечит дух, так это постоянное имение кого-нибудь у себя на спине, кто колотит тебя и говорит тебе, что следует делать, а чего не следует делать.
У человека есть четыре врага: это страх, ясность, сила и старость. Страх, ясность и сила могут быть побеждены, но не старость. Это самый жестокий враг, которого нельзя победить, можно лишь оттянуть свое поражение.
Страх — первый неизбежный враг, которого человек должен победить на пути к знанию.
Ясность мысли, достигнутая с таким трудом, изгоняет страх; и она же ослепляет.
Нашим большим врагом является то, что мы никогда не верим в то, что случается с нами.
Ты прикован к собственному разуму. Все очень просто: один и тот же лист падает снова и снова. Но тебе этого мало, тебе нужно еще понять: как, зачем и почему. А здесь понимать нечего, да и все равно не понять.
Кстати, цитаты про разум
Воин сомневается и размышляет до того, как принимает решение. Но когда оно принято, он действует, не отвлекаясь на сомнения, опасения и размышления. Впереди – еще миллионы решений, каждое из которых еще ждет своего часа. Это путь воина.
Любому, кто приступает к учению, приходится выкладываться настолько, насколько он способен, и границы обучения определяются собственными возможностями ученика. Именно поэтому разговоры на тему обучения лишены всякого смысла.
Присутствие учителя или проводника не лишне, но и не является совершенно необходимым. Что действительно необходимо, так это ежедневные усилия по накоплению безмолвия.
Обучение посредством разговоров не только пустая трата времени, но и редкая глупость.
Чтобы позволить магии овладеть нами, надо
изгнать из ума сомнения.
Как только сомнения изгнаны,
— становится возможным всё что угодно.
Неизвестное неизменно присутствует здесь и сейчас,
но оно находится за пределами возможностей нашего нормального осознания.
Для обычного человека неизвестное является
как бы ненужной, лишней частью его осознания.
Таковым оно становится потому, что обычный
человек не обладает количеством свободной энергии, достаточным, чтобы отследить и уловить эту часть самого себя.
_____
Об одиночестве
Единственный способ побороть страх
— это не убегать.
Тот, кто однажды преодолел страх,
свободен от него до конца своей жизни:
ты обретаешь ясность мысли, и страху
не остается места.
С этого времени ты знаешь, чего ты хочешь,
и знаешь, как этого добиться.
Болезнь — это индульгирование в своей слабости.
Если тело пукает, значит оно живое
Смыслом существования является рост сознания.
Мы живем в «обанкротившемся» обществе.
Худшее, что с нами может случиться,
это то, что мы должны умереть,
ну а раз уж это неотвратимая судьба,
то мы свободны: тому, кто всё потерял,
нечего бояться.
Если в чем-нибудь можно добиться успеха,
то успех должен приходить легко,
без стресса или навязчивых идей.
У тебя совсем нет времени, и в то же время
ты окружен вечностью.
У человека есть тёмная сторона,
и её называют глупостью.
Развлечения, придуманные людьми,
— всего лишь жалкие потуги забыться,
не выходя за пределы прочного круга —
питаться, чтобы жить, и жить, чтобы питаться.
Сновидение — это процесс в теле,
и осознание, возникающее в уме.
Я никогда ни на кого не сержусь.
Ни один человек не может сделать ничего
такого, что заслуживало бы такой моей реакции.
На людей сердишься, когда чувствуешь,
что их поступки важны. Ничего подобного
я давно не чувствую
Источник: Статья Цитаты Кастанеды с https://burido.ru/799-tsitaty-kastanedy
_____
Как реагировать на обидные слова и поступки
людей и создать «броню» от их «ножа в спину».
_____
Чтобы не принимать чужие поступки близко к сердцу
«Чтобы осознать реальность, привычную для другого, вначале необходимо освободиться от собственной реальности; но человеку совсем не просто избавиться от привычной картины мира, эту привычку необходимо сломать силой».
Сначала нужно понять, а стоит ли вообще обижаться.
Вы можете воспринимать поступок, как оскорбление,
но он является нормой, принятой в его круге общения.
Нужна гибкость и умение посмотреть на ситуацию беспристрастно, после чего уже и не захочется обижаться.
_____
Чтобы реже сталкиваться с плохими поступками
людей
«Если тебе не нравится то, что ты получаешь,
измени то, что ты даешь».
Когда человек начинает жаловаться,
что все его обижают, не любят и относятся несправедливо, то стоит посмотреть на то,
как он сам относится к окружающим.
Если он использует, обманывает и предает, то
не удивительно, что к нему отношение такое же.
_____
Чтобы не оставаться виноватым,
когда к вам отнеслись плохо
«Не объясняй слишком многого.
В каждом объяснении скрывается извинение.
Так что, когда ты объясняешь, почему ты
не можешь делать то или другое, на самом деле ты извиняешься за свои недостатки, надеясь, что слушающие тебя будут добры и простят их».
Бывает, вас обидели, и вас же пытаются сделать виноватым. Лучше вообще не реагировать на чужие негативные поступки, чем вступать в перепалку и в итоге все будут жалеть вторую сторону, которая и «заварила кашу».
_____
Когда подвергся травле
«Умение закалять свой дух в то время, когда тебя попирают и топчут, — вот что называется контролем».
Характер формируется при преодолении трудностей, в умении противостоять чужому давлению.
Когда весь мир настроен против вас, то не стоит отчаиваться: примите это как испытание и призовите всю мудрость и терпение, чтобы не унижаться до ответных выпадов и взаимной подлости.
_____
Чтобы не преувеличивать значимость
поступка и его последствий
«Рассматривать чьи-то действия как низкие,
подлые — значит придавать неоправданное
значение личности их свершившего, т.е.
— потакать его чувству собственной важности».
Многие люди самоутверждаются за счет других:
они специально провоцируют, унижают и говорят гадости. Им нужна ответная реакция, без нее
они не получат удовлетворения и насыщения
своего напыщенного «Я».
_____
Чтобы не искать причину плохого отношения
к вам в себе
«Не обязательно что-нибудь «делать», чтобы понравиться или не понравиться.
Он либо принимает тебя, либо сметает прочь».
Не всегда есть объяснение чужому поведению.
Иногда вы просто оказались не в то время
не в том месте и дело не в вас.
В такой ситуации вообще нет смысла реагировать
на обидчика: он просто подпитывается
вашей энергией, выводит на эмоции.
_____
Чтобы не искать объяснений чужой глупости и грубости:
Люди несовершенны: каждый со своими недостатками
и «тараканами», поэтому нужно относиться
к ним снисходительно и не ожидать многого.
Человек чаще ошибается, чем поступает правильно.
Чужие слова и поступки не должны ухудшать
ваш мир и восприятие реальности.
Только сам человек определяет реальность
и решает, тратить ли время на обиды и негатив,
если можно наслаждаться и ценить короткие
мгновения жизни.
русский язык СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА
Составьте словарную статью к выделенному слову (постарайтесь отразить грамматические признаки слова, его значение, сочетание с другими, происхождение)
(1) Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
(А.С. Пушкин)
(2) Мне часто снятся все ребята
Друзья моих военных дней.
Землянка наша в три наката,
Сосна, сгоревшая над ней.
(М. Матусовский)
3. Прочитайте предложения. Укажите, какие нормы нарушены
(1) У кузни я работал всю жысть. (2) Собаки бежат быстро. (3) Он сказал обидчивое слово. (4) Оля съела бублик вместе с собакой (5) На лугу паслись маленькие коровята.
4. Прочитайте предложения. Какое из предложений Вы бы использовали в научном докладе, в публицистической статье, деловой беседе, в разговоре? Аргументируйте свой ответ.
(1) При желании можно сделать куда больше, чем когда тебя заставляют. (2) Чувство желания бывает сильнее чувства необходимости, возникшего в результате принуждения. (3) По доброй воле человек работает лучше, чем по принуждению. (4) Какие силы могут заставить человека пойти на те подвиги, которые он совершает добровольно, движимый огнём собственного желания?
5. Прочитайте предложенные ролевые ситуации. Приведите примеры речевых формул, уместных в данной ситуации
Вам необходимо:
(1) обратиться с просьбой к преподавателю;
(2) поблагодарить за оказанную услугу малознакомого человека;
(3) отказаться (по разным причинам) от приглашения друга;
(4) обратиться с приветствием к экскурсионной группе.
6. Прочитайте текст. Какие компоненты культуры речи нарушены? Кто из собеседников их нарушает?
К.: Я не хочу, чтобы вы меня фотографировали! Вы мне надоели. Меня раздражают ваша розовая кофточка и ваш микрофон.
А.: Вы не против того, что я так и напишу?!
К.: Да… а? а? Да мне всё равно, как вы напишете, так же, как и вы! Я не люблю непрофессионалов, непрофессионалам тут делать нечего. Вы что, хотите, чтобы я сейчас ушёл отсюда? Я уйду… Но я не уйду, потому что уважаю других ваших коллег. А вы отсюда уйдёте! Всё, встала и ушла отсюда!
А.: Почему вы так себя ведёте?
К.: Всё, взя́ла и ушла отсюда.
А.: Я, как и вы, на работе.
К.: На пресс-конференции к звёздам надо приходить подготовленными, а не так, как вы: вчера у подворотни, а сегодня здесь, на втором ряду. Всё, до свидания!
А. Хорошо, до свидания!
К. (передразнивая её южный говор): Да сведанья!! Гаварите сначала, да… Научитесь говорить сначала по-русски, да… до свиданья, всё.
А.: А вы научитесь себя прилично вести! «Звезда».