Рабкрин что это такое

Рабоче-крестьянская инспекция

Рабо́че-крестья́нская инспе́кция (Рабкри́н, РКИ) — система органов власти, занимавшаяся вопросами государственного контроля. Систему возглавлял Наро́дный комиссариа́т Рабо́че-крестья́нской инспе́кции (НК РКИ). Создан в 1920, расформирован 11 февраля 1934 года. С 1923 действовал совместно с Центральной контрольной комиссией ВКП(б) как единый советско-партийный орган, при этом нарком РКИ по совместительству возглавлял ЦКК.

Содержание

История

7 февраля 1920 года Наркомат государственного контроля был преобразован в Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции (НКРКИ, Рабкрин), руководителем которого был назначен И. В. Сталин. На этом посту он оставался до 1922 года.

Деятельность Рабкрина в первые годы после создания напоминала деятельность современной Счётной палаты. В первую очередь, контролёры Рабкрина осуществляли финансовые ревизии (в том числе, предварительные, на основании планов расходования средств).

С 1922 года Рабкрин занимается также так называемой «нормализацией» труда, тем, что впоследствии называли НОТ — научной организацией труда: контролёры и инспекторы проверяли эффективность работы бюрократии в различных ведомствах и способствовали внедрению новшеств во всех отраслях.

Сразу после создания в 1920 году Рабкрин начал интенсивно расти и развиваться. Внутри наркомата организуются топливная инспекция (август 1921), инспекция внешних сношений (февраль 1921), создаётся юридический отдел, отдел нормализации (март 1922).

30 апреля 1923 года Постановлением Президиума ЦИК Наркомом Рабоче-крестьянской инспекции был назначен В. В. Куйбышев (1923—1926; 1934—1935). Под его руководством было разработано и 12 ноября 1923 г. утверждено Положение о Народном Комиссариате РКИ ЦИК СССР.

На Всесоюзном совещании руководителей РКИ и представителей Контрольных Комиссий РКП(б), проходившем 3—4 февраля 1924 в Москве, было принято решение о постепенном слиянии партийных (ЦКК) и государственных (РКИ) контрольных органов, координации их работы на первом этапе, и в дальнейшем, объединении в одном органе.

В ноябре 1926 года руководителем Рабкрина назначен Г. К. Орджоникидзе (1926—1930). Основным изменением в работе инспекции стал переход от отраслевого сегментирования работы к территориальному. Принципиально функции Рабкрина изменились после принятия 4 мая 1927 года Постановления ЦИК и СНК СССР «О расширении прав Рабоче-крестьянской инспекции». В частности, Рабкрину позволялось принимать решения о наложении дисциплинарных взысканий, а также отстранении и увольнении должностных лиц за бесхозяйственность, бюрократизм и волокиту, о ликвидации излишних подразделений и представительств.

Ленин и Рабкрин

Название Рабкрин наиболее широко известно из работы В. И. Ленина «Как нам реорганизовать Рабкрин?», в которой остро ставился вопрос о неэффективности данного органа. Делегированные туда представители от рабочих и крестьян зачастую бывали обманутыми или подкупленными зарождающейся советской бюрократией. Рабкрин, совместно с ЦКК должен был, по мысли Ленина, стать органом, не допускающем сосредоточение власти в партии и государстве в одних руках:

Руководство

Народные комиссары рабоче-крестьянской инспекции РСФСР

Народные комиссары рабоче-крестьянской инспекции СССР

Источник

Как нам реорганизовать Рабкрин

Несомненно, что Рабкрин представляет для нас громадную трудность и что трудность эта до сих пор не решена. Я думаю, что те товарищи, которые решают ее, отрицая пользу или надобность Рабкрина, неправы. Но я не отрицаю в то же время, что вопрос о нашем госаппарате и его улучшении представляется очень трудным, далеко не решенным и в то же время чрезвычайно насущным вопросом.

Наш госаппарат, за исключением Наркоминдела, в наибольшей степени представляет из себя пережиток старого, в наименьшей степени подвергнутого сколько-нибудь серьезным изменениям. Он только слегка подкрашен сверху, а в остальных отношениях является самым типичным старым из нашего старого госаппарата. И вот, чтобы поискать способ действительно обновить его, надо обратиться, мне кажется, за опытом к нашей гражданской войне.

Как мы действовали в более опасные моменты гражданской войны?

Мы сосредоточивали лучшие наши партийные силы в Красной Армии; мы прибегали к мобилизации лучших из наших рабочих; мы обращались за поисками новых сил туда, где лежит наиболее глубокий корень нашей диктатуры.

В этом же направлении нам следует, по моему убеждению, искать источник реорганизации Рабкрина. Я предлагаю нашему XII партийному съезду принять следующий план такой реорганизации, основанный на своеобразном расширении нашей ЦКК.

Пленум ЦК нашей партии уже обнаружил свое стремление развиться в своего рода высшую партийную конференцию. Он собирается в среднем не чаще раза в два месяца, а текущую работу от имени ЦК, ведет как известно, наше Политбюро, наше Оргбюро, наш Секретариат и т.д. Я думаю, что нам следует докончить тот путь, на который мы таким образом вступили, и окончательно превратить пленумы ЦК в высшие партийные конференции, собираемые раз в два месяца при участии ЦКК. А эту ЦКК соединить на указанных ниже условиях с основной частью реорганизованного Рабкрина.

Я предлагаю съезду выбрать 75-100 (цифры все, конечно, примерные) новых членов ЦКК из рабочих и крестьян. Выбираемые должны подвергнуться такой же проверке по части партийной, как и обыкновенные члены ЦК, ибо выбираемые должны будут пользоваться всеми правами членов ЦК,

С другой стороны, Рабкрин должен быть сведен к 300-400 служащих, особо проверенных по части добросовестности и по части знания нашего госаппарата, а также выдержавших особое испытание относительно знакомства их с основами научной организации труда вообще и, в частности, труда управленческого, канцелярского и т. д.

По моему мнению, такое соединение Рабкрина с ЦКК принесет пользу обоим этим учреждениям. С одной стороны, Рабкрин получит таким путем столь высокий авторитет, что станет, по меньшей мере, не хуже нашего НКИД. С другой стороны, наш ЦК совместно с ЦКК выйдет окончательно на ту дорогу превращения в высшую партийную конференцию, на которую он, в сущности, уже встал и по которой ему следует дойти до конца для правильного, в двояком отношении, выполнения своих задач: в отношении планомерности, целесообразности, систематичности его организации и работы и в отношении связи с действительно широкими массами через посредство лучших из наших рабочих и крестьян.

Я предвижу одно возражение, исходящее либо прямо, либо косвенно из тех сфер, которые делают наш аппарат старым, т. е. от сторонников сохранения нашего аппарата в том же до невозможности, до неприличия дореволюционном виде, в каком он остается и посейчас (кстати сказать, мы теперь получили довольно редкий в истории случай устанавливать сроки, необходимые для производства коренных социальных изменений, и мы ясно видим теперь, что можно сделать в пять лет и для чего нужны гораздо большие сроки).

Возражение это состоит в том, что будто бы из предлагаемого мной преобразования получится один хаос. Члены ЦКК будут слоняться по всем учреждениям, не зная, куда, зачем и к кому им обратиться, внося повсюду дезорганизацию, отрывая служащих от их текущей работы, и т. д. и т. п.

Я уверен, что понижение числа служащих до указанной мной цифры улучшит во много раз и качество работников Рабкрина, и качество всей работы, дав в то же время возможность наркому и членам коллегии сосредоточиться всецело на организации работы и на том систематическом, неуклонном повышении ее качества, которое представляет для рабоче-крестьянской власти и для нашего советского строя такую безусловную необходимость.

С другой стороны, я думаю также, что наркому Рабкрина придется поработать над, частью, слиянием, частью, координированием тех высших институтов по организации труда (Центральный институт труда, Институт научной организации труда и т. д.), которых у нас теперь имеется в республике не менее 12. Чрезмерное однообразие и вытекающее отсюда стремление к слиянию будут вредны. Наоборот, тут надо найти разумную и целесообразную середину между слиянием всех этих учреждений воедино и правильным разграничением их при условии известной самостоятельности каждого из этих учреждений.

Нарком Рабкрина совместно с президиумом ЦКК должен будет устанавливать распределение работы ее членов с точки зрения обязанности их присутствовать на Политбюро и проверять все документы, которые так или иначе идут на его рассмотрение, либо с точки зрения обязанности их уделять свое рабочее время теоретической подготовке, изучению научной организации труда, либо с точки зрения их обязанности практически участвовать в контроле и улучшении нашего госаппарата, начиная с высших государственных учреждений и кончая низшими местными и т. д.

Я думаю также, что помимо той политической выгоды, что члены ЦК и члены ЦКК при такой реформе будут во много раз лучше осведомлены, лучше подготовлены к заседаниям Политбюро (все бумаги, относящиеся к этим заседаниям, должны быть получены всеми членами ЦК и ЦКК не позже, как за сутки до заседания Политбюро, за исключением случаев, не терпящих безусловно никакого отлагательства, каковые случаи требуют особого порядка для ознакомления членов ЦК и ЦКК и порядка решения их), к числу выигрышей придется также отнести и то, что в нашем ЦК уменьшится влияние чисто личных и случайных обстоятельств и тем самым понизится опасность раскола.

Наш ЦК сложился в группу строго централизованную и высоко авторитетную, но работа этой группы не поставлена в условия, соответствующие его авторитету. Этому помочь должна предлагаемая мною реформа, и члены ЦКК, обязанные присутствовать в известном числе на каждом заседании Политбюро, должны составить сплоченную группу, которая, «не взирая на лица», должна будет следить за тем, чтобы ничей авторитет, ни генсека, ни кого-либо из других членов ЦК, не мог помешать им сделать запрос, проверить документы и вообще добиться безусловной осведомленности и строжайшей правильности дел.

Конечно, в нашей Советской республике социальный строй основан на сотрудничестве двух классов: рабочих и крестьян, к которому теперь допущены на известных условиях и «нэпманы», т. е. буржуазия. Если возникнут серьезные классовые разногласия между этими классами, тогда раскол будет неизбежен, но в нашем социальном строе не заложены с необходимостью основания неизбежности такого раскола, и главная задача нашего ЦК и ЦКК, как и нашей партии в целом, состоит в том, чтобы внимательно следить за обстоятельствами, из которых может вытечь раскол, и предупреждать их, ибо в последнем счете судьба нашей республики будет зависеть от того, пойдет ли крестьянская масса с рабочим классом, сохраняя верность союзу с ним, или она даст «нэпманам», т. е. новой буржуазии, разъединить себя с рабочими, расколоть себя с ними. Чем яснее мы будем видеть перед собою этот двоякий исход, чем яснее будут понимать его все наши рабочие и крестьяне, тем больше шансов на то, что нам удастся избегнуть раскола, который был бы губителен для Советской республики.

23 января 1923 года.

«Правда», № 16, 25 января 1923 г. Подпись: Н. Л е н и н

Печатается по записи секретаря (машинописный экземпляр),сверенной с текстом газеты

Исходя из указаний Ленина, Центральный Комитет РКП(б) разработал тезисы о реорганизации и улучшении работы центральных учреждений партии. Пленум ЦК, состоявшийся 21-24 февраля, утвердил, с рядом поправок, тезисы и принял решение поставить организационный вопрос особым пунктом порядка дня предстоящего XII съезда партии. Тезисами предусматривалось увеличение числа членов ЦК с 27 человек, избранных на XI съезде РКП(б), до 40. Вводилось присутствие членов Президиума ЦКК па пленумах ЦК и присутствие трех постоянных представителей ЦКК из состава Президиума последней на заседаниях Политбюро. Указывалось, что на обсуждение пленумов ЦК должны ставиться все коренные вопросы. Политбюро должно представлять каждому пленуму ЦК отчет о своей деятельности за истекший период.

Февральский пленум ЦК РКП(б) признал необходимым расширение состава Центральной Контрольной Комиссии и установление тесной организационной связи между руководящими органами государственного и партийного контроля. К XII съезду РКП(б) был разработан проект резолюции съезда о реорганизации Рабкрина и ЦКК.

Против ленинского плана укрепления Центрального Комитета выступил Троцкий. Он заявил, что расширение состава ЦК якобы лишит его «необходимой oформленности и устойчивости», «грозит нанести чрезвычайный ущерб точности и правильности работ Цека». Более того, Троцкий предложил создать, в противовес Центральному Комитету, Совет партии из членов и кандидатов в члены ЦК, членов ЦКК и двух-трех десятков представителей от областей и мест, который бы также выбирался съездом партии, давал директивы ЦК и проверял его работу. Центральный Комитет решительно отверг возражения Троцкого против расширения состава ЦК, его идею создания в партии, по сути дела, «двоецентрия», в корне противоречащую ленинским нормам партийной жизни.

Источник

Рабкрин

Рабо́че-крестья́нская инспе́кция (Рабкри́н, РКИ) — система органов власти, занимавшаяся вопросами государственного контроля. Систему возглавлял Наро́дный комиссариа́т Рабо́че-крестья́ской инспе́кции (НК РКИ). Создан в 1920, расформирован 11 февраля 1934 года. С 1923 действовал совместно с Центральной контрольной комиссией ВКП(б) как единый советско-партийный орган, при этом нарком РКИ по совместительству возглавлял ЦКК.

7 февраля 1920 года Наркомат государственного контроля был преобразован в Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции (НКРКИ, Рабкрин), руководителем которого был назначен И. В. Сталин. На этом посту он оставался до 1922 года.

Деятельность Рабкрина в первые годы после создания напоминала деятельность современной Счётной палаты. В первую очередь, контролёры Рабкрина осуществляли финансовые ревизии (в том числе, предварительные, на основании планов расходования средств).

С 1922 года Рабкрин занимается также так называемой «нормализацией» труда, тем, что впоследствии называли НОТ — научной организацией труда: контролёры и инспекторы проверяли эффективность работы бюрократии в различных ведомствах и способствовали внедрению новшеств во всех отраслях.

Сразу после создания в 1920 году Рабкрин начал интенсивно расти и развиваться. Внутри наркомата организуются топливная инспекция (август 1921), инспекция внешних сношений (февраль 1921), создаётся юридический отдел, отдел нормализации (март 1922).

30 апреля 1923 года Постановлением Президиума ЦИК Наркомом Рабоче-крестьянской инспекции был назначен В. В. Куйбышев (1923—1926; 1934—1935). по его руководством было разработано и 12 ноября 1923 г. утверждено Положение о Народном Комиссариате РКИ ЦИК СССР.

На Всесоюзном совещании руководителей РКИ и представителей Контрольных Комиссий РКП(б), проходившем 3—4 февраля 1924 в Москве было принято решение о постепенном слиянии партийных (ЦКК) и государственных (РКИ) контрольных органов, координации их работы на первом этапе, и в дальнейшем, объединении в одном органе.

В ноябре 1926 года руководителем Рабкрина назначен Г. К. Орджоникидзе (1926—1930). Основным изменением в работе инспекции стал переход от отраслевого сегментирования работы к территориальному. Принципиально функции Рабкрина изменились после принятия 4 мая 1927 года Постановления ЦИК и СНК СССР «О расширении прав Рабоче-крестьянской инспекции». В частности, Рабкрину позволялось принимать рещения о наложении дисциплинарных взысканий, а также отстранении и увольнении должностных лиц за бесхозяйственность, бюрократизм и волокиту, о ликвидации излишних подразделений и представительств.

Содержание

Ленин и Рабкрин

Название Рабкрин наиболее широко известно из работы В. И. Ленина «Как нам реорганизовать Рабкрин?», в которой остро ставились вопрос о неэффективности данного органа. Делегированные туда преставители от рабочих и крестьян зачастую бывали обманутыми или подкупленными зарождающейся советской бюрократией. Рабкрин, совместно с ЦКК должен был, по мысли Ленина, стать органом, не допускающем сосредоточение власти в партии и государстве в одних руках:

Руководство

Народные комиссары рабоче-крестьянской инспекции СССР

Источник

Рабкрин что это такое

Рабоче-Крестьянская Инспекция (РКИ)

В 1919 году было организовано «Бюро Жалоб». Оно принимало заявления на непорядки в соваппарате и на неправильные действия отдельных должностных лиц.

Рабкрин что это такое. Смотреть фото Рабкрин что это такое. Смотреть картинку Рабкрин что это такое. Картинка про Рабкрин что это такое. Фото Рабкрин что это такое

Со времени реорганизации РКИ в 1923 г., когда основной задачей РКИ стало улучшение госаппарата и борьба с бюрократизмом, изменились и задачи «Бюро Жалоб». Бюро отказалось от приема жалоб частно-правового характера, т. е. жалоб на нарушение интересов самого жалобщика, а сосредоточила все свое внимание на приеме жалоб, указывающих на непорядки в госаппарате, на бюрократизм, волокиту, на пренебрежительное отношение к трудящимся и на нарушение их прав. С этого времени Бюро Жалоб стало подсобным органом РКИ в повседневной борьбе с бюрократизмом и волокитой. Кроме ведения расследований по подаваемым заявлениям, Бюро Жалоб ведет также расследования по заметкам рабселькоров.

Рабкрин что это такое. Смотреть фото Рабкрин что это такое. Смотреть картинку Рабкрин что это такое. Картинка про Рабкрин что это такое. Фото Рабкрин что это такое

Из прошедших через Бюро Жалоб можно видеть, что бюрократизм и волокита, главным образом, имеют место в органах соцстраха и собеса, в судебно-следственных и земельных органах пренебрежительное отношение к трудящимся и нарушение их прав более всего имеет место в хозорганах.

Рабкрин что это такое. Смотреть фото Рабкрин что это такое. Смотреть картинку Рабкрин что это такое. Картинка про Рабкрин что это такое. Фото Рабкрин что это такое
Рабкрин что это такое. Смотреть фото Рабкрин что это такое. Смотреть картинку Рабкрин что это такое. Картинка про Рабкрин что это такое. Фото Рабкрин что это такое

Закончив краткий обзор развития Рабоче-Крестьянской инспекции в губернии, необходимо сказать о задачах, которые стоят перед РКИ на предстоящий период.
Эти задачи для губ. РКИ определены августовским пленумом ЦК и ЦКК и сентябрьским пленумом губ. КК и сводятся к продолжению упорной работы по улучшению и удешевлению госаппарата, его рационализации и изжитию из него бюрократизма и волокиты; к поверке проведения гос.-хозяйственными органами и кооперацией распоряжений правительства об уменьшении непроизводительных расходов, снижении 20 проц. административно-управленческих расходов, режиме экономии, снижении розничных цен на промтовары, снижении себестоимости продукции промпредприятий и повышении качества изделий.
В области совстроительства перед РКИ стоит задача поверки проведения директив партии и правительства об оживлении работы советов и практическое проведение постановления правительства о расширении прав низовых органов.
В области сельского хозяйства стоят задачи поверки результатов использования фондов бедноты и арендных взаимоотношений.
Кроме этих задач, перед РКИ стоит по-прежнему задача привлечения к своей работе трудящихся, а в связи с этим расширение существующих и изыскание новых форм привлечения, обеспечивающих более активное их участие в работе РКИ.
По линии Бюро Жалоб перед РКИ стоит задача большего расширения его работы и ускорения разрешения жалоб, приближения его к трудящимся и обеспечение их более активного участия в работе Бюро.

Победить эти болезни (бюрократизм — Ред.) можно только объединением трудящихся, чтобы они умели не только приветствовать декреты рабоче-крестьянской инспекции, — мало разве у нас декретов, которые приветствуются, — но чтобы они умели через рабоче-крестьянскую инспекцию осуществлять свое право
ЛЕНИН.
Т. XVIII, ч. I, стр. 122 — 123.

В ноябре 1926 года руководителем Рабкрина (РКИ) назначен Г.К. Орджоникидзе (1926—1930). Основным изменением в работе инспекции стал переход от отраслевого сегментирования работы к территориальному. Принципиально функции Рабкрина изменились после принятия 4 мая 1927 года Постановления ЦИК и СНК СССР «О расширении прав Рабоче-крестьянской инспекции». В частности, Рабкрину позволялось принимать решения о наложении дисциплинарных взысканий, а также отстранении и увольнении должностных лиц за бесхозяйственность, бюрократизм и волокиту, о ликвидации излишних подразделений и представительств.
РКИ расформирован 11 февраля 1934 года.

Источник

Значение слова рабкрин

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

Примеры употребления слова рабкрин в литературе.

Необходимо было, по мысли Ленина, сделать Рабкрин орудием улучшения аппарата и образцовым учреждением, которыми он пока не является.

Между тем, по существу своему Рабкрин для этого непригоден и не может стать пригодным.

В примечательном выступлении на совещании работников Рабкрина в 1920 г.

Оно может быть достигнуто вхождением части Президиума ЦКК в коллегию Рабкрина и части Каркомрабкрина в Президиум ЦКК, а также двойными мандатами инспекторов.

Отсюда, между прочим, вытекает чрезвычайное развитие интриганства в органах Рабкрина, что давно уже вошло в пого ворку во всей стране.

Никто не позарился на нее, и в сторожке поселился работник Рабкрина Мартын Иванович Изварин с женой и сыном.

Коминтерна на должность наркома национальностей и председателя бутафорского Рабкрина, Сталин далеко не сразу стал понимать, что же происходит в завоеванной большевиками России.

ПРИМЕЧАНИЕ: Поскольку в своей инспекционной работе указанного типа ЦКК перемыкается с Рабкрином, необходимо согласование их работы.

Отсюда ясна фантастичность плана поднять государственный советский аппарат, пользуясь Рабкрином, как рычагом.

Через два дня он сказал Фотиевой, что намерен поставить вопрос о Рабкрине на партийном съезде.

Закрывать глаза на то, что в Рабкрине работают главным образом работники, потерпевшие аварию в разных областях, нельзя.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Транслитерация: rabkrin
Задом наперед читается как: ниркбар
Рабкрин состоит из 7 букв

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *