Рабкрин что это такое
Рабоче-крестьянская инспекция
Рабо́че-крестья́нская инспе́кция (Рабкри́н, РКИ) — система органов власти, занимавшаяся вопросами государственного контроля. Систему возглавлял Наро́дный комиссариа́т Рабо́че-крестья́нской инспе́кции (НК РКИ). Создан в 1920, расформирован 11 февраля 1934 года. С 1923 действовал совместно с Центральной контрольной комиссией ВКП(б) как единый советско-партийный орган, при этом нарком РКИ по совместительству возглавлял ЦКК.
Содержание
История
7 февраля 1920 года Наркомат государственного контроля был преобразован в Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции (НКРКИ, Рабкрин), руководителем которого был назначен И. В. Сталин. На этом посту он оставался до 1922 года.
Деятельность Рабкрина в первые годы после создания напоминала деятельность современной Счётной палаты. В первую очередь, контролёры Рабкрина осуществляли финансовые ревизии (в том числе, предварительные, на основании планов расходования средств).
С 1922 года Рабкрин занимается также так называемой «нормализацией» труда, тем, что впоследствии называли НОТ — научной организацией труда: контролёры и инспекторы проверяли эффективность работы бюрократии в различных ведомствах и способствовали внедрению новшеств во всех отраслях.
Сразу после создания в 1920 году Рабкрин начал интенсивно расти и развиваться. Внутри наркомата организуются топливная инспекция (август 1921), инспекция внешних сношений (февраль 1921), создаётся юридический отдел, отдел нормализации (март 1922).
30 апреля 1923 года Постановлением Президиума ЦИК Наркомом Рабоче-крестьянской инспекции был назначен В. В. Куйбышев (1923—1926; 1934—1935). Под его руководством было разработано и 12 ноября 1923 г. утверждено Положение о Народном Комиссариате РКИ ЦИК СССР.
На Всесоюзном совещании руководителей РКИ и представителей Контрольных Комиссий РКП(б), проходившем 3—4 февраля 1924 в Москве, было принято решение о постепенном слиянии партийных (ЦКК) и государственных (РКИ) контрольных органов, координации их работы на первом этапе, и в дальнейшем, объединении в одном органе.
В ноябре 1926 года руководителем Рабкрина назначен Г. К. Орджоникидзе (1926—1930). Основным изменением в работе инспекции стал переход от отраслевого сегментирования работы к территориальному. Принципиально функции Рабкрина изменились после принятия 4 мая 1927 года Постановления ЦИК и СНК СССР «О расширении прав Рабоче-крестьянской инспекции». В частности, Рабкрину позволялось принимать решения о наложении дисциплинарных взысканий, а также отстранении и увольнении должностных лиц за бесхозяйственность, бюрократизм и волокиту, о ликвидации излишних подразделений и представительств.
Ленин и Рабкрин
Название Рабкрин наиболее широко известно из работы В. И. Ленина «Как нам реорганизовать Рабкрин?», в которой остро ставился вопрос о неэффективности данного органа. Делегированные туда представители от рабочих и крестьян зачастую бывали обманутыми или подкупленными зарождающейся советской бюрократией. Рабкрин, совместно с ЦКК должен был, по мысли Ленина, стать органом, не допускающем сосредоточение власти в партии и государстве в одних руках:
Руководство
Народные комиссары рабоче-крестьянской инспекции РСФСР
Народные комиссары рабоче-крестьянской инспекции СССР
Как нам реорганизовать Рабкрин
Несомненно, что Рабкрин представляет для нас громадную трудность и что трудность эта до сих пор не решена. Я думаю, что те товарищи, которые решают ее, отрицая пользу или надобность Рабкрина, неправы. Но я не отрицаю в то же время, что вопрос о нашем госаппарате и его улучшении представляется очень трудным, далеко не решенным и в то же время чрезвычайно насущным вопросом.
Наш госаппарат, за исключением Наркоминдела, в наибольшей степени представляет из себя пережиток старого, в наименьшей степени подвергнутого сколько-нибудь серьезным изменениям. Он только слегка подкрашен сверху, а в остальных отношениях является самым типичным старым из нашего старого госаппарата. И вот, чтобы поискать способ действительно обновить его, надо обратиться, мне кажется, за опытом к нашей гражданской войне.
Как мы действовали в более опасные моменты гражданской войны?
Мы сосредоточивали лучшие наши партийные силы в Красной Армии; мы прибегали к мобилизации лучших из наших рабочих; мы обращались за поисками новых сил туда, где лежит наиболее глубокий корень нашей диктатуры.
В этом же направлении нам следует, по моему убеждению, искать источник реорганизации Рабкрина. Я предлагаю нашему XII партийному съезду принять следующий план такой реорганизации, основанный на своеобразном расширении нашей ЦКК.
Пленум ЦК нашей партии уже обнаружил свое стремление развиться в своего рода высшую партийную конференцию. Он собирается в среднем не чаще раза в два месяца, а текущую работу от имени ЦК, ведет как известно, наше Политбюро, наше Оргбюро, наш Секретариат и т.д. Я думаю, что нам следует докончить тот путь, на который мы таким образом вступили, и окончательно превратить пленумы ЦК в высшие партийные конференции, собираемые раз в два месяца при участии ЦКК. А эту ЦКК соединить на указанных ниже условиях с основной частью реорганизованного Рабкрина.
Я предлагаю съезду выбрать 75-100 (цифры все, конечно, примерные) новых членов ЦКК из рабочих и крестьян. Выбираемые должны подвергнуться такой же проверке по части партийной, как и обыкновенные члены ЦК, ибо выбираемые должны будут пользоваться всеми правами членов ЦК,
С другой стороны, Рабкрин должен быть сведен к 300-400 служащих, особо проверенных по части добросовестности и по части знания нашего госаппарата, а также выдержавших особое испытание относительно знакомства их с основами научной организации труда вообще и, в частности, труда управленческого, канцелярского и т. д.
По моему мнению, такое соединение Рабкрина с ЦКК принесет пользу обоим этим учреждениям. С одной стороны, Рабкрин получит таким путем столь высокий авторитет, что станет, по меньшей мере, не хуже нашего НКИД. С другой стороны, наш ЦК совместно с ЦКК выйдет окончательно на ту дорогу превращения в высшую партийную конференцию, на которую он, в сущности, уже встал и по которой ему следует дойти до конца для правильного, в двояком отношении, выполнения своих задач: в отношении планомерности, целесообразности, систематичности его организации и работы и в отношении связи с действительно широкими массами через посредство лучших из наших рабочих и крестьян.
Я предвижу одно возражение, исходящее либо прямо, либо косвенно из тех сфер, которые делают наш аппарат старым, т. е. от сторонников сохранения нашего аппарата в том же до невозможности, до неприличия дореволюционном виде, в каком он остается и посейчас (кстати сказать, мы теперь получили довольно редкий в истории случай устанавливать сроки, необходимые для производства коренных социальных изменений, и мы ясно видим теперь, что можно сделать в пять лет и для чего нужны гораздо большие сроки).
Возражение это состоит в том, что будто бы из предлагаемого мной преобразования получится один хаос. Члены ЦКК будут слоняться по всем учреждениям, не зная, куда, зачем и к кому им обратиться, внося повсюду дезорганизацию, отрывая служащих от их текущей работы, и т. д. и т. п.
Я уверен, что понижение числа служащих до указанной мной цифры улучшит во много раз и качество работников Рабкрина, и качество всей работы, дав в то же время возможность наркому и членам коллегии сосредоточиться всецело на организации работы и на том систематическом, неуклонном повышении ее качества, которое представляет для рабоче-крестьянской власти и для нашего советского строя такую безусловную необходимость.
С другой стороны, я думаю также, что наркому Рабкрина придется поработать над, частью, слиянием, частью, координированием тех высших институтов по организации труда (Центральный институт труда, Институт научной организации труда и т. д.), которых у нас теперь имеется в республике не менее 12. Чрезмерное однообразие и вытекающее отсюда стремление к слиянию будут вредны. Наоборот, тут надо найти разумную и целесообразную середину между слиянием всех этих учреждений воедино и правильным разграничением их при условии известной самостоятельности каждого из этих учреждений.
Нарком Рабкрина совместно с президиумом ЦКК должен будет устанавливать распределение работы ее членов с точки зрения обязанности их присутствовать на Политбюро и проверять все документы, которые так или иначе идут на его рассмотрение, либо с точки зрения обязанности их уделять свое рабочее время теоретической подготовке, изучению научной организации труда, либо с точки зрения их обязанности практически участвовать в контроле и улучшении нашего госаппарата, начиная с высших государственных учреждений и кончая низшими местными и т. д.
Я думаю также, что помимо той политической выгоды, что члены ЦК и члены ЦКК при такой реформе будут во много раз лучше осведомлены, лучше подготовлены к заседаниям Политбюро (все бумаги, относящиеся к этим заседаниям, должны быть получены всеми членами ЦК и ЦКК не позже, как за сутки до заседания Политбюро, за исключением случаев, не терпящих безусловно никакого отлагательства, каковые случаи требуют особого порядка для ознакомления членов ЦК и ЦКК и порядка решения их), к числу выигрышей придется также отнести и то, что в нашем ЦК уменьшится влияние чисто личных и случайных обстоятельств и тем самым понизится опасность раскола.
Наш ЦК сложился в группу строго централизованную и высоко авторитетную, но работа этой группы не поставлена в условия, соответствующие его авторитету. Этому помочь должна предлагаемая мною реформа, и члены ЦКК, обязанные присутствовать в известном числе на каждом заседании Политбюро, должны составить сплоченную группу, которая, «не взирая на лица», должна будет следить за тем, чтобы ничей авторитет, ни генсека, ни кого-либо из других членов ЦК, не мог помешать им сделать запрос, проверить документы и вообще добиться безусловной осведомленности и строжайшей правильности дел.
Конечно, в нашей Советской республике социальный строй основан на сотрудничестве двух классов: рабочих и крестьян, к которому теперь допущены на известных условиях и «нэпманы», т. е. буржуазия. Если возникнут серьезные классовые разногласия между этими классами, тогда раскол будет неизбежен, но в нашем социальном строе не заложены с необходимостью основания неизбежности такого раскола, и главная задача нашего ЦК и ЦКК, как и нашей партии в целом, состоит в том, чтобы внимательно следить за обстоятельствами, из которых может вытечь раскол, и предупреждать их, ибо в последнем счете судьба нашей республики будет зависеть от того, пойдет ли крестьянская масса с рабочим классом, сохраняя верность союзу с ним, или она даст «нэпманам», т. е. новой буржуазии, разъединить себя с рабочими, расколоть себя с ними. Чем яснее мы будем видеть перед собою этот двоякий исход, чем яснее будут понимать его все наши рабочие и крестьяне, тем больше шансов на то, что нам удастся избегнуть раскола, который был бы губителен для Советской республики.
23 января 1923 года.
«Правда», № 16, 25 января 1923 г. Подпись: Н. Л е н и н
Печатается по записи секретаря (машинописный экземпляр),сверенной с текстом газеты
Исходя из указаний Ленина, Центральный Комитет РКП(б) разработал тезисы о реорганизации и улучшении работы центральных учреждений партии. Пленум ЦК, состоявшийся 21-24 февраля, утвердил, с рядом поправок, тезисы и принял решение поставить организационный вопрос особым пунктом порядка дня предстоящего XII съезда партии. Тезисами предусматривалось увеличение числа членов ЦК с 27 человек, избранных на XI съезде РКП(б), до 40. Вводилось присутствие членов Президиума ЦКК па пленумах ЦК и присутствие трех постоянных представителей ЦКК из состава Президиума последней на заседаниях Политбюро. Указывалось, что на обсуждение пленумов ЦК должны ставиться все коренные вопросы. Политбюро должно представлять каждому пленуму ЦК отчет о своей деятельности за истекший период.
Февральский пленум ЦК РКП(б) признал необходимым расширение состава Центральной Контрольной Комиссии и установление тесной организационной связи между руководящими органами государственного и партийного контроля. К XII съезду РКП(б) был разработан проект резолюции съезда о реорганизации Рабкрина и ЦКК.
Против ленинского плана укрепления Центрального Комитета выступил Троцкий. Он заявил, что расширение состава ЦК якобы лишит его «необходимой oформленности и устойчивости», «грозит нанести чрезвычайный ущерб точности и правильности работ Цека». Более того, Троцкий предложил создать, в противовес Центральному Комитету, Совет партии из членов и кандидатов в члены ЦК, членов ЦКК и двух-трех десятков представителей от областей и мест, который бы также выбирался съездом партии, давал директивы ЦК и проверял его работу. Центральный Комитет решительно отверг возражения Троцкого против расширения состава ЦК, его идею создания в партии, по сути дела, «двоецентрия», в корне противоречащую ленинским нормам партийной жизни.
Рабкрин
Рабо́че-крестья́нская инспе́кция (Рабкри́н, РКИ) — система органов власти, занимавшаяся вопросами государственного контроля. Систему возглавлял Наро́дный комиссариа́т Рабо́че-крестья́ской инспе́кции (НК РКИ). Создан в 1920, расформирован 11 февраля 1934 года. С 1923 действовал совместно с Центральной контрольной комиссией ВКП(б) как единый советско-партийный орган, при этом нарком РКИ по совместительству возглавлял ЦКК.
7 февраля 1920 года Наркомат государственного контроля был преобразован в Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции (НКРКИ, Рабкрин), руководителем которого был назначен И. В. Сталин. На этом посту он оставался до 1922 года.
Деятельность Рабкрина в первые годы после создания напоминала деятельность современной Счётной палаты. В первую очередь, контролёры Рабкрина осуществляли финансовые ревизии (в том числе, предварительные, на основании планов расходования средств).
С 1922 года Рабкрин занимается также так называемой «нормализацией» труда, тем, что впоследствии называли НОТ — научной организацией труда: контролёры и инспекторы проверяли эффективность работы бюрократии в различных ведомствах и способствовали внедрению новшеств во всех отраслях.
Сразу после создания в 1920 году Рабкрин начал интенсивно расти и развиваться. Внутри наркомата организуются топливная инспекция (август 1921), инспекция внешних сношений (февраль 1921), создаётся юридический отдел, отдел нормализации (март 1922).
30 апреля 1923 года Постановлением Президиума ЦИК Наркомом Рабоче-крестьянской инспекции был назначен В. В. Куйбышев (1923—1926; 1934—1935). по его руководством было разработано и 12 ноября 1923 г. утверждено Положение о Народном Комиссариате РКИ ЦИК СССР.
На Всесоюзном совещании руководителей РКИ и представителей Контрольных Комиссий РКП(б), проходившем 3—4 февраля 1924 в Москве было принято решение о постепенном слиянии партийных (ЦКК) и государственных (РКИ) контрольных органов, координации их работы на первом этапе, и в дальнейшем, объединении в одном органе.
В ноябре 1926 года руководителем Рабкрина назначен Г. К. Орджоникидзе (1926—1930). Основным изменением в работе инспекции стал переход от отраслевого сегментирования работы к территориальному. Принципиально функции Рабкрина изменились после принятия 4 мая 1927 года Постановления ЦИК и СНК СССР «О расширении прав Рабоче-крестьянской инспекции». В частности, Рабкрину позволялось принимать рещения о наложении дисциплинарных взысканий, а также отстранении и увольнении должностных лиц за бесхозяйственность, бюрократизм и волокиту, о ликвидации излишних подразделений и представительств.
Содержание
Ленин и Рабкрин
Название Рабкрин наиболее широко известно из работы В. И. Ленина «Как нам реорганизовать Рабкрин?», в которой остро ставились вопрос о неэффективности данного органа. Делегированные туда преставители от рабочих и крестьян зачастую бывали обманутыми или подкупленными зарождающейся советской бюрократией. Рабкрин, совместно с ЦКК должен был, по мысли Ленина, стать органом, не допускающем сосредоточение власти в партии и государстве в одних руках:
Руководство
Народные комиссары рабоче-крестьянской инспекции СССР
Рабкрин что это такое
Рабоче-Крестьянская Инспекция (РКИ)
В 1919 году было организовано «Бюро Жалоб». Оно принимало заявления на непорядки в соваппарате и на неправильные действия отдельных должностных лиц.
Со времени реорганизации РКИ в 1923 г., когда основной задачей РКИ стало улучшение госаппарата и борьба с бюрократизмом, изменились и задачи «Бюро Жалоб». Бюро отказалось от приема жалоб частно-правового характера, т. е. жалоб на нарушение интересов самого жалобщика, а сосредоточила все свое внимание на приеме жалоб, указывающих на непорядки в госаппарате, на бюрократизм, волокиту, на пренебрежительное отношение к трудящимся и на нарушение их прав. С этого времени Бюро Жалоб стало подсобным органом РКИ в повседневной борьбе с бюрократизмом и волокитой. Кроме ведения расследований по подаваемым заявлениям, Бюро Жалоб ведет также расследования по заметкам рабселькоров.
Из прошедших через Бюро Жалоб можно видеть, что бюрократизм и волокита, главным образом, имеют место в органах соцстраха и собеса, в судебно-следственных и земельных органах пренебрежительное отношение к трудящимся и нарушение их прав более всего имеет место в хозорганах.
Закончив краткий обзор развития Рабоче-Крестьянской инспекции в губернии, необходимо сказать о задачах, которые стоят перед РКИ на предстоящий период.
Эти задачи для губ. РКИ определены августовским пленумом ЦК и ЦКК и сентябрьским пленумом губ. КК и сводятся к продолжению упорной работы по улучшению и удешевлению госаппарата, его рационализации и изжитию из него бюрократизма и волокиты; к поверке проведения гос.-хозяйственными органами и кооперацией распоряжений правительства об уменьшении непроизводительных расходов, снижении 20 проц. административно-управленческих расходов, режиме экономии, снижении розничных цен на промтовары, снижении себестоимости продукции промпредприятий и повышении качества изделий.
В области совстроительства перед РКИ стоит задача поверки проведения директив партии и правительства об оживлении работы советов и практическое проведение постановления правительства о расширении прав низовых органов.
В области сельского хозяйства стоят задачи поверки результатов использования фондов бедноты и арендных взаимоотношений.
Кроме этих задач, перед РКИ стоит по-прежнему задача привлечения к своей работе трудящихся, а в связи с этим расширение существующих и изыскание новых форм привлечения, обеспечивающих более активное их участие в работе РКИ.
По линии Бюро Жалоб перед РКИ стоит задача большего расширения его работы и ускорения разрешения жалоб, приближения его к трудящимся и обеспечение их более активного участия в работе Бюро.
Победить эти болезни (бюрократизм — Ред.) можно только объединением трудящихся, чтобы они умели не только приветствовать декреты рабоче-крестьянской инспекции, — мало разве у нас декретов, которые приветствуются, — но чтобы они умели через рабоче-крестьянскую инспекцию осуществлять свое право
ЛЕНИН.
Т. XVIII, ч. I, стр. 122 — 123.
В ноябре 1926 года руководителем Рабкрина (РКИ) назначен Г.К. Орджоникидзе (1926—1930). Основным изменением в работе инспекции стал переход от отраслевого сегментирования работы к территориальному. Принципиально функции Рабкрина изменились после принятия 4 мая 1927 года Постановления ЦИК и СНК СССР «О расширении прав Рабоче-крестьянской инспекции». В частности, Рабкрину позволялось принимать решения о наложении дисциплинарных взысканий, а также отстранении и увольнении должностных лиц за бесхозяйственность, бюрократизм и волокиту, о ликвидации излишних подразделений и представительств.
РКИ расформирован 11 февраля 1934 года.
Значение слова рабкрин
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
Примеры употребления слова рабкрин в литературе.
Необходимо было, по мысли Ленина, сделать Рабкрин орудием улучшения аппарата и образцовым учреждением, которыми он пока не является.
Между тем, по существу своему Рабкрин для этого непригоден и не может стать пригодным.
В примечательном выступлении на совещании работников Рабкрина в 1920 г.
Оно может быть достигнуто вхождением части Президиума ЦКК в коллегию Рабкрина и части Каркомрабкрина в Президиум ЦКК, а также двойными мандатами инспекторов.
Отсюда, между прочим, вытекает чрезвычайное развитие интриганства в органах Рабкрина, что давно уже вошло в пого ворку во всей стране.
Никто не позарился на нее, и в сторожке поселился работник Рабкрина Мартын Иванович Изварин с женой и сыном.
Коминтерна на должность наркома национальностей и председателя бутафорского Рабкрина, Сталин далеко не сразу стал понимать, что же происходит в завоеванной большевиками России.
ПРИМЕЧАНИЕ: Поскольку в своей инспекционной работе указанного типа ЦКК перемыкается с Рабкрином, необходимо согласование их работы.
Отсюда ясна фантастичность плана поднять государственный советский аппарат, пользуясь Рабкрином, как рычагом.
Через два дня он сказал Фотиевой, что намерен поставить вопрос о Рабкрине на партийном съезде.
Закрывать глаза на то, что в Рабкрине работают главным образом работники, потерпевшие аварию в разных областях, нельзя.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Транслитерация: rabkrin
Задом наперед читается как: ниркбар
Рабкрин состоит из 7 букв