Работа с фондом в библиотеке что включает
Работа с библиотечным фондом
Работа с библиотечным фондом
Формирование фонда библиотеки традиционными и нетрадиционными
носителями информации в соответствии с образовательной
программой школы В т. г.
Оформление подписки на периодические издания, контроль
Приём, систематизация, техническая обработка и регистрация
поступлений в учётных документах /УК, КС У, КСУУч./ в т. г.
Отбор на списание ветхих, устаревших и неиспользуемых
Оформление актов на выбытие документов из фонда библиотеки
-материалы временного хранения /тетради, прописи ноябрь
-по ветхости; по утере читателями декабрь
— по устарелости март
Проверка расстановки фонда в соответствии с ББК ежедневно
Работа по сохранности фонда
— контроль за своевременным возвратом в библиотеку
выданных документов ежедневно
— извещения задолжникам, напоминания декабрь
-организация работы по ремонту книг июнь
Работа с фондом учебников
Составление совместно с завучем заказа на учебники с учётом
Приём и техническая обработка поступивших учебников :
Оформление накладных, запись в КСУ, штемпелевание, по мере
оформление карточек поступления
Оформление отчётных документов /анализ
использования учебников, % обеспеченности уч-ся учебниками 1 /Х
Сбор учебников. Расстановка по классам май, июнь
Подготовка комплектов по классам ; выдача учебников август
Списание учебников с учётом ветхости и смены
-по устарелости март
-по причине утери читателями ноябрь
Работа по сохранности учебников
Напоминания задолжникам сентябрь
Редактирование картотеки учебников март
Проведение рейдов по проверке учебников октябрь
Ведение, редакция СБА в т. г
Проведение библиотечно-библиогрфических уроков 1-4 классов октябрь-
Библиотечно – библиографические уроки для 1-4-х классов:
1. Первое посещение библиотеки. Экскурсия.
2. Структура книги. Иллюстраторы детских книг. /2 « А»/. 2четверть
3. Справочная литература. / 3 «А», 3 Б» /. 3четверть
4. Библиотечная карточка / 4 «Б»/. 1четверть
5. Справочный аппарат библиотеки. Каталоги. / 4 « А», 4 « Б» /. 4 четверть
Информирование о поступлении новых изданий в т. г.
Подбор материалов в помощь проведению предметных недель
и общешкольных мероприятий. в т. г.
Подбор литературы для учащихся для подготовки докладов,
рефератов, сочинений. в т. г.
Работа по самообразованию/ изучать опыт работы библиотек с
Внедрять интересные мероприятия в практику работы.
Расписывать интересные сценарии мероприятий в картотеку.
Раскрытие библиотечного фонда как способ популяризации книги и чтения
Описание презентации по отдельным слайдам:
Библиотечная мастерская «Раскрытие библиотечного фонда как способ популяризации книги и чтения». Библиотечные подсказки
Если хотите придумать отличные идеи, знайте: лучшие из них вы можете позаимствовать. Томас Эдисон
Цели и задачи мастер-класса Передать способы работы, позволяющие: 1. Широко использовать маркетинг в работе библиотеки. 2. Познакомить с новыми идеями по созданию книжных выставок 3. Трансформировать мероприятие в различные формы 4. Более продуктивно использовать некоторые аспекты театрального творчества 5. Познакомить с некоторыми методиками составления кроссенса 6. Познакомить с некоторыми методиками составления и изготовления библиотечных игрушек 7. Раскрыть понятия новых слов-понятий, использующихся в работе библиотеки ( чиллаут, шелфтокер, штендер, мобайл, воблер,джумби, шэдо-бокс,лэтбук, библиобокс)
Маркетинг — управленческая концепция, обеспечивающая рыночную ориентацию в производстве и сбыте продуктов и услуг
Закладки Булл-марк – красочная книжная закладка (пр.: «Что читать дальше?»), вкладываемая в книгу или журнал библиотечными, издательскими работниками, книгораспространителями и используемая как рекламный носитель.
« Одежда из прочитанного. А насколько одеты Вы?» Италия
Школьники, вот вам список трудновыполнимых правил! Запоминайте! И не говорите потом, что вас никто Не предупреждал
Интересные объявления «Одинокая книга желает познакомиться. Я интересная, верная, понимающая. Мечтаю о достойном друге. Думаю, нам есть, о чем поговорить». «Книга ищет друга. Интересы и увлечения достаточно разнообразны: математика и астрономия, биология и техника, шахматы и цветоводство, музыка и поэзия, детективы и фантастика. Живу в библиотеке. Люблю ходить в гости». «Тысячи одиноких сердец ждут вторую половинку на книжных полках нашей библиотеки. Если ты мечтаешь о любви, приходи к нам. Мы поможем выбрать того, кто тебе подходит, и предоставим комфортные места для более близкого знакомства». Несколько способов для привлечения в библиотеку Привлечь читателей в библиотеку можно разными способами. Один из них – разместить интересные объявления. Например, такие:
Объявления в библиотеке
Без рекламы произойдёт самое ужасное – не произойдёт ничего. Том Бискарди Читаем и насыщаемся. Чтение часто связывают с едой — пища духовная. Также часто и с лекарствами — книга излечит, поможет, избавит. Чудо — Доктор Айболит одним словом. А чудо, потому что поможет при глупости и отсутствии мыслей. Чтобы не превратиться в нечто, вырваться из лап рутины и бездействия, многим не хватает собственной силы воли, требуется толчок и мотивация. Самым доступным способом завести себя, особенно после прихода в нашу жизнь интернета, является книга. Достаем каждый до своей звездочки, стремимся к своей цели, МЕЧТАЕМ и ДЕЛАЕМ, а книга станет верным помощником. Читайте книги, и вы откроете океаны знаний! Читать книги так же захватывающе, как и рубиться в игры
Иинформация о товаре (книгах) размещается на: штендерах (раскладушка, ставиться на пол), мобайлах (типа указателя на картоне для потолка), воблерах (на гибкой ножке), джумби (увеличенная копия товара). Мобиль – вращающиеся рекламные конструкции
Шелфтокер (говорящая полка)
Оригинальные закладки на книжных полках.
Воблеры (наживка, приманка)
Российский иллюстратор Роман Папсуев решил пофантазировать, как бы выглядели герои русских сказок и былин в стиле фэнтези. Чтобы правильно изобразить персонажей, он внимательно изучил первоисточники и справочную литературу. В итоге изображения получились оригинальными и непохожими на интерпретации других художников. «Это сказки, попавшие в мир игр. Моя цель – не перечеркнуть наше великое наследие, а лишь попытаться взглянуть на него с другой точки зрения».
Инфографика в работе библиотек
Известные люди в образах писателей
В детских и школьных библиотеках это разделитель-маркер. Его задача – притягивать внимание к области знания, теме, жанру или конкретному лицу – чаще всего видному писателю или ученому, о которых в библиотеке имеется немало книг. Поэтому разделители здесь могут быть цветные (о выборе цвета см. выше) или с крупными рисунками, портретами, фотографиями и пр. Иногда ребята под руководством преподавателя изобразительного искусства или технологий помогают библиотекарю сделать их объемными. Тогда они принимают форму домика, животного, героя сказки. И хотя такие разделители, порой сотворенные из ватмана, недолговечны, но рекламно-информационную задачу свою выполняют.
Фигурки человека и смайлики, которыми можно оценивают книгу
Опрос «Настроение» Необычно и нетрадиционно подошли работники отдела обслуживания ЦРБ к проведению этого опроса. В фойе библиотеки была выставлена изящная женская фигура (манекен), олицетворяющая образ библиотекаря с женской сумочкой в руках. В течение дня читатели, выходя из библиотеки, клали в эту сумочку специально изготовленные жетоны-смайлики. Жетоны показывали, с каким настроением сегодня уходит читатель: если он взял на кафедре выдачи смайлик с веселой рожицей, то с хорошим, если с грустной — значит, в этот раз он ушел не совсем довольный. Надо сказать, что из более 200 смайликов, только 5 оказались с грустной рожицей. Женская фигура привлекала внимание посетителей, вызывала улыбку, иногда и желание сфотографироваться рядом с ней.
Выставка-сюрприз, выставка- лотерея «Кот в мешке»
Стремянка для книг
Окна «Зима? Снег? Вам холодно? А ты заходи и читай!
Посетители могут оставить «чаевые» на блюдце – свои пожелания и отзывы
Хочу ли я перелестнуть страницу. Тест 99». Оформляем выставку из книг. Распечатываем закладки с информацией о феномене 99-й страницы и вкладываем их в новинки на 99 странице. На выставке помещаем плакат с пояснениями: «Почти сто лет назад английский писатель и критик Форд Мэдокс Форд придумал тест для проверки качества написанного текста. Он очень прост: читаете 99-ую страницу любого произведения и спрашиваете себя: “Хочу ли я перелистнуть страницу?”. И если ответ положительный, эту книгу стоит прочитать».
Инстоляции скульптуры Удивительные книжные скульптуры
Лэпбук «Путешествие в страну Читландию» Елена Орлова
Библио-мотивация «Кролики – это не только ценный мех…» Необычная мотивация направлена одновременно на поддержку чтения, продвижения книг о природе и улучшения навыков чтения у детей. Рядом с клеткой кролика сделать небольшую выставку книг и журналов, а также письмо, адресованное читателям: «Ребята, я очень люблю, когда мне читают вслух мои любимые книги! Почитайте мне, пожалуйста! А я навострю ушки, буду сидеть тихо-тихо и слушать очень внимательно!» Можно провести фотосессию вместе с кроликом. Так что кролики – это не только ценный мех, но и способ привлечения новых читателей в библиотеку и продвижения чтения!
Литературный (библиотечный) аквариум Читателю надо выловить рыбку с названием книги из волшебного литературного аквариума, прочитать ее и рассказать о ней так, чтобы заинтересовать других. Юному «рыбаку» нужно представить творческую работу, демонстрирующую рекламу этой книги. Это могут быть электронные презентации, видеоролики или проекты в бумажном варианте.
Представь свою библиотеку, как супермаркет Касса
ь Выставка забытых вещей Приготовьте для своих читателей интересные локации и неожиданные сюрпризы Литературные вкусности Вook – фреш Фримаркет Безпроиграшная лотерея праздничные скидки «Вook – café»
Рождественский book-шоп «Новинки сезона», « Без ГМО», «Модная коллекция», «Книга свежего настроения», «Скидки 50%», «Неповторный вкус», «Проверено временем», «Два в одном», «Высокое качество», «Винтаж», «Выгодная цена», «Бесплатная дегустация», «Аномальная зона», «Хит сезона», «Длительный срок использования».
Пушкин Александр Сергеевич
Очень серьёзные наработки по творчеству известного писателя Альберта Лиханова.
Необычная форма рекомендательного чтения: КНИЖНОЕ ИСПЫТАНИЕ. Я, Елена, беру на себя обязательства в 2017 году прочитать: 1. книга, опубликованная в этом году 2. книга, которую прочитаю за день 3. книга, которую я давно собираюсь прочитать 4. книга, о которой узнал(а) из какого-нибудь книжного обзора 5. книга, которую должен(а) был(а) прочесть в школе, но не прочёл(а) 6. книга, которую порекомендовал библиотекарь 7. книга, которой исполнилось 100 лет 8. книга, которую я не дочитал в прошлом году 9. книга, которая у меня так давно стоит на полке, что я забыл о ее существовании 10. книга, которая меня пугает 11. книга, которую я давно хотел перечитать 12. книга — лауреат какой-нибудь премии 13. книга, по которой снят фильм 14. книга на иностранном языке 15. книга, которую я давно читал, и она мне не понравилась 16. книга, в названии которой есть цифры 17. книга о путешествиях по Беларуси 18. книга — биография 19. книга, действие которой происходит в замке 20. книга, которую я выбрал(а) по обложке
21. книга, которую я выбрал(а) по названию 22. книга, выпавшая по «гаданиям» (вытащи номерок от 1 до 10) 23. книга, где много фотографий природы 24. книга детского писателя 25. книга в синей обложке 26. книга, в названии которой есть имя собственное 27. книга белорусского поэта 28. книга на белорусском языке 29. книга об актёрах 30. исторический роман 31. книга, действие которой происходит в маленьком городке 32. книга с автографом автора 33. книга в форме дневника 34. книга с неожиданным началом 35. любимая книга моего друга 36. книга о жизненных испытаниях во время войны 37. книга о фантастических приключениях 38. роман в стихах 39. книга, в названии которой четыре слова 40. книга о животных
Составление читательского гена ребёнка Мама Папа Сказки Путешествия Приключения Фантастика, фэнтези Легенды мифы, история Я Автор идеи: А.Б.Ракша, заведующий отделом эстетического воспитания ХОБД
«Читательское детективное агентство» Библиографическая игра-поиск для детей 8-10 лет. Автор идеи — Яровая С.А., заведующий филиалом Голопристанской РБ, библиотекарь абонемента для дошкольников и учеников 1-5 классов
Публикации сотрудников РГБМ
Библиотечный фонд по просьбам читателей
Издание: Справочник руководителя учреждения культуры. — 2016. — №4. — С. 68-76.
Ирина Борисовна МИХНОВА,
директор Российской государственной библиотеки для молодежи, вице-президент Российской библиотечной ассоциации, канд. пед. наук
Существуют по меньшей мере три объективные характеристики библиотек, которые определяют их значимость для общества в целом и отдельной личности в частности. Библиотека это:
А базовыми источниками знаний и информации являются библиотечные ресурсы, основу которых составляет печатный фонд.
Ежедневная посещаемость РГБМ с начала модернизации (2007 год) выросла с 80 до 800 человек (без учета участников мероприятий)
Модернизация библиотечных залов
Казалось бы, какие здесь могут быть проблемы у библиотеки с формированием печатного фонда кроме недостаточного финансирования и ограничений, накладываемых на них, в частности, федеральными законами № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок. », № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», «Федеральным списком экстремистских материалов» и др. Однако существует проблема, из-за которой состав печатного фонда библиотеки не всегда соответствует потребностям и ожиданиям ее целевых пользователей, что, естественно, отражается на читательском спросе.
Как правило, формированием печатного фонда в общедоступных библиотеках занимаются специалисты отделов комплектования, которые знают текущий его состав, разбираются в печатных источниках информации о книгах, обладают широкой эрудицией. Слабое место в такой системе то, что комплектаторы отделены от читателей. Рядом с читателями находятся специалисты залов обслуживания.
С учетом этого мы предлагаем несколько иную схему формирования фонда, успешно зарекомендовавшую себя в РГБМ. Главными «действующими лицами» ее являются библиотекари и библиографы залов обслуживания. Чтобы добиться этого, мы объединили отделы комплектования и обработки в отдел фондов и каталогов и придали ему функции координатора комплектования.
Анализом книжного рынка и составлением списков литературы для закупок занимаются специалисты залов обслуживания. Они проходят специальную подготовку и выступают экспертами по закрепленному за ними разделу фонда. Помимо традиционного учета читательских отказов, они просматривают каталоги издательств, мониторят молодежные социальные сети, анализируют книготорговые рейтинги, посещают книжные магазины. В этот анализ они вовлекают молодых сотрудников и волонтеров, которые фактически отражают потребности и предпочтения целевой аудитории, а также, безусловно, обращаются за рекомендациями к самим пользователям.
Для этого на флипчартах (офисных мольбертах) раз в две недели выставляются и вывешиваются вопросы, на которые молодежь с удовольствием отвечает («Давайте вместе сформируем Золотую сотню книг. », «Какие книги Вы искали, но не нашли в библиотеке?» и т. п.), а библиотекари потом анализируют и учитывают.
Отдел фондов и каталогов сводит заказы воедино и выставляет их на конкурсные торги. Популярные «книжные новинки» (как правило, художественная литература) специалисты залов обслуживания сами закупают в магазинах на основе договоров. Эти издания обрабатываются в первую очередь. Поэтому меньше чем через месяц после выхода в свет популярные книги оказываются доступны читателям.
При такой системе постепенно состав фонда в залах становится более качественным и актуальным, что может привести к изменению состава читателей. В РГБМ за последние годы старшеклассников и пожилых людей, которые до введения этой системы были основными посетителями библиотеки, постепенно сменили студенты и люди молодого и среднего возраста.
Применительно к возможностям централизованных библиотечных систем предлагаю «корпоративную» схему, которую мы использовали, работая в начале 2000-х в ЦБС «Киевская» (Москва). Тогда на базе каждого филиала работали те или иные специализированные службы и был сформирован отдел фондов и каталогов, обладающий функциями координатора комплектования. Составление списков для базовых закупок литературы осуществляли по очереди заведующие библиотеками-филиалами (взрослым и детским). Руководители же их специализированных служб формировали комплекты, например, из 20 отраслевых изданий в свою службу и по одинаковому комплекту из 5 книг в универсальные фонды других филиалов. Таким образом, у каждой библиотеки ЦБС формировался хороший, сходный с другими, универсальный фонд и качественная специальная коллекция. Ежемесячно специалисты служб делали для своих коллег из других библиотек обзоры новых поступлений по своим направлениям.
Формирование библиотечных коллекций
Другой важный аспект формирование специальных библиотечных коллекций, соответствующих актуальным потребностям читателей либо возрождающих ранее существовавший интерес к ним. В каждой библиотеке эти коллекции разные.
Нужно найти способы актуализировать старые коллекции и найти место в структуре библиотечного обслуживания новым, спрос на которые только формируется. И очень важно сегодня заинтересовать ими посетителей. Существенную роль в этом сыграет выделение и размещение этих коллекций в специально отведенных залах и местах.
В РГБМ с советских времен существовали виды изданий, сегодня относящиеся к категориям раритетов. Это редкие книги XVIII начала XX вв., почтовые марки, диапозитивы, диафильмы, экслибрисы, появившиеся здесь в 6080-х гг. прошлого века. Все это к 2007 году находилось в подсобных фондах.
Коллекции по просьбам читателей
В фонде РГБМ выделены коллекции новых и ретро изданий с учетом состава фонда и читательских предпочтений:
Затем издания были собраны в зал редкой книги. Здесь раритеты не стоят в витринах за стеклом. Доступ к ним открыт для читателей за исключением особо ценных экземпляров. Молодые люди равнодушны ко всему, на что можно только посмотреть, им интересно дотронуться до старинного издания, «прочувствовать» его. А задача специалиста зала представить каждый экземпляр с позиций истории книги и книгопечатания. Что касается диафильмов и слайдов (30 тыс. ед.), то они закреплены за лабораторией мультимедийного творчества МедиаLАВ, поскольку для их воспроизведения требуется старая аппаратура. А почтовые марки, тематические коллекции почтовых марок размещены в отраслевых залах обслуживания.
Комиксы и рисованные истории это новые виды печатных изданий, о которых еще несколько лет назад никто из библиотекарей взрослых и молодежных библиотек не знал. РГБМ стала формировать этот фонд (на сегодня 4 тыс.) в 2010 г., когда в ее структуре появился Центр комиксов и визуальной культуры. В настоящее время многие библиотеки формируют коллекции комиксов.
Чуть раньше в РГБМ появились настольные игры, но тогда молодежь больше увлекалась компьютерными играми и спрос на них был невелик. Сейчас же к настольным интеллектуальным играм проявляют интерес и молодые, и взрослые. Во многих библиотеках появляются целые пространства игротеки. В РГБМ они наряду со свежими газетами и книгами «в подарок» размещены в читательском кафе, но с играми можно выходить и за его пределы.
Настольные игры сегодня учитываются как часть библиотечного фонда.
Функции сотрудников зала обслуживания
Самостоятельное формирование фонда зала, работа со специальными коллекциями не возможны без изменения функций работающих здесь специалистов.
Современные читатели настроены на комплексное обслуживание и хотят получить все информационно-библиотечные услуги в одном месте. Это значит, что библиографы должны быть приближены к читателям и им лучше находиться в залах обслуживания.
Возможно, кто-то сочтет целесообразным последовать нашему примеру: вывести из структуры библиотеки справочно-библиографический отдел и ввести библиографов в залы обслуживания. Поскольку библиотекари и библиографы обладают разными профессиональными знаниями и навыками, задача администрации предоставить им возможность пройти дополнительное обучение, овладеть навыками сложного, многоаспектного поиска информации.
Сотрудники РГБМ ежегодно сдают своего рода небольшой «экзамен» на умение искать ответы на читательские запросы:
Идея ведения справочно-библиографического и информационного обслуживания в залах обслуживания особенно хорошо проявляет себя при наличии RFID и иных информационных технологий. Станции самообслуживания и книговозврата, электронные киоски с библиотечными каталогами, копировальные аппараты освобождают специалистов от рутинных операций. При наличии их сотрудники залов для посетителей в большей степени консультанты, просветители, организаторы чтения. Такой действительно интеллектуальный функционал сотрудников залов обслуживания привлекает молодежь (например, в зале художественной литературы и искусства РГБМ работают два аспиранта-филолога).
Разделение обслуживания на абонемент и читальный зал было присуще абсолютному большинству общедоступных библиотек в советское время. Любыми способами ограничивался свободный доступ к фондам: книжные магазины пусты, издания дорогие, хищения книг читателями и невозвраты довольно часты. Хорошую, актуальную, популярную литературу можно было читать только в читальном зале. Дублетные экземпляры книг, причем не самого лучшего качества и часто непрофильных, поступали на абонемент.
Опыт объединения читального зала и абонемента оправдал себя еще в 1993 г. Тогда по заказу управления культуры наша группа приступила к созданию Центра социальной и деловой информации на базе центральной библиотеки ЦБС «Киевская». И элементарная нехватка помещений заставила собрать весь фонд в одном универсальном зале, а в другом сделать специализированную службу.
Есть разные подходы к размещению печатных, электронных, мультимедийных ресурсов в пространстве библиотеки. Очень часто под конкретные виды ресурсов выделяются отдельные помещения (мультимедийный зал, зал электронных ресурсов, нотно-музыкальный отдел, игротека и др.).
Наш опыт свидетельствует: чем разнообразнее ресурсы, представленные в зале, тем больше у людей возможности выбрать тот или иной носитель или формат издания. Например, многие классические и некоторые современные художественные произведения существуют в виде печатных и электронных книг, в журнальных версиях, есть их записи в авторском исполнении на виниле или в формате аудиокниги, есть экранизации, диафильмы, музыкальные версии и даже комиксы, сделанные по мотивам произведения.
Распределение фондов в РГБМ
В Библиотеке для молодежи это просматривается в зале художественной литературы и искусства: здесь есть все перечисленное выше, включая технические устройства для чтения, прослушивания, просмотра, музицирования и т. д. Понятно, что у большинства небольших библиотек нет такого разнообразия ресурсов и технических устройств. Но здесь важны идеи комплексности (один ресурс поддерживает и провоцирует обращение к другому) и взаимозаменяемости (нет произведения на одном носителе, предлагаем на другом).
Организация фонда в пределах одного зала
Какие условия при организации фонда в пределах того или иного зала желательно учитывать, чтобы обеспечить его открытость и доступность группам читателей с разными потребностями?
Условие 1. Размещение изданий в зависимости от их ценности и уровня читательского спроса
Условие 2. Расположение особо важных и актуальных коллекций на линии движения читателей
Еще с советских времен состав фонда зала литературы на иностранных языках был ориентирован на тех, кто обучался иностранным языкам. Поэтому здесь, кроме зарубежной классики, и сейчас находятся в основном справочники, словари, разговорники, учебники, пособия. Сегодня жизнь изменилась: для молодежи, в частности, чтение на иностранных языках стало естественным. И она хочет видеть в библиотеке разные книги, в т. ч. современные, о жизни своих сверстников за рубежом.
В РГБМ уже несколько лет реализуется международный проект «Воок Patchwork» (в переводе с английского книжное «одеяло из лоскутов»), в рамках которого идет прямой книгообмен молодежной литературой с зарубежными библиотеками. В настоящее время коллекция представлена комплектами книг из 13 стран. И расставлены они на полках по странам, а не по языкам. Коллекция пользуется большим спросом: здесь представлены только книжные новинки, которые интересны зарубежной молодежи. И логично, что эта коллекция выдвинута на «передний план» находится на пути следования читателей из одного зала в другой.
Условие 3. Регулярная ротация фонда в открытом доступе
Речь идет о необходимости регулярного, непрерывного обновления состава фонда в залах обслуживания. Это:
Условие 4. Открытость и доступность ресурсов для читателей с разными потребностями
Рис. 1. Стандарты организации помещения в специализированном читальном отделении в городской библиотеке
Рис. 2. Библиотечное оборудование для инвалидов. А рабочий стол; Б зона расположения стеллажей для книг; В секции стеллажей, общий вид
Как сказано выше, до недавнего времени в российских библиотеках существовала практика: самое ценное и новое размещать либо в читальном зале, либо в подсобке абонемента, в открытом доступе ветхое, неактуальное и малоинтересное. Сейчас полностью или частично открытые фонды мы видим во многих библиотеках.
Практика показывает, что для людей с проблемами передвижения оптимальная высота стеллажей от трех до пяти полок. Расстояние между стеллажами должно быть не менее метра (см. рис. 1 и 2.).
Условие 5. Расстановка фондов в зале интуитивно понятная читателю
При расстановке фонда важно разумное сочетание жанрово-тематического и стандартного (в соответствии с библиотечной классификацией как правило, ББК) принципа. Первый принцип расстановки давно и хорошо работает в отношении художественной литературы. Достаточно просто его реализовать в зале литературы по общественным и гуманитарным наукам. В части естественных и технических наук лучше комбинировать принцип расстановки по ББК (который является инструментом поиска для библиотекаря) с жанрово-тематическим. В РГБМ, например, в центре такого зала на низких стеллажах названия разделов сформулированы на языке, понятном пользователям (типа: техносфера, органическая химия, анатомия человека, туризм/путешествия, занимательно о науке и технике, рыбы и птицы, мода и т. п.).
Еще раз подчеркнем: в условиях открытого доступа человек должен иметь возможность сам интуитивно догадаться, где может стоять нужная ему книга. А для этого названия рубрик и разделов на стеллажах должны быть просты и понятны.
Оптимальные условия для работы пользователей с печатными изданиями
Предлагаем три совета, следование которым сформирует у посетителей позитивное отношение людей к библиотеке как к месту, где учитывают их права, особенности, возможности.
СОВЕТ ПЕРВЫЙ Подавляющую часть фонда выдавать на дом
К этому библиотеки приходят, когда объединяют фонды читального зала и абонемента. Вето, как правило, накладывается только на справочно-энциклопедические, редкие, особо ценные книги в единственном экземпляре. При этом возникает проблема: как выделить в общем фонде книги, которые нельзя брать на дом. Мы делали всегда это достаточно просто: приклеивали на корешок книги яркий ярлычок (например, использовали красный кружок на клеевой основе) и подстраховывали его соответствующим штампом зала на первой странице книги.
СОВЕТ ВТОРОЙ Не брать залог на книги, которые выдаются на дом
Согласитесь, потерю редких книг не компенсируют никакие залоги. Ведь под залог выдавали обычно книги повышенного спроса. Корни этой практики уходят в начало 90-х. Купить книгу было сложно, а у библиотек денег на комплектование было так мало, что за каждой книжной новинкой выстраивались очереди. Библиотека вынуждена была вступить в рынок, где оперировали денежными залогами как способом получить дополнительные гарантии возврата того, что передано во временное пользование.
С появлением электронных версий книг ситуация в корне изменилась. И кроме того, надо учитывать, что денежный залог это всегда неравенство финансовых возможностей каждого отдельного пользователя в доступе к знаниям, информации. А этого допускать нельзя.
СОВЕТ ТРЕТИЙ Создавать для читателей специальные пространства для работы с печатными изданиями
При обустройстве территории библиотеки следует учитывать интересы и тех, кто пришел, чтобы подготовиться к занятиям, и тех, кто хочет просто отдохнуть за чтением хорошей книги.
В первом случае рабочие места должны быть приближены к фонду (возможно, размещены между стеллажами), столы оснащены розетками для подключения персональных электронных устройств. Но чтобы не забивать помещения стационарными столами со стульями, можно использовать складные стулья и мобильные столики. Главное же требование для таких «деловых» зон тишина.
Иное дело свободное чтение, чтение для души. Места, предназначенные для этого, могут быть не только в залах обслуживания, но и на всем пространстве библиотеки, включая приспособленные для этого подоконники. Сегодня есть малозатратные способы сделать места чтения комфортными для людей.
Из арсенала РГБМ для комфортного чтения:
Замечено: тот, кто читает книгу для удовольствия, как правило, не жаждет делать это в обществе себе подобных, а стремится найти уголок, своеобразное «личное пространство». А молодежь, наоборот, ищет в библиотеке общения и соответствующего места. Постарайтесь это учесть.
В заключение подчеркну: библиотека это единственное из всех социокультурных учреждений, которое способно предоставлять человеку систематизированные универсальные знания и информацию, общение и самореализацию на основе этих знаний. Причем, как правило, на безвозмездной основе. И это нас ко многому обязывает.