Расскажи что ты знаешь об алфавитном и тематическом каталоге библиотеки
Библиотечный урок по теме «Каталоги и картотеки»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Библиотечный урок «Выбор книг в библиотеке. Каталоги и картотеки»
Время проведения: 1урок
познакомить учащихся с каталогами и картотеками библиотеки
воспитывать бережное отношение к книге
Библиотекарь: Ребята, вы уже знаете что означает слово «библиотека» (ответы детей). Библиотека подразделяется на отделы: абонемент и читальный зал. На абонементе книги читателям выдаются на дом, а в читальном зале книги можно только читать в библиотеке, не вынося их из зала.
Всех книг человек не в состоянии прочитать, даже если очень захочет. Читать надо наиболее интересные, нужные для вас книги. Как же найти в огромном книжном море нужную вам книгу? Здесь вам помогут библиотечные каталоги и картотеки. По каталогам, не подходя к книжным полкам, можно заочно познакомиться со всеми книжными богатствами библиотеки.
Каталоги появились очень давно. На Ближнем Востоке существовало могущественное государство Ассирия. При царе Ашшурбанипале была создана богатая библиотека, в которой хранились тысячи глиняных табличек с письменами. Тысячи глиняных книг! Чтобы облегчить поиск нужной книги, в библиотеке был создан каталог. Сделан он был тоже из глиняных плиток. На каждой плитке указывалось название произведения, комната и полка, где оно хранится. Вот как давно появился библиотечный каталог!
Проходили века люди научились писать на папирусе, на пергаменте, на бумаге. На смену рукописным книгам пришли печатные. И всегда рядом с книгами находился каталог.
Сначала это был список-перечень книг, находящихся в библиотеке. А в начале XX века появился новый вид каталога — карточный, который существует и поныне.
Ребята, давайте посмотрим, как устроены каталоги, и как ими пользоваться.
Библиотечный каталог — это перечень книг, составленный по определенной схеме.
Каждую книгу, поступившую в библиотеку, описывают на карточке: автор, заглавие книги, выходные данные (место издания, издательство, год издания), число страниц наличие иллюстраций и т.д. Эти данные берутся с титульного листа книги.
Титульный лист — это первый заглавный лист книги, на котором печатаются основные сведения о книге.
Из таких карточек составляют каталоги.
Как быть, если вам надо подобрать книги по определенной теме?
В таком случае нужно обратиться к систематическому каталогу.
По систематическому каталогу можно установить, какие книги имеются в библиотеке по той или иной отрасли знания или теме (например: медицине, технике, природе и т.д)
А как же разобраться в книжном фонде библиотеки? Ребята вы уже наверное заметили, что книги в библиотеке расставлены в каком – то особом порядке? Не по размеру, не по цвету, а по определенной системе, а чтобы побыстрее найти нужную книгу помогут полочные разделители. Они тоже бывают о разные: по алфавиту авторов, по темам (сказки, рассказы, о животных и т.д.), и разделители соответствующие систематическому каталогу (математика, русский язык, география и т.д).
Чтобы получить нужную книгу или журнал нужно четко сформулировать тему запроса.
Давайте подведем итог и сделаем вывод, какими способами можно найти нужную книгу в библиотеке? (ответы детей)
Основные библиотечные термины:
2. Титульный лист — это первый заглавный лист книги, на котором печатаются основные сведения о книге.
5. Чем может помочь алфавитный каталог?
Если мы знаем автора и название книги, то алфавитный каталог поможет нам найти ее, а также сообщит, какие книги этого автора есть в библиотеке. Поэтому очень важно запомнить автора и название книги, которую предлагают прочитать.
6. Чем может помочь систематический каталог?
Если необходима литература по определенной теме, то нужно обращаться к систематическому каталогу.
Наши проекты стр. 7 — 11
Проект «О чём может рассказать школьная библиотека» для 2 класса
Пример проекта 1
Цель: Знакомство с библиотекой. Формирование интереса к книге.
Задачи и решение:
Определите, какие энциклопедии, справочники и периодические издания есть в библиотеке.
В нашей школьной библиотеке есть множество детских энциклопедий обо всём на свете: «Энциклопедия умников и умниц», «Энциклопедии знатока», «Твоя первая энциклопедия», «Энциклопедия домашних животных», «Энциклопедия автомобилей» и так далее.
Узнайте, в какой книге можно найти информацию об истории хранения книг.
Историю хранения книг можно найти в двухтомнике Николая Павловича Смирного — Сокольского «Моя библиотека»
Выясните, как расположены книги (в алфавитном порядке или по тематическим разделам).
В нашей школьной библиотеке книги располагаются по тематическим разделам: «математика», «русская литература», «зарубежная литература», «сказки», «журналы» и так далее.
Как можно найти нужную книгу?
В тематическом разделе все названия книг расположены по алфавиту от «А» до «Я», за исключением раздела «русская литература» и «зарубежная литература».
В ней книги расположены по алфавиту от «А» до «Я», но не по названию произведений, а по фамилиям авторов произведений.
Так проще искать любимых авторов.
Где можно получить информацию о содержании книги?
Краткая информация о содержании книги чаще всего располагается в начале книги, иногда в конце.
Она называется аннотация.
Какие тематические выставки были в библиотеке?
«Спешите делать добро», «Сказки А. С. Пушкина», «Зелёная планета», «Есть такая профессия — защищать Родину», «Природа наш дом», «Цвети земля» и другие.
Составьте текст экскурсии по библиотеке
В летнем лагере мы всем классом ходили на экскурсию в городскую библиотеку.
Проводила экскурсию библиотекарь Людмила Ивановна.
Она нам показала читальный зал и место хранения книг в библиотеке.
Ещё она нам рассказала, как найти нужную книгу и как завести абонемент, чтобы взять домой книгу для чтения.
Мне очень понравилась экскурсия по библиотеке, из неё я узнал много полезной информации.
Вывод:
Пример проекта 2
Что такое библиотека?
Библиотека — это место хранения книг. Для библиотеки выделяется отдельное помещение, где на полках и стеллажах располагаются книги.
Чтобы было удобно найти книгу в библиотеке, все они занесены в алфавитный каталог. В соответствии с этим каталогом каждая книга находится на своём месте в библиотеке.
Поэтому зная автора и название книги её очень легко найти на библиотечных полках и стеллажах.
Кто такой библиотекарь?
Библиотекарь — это человек, который работает в библиотеке. Это образованный человек, который любит читать и знает много книг.
В библиотеке он всегда придёт на помощь читателю, чтобы найти нужную книгу, так как знает все книги в библиотеке.
Для чего нужны школьникам библиотеки?
Школьникам нужны школьные библиотеки для того, чтобы можно было прочитать нужную книгу или сделать реферат, проект по выбранной теме.
А также школьная библиотека создана для того, чтобы школьники как можно больше читали, ведь в книгах есть множество знаний. Чем больше школьник читает, тем легче ему учиться.
Какие правила должен соблюдать школьник при пользовании читальным залом?
Что такое формуляр читателя?
Формуляр читателя библиотеки — это документ, который заводится на школьника, если ученик берёт книги домой.
Помимо данных ученика, в формуляре указывается дата, когда нужно вернуть книгу в библиотеку.
Возвращая книгу в библиотеку, в указанную дату, вы помогаете другим ученикам получить книгу для чтения вовремя.
Что такое алфавитный каталог?
Это каталог книг, где по алфавиту указаны название книг и их авторов, находящихся в библиотеке.
Благодаря алфавитному каталогу очень легко найти книгу в библиотеке.
Какие интересные события бывают в библиотеках?
В библиотеках проводят литературные вечера посвящённые авторам книг, а также встречи авторов книг с их читателями.
А также это место проведения выставок новых книг, а также встречи и обсуждения различной литературы.
Как развивать школьную библиотеку?
Школьную библиотеку развивает руководство школы.
Развитие библиотеки состоит в закупке новых книг и выделения средств на ремонт книг, а также на ремонт оборудования библиотеки.
И также руководство школы или библиотеки приглашает авторов книг или учебников для бесед со школьниками.
Ответы на вопросы стр. 8-11:
Рассмотрите с другом рисунки. Как выглядят современные и старинные книги? Что в них общего, чем они различаются? Сравните.
На рисунках изображены старинные книги из различного материала и формы.
Книга из пергамента нарисована в форме свитка и книга из дерева в форме дощечек.
А также изображена и складная книга Востока, которая выглядит как складывающаяся лента.
Ниже на рисунке более современная книга, которая застёгивается на замочек.
Общего в этих книгах то, что в них записаны мысли разных людей и их можно прочесть.
А различаются старинные и современные книги материалом из которого они сделаны, а также инструментами написания текста.
Обсудите с другом, почему книгу называют собеседником.
Книгу называют собеседником, потому что каждую книгу кто-то написал.
Если мы читаем книгу, то узнаем мысли автора и обдумываем их.
Соглашаясь или отрицая мнение писателя читатель как будто ведёт с ним диалог.
Если есть диалог, значит есть и собеседник.
Запиши в «Рабочую тетрадь» то высказывание, которое больше всего понравилось. Объясни почему.
Мне нравится выражение Льва Толстого о хорошей, как о беседе с умным человеком, тем что действительно хорошая книга развивает ум и помогает узнать нужные вещи.
Прочитав хорошую книгу, читатель как будто получил ответ на свой вопрос умного человека.
Система каталогов и картотек библиотеки МГОУ
НАИБОЛЕЕЕ ПОЛНО ФОНДЫ БИБЛИОТЕКИ РАСКРЫТЫ В АЛФАВИТНОМ И СИСТЕМАТИЧЕСКОМ КАТАЛОГАХ, В СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ КАРТОТЕКЕ СТАТЕЙ.
Алфавитный каталог — это библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются в алфавитном порядке фамилий индивидуальных авторов, наименований коллективных авторов или заглавий документов. Алфавитный каталог является обязательной частью системы каталогов каждой библиотеки. В основу организации алфавитного каталога положен алфавитный признак, при котором библиографические записи располагаются в строгом алфавитном порядке авторов и заглавий документов.
Каталог ведется со дня основания библиотеки. Карточки в каталоге расположены по алфавиту фамилий авторов или заглавий книг (если автор не указан или книга составлена более чем тремя авторами); карточки на книги авторов-однофамильцев расставлены по алфавиту инициалов авторов.
Обращаться к алфавитному каталогу следует в том случае:
Систематический каталог – это библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются по отраслям знания в соответствии с определенной системой библиотечно-библиографической классификации. Систематический каталог – это каталог, отражающий содержание документов и предназначенный для поиска по тематическим запросам.
Систематический каталог раскрывает книжный фонд библиотеки по содержанию. Карточки с информацией о книгах в систематическом каталоге группируются согласно принятой в библиотеке таблице библиотечной классификации (ТБК).
ОСНОВНЫЕ ДЕЛЕНИЯ ТБК:
0 Общий отдел
1 Философия. Психология. Логика
2 Религия
3 Общественные науки
4 Языкознание. Лингвистика
5 Естественные науки. Математика
6 Прикладные науки. Медицина. Техника
7 Искусство. Физкультура. Спорт
8 Литературоведение
9 История. География. Археология
Художественная литература.
Обращаться к систематическому каталогу полезно:
Систематическая картотека статей отражает статьи из периодических изданий (газет и журналов), получаемых библиотекой МГОУ. Систематическая картотека статей — базируется на аналитической росписи периодических изданий. Структура картотеки аналогична структуре систематического каталога.
Систематическая картотека статей раскрывает фонд периодических изданий по содержанию. Карточки с информацией о статьях в картотеке группируются согласно принятой в библиотеке таблице библиотечной классификации (ТБК), в обратно хронологическом порядке.
В распоряжении читателей — не только традиционные карточные, но и электронный каталог, отражающий документы, поступившие в фонд библиотеки МГОУ с 2001 года.
Электронный каталог — это библиотечный каталог в машиночитаемой форме, работающий в реальном режиме времени и предоставленный в распоряжение пользователей и является составной частью справочно-поискового аппарата (СПА) библиотеки и центральным звеном Автоматизированной библиотечно-информационной системы «МАРК». Электронный каталог объединяет функции алфавитного и систематического каталога.
Если поиск прошел успешно, запишите на бланке требования шифр книги (индекс ТБК и авторский знак), фамилию автора, название книги и сиглу хранения (отдел, где находится издание). Требование передайте дежурному библиотекарю читального зала или абонемента.
Если у Вас возникли какие-либо вопросы при работе с каталогами и картотеками, Вы можете обратиться за помощью к сотрудникам библиотеки МГОУ – в справочно-библиографический отдел.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Конспект и презентация занятия по курсу «Основы информационной культуры». Тема: «Выбор книг в библиотеке. Алфавитный и систематический каталог. Картотеки.», 5 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ 5 класс. Алфавитный и систематический каталоги. Картотеки..doc
Тема занятия: Выбор книг в библиотеке. Алфавитный и систематический каталог. Картотеки.
Цель занятия: обучение самостоятельному поиску информации.
Познакомить учащихся с различными видами книжных выставок.
Напомнить, что такое «открытый доступ к книжному фонду».
Углубить знания об особенностях расстановки книг в школьной библиотеке.
Углубить знания об алфавитном и систематическом каталогах.
Ознакомить с типами картотек, библиографических указателей, тематических списков литературы.
Оборудование: книжная выставка, конспект занятия, компьютер, презентация Microsoft Offi с e PowerPoint 2000-2003, мультимедиа проектор.
Форма проведения: Урок-практикум «Самостоятельный поиск книг по заданной тематике»
Здравствуйте, ребята! Сегодняшнее наше занятие будет посвящено теме самостоятельного поиска информации. Наше занятие не первое, и вы уже имеете кое-какой навык поиска информации, знаете:
что такое «открытый доступ» (ответы учащихся);
знаете порядок расстановки книг на библиотечных полках (ответы учащихся);
знаете, что первые помощники в поиске нужных книг — (ответы учащихся) – правильно – каталоги и картотеки.
Сегодня я более подробно познакомлю вас с этой темой и расскажу ещё о нескольких помощниках в море информации.
Введение в тему занятия, постановка проблемного вопроса, знакомство с целями и задачами урока.
Книжные выставки в библиотеке организуются по мере необходимости и знакомят читателей с наиболее значительными юбилейными датами; достижениями науки; событиями, происходящими в культуре и искусстве; а также выставки, приуроченные к какому-либо событию, т.е. тематические. Это:
выставки к памятным датам;
выставки литературы к олимпиадам и предметным неделям;
выставки новых поступлений.
Существуют и постоянные книжные выставки. Это выставки литературы, которая постоянно востребована читателями. В нашей библиотеке они тоже есть:
«Энциклопедии, словари, справочники»
Кроме вышеперечисленных выставок, существуют внутриполочные. Внутриполочные выставки находятся среди основного фонда библиотеки, они не вынесены на отдельные стеллажи или стенды. У нас это:
Детям о Забайкалье»
Необходимо каждому читателю знать и помнить, что книги, выставленные на выставке, можно брать и читать дома точно так же, как и любые другие, находящиеся в библиотеке
Познакомить учащихся с различными видами книжных выставок
«Открытый доступ» в библиотеке означает то, что любой читатель может выбирать себе нужные книги непосредственно с книжных полок. Задумывались ли вы над тем, почему библиотекарь так быстро находит любую книгу? Секрет в том, что в библиотеке книги на полках расставлены по определённым правилам. Библиотекарь эти правила хорошо знает, и вам, ребята, тоже необходимо эти правила изучить и запомнить
Существует 8 основных разделов, которые, в свою очередь, более подробно делятся на подразделы.
2. Естественные науки
20. Естественные науки в целом
22. Физико-математические науки
24. Химические науки
28. Биологические науки
3. Техника. Технические науки
4. Сельское и лесное хозяйство
5. Здравоохранение. Медицина
6/8. Общественные и гуманитарные науки
60.общественные науки в целом
67. Государство и право
68. Военная наука. Военное дело
70/79. Культура. Наука. Просвещение
80/84. Филология. Художественная литература
9. Литература универсального содержания
Внутри каждого раздела, подраздела книги стоят в строгом алфавитном порядке. Поэтому, если знать тематику нужной вам книги и её автора, то найти её в огромном книжном море не составит труда (слайд №11)
Напомнить, что такое «открытый доступ к книжному фонду». Углубить знания об особенностях расстановки книг в школьной библиотеке.
Необходимо заметить, что наша школьная библиотека очень мала, всего 9000 экземпляров книг, но существуют библиотеки в десятки раз больше нашей, и ориентироваться в их фонде гораздо сложнее. Тем более что в крупных библиотеках чаще всего отсутствует система открытого доступа. И здесь вам на помощь придут библиотечные каталоги, картотеки, библиографические указатели, тематические списки литературы
Для начала нужно выяснить, есть ли нужная вам книга в этой библиотеке. Для этого существует «АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ».
Для начала вспомним, что такое «КАТАЛОГ» (ответы учащихся)
Слово «каталог» означает «список» всех книг, имеющихся в библиотеке. Состоит он из множества карточек, на которых написаны все данные о книге: её автор, название, издательство и год издания, количество страниц и стоимость книги. Карточки в каталоге, как и книги на полке стоят в строгом алфавитном порядке и, если вам нужна книга, например, Аркадия Гайдара, то искать вы её должны за разделителем с буквой «Г» (слайд №13)
АЛГОРИТМ ПОИСКА ЛИТЕРАТУРЫ
Но бывает и так, что вы не знаете автора и название книги, известна вам лиши тема поиска – например, нужно найти книгу о китах. Тогда вы должны обратиться к другому каталогу – «СИСТЕМАТИЧЕСКОМУ» (слайд №15)
АЛГОРИТМ ПОИСКА ЛИТЕРАТУРЫ
(слайд №16)
Мы с вами уже говорили о расстановке книг на библиотечных полках. Так вот, карточки в систематическом каталоге расположены в таком же порядке, как и книги на полках. Поэтому, сначала вам нужно определиться с тематикой поиска, затем найти в систематическом каталоге нужный вам раздел – и вы сразу увидите, какие книги по вашей теме есть в фонде этой, конкретной, библиотеки.
Не стоит забывать и то, что в случае каких-либо затруднений, всегда можно и нужно обращаться к библиотекарю.
Углубить знания об алфавитном и систематическом каталогах.
Ознакомить с типами картотек, библиографических указателей, тематических списков литературы.
В фонде любой библиотеки есть не только книги, но и периодические издания, т.е. газеты и журналы. Самую новую, современную информацию, в-первую очередь, можно найти в периодике. И на помощь вам здесь придёт « СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТОТЕКА СТАТЕЙ ». Её структура точно такая же, как и в систематическом каталоге, только отображают в ней не книги, а статьи из журналов и газет
Кроме вышеперечисленных каталогов и картотек, в библиотеках есть и другие – тематические картотеки, например:
Краеведческая картотека статей
Животный мир нашей Родины
Растительный мир Забайкалья
Культура и искусство и т.д.
О содержании книг и статей, включенных в эти картотеки, можно судить по их названию.
Необходимо помнить, что и каталоги, и картотеки предназначены для того, чтобы облегчить вам поиск нужной информации (слайд №18)
Ознакомить с типами картотек, библиографических указателей, тематических списков литературы.
Каждому из учащихся даётся индивидуальное задание по поиску книг (учитывая, поиск с использованием АК, СК, СКС и тематических картотек, имеющихся в библиотеке).
книги по теме «бабочки»
детские стихотворения о школе
книги писателей Забайкалья
сборники школьных песен
книги Д. Паустовского и т.п.
По-окончании работы делим класс на группы по два человека, проводится взаимопроверка.
В ходе работы библиотекарь помогает учащимся в случае каких-либо затруднений.
Выбранный для просмотра документ 5 класс. Алфавитный и систематический каталоги. Картотеки..ppt
3.2.2. Правила составления библиографического списка
1. В библиографическом списке используется сквозная нумерация всех источников.
2. В список литературы включаются все материалы, на которые имеются ссылки в тексте.
3. В научной работе в списке литературы сначала упоминаются официальные материалы, затем работы классиков науки, за ними строго в алфавитном порядке работы отечественных авторов и иностранных, опубликованных на русском языке, затем иностранных авторов, а также отечественных, опубликованных на иностранных языках.
4. Если цитируется несколько работ одного автора, их располагают по алфавиту заглавий.
5. Дипломные и курсовые работы в библиографический список литературы не включаются, т.к. это учебные работы.
6. В статьях очередность ссылок определяется правилами, принятыми в научном журнале, в котором предполагается опубликовать статью.
8. Пунктуация в библиографическом описании выполняет две функции – обычных грамматических знаков препинания и знаков предписанной пунктуации, т. е. знаков, имеющих опознавательный характер для областей и элементов библиографического описания. Для более четкого разделения областей и элементов, а также для различения предписанной и грамматической пунктуации применяют пробелы в один печатный знак до и после предписанного знака.
Философия : энциклопед. словарь / А. И. Абрамов [и др.] ; под ред. А. А. Ирвина. – М. : Гардарики, 2004. – 1072 с. – ( Enciclopedia ).
9. Исключение составляют знак «точка» и знак «запятая» – пробелы оставляют только после них.
10. В конце библиографического описания ставится точка (.).
11. Если авторов у книги или статьи больше трех, произведение описывается под заглавием. В сведениях об ответственности за косой чертой « / » указывается только первый автор: сначала инициалы, потом фамилия, фамилии остальных авторов не указываются, обозначаются как [ и др.] обязательно в квадратных скобках.
12. В библиографическом описании произведения, переведенного с иностранного языка за косой чертой « / » (сведения об ответственности) после автора через точку с запятой « ; » с пробелами с обеих сторон указывается с какого языка сделан перевод, фамилию переводчика можно не указывать, только в случае, если это для Вас важно, пишется его фамилия. Пример:
13. При наличии двух мест изданий приводят оба и разделяют их точкой с запятой.
14. Библиографическое описание статьи из журнала или сборника оформляют так: фамилия и инициалы автора, заглавие статьи, затем за косой чертой повторяется фамилия автора статьи, но уже инициалы ставятся перед фамилией, затем две косые черты ( // ) название источника (журнала, сборника, монографии и т. д.). Далее, разделяя элементы точкой и тире, указывают год издания, том, номер, а также страницы, на которых расположена статья. Страницы указываются прописной буквой С. и далее номера страниц, на которых находится статья.
Если авторов несколько, то описание составляется по тем же правилам, что и книги.
15. В библиографической записи написание фамилии автора, коллективного автора, заглавие книги, статьи не сокращаются. Сведения об авторе, коллективном авторе, переводчике, редакторе записывают в той форме, в какой они указаны на титульном листе книги.
В других областях библиографического описания допустимы варианты с сокращениями слов и без сокращения.
16. Правила сокращения слов и словосочетаний приведены в ГОСТах 7.12–93 Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила и 7.11–2004 Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках.
17. Сокращение слова или словосочетания не допускается, если при расшифровке сокращения возможно различное понимание текста библиографического описания.
18. Для сокращения написания Московский инженерно-физический институт используется аббревиатура МИФИ в обозначении издательства.
19. На депонированные научные работы описание составляется по общим правилам.
20. Настоящие правила распространяются на текстовые документы: книги, статьи в журналах, депонированные научные работы, отчеты о научно-исследовательских работах, диссертации и др. Набор элементов библиографической записи, последовательность их расположения, способ представления каждого элемента, применение условных разделительных знаков следует выполнять в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1–2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.
21. Электронные издания описываются в соответствии с ГОСТ 7.82–2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления. Основные правила описания электронных ресурсов соответствуют описанию традиционных изданий. К заглавию добавляются слова в квадратных скобках: [Электронный ресурс]. А в области физической характеристики, которая следует после года издания, указывается на каком носителе размещен данный ресурс или его электронный адрес. Например:
22. Примеры сокращений слов:
автор – авт.; без года – б. г.; без издательства – б. и.; библиотека – б-ка; вестник – вестн.; вопросы – вопр.; глава –гл.; главный – гл.; городской – гор.; государственный – гос.; доктор – д-р; издательство – изд-во; иллюстрация – ил.; институт – ин-т; исполнитель – исполн.; исправление –испр.; исследование – исслед.; кандидат – канд.; кафедра – каф.; книга – кн.; комментарий – коммент.; конгресс – конгр.; конференция – конф.; математический – мат.; министерство – м-во.; младший – мл.; научный – науч.; общество – о-во; переиздание – переизд.; переработка – перераб.; профессор – проф.; реферат – реф.; рецензия – рец.; руководитель – рук.; рукопись – рукоп.; сборник – сб.; соискание – соиск.; сокращение – сокр.; сочинение – соч.; справочник – справ. старший – ст.; статья – ст.; степень – степ.; таблица – табл.; типография – тип.; труды – тр.; университет – ун-т; учебник – учеб.; факультет – фак.; физический – физ.; чертеж – черт.; член – чл.; член-корреспондент – чл.-кор.; школа – шк.; и т. д.
Библиографическое описание документов, отобранных для включения в библиографический список литературы, следует выполнять в соответствии с требованиями стандартов:
· 7.12-93. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила
· 7.11-2004. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на иностранных языках
· 7.80-2000. Библиографическая запись. Заголовок.
Пример расположения материалов в библиографическом списке к учебно-научной работе по правовой тематике
Конституционные федеральные законы
Указы и распоряжения Президента РФ
Акты правительства РФ
Нормативные акты субъектов РФ
Акты министерств и ведомств
Решения органов местного самоуправления
Нормативные акты зарубежных государств
Научная литература в алфавите авторов и заглавий документов:
Сборники научных трудов
Научные статьи из специализированных журналов и сборников
Диссертации, авторефераты диссертаций, научные отчеты
Документы практической деятельности организаций, предприятий, включая архивные документы, собранные по хронологии.
Примечание: Библиографический список курсовой работы должен включать не менее 10, а дипломной работы от 35 до 50 названий документов.
Пример расположения литературы в библиографическом списке. В начале списка указаны издания классиков данной области науки, далее указаны издания на русском языке, затем статьи из периодических изданий и в конце списка книги и статьи на английском языке. Нумерация в списке общая.
Список использованной литературы:
4. Корякин Ю. И. Окрестности ядерной энергетики России: новые вызовы / Ю. И. Корякин. – М. : б. и., 2002. – 333 с.
8. Курчатовская молодёжная научная школа. Сборник трудов / Курчатовский институт. – М., 2003. – 231 с.
9. Баско Н. М. Управляемый термоядерный синтез на пучках тяжелых ионов / Н. М. Баско // Научная сессия МИФИ-2006. Сборник научных трудов. – М., Т. 8 : Физико-технические проблемы ядерной энергетики. Физико-технические проблемы нетрадиционной энергетики и мощная импульсная электрофизика. Физико-технические проблемы ядерной энергетики. – 2006. – С. 47-48.
15. Физико-энергетический институт. Избранные труды ГНЦ РФ 1995 / Физико-энергетический институт. – Обнинск, 1997. – 176 с.
17. Азизов Э. А. Исследование диффузии и запаса трития в материалах методом магнитной микроскопии / Э. А. Азизов, А.И. Маркин, В. Е. Черковец // Инженерная физика. – 2002. – №1. – С. 18-23.
19. Загребаев А. М. Использование информационной избыточности системы контроля реактора РБМК для повышения уровня безопасности эксплуатации / А. М. Загребаев, Н. В. Овсянникова // Безопасность информационных технологий. – 2002. – №4. – С. 73-78.
21. Smart power switches. Tempfet,hitfet,profet. – Munchen : Siemens, 1997. – 871 p.
22. Domingo C. Morphological properties of alpha-FeOOH, gamma-FeOOH and Fe3O4 obtained by oxibation of aqueous Fe(II) solutions / C. Domingo, R. Rodrigues-Clemente, M. Blesa // Journal of Colloid and Interface science. – 1994. – V.165. – P. 244-252.
23. Risovany V.D. Dysprosium titanate as an absorber material for control rods / V. D. Risovany, E. E. Varlashova, D. N. Suslov // Journal of Nuclear Materials. – 2000. – V. 281(1). – P. 84-89.
3.2.3. Примеры библиографических описаний
Один автор
Юрко В. А. Введение в теорию обратных спектральных задач / В. А. Юрко. – М. : Физматлит, 2009. – 384 с.
Два автора
Кузелев М. В. Методы теории волн в средах с дисперсией / М. В. Кузелев, А. А. Рухадзе. – М. : Физматлит, 2009. – 272 с.
Три автора
Баранов В. М. Диагностика материалов и конструкций / В. М. Баранов, А. М. Карасевич, Г. А. Сарычев. – М. : Высш. шк., 2007. – 379 с.
Авторов 4 и более
Синергетические методы управления сложными системами / А. А. Колесников [и др.]. – М. : КомКнига, 2009. – 247 с.
Переводные издания
Клеман М. Основы физики частично упорядоченных сред: жидкие кристаллы, коллоиды, фрактальные структуры, полимеры и биологические объекты / М. Клеман ; пер. с англ. О. Д. Лаврентович. – М. : Физматлит, 2007. – 680 с.
Описание под заглавием:
Лабораторный практикум по курсу «Электронные усилители и источники питания» / ред. Т. М. Агаханян. – 2-е изд. – М. : МИФИ, 2007. – 155 с.
с составителем и редактором
Краткая методика работы с электронными измерительными приборами : учеб. пособие для вузов / сост. Н. Ф. Большакова ; ред. А. Г. Филиппов. – М. : МИФИ, 1973. – 42 с.
Статья из газеты
( если статья на первой полосе газеты, то страницы не указываются)
Статья из журнала
Глава из книги
Малый А. И. Введение в законодательство Европейского сообщества / А. И. Малый // Институты Европейского союза : учеб. пособие / А. И. Малый, Д. Кембелл, М. О’Нейл. – Архангельск, 2005. – Гл.1. – С. 7-26.
Препринт
Уханов М. Н. О поляризации пучка, выведенного изогнутым кристаллом : препринт ИФВЭ 2007-3 / М. Н. Уханов ; ИФВЭ. – Протвино, 2007. – 4 с.
Диссертация
Автореферат диссертации
Многотомное издание
Ландау Л. Д. Теоретическая физика : учеб. пособие для ун-тов в 10 т. / Л. Д. Ландау, Е. М. Лифшиц. – 4-е изд., испр. – М. : Наука ; Физматлит, Т. 5 : Статистическая физика. Ч. 1. – 1995. – 608 с.
Статья из сборника научных трудов Научной сессии МИФИ
Бакина А. С. Прототип динамической интеллектуальной системы для мониторинга состояния помещения «умный дом» / А. С. Бакина, Ю. И. Петриченко // Научная сессия МИФИ-2007. Сборник научных трудов. – М., Т.3 : Интеллектуальные системы и технологии. – 2007. – С. 214-215.
Коллективный автор
Продолжающееся издание
Вычислительные системы : сб. науч. тр. / ред. Н. Г. Загоруйко ; ин-т математики им. С. Л. Соболева. – Новосибирск, Вып. 174 : Анализ структурных закономерностей. – 2005. – 178 с.
Стандарт
ГОСТ Р 517721–2001. Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Входные и выходные параметры и типы соединений. Технические требования. – Введ. 2002–01–01. – М. : Изд-во стандартов, 2001. – 27 с.
Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Входные и выходные параметры и типы соединений. Технические требования : ГОСТ Р 517721–2001. – Введ. 2002–01–01. – М. : Изд-во стандартов, 2001. – 27 с.
Сборник стандартов
Система стандартов безопасности труда. – М. : Изд-во стандартов, 2002. –102 с.
Отчет о НИР (научно-исследовательской работе)
Акустические исследования материалов, работающих в полях ионизирующих излучений: оптимизация параметров акустоэмиссионных систем : отчет о НИР : Тема №81-1-18А / рук. работы В. М. Баранов ; исполн.: Т. В. Губина. – М. : МИФИ, 1982. – 22 с.
Электронные ресурсы:
Книга с приложением
Депонированная научная работа
Мордасов Н. М. Бесконтрольный пневматический контроль вязкости жидкостей / Н. М. Мордасов, П. М. Гребенникова, Н. М. Козодаева ; Тамб. гос. техн. ун-т. – Тамбов, 2005. – Деп.
в ВИНИТИ 31.10.05, №1394-В2005.
Патент
Пат.218788 Российская Федерация, МКП 7 Н 04 В 1/38, Н 04 J 13/00. Приемопередающее устройство / Чугаева В. И., заявитель и патентообладатель Воронеж. науч.-исслед. ин-т связи. – №200013/736/09. заявл. 18.12.00, опубл. 20.08.02, Бюл. №23 ( II ч.). – 3 с. : ил.
Приемопередающее устройство : пат. 218788 Рос. Федерация : МКП 7 Н 04 В 1/38, Н 04 J 13/00 / Чугаева В. И., заявитель и патентообладатель Воронеж. науч.-исслед. ин-т связи. – №200013/736/09. заявл. 18.12.00, опубл. 20.08.02, Бюл. №23 ( II ч.). – 3 с. : ил.
3.3. Библиографические ссылки. Виды ссылок
В научных, дипломных и курсовых работах применяются библиографические ссылки. Они выполняются в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.
Библиографическая ссылка служит источником библиографической информации о документах – объектах ссылки. Объектами составления библиографической ссылки являются все виды опубликованных и неопубликованных документов на любых носителях (в том числе электронные ресурсы локального и удаленного доступа) а также составные части документов.
По месту расположения в документе различают библиографические ссылки:
· подстрочные, вынесенные из текста вниз полосы документа (в сноску);
Внутритекстовые библиографические ссылки содержат сведения об объекте ссылки, не включенные в текст документа. Внутритекстовые библиографические ссылки заключают в круглые скобки. Их используют, когда значительная часть ссылки вошла в основной текст так органично, что изъять ее невозможно. Например:
«. Методологическая основа научной деятельности так характеризуется в книге (Ф.А.Кузина Кандидатская диссертация. М., 1997): «Методологическими источниками исследования в наши дни все чаще становятся труды ведущих отечественных и зарубежных ученых, свободных от идеологических установок…».
§ (Мельников В. П., Клейменов С. А., Петраков А. М. Информационная безопасность и защита информации : учеб. Пособие. М., 2006)
§ Обращение с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами в атомной энергетике: Учеб. пособие Н.Н.Давиденко [и др.] М. : МИФИ, 2007)
Описание произведений печати, из которых в тексте вашей работы приводятся цитаты или сведения, целесообразно помещать в качестве подстрочных ссылок. Подстрочная библиографическая ссылка оформляется как примечание, вынесенное из текста документа вниз полосы. При этом указываются лишь те страницы, на которых напечатаны цитируемые отрывки и приводимые сведения. Например:
* Ванеев А.В. Развитие библиотековедческой мысли в России.- М.: Книга, 1998.- С.109.
При повторных ссылках на одни и те же работы какого-либо автора и на одной и той же странице описание дается в сокращенной форме, например:
При повторных ссылках, но на разных страницах ссылка дается в следующем порядке: автор, заглавие, страницы. Для записей на электронные ресурсы допускается при наличии в тексте библиографических сведений, идентифицирующих электронный ресурс удаленного доступа, в подстрочной ссылке указывать только его электронный адрес (для обозначения электронного адреса используют аббревиатуру « URL » ( Uniform Resourse Locator – унифицированный указатель ресурса):
Официальные периодические издания : электрон. путеводитель / Рос.
нац. б-ка, Центр правовой информации [СПб.], 2005-2007. URL :
http // wwwnlr / ru // lawcenter / izd / index / html (дата обращения: 18.04.2009).
или если о данной публикации говорится в тексте документа:
При нумерации подстрочных библиографических ссылок применяется единообразный порядок для всего данного документа: сквозную нумерацию по всему тексту, в пределах каждой главы, раздела, части и т. п.
Совокупность затекстовых библиографических ссылок оформляется как перечень библиографических записей, помещенный после текста документа или его составной части. Затекстовые ссылки подразумевают сплошную нумерацию использованных источников. При этом библиографическое описание источников приводится непосредственно за основным текстом. В затекстовой ссылке повторяют имеющиеся в тексте документа библиографические сведения об объекте ссылки.
Для связи с текстом документа порядковый номер библиографической записи в затекстовой ссылке указывают в знаке выноски, который набирают на верхнюю линию шрифта или в отсылке, которую приводят в квадратных скобках, т.е. в тексте рукописи сразу после инициалов и фамилии авторов в квадратных скобках называется порядковый номер, под которым описание публикации включено в библиографический список, а в случае необходимости также указываются раздел, глава, часть, параграф или страницы упоминаемого источника.
47 Никонов В.И., Яковлева В.Я. Алгоритмы успешного маркетинга. М., 2007. С. 256-300.
Если необходимо сослаться на определенные страницы публикации, ссылка получает такой вид:
… по результатам исследований Петрова А.В. [13, с.55-67].
Общую ссылку на работу нескольких авторов оформляют следующим образом:
. по мнению большинства исследователей [Иванов, Козлова].
Если отсылка содержит сведения о нескольких затекстовых ссылках, группы сведений разделяют знаком точка с запятой:
[Сергеев, Лытышев, 2008; Сергеев, Крохин, 2007]
[Гордлевский, т.2, с. 142; Алькаева, Бабаев, с. 33-34].
3.4. Методика написания учебной научной работы
Последовательность работы
Выбор темы исследования. Тема работы выбирается студентом на основе его научного интереса. Помощь в выборе темы может также оказать преподаватель.
Планирование исследования. Включает составление календарного плана научного исследования и плана предполагаемой работы.
Календарный план исследования включает следующие элементы:
· выбор и формулирование задачи, разработку плана исследования и предварительного плана реферата;
· сбор и изучение исходного материала, поиск литературы;
· анализ собранного материала, теоретическую разработку задачи;
· сообщение о предварительных результатах исследования руководителю (преподавателю);
· литературное оформление исследовательской проблемы;
· обсуждение работы (на семинаре, в студенческом научном обществе, на конференции и т.п.).
Каждый элемент календарного плана датируется временем начала и временем завершения.
План реферата характеризует его содержание и структуру. Он должен включать в себя :
· введение, где обосновывается актуальность темы, ставятся цель и задачи исследования;
· основную часть, в которой раскрывается содержание проблемы;
· заключение, где обобщаются выводы по теме и даются практические рекомендации.
Поиск и изучение литературы. Для выявления необходимой литературы следует обратиться в библиотеку или к преподавателю. Подобранную литературу согласно ГОСТ 7.1–2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления следует зафиксировать в библиографическом списке. Подобранная литература изучается в следующем порядке:
· знакомство с литературой, просмотр ее и выборочное чтение с целью общего представления проблемы и структуры будущей научной работы;
· исследование необходимых источников, сплошное чтение отдельных работ, их изучение, конспектирование необходимого материала (при конспектировании необходимо указывать автора, название работы, место издания, издательство, год издания, страницу);
· обращение к литературе для дополнений и уточнений на этапе написания реферата.
Для разработки учебной научной работы необходимо изучение не менее 4-5 важнейших статей по избранной проблеме. При изучении литературы необходимо выбирать также материал для полемики.
Обработка материала. При обработке полученного материала автор должен:
· систематизировать его по разделам;
· выдвинуть и обосновать свои гипотезы;
· определить свою позицию, точку зрения по рассматриваемой проблеме;
· уточнить объем и содержание понятий, которыми приходится оперировать при разработке темы;
· сформулировать определения и основные выводы, характеризующие результаты исследования;
· окончательно уточнить структуру работы.
3.5. Рекомендации по оформлению результатов учебных и научных работ
Общепринята следующая структура:
2. Оглавление с указанием страниц
6. Список использованной литературы
Основную часть работы состоит из разделов, подразделов, глав, параграфов, пунктов и подпунктов. Они нумеруются (кроме введения, заключения, списка литературы, приложений) арабскими цифрами.
Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Слово «раздел» не пишется. Заголовки разделов, Введение, Заключение, Оглавление, Список литературы, Приложения располагают в середине строчки без точки в конце сроки, отделяя от текста тремя межстрочными интервалами. Переносы в заголовках не допускаются. Каждую главу рекомендуется начинать с новой страницы.
Графический материал. Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки, рисунки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются.
На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе. Например, «. в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «. в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела. Допустима также ссылка на иллюстрацию заключенная в скобках, например (рисунок 4). Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер следует размещать под иллюстрацией посередине после слова «Рисунок». Если в работе только одна иллюстрация, её нумеровать не следует и слово «Рисунок» под ней не пишут.
Таблицы. Цифровой материал рекомендуется помещать в работе в виде таблиц. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер следует размещать в левом верхнем углу над заголовком таблицы после слова «Таблица». Допускается нумерация таблиц в пределах раздела. Если в работе одна таблица, её не нумеруют и слово «Таблица» не пишут. Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается ниже слова «Таблица». Слово «Таблица» и заголовок начинаются с прописной буквы, точка в конце заголовка не ставится. Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописных букв, подзаголовки со строчных, если последние подчиняются заголовку. Заголовки граф указываются в единственном числе Графу «№ п/п» в таблицу включать не следует. Таблицу следует размещать так, чтобы читать её без поворота работы, если такое размещение невозможно, таблицу располагают так чтобы её можно было читать, поворачивая работу по часовой стрелке. При переносе таблицы головку таблицы следует повторить, и над ней размещают слова «Продолжение таблицы», с указанием её номера. Если головка таблицы велика, допускается её не повторять, в этом случае следует пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы отсутствуют, то ставится прочерк. Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается. Если все показатели, приведённые в таблице, выражены в одной и той же единице, то её обозначение помещается над таблицей справа. Заменять кавычками повторяющиеся в таблице цифры, математические знаки, знаки процента, обозначения марок материала, обозначения нормативных документов не допускается.
Формулы и уравнения. Пояснение значений, символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, как и в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки, первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия.
Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=), или после знака плюс (+), или после других математических знаков с их обязательным повторением в новой строке.
Формулы и уравнения в работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении напротив формулы. Допускается нумерация формул в пределах раздела.
Пример оформления рисунка
Рисунок 1. Зависимость политропического КПД осецентробежного компрессора от приведенного расхода воздуха на выходе из двигателя
Пример оформления формулы
Плотность каждого образца , кг/м
, вычисляют по формуле
, (1)
Пример оформления таблицы
Расчет отклонений затрат предприятия «АВС», руб.