Расскажи о чем тоскует саксофон
СЕГОДНЯ, 15.12., У МОИСЕЯ ШИФЕРА ЮБИЛЕЙ. МЫ ЗНАКОМЫ ПЯТНАДЦАТЬ ЛЕТ. И ХОЧЕТСЯ ОТМЕТИТЬ, ЧТО ЧЁРНАЯ КОШКА НЕ ПРОБЕГАЛА МЕЖДУ НАМИ НИКОГДА!
МОИСЕЙ МУЗЫКАНТ ВЫСОЧАЙШЕГО УРОВНЯ. И КАК МОЖЕТ НЕ СОГРЕТЬ ДУШУ ЕГО НЕОЦЕНИМАЯ ПОМОЩЬ МОИМ ДИЛЕТАНТСКИМ МУЗЫКАЛЬНЫМ ПОТУГАМ?!
ОН ПОМОГ В СОЗДАНИИ НЕСКОЛЬКИХ СОВМЕСТНЫХ ДИСКОВ С МОИМИ ПЕСНЯМИ.
И СЕЙЧАС ВОТ ОКАЗЫВАЕТ НЕОЦЕНИМУЮ, НЕ ПОБОЮСЬ ЭТОГО СЛОВА, ПОМОЩЬ В СОЗДАНИИ НОВЫХ «ШЛЯГЕРОВ».)
СПАСИБО, ЮБИЛЯР!
ЖЕЛАЮ ВАМ ТОГО, ЧТО ВЫ САМИ ЖЕЛАЕТЕ СЕБЕ.
КАК НИ ПРОВОРНЫ НАШИ ГОДЫ,
НЕ ВСЕ УСПЕЛИ ДРАПАНУТЬ.
ПРИЯТНО, ЧТО НА ЧТО-ТО ГОДЕН,
ЧТО ПРОДОЛЖАЕМ ЖИЗНИ ПУТЬ.
ПРИМИТЕ «ОХИ» МОИ, «АХИ»,
ПЛЮС ПОЖЕЛАНИЯ ДОБРА.
В СЧАСТЛИВОЙ ПРОЖИВАТЬ РУБАХЕ.
«НИ ПУХА, МИША, НИ ПЕРА. «
Расскажи, о чём тоскует саксофон
Вопрос. Вы родом из Украины, из Ивано-Франковска, некогда Станислава. Как получилось, что музыкально одарённый еврейский мальчик из провинции стал саксофонистом? А как же скрипка или рояль? Эти традиционные инструменты?
В. И прямо с танцев в большие музыканты?
О. Затем занятия в музыкальном училище. Отмучился один год. Нас, кстати, строго предупреждали, чтобы никаких танцев и прочего. Тогда, в начале шестидесятых, еще не было таких учебных заведений, где бы преподавались основы джазовой, лёгкой музыки. Более того, нас всячески пытались от нее уберечь. Только классическая музыка, в рамках дозволенного вышестоящими надзирательными организациями.
В. Как в комсомольском лозунге: «Сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь»?
О. Ну нет, это Вы слишком, время-то уже было другое. Да, так вот, после окончания средней школы начался выбор пути. Меня уже в те годы, как бы, распирала подобная музыка. В доме появился радиоприёмник, я начал еженедельно слушать «Голос Америки», программу Уиллиса Канновера о джазе, и понял: вот она, моя музыка! А в те времена, что в Ивано-Франковске, что в Москве, ситуация была одинаковой. Джазом занимались люди, глубоко полюбившие этот вид музыки. Или искусства. Собирались физики, лирики, плотники, врачи, водители, инженеры, архитекторы… И играли джаз. А я ещё в своём городе поступил в филиал Львовского политеха. Учился ни шатко, ни валко. Вечерами играл на тех же танцах.
В. Но там играли музыканты-любители?
О. Эти люди не имели профессионального музыкального образования. Ну, не считать же таковым окончание детской музыкальной школы? Сейчас появились методики, а тогда мы всего достигали сами. Я уверен, например, что без чувства музыкального такта, ритма ни за что не станешь настоящим джазменом. Да, сейчас дают навыки, как бы основу, но должно быть и от Бога что-то. Мне довелось преподавать в Гнесинском училище на факультете эстрадной и джазовой музыки. И я убеждён, что молодые должны повторять наш путь. А мы подражали кумирам. Так, кстати, делали и делают американцы, европейцы. Слушают великих, а затем пытаются играть так же. Мы переписывали их соло на ноты, сопоставляли со своей игрой. Многое делалось вслепую, увы. А иногда что-то своё привносили. И ещё. Склонность к импровизации. Без этого настоящую джазовую музыку не сыграешь.
В. Так что не всегда консерватория даёт возможность быть хорошим джазовым музыкантом?
О. Нет, учиться надо. Постигать основы музыки. Но иногда, действительно, излишние академические знания мешают становлению джазового музыканта. Теряется свобода. А без нее джаз не сыграешь. А я к этому тяготею всю свою жизнь.
В. Вы являетесь лауреатом международного конкурса. А когда и где это было? Помогло ли Вам лауреатство влиться в сильный коллектив музыкантов? Или стать одиноким волком в музыкальных джунглях?
В. Если перефразировать гашековского поручика Дуба: «Вас узнали с хорошей стороны».
О. Наверно. До этого я был известен только в родном городе. И тут же получил предложение работать в эстрадном ансамбле, который базировался во Львове, а числился в Мордовском государственном музыкальном театре…Такие чудеса в то время практиковались. Тогда руководил всем этим хозяйством покойный ныне Ефим Абрамович Пилявский. Такой советский импресарио. Лет пять-шесть я катался по Союзу с различными коллективами. Потом попал в Москву. И был приглашён в оркестр Бориса Ренского. Дирижировал им композитор Алексей Мажуков. Потом дирижировал мой приятель Володя Василевский, потом Арнольд Хаин. Несколько догматичный, но знающий музыкант.
В. И жизнь стала безоблачной? Покатилась, как по маслу?
О. Если бы. Помните времена, когда у всех затребовали документы об окончании. «Без бумажки ты букашка», как выразился кто-то умный. Мало того, что вы своё играете, так у вас ещё и дипломов нет. Самообразованием мы занимались, это понятно. Но, к счастью, в Москве уже было, где заниматься именно нашей специализацией. Даже интерес появился к учёбе, что бывает нечасто. Открылось музыкальное училище имени Октябрьской революции. Потом его джазовое отделение перевели в состав Гнесинки, которое я благополучно и окончил. А после окончания училища мне предложили в нём должность преподавателя.
В. Вернёмся ещё раз к фестивалям. Что запомнилось Вам?
В. Наверное, как и в любом коллективе, были взаимные подсиживания, обиды, анонимки и прочие атрибуты присущие творческой братии. Ощущали какой-то дискомфорт от подобного? Руководители выделяли любимчиков в оркестре? Или главное – умение хорошо делать свою работу. Ведь не совсем просто различить, где же кончается труд и начинается искусство и наоборот.
О. Вы знаете, в отличие от вокалистов, хора, балета, в среде музыкантов такое наблюдается реже. У нас больше демократии. Все знают цену друг другу. Если взял не ту ноту, то слишком заметно. Любимчики есть. Но больше тех, кого не уважают и не ценят руководители. Самое забавное, что все дружно не любят дирижёров. Как в анекдоте: «Каков оптимальный вес дирижёра?- Двести грамм вместе с урной».
В. Вы испытывали какие-то гонения из-за своей музыкальной профессии? Джазмен ведь. Не наш.
О. Нет. За джаз уже не сажали. Могли выгнать из учебного заведения, правда. И кое-что даже забавно вспомнить. Допустим, мы должны исполнять композицию Дюка Эллингтона. Вдумчивый конферансье объявлял: «А сейчас будет исполнена музыкальная пьеса известного негритянского композитора, борца за мир и свободу угнетённых народов во всем мире, лучшего друга СССР такого-то».
О. Я прожил в Москве около сорока лет. Это было интересное, но весьма хлопотное время. Крутиться приходилось постоянно. И сейчас, попав в такой красивый тихий город, как Любек, я понял, насколько мне повезло. Здесь я имею всё. И, учитывая возраст, чувствую себя спокойней. И музыка со мной. И связь с миром через Интернет. А главное – полное ощущение свободы. Некоторые наши не ценят подобное, к сожалению.
В. Вспоминаю, как лет шесть-семь тому назад Вы, скромно умостившись, причем, не в первых рядах, слушали мои «завывания» под гитару. А потом повергли меня в состояние лёгкого шока, предложив совместно записать диск. Мне было трудно поверить, что мои песни могли всерьёз заинтересовать Вас, профессионала. Но вот вспомнился эпизод. Лет сорок тому назад катались с приятелем на лыжах в Карпатах. Днем катались, а по вечерам пели песенки под гитару. Из слушателей запомнился преподаватель киевской консерватории с супругой. Послушав наши песни, он заявил, что это-то и есть настоящая музыка. Мы с приятелем рты распахнули.
О. В феврале 2002 года впервые слушал Вас в синагоге. Был сборный концерт. Пели и другие. Бросилась в слух, если так можно выразиться, Ваша искренность. У музыкантов такое ценится. И ещё. У нас говорят: «Этого можно слушать, а этого, при всём его старании, нет». Вас – можно. Мы ведь и в совместных программах по творчеству И. Бродского выступали, и три диска записали.
В. Спасибо, Вы просто ублажили мою душу. А как у Вас дела сейчас? Утолили музыкальный голод? Играете, обучаете кого-то? Вспоминаете ли бывших учеников?
О. Всё, как и ожидалось. Знал перед отъездом, что работу здесь не найду. Возраст опять-таки, язык. Сколько замечательных музыкантов не нашли себя в Германии, США. Израиле? Процентов девяносто. Узок музыкальный рынок. Но, работаю с нашими, с их детьми. Чисто из человеколюбия, взаимных интересов. Учеников в Москве было немало. Многие потом окончили консерваторию, институт им. Гнесиных. Денис Прушинский и Миша Ливанов играют в оркестре Лундстрема. Сергей Мазаев из группы «Моральный кодекс» тоже числился в учениках. Но, признаюсь, чисто номинально. Хотя экзамен сдал и сейчас весьма успешен в карьере.
В. Моисей, приходится ли выступать с немецкими музыкантами? Музыка, вроде, одинакова. Поглядывай на ноты и выдувай мелодию. Но, не сомневаюсь, что разница всегда отыщется. Чья школа лучше? Мы же всегда и везде были, или должны были быть, первыми. Мы же являлись, как утверждалось в одном анекдоте, родиной слонов.
В. А импровизация? Основа основ джаза, если не ошибаюсь? Как обстоят дела у местных?
О. Вообще, лучшие импровизаторы американцы. И негры, и белые. У них это культивируется со времен легендарных негритянских джазовых ансамблей Нового Орлеана. Отмечу, что и немцы имеют к этому талант. Грех жаловаться. Но, повторю, такое чаще всего даётся от рождения. Хотя и школа должна быть, знание технологии языка импровизации. Тут много привходящего.
В. Наблюдается ли в Германии такой широко распространённый феномен, как игра под «фанеру?» В наших краях этим грешили и грешат, следует отметить, неисчислимое множество певцов и музыкантов. Вам приходилось сталкиваться с подобным явлением культуры в своих выступлениях? Ведь против массы не пойдёшь. А, тем более, если такое узаконено, пусть и
негласно.
В. Помню, один наш популярный певец провалился на прослушивании за рубежом. Его за успехи пригласили. Он по ходу исполнения лирической песни из своего репертуара должен был делать кульбиты и сальто. А у клятых буржуев всё, как назло, без фанеры, и он запыхался. И не прошёл по конкурсу.
О. Бедняга. Сейчас, к счастью, начался откат от этого печального явления повсюду. В цене живой звук. О Германии и говорить нечего. Здесь, мне кажется, на само слово «фанера» наложено табу.
В. Помните великого советского актёра Евгения Евстигнеева? В одном из фильмов он снялся в роли саксофониста. У Вас, как у профессионала, были какие-то сомнения, вызывали улыбку действия актёра, когда он брал по ходу фильма саксофон и начинал играть? Понятно, что озвучивал мелодию Игорь Бунтман или другой сильный музыкант. Вот Вы перед исполнением начинаете разминать губы. Так надо?
О. Нет, улыбки не вызывало. Евстигнеев всё делал по правилам. Но вот ещё один пример. Американский актёр Роберт де Ниро. В фильме «Нью-Йорк, Нью-Йорк», в котором он снимался вместе с Лайзой Минелли, ему выпала роль саксофониста. Так вот он предварительно неплохо освоил саксофон. И выглядел просто гениальным в роли саксофониста! Да, за кадром играл другой музыкант, но и он соответствовал. А разминать губы просто необходимо. Каждый музыкант разминает индивидуально. Трубач по одной методе, саксофонисты, кларнетисты по другой. И трость необходимо смачивать перед игрой. Трость это планка, которая крепится на мундштук. Её колебания формируют звук.
В. В конце пятидесятых в СССР гастролировал западногерманский оркестр Джеймса Ласта. Он произвёл, буквально, фурор в изголодавшейся по неформальной музыке советской публике. И, что поражало: наряду с известной джазовой музыкой оркестр исполнял классику в современной обработке. Там были и Ф.Шуберт, и П.Чайковский. И другие великие. Мне почему-то запомнилось больше всего исполнение романса А. Варламова «Красный сарафан». До сих пор дрожь пробирает. Кстати, в Вашем репертуаре имелись джазовые обработки русских, украинских народных мелодий?
О. В своё время нас буквально вынуждали играть русскую музыку, музыку народов СССР. Без нее репертуар просто не утвердят. А мы любили только американский джаз. К своим относились несколько снисходительно. Но со временем народная музыка начала завоёвывать позиции и в нашей среде. И мы серьёзнейшим образом отнеслись к этому. И получили интересные результаты.
В. Всплыл в памяти забавный эпизод из семидесятых. В Киеве на одном из теннисных турниров собрались тренеры и судьи на дружеские посиделки после игрового дня. Естественно, по семь капель на грудь. И вот уже за полночь решили сыграть… в теннис. Зажгли свет в зале, и по 25 рублей сет. Платит проигравший. Вы, не сомневаюсь, тоже устраивали после концертов уже в неформальной обстановке, дружеские вечеринки, так называемые джем-сэйшнс. Каждый играл на своём инструменте? Не приходилось ли Вам в подобных игрищах выступить, допустим, в роли ударника или скрипача?
В. И напоследок. Всё-таки «За-За» литературная газета. Ваше отношение к такому громаднейшему пласту культуры? Не заменяет компьютер контакт с томиком любимого писателя?
О. Я читатель со стажем. Увы, Ян, электронная эра захлестнула и меня. Кстати, вот моя страничка в интернете: www.moisey-shifer.com.
Беру книги в нашей библиотеке в синагоге. Возвращаюсь ко Льву Толстому, слежу за новинками. Перечитал все последние вещи Василия Аксёнова. В том числе и «Московскую сагу». Жаль, что её довольно бездарно экранизовали. Произвела впечатление книга Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик». И добавлю, что с интересом читаю Ваши воспоминания, которые Вы мне присылаете электронной почтой. Но разве обо всём упомянешь? Сколько прекрасной литературы?!
Чрезвычайно рад нашей беседе. Спасибо, Моисей.
Расскажи о чем тоскует саксофон
ВЕНГЕРСКОЕ ТАНГО
Расскажи, о чем тоскует саксофон,
Голосом своим терзает душу он.
Приди ко мне, пиди, прижмись к моей груди,
Любовь и счастье ждут нас впереди.
Пройдем с тобой мы в ресторана зал,
Нальем вина в искрящийся бокал,
С тобой одной я буду танцевать,
Любимой называть.
Пускай мотив звучит нам «Ай лав ю»,
Я о любви, любимый мой, пою,
На свете нас никто не разлучит,
Так пусть танго звучит.
Песня на мотив «Венгерского танго» из репертуара стиляг 1950-х, а затем ресторанных музыкантов.
Если бы ты знал, как я любить могу,
Счастье и любовь тебе я принесу.
Приди ж, скорей приди, прижмись к моей груди,
Любовь и счастье ждут нас впереди.
Зайду с тобой я в ресторанный зал,
Нальем вина в искрящийся бокал.
Хочу, что б ты со мною танцевал,
Меня любимой называл.
Расскажи, о чем рыдает саксофон,
Голосом своим терзает душу он.
Приди ж, скорей приди, прижмись к моей груди,
Любовь и счастье ждут нас впереди.
Вновь запою мотив наш: «I love you»,
Я для тебя, любимая, пою.
Под звуки джаза я пою
О том, как я люблю.
Но теперь другого уж целую я,
Но еще по-прежнему люблю тебя.
Приди ж, скорей приди, прижмись к моей груди,
Любовь и счастье ждут нас впереди.
Пройдут года, вернешься ты домой,
Я в это верю, друг хороший мой.
Усталый, в дом с дороге ты войдешь,
Меня любимой назовешь.
Если бы ты знал, как я любить могу,
Счастье и любовь тебе я принесу.
Приди ж, скорей приди, прижмись к моей груди,
Любовь и счастье ждут нас впереди.
Исполнитель | Гусейн Манапов |
---|---|
Дата | 18 февраль |
Категория: | Тексты песен |
Просмотров: | 2836 |
Рейтинг | Расскажи о чём тоскует саксофон ПРИПЕВ ВидеоПохожие песниСтоит посмотретьХоди со стволом в руках, чтобы все охуели от страха Вырежи почку, продай, купи новую и загуби её Сегодня я меньше всего хочу думать о проблемах, Нет проблем, есть вопросы, отвечу потом! Сегодня Я делаю встречный шаг, разбиты стрелки часов, Иду по другой стороне проспекта, присела сама любовь. Дух старой школы, рэп-гремящий как залп Авроры. Это я всё про себя? По-любому. Сейчас МС правда Почему люди уходят, что они находят, там вдали, Где обитают мечты, а я всё скоблю с фольги, свои В Кейптаунском порту С пробоиной в борту «Джанетта» поправляет такелаж. Но прежде чем уйти В Расскажи о чем тоскует саксофонДавай мы с тобою у осени спросим, Царит в жёлтых листьях опавшая проседь. Терзание мыслей в дождинках и нотах. Грущу. Играет саксофон. Когда играет саксофон, Когда играет саксофон, Когда играет саксофон, И появление твоё. Опять играет саксофон, И мысли только о тебе. * * * Ах. как играет саксофон, Как будто полуночный бриз, Сметая время на пути, Ты пой и плачь, мой саксофон, -Ах. как играет саксофон. Играет одинокий саксофон, Осенний ветер заиграл на саксофоне, Маэстро ветер, чуть глаза прищурив, Он их бросает вверх… И мне так хочется в зеленом легком платье И подставлять лицо дождинкам-нотам,
Я вижу ночь. Мне лик её знаком. О чём же плачешь ты, мой милый саксофон? Смотри теперь, я подхожу к окну. А ты играй, играй, мой милый саксофон, Расскажи о чем тоскует саксофонДавай мы с тобою у осени спросим, Царит в жёлтых листьях опавшая проседь. Терзание мыслей в дождинках и нотах. Грущу. Играет саксофон. Когда играет саксофон, Когда играет саксофон, Когда играет саксофон, И появление твоё. Опять играет саксофон, И мысли только о тебе. * * * Ах. как играет саксофон, Как будто полуночный бриз, Сметая время на пути, Ты пой и плачь, мой саксофон, -Ах. как играет саксофон. Играет одинокий саксофон, Осенний ветер заиграл на саксофоне, Маэстро ветер, чуть глаза прищурив, Он их бросает вверх… И мне так хочется в зеленом легком платье И подставлять лицо дождинкам-нотам,
Я вижу ночь. Мне лик её знаком. О чём же плачешь ты, мой милый саксофон? Смотри теперь, я подхожу к окну. А ты играй, играй, мой милый саксофон,
|