Рассмотрите карту и определите что могло способствовать распаду халифата
Причины распада арабского халифата Аббасидов кратко об истории средних веков (6 класс)
Самым крупным государством на планете на рубеже VII-VIII веков был Халифат Омейядов. Он охватывал огромную территорию, от реки Инд на востоке до Иберийского полуострова на западе. Он распался в 750 года. Этот процесс постиг все крупные государства древности и Средних Веков.
Предыстория
Создание халифата связано с появлением новой монотеистической религии – ислама. Она возникла в арабском мире в первой половине VII века.
Рис. 1. Арабский халифат.
Период его существования с 661 по 750 год получил название “золотого века ислама”. С ним связано множество достижений в науке, философии и литературе. Столица государства почти все годы его существования находилась в Дамаске и с 744 по 750 год в городе Харране на современной сирийско-турецкой границе. При халифе Хишам ибн Абдул-Малике период арабской экспансии подошел к концу. В 732 году мусульманская армия потерпела поражение при Пуатье на территории Франции и вскоре отступила в Пиренеи. В 739 году произошло берберское восстание на территории современного Марокко. Таким образом, появилось первое независимое государство за пределами халифата. С этими событиями совпали поражения мусульман на востоке в сражениях с индийской династией Чалукья.
В 744 году на трон вступил четырнадцатый халиф Марван II ибн Мухаммад. В годы его правления началась различные мятежи и восстания. В результате, они вылились в гражданскую войну – Третью фитну. К 750 году войско под командованием Марвана II проиграло битву Абу Муслиму, который командовал шиитами, в битве на реке Большой Заб на территории современного Ирака. В этом сражении погибли почти все Омейяды.
Площадь халифата составляла 11 млн кв.км. Его населяло от 33 до 62 миллионов человек. Из них больше всего было персов (20 млн) и коптов из Египта (7 млн). Среди других крупных народов стоит назвать арабов, сирийцев, индийцев, армян, евреев, берберов и испанцев.
Рис. 2. Арабский халифат распад.
Причины распада
Основной причиной можно считать огромную территорию. Населявшие ее народности не могли вечно находиться под властью Дамаска. На окраинах была заметна тенденция к сепаратизму. Вторая причина – религиозный состав. Например, регионы с христианством стремились вернуться в состав Византии. Третья причины – раскол среди самих мусульман на шиитов и суннитов. Четвертой причиной следует считать феодальную структуру общества. Она привела к тому, что на местах появилось множество мелких правителей. Халифат постигла феодальная раздробленность. Это делает его судьбу похожей на империю Карла Великого и Киевскую Русь после смерти Владимира Мономаха.
После распада халифата остатки династии Омейядов стали править в Кордовском эмирате, который охватывал большую часть территории современных Испании и Португалии. Появившийся в 750 году халифат Аббасидов (Багдадский) унаследовал большую часть территории государства Омейядов, от реки Инд до Туниса.
Рис. 3. Аббасидский халифат.
Что мы узнали?
Кратко причины распада халифата проходят в школьном курсе истории Средних Веков в 6 классе. Следует понимать почему арабский халифат распался, такая судьба в тот исторический период постигла все крупные государства.
Причины распада халифата
Всего получено оценок: 166.
Всего получено оценок: 166.
Самым крупным государством на планете на рубеже VII-VIII веков был Халифат Омейядов. Он охватывал огромную территорию, от реки Инд на востоке до Иберийского полуострова на западе. Он распался в 750 года. Этот процесс постиг все крупные государства древности и Средних Веков.
Предыстория
Создание халифата связано с появлением новой монотеистической религии – ислама. Она возникла в арабском мире в первой половине VII века.
Рис. 1. Арабский халифат.
Период его существования с 661 по 750 год получил название “золотого века ислама”. С ним связано множество достижений в науке, философии и литературе. Столица государства почти все годы его существования находилась в Дамаске и с 744 по 750 год в городе Харране на современной сирийско-турецкой границе. При халифе Хишам ибн Абдул-Малике период арабской экспансии подошел к концу. В 732 году мусульманская армия потерпела поражение при Пуатье на территории Франции и вскоре отступила в Пиренеи. В 739 году произошло берберское восстание на территории современного Марокко. Таким образом, появилось первое независимое государство за пределами халифата. С этими событиями совпали поражения мусульман на востоке в сражениях с индийской династией Чалукья.
В 744 году на трон вступил четырнадцатый халиф Марван II ибн Мухаммад. В годы его правления началась различные мятежи и восстания. В результате, они вылились в гражданскую войну – Третью фитну. К 750 году войско под командованием Марвана II проиграло битву Абу Муслиму, который командовал шиитами, в битве на реке Большой Заб на территории современного Ирака. В этом сражении погибли почти все Омейяды.
Площадь халифата составляла 11 млн кв.км. Его населяло от 33 до 62 миллионов человек. Из них больше всего было персов (20 млн) и коптов из Египта (7 млн). Среди других крупных народов стоит назвать арабов, сирийцев, индийцев, армян, евреев, берберов и испанцев.
Причины распада
Основной причиной можно считать огромную территорию. Населявшие ее народности не могли вечно находиться под властью Дамаска. На окраинах была заметна тенденция к сепаратизму. Вторая причина – религиозный состав. Например, регионы с христианством стремились вернуться в состав Византии. Третья причины – раскол среди самих мусульман на шиитов и суннитов. Четвертой причиной следует считать феодальную структуру общества. Она привела к тому, что на местах появилось множество мелких правителей. Халифат постигла феодальная раздробленность. Это делает его судьбу похожей на империю Карла Великого и Киевскую Русь после смерти Владимира Мономаха.
После распада халифата остатки династии Омейядов стали править в Кордовском эмирате, который охватывал большую часть территории современных Испании и Португалии. Появившийся в 750 году халифат Аббасидов (Багдадский) унаследовал большую часть территории государства Омейядов, от реки Инд до Туниса.
Что мы узнали?
Кратко причины распада халифата проходят в школьном курсе истории Средних Веков в 6 классе. Следует понимать почему арабский халифат распался, такая судьба в тот исторический период постигла все крупные государства.
Арабский халифат и его распад
Урок 11. Всемирная история 6 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Арабский халифат и его распад»
В 632 году Мухаммед умер, не оставив после себя наследника.
Между жителями Мекки и Медины начался спор о преемнике.
Он закончился избранием новым главой мусульман Абу̀ Ба̀кра – ученика и близкого друга Пророка. Так управление перешло в руки последователей и сподвижников Мухаммеда.
Они получили титул халѝф, который переводился как «наместник, заместитель» Пророка.
За всё время существования халифа̀та с 632 по 1258 год им правили три династии.
«Праведные халифы» – в середине VII века.
Омейяды – с середины VII по середину VIII века.
Абассиды – середина VIII – середина XIII века.
При первых халифах арабы начали завоевания за пределами Аравии.
Они напали на Византию и Иран. Эти страны были измотаны длительной войной друг с другом и не смогли быстро оказать сопротивление.
Многие города удавалось взять без боя. Арабы обещали местным жителям сохранение жизни и имущества.
Арабам удалось захватить византийские провинции: Сирию, Палестину, Египет. Земли Ирана.
В начале VIII века арабы подчинили племена берберов в Северной Африке. Постепенно всё африканское побережье Средиземного моря стало арабским.
В 711 году арабы переправились на Пиренейский полуостров.
Королевство вестготов было завоёвано. Затем арабы напали на королевство Франков.
Но в 732 году, в ходе битвы у Пуатье, были разбиты и остановлены. Эта битва часто считается одной из самых важных в средневековой истории Европы.
С большим трудом арабам удалось покорить народы Средней Азии и Кавказа.
Подчинив Восточный Иран и Афганистан, арабы проникли в Северо-Западную Индию.
В борьбе за Среднюю Азию арабы столкнулись с Китаем. В 751 году они нанесли поражение китайскому войску. Но для продолжения завоеваний у арабов больше не было сил.
В результате арабских завоеваний VII – первой половины VIII веков было создано огромное государство – Ара̀бский халифа̀т – включавшее Аравийский полуостров, Ирак, Иран, большую часть Закавказья, Среднюю Азию, Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова.
Владения халифата раскинулись от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая.
Также учитывая то, что население многих захваченных земель стояло на порядок выше самих завоевателей, контакты между арабами и другими народами способствовало быстрому развитию общества, государства и культуры в новом государстве.
Управление в Халифате
За период средних веков мусульманами стало большинство населения Сирии, Египта и значительной части Африки, Ирана, Ирака, Афганистана, части Индостана и Кавказа.
Вся земля в халифате была собственностью халифа.
Своих родственников и приближенных он назначал правителями наместничеств.
В халифате их было несколько: Ирак, Аравия, Закавказье, Западная Африка, Египет.
Постепенно сложилась налоговая система халифата. Она состояла из двух частей: поземельных и подушных сборов.
Поземельный налог платили все небедные жители государства. Подушный, который назывался джѝзья, – только иноверцы.
Поступлениями от налогов распоряжались эмѝры – наместники халифа.
Налоги по большей части шли на содержание армии. Также за их счёт содержались чиновники, проводились строительные работы.
Для централизации власти были сформированы органы управления, регулярная армия, особые полицейские отряды для контроля внутренних дел. По всему государству были созданы почтовые станции. Налажены пути сообщения.
Значительную роль в формировании и укреплении Арабского халифата сыграл ислам.
Принявшие ислам завоёванные иноверцы освобождались от подушного налога, могли участвовать в управлении государством, получали льготы. Они становились лояльными к новой власти.
К середине VIII века в восточных провинциях халифата против Омейя̀дов вспыхнуло восстание. Его причиной был увеличивающийся разрыв между окраинами халифата и столицей в Дамаске.
Назначаемые наместники были коррумпированы и заинтересованы только в личной выгоде. Возглавил восставших Абу̀ Муслѝм.
В 750 году, в битве на реке Большой Заб, войска халифа Мерва̀на II потерпели поражение. Династия была свергнута. Её представители – практически полностью уничтожены.
Новой правящей династией стали Аббасѝды. Ими была основана новая столица – Багда̀д.
В городе пересекались торговые пути из Аравии, Сирии, Закавказья, Ирана, что позволило ему быстро разбогатеть и стать новым политическим и культурным центром халифата.
Временем расцвета Арабского халифата считают период правления Хару̀на ар-Рашѝда (768–809 годы). При нём начался подъём исламской науки и культуры.
Впоследствии, вместе с несколькими последующими веками, этот период существования Арабского халифата вошёл в историю как «Золотой век ислама».
При Аббасидах была укреплена дисциплина в армии. В войска стали набирать наёмников – бербѐров и тю̀рок. Главное место в армии заняли мамлю̀ки – личная гвардия халифа.
Со временем гвардия достигла такого влияния, что начала оказывать давление на халифов и даже возводить на престол своих предводителей.
В VIII–IX веках по халифату прокатилась волна мятежей. Политические противники и завоёванные народы желали избавиться от власти арабов.
Халифы больше не предпринимали новых завоевательных походов. Они сосредоточились на сохранении установленного порядка.
Всё это привело к тому, что при Аббасидах халифат начал распадаться. На окраинах империи власть переходила к династиям местных правителей. Появляются самостоятельные земли – эмира̀ты.
Наместники-эмиры стали передавать по наследству свои должности вместе с полученными в управление землями. Опираясь на собственные военные силы, они отказывались повиноваться халифу и становились независимыми.
В середине VIII века на Пиренѐйском полуострове образовался самостоятельный Ко̀рдовский эмират.
В IX веке от халифата отделились Египет и Северная Африка.
В дальнейшем – Иран, Афганистан, Средняя Азия. Под властью халифов осталась только Месопотамия.
В середине XI века большая часть прежних арабских владений в Азии была завоёвана ту̀рками-сельджу̀ками.
В 1055 году они захватили Багдад. Халиф короновал правителя турок-сельджу̀ков и даровал ему титул султана.
Крестовые походы европейцев также значительно ослабили земли халифата.
В XIII веке монго̀лы изгнали Аббасидов из Багдада. Арабский халифат прекратил своё существование.
Начиная с VII века, арабы завоевали огромные территории и образовали государство – Ара̀бский халифа̀т.
Построили своё особое общество.
Распространили ислам среди множества народов.
Урок » Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.
Автор- Учитель истории Парфентьева О.А. МАОУ « Холмогорская средняя школа им. М.В.Ломоносо ва»»
Цель рассмотреть особенности создания арабского государства, дать характеристику новой религии – ислама, подвести учащихся к определению роли ислама в арабском мире; подвести учащихся к определению причин распада Арабского халифата
— умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество при работе коллективно, в парах, в группе; формулировать своё мнение. Познавательные
— работа с текстом: чтение, поиск информации, анализ, обобщение; работа с иллюстрациями (извлечение информации, составление рассказа)
— выстраивание высказываний, логических рассуждений
— объяснение смысла основных понятий; определять причины, последствия и значение появления новой религии; называть причины создания и распада арабского халифата;
— структурировать знания (план, схема)
Тип урока : изучение нового материала
Оборудование: карты «Завоевания арабов», «Распад халифата»; и иллюстрации учебника; рабочий лист
Актуализация и целеполагание
— Вспомните, в каком году состоялась битва при Пуатье? Благодаря чему выиграли франки? С кем произошло столкновение франков в этой битве?
— Что же это за враги такие – арабы? Откуда они появились?
Именно об этом народе у нас и пойдёт речь на уроке.
Посмотрите на карты на стр. 74 и стр. 76. Сформулируйте тему и вопросы нашего урока.
Расставьте пункты плана в последовательности. (Взаимопроверка)
А) Возникновение Арабского халифата
Б) Племена Аравийского полуострова до объединения.
В) Распад Арабского халифата
Г) Новая религия, способствующая объединению.
Д) Правители Арабского халифата.
Изучение нового материала.
Работая с текстом на стр. 68-69, заполнить схему (задание 1) на рабочих листах.
2. Рассматриваем возникновение ислама.
Сообщение ученика о Мухаммеде + выполнение задания 2 (самопроверка)
Затем, опираясь на текст, заполняют в рабочих листах таблицу «Религия арабов» и выполняют тест(задание 3)
3 Рассматриваем завоевания арабов.
В рабочих листах с помощью стр. 74 учебника и карты составляем схему «Завоевание арабов» и указываем причины успехов арабов (задание 4)
4 Рассматриваем правителей Арабского халифата.
С помощью текста на стр. 75 (пункт 6, 7) заполнить таблицу Арабский халифат»» на рабочих листках.(задание 5)
Рефлексия Составьте синквейн по теме Арабы
запишите причины распада Арабского халифата.
Жители Юго-Западной Азии-_?____________
З
3 финиковые пальмы ________4.___________5.___________
1._ овцы 2.___________
Задание 2 Биография Музаммеда
Расставьте в хронологическом порядке
___?_г.- Мухаммед основывает Арабское государство
(Выберите правильные ответы)
— верить в единого Бога;
платить подушный налог;
молиться 5 раз в день;
платить налог кровью;
запрет на ношение оружия;
совершить хадж (паломничество)
Завоевания арабов
_____ _____ ____ _____ _____ _____
Причина успеха завоевательных походов арабов
(выберите правильные ответы):
Задание 5 Заполните таблицу
Распад Арабский халифат
Материал для сообщения О юности Пророка
Какие основные причины распада арабского халифата?
Во-первых, произошло фактическое ограничение светской власти халифа. Его заместитель, великий визирь, опираясь на поддержку знати, оттесняет верховного правителя от реальных рычагов власти и управления. К началу IX в. страной фактически стали управлять визири. Не отчитываясь перед халифом, визирь мог самостоятельно назначать высших государственных чиновников. Духовную власть халифы стали разделять с гласным кади, руководившим судами и образованием.
В-третьих, усиливаются сепаратистские тенденции в провинциях. Власть эмиров, а также местных племенных вождей становится все более независимой от центра. С IX в. политическая власть наместников над управляемыми территориями становится фактически наследственной. Появляются целые династии эмиров, в лучшем случае признававших (если они не были шиитами) духовный авторитет халифа. Эмиры создают свое войско, удерживают в свою пользу налоговые поступления и таким образом превращаются в самостоятельных правителей. Укреплению их власти способствовало и то, что сами халифы предоставляли им огромные права для подавления усиливающихся освободительных выступлений.
Во-первых, произошло фактическое ограничение светской власти халифа. Его заместитель, великий визирь, опираясь на поддержку знати, оттесняет верховного правителя от реальных рычагов власти и управления. К началу IX в. страной фактически стали управлять визири. Не отчитываясь перед халифом, визирь мог самостоятельно назначать высших государственных чиновников. Духовную власть халифы стали разделять с гласным кади, руководившим судами и образованием.
В-третьих, усиливаются сепаратистские тенденции в провинциях. Власть эмиров, а также местных племенных вождей становится все более независимой от центра. С IX в. политическая власть наместников над управляемыми территориями становится фактически наследственной. Появляются целые династии эмиров, в лучшем случае признававших (если они не были шиитами) духовный авторитет халифа. Эмиры создают свое войско, удерживают в свою пользу налоговые поступления и таким образом превращаются в самостоятельных правителей. Укреплению их власти способствовало и то, что сами халифы предоставляли им огромные права для подавления усиливающихся освободительных выступлений.
Кодесо истории — так говорят о неизбежных, неотвратимых поворотах истории
Средние сословия боролись с буржуазией, чтобы спасти свое существование от гибели, они были реакционными: стремились повернуть назад колесо истории
Во-первых, произошло фактическое ограничение светской власти халифа. Его заместитель, великий визирь, опираясь на поддержку знати, оттесняет верховного правителя от реальных рычагов власти и управления. К началу IX в. страной фактически стали управлять визири. Не отчитываясь перед халифом, визирь мог самостоятельно назначать высших государственных чиновников. Духовную власть халифы стали разделять с гласным кади, руководившим судами и образованием.
В-третьих, усиливаются сепаратистские тенденции в провинциях. Власть эмиров, а также местных племенных вождей становится все более независимой от центра. С IX в. политическая власть наместников над управляемыми территориями становится фактически наследственной. Появляются целые династии эмиров, в лучшем случае признававших (если они не были шиитами) духовный авторитет халифа. Эмиры создают свое войско, удерживают в свою пользу налоговые поступления и таким образом превращаются в самостоятельных правителей. Укреплению их власти способствовало и то, что сами халифы предоставляли им огромные права для подавления усиливающихся освободительных выступлений.
Во-первых, произошло фактическое ограничение светской власти халифа. Его заместитель, великий визирь, опираясь на поддержку знати, оттесняет верховного правителя от реальных рычагов власти и управления. К началу IX в. страной фактически стали управлять визири. Не отчитываясь перед халифом, визирь мог самостоятельно назначать высших государственных чиновников. Духовную власть халифы стали разделять с гласным кади, руководившим судами и образованием.
В-третьих, усиливаются сепаратистские тенденции в провинциях. Власть эмиров, а также местных племенных вождей становится все более независимой от центра. С IX в. политическая власть наместников над управляемыми территориями становится фактически наследственной. Появляются целые династии эмиров, в лучшем случае признававших (если они не были шиитами) духовный авторитет халифа. Эмиры создают свое войско, удерживают в свою пользу налоговые поступления и таким образом превращаются в самостоятельных правителей. Укреплению их власти способствовало и то, что сами халифы предоставляли им огромные права для подавления усиливающихся освободительных выступлений.
Во-первых, произошло фактическое ограничение светской власти халифа. Его заместитель, великий визирь, опираясь на поддержку знати, оттесняет верховного правителя от реальных рычагов власти и управления. К началу IX в. страной фактически стали управлять визири. Не отчитываясь перед халифом, визирь мог самостоятельно назначать высших государственных чиновников. Духовную власть халифы стали разделять с гласным кади, руководившим судами и образованием.
В-третьих, усиливаются сепаратистские тенденции в провинциях. Власть эмиров, а также местных племенных вождей становится все более независимой от центра. С IX в. политическая власть наместников над управляемыми территориями становится фактически наследственной. Появляются целые династии эмиров, в лучшем случае признававших (если они не были шиитами) духовный авторитет халифа. Эмиры создают свое войско, удерживают в свою пользу налоговые поступления и таким образом превращаются в самостоятельных правителей. Укреплению их власти способствовало и то, что сами халифы предоставляли им огромные права для подавления усиливающихся освободительных выступлений.
Во-первых, произошло фактическое ограничение светской власти халифа. Его заместитель, великий визирь, опираясь на поддержку знати, оттесняет верховного правителя от реальных рычагов власти и управления. К началу IX в. страной фактически стали управлять визири. Не отчитываясь перед халифом, визирь мог самостоятельно назначать высших государственных чиновников. Духовную власть халифы стали разделять с гласным кади, руководившим судами и образованием.
В-третьих, усиливаются сепаратистские тенденции в провинциях. Власть эмиров, а также местных племенных вождей становится все более независимой от центра. С IX в. политическая власть наместников над управляемыми территориями становится фактически наследственной. Появляются целые династии эмиров, в лучшем случае признававших (если они не были шиитами) духовный авторитет халифа. Эмиры создают свое войско, удерживают в свою пользу налоговые поступления и таким образом превращаются в самостоятельных правителей. Укреплению их власти способствовало и то, что сами халифы предоставляли им огромные права для подавления усиливающихся освободительных выступлений
Во-первых, произошло фактическое ограничение светской власти халифа. Его заместитель, великий визирь, опираясь на поддержку знати, оттесняет верховного правителя от реальных рычагов власти и управления. К началу IX в. страной фактически стали управлять визири. Не отчитываясь перед халифом, визирь мог самостоятельно назначать высших государственных чиновников. Духовную власть халифы стали разделять с гласным кади, руководившим судами и образованием.
В-третьих, усиливаются сепаратистские тенденции в провинциях. Власть эмиров, а также местных племенных вождей становится все более независимой от центра. С IX в. политическая власть наместников над управляемыми территориями становится фактически наследственной. Появляются целые династии эмиров, в лучшем случае признававших (если они не были шиитами) духовный авторитет халифа. Эмиры создают свое войско, удерживают в свою пользу налоговые поступления и таким образом превращаются в самостоятельных правителей. Укреплению их власти способствовало и то, что сами халифы предоставляли им огромные права для подавления усиливающихся освободительных выступлений.