Растение живой организм потому что 5 класс
Интернет-урок по окружающему миру «Растение-живой организм»
Сегодня на Интернет-уроке мы докажем, что растение — это живой организм. Итак, …
Перед вам объекты… Скажите, что объединяет их? ….
… Верно, это тела природы. Чем отличаются? … Верно. Это живая и неживая природа. А семя фасоли живое? …
Попробуем доказать, что растение (и даже семя растения) живой организм. Какие признаки живого организма вы знаете? … растёт, дышит, питается, размножается, развивается.
Итак, докажем, что растение растёт и развивается
— Перед нами семена бобов. Что же вырастит из этих семян?…..
Семя – это зародыш растения. В нём есть все органы растения… корешок, стебелёк, листочек, будущий цветочек…
Давайте вспомним органы цветковых растений и их работу. Для этого разделимся на группы. У вас есть жетоны. Посмотрите внимательно и скажите по какому признаку можно разделиться на три группы…. Верно, это жизненные формы растений: деревья, кустарники и травянистые растения.
Это место и конверт с заданием для группы с жетонами «Деревья», это для группы с жетонами «Кустарники» и «Травянистые растения» Через 2 минуты команда ответит на поставленные вопросы.
1 задание. Какие органы есть у цветковых растений? Составьте модель растения.
2 задание. Какую роль в жизни растений играют органы?
Посмотрите на фото… побег дерева
Растение начинает активно расти и развиваться, когда по – весеннему пригреет солнышко. Набухнут почки – нальются питательными веществами. Когда лопнут почки начнёт расти…..
Оказывается, в почке находится годовой побег растения. Это стебель, листья, и даже будущая почка. По веточке можно определить сколько ей лет.
Итак, мы с вами доказали, что растение растёт и развивается.
Мультик о частях растений (на английском, но вы поймёте 😉
Растение – питается. Докажем.
Мы едим растения и продукты, сделанные из растений. А чем же питаются сами растения? ….
Оказывается, растения готовят пищу сами себе. Докажем это. Мы отправляемся с вами в виртуальную лабораторию.
Перед вами фрагменты опыта без звука. Вы должны внимательно просмотреть опыт и попробовать его прокомментировать, то есть озвучить.
Ещё мультик (на английском)
Итак, мы доказали, что растение питается. Существует почвенное питание и воздушное питание.
Проведите такой опыт. Возьмите два сосуда с крышками. Один оставьте пустым, в другой положите семена фасоли(гороха или др) и налейте слегка воды им. Закройте плотно крышкой. Положите сосуды в темное место на 3 дня.
Через 3 дня зажгите лучину/спичку (только с помощью взрослых!). Отпустите лучину в первый сосуд. Горит?….. Да, горит. Значит, сосуд не совсем пустой. Там есть…. Верно, воздух, а именно кислород.
Горение происходит только при наличии кислорода.
Теперь поднесем лучину во второй сосуд. Горит?….. Нет! Почему?….. Нет кислорода? А где же он?….. Семена дышат кислородом. как и все живые существа! И кислорода в сосуде не осталось!
Итак, мы доказали, что растения дышат!
(слайд) Еще одно доказательство, что растение — живой организм
-Мы доказали с вами, что растение – это живой организм. Задумайтесь, если растение живой организм, какие следует соблюдать правила охраны растений? … Безусловно, природа наша терпелива, она многое прощает человеку, но мы должны заботиться о них..
Игра “Живой цветок. Одуванчик». Распределить роли: 3 корешка, 2 стебля (стоят спиной друг к другу), 2 листочка, цветок ( внутри стебля), пчелка и бабочка, ветер, солнышко, остальные семена.
Семя – зародыш цветка. Сели все на корточки. Начинает расти корешки. Корешки сидят вокруг с вытянутыми ногами. Выпрямляется стебелёк. Появляются листочки. Корешки всасывают воду, стебель проводит как по лифту вверх и вниз питательны вещества. Появляется бутон. В яркий солнечный денек золотой расцвел цветок. Прилетает пчёлка. Порхает вокруг бабочка. Садятся на цветок – пьют нектар. Цветок опылён. Он закрывается на время, чтобы вновь открыться уже с семенами-парашютиками. Дует ветер и семена разлетаются в разные стороны.
А вы знаете, что семян на одном цветке одуванчика до 200 штук.
— «Почему зелёный мир зелёный?», «Почему все плоды фруктовых деревьев сладкие?», «Почему некоторые растения называют культурными?»
Я оставляю вам их в конверте. Пусть это будет ваше задание. Или на следующих уроках окружающего мира вы сможете найти ответы на вопросы, или дома, коллективно или индивидуально.
Биология
Докажите, что растение живой организм.
Растение живой организм, так как совершает обмен веществ и энергии с неживой природой (поглощает свет, воду, минеральные вещества), образует органические вещества, которыми питаются животные, способно к незначительному передвижению, обладает способностью к росту, развитию, размножению.
Ещё по теме
Какие продукты питания оберегают от порчи и как это делают? (Жизненный опыт)
Где встречаются лишайники?
Какие систематические единицы используют в классификации организмов?
Опишите, как устроен световой микроскоп. Каково значение каждой из его частей?
Почему зеленый кузнечик имеет такую окраску?
Какое значение в биологии имеет систематика?
Какие приспособления для добывания пищи имеются у хищных животных?
Каково значение размножения?
Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!
О сайте
На нашем сайте вы найдете множество полезных калькуляторов, конвертеров, таблиц, а также справочных материалов по основным дисциплинам.
Самый простой способ сделать расчеты в сети — это использовать подходящие онлайн инструменты. Воспользуйтесь поиском, чтобы найти подходящий инструмент на нашем сайте.
calcsbox.com
На сайте используется технология LaTeX.
Поэтому для корректного отображения формул и выражений
пожалуйста дождитесь полной загрузки страницы.
© 2021 Все калькуляторы online
Копирование материалов запрещено
«Растение – живой организм»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: « Растение – живой организм »
Обучающие: сформировать понятие о растении, как живом организме, о процессах, протекающих в растениях, сформировать понятие биосистема, жизнедеятельность
Умения: продолжить формирование интеллектуальных умений.
Развивающие: продолжить развитие мышления, памяти, внимания и культуры речи.
Воспитательные: формирование научного мировоззрения, коллективизма, культуры труда.
Форма организации занятия: урок с элементами самостоятельной работы.
Методы: объяснение, фронтальная беседа.
— собрать тетради (12 листов)
— Биология – наука, изучающая разнообразие и особенности живой природы.
— Растения нужно изучать, чтобы пользоваться их дарами.
— Общий внешний вид растений называют жизненной формой.
— Лекарственные растения – те, которые человек выращивает для приготовления лекарств.
— Все культурные и дикорастущие растения – богатство нашей планеты
— Все растения разделяются на семенные и споровые
— Растения, размножающиеся спорами, называются споровыми.
— Низшие растения – это водоросли.
— Высшие растения – это цветковые.
— Обмен веществ происходит у всех организмов.
— Тело низших растений расчленено на органы.
— Вегетативные органы выполняют функцию роста
— Мужские гаметы формируются в пыльце
— Женские гаметы формируются в завязи пестика цветка.
Изучение нового материала:
Объяснение нового материала учителем, фронтальная беседа. Характеристика основных терминов и понятий.
Цель урока: познакомиться с растениями, как с живыми организмами, с процессами протекающими в них, с понятием биосистема!
Все произрастающие на земле растения – живые организмы.
Как живой организм растения способны, что делать?
Осуществлять обмен веществ
Удалять ненужные вещества
Взаимодействовать с окружающей средой
Реагировать на изменения среды
Эти процессы осуществляются благодаря функционированию соответствующих органов растений.
А какие органы растений вы знаете?
Группа органов образует систему, в которой все органы выполняют свои функции, взаимосвязаны между собой и работают согласованно, дополняя друг друга. Взаимосвязанная работа органов системы обеспечивает жизнь растения как единого организма, как особой живой системы – биосистемы.
Биосистема – живая система, которая обеспечивает жизнь растения, как единого организма.
Процессы, протекающие в организме и обеспечивающие ему возможность существования, называются жизнедеятельностью.
Жизнедеятельность организма обеспечивается работой и взаимодействием систем его органов.
Давайте рассмотрим отдельные процессы жизнедеятельности растений:
Растение поглощает из почвы воду и растворенные минеральные вещества, а из воздуха – углекислый газ, из которых с помощью энергии света образует, органические вещества и использует их для построения своего тела, роста и развития.
Выделяется углекислый газ, образуя вредные для организма вещества, которые удаляются с листьями, плодами, семенами, корой.
При этом процессе превращения веществ, протекающие в организме, обеспечивают его жизнедеятельность и постоянную связь с окружающей средой. Образовавшиеся в этом процессе ненужные вещества удаляются в окружающую среду, т.е. выделяются.
Увеличение количества особей. Размножение присуще всем живым организмам, но оно реализуется только в благоприятных для жизни условиях.
Растение в течение всей жизни увеличивается в размерах, т.е. растет, и приобретает новые свойства – развивается.
Все эти процессы зависят от условий окружающей среды.
При неблагоприятных условиях растение развивается медленно и плохо растет, а при благоприятных наоборот. Это свидетельствует о том, что растение, как все организмы, реагирует на изменение условий окружающей среды и его жизнедеятельность зависит от них.
Выводы по теме: формулируют учащиеся
— Почему растение можно назвать живым организмом?
— Дайте определение понятию биосистема
— Как называются процессы, протекающие в организме и обеспечивающие ему возможность существования
— В чем заключается процесс питания?
— Что собой представляет процесс обмена веществ?
— В чем заключается смысл размножения?
Домашнее задание: §3 читать.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1480206
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Для школьников к 1 сентября разработают короткие экскурсионные маршруты
Время чтения: 1 минута
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
ГДЗ биология 5 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 4 Разнообразие живой природы
Стр. 14. Вспомните
№ 1. Чем растения отличаются от животных?
Несмотря на то, что, согласно энциклопедическим словарям, растения и животные являются частями единой живой природы и имеют общие свойства (клеточное строение и обмен веществ), что объясняет единство их происхождения, они все-таки отличаются друг от друга.
Во-первых, растение является организмом, который питается неорганическими веществами из воды, почвы и воздуха, а из них создает органические вещества. Также растения – это прикрепленные к месту своего обитания организмы, то есть, ведущие неподвижный образ жизни. Животные же определяются как существа, которые способны к передвижению и питаются исключительно готовыми органическими веществами – сложной органикой (углеводы, белки, жиры). Они способны усваивать твердую пищу, предварительно переваривая ее.
Во-вторых, размеры, структура, особенности и состав растительных и животных клеток отличаются. Размер растительной клетки значительно больше (от 10 до 100 микрометров в длину), чем у животных (от 10 до 30 микрометров в длину). Форма их также отличается: у растений клетки имеют форму куба или прямоугольника, у животных округлую, неправильную форму. В растительных клетках энергия хранится в виде крахмала, тогда как в животных – в виде сложного углеводного гликогена. Растут клетки животных за счет увеличения своего числа, у растений – за счет увеличения своих размеров, накапливая больше воды в центральных вакуолях. Также у растительных клеток есть клеточная стенка, которая состоит из клеточной мембраны и целлюлозы. Но в них отсутствуют центриоли. У животных клеток клеточная стенка отсутствует, однако есть клеточная мембрана и цилиндрические структуры, которые организовывают сборку микротрубочек в процессе деления клеток.
В-третьих, растения не ограничены в своем росте, они могут расти всю свою жизнь. Животные же растут только в определенный период жизни, после их рост и развитие прекращается.
№ 2. Какие признаки характерны для живых организмов?
Для всех живых организмов характерно наличие следующих признаков:
Обмен веществ, питание, дыхание, выделение веществ – влаги, углекислого газа, неиспользованных питательных элементов;
Раздражимость (способность реагировать на изменение факторов окружающей среды);
Способность к размножению и наследственности;
Изменчивость и способность к адаптации.
Стр. 16. Моя лаборатория
Рассматриваем несколько растений одного вида (живые растения или гербарные материалы). Выявляем у них сходные черты. Объясняем, почему эти растения относят к одному виду.
Признаки | Ромашка аптечная | Ромашка непахучая (собачья) |
---|---|---|
Корень | Стержневого типа, слаборазветвленный. | Тонкий, веретенообразный, стержневого типа. |
Стебель | Голый, сильноветвистый. | Прямостоячий, наверху ветвистый. |
Листья | Сидячие, расположенные поочередно, рассеченные дважды на узколинейные заостренные доли. | Трижды перисто-рассечённые на узкие линейные острые доли, расположенные поочерёдно, сидячие. |
Цветок | Цветочные корзинки располагаются на длинных цветоножках одиночно. Цветки двух типов: внутренние (желтого цвета, трубчатые, обоеполые) и краевые (белые, язычковые, женские, сидят на полом и голом коническом цветоложе). | Цветочные корзинки с неполным полушаровидным плотным цветоложем. Цветки двух видов: краевые (ложно-язычковые, белые) и срединные (трубчатые, мелкие, жёлтые). |
Плод | Мелкая продолговатая семянка. | Темно-бурая трехгранная семянка. |
Цветение | Май – сентябрь. | Май – сентябрь. |
Место произрастания | Как сорняк в огородах и на полях, преимущественно в европейской части России (исключение – юго-восточные и северные районы). | В городах, полях, вдоль дорог, по берегам рек и прудов, практически повсеместно. |
Особенности | Все растение, включая цветочные корзинки, имеет горький вкус и характерный приятный аромат. | Однолетнее или двухлетнее растение с характерным ароматом. |
И ромашка аптечная, и ромашка непахучая являются травянистыми растениями, высота которых составляет от 25 до 50 см. Распространены они повсеместно и растут, как сорняки, в полях, на огородах, на лугах, около жилищ и вдоль дорог. Корень у них стержневого типа – прослеживается стержень и отходящие от него боковые и придаточные корешки. Период цветения обоих видов – с мая по сентябрь. Листья сидячие, расположены поочередно, перисто-рассечённые на узколинейные острые доли. Так как цветки ромашки аптечной и ромашки непахучей имеют сложное строение, а именно цветки двух типов – внутренние и краевые – эти два растения относят к семейству сложноцветных.
Рассматриваем несколько растений двух видов (живые растения или гербарные материалы): клевер красный и клевер ползучий; редьку дикую и редьку посевную. Находим у них черты сходства и различия. По каким признакам эти растения относят к разным видам?
Клевер красный (луговой) | Клевер ползучий (амория ползучая, белая чашка) |
---|---|
Сходства | |
Многолетнее травяное растение семейства бобовых и подсемейства мотыльковых с мочковатой корневой системой. Форма соцветия – шаровидные рыхлые головки до 4 см в диаметре. Цветок состоит из 10 тычинок (одна свободная и 9 сращены нитями) Листья сложные, тройчатые (изредка состоят из четырех листиков), с черешковым прикреплением. | |
Различия | |
Венчик диаметром 5 – 15 мм; длина чашечки 6 – 8 мм; шиловидные и длинно-оттопырено-волосистые зубцы чашечки; нижний зубец практически вдвое длиннее трубки, а все остальные равны ей; снаружи чашечка волосистая, в зеве – закрыта волосистым кольцом. | Венчик в диаметре 6 – 12 мм; длина чашечки около 4 мм, зубцы чашечки ланцетно-шиловидные; сама чашечка голая. Стебель ползучий, укореняющийся в узлах. Соцветия белые и шаровидные. Цветоносы длиннее черешков. |
Клевер луговой и клевер ползучий относят к разным видам, потому что клевер ползучий обитает в более влажных условиях, хорошо переносит холода в отличие от клевера лугового. Он не так высок, как клевер луговой, и имеет меньшую по размеру головку. Также короче у него и трубочки цветов.
Стр. 17. Вопросы после параграфа
№ 1. Для чего классифицируют организмы?
Организмы классифицируют для того, чтобы упорядочить накопленные за долгое время научные данные о них. Это нужно для удобства изучения живых организмов и исключения хаоса в научном мире.
№ 2. Что такое вид? Приведите примеры видовых названий.
Вид – это группа организмов или особей, которые схожи между собой по физико-экологическим, морфолого-анатомическим, генетическим и биохимическим признакам, а также занимают определенную территорию и способны скрещиваться между собой, в результате чего дают плодовитое потомство. Названия видов состоят из двух слов. Например, заяц беляк и заяц русак, береза пушистая и береза бородавчатая, купальница азиатская и купальница европейская.
№ 3. Какие царства живых организмов вы знаете?
№ 4. Чем отличаются живые организмы от неживых объектов?
Основным отличием живых организмов от неживых объектов является наличие у них таких признаков, как:
Клеточное строение (исключение – вирусы), потому что неживые объекты состоят их атомов;
Способность к росту и развитию (Хотя есть неживые объекты, например, кристаллы поваренной соли, которые могут расти со временем. Живые организмы – растения могут в определенный период находиться в состоянии покоя, например, в виде семян. Именно эти моменты делают живые организмы и объекты неживой природы схожими между собой);
Способность к дыханию и питанию, обмену веществ;
Способность к размножению – воспроизведению себе подобных.
Именно совокупность данных признаков и позволяет отличить живые организмы от тел неживой природы. При этом еще одним важным отличием является способность живых организмов получать и обрабатывать информацию из окружающей среды, осуществляя ответные реакции на внешние раздражители. Это называется раздражимостью.
№ 5. Какое значение для существования жизни на Земле имеет способность организмов к размножению?
Способность к размножению является одним из важнейших и определяющих свойств живых организмов. Если бы они не могли размножаться – воспроизводить себе подобных, то и жизни на Земле не существовало бы. В какой-то момент все виды организмов просто исчезли бы с нашей планеты, а все возможное разнообразие сводилось бы к каким-то случайным мутациям, либо результату воздействия вирусов. Но даже такие организмы существовали бы недолгое время и в конечном итоге бы все равно вымерли.
Стр. 17. Задание
Используя памятку на с. 9, составьте план параграфа.
Классификация организмов (вид, царство и чем они отличаются).
Какие царства живой природы существуют?
Основные отличия живых организмов от неживых объектов.
Стр. 16. Подумайте
Почему живые организмы составляют единое целое с неживой природой?
Живые организмы (растения, животные, люди) тесно связаны с неживой природой (вода, воздух, почва, небесные тела и т.д.) и составляют с ней единое целое. И ни один объект живой или неживой природы не может существовать по отдельности, потому что только при их тесном взаимодействии на Земле происходят процессы, которые не только обеспечивают, но и поддерживают жизнь. Например, растения не могут существовать без солнечного сета, влаги и воздуха. Из воздуха они поглощают углекислый газ, которым им необходим для фотосинтеза, а выделяют чистый кислород – важное вещество для жизни всех остальных живых организмов, включая человека. Ветер участвует в переносе семян растений, влага – в питании, солнечный свет – в процессе получения энергии. При этом растения и животные участвуют в поддержании химического состава воды, почвы и т.д.