Рациональное чтение что это

Рациональное чтение

Рациональное чтение что это. Смотреть фото Рациональное чтение что это. Смотреть картинку Рациональное чтение что это. Картинка про Рациональное чтение что это. Фото Рациональное чтение что это

Поток текущей информации, предназначенной для обработки, становится все более насыщенным. Рациональное чтение обеспечивает возможность быстро знакомиться с данными, выбирая из них только действительно значимые части.

Способы рационального чтения разделяются на несколько категорий в зависимости от фаз, в которых они используются.

Фазы рационального чтения

В пределах этой фазы перед человеком стоит задача определить, какие части текста имеют значения, а какие части – не представляют особой ценности. Для этого необходимо ответить себе на ряд вопросов, способствующих восприятию текста, как рационального процесса. Это могут быть вопросы, связанные с тем, какой материал обязателен к прочтению, что хочет прочесть сам читатель, что он из этого почерпнет, какой материал можно прочесть позднее, а от какого вообще следует отказаться.

Если один из текстов перешел в фазу «Во время чтения», ознакомиться с ним можно с помощью таких методов, как:

Этот метод направлен на то, чтобы в последний раз убедиться в том, что выбранный текст действительно представляет собой ценный материал.

Данный метод позволяет отыскать существенную информацию среди «мусора».

Метод «обобщающее чтение» дает возможность обобщить содержание и дать ему критическую оценку.

Выписки из текста обеспечат лучшее усвоение прочитанного и облегчат повторное чтение, если такое в будущем потребуется. С помощью пометок можно не только выделить важные места, но и дополнительно структурировать текст.

Техника рационального чтения на примере книг

Работая со справочной книгой, необходимо уметь выбрать самое главное, чтобы не читать ее целиком. Для этого следует придерживаться специальной техники:

Действуя таким способом, можно заметно сократить количество времени, которое обычно приходится тратиться на поиск необходимой информации.

Если Вас заинтересовала тема скорочтения, предлагаю познакомиться с ней подробнее.

Источник

Некоторые приемы рационального чтения

Рациональное чтение что это. Смотреть фото Рациональное чтение что это. Смотреть картинку Рациональное чтение что это. Картинка про Рациональное чтение что это. Фото Рациональное чтение что это

Современный деловой человек, стремящийся построить успешную карьеру, вынужден ежедневно читать множество газетных статей, аналитических обзоров в Интернете, рекламных проспектов и специализированных журналов. Справиться с этой задачей довольно трудно, если подходить к делу по старинке, то есть знакомиться с информацией не спеша, медленно осиливая абзац за абзацем, делая перерывы на осмысление новых сведений и частенько отвлекаясь на повторение пройденного. Оперативно «пропускать сквозь себя» огромные объемы информации можно только, если научиться читать очень быстро и запоминать главное, то есть подходить к изучению материала предельно рационально.

Рациональное чтение что это. Смотреть фото Рациональное чтение что это. Смотреть картинку Рациональное чтение что это. Картинка про Рациональное чтение что это. Фото Рациональное чтение что это

Освоить такой подход не так и сложно, как кажется – достаточно применить несколько простых и проверенных методов, которые одинаково эффективно помогут и приготовиться к школьному экзамену, и войти в курс дела перед важным деловым совещанием. Во-первых, нужно отказаться от привычки проговаривать про себя читаемый текст. Она остается почти у всех с первых уроков грамоты, во время которых буквы и слоги всегда произносятся вслух.

Рациональное чтение что это. Смотреть фото Рациональное чтение что это. Смотреть картинку Рациональное чтение что это. Картинка про Рациональное чтение что это. Фото Рациональное чтение что это

Увы, нужная и полезная на первых порах для запоминания артикуляция со временем превращается в обузу, так как, «произнося», хоть и не вслух, слова, человек вынуждает работать свой речевой аппарат, тем самым сильно замедляя продвижение взгляда по строке. Заметно ускорить изучение материала можно, заставив себя «замолчать» и далее воспринимать слова только с помощью ума. Поначалу это ограничение несколько снизит эффективность усвоения материала, однако со временем указанный недостаток исчезнет, а скорость заметно вырастет.

Рациональное чтение что это. Смотреть фото Рациональное чтение что это. Смотреть картинку Рациональное чтение что это. Картинка про Рациональное чтение что это. Фото Рациональное чтение что это

Естественно, одного лишь беглого «сканирования» текста явно не хватит для того, чтобы понять мысли автора, запомнить имена главных героев рассказа, уяснить для себя центральные моменты научного доклада. Поэтому к прочитанному нужно вернуться, но уже с целью быстро выделить и «отпечатать» в своем сознании самые важные элементы текста, вокруг которых он обычно и строится.

Что касается вступления, порой называемого не иначе как «водной частью», всевозможных отсылок к историческим прецедентам, долгих и пустых размышлений о важности обсуждаемой темы для соответствующей отрасли, то при втором прочтении их можно смело пропускать. Это позволит быстрее вернуться к тем абзацам, где излагаются суть статьи, ее опорные моменты, важнейшие идеи. Таким образом, рациональное чтение не только позволит быстро изучать «горы» литературы, но и поможет составлять из нее мысленные конспекты, делать выводы, оценивать содержание.

Источник

Использование методов рационального чтения для развития интереса к изучаемым предметам в начальной школе

Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни.

Как увлечь детей чтением? Что предложить или сделать такое, чтобы загорелись глаза и ребёнок потянулся к художественной книге? Как повлиять на ученика усилиями его самого? На каких примерах, учебниках увлечь детей в мир знаний, детей, только, что перешагнувших порог школы?

Овладение техникой чтения, речью – необходимое условие формирования социально – активной личности. Научиться хорошо читать, выражать свои мысли, уметь убедительно, ярко говорить необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее главных задач на современном этапе обучения учащихся считаю овладение методом рационального чтения.

Работу начинаю с отработки произношения звуков. Если выявляются дефекты речи, то дети работают параллельно и с логопедом. На уроках использую комплекс фонетических, артикуляционных упражнений, способствующих выработке у детей правильного произношения звуков, быстрого произношения слов.

1. Отчётливо произноси слоги.

2. Доскажи строчку.

Ша-ша-ша- …мама моет малыша.

3. Доскажи слово.

4. Какой звук часто повторяется?

Резиновую куклу купили в магазине,
Резиновую Зину в корзине принесли.

5. Отгадай загадку. Сколько слов с буквой Ж тебе встретилось?

Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.

6. Договори последний слог.

Чтобы научить детей внятно и чётко произносить слова при чтении использую на уроках чистоговорки, скороговорки.

ЖА-ЖА-ЖА – есть иголки у ежа.

Как обучать детей, чтобы они поняли прочитанный текст? Понимание художественного текста зависит от многого: глубокого понимания каждого слова, способности сосредоточить внимание, подключить воображение, сохранить в памяти поступившую текстовую информацию, умения сравнивать, прогнозировать, извлекать смысл из подтекстовой информации.

Предварительной работой могут послужить небольшие упражнения, которые важно давать в 1 классе, когда ребёнок приступает к чтению небольших текстов. Эти задания обогащают словарный запас детей, уточняет многие понятия, учат устанавливать связь между отдельными частями прочитанного.Упражнения можно использовать как для устных, так и для письменных работ. Детям раздаются карточки. Каждый ребёнок по очереди вслух читает своё задание и пытается дать ответ, остальные помогают ему в случае затруднения.

Образец тренировочной карточки.

Страшила решил взяться за ум и прочитать короткие стихи. Но он ничего не понимает. Пожалуйста, найди и поправь в тексте ошибки, чтобы он стал понятным.

Ехал дядя без жилета,
Заплатил он штраф за это.

У вратаря большой улов:
В его ворота – пять волов.

В гости спешил человек налегке –
Связку баранов держал он в руке.

Во время чтения того или иного все умственные силы идут у многих детей на самый процесс чтения – ребёнок весь напрягается, он боится, что слово будет прочитано наверно, он спотыкается на многосложных словах, он не умеет воспринимать их в группы слов в единое целое. У него не остаётся сил на то, чтобы понять смысл прочитанного.

Прежде чем говорить об анализе техники чтения, необходимо обратить внимание читателя на проблему культуры чтения.

Люди перестают мыслить,
Когда перестают читать.

Чтение, по словам многих выдающихся отечественных учёных, педагогов, психологов, играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность.

В 1981 году на основе методик Франции, ГДР, российских разработок и большого практического опыта, была создана методика обучения быстрому чтению Зюгановым Маратом Александровичем.

Для устранения этих недостатков используются целый ряд многофункциональных упражнений.

Упражнения для развития скорочтения.

1. Чтение методом ритмических фиксации.

*- точка фиксации взгляда.

В * субботу * мы * снова * побывали* в* зоопарке.*

Этот метод можно применять и во втором и третьих классах при индивидуальной работе. Скачкообразное чтение “ Кенгуру”, при этом точки расставляются после каждой логической паузы.

2. Чтение методом ритмического скольжения.

Рациональное чтение что это. Смотреть фото Рациональное чтение что это. Смотреть картинку Рациональное чтение что это. Картинка про Рациональное чтение что это. Фото Рациональное чтение что это

Во втором варианте стрелки могут быть сделаны из картона чёрного цвета.

Метод ритмичного скольжения можно использовать на разных этапах урока.

3. Чтение методом форсирования скорости.

Листом белой бумаги прикрывают строку. Лист бумаги передвигают со скоростью, слегка превышающей скорость перемещения взгляда от строки к строке. Разработанный метод может применяться для работы в парах на уроке, так и дома при участии родителей в отработке беглого чтения в домашних условиях. Все данные упражнения чисто технические. Они ориентированы на совершенствование навыков беглого, правильного чтения. Новые технологии нужны для принципиального изменения техники чтения.

Результативность процесса чтения тесным образом связана с эффективностью работы памяти.

1. Развитие масштабного внимания.

Прочитав слово, дети должны одновременно посчитать количество букв в слове, в словосочетании, в предложении. Этот метод приемлем для игровых моментов на уроках чтения.

Игра “Помоги Белоснежке”

— Сколько букв “Ж” в слове жужжат.
— В каком слове больше букв “С” (сосиска, соседи)

Игра “Посчитай, не ошибись”

— Сколько слов в четырёхстишье?
— Сколько слов в первой фразе?
— Сколько гласных в последнем слове?

2. Развитие масштабного и гибкого внимания.

При рассматривании текста надо найти нужное слово, дату, имя, фамилию, название профессии, за определенное время.

Этот метод помогает ученику быстро ориентироваться в тексте, быть более внимательным, развивать память. Для этого метода подойдут научно-популярные статьи из учебника, а так же взятые из справочной литературы.

3. Развитие комплексного внимания.

Параллельно читают два текста. Прерывать чтение текста можно на любом месте. Место прерывания фиксируют пальцем. За минимальное фиксирование время с максимальным качеством усвоить оба текста.

4. Динамическое расширение поля восприятия.

Для работы над динамическим расширением поля восприятия необходимы различные по форме и цвету геометрические фигуры, пуговицы, предметные картинки.

Этот метод можно променять как игру или творческую работу.

На пальцы рук положить предметные картинки и учиться видеть от первой до последней фигуры

Рациональное чтение что это. Смотреть фото Рациональное чтение что это. Смотреть картинку Рациональное чтение что это. Картинка про Рациональное чтение что это. Фото Рациональное чтение что это

На уроке чтения, в разделе “Весна”, предметных картинок может быть изображены раннецветущие цветы. После практической работы даётся задание составить по вариантам рассказ о цветке и сказку.

Совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению, во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к учению, школе, учителю, учащимся, коллективу класса, к самому себе.

Если ребёнок не овладел чтением, он чувствует ущербность, теряет веру в свои силы и способность успешно учиться.

Аутотренинг – это метод, основанный на самовнушении, который поможет каждому ученику изменить свои взгляды. Учащийся должен уметь ставить перед собой цель и упорно работать над её достижением. Уметь внушать себе, что он может читать лучше, быстрее, выразительнее.

Психологическая подготовка к чтению ведётся индивидуально или коллективно.

Примерный текст аутотренинга.

Я внимателен. Я не буду делать ошибок при чтении. Я буду читать быстрее, чем вчера. Я должен читать лучше!

На родительском собрании провожу анкетирование, которое позволяет проанализировать домашнее чтение, дать индивидуальные рекомендации родителям.

Источник

Статья » Методы рационального чтения»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Перевертова Светлана Викторовна

учитель начальных классов

Методы рационального чтения

1.1. Изучающее чтение

Акцентное вычитывание текста

Письменная организация материала

3. Методы рационального чтения

4. Приемы технологии критического мышления при работе с текстом.

4.1. Три фазы (этапа) технологии развития критического мышления.

4.2. Учимся воспринимать информацию (приёмы «Знаю – хочу узнать – узнал», «сюжетная таблица», «концептуальная таблица», «сводная таблица», «зигзаг».

4.3. Учимся прогнозировать (приём «верные – неверные утверждения»).

4.4. Учимся работать с текстом (приёмы «ключевые термины», «перепутанные логические цепочки», «работа с вопросником», «чтение – суммирование в парах», «чтение с остановками», «ч тение с пометками INSERT », «дневники и бортовые журналы», «кластер», «дерево предсказаний», «мудрые совы», «шесть шляп мышления», «фишбоун», «совместный поиск», «последнее слово за мной», «парный прогноз», «мозаика» «перекрёстная дискуссия», «хочу поделиться», «читательская конференция», «свободный микрофон»).

4.5. Учимся задавать вопросы (приём «толстые» и «тонкие» вопросы,

4.6.Учимся творчески интерпретировать информацию (приёмы «закончи предложение», «эссе», «составление телеграммы, инструкции, памятки», «синквейн», « хокку или хайку», «диаманта», «смысловая пирамида», РАФТ», «письмо по кругу»).

5. Технология обучения работе с текстом на проблемной основе.

6. Использование элементов ТРИЗ при работе с текстом

Изучающее чтение обеспечивает вдумчивое, глубокое понимание содержания текста и полный его охват.

Одним из основных приемов, способствующих достижению этой цели, является постановка вопросов после прочтения текста школьниками либо до прочтения (предварительные вопросы).

Наиболее эффективна постановка предварительных вопросов, так как с их помощью учащиеся могут:

1) целесообразно изменить план текста при его пересказе;

2) сравнить содержание изученного текста с ранее усвоенным материалом;

3) установить причинные связи между явлениями;

4) совершенствовать свои умения рассуждать и делать самостоятельные выводы.

Целенаправленный и правильно сформулированный предварительный вопрос существенным образом влияет на характер чтения.

Более эффективным средством углубления понимания текста является прием самопостановки вопросов к нему в процессе чтения и осмысления содержания читаемого. Этот прием позволяет рассматривать чтение и понимание учебного текста как решение мыслительной задачи, суть которой заключается в умении обнаруживать и решать те проблемы, которые составляют содержание текста.

Учитель должен научить школьников читать текст так, чтобы по ходу чтения они ставили перед собой вопросы, отражающие познавательную сущность текста, и с их помощью осознавали его логическую структуру, выделяя в нем главное, основное.

Приёмы изучающего чтения.

В какой степени знаком автор?

Внешние данные книги.

Предугадать содержание текста.

Выявить скрытые вопросы в тексте.

Искать в тексте ответы на скрытые вопросы.

Выделять, подчёркивать, записывать главное, существенное, непонятное, неизвестное.

Упражнения для обучения изучающему чтению

Распределите факты, содержащиеся в тексте, по степени важности.

Назовите данные, которые вы считаете особо важными. Обоснуйте свое решение.

Выразите главную идею текста одним предложением.

Добавьте факты, не меняя структуру текста.

Найдите в тексте данные, которые можно использовать для выводов/аннотации.

Поставьте вопросы к основной и детализирующей информации текста.

Напишите тезисы по содержанию прочитано, составьте письменную оценку (рецензию).

Прочитайте сокращенный вариант текста, заполните пропуски недостающими словами.

Упражнения для обучения ознакомительному чтению

Прочитайте план/утверждение, определите, соответствует ли он/оно последовательности изложенных в тексте фактов.

Расположите вопросы (заголовки), данные в ключе, в последовательности, соответствующей содержанию текста.

Выберите правильный ответ из 3- 4 вариантов.

Найдите в тексте ответ на вопрос, поставленный в заголовке.

Составьте план текста.

Найдите основную мысль в начале, середине и конце текста.

Подчеркните в каждом абзаце 1-2 предложения, которые можно было бы опустить как несущественные.

Просмотрите текст и озаглавьте его.

Перечислите факты, которые вы хотели бы запомнить.

Составьте аннотацию/краткий реферат прочитанного.

Передайте содержание текста в устной/письменной форме.

Составьте выводы на основе прочитанного.

Назовите наиболее интересные вопросы/данные, содержащиеся в тексте. Укажите, где можно использовать эти сведения.

Укажите, какая из двух аннотаций передает содержание точнее.

Прочитайте текст и составьте на основе содержания схему (диаграмму, анкету и др.).

На основе содержания прочитанного текста дорисуйте карту/ схему.

Выскажите свое мнение о возможности использования информации, содержащейся в тексте, в вашей будущей профессии и др.

В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее как упражнение, так как поиск той или иной информации, как правило, осуществляется по указанию преподавателя, Поэтому оно обычно является сопутствующим компонентом при развитии других видом чтения.

К поисковому чтению, как правило, предъявляются три главных требования:

точное формулирование задания для поиска;

ограниченное во времени проведение поиска нужной информации;

гарантированное нахождение требуемой информации в тексте.

Упражнения для обучения поисковому чтению:

Определите тему/проблему текста (статьи).

Прочитайте текст, определите, освещены ли в нем указанные вопросы.

Найдите в тексте основной довод в пользу заголовка.

Прочитайте два текста на одну тему, назовите расхождение в содержании (в количестве приведенных фактов, разнице оценок и т. д.).

Найдите на указанной странице характеристики действующих лиц, инструкцию, рецепт, рекомендации и т.д.

Просмотрите аннотацию, определите, соответствует ли она содержанию текста.

Найдите абзацы, посвященные указанной теме;

Найдите в тексте ответы на вопросы, дающие основания для выводов.

Просмотрите рисунок, назовите абзац, который он иллюстрирует.

Найдите в тексте факты, которые автор относит к положительным/отрицательным.

Разделите текст на части в соответствии с пунктами плана.

Выразите свое мнение о содержании текста и соотнесите его со своим собственным опытом и др.

Просмотровое чтение базируется на умениях выделять смысловые вехи по начальным фразам абзаца, по заголовкам, членить текст на смысловые части, выделять и обобщать факты в процессе чтения, прогнозировать дальнейшее развертывание текста. Чтобы сформировать данные умения, необходимо в процессе чтения текстов научить школьников анализировать заголовок (название) текста; соотносить текстовой материал с невербальной информацией (рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы и т.п.); прогнозировать содержание текста (абзаца) по начальным предложениям его; осмысливать способы обобщения сказанного в конце текста. Для этого используются следующие виды заданий:

Назвать ключевые предложения абзаца;

назвать предложения, которые открывают новую тему текста;

прочитать данные абзацы и определить, какая тема их объединяет;

из каких (скольких) частей будет состоять текст «Кем бы я хотел быть и почему?»;

с какой частью текста параграфа соотносятся рисунки (схемы, таблицы) и т. п.

Этот способ обычно применяется в процессе чтения газет, журналов, сборников статей, хрестоматий. Эффективен он и при сборе информации по какому-либо вопросу, когда приходится знакомиться с большим количеством источников из разных областей знаний. Применять этот способ при изучении учебников, фундаментальных монографий, важнейших книг по изучаемой проблеме нерационально.

Организация материала ( формы записей)

Существуют следующие основные формы записей: выписки, план, тезисы, конспект, реферат.

Выписки следует делать на специальных карточках или листах бумаги одинакового формата, лучше всего на одной стороне листа. При оформлении выписок следует точно и четко переписать исходные данные книги, указать страницу. Хранят выписки обычно по темам, в отдельных папках или конвертах.

Чрезвычайно удобно делать выписки на перфорированных карточках, которые имеют специальные прорези. Они дают возможность быстро извлекать те перфокарты, на которых записаны сведения по тем или иным проблемам. Перфокарты можно сделать и самому из плотной бумаги или ватмана.

Слово «конспект» в переводе с латинского означает очерк или обзор того или иного вопроса. В конспекте в сжатом виде содержится вся основная теоретическая и фактическая информация, все ценное, что заключено в изучаемой книге.

Однако анализ школьных конспектов показывает, что нередко учащиеся процесс конспектирования подменяют выборочным переписыванием текста. Такая работа отнимает много времени и сил и лишает важнейших результатов подлинного конспектирования: четкого понимания и прочного запоминания информации, формирования основных интеллектуальных умений, развития стиля речи. Конспект, не являющийся итогом логического анализа текста книги, как правило, мало пригоден и в будущем, для воспроизведения записи, для обзора информации по той или иной проблеме в процессе написания реферата, курсовой работы.

Важное значение имеет и правильное оформление конспекта. Конспект должен иметь четкую структуру, при этом подзаголовки, основные положения, выводы и т. п. следует выделять, записывая их разными чернилами или разным шрифтом, а также применяя всю систему пометок, подчеркиваний.

Конспект может быть текстуальным, тематическим, графическим и схематическим.

Графический конспект отличается тем, что оформляется изучаемый материал в виде отдельно выписанных и графически размещённых мыслей. Это позволяет лучше понять структуру и главные идеи конспектируемой книги, а также способствует прочному закреплению в памяти её основных положений.

Конспект-схема является дальнейшим совершенствованием графического конспекта, в нем более наглядно и четко выделяются:

Значение вопроса, темы, связь с предыдущим материалом;

данные экспериментально-теоретических исследований по узловым вопросам темы;

степень изученности данной темы и нерешенные проблемы.

Аннотация в книге обычно состоит из двух частей. В первой части формулируется основная тема книги, статьи; во второй части перечисляются (называются) основные положения.

Реферат и основные требования к его написанию

Прежде чем выбрать тему реферата, автору необходимо выяснить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить.

Этапы работы над рефератом

Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.

Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 8-10).

Обработка и систематизация информации.

Разработка плана реферата.

Публичное выступление с результатами исследования.

Содержание реферата

Знание современного состояния проблемы;

обоснование выбранной темы;

использование известных результатов и фактов;

полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;

актуальность поставленной проблемы;

материал, подтверждающий научное, либо практическое значение в настоящее время.

Компоненты содержания реферата

Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяется ее значимость и актуальность, указывается цель и задачи реферата, дается анализ использованной литературы).

Основная часть (каждый раздел, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из её сторон, логически является продолжением предыдущего, даются все определения понятий, теоретические рассуждение, исследования автора или его изучение проблемы).

Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации).

Список литературы (в соответствии со стандартами).

Методы рационального чтения

Цели чтения. Важнейшим условием рациональной организации работы с книгой является умение четко сформулировать цели и выбрать оптимальный способ чтения. При этом следует помнить о двух основных целях работы с научной литературой:

О приобретении необходимой информации;

О развитии способностей, прежде всего, внимания, логической памяти, мышления.

1. Обзор.
Сначала следует узнать, какую информацию несет книга в целом. (Предисловие и введение; оглавление и текст на обложке; рубрики и подзаголовки глав; резюме и выводы; поименный и предметный указатель).

2. Постановка вопросов.
Пассивное чтение, имеющее целью лишь восприятие информации, недостаточно для того, чтобы творчески проработать прочитанное. Постановка вопросов к тексту стимулирует активное осознанное чтение, а также способствует повышению внимательности (мотивации к чтению).
3. Чтение.
Следующая ступень-целевое и концентрированное восприятие материала. Для этого можно воспользоваться вспомогательными средствами, предлагаемыми автором: различными выделениями в тексте, графиками, указаниями и ссылками.

Для проработки специальной литературы рекомендуем следующие две ступени пятиступенчатого метода.
4. Обобщение.

Прочитанный текст нуждается в обобщении, чтобы удостовериться, что материал усвоен. Особенно помогают при этом вопросы к тексту, которые ставятся в начале чтения. Переход от постановки вопросов к чтению и обобщению материала поддерживает мотивацию к чтению.

5. Повторение.
Завершающее повторение служит сведению в единое целое отдельных результатов, полученных в ходе проработки текста, дополнению сделанных пометок, завершению работы над текстом, например, с помощью выписок.

Приемы технологии критического мышления

при работе с текстом

Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

Три фазы (этапа) технологии развития критического мышления.

Учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемому предмету (высказывают предположения), систематизируют информацию до её изучения; задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируя собственные цели.

Возможные приёмы и методы.

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Составление списка «известной информации».

предположение по ключевым словам;

систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

верные и неверные утверждения;

перепутанные логические цепочки и т.д.

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально, в парах, в группах.

2. Стадия осмысления.

Учащиеся читают текст (параграф), учитель предлагает активные методы чтения, ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом.

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения:

маркировка с использованием значков;

ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

поиск ответов на постановленные в первой части урока вопросы и т.д.

Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.

Вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;

возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

ответы на поставленные вопросы;

организация устных и письменных ответов;

организация различных видов дискуссий;

написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе);

исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

Творческая переработка, анализ, интерпретация и т. д. изученной информации, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

Прием «Знаю – хочу узнать – узнал»

Это один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг. До знакомства с текстом (модулем в целом) обучающиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики таблицы «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг. По ходу знакомства с текстом (содержанием курса), учащиеся заполняют графу «Узнал».

3 шаг. Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Дополнительно можно предложить еще две графы для заполнения.

Что осталось нераскрытым?

Анализ текста полезно выполнять так, чтобы в логике его содержалось сравнение различных явлений и понятий. Такие сравнительные таблицы могут стать основанием для будущей дискуссии.

Читая текст, ребёнок делает пометки, создавая «скелет» текста:

Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением.

Прием «концептуальная таблица» особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

Основной смысл использования приема «Сводная таблица» в технологии развития критического мышления заключается в том, что «линии сравнения», то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики. Для того, чтобы в какой-нибудь группе «линий сравнения» не было слишком много, можно предложить следующий способ: вывести на доску абсолютно все предложения учащихся относительно «линий», а затем попросить их определить наиболее важные. «Важность» необходимо аргументировать. Таким образом, мы избежим избыточности. И сделают это сами учащиеся. Категории сравнения можно выделять как до чтения текста, так и после его прочтения.

Прием «Зигзаг» основан на следующем принципе: члены рабочей группы становятся экспертами по определенным вопросам изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по-своему фрагменту текста, члены группы поочередно учат друг друга. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме. Перед тем как эксперты излагают изученный ими материал членам рабочей группы, они встречаются в экспертной группе, которая состоит из членов различных рабочих групп, которым «поручены» одинаковые фрагменты. Изучив фрагмент, члены экспертной группы обсуждают и планируют эффективные способы передачи информации членам своих рабочих групп.

Используя прием «Верные – неверные утверждения», на стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Учимся работать с текстом.

«Ключевые термины»

Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску.

Вариант «а»: Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте.

Вариант «б»: Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.

При знакомстве с исходным содержанием, учащиеся сопоставляют «свою» версия и версию «оригинального текста». Описанное задание обычно используется на стадии «вызова», однако на стадии «рефлексии» целесообразно вернуться к ключевым терминам и обсудить обнаруженные совпадения и выявленные разногласия. Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания при знакомстве с текстом оригинала. Предметная сфера не ограничена.

«Перепутанные логические цепочки»

Вариант «а»: Модификация приема «Ключевые термины». Дополнительным моментом является расположение на доске ключевых слов в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии «рефлексии» учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.

Вариант «б»: На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста (как правило, историко-хронологического или естественно-научного). Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения. Форма способствует развитию внимания и логического мышления. Более применима при изучении информативно-содержательных текстов.

«Работа с вопросником» применяется при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

Прием «Чтение – суммирование в парах» можно использовать как для объяснения нового материала, так и для закрепления изученного. Учащимся предлагается несколько разных текстов по теме (или один и тот же текст нескольким парам учеников). Каждая пара изучает свой текст, на большом листе фиксирует его краткое содержание (выдержками из текста), затем перед всем классом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания обоих текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов.

«Чтение с остановками» и вопросы Блума

Данный прием содержит все стадии технологии:

Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

Рекомендации по использованию приема «Чтение с остановками»

Текст должен содержать проблему.

При чтении важно найти оптимальный момент для остановки.

После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?»

На стадии рефлексии можно использовать такие приемы: «Толстые и тонкие вопросы», составление кластера, ЭССЕ, синквейн.

Простые вопросы (фактические вопросы) требуют знания фактического материала, ориентированы на работу памяти

Уточняющие вопросы: «Насколько я понял….», «Правильно ли я Вас поняла, что…»

Интерпретирующие вопросы (объясняющие). Побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?)

Оценочные вопросы (сравнение) необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке.

Творческие вопросы (прогноз). «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»

Практические вопросы: «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»

ИНСЕРТ – звуковой аналог условного английского сокращения ( INSERT – Interactive Noting System for Effective Reading and Thinking ), в дословном переводе означает «интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления».

Прием осуществляется в несколько этапов.

1 этап . Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

V «галочкой» помечается то, что им уже известно;

— знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

2 этап . Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. Знакомство с текстом и его маркировка может производиться в аудитории, при этом тьютор (лектор) может давать свои комментарии по ходу чтения.

3 этап . Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

Предметная область использования: учебные тексты с большим количеством фактов и сведений. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала. Очевидно, что этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.

Предложенные значки могут быть заменены другими символами по вашему усмотрению. Например, вместо « + » можно использовать « ! ». Главное – четкие критерии ранжирования информации.

«Дневники и бортовые журналы»

Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом.

Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома.

В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они «споткнулись».

На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице. Учитель знакомит учащихся с собственными комментариями, если хочет привлечь внимание учащихся к тем эпизодам в тексте, которые не прозвучали в ходе обсуждения.

«Трехчастные дневники» имеют третью графу – «письма к учителю». Этот прием позволяет работать не только с текстом, но и проводить диалог с учителем по поводу прочитанного.

Точка зрения автора

Кластер (от англ. cluster – гроздь) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий при построении кластера проста и логична:

Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или тезис, который является «сердцем» текста.

Слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планета и ее спутники»).

По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного текста.

Мастера работы с текстами советуют в работе над кластерами соблюдать следующие правила:

Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее

Заметим, что кластерная схема не является строго логической и позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы. Возможны следующие варианты: укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости); выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание, в отдельные схемы.

Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения тем или формой систематизации информации по итогам прохождения материала. В зависимости от цели педагог может организовать индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при анализе текстов практически любой природы.

Прием « Мудрые совы»

Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры таких заданий:

Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке.

Ты уже знаешь последние новости? Запишите ту информацию, которая является для Вас новой.

Далее организуется обсуждение результатов работы. При этом могут быть намечены следующие шаги: поиск дополнительной информации, домашние задания для отдельных учащихся или групп детей; выделение нерешенных проблем, определение последующих этапов работы.

«Шесть шляп мышления»

Белая шляпа. Подробная и необходимая информация. Только факты.

Желтая шляпа. Символическое отражение оптимизма. Исследование возможных выгод и положительных сторон.

Черная шляпа. Предостерегает и заставляет думать критически. Что может случиться плохого или пойдет не так.

Красная шляпа. Чувства, догадки и интуитивные прозрения. И не пытайтесь их объяснить.

Зеленая шляпа. Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях. Это возможность выразить новые понятия и концепции и использовать здесь латеральное мышление.

Синяя шляпа: позиция «размышления».

Для данного приема используется схема.

Рациональное чтение что это. Смотреть фото Рациональное чтение что это. Смотреть картинку Рациональное чтение что это. Картинка про Рациональное чтение что это. Фото Рациональное чтение что это

С её помощью можно в явлении различать составные части, в событиях выделять причины и последствия, аргументировать ответ и подтверждать его примерами и т. д. Основой для выполнения работы по схеме является проблема, содержащаяся в тексте или рассказе учителя. Её записывают в «голове» «фишбоуна», а вывод, получаемый по ходу работы, записывается в «хвосте».

При этом технология работы может варьироваться.

Индивидуальный путь. У всех текст одинаковый. В этом случае чтение текста и составление схемы происходит индивидуально. На этапе рефлексии возможен обмен мнениями, добавления в составленную схему, суммирование информации в единую схему, представленную на доске.

Использование приема «фишбоун» возможно как для работы с небольшими по объему текстами, так и с текстами, в которых содержится значительное количество информации. При этом возможно дробление текста на смысловые части, которые дополняют друг друга. Содержащая в этих частях информация не сравнивается, а суммируется для более полного анализа.

«Совместный поиск»
Обязательным этапом работы над любым (художественным и нехудожественным) текстом является читательская реакция: обмен мнениями. Это умение читателя извлечь из соприкосновения с текстом не только информационный пласт, но и проблемный, и эмоциональный. Реакция на текст, безусловно, будет более активной, если всячески ее стимулировать вопросами, охватывающими три направления:

На что обратили внимание в тексте?

Что запомнилось больше всего? Как думаете, почему?

Какие мысли возникли в связи с тем, что больше всего запомнилось?

Однако иногда в тексте имеются интересные и важные места, которые учащиеся могут пропустить. Именно в этом случае может помочь дискуссия «совместный поиск», когда на обсуждение выносится тема и идея произведения в целом. Проблемный вопрос для совместного поиска может заранее подготовить учитель, но лучше, если он возникнет у учащихся в результате обмена мнениями о прочитанном.

Когда вопрос сформулирован и записан, каждый присутствующий в классе обдумывает в течение заданного времени свой ответ и записывает его в тетрадь. Это дает возможность не только четко, понятно сформулировать мысль, но и вовлекает в работу всех учащихся, а не только активную, мотивированную часть класса.

Только после этого может начаться дискуссия. Просим учащихся обменяться мнениями, озвучив свой ответ на вопрос.

По ходу диалога желательно вести «регистрационный журнал», в котором кратко фиксируется идея и автор этой идеи. В роли «регистрационного журнала» может выступать и классная доска. Такая фиксация повышает ответственность за сказанное, формирует уважительное отношение к чужому мнению, стимулирует активность учащихся. В процессе дискуссии необходимо не только высказать свою точку зрения, но и пояснить (аргументировать) ее, ссылаясь на текст. Учитель должен оживлять разговор, обращаясь к отдельным, не слишком активным, ученикам.

Учитель на подобном уроке не дает ответов на вопросы, но умело направляет к решению вопроса.

Приём «Последнее слово за мной»

Приём «Парный прогноз»

Учитель предлагает список ключевых слов из рассказа, в парах происходит обсуждение и выводится предположение: о чем будет текст. Дается прогноз по сюжету.

Приём «Перекрёстная дискуссия»

По прочитанному тексту дается бинарный вопрос. Учащиеся работают в парах, выписывают аргументы в пользу каждой версии. Делятся на группы с противоположным мнением. Высказываются разные точки зрения, доказываются. Аргументы одной группы – контраргументы другой. Группы сидят в разных углах комнаты. Учащиеся могут менять свою точку зрения и переходить из группы в группу в течение дискуссии.

Сразу ли было понятно слушателям из сообщения рассказчика, о чем он говорит?

Все ли вопросы слушателей были понятны рассказчику?

На все ли вопросы слушателей рассказчик дал ответы? Сколько вопросов осталось без ответа?

Вопросы слушателей мешали рассказчику или помогали сделать сообщение?

При проведении конференции лучше попросить родителей по ходу сообщений готовить вопросы на понимание и краткие выступления (после вопросов и ответов) о том, было ли им интересно и полезно заслушать такое сообщение.

Ученики читают дома тексты и выполняют задания к ним. В классе они попарно проверяют друг у друга выполнение заданий. Затем учитель предлагает «микрофон» желающему рассказать что-то интересное по своему тексту. Ученик, взяв «микрофон», рассказывает, Те ученики, у которых сходные по смыслу тексты, добавляют. Учитель передает «микрофон» следующему и т.д.

Учимся задавать вопросы

Использование приема «Толстые и тонкие вопросы» развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст.

«Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа, «толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *