Рациональное чтение для детей что это

Использование методов рационального чтения для развития интереса к изучаемым предметам в начальной школе

Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни.

Как увлечь детей чтением? Что предложить или сделать такое, чтобы загорелись глаза и ребёнок потянулся к художественной книге? Как повлиять на ученика усилиями его самого? На каких примерах, учебниках увлечь детей в мир знаний, детей, только, что перешагнувших порог школы?

Овладение техникой чтения, речью – необходимое условие формирования социально – активной личности. Научиться хорошо читать, выражать свои мысли, уметь убедительно, ярко говорить необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее главных задач на современном этапе обучения учащихся считаю овладение методом рационального чтения.

Работу начинаю с отработки произношения звуков. Если выявляются дефекты речи, то дети работают параллельно и с логопедом. На уроках использую комплекс фонетических, артикуляционных упражнений, способствующих выработке у детей правильного произношения звуков, быстрого произношения слов.

1. Отчётливо произноси слоги.

2. Доскажи строчку.

Ша-ша-ша- …мама моет малыша.

3. Доскажи слово.

4. Какой звук часто повторяется?

Резиновую куклу купили в магазине,
Резиновую Зину в корзине принесли.

5. Отгадай загадку. Сколько слов с буквой Ж тебе встретилось?

Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.

6. Договори последний слог.

Чтобы научить детей внятно и чётко произносить слова при чтении использую на уроках чистоговорки, скороговорки.

ЖА-ЖА-ЖА – есть иголки у ежа.

Как обучать детей, чтобы они поняли прочитанный текст? Понимание художественного текста зависит от многого: глубокого понимания каждого слова, способности сосредоточить внимание, подключить воображение, сохранить в памяти поступившую текстовую информацию, умения сравнивать, прогнозировать, извлекать смысл из подтекстовой информации.

Предварительной работой могут послужить небольшие упражнения, которые важно давать в 1 классе, когда ребёнок приступает к чтению небольших текстов. Эти задания обогащают словарный запас детей, уточняет многие понятия, учат устанавливать связь между отдельными частями прочитанного.Упражнения можно использовать как для устных, так и для письменных работ. Детям раздаются карточки. Каждый ребёнок по очереди вслух читает своё задание и пытается дать ответ, остальные помогают ему в случае затруднения.

Образец тренировочной карточки.

Страшила решил взяться за ум и прочитать короткие стихи. Но он ничего не понимает. Пожалуйста, найди и поправь в тексте ошибки, чтобы он стал понятным.

Ехал дядя без жилета,
Заплатил он штраф за это.

У вратаря большой улов:
В его ворота – пять волов.

В гости спешил человек налегке –
Связку баранов держал он в руке.

Во время чтения того или иного все умственные силы идут у многих детей на самый процесс чтения – ребёнок весь напрягается, он боится, что слово будет прочитано наверно, он спотыкается на многосложных словах, он не умеет воспринимать их в группы слов в единое целое. У него не остаётся сил на то, чтобы понять смысл прочитанного.

Прежде чем говорить об анализе техники чтения, необходимо обратить внимание читателя на проблему культуры чтения.

Люди перестают мыслить,
Когда перестают читать.

Чтение, по словам многих выдающихся отечественных учёных, педагогов, психологов, играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность.

В 1981 году на основе методик Франции, ГДР, российских разработок и большого практического опыта, была создана методика обучения быстрому чтению Зюгановым Маратом Александровичем.

Для устранения этих недостатков используются целый ряд многофункциональных упражнений.

Упражнения для развития скорочтения.

1. Чтение методом ритмических фиксации.

*- точка фиксации взгляда.

В * субботу * мы * снова * побывали* в* зоопарке.*

Этот метод можно применять и во втором и третьих классах при индивидуальной работе. Скачкообразное чтение “ Кенгуру”, при этом точки расставляются после каждой логической паузы.

2. Чтение методом ритмического скольжения.

Рациональное чтение для детей что это. Смотреть фото Рациональное чтение для детей что это. Смотреть картинку Рациональное чтение для детей что это. Картинка про Рациональное чтение для детей что это. Фото Рациональное чтение для детей что это

Во втором варианте стрелки могут быть сделаны из картона чёрного цвета.

Метод ритмичного скольжения можно использовать на разных этапах урока.

3. Чтение методом форсирования скорости.

Листом белой бумаги прикрывают строку. Лист бумаги передвигают со скоростью, слегка превышающей скорость перемещения взгляда от строки к строке. Разработанный метод может применяться для работы в парах на уроке, так и дома при участии родителей в отработке беглого чтения в домашних условиях. Все данные упражнения чисто технические. Они ориентированы на совершенствование навыков беглого, правильного чтения. Новые технологии нужны для принципиального изменения техники чтения.

Результативность процесса чтения тесным образом связана с эффективностью работы памяти.

1. Развитие масштабного внимания.

Прочитав слово, дети должны одновременно посчитать количество букв в слове, в словосочетании, в предложении. Этот метод приемлем для игровых моментов на уроках чтения.

Игра “Помоги Белоснежке”

— Сколько букв “Ж” в слове жужжат.
— В каком слове больше букв “С” (сосиска, соседи)

Игра “Посчитай, не ошибись”

— Сколько слов в четырёхстишье?
— Сколько слов в первой фразе?
— Сколько гласных в последнем слове?

2. Развитие масштабного и гибкого внимания.

При рассматривании текста надо найти нужное слово, дату, имя, фамилию, название профессии, за определенное время.

Этот метод помогает ученику быстро ориентироваться в тексте, быть более внимательным, развивать память. Для этого метода подойдут научно-популярные статьи из учебника, а так же взятые из справочной литературы.

3. Развитие комплексного внимания.

Параллельно читают два текста. Прерывать чтение текста можно на любом месте. Место прерывания фиксируют пальцем. За минимальное фиксирование время с максимальным качеством усвоить оба текста.

4. Динамическое расширение поля восприятия.

Для работы над динамическим расширением поля восприятия необходимы различные по форме и цвету геометрические фигуры, пуговицы, предметные картинки.

Этот метод можно променять как игру или творческую работу.

На пальцы рук положить предметные картинки и учиться видеть от первой до последней фигуры

Рациональное чтение для детей что это. Смотреть фото Рациональное чтение для детей что это. Смотреть картинку Рациональное чтение для детей что это. Картинка про Рациональное чтение для детей что это. Фото Рациональное чтение для детей что это

На уроке чтения, в разделе “Весна”, предметных картинок может быть изображены раннецветущие цветы. После практической работы даётся задание составить по вариантам рассказ о цветке и сказку.

Совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению, во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к учению, школе, учителю, учащимся, коллективу класса, к самому себе.

Если ребёнок не овладел чтением, он чувствует ущербность, теряет веру в свои силы и способность успешно учиться.

Аутотренинг – это метод, основанный на самовнушении, который поможет каждому ученику изменить свои взгляды. Учащийся должен уметь ставить перед собой цель и упорно работать над её достижением. Уметь внушать себе, что он может читать лучше, быстрее, выразительнее.

Психологическая подготовка к чтению ведётся индивидуально или коллективно.

Примерный текст аутотренинга.

Я внимателен. Я не буду делать ошибок при чтении. Я буду читать быстрее, чем вчера. Я должен читать лучше!

На родительском собрании провожу анкетирование, которое позволяет проанализировать домашнее чтение, дать индивидуальные рекомендации родителям.

Источник

Некоторые приемы рационального чтения

Рациональное чтение для детей что это. Смотреть фото Рациональное чтение для детей что это. Смотреть картинку Рациональное чтение для детей что это. Картинка про Рациональное чтение для детей что это. Фото Рациональное чтение для детей что это

Современный деловой человек, стремящийся построить успешную карьеру, вынужден ежедневно читать множество газетных статей, аналитических обзоров в Интернете, рекламных проспектов и специализированных журналов. Справиться с этой задачей довольно трудно, если подходить к делу по старинке, то есть знакомиться с информацией не спеша, медленно осиливая абзац за абзацем, делая перерывы на осмысление новых сведений и частенько отвлекаясь на повторение пройденного. Оперативно «пропускать сквозь себя» огромные объемы информации можно только, если научиться читать очень быстро и запоминать главное, то есть подходить к изучению материала предельно рационально.

Рациональное чтение для детей что это. Смотреть фото Рациональное чтение для детей что это. Смотреть картинку Рациональное чтение для детей что это. Картинка про Рациональное чтение для детей что это. Фото Рациональное чтение для детей что это

Освоить такой подход не так и сложно, как кажется – достаточно применить несколько простых и проверенных методов, которые одинаково эффективно помогут и приготовиться к школьному экзамену, и войти в курс дела перед важным деловым совещанием. Во-первых, нужно отказаться от привычки проговаривать про себя читаемый текст. Она остается почти у всех с первых уроков грамоты, во время которых буквы и слоги всегда произносятся вслух.

Рациональное чтение для детей что это. Смотреть фото Рациональное чтение для детей что это. Смотреть картинку Рациональное чтение для детей что это. Картинка про Рациональное чтение для детей что это. Фото Рациональное чтение для детей что это

Увы, нужная и полезная на первых порах для запоминания артикуляция со временем превращается в обузу, так как, «произнося», хоть и не вслух, слова, человек вынуждает работать свой речевой аппарат, тем самым сильно замедляя продвижение взгляда по строке. Заметно ускорить изучение материала можно, заставив себя «замолчать» и далее воспринимать слова только с помощью ума. Поначалу это ограничение несколько снизит эффективность усвоения материала, однако со временем указанный недостаток исчезнет, а скорость заметно вырастет.

Рациональное чтение для детей что это. Смотреть фото Рациональное чтение для детей что это. Смотреть картинку Рациональное чтение для детей что это. Картинка про Рациональное чтение для детей что это. Фото Рациональное чтение для детей что это

Естественно, одного лишь беглого «сканирования» текста явно не хватит для того, чтобы понять мысли автора, запомнить имена главных героев рассказа, уяснить для себя центральные моменты научного доклада. Поэтому к прочитанному нужно вернуться, но уже с целью быстро выделить и «отпечатать» в своем сознании самые важные элементы текста, вокруг которых он обычно и строится.

Что касается вступления, порой называемого не иначе как «водной частью», всевозможных отсылок к историческим прецедентам, долгих и пустых размышлений о важности обсуждаемой темы для соответствующей отрасли, то при втором прочтении их можно смело пропускать. Это позволит быстрее вернуться к тем абзацам, где излагаются суть статьи, ее опорные моменты, важнейшие идеи. Таким образом, рациональное чтение не только позволит быстро изучать «горы» литературы, но и поможет составлять из нее мысленные конспекты, делать выводы, оценивать содержание.

Источник

Методы рационального чтения в начальной школе.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни.

Как увлечь детей чтением? Что предложить или сделать такое, чтобы загорелись глаза и ребёнок потянулся к художественной книге? Как повлиять на ученика усилиями его самого? На каких примерах, учебниках увлечь детей в мир знаний, детей, только, что перешагнувших порог школы?

Овладение техникой чтения, речью – необходимое условие формирования социально – активной личности. Научиться хорошо читать, выражать свои мысли, уметь убедительно, ярко говорить необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее главных задач на современном этапе обучения учащихся считаю овладение методом рационального чтения.

Работу начинаю с отработки произношения звуков. Если выявляются дефекты речи, то дети работают параллельно и с логопедом. На уроках использую комплекс фонетических, артикуляционных упражнений, способствующих выработке у детей правильного произношения звуков, быстрого произношения слов.

1 Отчётливо произноси слоги

Ша-ша-ша- …мама моет малыша.

4.Какой звук часто повторяется?

Резиновую куклу купили в магазине,

Резиновую Зину в корзине принесли.

5.Отгадай загадку. Сколько слов с буквой Ж тебе встретилось?

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу.

Тут уж вдоволь нажужжусь.

6.Договори последний слог.

Чтобы научить детей внятно и чётко произносить слова при чтении использую на уроках чистоговорки, скороговорки.

Как обучать детей, чтобы они поняли прочитанный текст? Понимание художественного текста зависит от многого: глубокого понимания каждого слова, способности сосредоточить внимание, подключить воображение, сохранить в памяти поступившую текстовую информацию, умения сравнивать, прогнозировать, извлекать смысл из подтекстовой информации.

Предварительной работой могут послужить небольшие упражнения, которые важно давать в 1 классе, когда ребёнок приступает к чтению небольших текстов. Эти задания обогащают словарный запас детей, уточняет многие понятия, учат устанавливать связь между отдельными частями прочитанного.Упражнения можно использовать как для устных, так и для письменных работ. Детям раздаются карточки. Каждый ребёнок по очереди вслух читает своё задание и пытается дать ответ, остальные помогают ему в случае затруднения.

Образец тренировочной карточки.

Страшила решил взяться за ум и прочитать короткие стихи. Но он ничего не понимает. Пожалуйста, найди и поправь в тексте ошибки, чтобы он стал понятным.

Ехал дядя без жилета,

Заплатил он штраф за это.

У вратаря большой улов:

В его ворота – пять волов.

В гости спешил человек налегке –

Связку баранов держал он в руке.

Во время чтения того или иного все умственные силы идут у многих детей на самый процесс чтения – ребёнок весь напрягается, он боится, что слово будет прочитано наверно, он спотыкается на многосложных словах, он не умеет воспринимать их в группы слов в единое целое. У него не остаётся сил на то, чтобы понять смысл прочитанного.

Прежде чем говорить об анализе техники чтения, необходимо обратить внимание читателя на проблему культуры чтения.

Что такое культура речи?

Это умение сравнительно быстро разобраться в смысловой структуре текста, выделять основные смысловые позиции содержания прочитанного материала.

Знание примеров запоминания текста.

Умение активизировать собственную мысль, фиксировать собственные мысли и идеи.

Культура речи – понимание текста.

Люди перестают мыслить,

Когда перестают читать.

В 1981 году на основе методик Франции, ГДР, российских разработок и большого практического опыта, была создана методика обучения быстрому чтению Зюгановым Маратом Александровичем.

Эта методика позволяет увеличить технику чтения с начальной скоростью от 35 до 100 слов в минуту. Ознакомившись и опробовав эту методику, я стала применять в своей практике. В отличие от традиционной системы обучения беглому чтению в основе лежит активная самостоятельная и индивидуальная работа, в соответствии со способностями и возможностями. Навыки рационального чтения вырабатывается, закрепляются, а затем используются на практике наиболее эффективнее, если в начале устраняются недостатки.

1.Неуверенность в себе, психологическая неготовность к чтению

2.Непродуктивные возвраты к прочитанным словам. Подобного рода повтор объяснятся стремлением учащегося утвердиться в точности понимания им смысла читаемого.

3.Проговаривание читаемых слов про себя. Ученик читает вначале слово, а затем тут же вновь его повторяет

4.Узкое поле одномоментного восприятии. Ученик не видит последующее слово

Для устранения этих недостатков используются целый ряд многофункциональных упражнений.

Упражнения для развития скорочтения.

Чтение методом ритмических фиксации.

*- точка фиксации взгляда.

В * субботу * мы * снова * побывали* в* зоопарке.*

Этот метод можно применять и во втором и третьих классах при индивидуальной работе. Скачкообразное чтение « Кенгуру», при этом точки расставляются после каждой логической паузы.

Чтение методом ритмического скольжения. Круглый год трудятся хлеборобы. Весной надо пахать и сеять., летом- ухаживать за посевами.

Во втором варианте стрелки могут быть сделаны из картона чёрного цвета.

Метод ритмичного скольжения можно использовать на разных этапах урока.

3.Чтение методом форсирования скорости.

Листом белой бумаги прикрывают строку. Лист бумаги передвигают со скоростью, слегка превышающей скорость перемещения взгляда от строки к строке. Разработанный метод может применяться для работы в парах на уроке, так и дома при участии родителей в отработке беглого чтения в домашних условиях. Все данные упражнения чисто технические. Они ориентированы на совершенствование навыков беглого, правильного чтения. Новые технологии нужны для принципиального изменения техники чтения.

Результативность процесса чтения тесным образом связана с эффективностью работы памяти.

1.Развитие масштабного внимания.

Прочитав слово, дети должны одновременно посчитать количество букв в слове, в словосочетании, в предложении. Этот метод приемлем для игровых моментов на уроках чтения.

Игра «Помоги Белоснежке»

— Сколько букв «Ж» в слове жужжат.

— В каком слове больше букв «С» ( сосиска, соседи)

Игра «Посчитай, не ошибись»

-Сколько слов в четырёхстишье?

-Сколько слов в первой фразе?

— Сколько гласных в последнем слове?

2.Развитие масштабного и гибкого внимания.

При рассматривании текста надо найти нужное слово, дату, имя, фамилию, название профессии, за определенное время.

Этот метод помогает ученику быстро ориентироваться в тексте, быть более внимательным, развивать память. Для этого метода подойдут научно-популярные статьи из учебника, а так же взятые из справочной литературы.

3.Развитие комплексного внимания.

Параллельно читают два текста. Прерывать чтение текста можно на любом месте. Место прерывания фиксируют пальцем. За минимальное фиксирование время с максимальным качеством усвоить оба текста.

Для работы могут взяты тексты из:

1.Учебника или один из них; 2.Из другого учебника. 3. Один из текстов на интерактивной доске.

4.Динамическое расширение поля восприятия.

Для работы над динамическим расширением поля восприятия необходимы различные по форме и цвету геометрические фигуры, пуговицы, предметные картинки.

Этот метод можно променять как игру или творческую работу.

На пальцы рук положить предметные картинки и учиться видеть от первой до последней фигуры

Рациональное чтение для детей что это. Смотреть фото Рациональное чтение для детей что это. Смотреть картинку Рациональное чтение для детей что это. Картинка про Рациональное чтение для детей что это. Фото Рациональное чтение для детей что это

На уроке чтения, в разделе «Весна», предметных картинок может быть изображены раннецветущие цветы. После практической работы даётся задание составить по вариантам рассказ о цветке и сказку.

Совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению, во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к учению, школе, учителю, учащимся, коллективу класса, к самому себе.

Если ребёнок не овладел чтением, он чувствует ущербность, теряет веру в свои силы и способность успешно учиться.

Аутотренинг – это метод, основанный на самовнушении, который поможет каждому ученику изменить свои взгляды. Учащийся должен уметь ставить перед собой цель и упорно работать над её достижением. Уметь внушать себе, что он может читать лучше, быстрее, выразительнее.

Психологическая подготовка к чтению ведётся индивидуально или коллективно.

1.Для чего вы хотите прочитать текст?

2. Где будут использованы полученные данные?

.Примерный текст аутотренинга.

Я внимателен. Я не буду делать ошибок при чтении. Я буду читать быстрее, чем вчера. Я должен читать лучше!

На родительском собрании провожу анкетирование, которое позволяет проанализировать домашнее чтение, дать индивидуальные рекомендации родителям.

1.Какие книги прочитал ваш ребёнок вместе с вами?

2.Сколько книг подарили своему ребёнку?

3. Какой любимый писатель вашего сына или дочери?

4.Есть ли дома библиотека?

5. Сколько времени читает ваш ребёнок?

1. Щеблыкина Татьяна Михайловна

2. «Использование методов рационального чтения для развития интереса к изучаемым предметам в начальной школе»

4.г Кропоткин, МО Кавказский район

6. Учитель начальных классов

8 Служебный телефон 8(861 38) 7-30-60

9 Мобильный телефон 8 918 69 111 29

Источник

Сообщение «Приемы рационального чтения»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

учитель-логопед МБОУ «СОШ № 5»г.Братск

Приемы развития рационального чтения

а не глазом смотреть на мир умеет разум».

Важность чтения в нашей жизни не подлежит обсуждению. Сухомлинский в период исследования причин снижения умственных способностей у школьников заметил, что если в младших классах дети мало уделяли внимания процессу чтения и обработки получаемой информации, что приводило к трудностям обучения.

Печальным фактом является то, что, однажды научившись читать, мы

больше не уделяем внимания тому, чтобы повысить эффективность этого важного процесса. Когда мы учимся читать, мы произносим буквы, потом слоги, потом слова. Вырабатывается рефлекс, навык проговаривать текст (сначала вслух, потом шепотом, потом — про себя). Эта школьная привычка, на первых порах способствующая лучшему восприятию графической информации, впоследствии становится неким тормозом, замедляющим процесс чтения и, соответственно, значительно сокращающим объем получаемой нами информации.

Привычка проговаривать (пусть даже всего лишь про себя) чрезвычайно устойчива и сохраняется у большинства всю жизнь. Все методики скорочтения базируются на том, чтобы научить читающего видеть основу, стержень, не зацикливаясь на маловажных деталях.

Многие тексты избыточны. Например, в общественно-политических,

общенаучных и научно-популярных материалах существенная информация составляет не более 25-30 %. Нужно всегда учитывать то, что наш мозг обладает высокой избирательной способностью и потому читать нужно не слова, а мысли. Кроме того, мозгу присуща догадка, предвосхищение. Для того чтобы правильно прочесть фразу, достаточно видеть по 2-3 буквы из каждого слова или верхние или нижние половинки букв.

Рациональное чтение — это быстрое восприятие текстовой информации с оптимальным его осмыслением и усвоением. Эффективно читать — это значит:

При традиционном чтении читатель видит деревья, при быстром — лес. То есть при традиционном чтении читатель видит частности, при быстром — сразу всю общую картину.

Причины медленного чтения:

• неэффективная работа анализаторов-рецепторов, поставляющих информацию в мозг (речедвигательного, речеслухового, зрительного)

• регрессивные движения глаз (возвращение назад)

• отсутствие предугадывания, прогнозирования

• ненаучная организация умственной работы

Каналы восприятия и обработки цифровой информации:

При обычном чтении происходит последовательная работа трех каналов: зрительного, речедвигательного, слухового.

Такой общепринятый подход многоступенчатой обработки текста тормозит чтение и снижает усвоение прочитанного потому что:

• при проговаривании глаза слишком долго задерживаются на

одном слове (хотя способны сканировать целые комплексы слов)

• скорость чтения привязана к скорости работы органов речи

(не более 150-300 слов в минуту)

• человек, скорее, слышит текст, чем видит (хотя глаза могут

воспринимать и передавать информацию в мозг в десять тысяч раз

• проговаривая, человек внимает, скорее, словам, чем мыслям

Доказано, что текстовая информация может передаваться в мозг

напрямую от глаз, минуя речь и слух.

Когда мы учимся читать, мы произносим буквы, потом слоги,

потом слова. Вырабатывается рефлекс, навык проговаривать

текст (сначала вслух, потом шепотом, потом — про себя). Эта

привычка чрезвычайно устойчива и сохраняется у большинства

Все, кто читает менее 300 слов в минуту, артикулируют.

Побороть этот стереотип — пройти полдороги к овладению скорочтением. Однако без артикуляции невозможно мышление. Нужно подавить речедвигательный рефлекс, предельно сжать внутреннюю речь.

Упражнения на подавление внешней артикуляции при чтении

Упражнение Губная тишина

1. Палец руки удерживать на губах.

2. Следить за тем, чтобы губы не шевелились.

Упражнение Аккуратный обхват

1. Зажать зубами карандаш.

2. Язык и губы не должны касаться карандаша.

Упражнение Языковое прижатие

Прижать язык к зубам.

Упражнение Языковое зажатие

Зажать язык зубами.

Упражнения на подавление внутренней артикуляции при чтении

Цель — создание препятствия для артикуляции; не предполагается

понимание и усвоение текста.

Упражнение «Ла-ла-ла» вслух

Во время чтения произносите вслух какие-либо звукословосочетания

(ла-ла-ла, ни-ни-ни и т.п.) или отдельные слова.

Упражнение «Ла-ла-ла» про себя

Во время чтения произносите про себя какие-либо звукословосочетания

или отдельные слова.

Во время чтения ведите счет (например от 1 до 21), считайте слова

в тексте или определенные буквы.

Читая, слушайте спокойную музыку, следя за развитием мелодии.

Упражнение «Прием Н.И. Жинкина»

1. Читая про себя, необходимо выстукивать специальный ритм (двухтактное постукивание с четырьмя ударными элементами в первом такте и двумя во втором со значительным усилением удара на первом элементе каждого такта). Стучать следует в среднем темпе:

2. Правши должны выстукивать карандашом или ручкой по столу

в одну точку зажатыми собранными вместе пальцами правой руки

(левши должны выстукивать ритм одновременно двумя руками).

3. Должна активно работать вся рука, а не только кисть.

4. Главное — обеспечить непрерывное и правильное выстукивание

ритма, полное понимание прочитанного не требуется.

Зрительное восприятие текста

Глаза человека находятся в одном из двух возможных состояний — остановки и движения. Какой-либо объект, в данном случае текст, воспринимается только в период остановки. И скорость переработки информации зависит от объема воспринимаемой информации в момент остановки. Таким образом, для увеличения скорости чтения требуется не только увеличение скорости движения глаз, но и увеличение объема считываемой информации за одну остановку — увеличение поля зрения.

Поле зрения — это видимое глазами пространство во время их неподвижности и фиксации определенного участка графической информации, воспринимаемой за одну остановку. Различают зону центрального видения (угол 2°) и периферийного зрения (угол до 1 20°).

Оперативное поле зрения — это рабочая часть того поля зрения, в пределе которого в каждый данный момент осуществляется определенное зрительное действие (обнаружение, различение, опознавание и т.п.).

Горизонтальное поле зрения — это участок строки, воспринимаемый при чтении за одну фиксацию.

Вертикальное поле зрения — это участок текста, воспринимаемый за одну остановку.

Определение угла зрения

1. Проведите в середине текста вертикальную линию.

2. Глаза устремлены только на эту линию. Отметьте те части строк

слева и справа от линии, какие видите отчетливо. Измерьте

величину каждого при помощи линейки.

3. Полученные величины сложите. Полученное число — величина

угла вашего зрения.

Упражнения для расширения горизонтального поля зрения

1. Посередине книжной колонки проведите вертикальную линию.

2. Читайте строку за две остановки (одна — левая часть, вторая —

правая часть строки).

Упражнение «Три колонки»

1. Разделите двумя вертикальными линиями книжную страницу на три равные колонки.

2. Прочитайте страницу так, чтобы каждая строка читалась за три остановки: левая колонка, средняя, правая.

1. Найдите стихотворение с короткими строчками.

2. Одну строку читайте за одну остановку, фокусируя глаза на крайних словах.

3. Подберите стихотворение с более длинными строками.

1. Возьмите открытку или репродукцию какой-либо картины

2. Рассмотрите ее так, чтобы глаза воспринимали как можно больше

1. Рассмотрите широко открывающуюся вашему взору панораму за окном.

2. Перенесите этот взгляд на текст, подстраивая глаза по краям строчек текста: сектор оперативного поля сужается, его нужно снова и снова увеличивать.

3. Повторите эти действия несколько раз.

Упражнения для расширения вертикального поля зрения

Упражнение «Пирамиды цифр»

1. Прочитайте эти пирамиды соответственно слева направо и справа налево

2. Сосредоточьтесь на цифрах, стоящих в средних строках.

3. Одновременно постарайтесь увидеть цифры сверху и снизу.

Упражнение «Цифровые колонки»

1. Прочитайте каждую из этих колонок за одну фиксацию глаз.

2. Подстраивайте глаза одновременно на нижней и высшей цифрах

Упражнение «Сопровождение пальцами»

1. Прочитайте текст газетной колонки, сопровождая чтение четырьмя пальцами, быстро передвигая их сверху вниз.

2. Тоже сделайте тремя, двумя, одним пальцем.

Упражнения на развитие панорамного восприятия текста

Упражнение «Ряд таблиц»

1. Очень быстро найдите в этих таблицах все цифры от 1 до 25 в возрастающей последовательности, соблюдая следующие условия:

а) зафиксируйте взгляд на центральной цифре;

б) выполняйте задание, не прекращая фиксации глаз на центральной

3. Сделайте самостоятельно еще несколько подобных таблиц формата

газетной колонки и книжного текста и потренируйтесь с ними.

1. Возьмите несколько разных газет.

2. Просматривая их, мгновенно схватывайте заглавия, выделенные

слова, объявления и т.п.

Упражнение «Номера машин»

1. Идя по улице, мгновенно «цепляйте» взглядом номера припаркованных или проезжающих автомобилей.

2. Глядя по сторонам, также мгновенно схватывайте выделенные слова на каких-либо вывесках и в объявлениях.

Упражнение «Где бы то ни было, когда бы то ни было»

1. Расширяйте сектор обзора всегда и в любой обстановке (дома,

в транспорте, на улице и т.д.).

2. Не двигая зрачками, увидьте как можно больше предметов со

всех сторон (снизу, слева, сверху, справа).

Упражнения на развитие подвижности и маневренности глаз

Упражнение «Первое и последнее»

2. Читайте очень быстро первое и последнее слово в каждой строке, показывая карандашом.

3. Остальные слова читать не надо.

Упражнение «Цифры, буквы, фразы»

1. Напишите взглядом цифры от 1 до 33.

2. Так же напишите все буквы алфавита.

3. Таким же образом напишите несколько любых словосочетаний, фраз.

Вращайте глазами по кругу, по часовой стрелке. Затем то же, но

против часовой стрелки.

20—30 раз проделайте махи взглядом по потолку, полу, стене. Помашите таким образом на вид из окна. Постарайтесь, чтобы вашими странными движениями не заинтересовался прохожий с биноклем.

Упражнения на подавление неоправданных возвратов к уже прочитанному

(регрессивных движений глаз)

По мере прочтения строки закрывайте прочитанное листом

плотной бумаги, передвигая его вниз. Продвигайте лист все

Упражнение «С помощью рук»

При чтении используйте указательные пальцы обеих рук. Палец

левой руки, двигаясь горизонтально по читаемой строке,

определяет скорость чтения. Палец левой руки расположен с

правой стороны текста и постоянно двигается сверху вниз. Пальцы

не позволяют регрессировать, постоянно двигаясь дальше и

препятствуя возвратам назад, к уже прочитанному.

Упражнение «Без предела»

При чтении постоянно переходите пределы быстроты чтения:

читайте 1 страницу за 1 минуту, затем 1 страницу за полминуты.

Прочитывайте 1—2 страницы вслух.

И в заключении: человек воспринимает глазами 20 % информации, из них

70 % — посредством чтения, поэтому очень важно, чтобы каждый человек владел приемами рационального чтения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *