Развитие речи что интересного я узнаю в школе

Конспект НОД по развитию речи «Скоро в школу»

Конспект по развитию речи «Скоро в школу»

Закрепить знания и умения детей в образовании однокоренных слов, подборе антонимов, синонимов, образовании множественного числа Родительного падежа, составлении распространённых предложений с однородными членами (сущ. прил. глагол, наречие,сложноподчинённых предложений, предложений по предметным картинкам, в выделении в предложении слов, в словах звуков, придумывать слова на заданный звук.

Учить сочинять импровизировать, разыгрывать диалоги, пользоваться выразительной речью, совершенствовать грамматический строй речи. Воспитывать самостоятельность, умение слушать других детей.

Материал: Фишки красные, сини, зелёные, предметные картинки, портфель, школьные принадлежности, предметные картинки, колокольчик, простые карандаши,листок бумаги.

Ход занятия.

1.-Ребята, скоро вы заканчиваете детский сад и пойдёте (школу).

–А какие родственные слова есть у слова «школа» (школьник, школьница,

школьный, школьная).

-Чем вы будете заниматься в школе? (Учиться)

— Подберите к этому слову, родственные слова. (ученик, учительница, ученица,

2. Д/игра : «Чего не стало»

— Чтобы отправиться в школу, надо собрать портфель. Посмотрите, что лежит у меня

на столе? (школьные принадлежности).

-Поиграем в игру. Я буду убирать в портфель всё по порядку, а вы будете говорить,

чего не стало. (не стало ручек, книжек, книг, карандашей, тетрадей, пенала)

3. – Портфель собран. Теперь нам надо одеться. Подумайте и скажите, что вы наденете

1 сентября. (Я пойду в школу 1 сентября в чёрных брюках, белой рубашке)

— Кого вы пригласите с собой? (маму, папу, брата.)

— Как вы будете собираться (волноваться, спешить, торопиться, переживать)

— Какую погоду мы закажем на 1 сентября? (Я хочу, чтобы погода была ясная,

тёплая, безветренная, солнечная).

— Как вы будете чувствовать себя в этот день? (радостно, весело, светло)

4. Игра «Почему? и Потому»

— Прежде чем идти в школу давайте вспомним правила поведения в школе.

— Почему нельзя в школе бегать?

-Почему нельзя перебивать учителя?

-Почему нельзя разговаривать на уроке?

-Какие предметы вы будете здесь изучать? (В школе мы будем изучать русский

-Скажите ребята, из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из слов)

— А слова? (Слова состоят из звуков)

согласный, а в слове лампа твёрдый согласный.) Молодцы.

— А сейчас ребята, я предлагаю Вам придумать предложения по двум карточкам.

7. Звенит колокольчик. Перемена.

Бабочка – самолёт (они оба летают, но бабочка это насекомое, а самолёт транспорт)

8. Звенит колокольчик. Урок чтение.

На уроке чтения в школе вы не только будете читать, но и придумывать свои сказки, рассказы, разные истории.

-Сейчас я начну рассказывать вам историю, а вы продолжите и закончите её

Эта история называется : «Незнайка и Буратино.» (Выходят два мальчика)

— Захотелось Незнайке собрать грибов. Пошёл он в лес, но взял с собою удочку.

Встретил его Буратино….

мышка.?Третья история: «Зайка и мишка»

-Зайка рассказывал в лесу зверям, какую красивую елку он видел под Новый год на окраине города. А мишка не знает, что такое Новый год. Почему он не знает

Что рассказала белочка волку о своих запасах на зиму

9. Звенит колокольчик. Перемена Физпауза.

Хомка, Хомка, хомячок

Хомка раненько встаёт

Моет щёчки, шейку трёт

Подметает Хомка хатку

Хомка делает зарядку

1 2 3 4 5 Хомка хочет, сильным стать.

10. Звенит колокольчик. Урок рисования Д/ игра «Художники»

Разделите лист на 4 части.

Сегодня м будем рисовать отгадки на мои загадки, потешки.

Ног нет, а хожу, рта нет,а скажу, когда спать, когда вставать, когда работу начинать.

Стоит Антошка на одной ножке.

Кто всю жизнь с иголками ходит, а шить не умеет.

Задание «Нарисуй, то, чего не стало.»

— кошка, дом, трава, луна, машина.

-кошка, дом, трава, машина.

Зайку бросила хозяйка, под дождём остался зайка, со скамейки слезть не смог весь до ниточки промок.

11. Звенит колокольчик. Конец уроков.

Анализ. Пирамида настроения.

Дети из рук строят пирамидку, отвечая на вопросы воспитателя.

Какое у вас настроение? Почему?

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Источник

Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в школу»

Развитие речи что интересного я узнаю в школе. Смотреть фото Развитие речи что интересного я узнаю в школе. Смотреть картинку Развитие речи что интересного я узнаю в школе. Картинка про Развитие речи что интересного я узнаю в школе. Фото Развитие речи что интересного я узнаю в школе Барбаякова Светлана Юрьевна
Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в школу»

Программное содержание: Расширять, уточнять актуализацию словаря по теме «Школьные принадлежности» совершенствовать грамматический строй речи.

Продолжать учить слушать, развивать умение обращаться за помощью, доводить начатое дело до конца.

Развивать связную речь, мышление, воображение.

Воспитывать умение выслушивать сверстников, чувство ответственности, самостоятельность.

Оборудование: мнемотаблицы, красные круги.

Ход занятия.

— Давайте улыбнёмся друг другу и каждый поздоровается со своим соседом, называя его ласковым именем.

— Ребята отгадав загадки, вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.

— На коробку я похож,

Ручки ты в меня кладешь.

Школьник, ты меня узнал?

Ну, конечно, я —(пенал)

Если ты его отточишь, нарисуешь всё,что хочешь:

Солнце, реки, горы пляж. Что же это? (карандаш)

То я в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей-ка!

можешь и нарисовать

Что такое я. (Тетрадь)

Если ей работу дашь –

Зря трудился карандаш. (Резинка)

Тот ум приобретёт. (Школа)

— Молодцы, ребятки, все отгадали загадки!

__ О чем я загадала загадки? Как можно назвать отгадки одним словом (школьные принадлежности)

— Вы хотели бы сейчас оказаться в школе? Сейчас я произнесу волшебные слова и вы все превратитесь в школьников. Попробуем. Закрывайте глаза.

-Покружитесь, покружитесь в школьников все превратитесь. Все — сейчас вы настоящие ученики.

— Как называются дети, которые учатся в школе? (ученики,

—Кто учит детей (учитель).

— Вот и мы сегодня должны показать свои знания, как настоящие ученики.

-Значит сегодня я буду учителем, а вы моими учениками.

— Я буду задавать задания, а вы выполнять их.

— И вот первое задание игра «Регулировщики». Я буду произносить слова, если вы услышите, что слово начинается на звук А, поднимите красный круг.

(Апельсин, дом, лук, ананас, Аня, лак, автобус, Арина)

-А сейчас вы придумайте слова, которые начинаются на звук А. (дети по цепочке называют).

— Молодцы вы справились с первым заданием, сейчас следующее задание игра «Назови лишнее слово».

Стол, шкаф, ковер, кресло, диван.

Волк, собака, рысь, лиса, заяц.

Зима, апрель, весна, осень, лето.

Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша.

Стакан, чашка, ложка, корабль, вилка.

Хлеб, конфеты, суп, лопата, каша.

— Молодцы и с этим заданием вы справились

— Но вы наверное знаете, что в школе бывают перемены? (ответы детей)

— Вот и я вам предлагаю отдохнуть.

Раз, два, три, раз, два, три —

(движение по кругу спортивным шагом)

В гости в школу мы пришли.

На носочки мы встаём —

И растём, растём, растём — руки

(медленное поднимание рук вверх)

Мы встаём и приседаем —

(дети поочерёдно приседают и встают)

И нисколько не устанем.

Мы немножко подрастём —

(наклоны туловища влево — вправо)

В школу с радостью пойдём —

(все шагаю по кругу).

— Молодцы, мы отдохнули и продолжим дольше выполнять наши задания.

А сейчас попробуем наоборот, я буду говорить слова, обозначающее много предметов, а вы один.

Первое слово – Саша.

Второе слово – ученик.

Давайте прочитаем предложение (Саша ученик, а сейчас поменяем слова местами что получится? (Ученик Саша). Тоже (Аня взяла портфель)

— Молодцы вы справились и с этим заданием.

— А теперь давайте сядем удобно, и послушаем меня внимательно я произнесу скороговорку, а вы мне скажите говорила я как обычно или выделяла какой то звук голосом.

«Саша шапкой шишку сшиб». Какой звук я выделяла? А теперь кто пойдет расскажет эту скороговорку по схеме. Тоже «У еже ежата у ужа ужата»

— Умницы вы справились и с этим заданием, а теперь давайте выполним последнее задание игра «Кем, чем, был?»

— Вот и закончились наши задания вы все были молодцы.

— Понравилось ли вам быть учениками?

— Хотите ли вы в школу и почему?

Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи «Путешествие в лето» Цель: Выявить знания и представления детей о лете, развивать речь, упражнять детей в проведении звукового анализа слов, закрепить названия.

«Путешествие Буратино в школу». Итоговое занятие по развитию речи для детей подготовительной группы с ТНР Занятие по развитию речи в подготовительной группе детей с ТНР Тема: «Путешествие Буратино в школу». Цель: Повторение и обобщение знаний.

Конспект НОД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Скоро в школу» Конспект НОД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «СКОРО В ШКОЛУ» Подготовила и провела: Меркулова.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Сказочное путешествие» КОНСПЕКТ НОД по развитию речи в старшей и подготовительной группе Тема: «Сказочное путешествие». Составила: Зонова И. А. воспитатель.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Путешествие по сказкам» Цель: Закрепление знаний детей о сказках. Задачи: Образовательная: формировать умение узнавать сказку по иллюстрациям, предметам, эпизодам.

Конспект НОД в средней группе по развитию речи «Путешествие друзей» План: 1. Дидактическое упражнение «Кто пришел, что принес?». 2. Беседа о доброте, добрых поступках. 3. Психогимнастика «Настроение». 4.

Конспект НОД в старшей группе по развитию речи «Весеннее путешествие» МБДОУ «Детский сад № 31» Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ- технологий в старшей группе.

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе «Скоро в школу мы пойдем» Конспект итогового занятия в подготовительной группе по развитию речи «Скоро в школу мы пойдем» Воспитатель: Салманова Татьяна Сергеевна.

НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» НОД по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Правильной речи (Учимся красиво говорить) Цели и задачи:1. Софрмировать умения.

Источник

Занятие по развитию речи в подготовительной логопедической группе на тему «Школа»

Цель занятия: развить интерес к обучению в школе и желание учиться на хорошие оценки.

На столе у воспитателя расставлены кубики с буквами «Ш», «К», «О», «Л», «А», «Р» в разном порядке.

Воспитатель: Посмотрите, на столе лежат кубики с буквами, давайте назовём каждую букву. Если вы составите из этих букв слово, то узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.

Дети составляют слово «ШКОЛА».

Воспитатель: Так о чём мы сегодня будем говорить? (О школе).

Воспитатель: А что такое школа? Какие школьные предметы преподают в школе? Чем отличается школа от детского сада?

Дети: У нас групповая комната, а в школе эта комната будет называться – класс. У нас – столы, а в школе – парты. В детском саду – воспитатель, а в школе – учитель. В детском саду – занятие, а в школе – урок. В детском саду оценки не ставят, а в школе – ставят.

Воспитатель: А какие самые хорошие оценки в школе? Каким должен быть ученик в школе?

Дети: 4 и 5; любознательным, прилежным, вежливым.

Воспитатель: Вы хотите сегодня, на один день очутиться в школе? Представьте, что вы ученики, а наша групповая комната – это класс, а я буду вашим учителем. Урок в школе начинается со звонка, прозвенел звонок – начинается урок.

Воспитатель: Прежде чем сесть за свои места, ученики приветствуют учителя, встаньте около своих стульчиков.

Дети встают около своих стульчиков.

Воспитатель: Здравствуйте, дети, садитесь.

Воспитатель: чтобы нам учиться в школе, нам будут нужны школьные принадлежности. Какие школьные принадлежности вы знаете?

Дети: (отвечают по цепочке) карандаш, пенал, точилка, линейка, закладка, ластик, глобус, тетради, учебники и т.д.

Воспитатель: К нам на урок пожаловали школьные принадлежности, послушайте, что они нам расскажут.

Выходят дети в руках у них школьные принадлежности.

Карандаш (1 ребёнок): сейчас школьные принадлежности расскажут о себе.

Я – малютка карандашик.
Исписал я сто бумажек.
А когда я начинал,
То с трудом влезал в пенал.
Школьник пишет и растёт.
Карандаш – наоборот.

Пенал (2 ребёнок):

Карандаш в пенале мается,
Но зато он не ломается.
Ручка в темноте находится,
Но зато легко находится.

Точилка (3 ребёнок):

Почему из-под точилки
Вьются стружки и опилки?
Карандаш писать не хочет,
Вот она его и точит!

Линейка (4 ребёнок):

Я – линейка, прямота –
Главная моя черта.

Закладка (5 ребёнок):

Я – красивая закладка.
Я нужна всем для порядка.
Зря страницы не листай,
Где закладка, там читай.

Ластик (6 ребёнок):

Я – ластик, я – резинка
Чумазенькая спинка,
Но совесть у меня чиста,
Помарку стёрла я с листа.

Воспитатель: Так давайте, дети, расскажем, для чего в школе нужен каждый предмет.

Дети перечисляют для чего нужны названные и дополнительные (дневник, портфель, тетради, учебники, глобус) предметы для школьных занятий.

Воспитатель: давайте сейчас поиграем в игру «Что изменилось?». На доске в разных углах расположены школьные предметы, воспитатель меняет их местами.

Дети говорят, что изменилось.

Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Один – много».

Воспитатель показывает картинки или предметы.

Это – карандаш, а это … (карандаши).
Это – тетрадь, а это … (тетради).
Это – учебник, а это … (учебники).
Это – линейка, а это … (линейки).
Это – пенал, а это … (пеналы).
Это – рюкзак, а это … (рюкзаки).
Это – фломастер, а это … (фломастеры).
Это – альбом, а это … (альбомы).

Воспитатель: а сейчас я хочу с вами поиграть в одну игру «Собери портфель». На ваших листочках нарисованы разные школьные принадлежности и предметы, которые в школе вам будут нужны. Вам нужно провести от каждого предмета, который вы возьмёте в школу, стрелочки к портфелю. Но сначала, мы с вами проведём гимнастику для пальчиков.

В школу осенью пойду. (Дети шагают пальцами по столу).
Там друзей себе найду.
Научусь писать, читать, (загибают по одному пальцу на обеих руках).
Быстро, правильно считать.
Я таким учёным буду! (Грозят указательным пальцем правой руки).
Но свой садик не забуду!

Дети выполняют задание, рассказывают, что они возьмут в школу, а какие предметы не нужны.

Воспитатель: А как называются в школе перерывы между уроками? (Перемены).

Воспитатель звонит в колокольчик.

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру. Если я покажу цифру 3, то вы построите кружки из трёх человек, цифру 4 – из четырёх человек, два – из двух человек.

Звучит музыка. Воспитатель показывает цифры. Дети строят кружки в соответствии с показанными цифрами.

Воспитатель: Звонок! Продолжается урок. Дети, у вас на столах лежат картинки. Нужно составить по одному предложению к картинке и сразу составить схему к этому предложению.

На доске вывешивается картина. Воспитатель задаёт вопросы по картине.

– Как вы думаете, кто эти дети? (Ученики).
Где они находятся? (В классе).
Кто учит школьников? (Учитель).
Как вы думаете, какой идёт урок? (Математика).

Воспитатель: Составьте небольшой рассказ по этой картине.

Трое детей рассказывают свои рассказы.

Дети объясняют пословицы.

Воспитатель: Подведём итог. Давайте вспомним, о чём мы говорили на занятии.

Дети рассказывают, что они узнали на занятии.

Ребёнок читает стихотворение о школе:

Цветут настурции в саду
Весёлым красным цветом.
А скоро в школу я пойду,
Прощусь с весёлым летом.
Я наберу в саду у нас
Цветов и листьев разных
И принесу его я в класс –
Букет настурций красных.
Мне мама косу заплетёт
И свяжет лентой сзади.
Я книжки новые возьму
И чистые тетради.
Мурлычет Мурка на окне:
«Побегаем немножко!».
Что скоро в школу надо мне
Не понимает кошка.

Воспитатель: Сегодня вы все хорошо поработали и заработали вот такие пятёрки.

Воспитатель раздаёт детям пятёрки.

– Я желаю вам хорошо учиться в школе, быть прилежными, любознательными, внимательными учениками, чтобы вырасти настоящими людьми.

Источник

Маршрутный лист для класса предшкольной подготовки по развитию речи на тему»Что интересного я узнаю в школе»

Маршрутный лист 09.10.20

0.1.6.1 Составлять рассказ по сюжетной иллюстрации

Здесь учились и артисты,

И певцы, и трактористы.

Теперь сюда хожу и я,

Да и вы, мои друзья.

То я в клетку, то в линейку. Написать по ним сумей-ка! Можешь и нарисовать… Что такое я? (Тетрадь)

В этой узенькой коробке Ты найдешь карандаши,

Ручки, перья, скрепки, кнопки, Что угодно для души. (Пенал) Новый дом несу в руке, Дверца дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные. (Портфель)

– Без работы я лежу. Построгай меня, дружок,

Чтобы я работать мог. (Карандаш)

Какие предметы нужны в школе.

Что интересного ожидает тебя в школе?

Какие есть у тебя школьные принадлежности?

Выполни задания в азбуке- тетради на тему: Что интересного я

Обратная связь (фото)

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Развитие речи что интересного я узнаю в школе. Смотреть фото Развитие речи что интересного я узнаю в школе. Смотреть картинку Развитие речи что интересного я узнаю в школе. Картинка про Развитие речи что интересного я узнаю в школе. Фото Развитие речи что интересного я узнаю в школе

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Развитие речи что интересного я узнаю в школе. Смотреть фото Развитие речи что интересного я узнаю в школе. Смотреть картинку Развитие речи что интересного я узнаю в школе. Картинка про Развитие речи что интересного я узнаю в школе. Фото Развитие речи что интересного я узнаю в школе

Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

Развитие речи что интересного я узнаю в школе. Смотреть фото Развитие речи что интересного я узнаю в школе. Смотреть картинку Развитие речи что интересного я узнаю в школе. Картинка про Развитие речи что интересного я узнаю в школе. Фото Развитие речи что интересного я узнаю в школе

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Маршрутный лист по основам математики на тему: «Я считаю все вокруг. порядковый счет до 10»

Маршрутный лист по основам математики на тему: «Научусь считать от 1 до 10!»

Маршрутный лист для класса предшкольной подготовки по основам грамоты на тему «Чему учат в школе.Ударение»

Презентация к проекту «Любимые стихи Агнии Барто»

Маршрутный лист для класса предшкольной подготовки по основам грамоты на тему «Мастерская слова.Слог. Деление слов на слоги»

Маршрутный лист для класса предшкольной подготовки по основам безопасного поведения на тему «Что такое осанка?»

Консультация для воспитателей «Педагогические условия, методы и приемы речевого развития дошкольников»

Маршрутный лист для класса предшкольной подготовки по музыке на тему: » Музыкальные звуки вокруг меня»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5361460 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Развитие речи что интересного я узнаю в школе. Смотреть фото Развитие речи что интересного я узнаю в школе. Смотреть картинку Развитие речи что интересного я узнаю в школе. Картинка про Развитие речи что интересного я узнаю в школе. Фото Развитие речи что интересного я узнаю в школе

В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей

Время чтения: 1 минута

Развитие речи что интересного я узнаю в школе. Смотреть фото Развитие речи что интересного я узнаю в школе. Смотреть картинку Развитие речи что интересного я узнаю в школе. Картинка про Развитие речи что интересного я узнаю в школе. Фото Развитие речи что интересного я узнаю в школе

Минпросвещения сформирует новый федеральный перечень учебников

Время чтения: 2 минуты

Развитие речи что интересного я узнаю в школе. Смотреть фото Развитие речи что интересного я узнаю в школе. Смотреть картинку Развитие речи что интересного я узнаю в школе. Картинка про Развитие речи что интересного я узнаю в школе. Фото Развитие речи что интересного я узнаю в школе

В России утверждены новые аккредитационные показатели для школ и колледжей

Время чтения: 2 минуты

Развитие речи что интересного я узнаю в школе. Смотреть фото Развитие речи что интересного я узнаю в школе. Смотреть картинку Развитие речи что интересного я узнаю в школе. Картинка про Развитие речи что интересного я узнаю в школе. Фото Развитие речи что интересного я узнаю в школе

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Развитие речи что интересного я узнаю в школе. Смотреть фото Развитие речи что интересного я узнаю в школе. Смотреть картинку Развитие речи что интересного я узнаю в школе. Картинка про Развитие речи что интересного я узнаю в школе. Фото Развитие речи что интересного я узнаю в школе

В России планируют создавать пространства для подростков

Время чтения: 2 минуты

Развитие речи что интересного я узнаю в школе. Смотреть фото Развитие речи что интересного я узнаю в школе. Смотреть картинку Развитие речи что интересного я узнаю в школе. Картинка про Развитие речи что интересного я узнаю в школе. Фото Развитие речи что интересного я узнаю в школе

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Планирование «Развитие речи» ( 0класс)

Е.В. Терехова, Г.Н. Новогренко

для педагогов предшкольных групп и классов по Типовой учебной программе

дошкольного воспитания и обучения

Рекомендовано Министерством образования и науки

Новогренко Г.Н., Е.В. Терехова

Т35 Развитие речи. Методическое руководство для педагогов предшкольных групп и классов по Типовой учебной программе дошкольного воспитания и обучения. / Е.В. Терехова, Г.Н. Новогренко.

Алматы, Алматыкітап баспасы, 2017. – 90 с.

ISBN 978-601-01-3135-4 УДК 373.2

© Терехова Е.В., Новогренко Г.Н., 2017

© ТОО «Алматыкітап баспасы», 2017

Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс нового поколения (УМК) «Развитие речи» подготовлен в соответствии со следующими нормативными документами:

Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения (утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 мая 2016 года № 292). Данный стандарт определяет новые методологические основы дошкольного и предшкольного образования в Республике Казахстан;

Типовой учебный план дошкольного воспитания и обучения детей от 1 до 6 (7) лет (утвержден приказом МОН РК 22.06.2016 г. № 391);

Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения (утверждена приказом МОН РК от 12.08.2016 г № 499). Обновленная программа представляет новое содержание предшкольного образования в контексте 5-ти образовательных областей.

Основная цель разработки УМК, определенная в указанных нормативных документах, –

обеспечение преемственности предшколы и начальной школы.

В комплект УМК «Развитие речи» входят:

Методическое руководство для педагогов (далее – Руководство);

Цель данного Руководства: обеспечить качество процесса речевого, коммуникативного развития детей 6-7 лет в условиях реализации содержания новой Типовой учебной программы воспитания и обучения.

Руководство содержит конспекты занятий, выполненных в формате краткосрочных планов. Такой же формат планирования используется в ведущих зарубежных странах (Англия, Франция, Германия, Финляндия и др.) и внедрен в пособиях для учителей первого класса, что вновь является связующим звеном преемственности методического сопровождения предшколы и начальной школы.

Контентом Руководства стала система целей обучения в виде ожидаемых результатов, содержание основных разделов (слушание, говорение и письмо), а также подразделов, ориентированных на развитие речевых практических навыков в области фонетики (звуковая культура речи), грамматики, амплификации словаря, развития связной речи. Данные рекомендации предлагают новые технологические и методические подходы к организации и проведению образовательного процесса по развитию речи в предшколе в условиях обновления содержания дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан.

Ключевыми идеями планирования стали принципы преемственности и интеграции содержания развития речи в предшколе с содержанием базового учебника 1 класса «Обучение грамоте» и Азбукой-тетрадью для детей старшей группы дошкольной организации, поэтому вся методика направлена на реализацию учебных и игровых компонентов Азбуки-тетради и выполнение творческих и практических работ. Положительным достоинством планирования является также реализация принципов последовательности, системности и «спиралевидности», проявляющиеся в выделении основных 8 разделов и 32 лексических тем: Кто я? Какой я? Для чего нужна школа? Кто рядом со мной? Какие чудеса вокруг нас? Куда ведут дороги? Что дарит золотая колыбель? Что для меня вкусно и полезно? Как быть здоровым?

С целью повышения эффективности и качества работы на занятиях по развитию речи методические рекомендации предлагают использовать принцип тематической взаимосвязи, предусматривающий сочетание различных видов речевых занятий в пределах той или иной тематики в соответствии с Типовой учебной программой обучения и воспитания детей. Особое внимание в планировании уделено вопросам развития лексического и грамматического строя речи, необходимых для формирования связных высказываний в соответствии с нормами родного языка. Методические рекомендации строго учитывают возрастные и психологические особенности детей 6-7 лет, базируясь на игровой ведущей деятельности, как главной составляющей мотивации обучения ребенка 6-7 лет. Данное планирование интересно еще и тем, что каждое занятие предлагает широкий спектр современных учебно-игровых методов и приемов, современных подходов и полифункционального дидактического материала с учетом новых целевых установок обучения детей.

Предложенная методика занятий «укладывается» в новую для предшколы структуру занятий, предусматривающую три основных этапа: мотивационный, основной (проблемно-деятельностный), рефлексивный (заключительный). На организационном этапе рассматриваются методы формирования положительных установок детей на знания; в основной части – приемы формирования

практических навыков; на заключительном этапе – методы осмысления знания и их применения в речевой практике. Причем, особое внимание обращается на специальный языковый разбор текстов, речевых, лексических и грамматических упражнений, заданий, игровых приемов, активизирующих внимание, зрительное и вербальное восприятие, память и воображение ребенка. Методика предложенных занятий в большей степени направлена на формирование установок активного использования фразовой речи при ответах на вопросы педагога, закрепление навыков в составлении ответов на вопросы в виде развернутых предложений, а также планирования рассказывания: по опорным вопросам, плану, схеме и моделированию сюжета. Данное планирование предлагает широкое использование современной наглядности, как на основе Азбуки-тетради, так и дополнительной дидактики.

В предложенном планировании присутствуют интересные идеи по развитию навыков звукового анализа, знания фонетической структуры слова, являющихся показателем лингвистического мышления ребенка. Должное внимание уделяется интонационной стороне речи, таких ее элементов, как ритм, тембр, сила голоса, темп; умению ребенка осознанно и правильно пользоваться этими элементами, развитию речи с помощью специальных упражнений, что позволит к концу седьмого года жизни правильно произносить все звуки родного языка, легко выделять их в речи.

Обогащение словаря – важная составляющая всего планирования, поэтому предлагается методика уточнения словаря ребенка посредством уже известных ему синонимов и антонимов и особенно многозначных слов, как с прямым, так и с переносным значением; поговорок, пословиц и стихов. При этом, особый акцент делается на процесс обучения грамматическим формам и конструкциям, языковым обобщениям, упражнениям в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе, падеже, подбору однокоренных слов, что влияет на развитие активной связной речи воспитанника предшколы. Особое внимание в планировании уделяется разным формам работы с детьми: индивидуальной, групповой, подгрупповой, фронтальной, интерактивным приемам работы. Используются элементы технологий ТРИЗ, критического мышления, диалогового обучения, ИКТ, именно поэтому краткосрочное планирование имеет базу ресурсов, в том числе и электронную (презентации, ссылки и электронные адреса и т.д.), достаточно востребованную в современной образовательной среде.

Творческое использование данных методических рекомендаций вместе с Азбукой-тетрадью позволит педагогам создать речевую среду обучения, предполагающую совместную работу учителей и учащихся при выполнении задания, а также качественно изменить все стороны речи ребенка: лексическую, грамматическую, синтаксическую, достигнув при этом достаточно высокого уровня речевого развития, что позволит в дальнейшем успешно обучаться в школе.

С уважением и надеждой на плодотворное сотрудничество, авторы УМК

ПРИМЕРНЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОРГАНИЗОВАННОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОУД) «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» (32 часа)

0.1.1.1 Правильно произносить звуки в словах и фразах.

0.1.2.1 Понимать и объяснять лексическое значение и смысл слов и фраз.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *