Развитие слухового восприятия что это

Развитие слухового восприятия у детей

Развитие слухового восприятия что это. Смотреть фото Развитие слухового восприятия что это. Смотреть картинку Развитие слухового восприятия что это. Картинка про Развитие слухового восприятия что это. Фото Развитие слухового восприятия что это Нина Жидкова
Развитие слухового восприятия у детей

Задачи и организация работы с детьми нарушениями слуха в дошкольном возрасте

Существующая в настоящее время система работы по развитию слухового восприятия глухих и слабослышащих детей дошкольного и школьного возраста была разработана в 70-е гг.

Развитие слухового восприятия дошкольников рассматривается как один из компонентов системы формирования словесной речи и включается во все звенья педагогического процесса. Развитие слухового восприятия происходит в процессе слухо-зрительного восприятия устной речи и слухового восприятия ограниченной части речевого материала на всех занятиях и вне их при условии постоянного использования звукоусиливающей аппаратуры. Постоянное использование звукоусиливающей аппаратуры стационарного типа и индивидуальных слуховых аппаратов является одним из важных компонентов слухо-речевой среды в дошкольном учреждении.

Задачей работы по развитию слухового восприятия глухих и слабослышащих дошкольников является развитие остаточного слуха, осуществляемое в процессе целенаправленного обучения восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний. На базе развивающегося слухового восприятия создается слухо-зрительная основа восприятия устной речи, совершенствуются навыки речевой коммуникации. В процессе учебно-воспитательной работы проводится работа по развитию речевого слуха: глухих детей учат воспринимать на слух знакомый, специально подобранный материал, в обучении используется также незнакомый по звучанию речевой материал. При работе со слабослышащими детьми внимание уделяется обучению восприятию большего по объему знакомого и незнакомого речевого материала. Учитывая большое разнообразие слуховых возможностей слабослышащих детей, требования программы представлены дифференцированно.

Другим важным направлением работы является обогащение представлений детей о звуках окружающего мира, что способствует лучшему ориентированию в окружающей обстановке, регуляции движений. Расширение информации о звучаниях музыкальных инструментов усиливает эмоционально-эстетический компонент воспитания.

Так как работа по развитию слухового восприятия и обучению произношению образует целостную взаимосвязанную систему, специальные формы работы на всех этапах обучения оказываются едиными. Это индивидуальные и фронтальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению.

Занятия делятся на две части:

а) работало развитию слухового восприятия;

б) обучение произношению.

Содержанием специальных фронтальных занятий по развитию слухового восприятия является обучение восприятию неречевых и речевых звучаний. Прежде всего на фронтальных занятиях проводится работа по восприятию на слух и воспроизведениютемпо-ритмиче-ской стороны речи: различение громкости, высоты, продолжительности, прерывистости, направления неречевых и речевых звучаний, их количества; расширение представлений о звуках окружающего мира.

На индивидуальных занятиях проводится основная работа по развитию речевого слуха. Детей учат реагировать на речевые звучания, различать, опознавать, распознавать на слух слова, словосочетания, фразы, тексты. Работа на индивидуальных занятиях проводится как с использованием стационарной звукоусиливающей аппаратуры и индивидуальных аппаратов, так и без них. Использование разных видов звукоусиливающей аппаратуры зависит от состояния слуха ребенка. Для слабослышащих детей с легкой и средней тугоухостью возможна работа только с индивидуальными аппаратами. В процессе слуховых тренировок стоит задача постепенного увеличения расстояния, на котором ребенок воспринимает на слух как знакомый, так и малознакомый и незнакомый речевой материал с аппаратом и без него. На индивидуальных занятиях наиболее полно реализуются слуховые возможности каждого ребенка, что отражается в объеме и сложности предлагаемого на слух материала, усложнении способа его восприятия (различение, опознавание, распознавание, изменении силы голоса (голос нормальной громкости и шепот, увеличении расстояния, с которого ребенок воспринимает речевой материал.

Содержание и методы развития слухового восприятия

Основным содержанием работы по развитию слухового восприятия является обучение восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний. В содержание работы также включается обучение детей правильному пользованию звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования и индивидуальными аппаратами.

Развитие слухового восприятия происходит по этапам. Первоначально детей учат реагировать на различные неречевые и речевые звуки. Эта работа проводится с детьми преддошкольного и младшего дошкольного возраста. В процессе этой работы у детейвырабатывается условная реакция на звучания: их учат в ответ на воспринятый звук выполнять определенные действия. Эта работа начинается с детьми преддошкольного возраста и проводится как на материале звучаний игрушек (барабана, бубна, гармони, так и на основе использования речевого материала (слогов, слов). Условием ее проведения является умение следить за действиями взрослого, подражать им,выполнять различные действия по его сигналу: начинать топать по движениям флажка или другому сигналу. Сначала условно-двигательная реакция формируется на слухо-зрительной основе, а когда у всех детей будет выработана четкая реакция на звучание игрушки на основе слухо-зрительного восприятия, звучание предлагается только на слух (игрушка располагается за ширмой, от детей требуется воспроизведение соответствующих движений и лепетных слов.Формируется реакция на звучание различных игрушек: дудочки, металлофона, погремушки, шарманки. Работа по формированию условно-двигательной реакции на неречевые звучания ведется на фронтальных и индивидуальных занятиях.

На всех годах обучения глухих и слабослышащих дошкольников проводится работа по различению неречевых звучаний и речевого материала. Различение на слух связано с предъявлением знакомого по звучанию неречевого и речевого материала при ограничении его выбора и наличии наглядного подкрепления значений слов и фраз в виде игрушек, картинок, пиктограмм, схем, табличек.

В процессе работы по развитию речевого слуха большое внимание уделяется различению речевого материала. В качестве речевого материала в зависимости от этапа обучения и состояния слуха ребенка используются звукоподражания, лепетные и полные слова, словосочетания, различные типы фраз (сообщения, побуждения, вопросы, четверостишия. При отборе речевого материала педагог руководствуется необходимостью слов и фраз для общения, степенью понимания их значения. Начинается эта работа с различения двух слов (лепетных или полных) при наличии соответствующих игрушек или картинок, табличек. Слова сначала воспринимаются слухо-зрительно, при условии хорошего слухо-зрительного различения уточняется звучание на слух каждого слова, а затем педагог предъявляет слова только на слух. После прослушивания слова ребенок повторяет его и указывает на соответствующую картинку или игрушку. Постепенно увеличивается количество слов для различения — 3 4 5 и более. Наряду со словами для различения предлагаются фразы, словосочетания. При предъявлении вопросов или фраз побудительного характера ребенок должен ответить на вопрос или выполнить действие (после прослушивания фразы «Возьми карандаш» ребенок берет лежащий среди других предметов карандаш).

Более высокий уровень развития слухового восприятия дошкольников связан с обучением опознаванию на слух речевого материала. Опознавание на слух предполагает узнавание и воспроизведение ребенком знакомого по звучанию речевого материала, который предъявляется без какого-либо наглядного подкрепления. К обучению опознаванию приступают после того, как ребенок научился различать небольшое количество лепетных и полных слов. Для опознавания предлагается знакомое слово, которое прежде ребенок учился различать. Ребенок слушает, называет слово или демонстрирует действие. В случае правильного ответа педагог показывает соответствующую картинку или табличку. Обучение различению и опознаванию речевого материала тесно взаимосвязано. Новые речевые единицы дети сначала учатся различать при наличии наглядной опоры, а затем опознавать. В случае затруднений в опознавании слов или фраз они предлагаются для различения, а затем вновь для опознавания. Глухих и слабослышащих детей учат различать и опознавать речевой материал со звукоусиливающей аппаратурой и без нее. При работе с индивидуальными аппаратами и без аппаратуры важно увеличивать расстояние от ребенка, на котором он может различать или опознавать речевой материал.

По мере формирования навыков опознавания речевого материала детей учат воспринимать на слух новые по звучанию слова, фразы, т. е. распознавать их. Обучение распознаванию связано с предъявлением сразу на слух новых по звучанию слов или фраз, которые прежде ребенок не слышал. Обучение распознаванию имеет очень большое значение для детей со сниженным слухом, так как оно стимулирует слуховые возможности детей, учит связывать знакомые по значению слова с их звучанием. с

Игры и упражнения для развития слухового восприятия у дошкольников и младших школьников с нарушением слуха

Цель: вызвать интерес к звучащим игрушкам, учить извлекать их звучание.

Оборудование: барабан, игрушечные барабанчики.

Ход игры:

Дети полукругом стоят или сидят перед педагогом. Взрослый достает из коробочки барабан, играет на нем татата, предъявляет табличку БАРАБАН. Дети смотрят, дотрагиваются до барабана в момент звучания, чтобы ощутить вибрацию его корпуса. Педагог учит детей стучать деревянной палочкой по барабану, извлекая его звук.

«На чем играл Зайка?»

Цель: Учить различать звучание двух различных музыкальных инструментов (барабана и гармошки); развивать слуховое внимание.

Оборудование: ширма или экран, игрушечный зайка (мишка, кукла или другая игрушка, барабан, гармошка.

Ход игры: педагог показывает поочередно барабан и гармошку, называет их. Показывает их звучание, дает детям самим извлечь звучание этих музыкальных инструментов. Ставит оба инструмента на стол. Играет на барабане и гармошке. Приходит Зайка (Мишка или кукла) и говорит, что хочет поиграть, только он спрячется, а дети должны будут угадать, на чем Зайка будет играть. Педагог ставит на стол ширму или экран, закрывает от детей Зайку и инструменты. Бьет по барабану, снимает ширму и спрашивает, на чем играл Зайка. Дети отвечают или показывают. Зайка снова стучит по барабану в присутствии детей. В третий раз Зайка играет за ширмой на гармошке.

Цель: находить и показывать направление звучания игрушки, учить выбирать из двух (трех, четырех) коробочек звучащую; обозначать звучащую игрушку звукоподражанием «тук-тук»; повышать коммуникативные возможности ребенка.

Оборудование: две (три, четыре) одинаковые коробочки (баночки) одного цвета; одну из них наполнить камушками.

Ход игры: Игра проводиться за столом. Сядьте с ребенком друг напротив друга. Возьмите пустую коробочку.Потрясите ею: «Ничего нет!» Возьмите другую коробочку,потрясите: «Тук-тук, тук-тук! Ты слышишь? Камушки стучат». Поставьте две коробочки на стол и несколько раз поменяйте их местами так,чтобы ребенок их видел: «Где камушки? Найди, где камушки стучат?» Нужно дать ребенку по очереди потрясти все коробочки и показать на ту, которая заполнена камушками.

«Какая у меня картинка?»

Цель: учить определять слова, резко различные по звуковому составу; развивать слуховое внимание.

Оборудование: листы с изображением двух (трех) предметов, названия которых имеют резко различный звуковой состав (дом, самолет; шар, кукла, маленькие карточки с изображениями тех же предметов.

Ход игры: Игра проводится индивидуально и подгруппами. Педагог садится напротив ребенка и предлагает ему отгадать (узнать, какие картинки он держит в руке. Кладет перед ребенком карту с двумя (тремя) изображениями и называет одно из них. Ребенок показывает на картинку и по мере возможности повторяет слово. Педагог проверяет правильность ответа и, если предмет назван (показан) верно, отдает ребенку маленькую карточку. В противном случае просит еще раз внимательно послушать. Лишь убедившись в том, что ребенок правильно опознает изображение, он отраженно повторяет слово. При повторном проведении игры слова произносятся так, чтобы ребенок не видел, как говорит педагог, т. е. взрослый встает за спиной или закрывает лицо экраном.

Цель: формировать у детей предпосылки к общению, учить обращаться друг к другу; предлагать выполнять простейшее действие. Учить запоминать имена детей в группе.

Ход игры: Дети сидят полукругом на стульях. В середину встает педагог с колокольчиком в руках.Он звонит в колокольчик и говорит: «Кого я позову, тот тоже будет звонить в колокольчик. Маша, иди, возьми колокольчик». Девочка звонит в колокольчик и зовет следующего, называя его по имени. Если дети не могут называть имен, то можно пользоваться указательным жестом.

Цель: развитие слухового внимания и фразовой речи.

Материал: различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки.

Ход игры: Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы и звуки разными предметами. Если ребенок догадывается, чем произведен звук, он поднимает руку и говорит об этом взрослому, не оборачиваясь.Шумы можно производить самые разные: бросать на пол ложку, мяч, бумагу, перелистывать бумагу. За каждый правильный ответ ребенок получает награду цветные фишки или маленькие звездочки.

Цель: учить дифференцировать звуки музыкальных инструментов.

Материал: игрушки – заяц, лиса, барабан, дудочка.

Ход игры:Взрослый показывает зайца и демонстрирует звук барабана: «К нам пришел зайчик, он любит играть на барабане. А это – лисичка. Она любит играть на дудочке. Угадай, кто сейчас будет играть». Педагог закрывает экраном игрушки, извлекая звук. Игра повторяется несколько раз.

Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з (песня комарика) и звук с (песня водички). Ответы могут быть групповыми и индивидуальными. Для индивидуальных ответов рекомендуется вызывать тех детей, у которых недостаточно сформирован фонематический слух, а также тех, кто неправильно произносит эти звуки.

Цель: развить слуховое внимание, научить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Задание: дети идут по кругу.Ведущий с разными интервалами вперемежку дает команды: «Лошадки», «Зайчики», «Цапли», «Раки», «Лягушки», «Коровки», «Птицы». Дети должны выполнять движения в соответствии с командой. Выполнению сигналов надо научить перед игрой.

Цель: развить слуховое внимание.Задание: ведущий читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Назвать правильно слова.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

— Там ползет зеленый лук

С длинными усами (жук).

Закричал охотник: «Ой!

Двери гонятся за мной!» (звери).

Эй, не стойте слишком близко.

Я тигренок, а не миска (киска).

Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей (грачей).

Ехал дядя без жилета,

Заплатил он штраф за это (билета).

Сели в ложку и айда!

Покатили вдоль пруда (лодку). Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села (дочками).

Вырос зуб молодой (дуб).

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву (лес).

На глазах у детворы

Крысу красят маляры (крышу).

Я рубашку сшила шишке,

Я сошью ему штанишки (мишке).

Встало солнце, уходит прочь

Темная длинная дочь (ночь).

Фруктов в корзине не счесть:

Яблоки, груши, бараны есть (бананы).

Его не поймаю никак (рак). Чтоб пообедать, взял Алешка

В правую руку левую ножку (ложку).

На пароходе повар – док

Приготовил вкусный сок (кок). Очень ласковый был

Он хозяйку лизнул в лоб (кот).

И поставил бочку (точку).

Тащил мышонок в норку

Огромную хлебную горку (корку).

У печки с удочкой сижу

От рыбы глаз я не свожу (речки).

Своей козою славится (косой).

Усатый кит сидит на печке,

Выбрав теплое местечко (кот).

Вырос зуб молодой (дуб).

Под березами, где тень

Притаился старый день (пень).

Цель: развить слуховое внимание.

Задание: отгадать загадку, назвать звук, который позволил найти отгадку.

Как взялась кума за дело,

Завизжала и запела.

Ответ: это пила. Повторяется звук з.

Ответ: это будильник. Повторяется звук р.

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: дети сидят с закрытыми глазами, а педагог или ведущий стучит чем – нибудь в любом месте. Дети должны показать место, откуда слышался звук.

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: педагог отстукивает разные ритмы в быстром темпе, а дети повторяют за ним.

Определи на слух самое короткое слово

Строитель, каменщик, дом, стекольщик.

(Слова подбираются в соответствии с темой урока, также можно дать задание на определение самого длинного слова).

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: педагог произносит 3 – 4 слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков и спрашивает детей: «Какой звук есть во всех этих словах?»

Развитие слухового восприятия что это. Смотреть фото Развитие слухового восприятия что это. Смотреть картинку Развитие слухового восприятия что это. Картинка про Развитие слухового восприятия что это. Фото Развитие слухового восприятия что этоДидактическая игра для развития слухового восприятия Дидактическая игра на развитие слухового восприятия Идею изготовления этой игры мне подсказали вы мои дорогие коллеги. Для изготовления.

Развитие слухового восприятия что это. Смотреть фото Развитие слухового восприятия что это. Смотреть картинку Развитие слухового восприятия что это. Картинка про Развитие слухового восприятия что это. Фото Развитие слухового восприятия что этоИгры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке.

Источник

Развитие слухового восприятия что это

Мы живем в мире всевозможных шумов и звуков.

К моменту рождения ребенка рецепторы большинства анализаторов уже сформированы, даже если это преждевременные роды (слуховой аппарат формируется, начиная со второго месяца внутриутробной жизни).

Для развития слухового восприятия наиболее благоприятен младенческий возраст: чем меньше ребенок, тем более он восприимчив к звучанию окружающего мира. Способность к слуховому восприятию фонем, акустическая память вырабатывается в результате постепенного речевого развития.

Основными причинами, вызывающими недоразвитие фонематического восприятия являются нарушения в деятельности коры головного мозга вследствие травм (в том числе родовых) или воспалительных заболеваний, перенесенных в раннем детстве. Микронарушения в деятельности отдельных зон мозга могут передаваться и по наследству, что вызывает у детей трудности при овладении грамотой на фоне достаточно благополучного общего развития. Недостаточность фонематических процессов может быть вызвана также отсутствием опыта специальной деятельности по наблюдению и выделению фонематических явлений, что обусловлено недостаточным вниманием к этому аспекту развития детей со стороны близких взрослых и педагогов. Не случайно у детей с несформированным фонетико-фонематическим восприятием возникают затруднения в овладении грамотой.

Слух состоит из двух компонентов: слухового восприятия и слуховой памяти.

Слуховая память подразделяется на:

Формирование слухового восприятия у детей раннего возраста в условиях дома ребенка.

Занимаясь с малышами, я стараюсь стать для них одним из близких окружающих взрослых.

Развивая эмоции, как можно чаще и дольше разговариваю, стараясь придавать своему голосу певучую интонацию, вызывая ответную улыбку, звуки и движения.

В результате моей работы к 3-у мес.ж. у малышей развито слуховое сосредоточение к звучанию игрушек, муз.инструментов. Поворотом головы реагируют на источник звука.

В 6мес. малыши по-разному реагируют на свое и чужое имя. Узнают голоса близких людей, различает интонации.

При проведении систематических занятий в 9 мес. малыши активно вступают в эмоциональный контакт, выполняют плясовые движения под плясовую мелодию. Различают строгую и ласковую интонацию, по-разному реагируют на нее.

К 12 мес. малыши с удовольствием слушают музыку, активно ищут невидимый источник звука.

Планируя свою работу по совершенствованию фонематического восприятия детей, использую специальные задания, построенные на невербальном и вербальном материале. Порядок включения таких заданий представлен как совокупность следующих друг за другом этапов:

1й этап — совершенствование слухового восприятия, чувства ритма, слухоречевой памяти; провожу с детьми игры: «Прислушайся», «Чем играем?», «Быстро — медленно», «Тихо — громко», «Повтори за мной«, «Молоточки», «Шумящие коробочки» 10коробочек от (киндер ¬ сюрпризов) наполненные различными крупами;

С 1г.3мес.—1г.6мес. малыши различают 2 муз. инструмента: колокольчик и барабан. Находят источник звука в пространстве.

В 1г.9мес. начинают различать 3 муз. инструмента: колокольчик, барабан + добавляем бубен. Звукоподражают животным (ав-ав, мяу, ко-ко-ко), транспорту ( ту-ту, би-би, ду-ду).

На 2 этапе — работаю над развитием фонематического восприятия и формированием четких фонематических представлений; содержание развивающе-коррекционных заданий усложняется, в работу включаю речевые звуки, с которыми детям предлагается совершить следующие действия:

различать голоса близких детей и взрослых: «Где сказали?», «Кто сказал?», распознавать по интонации: «Веселый или грустный?», различать по силе голоса «Большой или маленький». Игра «Слоговые цепочки».

Со 2г.ж. до 3х-лет учу различать 4 инструмента: колокольчик, барабан, бубен, дудка. Даю понятие близко — далеко; тихо-громко; высокий голос-мышка, низкий — мишка..

С 3 до 4х лет малыши дифференцируют 6 муз. инструментов: колокольчик, барабан, бубен, дудка, погремушка, гармошка. Воспроизводят звучания в заданной последовательности, ориентируются впереди — сзади, справа — слева, различают схожие по звучанию слова бочка-почка, кочка-дочка.

Различение звуков на слух и в собственном произношении довольно сложная работа, которая продолжается на протяжении всего дошкольного детства.

В своей работе использую современные, развивающие технологии в логопедии, одна из них — АУРИКУЛОТЕРАПИЯ (массаж ушных раковин)

автор Акименко Валентина Михайловна. Ушная раковина снабжена множеством нервных окончаний, в ухе разветвляются шесть нервов, осуществляющих связи с центральными и вегетативными отделами нервной системы и внутренними органами. При массаже ушных раковин произвожу:

Для достижения лечебного эффекта необходимо детальное изучение строения и расположения точек воздействия.

Только систематические, грамотно спланированные занятия, дают ожидаемый результат в развитии слухового восприятия, внимания и памяти у детей раннего возраста.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *