Ребенок лезет на стол что делать
Поведение ребенка за столом: как отучить играть с едой
Плохое поведение во время еды: как приучить ребенка 2-3 лет к аккуратности
Трейси Хогг медицинская сестра из США более, чем 25 летним стажем работы; специализировалась на работе с особенными детьми, впоследствии консультировала родителей по вопросам воспитания и развития
Мелинда Блау журналист, автор 15 книг и более 100 журнальных статей; работает с Трейси Хогг над всей серией её книг по воспитанию
О питании ребенка 2-3 лет написано гораздо меньше, чем о введении прикорма, и родители часто не готовы к особенностям детей этого возраста. Одним кажется, что ребенок почти ничего не ест, других приводят в замешательство странные пищевые привычки, и почти все возмущены плохим поведением малыша за столом — особенно на людях. Что беспокоит родителей — и что с этим можно сделать?
Вот что чаще всего не нравится родителям в поведении их детей во время еды:
Многие из поведенческих странностей во время еды являются продолжением подобных проблем, возникающих в течение дня, просто родители начинают их замечать только за обедом, особенно придя в ресторан, где это могут увидеть другие люди.
Чтобы выяснить, не является ли проблема лишь частью чего-то большего, я задаю вопрос: «Он начал так себя вести недавно или это продолжается уже в течение какого-то времени? Если последнее, то в каких ситуациях происходит подобное? Чем обычно оно вызывается?».
Чаще всего здесь нет ничего нового. Это результат бессистемного воспитания ребенка. Он ведет себя импульсивно, а родителей его выходки или смущают, или сердят. И они либо не обращают внимания, либо дают ребенку то, чего он требует.
Предположим, ваш малыш рисует соусом от спагетти на столе. Что делаете вы? Думаете: «Не беда. Я все вытру», — и ничего не говорите ребенку. Игнорируете то, что он делает. А что происходит через несколько недель, когда вы приезжаете к бабушке и малыш начинает разрисовывать фамильную скатерть свекрови?
Я бы сказала, что здесь нет вины ребенка. Вы должны были ему объяснить, что соус для спагетти предназначен не для рисования пальцами. Когда он сделал так в первый раз, вам следовало сказать: «Это — еда. В нее не играют. Закончишь кушать — отнеси свою тарелку в кухонную мойку».
Предположим, что ваша дочь слишком активна, она любит класть ноги на стол и отбивать ими ритм любимой детской песенки. А теперь вообразите, что она так же станет вести себя в ресторане. Вам захочется спрятаться под стол.
Будьте последовательны и настойчивы. Чего бы непозволительного ни вытворял ваш ребенок, прямо скажите ему, что так поступать нельзя: «Мы не должны (назовите, что он делает) за столом». Если он не перестает, попросите его выйти. Вы можете позвать его обратно через пять минут. Благодаря такой последовательности и непрерывности дети понимают не только, чего следует ожидать, но и чего ожидают от них.
То же самое происходит и с бросанием пищи. Одно дело, когда четырнадцатимесячный малыш пробует делать движения и пытается кидать предметы, этому лучше не придавать значения. Но когда двух- или трехлетний ребенок выводит вас из себя, вы должны сказать ему, что он ведет себя плохо, и заставить его убрать за собой.
Допустим, вы поставили перед своим двухлетним малышом тарелку с курицей, а он громко закричал: «Нет!» — и стал кидать кусочки на пол. Отставьте тарелку, сказав, что еду нельзя кидать. Поднимите ребенка со стула. Через пять минут попробуйте покормить его снова. Дважды дайте ему шанс, сказав, что потом он ничего не получит.
Может быть, это звучит слишком сурово, но поверьте мне, дети в данном возрасте уже знают, как манипулировать родителями. Мне приходилось видеть мам, которые, как бейсбольные игроки, пытались поймать на лету брошенную еду, ни слова не говоря своим детям о том, что так поступать плохо. Вместо этого они спрашивали: «Может быть, ты хочешь кусочек сыра?».
Вы должны делать правильные шаги каждый раз при кормлении, пока малыш не перестанет поступать неправильно. Проблема в том, что у родителей опускаются руки. Отступившись, родители только делают уборку и приводят все в порядок.
Кто-нибудь скажет: «Малышу всего два года — он по-другому не умеет». Но кто должен научить его быть вежливым — и когда? Или добрая фея прилетит и даст ему урок хороших манер? Учителем должен стать родитель, причем чем раньше, тем лучше.
Иногда проблему неправильного поведения можно решить, если внимательнее присматриваться к сигналам, поступающим от малыша. Если, например, мне говорят, что ребенок выходит из себя, я спрашиваю: «А может, он уже сыт?». Родители часто пытаются заставить ребенка съесть еще один кусочек, даже если малыш хнычет, отворачивает голову и лягается. И он в конце концов выходит из себя. Дело в том, что папе и маме надо было сразу же увести его из-за стола.
Пытаясь втолкнуть в малыша больше, чем помещается в его желудок, родители в перспективе лишают его возможности контролировать потребности организма и понимать, когда он сыт. Многие взрослые люди, имеющие избыточный вес, вспоминают свое детство, когда им давали много угощений и сладостей и хвалили за то, что у них такая чистая тарелка. Их родители, видимо, говорили: «Какая хорошая девочка, что все съела». И у детей еда начинала ассоциироваться с поощрением. Если у вас лично есть проблемы с едой, или вы постоянно сидите на диете, или у вас пищевая фобия, то займитесь этим и получите необходимую помощь, чтобы проблема не перешла к вашему ребенку.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Оперативность. Профессионализм. Милосердие
Приемная главного врача:
(+7 3452) 270-300
Ребенок ударился головой. Как определить, есть ли сотрясение?
Наш читатель попросил рассказать, как быть родителям, если малыш упал или ударился головой без видимых последствий: как определить, есть ли сотрясение и нужно ли сразу вызывать скорую? Ведь ребенок сам не расскажет, как он себя чувствует. За комментарием мы обратились на Тюменскую станцию скорой медицинской помощи.
На наши вопросы подробно ответил заведующий учебным отделом станции скорой медицинской помощи Олег Нестеров: «В этом году медики скорой помощи госпитализировали 13 детей в возрасте от 4 месяцев до 12 лет с подозрением на черепно-мозговую травму, вывихи, ушибы, переломы.
Наиболее опасное, с точки зрения последствий, – падение на голову. Может привести к повреждению шейного отдела позвоночника и внутричерепной травме.
Сама физиология строения костей защищает маленьких детей от серьезных повреждений. До трех лет у них практически не бывает перелома костей черепа, потому как структура кости мягкая, эластичная. Костная структура конечностей формируется островками: с середины голени и до сустава, т. е. есть зоны мягкие, которые не ломаются, а есть уже с костными тканями.
Внешне перелом можно распознать по припухлости, кровоподтеку, укорочению конечности, неправильному положению стопы. В то же самое время отсутствие синяка не говорит, что нет травмы.
Голова у ребенка по сравнению с телом крупная, а шея слабая, и может произойти подвывих атланта, в результате чего появляется неестественный наклон головы – кривошея. Происходит это из-за того, что первый шейный позвонок выскакивает из сустава.
Помните: нельзя трясти ребенка, резко перемещать, брать на руки. Подойдите к малышу, нагнитесь над ним и оцените визуально его состояние. Если есть деформация конечности, лучше не переносить ребенка с пола на кровать, а подложить под него что-то мягкое и теплое.
Источник: собственная информация
Почему ребенок грызет или облизывает несъедобные предметы?
У многих детей и взрослых есть фирменные способы приведения себя в работоспособное состояние. Иногда мы машинально делаем что-то, что помогает сосредоточиться или успокоиться: кто-то барабанит ногтями по столу, кто-то наматывает волосы на палец, а кто-то грызет кончик карандаша.
Ничего необычного, не так ли? Это только до тех пор, пока ваши, в общем-то, невинные привычки не будут классифицированы кем-нибудь как навязчивое поведение. Со взрослыми подобное редко случается, а вот если ребенок делает что-то такое слишком часто или слишком активно (с точки зрения взрослых), его действия оказываются под запретом как бессмысленные, раздражающие и даже социально неприемлемые.
Почему ребенок облизывает и грызет несъедобные предметы? На 100 % точный ответ на этот вопрос невозможно дать, особенно не видя ребенка, но могут быть вот такие гипотезы, связанные с теорией сенсорной интеграции Джин Айрес.
Когда ребенок берет несъедобные предметы в рот он может получать тактильную или проприоцептивную стимуляцию. Как правило, это ему нужно, чтобы поддерживать необходимый уровень активации нервной системы: или успокоить себя или, наоборот, взбодрить.
Тактильную стимуляцию ребенок получает, когда облизывает предметы или прикасается к ним губами. Часто так делают дети, которые плохо ощущают область рта, им это нужно, чтобы тактильные сигналы попали в мозг. Такая стимуляция помогает привести нервную систему в работоспособное состояние.
Бесполезно ЗАПРЕЩАТЬ ребенку облизывать или сосать предметы, если у него есть физиологическая потребность в таких действиях. Лучше подумать о том, как ребенок может получать необходимые ему ощущений «легально» и не выглядеть при этом слишком странно в глазах других людей.
Не трогай меня! Столичный психолог рассказала, что делать, если ребенок не переносит тактильного контакта
26 ноября 2020 года
Ребенок не хочет обниматься даже с близкими, огрызается, когда до него пытаются дотронуться. Многих родителей настораживает такое поведение, и неспроста. По мнению специалистов, к этой проблеме нужно подойти очень внимательно и деликатно. Как себя вести взрослым, если ребенок не переносит тактильного контакта, рассказала психолог семейного центра «Печатники» Зухра Магомедова.
Дайте личное пространство
В семейный центр «Печатники» обратился многодетный папа с сыном-подростком. Он рассказал, что ребенок за последний год сильно изменился: замкнулся, перестал обниматься с близкими, играть с братьями и сестрами, отказался от любимых занятий по борьбе и футболу. Мужчина начал наблюдать за сыном и пришел к выводу, что ему нужна помощь психолога.
Во время консультации выяснилось, что семья проживает в малогабаритной двухкомнатной квартире. У подростка есть еще две сестры и маленький брат. У каждого ребенка имеется кровать, а вот письменных столов всего два и один ноутбук. Когда мальчику нужно воспользоваться компьютером или сделать уроки, приходится договариваться с сестрами об очередности.
Мальчик рассказал, что раньше ему было комфортно в одной комнате со своими сестрами и братом, а потом захотелось личного пространства, уединения. Шум и разговоры его раздражают, он хочет побыть один, но это невозможно в большой семье. Подросток понимает, что сестры и брат ни в чем не виноваты, но не может сдержать себя — ссорится и дерзит.
Психолог дала рекомендации родителям. Они поняли, что ситуация усугубилась в силу возрастных особенностей сына и маленького пространства квартиры. Мама и папа стали чаще гулять с детьми, чтобы минимизировать пребывание дома. Подключили к этому бабушек и дедушку, которые проживали с детьми в одном районе. Подростку отделили кровать ширмой от остальной комнаты. На день рождения подарили планшет и беспроводные наушники.
Через три месяца папа снова пришел на консультацию к психологу и поделился радостью: в доме наступил мир, сын-подросток успокоился, начал проявлять нежность в отношении своих сестер и брата. Тактильный контакт больше не приносит ему прежнего дискомфорта.
Исключаем крайности
Непереносимость тактильного контакта возникает, как правило, в детстве. Самые распространенные причины:
«Часто у тех, кто боится чужих прикосновений во взрослом возрасте, в детстве были непростые тактильные отношения с родителями. Особенно — с матерью. Она слишком навязчиво тискала ребенка или, наоборот, редко обнимала его», — отмечает специалист.
В первом случае стоит постепенно очень ненавязчиво и мягко начать контакт с человеком хотя бы с простого прикосновения к кончикам пальцев рук. Сначала как бы невзначай, а потом целенаправленно и обязательно нужно наблюдать за реакцией. Можно предложить членам семьи начать делать друг другу массаж. Результат, как правило, можно увидеть через пару месяцев.
Когда непереносимость возникает из-за нехватки личного пространства, стоит хотя бы в минимальной степени выделить его, тогда положительная динамика не заставит себя долго ждать. Решать эту проблему лучше всего с профессиональным психологом на индивидуальных консультациях в столичных семейных центрах.
Помощь психолога
В случае если родители хотят разобраться в причинах непереносимости тактильного контакта у детей, можно записаться на прием к психологу, обратившись на портал «Мой семейный центр». Каждый посетитель сайта может воспользоваться картой организаций поддержки семьи и детства. При выборе на карте необходимого района отображаются ближайшие организации с подробной контактной информацией.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
У ребенка режутся зубы — как помочь?
Нечасто прорезывание зубов у детей проходит легко и безболезненно. Практически каждый малыш в этот период испытывает неприятные ощущения, что, конечно, не может не беспокоить родителей. У него может повысится температура, нарушиться стул и сон, появляется тревожность. Как помочь ребенку? Что может сделать мама, чтобы облегчить его состояние?
Примерно за пару недель до появления первого зуба у ребенка отмечается обильное слюноотделение: железы активизируются, и организм готовится к приему твердой пищи. Слюна может доставлять некоторый дискомфорт: она течет по подбородку и может скапливаться в складочках на шее. В это время на ночь можно надевать на малыша мягкий слюнявчик, а излишки слюны удалять салфеткой, но не тереть кожу (появится раздражение), а обработать ее кремом или маслом (миндальным или кокосовым).
Первые зубки прорезываются, как правило, в 5-6 месяцев. Процесс часто сопровождается зудом десен, и ребенок может тянуть в рот разные предметы: погремушки, край одежды и т. д. Лучше купить ему специальный прорезыватель — кольцо или фигурку, которые изготавливаются из безопасной резины или полимера. Некоторые такие «игрушки» наполняются дистиллированной водой или гелем. Перед тем как дать прорезыватель, стоит немного охладить его — холод хорошо снимает болевые ощущения и зуд. Также можно предложить ребенку кусочек банана, морковки или яблока. Некоторые мамы смачивают салфетку в ромашковом чае и охлаждают ее в холодильнике. Когда малыш начинает капризничать, они дают ему пожевать такой компресс, который снижает боль и оказывает успокаивающее действие.
В аптеках продают специальные гели и мази для наружного применения. Они наносятся непосредственно на десны, втираются, и через несколько минут боль проходит, а воспаление понемногу спадает. Педиатры рекомендуют приобретать «Камистад», «Калгель» или «Дентол». Эти мази абсолютно безопасны для детского организма и не содержат вредных веществ. Если период прорезывания зубов сопровождается диареей, стоит дать малышу «Смекту», «Фталазол» или «Нифуроксазид». Снизить температуру можно с помощью «Нурофена» или «Панадола». Перед приемом лекарственных препаратов обязательно проконсультироваться с врачом.
Что делать при прорезывании коренных зубов
Смена молочных зубов на коренный происходит в возрасте 5-8 лет и заканчивается примерно к 13 годам. Как правило, у ребенка не возникает никаких проблем, которые могут наблюдаться при появлении первых зубок. В редких случаях дети могут жаловаться на болевые ощущения, особенно когда прорезываются жевательные зубы — моляры. Однако такая боль не сильная, и она быстро проходит. В таком случае можно использовать гель «Дентол», который снимет воспаление.