Ребенок не хочет делать уроки что делать
Ребенок не хочет делать уроки: советы психолога
Ребенок не хочет делать уроки: советы психолога, мамы и преподавателя в одном лице
Страшные высказывания, не так ли? А ведь именно их часто слышат беззащитные создания, которых мы называем детьми. Очень хочется верить, что от вас ваши дочки и сыночки не слышат подобной брани даже тогда, когда ребенок не хочет делать уроки.
Когда лично я слышу или вижу, как родители ругают своих малышей, ощущаю непреодолимое желание подойти к ним поближе и врезать по заднице так, чтобы те подскочили и взвыли от боли, а потом еще на ухо выкрикнуть все то, что они «говорят» своим крохам. Но глубоко в душе я жалею их — бестолковых родителей, которые сами, видимо, недополучили любви, заботы, ласки, которые не в силах (не знают, как) справиться со своими эмоциями.
Ребенок не хочет учить уроки, что делать?
Будучи мамой второклассника, преподавателем, имея за плечами 15-летний опыт работы с малышами, хочу посоветовать следующее:
Как родители делают с детьми уроки, так они и обращаются с ними при других обстоятельствах: дома, на улице, в гостях и т.д.
Вот примерно какие крики слышала из соседнего дома, когда какая-то придурошная (уж простите за откровенность) мама заставляла школьника выполнять домашнее задание:
Знает ли эта женщина, как делать уроки с ребенком без криков и наказаний, когда малыш не хочет этого? Не думаю. Но ее счастье, что крики прекратились.
Дорогие родители, пишу статью, а самой рыдать хочется. Детки приходят в этот мир чистыми листочками, а мы, мамы и папы, записываем на этот листочек основу жизни. Наши дочки и сыночки — это наше с вами отражение. Помните ли вы об этом?
А знаете ли вы, что делать уроки с ребенком без криков и наказаний можно лишь в том случае, если вы действительно любите и уважаете свое чадо, если учитываете особенности его психотипа (эннеатипа), знакомы с особенностями развития его возраста и помните, что постоянный контроль отбивает у детей желание делать уроки самостоятельно?! Не надо все сваливать на характер. Он формируется в процессе становления личности. И именно вы в большей степени влияете на это.
Ребенок не хочет самостоятельно делать уроки: как помочь ему?
«Пока с ребенком делали уроки,
все соседи выучили таблицу умножения,
а собака может пересказать повесть.»
Как помочь ребенку делать домашние задания, если он не хочет:
Поверьте, при грамотном подходе вы будете делать уроки с ребенком без криков и наказаний. Больше того, ваш ребенок захочет самостоятельно делать уроки.
От себя еще добавлю: у ребенка должна быть цель и понимание того, зачем ему делать уроки. Уж точно не для того, чтобы быть отличником. Правда?) У моего сына есть мечта: открыть собственный ресторан. И он понимает, что для этого ему нужно иметь много знаний. А знания дает школа, поэтому уроки делать важно и нужно.
Ребенок не хочет делать уроки (видео «Что советует психолог, когда ребенок не хочет делать уроки самостоятельно»):
Как делать уроки с ребенком без криков и наказаний: личный пример
Давайте я расскажу о том, как мы делаем уроки. Итак, у меня сынишка ходит во второй класс. У него вторая смена: учится с 13:30 до 17:45. Программа, на мой взгляд, сумасшедшая. Постоянно какие-то доклады, рефераты, рисунки, песни, конкурсы, контрольные… Кажется, что заданиям нет ни конца ни края. Понятное дело, что это вызывает стресс у ребенка и доводит родителей до отчаянья. Что можно сделать? Как вариант, можно попросить учителя задавать меньше. Но, скажем, наш учитель и так бережно относится к деткам, задает то, что положено в рамках программы. А программа, как уже говорила, сложная.
Как мы делаем уроки с ребенком без криков и наказаний:
Вот по такому примерно графику мы и живем. Порой бывают форс-мажоры). Я стараюсь не перегружать ребенка дополнительными занятиями, нам пришлось отказаться от нескольких курсов. Но здоровый и веселый малыш куда важнее, чем уставший и грустный родной школьник.
Когда сын ленится, капризничает (и при этом я понимаю, что это никак не связано со здоровьем) и вдруг говорит, что не хочет учить уроки, то его ждет худшее из наказаний: мама не будет с ним рядом в процессе выполнения домашнего задания, она не подскажет, не проверит уроки, не выполнит его последующие просьбы. Я позволяю сыну самостоятельно справляться с последствиями невыполненного или плохо выполненного домашнего задания. Если мой ребенок не хочет учить уроки, пожалуйста, пусть не делает, но ответственность за результат будет нести он. А я в свою очередь проведу вечер в раздумьях: в чем я, как мама, допускаю ошибку, почему мой ребенок не хочет учить уроки самостоятельно, что я могу сделать, чтобы у него было это желание…
Помню, как бабушка платила деньги моим младшим братьям за то, чтобы они ходили в музыкальную школу. Больше всего денег доставалось младшему, он бросил обучение через месяц, средний продержался чуть больше. Я же закончила музыкальную школу, потому что мне никто ничего не платил 🙂. Поэтому своему ребенку за оценки деньги не плачу, но, понятное дело, стимулирую к достижению максимально возможного результата. К примеру, эту четверть он закончил прекрасно — как и планировали (мечтали, хотели), за что был вознагражден игрушкой своей мечты (лего NexoKnights), плюс ко всему, мы сразу поехали отмечать победу в торгово-развлекательный центр (это был потрясающий день). К слову, у нас всегда есть выбор между наградой: за лучший и получившийся результат. То есть, я придерживаюсь стратегии «win-win», где нет проигравших.
Как-то шли с парка (ходили собирать листья для поделки «Шляпка осени»), и у нас случайно состоялся вот такой диалог:
— Мама, а почему ты не любишь 4-ки?
— Сынуля, ну почему же я не люблю четверки?! Люблю. Просто если есть возможность получить 5, зачем получать 4?
— Но четверки же тоже относятся к хорошим оценкам!
— Относятся. А когда мы ходим по магазинам, почему ты выбираешь себе самое большое лего, а не маленькое или среднее, оно ведь тоже относится к хорошим игрушкам?)
Мы оба рассмеялись, но каждый сделал свои выводы. Я, к примеру, и не догадывалась, что сына волнует мое отношение к оценкам. Этот диалог расставил многие точки над и + помог скорректировать мое поведение в отношении маленького наследника. Здорово, что диалоги между родителями и малышами существуют! Правда?
И напоследок хочу поделиться своими страхами. Я точно знаю и глубоко убеждена, что в этой жизни все очень взаимосвязано. Законы Вселенной, Ведические знания, психосоматику и прочие важные вещи никто не отменял (даже если вы в них не верите). Если на детей кричать, они болеют; если их обижать, они в подростковом возрасте «мстят» (делают это совершенно неосознанно, просто лишь отдают родителям то, что мама с папой вложили в них в детстве); если их чрезмерно опекать и/или любить нездоровой любовь, они вырастают неудачниками и/или эгоистами. В общем, очевидно одно: каждое наше действие имеет свой результат. А какими будут ваши результаты, дорогие родители?
Берегите детей! Не отнимайте у них детство! Они так быстро вырастают(.
= С пожеланиями удачи всем родителям, Зоя Гегеня =
Поделитесь в комментариях, что вы предпринимаете, когда ребенок не хочет делать уроки самостоятельно.
Ребёнок не хочет учиться и делать уроки: что делать родителям?
Начинается учебный год, и Интернет взрывается от родительских запросов: «ребёнок не хочет учиться», «как заставить ребёнка делать уроки?», «что делать, если ребёнку надоела учёба?». Каждый родитель хочет видеть в сыне или дочери примерного ученика, с радостью бегущего в школу и прилежно выполняющего домашние задания. Но что делать, если у ребёнка вдруг пропало желание учиться? Стоит ли его заставлять или есть другие способы? Ответы вы найдёте в данной статье.
Перестаньте гиперопекать ребёнка и дайте разумную свободу формирующейся личности. При это не беспокойтесь за ребёнка, всегда знайте, где он находится, каким маршрутом следует, и что происходит вокруг него с помощью приложения « Где мои дети » из AppStore и GooglePlay.
Содержание:
Выясняем причину
Чтобы разобраться, почему вдруг у ребёнка пропало всякое желание получать новые знания в школе, нужно найти причину такого поведения. Это может быть:
1. Отсутствие мотивации
Ребёнок не понимает важности и нужности процесса обучения. На уроках ему скучно, учителя он не слушает, предпочитает заниматься своими делами или болтать с одноклассниками.
Почему дети не хотят делать уроки? Ответ самый простой. Им не интересно.
К сожалению, школа имеет мало практического опыта для жизни и успеха, а гаджетов и « отвлечений » много. Поэтому школьники часто не понимают – зачем? Для чего им это надо? И как это пригодится в жизни? Важно разговаривать с детьми, отвечать на эти вопросы. Показывайте, рассказывайте на примере известных « молодёжных » людей. Попробуйте вместе использовать эти знания в жизни. Хвалите действия школьника.
Например, можно собрать друзей ребёнка и устроить квест « Зачем нам математика? » Команда, которая найдёт больше практических примеров, получает пиццу,
2. Проблемы во взаимоотношениях «учитель – ученик»
Даже одно неосторожное слово учителя может обидеть ребёнка и повлиять на его отношение к обучению, не говоря уже о явных конфликтах. Особенно это касается тревожных и ранимых детей.
3. Конфликты с одноклассниками, насмешки, буллинг
Родителям важно обращать внимание на все изменения в поведении сына или дочери и суметь вовремя помочь ребёнку, если он стал жертвой буллинга.
4. Неблагоприятная семейная обстановка
Когда родители постоянно ссорятся и выясняют взаимоотношения, ребёнку трудно сосредоточиться на учебной деятельности. Ну как можно решить задачу по физике, когда папа кричит, что уйдёт из семьи, а мама вторит, что потратила свою жизнь на никчемного человека?
5. Родительский сверхконтроль
Есть такие родители (это, в основном, мамы), которым важно контролировать всё, что происходит в семье. В том числе, и школьную жизнь ребёнка. Вплоть до обложек тетрадей и подарка однокласснице на день рождения. О какой мотивации может идти речь у ребёнка, если мама лучше знает, мама всё решит?
6. Низкая самооценка, неуверенность в себе
Таким детям тяжело проявлять себя в школьной жизни. Поднять руку, чтобы ответить на вопрос учителя, позвонить однокласснику и узнать домашнее задание для них – целая проблема. Если при этом ещё и родители предъявляют к ребёнку завышенные требования и критикуют его за малейшую провинность, то сын или дочь замыкаются в себе и идут по пути наименьшего сопротивления. Ребёнок начинает прогуливать уроки, перестаёт выполнять домашние задания, приносит плохие оценки. Зачем стараться, если твои усилия всё равно не будет оценены?
7. Чрезмерная загруженность ребёнка после школы
В понедельник и среду – бассейн, в среду и четверг – танцы, в остальные дни – художественная школа. Знакомо? Многие родители стремятся организовать ребёнку сверхнасыщенный досуг. В результате психика включает защитные механизмы, ограждая мозг от переутомления. Ребёнок начинает лениться и откладывать выполнение уроков на поздний вечер.
8. Физиологические причины
Гиперактивность, слабая волевая регуляция поведения, соматические заболевания – вот неполный список того, что также может повлиять на отсутствие у ребёнка желания сидеть за партой и делать домашние задания.
Сочетание причин
Следующая история как раз об этом.
Как видите, причин нежелания учиться у ребёнка может быть достаточно. И чаще всего, это не одна конкретная проблема, а целый набор, в котором родителям предстоит разобраться.
Правильная позиция родителей
Дорогие мамы и папы! Если вы будете именно заставлять ребёнка учиться, то вряд ли из этого получится что-то хорошее. Всё, что делается по принуждению или под страхом наказания, не принесёт пользы. Поэтому давайте всё-таки не заставлять детей учиться, а побуждать их к этому. И в этом вам поможет грамотная позиция родителя.
Заставить ребёнка учиться, конечно, можно. Но этим придётся заниматься все 9-11 лет.
Когда мы заставляем детей, мы берём их ответственность на себя. А мы же так хотим, чтобы дети были самостоятельными и делали уроки сами. Поэтому, если есть возможность, устанавливайте правила обучения в первом классе. Не надо делать уроки с первоклассником – функция родителя помочь не отвлекаться от деятельности. Если школьник старше, решайте задачу мотивацией и поощрением,
Адекватное восприятие ситуации
Что делают большинство родителей, если ребёнок не хочет учиться? Правильно, берутся за ремень. Наверняка, и ваши родители так поступали, и вы тоже нередко этим грешите.
Крики, ругань и наказания оставляем за дверью. Они ничем не помогут. «Страшилки» про профессию дворника – тоже.
Родителям необходимо понять, что нежелание ребёнка учиться всегда имеет под собой конкретную причину.
О том, как правильно реагировать на непослушание, читайте в статье 10 способов наказать ребенка без крика, ремня и унижения.
Поддержка
Чтобы ребёнок стал самостоятельнее и научился справляться со своими проблемами, ему важно слышать от родителей:
Помощь
Узнайте, не обижают ли вашего ребёнка в школе и хорошо ли с ним обращаются учителя, чтобы вовремя помочь и решить проблему. Слушайте звук вокруг и отслеживайте местоположение ребёнка в режиме реального времени с приложением « Где мои дети » из AppStore и GooglePlay.
Заключите с ребёнком договор, прямо письменный, настоящий. Чётко пропишите, что полагается за « добровольное » выполнение уроков и какое « наказание » за невыполнение заданий. Отлично работают со старшими школьниками поощрительные мероприятия, например, всю неделю ребёнок делал уроки сам, в выходной вся семья едёт туда, куда хотел школьник. Наклейки, собирание по буквам слово « молодец » прекрасно работают с младшими школьниками,
Как помочь ребёнку?
Советы психолога
Из поколения в поколение переходит у нас нелюбовь к учёбе. Детей ещё в детском саду начинают пугать: «Вот пойдёшь в школу, учительница не будет смотреть на твои капризы, сразу двойку влепит», «вот будешь плохо вести себя – пойдешь к директору в кабинет». Ребёнок заранее готов к тому, что учиться будет сложно, неинтересно, тягостно.
Когда чувства ребёнка отрицаются, он быстро теряет интерес к любому делу, в том числе и к учёбе. Ребёнок говорит: «Эта очень сложная задача. Я её никогда не решу» и получает в ответ: «Ты просто очень ленивый, для тебя всё сложно».
Желание вырастить из ребёнка гения с отличными оценками по всем предметам приводит к нервным срывам и заниженной самооценке, ведь сын или дочь не всегда могут дотянуться до планки, поставленной родителями. То же касается и нереализованных родительских ожиданий, когда мама так мечтала стать балериной и решила, что дочь обязательно должна воплотить её мечту в жизнь.
Бич всех родителей – сравнение ребёнка с другими детьми. «А Машенька одни пятёрки получает, а ты только двойки да тройки приносишь», «а Светочка давно уже сама уроки делает, а ты все маму просишь помочь». И ребёнок начинает тихо ненавидеть Машеньку со Светочкой, считая себя полным неудачником.
8 эффективных способов мотивации на хорошую учёбу
Стоит ли делать уроки с ребёнком?
Теперь затронем вопрос, тревожащий многих родителей. Стоит ли помогать ребёнку делать уроки? Если не помогать, он же наделает в тетради кучу ошибок, забудет выучить стихотворение и даже не вспомнит о поделке из листьев.
В 2018 году портал «Mail.ru Дети» провёл опрос среди российских родителей на тему выполнения заданных на дом уроков. Оказалось, что большинство родителей (70%) вместе с детьми каждый вечер садятся за домашние задания, и только у 30% мам и пап дети делают уроки самостоятельно.
А вот что вспоминают сегодняшние мамы и папы о своём детстве:
1. «У меня в школе всегда были проблемы с математикой. Ну не понимал я всех этих косинусов, интегралов и функций! В 6 классе отец взялся за моё обучение. А так как педагог из него был не очень хороший, он объяснял все задания на повышенных тонах, сердился, когда я что-то не понимал. В результате мы ссорились, он называл меня дубиной стоеросовой и говорил, что ничего путного из меня не выйдет. Может, какие-то математические знания в моей голове всё-таки отложились, но отношения с отцом оказались испорченными».
2. «А у меня мама с первого класса взяла домашние задания под свой контроль. Мы с ней садились и часами их делали, пока она не была довольна результатом. Иногда маму раздражало, что я делаю задания очень медленно, и она делала что-то за меня. Когда её не было дома, я никогда сама не садилась за уроки. Зачем? Всё равно ей что-нибудь не понравится, и мне придётся переделывать».
Как мы видим, попытки родителей контролировать процесс выполнения уроков не всегда идут ребёнку во благо.
Что рекомендуют специалисты:
Запомните, дорогие родители! Ваша задача – не заставлять сына или дочь учиться, а создать в семье такую атмосферу, где ребёнок сможет поделиться любыми проблемами, где его оценивают не по отметкам в дневнике, и где ему помогут обрести новые знания для будущей взрослой жизни.
Что делать, если ребенок не хочет учить уроки: советы психолога
Школьные будни можно сравнить с рабочей рутиной: жесткий распорядок, дисциплина, необходимость делать то, что тебе скажут, а не то, чего хочется в данный момент… Стоит ли удивляться, что дома один вид учебников вызывает у ребенка тоску и неприятие.
Но на самом деле причин, почему ребенок не хочет учить уроки , много — от банального переутомления до психологических проблем. Рассмотрим основные из них и дадим советы, что делать родителям.
Причина №1 — лень
Лень — общее понятие, которое включает в себя множество аспектов. Это и скука, и неорганизованность, и отсутствие привычки трудиться, и непонимание ответственности за свои действия.
Разобраться, что именно заставляет ребенка лениться, крайне сложно. Но все сводится к тому, что виноваты родители. Именно они не прививают своим детям навык выполнения рутинных задач.
Что делать родителям:
✓ Не ругайте ребенка за лень, чтобы не вызвать отторжения от домашних заданий.
✓ Объясните, что занятость взрослых — это работа, за которую они получают деньги. А у детей занятостью считается учеба, и выполнение «домашки» — ее важная часть.
✓ Привлекайте детей к работе по дому. Поручите им посильные задания и ненавязчиво контролируйте их выполнение.
✓ Обсудите санкции за лень. Если ребенок успешно справляется с учебой, то получает возможность отдохнуть, погулять, поиграть в игры на компьютере/смартфоне. Если нет — лишается всех «плюшек».
Причина № 2 — страх
Несмотря на постоянные реформы, современная образовательная система использует всё те же инструменты давления на ученика, что и ранее — запугивание, шантаж оценками, упреки за низкую успеваемость и т. д.
Что делать родителям:
✓ Убедитесь, что в школе ребенка не запугивают и не шантажируют оценками. Если учитель позволяет себе публично отчитывать учеников за ошибки, нужно принять меры или, на худой конец, перевести ребенка в другой класс.
✓ Не ругайте детей за плохие оценки. Всему есть причина, и ваша задача — найти ее. Возможно, ребенок не тянет школьную программу, ему нужен репетитор. Может, он стесняется отвечать на вопросы учителя, тогда надо наладить между ними контакт. Или же проблема в дефиците внимания, тогда не обойтись без консультации у невролога, психолога.
✓ Во время выполнения домашних заданий не кричите на ребенка. Да, иногда очень сложно 25-й раз объяснить одно и то же элементарное правило, но запасайтесь терпением. Пока ребенок нуждается в вашей помощи, будьте ему именно помощником, а не надзирателем или контролером.
Причина №3 — привлечение внимания
Когда родители уделяют ребенку мало времени, и выполнение «домашки» — чуть ли не единственная возможность побыть вдвоем, то прекращение этого «ритуала близости» воспринимается трагически. Ребенок уже смирился с вечной занятостью взрослых, но отказывается понимать, почему у него отобрали драгоценные минуты внимания.
Что делать родителям:
✓ Если с первого класса вы помогали ребенку делать уроки, то резко бросать нельзя: сначала давайте ему самостоятельно выполнять легкие задания (чтение, рисование). Потом переходите к более сложным. «Отлучение» от родительской помощи должно происходить постепенно — в течение нескольких месяцев.
✓ Самостоятельное выполнение ребенком уроков не значит, что теперь ему вовсе не нужно уделять внимание в течение дня. Наоборот, если он сделал все быстро, то вправе рассчитывать на совместную прогулку вечером или семейный просмотр фильма.
Причина №4 — непонимание значения домашних заданий в образовательном процессе
То, что нам кажется очевидным, может быть закрыто для понимания детям. Спросите у любого взрослого, для чего нужно делать уроки. Он найдет, что ответить. Дети же не склонны к анализу школьного уклада. Они органично встраиваются в среду, но при этом могут совершенно не задаваться вопросами «почему» и «зачем».
Но в какой-то момент пытливый ум ребенка может взбунтоваться: «А почему я должен дома что-то делать?». И если взрослые не смогут обосновать важность уроков, то столкнутся с нежеланием их делать.
Что делать родителям:
✓ Повторение — мать учения. Эта поговорка дает исчерпывающий ответ, зачем вообще дома открывать учебники.
✓ Домашние задания вырабатывают у ребенка ответственное отношение к учебе, организованность и внимательность.
✓ Делая уроки, ребенок получает возможность глубже погрузиться в тему, в спокойной обстановке найти дополнительную информацию, а также понять то, что не расслышал или недопонял в классе.
Причина №5 — выборочное отношение к урокам
Что делать родителям:
✓ Не заставляйте ребенка-гуманитария зубрить теоремы и логарифмы. Даже если он их выучит, то забудет на следующий день.
✓ Не требуйте от ребенка с математическим складом ума писать сочинения витиеватым слогом, чтобы заработать дополнительные баллы от восторженного учителя. Вряд ли у него это получится.
✓ Золотая середина — углубленно изучать интересные предметы и при этом выполнять достаточный минимум по всем остальным. Если вы дадите ребенку возможность перейти на такой формат обучения, то проблем с уроками не будет.
Причина №6 — неуверенность в себе
Ребенок бывает настолько запуган правилами и запретами, что просто боится делать уроки. Если учитель щедро разрисовывает красной пастой тетрадки, не скупится на эмоциональные выражения типа «Будь внимательным!» или «Переделать!», то у ученика появится страх допустить ошибку.
Требовательные педагоги бдительно следят за количеством клеточек в отступах и длиной тире, при этом не обращают внимания на то, что задача решена правильно. Это демотивирует, вызывает дискомфорт и неуверенность в собственных силах.
Что делать родителям:
✓ Объясните ребенку, что действия учителя отражают лишь его личную позицию, а не объективную картину знаний. Поэтому все замечания нужно воспринимать с поправкой на темперамент и настроение.
✓ Не фокусируйтесь на мелких ошибках (оформление, исправления, отступы и пр.), а сконцентрируйтесь на правильности выполнения заданий.
✓ Поговорите с учителем, расскажите о переживаниях ребенка, пусть будет помягче с ним хотя бы какое-то время.
Прямо сейчас жмите на кнопку «Зарегистрироваться» и получите подарок.