за сову калым отдам что значит
Значение слова «калым»
1. Сохранившийся у некоторых народов стран Востока как пережиток обычай платить выкуп за невесту ее родителям (первоначально — ее роду), а также сам выкуп. — Она за него посватана, а есть сведения, что ей положенных лет нет и что ее за калым раньше времени хотят отдать. Тихонов, Двойная радуга.
2. Прост. неодобр. Деньги, получаемые по личной договоренности за оказанную услугу, за работу, выполненную для частного лица (обычно с использованием служебного положения). — Калым сейчас или потом? — А груз у вас какой? Грибачев, Перекати-поле.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
КАЛЫ’М, а, мн. нет, м. [тюрк. k ̣ alym] (этнол.). Выкуп, вносимый женихом родителям невесты у нек-рых народностей.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
калы́м
1. выкуп за невесту, который платит жених родителям невесты
3. разг. плата за какие-либо нелегальные услуги
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: многолучевой — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
«За тебя калым отдам»: тонкости чеченского бракосочетания
В Чечне не привыкли к свадьбам в тихом семейном кругу, но в этом июне, несмотря на пандемию, их сыграли — и еще сыграют — немало. А все потому, что Фонд имени Ахмата Кадырова помог женихам внести выкуп за невест. «Жениховский капитал» составил 50 тысяч рублей, его получили 213 человек.
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Любовь во время COVID-19
Историю Мовсара и Хадижат можно назвать любовью с первого взгляда. Он — работник мебельного цеха, она — продавец в магазине одежды. Они встретились в апреле на грозненском «Беркате», в самый разгар сурового режима самоизоляции. Ему понравилась миниатюрная девушка, подошел познакомиться и попросил номер. Хотя и не сразу, но гордость уступила настойчивости. Спустя месяц молодой человек получил от девушки кольцо в знак согласия. Свадьбу назначили на абстрактную дату — «когда закончится самоизоляция». 25 мая муфтият отменил запрет на заключение брака, а уже 7 июня Хадижат и Мовсар поженились.
У Хадижат была свадьба, о которой мечтает каждая чеченская девушка, — со свадебным платьем, чемоданом и минимумом гостей. На торжестве всего две машины и семь человек. Да и приносить воду для обряда развязывания языка ей пришлось всего двум мужчинам — деверю и свекру.
Повезло с организацией свадьбы и семье жениха. На время карантина Мовсар остался без работы, и неизвестно, когда его семья получила бы возможность организовать торжество должным образом, если бы не региональный общественный фонд имени Ахмата Кадырова.
Всем по 50
Помощь от фонда получили 213 семей. Это малоимущие жители республики, у которых не было средств для выплаты калыма за невесту.
— Работа проводилась совместно с муфтиятом, — рассказывает вице-президент организации Хава Исаева. — Ведь имамы на местах лучше знают о материальном положении семей. Они предоставили списки малоимущих муфтию, мы, узнав цифры, выделили деньги — по 50 тысяч рублей. Все средства уже отданы.
Одними из первых свадьбы сыграли в Шелковском районе. Жарадат Даудова не может нарадоваться новой невестке:
— Теперь у меня появилась дочка. Такое ощущение, что всю жизнь с нами жила — такая доброжелательная и естественная.
Сыну Жарадат 31 год. С будущей женой они были знакомы уже полтора года. Должны были пожениться еще зимой, но тогда из-за смерти одного из родственников свадьбу пришлось отложить. Второй раз женитьбе помешал коронавирус. Сын Жарадат работал на стройках, но в период самоизоляции остался без дохода. О том, что в республике собираются помочь малоимущим семьям, Жарадат узнала от соседей. Сразу же пошла в администрацию. Там семью внесли в списки, и уже через несколько дней в доме появилась молодая невестка.
Свадебный прайс
Свадьба — одно из самых затратных событий в жизни каждой чеченской семьи. Дороже обходится только строительство дома. Чтобы женить сына, его семья должна привести в порядок дом, где будет проходить торжество, заплатить махр (калым) за невесту, закупить все необходимые подарки — а их с каждым годом становится все больше, накрыть столы минимум на сто человек.
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
По суммам получается приблизительно следующее. Продукты для торжества обойдутся минимум в 100 тысяч рублей. Иногда приглашают бригаду поваров — им за работу платят от 20 тысяч. В последнее время для обслуживания гостей и мытья посуды нанимают женщин — их количество может варьироваться, но каждой дают около 5 тысяч рублей. Те, у кого жилплощадь не позволяет принять большое количество гостей или кто просто не хочет возиться с готовкой, арендуют ресторан. Меню на одного гостя стоит в среднем около 1200 рублей. Но дома торжеств не принимают заказы меньше 200 тысяч рублей. Для создания атмосферы праздника в таких заведениях требуются еще и артисты, ведущий — тамада, оператор или даже целая съемочная группа — и тут ценовой диапазон может достигать сотен тысяч рублей. Рестораны класса люкс, пиршеством в которых чеченцы гордятся как самым главным личным достижением, обходятся в полмиллиона и выше.
За невестой приезжает целый кортеж, который возглавляет самая статусная машина — в ней новоиспеченная супруга приезжает в дом жениха. Из отчего дома девушку выводят золовка и деверь. Причем сестра жениха надевает на палец невесты бриллиантовое кольцо (около 20 тысяч рублей), а молодой человек отдает женщинам, загородившим выход, 10 тысяч, чтобы ее «отпустили». Раньше платили 100 долларов или 5 тысяч рублей, но когда европейская валюта резко подорожала и стала значительно отличаться от американской и российской, выбрали ее — чего скупиться? Потом решили, что 100 евро — недостаточно круглая сумма, и подняли планку до 10 тысяч рублей.
Размер махра в республике четко фиксирован — 50 тысяч рублей. Но это в том случае, если девушка выходит замуж в первый раз. Для разведенной или вдовы сумма снижается до 30 тысяч. Махр может быть выплачен в день свадьбы, когда совершается обряд никях — это бракосочетание в присутствии имама. Но иногда деньги отдают еще в момент сватовства, чтобы невеста могла потратить их на сбор приданого.
Вместе с махром сторона жениха приносит в дом невесты и подарки — это чай, сахар и конфеты. Раньше они бывали упакованы в громоздкие пирамидки. В последнее время в моду вошли сундуки, где компактно лежат мешочки с чаем, сахаром и шоколадные конфеты в форме золотых монет. Зажиточные семьи покупают и второй сундук — с разными сортами кофе. Еще 5 тысяч рублей отдают имаму, который заключил брак, — мера исключительно добровольная, но кто же не заплатит, если платят все?
Итого — минимум 200 тысяч рублей.
Калым или махр?
Самоизоляция показала, что чеченская свадьба может обойтись почти без всего перечисленного, за исключением махра. Чеченские богословы называют его также урду. Без выплаты махра брак считается недействительным. В шариате не обозначена конкретная сумма, но в исламе приветствуется скромность. По словам пророка Мухаммада, благословенной невестой считается та, чей махр был небольшим.
Тюркское слово «калым» и арабское «махр» многие считают синонимами, хотя между ними есть принципиальная разница. Калым — это сохранившийся у некоторых восточных народов выкуп за невесту, он отдается ее родителям, а махр — это установленный шариатом обязательный брачный дар самой невесте. Но слово «калым» так укрепилось в сознании чеченского общества, что его употребляют даже богословы.
— Основанием обязательности калыма-махра является аят Священного Корана, — объясняет кадий Ленинского района Грозного Умар Тайсумов. — Махр необязательно выплачивать деньгами. Это может быть и услуга.
Богословы рассказывают, как пророк Мухаммад женил одного из своих сподвижников на одной мусульманке. Выяснив, что у него нет средств для выплаты махра, он поинтересовался, знает ли жених что-либо из Корана. Выяснилось, что он знает несколько сур. И тогда посланник велел ему жениться, определив в качестве махра обучение жены этим сурам.
Ислам порицает расточительство и предписывает человеку жить по средствам. То есть если у верующего нет денег на пышную свадьбу или на дорогие подарки, он должен организовать все в соответствии со своим материальным положением. Но тут у чеченцев и у остальных мусульман немного расходятся дороги. В Чечне предпочтут занять в долг, взять харамный кредит (денежные операции с процентами в исламе считаются грехом), продать фамильное золото и отдать семье невесты установленную сумму, чем признаться, что она для них неподъемна.
Полученные деньги принадлежат исключительно невесте, и она может распоряжаться ими по своему усмотрению. В исламе также четко прописано, как следует поступать с махром в случае развода. Если брак расторгается по инициативе супруга, то бывшая жена не обязана возвращать ему этот подарок. В случае, если на разводе настаивает женщина и богослов найдет ее претензии обоснованными, деньги тоже остаются при ней. Однако если развод происходит по требованию жены и имам не найдет в этом вины мужа, то тогда она обязана вернуть ему всю сумму. Это сделано для того, чтобы женщина не использовала развод как средство заработка.
«За тебя калым отдам»: как проходят кавказские свадьбы
Большие расходы – это всегда нелегко, будь то целое государство или отдельно взятая семья. Неожиданный ход придумали в Чечне. От имени главы республики раздали по 50 тысяч рублей женихам на выкуп невесты. Сумма, безусловно, символическая. Кавказская свадьба обычно обходится намного дороже, отмечает корреспондент телеканала «МИР 24» Максим Красоткин.
Начало семейной жизни, как Новый год: как встретишь, так и проведешь. Кавказская молодежь никогда не скупится на торжества. Порой свадьба – это праздник не только для жениха и невесты, а событие для всего села или района города. Семейные видео на зависть «Мосфильму» и Голливуду. Впрочем, многое остается за кадром.
«Часто бывает, что после пышной свадьбы у молодоженов остается несколько тонн еды, фото и видео, а жить негде. Это, конечно, перегиб», – делится руководитель event-компании Евгений Абаев.
Шикарные свадьбы – давняя традиция Кавказа. Все связано с народным гостеприимством. Отдать последнее гостю – это закон и обычай. Вот и гуляют как в последний раз.
«Может, люди, которые в кавказском регионе не живут, удивились бы: у нас есть традиция перекрыть проезжую часть улицы, ставить палатку. Причем палатка ставится как на свадебное мероприятие, так и на ритуальное одна и та же. Определить, свадебная она или ритуальная, можно по лицам гостей. Если свадьба, значит, лица радостные», – говорит Евгений Абаев.
Две машины по меркам чеченской свадьбы – более чем скромно. Обычно невесту привозят десятки автомобилей. Но семья Даудовых решила иначе. Приветствуют родные, угощают конфетами и говорят: «Добро пожаловать, невестка! Счастья тебе!» Конфеты – это чтобы жизнь в доме свекрови была сладкой. Жарадад женила своего сына.
«У нашей семьи не было возможности отметить торжество. Сын потерял работу, у нас был нелегкий период», – делится мать жениха Жарадат Даудова.
Чтобы молодожены не залезали в кредиты, глава Чечни распорядился выделить малоимущим по 50 тысяч рублей. Эту сумму получили более 200 женихов. Деньги не из бюджета, а из благотворительного фонда. Потому и сумму определяло духовенство.
«Пусть Всевышний вам принес пользу с этих денег! Спасибо большое!»
«Я пришел с двумя сыновьями. Они во время пандемии оказались в трудном положении. Благодарен, что нам оказали такую помощь!»
В традициях гор – за невесту нужно заплатить калым. Во все времена он был разным и зависел от договоренности между семьями. Кто-то отдавал домашним скотом, кто-то золотом. Люди попроще домашней утварью.
«На самом деле это не столько оплата или покупка, сколько возмещение утраты рабочих рук или члена семьи. Ведь они забирают в самом расцвете сил человека в другую семью. Родителям в знак уважения они должны компенсировать эту утрату», – поясняет генеральный директор Национального музея Республики Северная Осетия-Алания Батраз Цогоев.
Похищение невесты – вроде тоже традиция Кавказа. Однако историки утверждают: это было крайней мерой. В первую очередь – если калыма не хватало. В этом случае глава семьи, как правило, скрывался навсегда из родного села.
«Когда человек крал себе невесту, это в первую очередь оскорбление родителей и оскорбление фамилии, причем двух фамилий. Учитывая, что есть родственные фамилии, человек получал кровников нескольких фамилий», – отметил Батраз Цогоев.
Свадьба Ратмира и Залины Доховых прошла согласно древним традициям: банкетный зал для всех родственников и соседей. Одни только платья невесты, а их как минимум два, на разные дни, обошлись почти в 40 тысяч рублей.
«Сегодня мы накрыли на 260 человек, на одного человека – 17 долларов. В меню входят фрукты, мясное ассорти, пять горячих», – делится официантка.
— Жених сам заработал на свадьбу или вы помогаете?
— Честно скажу, я не знаю. Он все эти дела ведет. Я пенсионер, что мог – дал. Разберемся после.
Конечно был и калым. Только в этом случае он платился самой невесте.
«Когда мы подписываем мусульманский брак, то это по желанию мужа идет. Это не выкуп. Он может ручку подарить, это необязательно должен быть дорогой подарок. Он мне подарил серьги», – рассказывает Залина Дохова.
Свадебные традиции народов России отличались в зависимости от региона и менталитета. Но финансовая тема так или иначе присутствовала везде. Например, на Руси невеста обязательно должна была быть с приданым. Чтобы не оказаться в новом доме с пустыми руками. С другой стороны, это была компенсация мужу за то, что взял в жены. Ведь в древности молодые зачастую узнавали друг друга только на свадьбе. Отсюда и название невеста – не весть что.
«Вот это называется брачный обыск. Священник должен был обыскать новобрачных, по-русски, испросить. Он должен был испросить, не брат или сестра, какие родственные связи, не обещалась ли она кому-то другому, и после этого им разрешалось венчаться», – объясняет создатель Музея свадьбы, семьи и детства Ольга Морозова.
В руках историка Ольги Морозовой уникальный документ начала XX века – перечисление приданого невесты. Прилагался к свидетельству о браке того времени.
«И тарелки, и рамки. И 168 томов сочинений русских писателей. Это 1900 год», – уточняет Морозова.
Вступать в брак добровольно, а не по согласию родителей стало возможно только при Петре I. Но традиция приданого или калыма осталась. На это не влияла смена эпох. Как и на понятие традиционной семьи.
Хороша всем на диво, так горда и красива
Что же это такое, нет не сна ни покоя
Вся родня выбирала, кто тебе будет пара
Кто красив и богаче, будто жизнь будут слаще
За тебя калым отдам, душу дьяволу продам
И как будто бы с небес, все к тебе толкает бес
За тебя калым отдам, душу дьяволу продам
Пусть бушует в сердце кровь, мне нужна твоя любовь
Без камней и богатства, приходи в мое царство
И тогда может все же, ты поймешь что дороже
Тонкий шелк это нежность, и глаза изумруды
А любовь это вечность, ведь так было и будет
За тебя калым отдам, душу дьяволу продам
И как будто бы с небес, все к тебе толкает бес
За тебя калым отдам, душу дьяволу продам
Пусть бушует в сердце кровь, мне нужна твоя любовь
Чтоб не ставил преграды, за любые награды
Счастье наше сжигая, да с тобой разлучая
Сердце болью залитом, тянут словно магнитом
И влекут океаны, глаз любимых и ладных
За тебя калым отдам, душу дьяволу продам
И как будто бы с небес, все к тебе толкает бес
За тебя калым отдам, душу дьяволу продам
Пусть бушует в сердце кровь, мне нужна твоя любовь Good all splendidly, so proud and beautiful
What is it, there is no sleep or rest
All relatives choose who you will steam
Who is beautiful and rich, that life will be sweeter
For you give the bride-price, selling soul to the devil
And as if from heaven, everything is pushing you to the devil
For you give the bride-price, selling soul to the devil
Let raging in the heart of blood, I need your love
Without stones and wealth, come to my kingdom
And then may still, you realize that the more expensive
Thin silk is soft and emerald eyes
And love is eternal, because it has been and will be
For you give the bride-price, selling soul to the devil
And as if from heaven, everything is pushing you to the devil
For you give the bride-price, selling soul to the devil
Let raging in the heart of blood, I need your love
So as not to put obstacles for any awards
Happiness is our burning, but you separated
Heart pain-drenched, pulled like a magnet
And involve the oceans, eyes favorite okay
For you give the bride-price, selling soul to the devil
And as if from heaven, everything is pushing you to the devil
For you give the bride-price, selling soul to the devil
Let raging in the heart of blood, I need your love