жить по домострою это значит
Семья по Домострою: средневековый пережиток или идеальный рецепт совместной жизни?
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
С домостроевскими порядками обычно ассоциируются тиранство, угнетение женщин, домашнее беззаконие, однако это не совсем так. Строгая дисциплина и субординация действительно предполагались. В период Средневековья на Руси основной становится традиционная христианская модель брака: патриархальная моногамная семья, которая была микромоделью общества. Отношения в ней выстраивались по образу отношений в государстве. Поэтому главенствующую роль играл «государь», то есть муж. Человек без семьи считался неполноценным членом общества.
Автором «Домостроя» считают священника Сильвестра, хотя он был скорее не автором, а редактором, собравшим воедино издавна существовавшие нормы и правила. Постулаты «Домостроя» касаются не только семейного уклада, но и быта вообще, это сборник практических рекомендаций: как правильно вести хозяйство, как принимать гостей, как ухаживать за скотом, как готовить еду, как выстраивать взаимоотношения и т. д. Тут есть рецепты на все случаи жизни.
Жизнь человека в эпоху Средневековья была строго регламентированной, постулатам «Домостроя» безоговорочно верили и придерживались их. Православная церковь разрешала одному лицу вступать в брак не более трёх раз. Торжественный обряд венчания совершался обычно лишь при первом браке. Семья была ценностью, которую надлежало оберегать в течение всей жизни. Расторжение брака было редким явлением.
Женщина в доме должна быть «чиста и послушна». Ее основные обязанности – воспитывать детей и следить за порядком в доме. Детей растили в строгости, за провинности были предусмотрены наказания: «Казни сына в юности, и он будет покоить тебя на старость. Не уставай бить его: хоть и жезлом бьешь, не умрет, а будет здоровее, бьешь его по телу, а душу избавляешь от смерти». Для современного человека это нонсенс, но вся средневековая педагогика была построена на телесных наказаниях.
Бить в особых случаях разрешалось и жену: «Если жена не слушает слов и не имеет страху, то постегать плетью, только не перед людьми, а наедине». Но нельзя было бить по голове и под сердце – искалеченная жена не сможет больше рожать детей и заниматься хозяйством. Нельзя бить за любую провинность, а после наказания жену следует пожалеть и приласкать. Наказание может быть и «наказом», наставлением. Однако наказания – не то, чем цементируется семейная жизнь. Основной посыл – каждый должен заниматься своим делом и стараться выполнять свои обязанности.
Советы касались не только семейной жизни, но и сосуществования в обществе: рекомендовалось помогать людям «во всякой нужде», «кому хуже, чем тебе» – бедным, голодным, больным, заключенным и т. д. При этом добрыми поступками не стоит бахвалиться. Нужно терпеть обиды и прощать, так как добро угодно Богу. Основа общения – традиционные христианские ценности: не красть, не лгать, не гневаться, не завидовать, не обижать, не блудить и т. д.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Домострой: нормы семейной жизни на Руси
✅Несколько столетий на Руси правила мирской, семейной и духовной жизни регулировал Домострой — сборник наставлений. В нем содержались советы по хозяйству, воспитанию дочерей и сыновей, поведению дома и в гостях. Читайте, как должна была вести себя добрая жена, справедливый муж и вежливые дети.
Рукописный свод житейских законов появился еще в конце XV века в Новгороде, он был популярен в домах новгородской знати. В его основу легли старинные сборники подобных поучений, например «Измарагд» и «Златоуст». В разных редакциях свод законов постепенно обогащался новыми рекомендациями и советами, со временем в него вошли правила семейной жизни. В XVI веке московский церковный деятель, духовник и сподвижник Ивана Грозного протопоп Сильвестр собрал все воедино. Новую книгу Домострой он поделил на три части. В первой говорилось, как молиться и вести себя в церкви, во второй — как чтить царя, в третьей — как жить в семье и вести хозяйство.
Как жили семьи на Руси
Домострой XVI века стал одной из первых книг, посвященных быту, хотя и включал в себя религиозный раздел. Он выдержал множество переизданий и еще три столетия спустя регламентировал жизнь старообрядцев, городских купцов и зажиточных крестьян.
Это памятник неоценимого значения для нашей истории… это цвет и плод искони вечных нравственных и хозяйственных уставов нашего быта. Домострой и есть зерцало, в котором мы наглядно можем изучать и раскрывать все, так сказать, подземные силы нашей исторической жизни.
Иван Забелин, из книги «Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях»
Семья: строгая иерархия и подчинение старшим
В средневековой Руси преобладали традиционные представления о ценностях. Христианская модель брака подразумевала большую семью со множеством детей и патриархальным укладом жизни. Людей, которые остались одинокими до зрелого возраста, считали неполноценными, сознательный отказ от брака рассматривали как уклонение от воли Божьей. В нравоучительных текстах даже осуждали тех, кто оставлял своих близких, чтобы уйти в монастырь.
По Домострою семья представляла собой единый организм: муж-добытчик работал и приносил пропитание, жена вела хозяйство, дети беспрекословно подчинялись родителям, даже когда вырастали. Домострой четко обозначал иерархию и отношения между членами семьи. Это снижало вероятность ссор и конфликтов: каждый знал свое место и обязанности. Обычным средством воспитания были телесные наказания, хотя бить палками или розгами советовали в крайних случаях — если беседы не подействовали.
Правила поведения касались всех домочадцев, в том числе слуг и людей, которые жили на иждивении хозяев. Прислугу также следовало воспитывать и наказывать. Причем не только хозяину-супругу, но и его жене:
Слуг так же, по вине смотря и по делу, учить и наказывать, и раны возлагать, наказав, пожаловать. А за всякую вину по уху, и по глазам не бить, ни кулаком под сердце, ни пинком, ни посохом не колотить, ничем железным и деревянным не бить. Кто так бьет, многие беды от того случаются: слепота и глухота, и руку, и ногу, и перст вывихнет, и голова болит, и зубная болезнь, а у беременных жен и детей в утробе повреждение бывает…
За хорошую службу слуг предписывалось хвалить, причем прилюдно. Хозяйка должна была показывать пример, заступаться и не вести с прислугой «пустые, пересмешливые, бессмысленные, срамные речи». Также нужно было строго следить, чтобы прислуга не сплетничала и не рассказывала чужим о домашних делах.
Жена: «Богу и мужу угодить»
На Руси принято было заключать браки по договоренности. Спутника жизни выбирали родственники, и часто речь о взаимной любви между будущими супругами не шла. Только женихи в возрасте могли выбирать себе невесту и самостоятельно вести переговоры о будущей свадьбе. Браки расторгали в редких случаях, семья считалась ценностью, которую следует оберегать всю жизнь.
Слово «домострой» сегодня ассоциируется прежде всего с патриархальным укладом. Фактически замужняя женщина из народа жила взаперти, занималась лишь домашней работой. Нормы Домостроя устанавливали, что жена должна быть «чиста и послушна», выполнять свои обязанности — вести хозяйство и воспитывать детей. Предписывалось быть молчаливой, доброй, трудолюбивой, во всех делах советоваться с мужем. При этом супруг как глава дома должен учить и воспитывать не только детей, но и жену, и тогда «все будет споро, и всего будет полно».
Добрая жена веселит мужа своего, жизнь их проходит в согласии. Добрая, трудолюбивая, молчаливая жена — венец мужу своему. Если обрел муж добрую жену, только блага выносит из дома своего.
Женщину в книге величали «государыней дома», и главное ее дело — «Богу и мужу угодить». Она контролировала обучение детей, работу слуг, пополнение запасов и распределяла обязанности между членами семьи. Домочадцы, за исключением мужа, обязаны были ей повиноваться и помогать.
В книге подробно расписывалось, как вести себя в разных ситуациях и даже о чем можно разговаривать в гостях:
Гости, коли случатся, или самой где быть, за столом сесть и в лучшее платье переодеться, и беречься жене от пьяного пития. Муж пьян — дурно, а жена пьяна — и в миру непригоже. С гостями беседовать о рукоделии, о домашнем хозяйстве… Чего не знаешь, то у добрых жен спрашивать, вежливо и ласково, и кто что укажет, на том низко челом бить.
Не поощрялось хозяйке быть праздной и подавать слугам плохой пример: все свободное от забот по дому время она должна была проводить за рукоделием. Даже бесцельный разговор считался грехом.
В Домострое говорилось, что «плохо, если жена блудит, бражничает, клевещет и общается с волхвами». Неправедная «государыня» подрывала дисциплину и подавала слугам плохой пример. В особых случаях жену следовало наказывать, причем не только на словах. «Учить»супругу следовало наедине, а не перед людьми, а после следовало приласкать и пожалеть.
Дети: «вежливенько стоять и по сторонам не оглядываться»
Домострой предписывал растить детей в строгости: дети должны быть «всегда упокоены, сыты и одеты, и в теплом дому, и всегда в порядке». Обязанности по воспитанию возлагались и на мать, и на отца. Следить за сыновями и дочерьми следовало, пока они не вступят в брак. Педагогика Домостроя включала несколько аспектов: учение «страху Божию», знанию, вежливости, ремеслу и рукоделию.
Дети с раннего возраста начинали помогать взрослым, труд был одной из главных христианских добродетелей. Смех и баловство считали грехами, родителям советовали даже не улыбаться во время игр с детьми. В воспитании рекомендовали учитывать особенности ребенка: «По детям смотря и по возрасту, их учить рукоделию — матери дочерей, отцу сыновей, кто к чему способен, какие кому Бог возможности даст». Дети помогали по хозяйству, с семи-восьми лет матери учили дочерей шитью, а отцы сыновей — своему ремеслу, например кузнечному или гончарному ремеслу. Грамота считалась необязательной. Писать и читать ребенка учили, если только планировали отдать его на государственную службу или в духовники. Отдельная глава Домостроя посвящалась будущему браку дочерей, родителям советовали заранее собирать в приданое одежду и утварь.
Домострой предписывал обучать детей приличному поведению, или «вежеству». В одной из глав советовали, как держать себя сыну в чужом доме: «в носу пальцем не ковырять, не кашлять, не сморкаться, вежливенько стоять и по сторонам не оглядываться». Ребенку предписывалось лишнего не болтать и не подслушивать — так стремились защитить дом от сплетен и ссор с соседями.
Ответственность за детей возлагалась на родителей: если дети нагрешили по недосмотру, то мать и отец будут держать ответ в день Страшного суда. Воспитанные дети в старости должны были заботиться о родителях, когда те заболеют или «оскудеют разумом». Нельзя было ругать родителей — иначе перед Богом будешь проклят.
Кто бьет отца или мать — тот отлучится от церкви и от святынь, пусть умрет он лютою смертью от гражданской казни, ибо сказано: «Отцовское проклятье иссушит, а материнское искоренит.
В главе «Как детей учить и страхом спасать» рекомендовали телесные наказания. Причем бить разрешалось только мальчиков: «казни сына своего от юности его… если жезлом бьешь его, не умрет, но здоровее будет». Телесные наказания в Средневековье для мальчиков были распространены не только на Руси: считается, что так будущего воина готовили к тяготам и закаляли его характер. Девочек за провинности предписывалось лишь строго ругать.опубликовано econet.ru.
Автор Маргарита Ковынева
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
«Домострой»
ЧТО ЗНАЧИТ СЛОВО
1. Патриархально-суровый и косный семейный быт (по названию старинного русского свода житейских правил).
2. Хороший хозяин, устроитель порядка в своем доме.
ПОЛЕЗНАЯ КНИГА
«Домострой» создан в первой половине царствования Ивана Грозного. Авторство окончательного текста связывают с именем сподвижника и наставника Ивана Грозного благовещенского иерея Сильвестра.
«Домострой» состоит из трех частей: об отношении русского человека к Церкви и царской власти; о внутрисемейном устроении; об организации и ведении домашнего хозяйства.
ЖЕНСКИЙ ВЗГЛЯД
ЖЕНСКИЙ ВЗГЛЯД-2
…Аргумент зарубежных исследовательниц в пользу теории «теремного затворничества» состоит в том, что в период укрепления великокняжеской, а потом и царской власти и увеличения могущества боярско-княжеской аристократии женщины остались в стороне от этих процессов и не получили права самостоятельно властвовать, самореализовываться и даже передвигаться без мужского сопровождения.
АВТОРСТВО
ИЗ ТРЕХ ЧАСТЕЙ ДОМОСТРОЯ
6. Како посещати в монастырех и в болницах и в темницах и всякаго скорбна («напои, накорми, согрей»)
В монастыри, и в болницы и в пустыни и в темницы закълюченных посещаи и милостыню и сил всяких потребных подаваи елико требуют, и види беду их и скорбь и всяку нужу елико возможно помогаи им и всякаго скорбна и бедна и нужна и нища не презри, введи в дом свои напои накорми согреи одежи всею любовию и чистою совесьтию теми милостива Бога сотвориши и свободу получиши а родителем своим преставльшимся память твори к церквам Божиим приношение и в дому по них кормлю твори нищим милостыню и сам от Бога помяновен будеши.
(В монастыре, и в больнице, и в затворничестве, и в темнице заключенных посещай и милостыню, что просят, по силе своей возможности подавай, и вглядись в беду их и скорбь, и в нужды их, и, насколько возможно, им помогай, и всех, кто в скорби и бедности, и нуждающегося, и нищего не презирай, введи в дом свой, напои, накорми, согрей, приветь с любовью и с чистою совестью: и этим милость Бога заслужишь и прощение грехов получишь; также и родителей своих покойных поминай приношением в церковь Божию, и дома поминки устраивай, а нищим раздай милостыню, тогда и сам будешь помянут Богом).
20. Похвала женам («если дарует Бог жену добрую»)
Аще дарует Бог жену добру дражаиши есть камени многоценнаго таковая от добры корысти не лишится, делает мужу своему все благожитие, обретши волну и лен сотвори благопотребно рукама своима, бысть яко корабль куплю деющи издалече збирает в себе богатество и востает из нощи и даст брашно дому и дело рабыням, от плода руку своею насадит, тяжание много, препоясавше крепко чресла своя утвердит мышца своя на дело и чада своя поучает, тако же и раб, и не угасает светилник ея всю нощь руце свои простирает на полезная, лакти же своя утвержает на вретено, милость же простирает убогу плод же подает нищим, не печется о дому муж ея многоразлична одеяния преукрашена сотвори мужу своему и себе и чадом, и домочадцем своим, всегда же мужь бысть в соньмищи с вельможи и сядет знаемым вельми честен быст, и благоразумно беседова разумеет яко добро делати никто же без труда венчан будет, жены ради добры блажен мужь и число днии его сугубо, жена добра веселит мужа своего и лета его исполнить миром, жена добра часть блага в части боящихся Господа да будет, жена бо мужа своего честне творяще, первие Божию заповедь сохранив благословена будет, а второе от человек хвалима есть, жена, добра, и страдолюбива и молчалива, венец есть мужеви своему обрете мужь жену свою добру износит благая из дому своего, блажен есть таковые жены мужь и лета своя исполняют во блазе мире, о добре жене хвала мужу и честь.
(Если дарует Бог жену добрую, получше то камня драгоценного; такая по корысти добра не лишит, всегда хорошую жизнь устроит своему мужу. Собрав шерсть и лен, сделай что нужно руками своими, будь как корабль торговый: издалека вбирает в себя богатства и возникает из ночи; и даст она пищу дому и дело служанкам, от плодов своих рук увеличит достояние намного; препоясав туго чресла свои, руки свои утвердит на дело и чад своих поучает, как и рабов, и не угаснет светильник ее всю ночь: руки свои протягивает к прялке, а персты ее берутся за веретено, милость обращает на убогого и плоды трудов подает нищим, — не беспокоится о доме муж ее; самые разные одежды расшитые сделает мужу своему, и себе, и детям, и домочадцам своим. И потому всегда ее муж соберется с вельможами и сядет, всеми друзьями почтен, и, мудро беседуя, знает, как делать добро, ибо никто без труда не увенчан. Если доброй женою муж благословен, число дней его жизни удвоится, хорошая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его; хорошая жена да будет благою наградой тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней: во-первых, исполнив Божию заповедь, благословится Богом, а во-вторых, славится и людьми. Жена добрая, и трудолюбивая, и молчаливая — венец своему мужу, коли обрел муж жену свою добрую — только хорошее выносит из дома своего; благословен муж такой жены, и года свои проживут они в добром мире; за хорошую жену похвала мужу и честь).
54. В погребе и на леднике всего беречи («и рыжики, и икра, и морс»)
А в погребе и на ледникех, и на погребицех хлебы и колачи, сыры яица забела, и лук чеснок и мясо всякое, свежее и солонина и рыба свежая и просольная и мед преснои, и ества вареная мясная и рыбная студенью и всяи запас естомои, и огурцы и капуста соленая и свежая и репа, и всякие овощи, и рыжики, и икра, и росолы ставленыя, и морс, и квасы яблочные, и воды брусничные и вина флязские, и горючие и меды всякие, и пива сыченые и простые, и брага, и всяго того запасу ключнику ведати, и сколько чево на погребице поставлено, и на леднике и погребе, и все бы то сочтено и перемечено што вполне што не вполне, и перемечено, и записано и сколько чего куды отдаст по приказу государеву и сколко чево разоидетца то бы было все в счете было бы што господарю сказать, и отчет во всем дати а все бы то было чисто и в покрыте, и не затхлося и не заплеснело, и прокисло, а вина фряские и сыченая перевара, и всякое лутчее питье в опришенном погребе за замком держать а сам бы тамо ходил.
Жизнь по Домострою
Жизнь по Домострою
Знаменитая книга Домострой, содержащая полезные сведения, поучения и советы, — это не просто памятник русской литературы. Долгие годы Домострой служил для русских людей главным «учебником жизни».
Не дай ему воли, но сокруши ребра
Начало Домостроя обязывает христианина жить в страхе Господнем, творить добро и держать помыслы в чистоте. Но уважать надо не только небесную, но и земную власть. «Также и князьям покоряйтесь, воздавая им должную почесть, ибо посланы Богом карать злодеев и награждать добродетельных».
Домострой постоянно напоминает, что за грехи непременно последует Божья кара. Скажем, болезни — это «наказание по Божьему гневу». А «врачеваться следует Божьею милостью да молитвою и слезами, постом, подаянием нищим да истовым покаянием». А если молитвы не помогают, то стоит вспомнить христианских мучеников, которые в страданиях скончались и страданием очистили свои души.
Но нельзя же все время страдать. Иногда, например, можно принимать гостей. С ними нужно чинно трапезничать. И ни в коем случае не играть «в кости и в шахматы», поскольку это лишь возрадует бесов.
Видимо, пьяные сборища с драками уже в XVI веке представлялись серьезной проблемой для общества. Поэтому Домострой советует: «Не упивайся до страшного опьянения и не сиди допоздна, потому что во многом питии и в долгом сидении рождается брань и свара и драка, а то и кровопролитие». «Если же были деньги в мошне или в кошельке, их вытащат».
Но быть умеренным в питье — этого мало. Надо еще уметь вести себя за столом. «Не кашлять, не плевать, не сморкаться, но, отойдя в сторонку, вычистить нос и прокашляться, или сплюнуть, отворотясь, да растереть ногою; так-то любому человеку прилично».
Много места в Домострое отведено воспитанию детей. Эти главы, честно говоря, пугают. Сразу вспоминаются произведения Антона Чехова или Максима Горького, в которых описывается ужасное детство героев.
С детьми Домострой предлагает особо не церемониться. «Наказывай сына своего в юности его, и упокоит тебя в старости твоей». «Если дочери у тебя, направь на них свою строгость, тем сохранишь их от бед телесных».
Главное, не быть с детьми слишком добрым. Не либеральничать. «Воспитай дитя в запретах и найдешь в нем покой и благословение; не улыбайся ему, играя: в малом послабишь — в большом пострадаешь». Более того, «не дай ему воли в юности, но сокруши ему ребра, пока он растет».
Бить ребенка можно не только руками. «Если жезлом накажешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти».
Дети, в свою очередь, обязаны любить и почитать родителей. Даже таких, которые сокрушают им ребра. А кто осуждает или оскорбляет родителей, тот «перед Богом грешен и проклят людьми». А того, «кто бьет отца и мать, — пусть отлучат от церкви и от всех святынь и пусть умрет он лютою смертью от гражданской казни».
Домострой рисует портрет идеальной жены: «Жена добрая и трудолюбивая, и молчаливая — венец своему мужу». Она и мастерица на все руки, и за домом следит, и детей воспитывает. Все у нее в доме припасено и расходуется экономно.
Жена была словно тенью мужа — полновластного хозяина в доме. Она должна была спрашивать у него совета во всех делах: и как ему угодить, и как душу спасти, и как дом свой в добре строить. Женщина во всем подчинялась мужу: «а что муж накажет, с тем охотно соглашаться и исполнять по его наставлению».
Супруге предписывалось даже в гости ходить и к себе звать только тех, кого велит муж. А с гостями беседовать только о рукоделии и о домашнем порядке. И, конечно, не пить «ни вина, ни меда, ни пива, ни угощений». А только «бесхмельную брагу и квас».
Разумеется, жена не имела права сплетничать и судачить о соседях, а тем более о муже.
Возникает вопрос: что делать, если жена не выполняет все эти правила? Тогда «должен муж жену свою наставлять-вразумлять один на один и в трепете, а поучив — простить», «…но при этом ни мужу на жену не сердиться, ни жене на мужа — всегда жить в любви и в согласии».
Вопрос о том, что делать, если вдруг жена недовольна мужем, естественно, даже не рассматривается. Она всегда должна быть довольна.
Почему жить по правилам русского «Домостроя» для мужчин было тяжелее, чем для женщин
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Ремесло – не по призванию
До вступления в брак юный мужчина неограниченно подчинялся отцу, спорить с которым запрещалось. Без родительского ведома юноша не имел права выбора ремесла на будущее. По традиционным русским устоям сын продолжал дело отца. Даже решение принять монашеский постриг дозволялось лишь с благословения родителя. Самоволие жестко каралось. Того сына, который противится воле старших в семье, можно было наказывать не только крепкой рукой, но и плетью. Считалось, что существенного урона здоровью это не нанесет, а вот мысли обелит.
Сегодняшние мужчины не спешат связать себя брачными узами. При «Домострое» такими вольностями молодой человек не располагал. Он беспрекословно женился на той, которую выберут родители, и тогда, когда они посчитают нужным. Справедливости ради нужно сказать, что девушек тоже не особо спрашивали. Брак в эпоху «Домостроя» полностью зависел от родительских планов и способности будущих сватов договориться о совместном будущем жениха и невесты. Причем того, кто долго оставался одиноким, считали неполноценным, а сознательный отказ от создания семьи рассматривался как уклонение от божьей воли. В поучительных текстах осуждалось и то, что мужчина оставлял близких, решив уйти в монастырь.
После женитьбы парень становился во всех смыслах главой семьи. «Домострой» предписывал ему непрерывные обязанности и занятия. Свободное время и безделье расценивались как путь к вредным мыслям. Домостроевская традиция подразумевала, что мужчина должен быть готов нести за своих домочадцев полную и главную ответственность, как государь отвечает перед Богом за свой народ. Семья называлась начальной структурной единицей социума. О расторжении брачного союза не могло идти и речи. Даже если супруги на дух друг друга не переносили и оба страдали, шансов для таких маневров не было. Запрещалось и жить порознь, лишь номинально сохраняя видимость брака.
При этом, во избежание внутрисемейных разногласий в «Домострое» имеется целый ряд рекомендаций для четкого распределения обязанностей и достижения взаимопонимания. Книга гласит, что супруги должны вместе принимать решения, касающиеся ведения домашнего хозяйства. Причем мужчине полагалось вникать даже в тонкости этой стороны семейного быта. Дедовскими традициями мужу предписывалось общаться с женой наставническим тоном. Учить вторую половину уму-разуму позволялось даже с задействованием плётки, если слова не достигали ее понимания. Но всё это допускалось на фоне того, что мужчина взваливал на себя тяготы и заботы об обеспечении всем необходимым семьи и рода.
Женские дела – под запретом
Все время семейного мужчины было расписано буквально по минутам. Ремесла, молитва и посещение церкви, перерывы на приемы пищи, воспитание детей, встреча гостей, визиты к родственникам, хозяйственные дела – из таких правых дел складывался список «богоугодных» занятий. «Домострой» критично относился ко всякому праздному времяпрепровождению и виду мужского досуга. Некоторые занятия, кажущиеся современному человеку вполне безобидными, считались в XVI веке недопустимыми в жизни авторитетного главы семьи. Он жестко осуждался по причине множества допущенных им ситуаций. Порицалось обжорство и злоупотребление увеселительными напитками. Смертным грехом считалось несоблюдение православных постов и непочитание религиозных праздников. Общественным мнением карались разгульный образ жизни, колдовство и волховство.
Безоговорочная покорность властям и церкви
Помимо семейно-бытовых мужских предписаний, «Домострой» содержал в себе свод общественно-церковных обязанностей. Каждый мужчина обязывался чтить веру, церковь и государя, будучи готовым при необходимости безропотно защищать Отечество. Причем, вопрос касался не срочной, как сегодня бы сказали, службы, а участия в полноценных боевых действиях. При этом русскому мужику не разрешалось рассуждать о том, что правитель или церковь ущемляют его личные права. Имелись и отдельные предписания на отношения с мирской властью. Покорность от мужчины требовалась и во взаимоотношениях с рядовыми чиновниками, нередко злоупотребляющими полномочиями.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: