Какие два вида познания включает обществознание чем отличаются
Какие два вида познания включает обществознание чем отличаются
Авторы включают в предмет социального познания различные социальные объекты. Используя текст, назовите любые три социальных объекта, которые составляют предмет социального познания. Приведите примеры социальных наук, которые исследуют каждый из названных вами объектов. (Сначала назовите социальный объект, затем укажите науку, которая его исследует.)
Прочитайте текст и выполните задания 21–24.
Социальное познание – это один из видов научного познания, который имеет своим предметом социальные (общественные) явления и процессы, общество в целом или его отдельные стороны – экономику, образование, политику, духовную сферу. Социальное познание направлено также на социальные отношения, где тесно переплетаются материальное и идеальное, объективное и субъективное, сознательное и стихийное, где люди выражают свои интересы, ставят и реализуют определенные цели. В социальном познании исключительное внимание уделяется единичному, индивидуальному. Предметом социального познания является и мир человека как автора и исполнителя своей собственной драмы, которую он же и познает.
Социальное познание – всегда ценностно-смысловое освоение и воспроизведение человеческого существования. Оно неразрывно и постоянно связано с ценностями (оценка явлений с точки зрения добра и зла, справедливого и несправедливого), которые указывают на человечески значимую и культурную роль определенных явлений действительности. Таковы, в частности, политические, мировоззренческие, нравственные убеждения человека, его привязанности, принципы и мотивы поведения. Всё указанное входит в процесс социального исследования и неизбежно сказывается на содержании получаемых в этом процессе знаний. При исследовании социальных явлений недопустимо как сведение к природному – в частности, попытки объяснить общественные процессы только законами естествознания, так и противопоставление природного и социального вплоть до их полного разрыва. Важное значение в социальном познании имеет понимание как приобщение к смыслам человеческой деятельности и как смыслообразование.
Весьма сложным является характер взаимосвязи объекта и субъекта социального познания: связь с социальной реальностью обычно происходит через источники – исторические тексты, хроники, документы. Если естественные науки непосредственно нацелены на вещи, их свойства и отношения, то социальные – на тексты, которые выражены в определённой знаковой форме.
Какие два вида познания включает обществознание чем отличаются
Раздел ЕГЭ: 1.3. Виды знаний
Информация сама по себе не является знанием до мыслительной обработки её человеком. Знание выступает в качестве информации, переработанной и интерпретированной субъектом.
Знание — совокупность систематизированных результатов познавательной деятельности человека. Оно включает в себя все утверждения об окружающем мире.
Человек постоянно находится в процессе поиска новых знаний. Он может получать их путём чувственного и рационального познания, используя для этого все возможные методы, процедуры и процессы.
Познание — процесс получения знания, постижение закономерностей и явлений объективного мира. Существует и другое определение познания — сумма всех знаний в какой-либо области.
УЧАСТНИКИ ПОЗНАНИЯ
Получение новых знаний всегда сопровождается наличием двух сторон, которые не могут существовать друг без друга.
Субъект познания ⇒ Тот, кто познаёт (человек)
Объект познания ⇒ То, что познают (предмет)
ВИДЫ ПОЗНАНИЯ
Поскольку процесс получения знаний осуществляется с помощью различных органов чувств и последующего осмысления, выделяют два основных вида познания:
1) Чувственное (эмпирическое). Осуществляется с помощью органов чувств, зависит от состояния психики человека. Знание формируется на основе ощущений (боль, цвет, вкус). Получение образной информации о предмете. Субъективно.
Формы чувственного познания:
2) Рациональное (теоретическое). Осуществляется с помощью разума и мышления. Знание формируется на основе осмысления чувственного опыта. Освобождение знания от личностной окраски. Объективно.
Формы рационального познания:
НЕРАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ
Иногда познание осуществляется вне зависимости от воли человека, бессознательно. При нерациональном познании происходит процесс принятия нестандартных решений, неотделимых от жизненных переживаний и эмоций. Это становится возможным вследствие одновременного действия чувственного и рационального познаний. Нерациональное познание может принимать такие формы, как интуиция и творчество.
Абстракция — знание, свободное от субъективного окрашивания. Характеризуется выделением общих свойств предметов, их сравнения и сопоставления.
ФОРМЫ ЗНАНИЯ
Знание подразделяется на категории, соответствующие способу его приобретения, а также дальнейшего применения. Не бывает единого верного знания, оно может принимать разнообразные формы.
КАЧЕСТВА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
1) Эмпирические.
2) Теоретические.
Вы смотрели конспект «Виды знаний».
Какие два вида познания включает обществознание чем отличаются
Укажите, какие виды (формы) знаний о мире называет автор. Всего укажите четыре вида (формы). Назовите любой другой вид (форму) знаний о мире, известную вам из обществоведческого курса, и проиллюстрируйте его примером.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Сфера материального производства является важнейшей (первой) всеобщей сферой жизнедеятельности общества как системы. Но как воплощение чувственно-практической деятельности людей она тесно связана со сферой теоретической деятельности (вторая всеобщая сфера), которая поставляет обществу знания о том, как устроен мир, подвергаемый практическому преобразованию. Это знание, разумеется, может приобретать самую разную форму — существовать в виде науки, магии, традиции, астрологии. В любом случае общество постоянно собирает информацию о внешней по отношению к нему среде, делая это профессией для определенного круга лиц — жрецов, деятелей церкви, ученых.
Третью всеобщую сферу жизни общества составляет деятельность людей по ценностному освоению действительности. Этим занимается, прежде всего, философия, искусство, религия. Ценности связывают сферы материального производства и теоретической деятельности. Любая осознанная, целенаправленная человеческая деятельность может достичь положительного результата для жизни общества, индивидуальной жизни, если человек имеет ценностные представления, которые будут вовлечены в его целенаправленную деятельность.
Помимо трех выделенных всеобщих сфер жизнедеятельности людей в обществе, которые соответствуют трем сферам освоения ими внешней действительности, необходимо указать на существование еще одной всеобщей сферы — управления общественными процессами, то есть управления обществом как целостной саморазвивающейся системой. С момента появления классов и государства как аппарата власти сфера управления принимает характер политического управления обществом. (. ) И наконец, последняя всеобщая сфера жизнедеятельности людей — это собственно социальная сфера. Она в известной мере противостоит первым трем сферам и сфере управления обществом. В социальной сфере происходит потребление общественным человеком того, что создается в производственной сфере — в материальном производстве, в науке, в ценностной сфере. Это потребление вместе с тем является и производством, воспроизводством человека как природного, социально¬го и духовного существа.
Если бы все люди занимали абсолютно одинаковое положение с точки зрения их доступа к общественному богатству, то воспроизводство человека представляло бы собой в значительной мере управленческую, технологическую, но не политическую проблему. В реальной же жизни положение людей в обществе по способам присвоения (или освоения) накопленных обществом богатств сильно разнится между собой. Существование богатых и бедных, стариков и детей, одаренных природой и обойденных ею делает картину социального положения людей и социальных отношений чрезвычайно запутанной. Но в правильном и своевременном решении социальных проблем — ключ к нормальному функционированию и развитию общества как системы.
. Понимание специфики всеобщих сфер, и тем более их количества, может быть различным. Но главное здесь в другом. Обмен деятельностью между людьми есть сущность общественного взаимодействия между ними. От того, как устроен механизм обмена деятельностью, зависит и оценка общества как справедливо или не¬справедливо устроенного и понимание того, что необходимо сделать для устранения существующей несправедливости,
Какие два вида познания включает обществознание чем отличаются
Назовите три любые вида познания, укажите одну из особенностей каждого вида и проиллюстрируйте виды примерами. (Сначала назовите вид, затем особенность, затем приведите соответствующий пример.) (Каждый пример
должен быть сформулирован развёрнуто.)
В правильном ответе должны быть названы виды, приведены особенности и соответствующие примеры, допустим:
1) житейское познание базируется на повседневном опыте, носит эмпирический характер (например, 3-летний мальчик Петя, несмотря на предупреждение мамы, потрогал крапиву, обжегся и понял, что это растение опасно, может причинить боль и другие неприятные ощущения);
2) научное познание, одной из особенностей которого является доказательность (например, в процессе подготовки кандидатской диссертации аспирант исторического факультета с опорой на большую массу изученных источников раскрыл сущность института баскачества в период монгольской зависимости);
3) художественное познание опирается, в первую очередь, на образ и его субъективное видение автором (например, осмыслению феномена времени посвящена картина Дали «Постоянство памяти», на которой изображено множество символов, в частности, «мягкие часы», стекающие с различных поверхностей).
Могут быть названы и проиллюстрированы другие виды, приведены другие примеры.
Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров).
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Правильно названы нормы, особенность каждой из них и проиллюстрированы примерами три вида | 3 |
Правильно названы два-три вида, указаны особенности двух-трех норм, два вида проиллюстрированы примерами. ИЛИ Правильно названы два вида, указаны особенности двух–трёх норм, приведены три примера | 2 |
Правильно названы один–три вида, указаны одна-три особенности, один вид проиллюстрирован примером ИЛИ Правильно назван один вид, указана одна особенность приведены два-три примера | 1 |
Правильно названы один–три вида, указаны одна–три особенности, примеры не приведены ИЛИ Правильно названы один–три вида, особенности не приведены, один вид проиллюстрирован примером. ИЛИ Правильно приведён только один любой элемент ответа. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие Какие два вида познания включает обществознание чем отличаютсяУкажите, какие виды (формы) знаний о мире называет автор. Всего укажите четыре вида (формы). Назовите любой другой вид (форму) знаний о мире, известную вам из обществоведческого курса, и проиллюстрируйте его примером. Прочитайте текст и выполните задания 21—24. Сфера материального производства является важнейшей (первой) всеобщей сферой жизнедеятельности общества как системы. Но как воплощение чувственно-практической деятельности людей она тесно связана со сферой теоретической деятельности (вторая всеобщая сфера), которая поставляет обществу знания о том, как устроен мир, подвергаемый практическому преобразованию. Это знание, разумеется, может приобретать самую разную форму — существовать в виде науки, магии, традиции, астрологии. В любом случае общество постоянно собирает информацию о внешней по отношению к нему среде, делая это профессией для определенного круга лиц — жрецов, деятелей церкви, ученых. Третью всеобщую сферу жизни общества составляет деятельность людей по ценностному освоению действительности. Этим занимается, прежде всего, философия, искусство, религия. Ценности связывают сферы материального производства и теоретической деятельности. Любая осознанная, целенаправленная человеческая деятельность может достичь положительного результата для жизни общества, индивидуальной жизни, если человек имеет ценностные представления, которые будут вовлечены в его целенаправленную деятельность. Помимо трех выделенных всеобщих сфер жизнедеятельности людей в обществе, которые соответствуют трем сферам освоения ими внешней действительности, необходимо указать на существование еще одной всеобщей сферы — управления общественными процессами, то есть управления обществом как целостной саморазвивающейся системой. С момента появления классов и государства как аппарата власти сфера управления принимает характер политического управления обществом. (. ) И наконец, последняя всеобщая сфера жизнедеятельности людей — это собственно социальная сфера. Она в известной мере противостоит первым трем сферам и сфере управления обществом. В социальной сфере происходит потребление общественным человеком того, что создается в производственной сфере — в материальном производстве, в науке, в ценностной сфере. Это потребление вместе с тем является и производством, воспроизводством человека как природного, социально¬го и духовного существа. Если бы все люди занимали абсолютно одинаковое положение с точки зрения их доступа к общественному богатству, то воспроизводство человека представляло бы собой в значительной мере управленческую, технологическую, но не политическую проблему. В реальной же жизни положение людей в обществе по способам присвоения (или освоения) накопленных обществом богатств сильно разнится между собой. Существование богатых и бедных, стариков и детей, одаренных природой и обойденных ею делает картину социального положения людей и социальных отношений чрезвычайно запутанной. Но в правильном и своевременном решении социальных проблем — ключ к нормальному функционированию и развитию общества как системы. . Понимание специфики всеобщих сфер, и тем более их количества, может быть различным. Но главное здесь в другом. Обмен деятельностью между людьми есть сущность общественного взаимодействия между ними. От того, как устроен механизм обмена деятельностью, зависит и оценка общества как справедливо или не¬справедливо устроенного и понимание того, что необходимо сделать для устранения существующей несправедливости,
|