Карабас барабас что означает

Карабас-Барабас

История персонажа

Когда маленькие дети не слушаются, не хотят доедать кашу или ложиться спать, родители вспоминают про главных антагонистов русских сказок, например:

«Придет серенький волчок и укусит за бочок».

Среди антигероев можно выделить Бабу-Ягу, которая летает на метле, чахнущего над златом Кощея Бессмертного, жуткого Бармалея и, конечно же, Карабаса-Барабаса из сказки Алексея Толстого. Главная цель этого хозяина кукольного театра заключалась в том, чтобы добыть золотой ключик, который ведет «к несметным богатствам» за нарисованным камином папы Карло.

История

В 1923 году Алексей Николаевич Толстой, находясь в эмиграции, занимался редактированием перевода повести Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы». Первоначально литератор хотел просто перевести сказку итальянца на русский язык, а затем счел это занятие скучным.

Карабас барабас что означает. Смотреть фото Карабас барабас что означает. Смотреть картинку Карабас барабас что означает. Картинка про Карабас барабас что означает. Фото Карабас барабас что означаетАлексей Толстой

К тому же произведение Коллоди содержит в себе поучительные сентенции, тогда как Алексей Николаевич хотел наделить персонажей оптимизмом и тягой к авантюре.

«С благословения Самуила Яковлевича Маршака пишу на ту же тему по-своему», – заявил Толстой.

Примечательно, что еще до литературной обработки писателя вышел перевод «Приключений Пиноккио» Нины Петровой. Но, опять же, русский «Пиноккио» отличался от оригинала: в нем присутствовали традиционные пословицы и поговорки.

Осенью 1933 года Толстой подписал договор с издательством «Детгиз», чтобы переделать повесть Коллоди в соавторстве с Петровой, но вернулся к работе над сказкой только в 1935 году: гению литературы нужно было время, чтобы восстановиться после пережитого инфаркта миокарда. Книга была закончена в августе 1935-го.

Карабас барабас что означает. Смотреть фото Карабас барабас что означает. Смотреть картинку Карабас барабас что означает. Картинка про Карабас барабас что означает. Фото Карабас барабас что означаетКарабас-Барабас и великан Манджафоко

Творение русского автора в корне отличается от произведения итальянца. У Коллоди нет закапывания монет на Поле Чудес и злодея Карабаса-Барабаса, который омрачает существование сказочных героев. Безусловно, в книге о Пиноккио фигурирует бородатый великан Манджафоко, но его роль не такая существенная. Кроме того, он является положительным персонажем, который всеми силами мечтает помочь Пиноккио.

Образ

По слухам, Карабаса-Барабаса в жизни звали Всеволодом Мейерхольдом. Действительно, Алексей Николаевич воспользовался сюжетной канвой оригинала, но переработал персонажей по-своему, придав произведению ярких красок с использованием реальных прототипов.

Карабас барабас что означает. Смотреть фото Карабас барабас что означает. Смотреть картинку Карабас барабас что означает. Картинка про Карабас барабас что означает. Фото Карабас барабас что означаетВсеволод Мейерхольд и Карабас-Барабас

Взрослые читатели увидят в «Золотом ключике» скрытое послание и подтекст. По предположению исследователей, Толстой отразил на страницах «детской сказки» театральную полемику 1920-1930-ых годов.

Дело в том, что Всеволод Мейерхольд считал, что каждый актер должен быть марионеткой, подчиненной рукам режиссера. Однако его коллеги по цеху – Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко – считали, что у лицедея должна быть творческая свобода и импровизация на сцене.

Мейерхольд не соглашался с их аргументами и держался обособленно от коллектива. Толстой обыграл это противостояние и создал Карабаса-Барабаса – сказочного Всеволода Эмильевича. Известно, что режиссер любил носить длинный шарф, конец которого был спрятан в карман, тогда как «доктор кукольных наук» проделывал то же самое со своей бородой.

Карабас барабас что означает. Смотреть фото Карабас барабас что означает. Смотреть картинку Карабас барабас что означает. Картинка про Карабас барабас что означает. Фото Карабас барабас что означаетКонстантин Станиславский и Папа Карло

По мнению литературоведов, в образе папы Карло выступил Станиславский: ремесленник собственноручно создал деревянного мальчика, но не стал держать Буратино у себя под опекой, а предоставил ему право выбора дальнейшего пути.

Главный антагонист сказки «Золотой ключик» производит далеко не самые приятные впечатления. «Синьор Карабас-Барабас, ближайший друг Тарабарского короля» предстает перед читателями в роли тщеславного хозяина кукольного театра, который любит деньги и небрежно относится к своим подчиненным.

Карабас барабас что означает. Смотреть фото Карабас барабас что означает. Смотреть картинку Карабас барабас что означает. Картинка про Карабас барабас что означает. Фото Карабас барабас что означаетКарабас-Барабас с плеткой

Скупой, жадный, завистливый и злопамятный бизнесмен не проявил ни одного положительного качества за всю историю приключений Буратино. Но, возможно, «рабское» кукольное представление приносило радость зрителям, что является единственным плюсом в копилке этого алчного антигероя.

Упитанный мужчина со злыми глазами и длинной бородой, грозивший куклам семихвостой плеткой, запоминается своей внешностью, которую, по слухам, Толстой позаимствовал у итальянского покойного короля. Имя отрицательного героя сказки также пришло в голову Алексея Николаевича неспроста.

Карабас барабас что означает. Смотреть фото Карабас барабас что означает. Смотреть картинку Карабас барабас что означает. Картинка про Карабас барабас что означает. Фото Карабас барабас что означаетБиблейский Варавва

Прозвище Барабас впервые употребляется драматургом Кристофером Марло в пьесе «Мальтийский жид». В этом произведении лицо еврейской национальности Барабас предстает перед читателями настоящим злодеем. По другому мнению, Алексей Николаевич не задумывался о рукописи своего коллеги по цеху, а имя антагониста восходит к библейскому Варавве – преступнику, освобожденному Понтием Пилатом.

Друзья и враги

В сказке Алексея Николаевича присутствует помощник Карабаса-Барабаса – торговец пиявками Дуремар. Именно Дуремар рассказал узурпатору, что мудрая черепаха Тортила прячет на дне пруда золотой ключик.

Карабас барабас что означает. Смотреть фото Карабас барабас что означает. Смотреть картинку Карабас барабас что означает. Картинка про Карабас барабас что означает. Фото Карабас барабас что означаетКарабас-Барабас и Дуремар

Также в бандитской компании Карабаса-Барабаса числятся хитрая лиса Алиса и отъявленный мошенник кот Базилио. Хвостатый персонаж готов на любые испытания ради наживы и даже без зазрения совести прикидывается слепым, чтобы получить заветные золотые монеты. Алиса мудрее своего сообщника, но все равно эти злодеи постоянно попадают в казусные ситуации.

Карабас барабас что означает. Смотреть фото Карабас барабас что означает. Смотреть картинку Карабас барабас что означает. Картинка про Карабас барабас что означает. Фото Карабас барабас что означаетЛиса Алиса и кот Базилио

Встретившись с Буратино, лиса и кот с целью получения денег рассказывают деревянному мальчику про Страну Дураков, в которой есть волшебное Поле Чудес. По утверждению преступников, если в той местности закопать золотые монеты, произнести волшебное заклинание и посыпать землю солью, на следующее утро вырастет денежное дерево.

В конечном итоге мошенники переоделись в мешки с прорезями для глаз и повесили главного героя вниз головой на ветке дуба. Кот и Лиса пытались забрать у Буратино деньги, отложенные на курточку папе Карло.

Карабас барабас что означает. Смотреть фото Карабас барабас что означает. Смотреть картинку Карабас барабас что означает. Картинка про Карабас барабас что означает. Фото Карабас барабас что означаетПьеро, Мальвина и Буратино

Список врагов Карабаса-Барабаса наиболее впечатляющий: к его недоброжелателям можно отнести всех положительных персонажей, в частности Мальвину и Пьеро, которые мечтали убежать из театра, и шарманщика Карло, забравшего всех работников «карабасовской сцены» к себе. В конце книги строптивый злодей остался ни с чем и в буквальном смысле этого слова сел в лужу.

Цитаты

«Именем… именем Тарабарского короля — арестуйте вора и негодяя Пьеро! Он украл у меня страшную тайну!»

«Там что-то беленькое чернеется. Там что-то черненькое белеется».

Источник

Тайны «Золотого ключика»

Карабас барабас что означает. Смотреть фото Карабас барабас что означает. Смотреть картинку Карабас барабас что означает. Картинка про Карабас барабас что означает. Фото Карабас барабас что означает

Автор: Ольга Кузьмина

В 1936 году вышло в свет первое издание «Золотого ключика» Алексея Толстого, книги, которая уже 80 лет популярна и любима.
А знаете ли вы, что практически у всех героев сказки были реальные прототипы? Да, и у Буратино тоже!

История создания сказки о деревянном мальчишке Буратино известна. Восстанавливаясь после инфаркта, Алексей Николаевич решил «переосмыслить» сказку про Пиноккио Карла Лоренцини, известного миру под фамилией Коллоди (псевдоним был взят по названию местечка, где автор провел детские годы).

Но вот вопрос: почему сказку, посвященную будущей жене, Людмиле Крестинской, писатель назвал «новым романом для взрослых и детей»? Человек невероятно образованный, с тонким чувством юмора, Толстой всегда оставлял в своих произведениях намек на второй план — по принципу «кто хочет — поймет».
И давным-давно исследователи его творчества пришли к выводу, что чудесная сказка также имеет подтекст, а именно — что ее персонажи списаны автором со вполне реальных прототипов, исторических личностей. Плюс ко всему писатель несколько мистифицировал историю ее создания. В предисловии он пишет, что сказку Коллоди он прочел «давным-давно, когда был совсем маленьким». Но этого быть не могло: итальянского он не знал, а первые переводы сказки появились в 1906 году, когда писателю было уже за двадцать.

Зачем же Алексей Николаевич, с позволения сказать, приврал? Судя по всему, для того, чтобы усыпить бдительность внимательных читателей. Но кого же мог иметь в виду писатель?

Но кем же был Буратино? Мнения исследователей разделились.

Одни считают, что это был. Максим Горький. Даже в том, что Буратино пытался спастись на сосне, ценители юмора Толстого угадывают аллюзии — так Горький сбежал от всех проблем на Капри.
Другая версия гласит, что Буратино — это Михаил Чехов, племянник Антона Павловича, личность яркая и для своего времени знаковая. Чехов был изумительным актером, ярким, воспламеняющим публику.
Он увлекался философией, затем религией, в центре его творчества был всегда человек — как единица, стоящая «перед лицом Вечности, Смерти, Вселенной, Бога», а главным его божеством был театр.
В 1939 году Театр Чехова обосновался под Нью-Йорком, метод Чехова (существующий в измененном виде и сегодня) изучали Мэрилин Монро, Грегори Пек и Юл Бриннер. Похоронен Чехов в Голливуде.
И его новый театр, светлый и яркий — в отличие от предшественников, — стал прообразом нового театра Буратино.

Карабас барабас что означает. Смотреть фото Карабас барабас что означает. Смотреть картинку Карабас барабас что означает. Картинка про Карабас барабас что означает. Фото Карабас барабас что означает

Карабас барабас что означает. Смотреть фото Карабас барабас что означает. Смотреть картинку Карабас барабас что означает. Картинка про Карабас барабас что означает. Фото Карабас барабас что означает

ПАПА КАРЛО И ДЖУЗЕППЕ СИЗЫЙ НОС

В 1930-х года, времени театральных новаций, деятели культуры были на виду, и все события вокруг театра становились достоянием общества.
Для взрослых читателей сказки закадычные друзья папа Карло и Джузеппе Сизый Нос однозначно ассоциировались с театральными режиссерами, педагогами, известными театральными деятелями Константином Сергеевичем Станиславским и Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко. Ну а намек на то, что догадка верна, также был скрыт в сказке: золотая молния на занавесе театра папы Карло очень напоминала абрис чайки на занавесе МХАТа.

Карабас барабас что означает. Смотреть фото Карабас барабас что означает. Смотреть картинку Карабас барабас что означает. Картинка про Карабас барабас что означает. Фото Карабас барабас что означает

Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко

КОТ БАЗИЛИО И ЛИСА АЛИСА

Неразлучная парочка — приземистый кот в очках и жеманная лисица — современникам напоминали Дмитрия Мережковского и Зинаиду Гиппиус. О них много сплетничали, Гиппиус обвиняли чуть ли не в ворожбе, невероятной жеманности, а Мережковского — в полной и парадоксальной зависимости от нее. В литературных кругах к паре относились по-разному, но факт остается фактом — они не расставались 52 года. Гиппиус пережила мужа на несколько лет, и все последние годы писала книгу о великом человеке, что так долго был рядом с ней. Похоронены супруги в Париже, на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Карабас барабас что означает. Смотреть фото Карабас барабас что означает. Смотреть картинку Карабас барабас что означает. Картинка про Карабас барабас что означает. Фото Карабас барабас что означает

Дмитрий Сергеевич Мережковский и Зинаида Николаевна Гиппиус

МУДРАЯ ЧЕРЕПАХА ТОРТИЛЛА И ГОВОРЯЩИЙ СВЕРЧОК

Вариантов прототипа Тортиллы у исследователей несколько, наиболее близко такое предположение: сязанная с детьми, знающая истину, дама в годах напоминает. Надежду Крупскую.

Ну а обычный сверчок, что регулярно выползал на стол на даче Толстого под Тарусой, стал для него символом спокойствия. Под его «музыку» хорошо работалось. Так что главный учитель Буратино и, правда, был сверчком.

Карабас барабас что означает. Смотреть фото Карабас барабас что означает. Смотреть картинку Карабас барабас что означает. Картинка про Карабас барабас что означает. Фото Карабас барабас что означает

Надежда Константиновна Крупская

Все, кто был погружен в бурную жизнь 1920– 1930-х годов, с легкостью видели сходство могущественного Карабаса-Барабаса и Всеволода Мейерхольда. Современники Толстого знали, что театральный реформатор относился к своим актерам, как к марионеткам.
С определенного момента Мейерхольд не расставался с маузером, клал его перед собой на репетициях, точно так же, как Карабас — плетку. Ну а длинная борода Карабаса — это, конечно же, прямой намек на длиннющий шарф, который всегда был на Мейерхольде. Он запихивал в карман куртки его конец, чтобы не мешался, — и точно так же пихал бороду в карман Барабас.

Мейерхольд открыл свой театр в 1919 году, театр проработал до 1938 года. Создатель биомеханики вошел в историю и как гений-реформатор, и как деспот. Куклы-актеры бежали от него, не выдерживая прессинга.
Но Толстой иронизировал не над подлинной личностью Мастера, а скорее над слухами и сплетнями о нем. «Кукольный владыка, вот кто я, поди-ка. » — распевает бородач в сказке, руководя театром имени себя — так же, как и Мейерхольд. Карабас в «Золотом ключике» имеет звание доктора кукольных наук.
Псевдоним Мейерхольда «Доктор Даперутто» был также известен всем.

Карабас барабас что означает. Смотреть фото Карабас барабас что означает. Смотреть картинку Карабас барабас что означает. Картинка про Карабас барабас что означает. Фото Карабас барабас что означает

По предположению одних исследователей, прототипом Дуремара был врач Жан Булемард, практиковавший в Москве в начале XX века. Популярных в ту пору пиявок он собирал сам, чем, собственно, и напоминает Дуремара. По другому предположению, более логичному, под образом Дуремара был выведен Владимир Соловьев — правая рука Мейерхольда. Кстати, Соловьев принимал участие в журнале «Любовь к трем апельсинам», отдел поэзии в котором вел Блок, и имел псевдоним Вольдемар Люсциниус. Чем не Дуремар? Мемуаристы описывали Соловьева как «высокого худого человека с бородой, в длинном черном пальто». Не правда ли, он напоминает героя сказки Толстого?

Карабас барабас что означает. Смотреть фото Карабас барабас что означает. Смотреть картинку Карабас барабас что означает. Картинка про Карабас барабас что означает. Фото Карабас барабас что означает

Вольдемар Люсциниус – актер Владимир Басов, сыгравший Дуремара.

Храбрый, смелый, преданный. Возможно, единственный герой, про которого можно сказать — однозначно положительный. В сказке Толстого пудель Артемон, помимо щегольства, наделен благородным характером.
Прототипом Артемона, по мнению многих, был Антон Павлович Чехов. Ничего оскорбительного в этом образе нет: собака — вернейшее существо. А вот его хозяева, в том числе дамы, могут быть разными.

Карабас барабас что означает. Смотреть фото Карабас барабас что означает. Смотреть картинку Карабас барабас что означает. Картинка про Карабас барабас что означает. Фото Карабас барабас что означает

Антон Павлович Чехов

Печальный, даже скорее тоскливый поэт без улыбки на лице, страдающий по Мальвине, своей «прекрасной даме», это, конечно, Александр Блок. Толстой приступил к написанию сказки, приходя в себя после инфаркта, отложив на время работу над романом «Хождение по мукам».
В «Хождении» Блоку досталось куда сильнее — он наделил его чертами поэта Алексея Бессонова, сознательно их «шаржируя». Никакой личной нелюбви в этом не было, но было — полное неприятие символистов. Толстой высмеивал не столько Блока, сколько его гипервозвышенную поэзию, служение ускользающему образу. Ритмика виршей Пьеро напомнит тонкому уху ритмику Блока, а то и Брюсова, стоит вспомнить «Мальвина бежала в чужие края, Мальвина пропала, невеста моя…» Не исключено, что Алексей Николаевич также посмеивался над чувствами поэта к Любови Менделеевой — отношения их были непросты, она несколько раз покидала поэта, отчего он сильно и иногда немного «на публику» страдал.

Александр Блок посвятил одному из ее уходов трагические строки: «Ты в синий плащ печально завернулась, В сырую ночь ты из дому ушла…» Ну разве не похоже?! Да и «пляшут тени на стене» — строка, явно относящая нас к популярнейшему образу символистов, который встречается как у Блока, так и у Брюсова.
Но в сказке, заметим, происходит трансформация образа: Пьеро, которого Буратино вовлек в борьбу против Карабаса, начинает произносить пламенные речи, а затем создает и революционную песню в стихах — чем не знаменитая поэма «Двенадцать» Блока?

Романтичный и безвольный Пьеро — это пародия на поэта Александра Блока. Толстой весьма иронически относился к символизму и высмеивал его при каждом подходящем случае. В итальянской сказке нет никакого золотого ключика. Толстой вспомнил о ключике, потому что это один из расхожих образов у символистов. А. Блок о золотом ключике не писал, а вот о серебряном ключе писал:

Белоснежней не было зим
И перистей тучек.
Ты дала мне в руки
Серебряный ключик,
И владел я сердцем твоим.

Карабас барабас что означает. Смотреть фото Карабас барабас что означает. Смотреть картинку Карабас барабас что означает. Картинка про Карабас барабас что означает. Фото Карабас барабас что означает

Карабас барабас что означает. Смотреть фото Карабас барабас что означает. Смотреть картинку Карабас барабас что означает. Картинка про Карабас барабас что означает. Фото Карабас барабас что означает

Александр Александрович Блок и Любовь Дмитриевна Менделеева (Блок)

Вот тут исследователи расходятся во мнении. Одни убеждены, что в образе Мальвины выведена актриса Ольга Книппер-Чехова, жена писателя Чехова.
Другие уверяют, что она — не менее знаменитая Мария Андреева, сначала — любимая женщина Саввы Морозова, затем — гражданская жена Максима Горького. М. Андреева происходила из дворянской, образованнейшей театральной семьи, чего нельзя сказать о М. Горьком. А.Н. Толстой добавил в свою сказку эпизод, когда Мальвина обучает недотепу-Буратино грамоте.

Существует предание, что когда-то во время популярной в ту пору игры в фанты Ольга Книппер вытянула бумажку с именем Чехова, а Андреева — Горького. Некоторые предполагают, что сцена обучения Мальвиной Буратино грамоте намекает на не слишком качественное образование Максима Горького.

Судьбы Андреевой и Книппер в чем-то схожи. Обе претендовали на звание ведущей актрисы МХАТа, а позже Андрееву обвиняли в причастности к смерти Горького, а Книппер корили за недостаток внимания к умиравшему от чахотки Чехову. Андреева прожила 85 лет, Книппер — 89 лет.

Источник

АБРАКАДАБРА, АБРАКСАС и Карабас-Барабас.

Карабас барабас что означает. Смотреть фото Карабас барабас что означает. Смотреть картинку Карабас барабас что означает. Картинка про Карабас барабас что означает. Фото Карабас барабас что означаетАбракадаброй, согласно словарю Ушакова, принято называть явную бессмыслицу, непонятный набор слов. Впрочем, кроме того, этот автор упоминает об иностранном происхождении слова из старинного магического заклинания. У других исследователей русского языка можно почерпнуть дополнительную, причем весьма любопытную информацию.

У В. Даля, например, прочитаем, что это «таинственное слово, перешедшее от древних евреев и греков; род заговора, особенно от лихорадки, который пишется треугольником и носится в ладанке». Брокгауз и Ефрон согласны с ним лишь отчасти, а именно в том, что речь идет о «таинственном чародейском слове», которое использовалось «как средство от лихорадки», но, по их толкованию, происхождение имеет персидское, а пишется «в виде четырехугольника или опрокинутого треугольника на лоскутке».

Еще подробнее рассматривает этимологию абракадабры М. И. Михельсон. Уточняя трактовку В. Даля, он отмечает, что в прямом смысле это «имя идола Сирийского (еврейское „авракадавра“ — скройся, нечистый)», «таинственное слово, перешедшее от древних евреев и греков; род заклинания (от лихорадки), которое писалось одиннадцать раз так, что получался треугольник.

В роде амулета это носится в ладанке. Серен Саммоник, древний врач (II в.), верил, что это средство против горячки». Каким же образом строилось написание слова, чтобы при этом образовывался треугольник?
.
Об этом можно прочитать в Литературной энциклопедии, которая также подчеркивает изначально магический смысл абракадабры: «Слово это выписывали столбиком на дощечке 11 раз, последовательно уменьшая его на одну букву; в результате получался треугольник. Такое постепенное укорачивание этого слова будто бы постепенно уничтожало силу злого духа».

Продолжая путешествие по страницам справочной литературы, обратимся к энциклопедии «Символы, знаки, эмблемы». В ней сообщается о нескольких версиях происхождения абракадабры. По одной — в корне слова заложено имя греко-египетского бога Абраксаса, по другой — это одно из имен иранского бога Митры, по третьей — оно возникло из халдейского заклинания «аб бада ке даабра», что означает «сгинь, как слово», по четвертой — из еврейского «Abreg as habra» т. е. «мечи свою молнию даже в смерть».

Остановимся подробнее на божественных вариантах.

В египетском пантеоне Абраксас славился победой над драконом и являлся (как и Митра) солнечным богом. Он имел человеческое тело, петушиную голову и змеиные ноги, а в руках держал щит и меч (по другим вариантам — плеть, факел). Символический смысл изображения Абраксаса в подобном виде заключался в следующем. Змеи символизировали опоры для тела в виде Нус и Логос, чувства и понимания. Петушиная голова олицетворяла предвидение и бдительность, а предметы в руках — броню мудрости и метлу власти.

С другой стороны такая иконография отражала триединство мира (петух — солярный знак, тело — земной, змея — подземный). Вот такой сложный образ. Добавим, что ряд исследователей связывает Абраксаса не только с Митрой, но и с иудейским Яхве, кельтским Беленусом, христианским Иешуа (Иисусом), индийским Брахмой. Что же до греков, то стоит вспомнить философию гностиков, точнее, александрийского пифагорейца Василида, который примерно в девяностом году нашей эры создал доктрину, объединявшую христианство с традиционными мировоззренческими началами. Согласно этой доктрине, Абраксас является верховными божеством, числовая сила букв его имени равна количеству дней в году — 365, а сам он обладает стольким же числом добродетелей

В рамках концепции василидян, это соответствует делению Вселенной на 365 эонов — духовных циклов, сумма которых и образует числовой символ божественной силы Верховного Отца — Абраксаса: «Бог, несотворенный, вечный Отец, сначала породил свой Нус, или Ум, Логос — Слово; это Фронезис — Разум; от Фронезиса произошли София — Мудрость и Динамис — Сила».* Впоследствии гностики разошлись во мнениях относительно Демиурга, а затем и вовсе были признаны еретиками. Но в средние века абракадабра вновь всплыла, правда, теперь уже совсем в ином качестве: чернокнижники посчитали ее заклинанием вызова злых духов. Многие современные оккультисты настаивают на том, что это слово являлось и алхимической формулой. И имя Абраксаса тоже звучало. Например, мало кто знает, что утопия Томмазо Кампанеллы «Город Солнца» имела второе название — как раз «Абраксас». Город Солнца так и не возведен, строительство коммунизма захлебнулось, а абракадабра осталась…

Итак, его имя – Абракас. Именно так. Это уже позднее различные подпевалы «темных» добавили одну букву в его имя, чтобы сложнее было разобраться, и чтобы «навести тень на плетень». На самом деле очень многие из нас неоднократно с детства слышали это имя.

Правда, звучало оно, как имя сказочного персонажа. Итак, Абракас = Карабас Барабас.

Помните сказку про Буратино? И фильм был прекрасный в советское время – «Золотой ключик». В нем Карабас Барабас был хозяином кукольного театра, в котором куклы управлялись за счет тонких ниточек. Дернешь за нитку – кукла дернет рукой или ногой.

«Имя Карабас упоминается ещё у античных авторов как искаженное египетское «скарабей» (символ царской власти). Уже в Древней Греции так именовали самозванцев, заявлявших о своем царственном происхождении в «дальних странах» (аналог нынешнего Big in Japan).

Так кто же такой этот Абракас? Откуда он вообще появился и зачем?

История длинная и запутанная. Одно ясно, это действительно «демон» – самозванец, ибо перешерстив все списки дьявольских демонов, мы в них такого имени не нашли.

И этот демон появился не просто так. Когда-то он был создан вполне конкретным человеком. Позже я назову его имя. Сначала почитайте, пожалуйста, о том, что известно об этом демоне.

«В Риме за любовные дела «отвечал» Абракас. К нему обращались для любовного привораживания».

«В гностической традиции это имя космологического божества. История употребления прослеживается до Василида, гностика из Александрии (ок. 90 г. н. э.), у которого Абраксас становится центром всего учения.

Согласно василидианской доктрине Абраксас – верховный глава небес и эонов, являющий в себе их полноту.

Сумма цифровых значений букв его имени составляет 365, т.е. число дней года, а также число небес (совокупность мирового пространства) и число эонов (совокупность духовного пространства).

Семь букв имени подчеркивают смысл исчерпания моментов бытия, совершенной полноты.

Не рискну утверждать, что это изображение на печати однозначно свидетельствует о приверженности Василидианскому учению, тем более, что большинство исследователей определяет тамплиерское учение как более близкое к офитскому.

Но надо признать, что Абраксас однозначно ассоциируется с учением Василида еще с первого века нашей эры».

Карабас барабас что означает. Смотреть фото Карабас барабас что означает. Смотреть картинку Карабас барабас что означает. Картинка про Карабас барабас что означает. Фото Карабас барабас что означает

Введено в употребление гностиком Василидом, последователи которого придавали магическое значение камням, на которых было вырезано это слово и, кроме того, еще фигура с человеческим туловищем, человеческими руками, петушьей головой и змеями вместо ног; в правой руке ее плеть, в левой круг или венок с двойным крестом внутри.

Подобного рода камни найдены в Азии, Египте, частью в Испании, куда они вместе с Василидовым учением занесены присциллианами, а затем приняты были всеми магич. и алхимич. сектами и в Средние века получили широкое распространение в качестве амулетов.

Мистическая фигура видоизменялась самым разнообразным образом и заменялась различными изображениями, языческими и др., уже ничего общего с гностицизмом не имеющими. Ср. Bellermann «Ueber die Gemmen der Alte n mit dem Abraxasbilde» (3 вып. Берд. 1817?19″; Barzilai «Gli Adraxas» (Триест, 1873).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012

«С именем Карабаса Барабаса тоже интересно.

По одной версии имя Карабас упоминается ещё у античных авторов как искаженное египетское «скарабей» — названия жука-навозника, бывшего еще и символом царской власти. Именно так — карабасами — в Древней Греции звали пришлых самозванцев, утверждавших, что они царского происхождения.

Кстати, именно царицей змей (о двенадцати головах, с гусиными лапками, живущая на острове Буяне) в нашей славянской мифологии была Скарапея (от того же слова «скарабей»).

Но мы ведь знаем еще одного Карабаса — маркиза Карабаса, хозяина Кота в сапогах.

Поскольку сын мельника ну никак не мог быть богатым дворянином, Кот на вопрос короля:

«А чьи это поля?» нагло отвечает: «Маркиза Карабаса», то есть «Маркиза Самозванца».

Еще по одной гипотезе, имя Карабас восходит к тюркскому «кара» — черная и «баш» — голова. И такое прозвище могли получить некоторые татары, перешедшие на царскую службу после присоединения Казани к Московскому княжеству в XV веке.

Как известно, Карабас Барабас был тоже черноголов и чернобород.

С именем Барабас — несколько проще. Это Барабба или, как мы говорим, Варавва, в истории — тот самый разбойник, которого отпустил по требованию толпы в Иерусалиме на пасху жестокий прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат, сообщая о приговоре Иисусу Христу. Так что в одном из вариантов имя Карабаса Барабаса можно, при желании, перевести как «самозванец и разбойник».

«Абраксас или Абрасакс (Ἀβράξας, чаще Ἀβρασάξ) — выражение из области гностической магии; этимология его не выяснена.

По Иринею (Adversus haereses, I, 24, 3—7), гностик Басилид (ум. около 130 г.) называл именем А. высшее существо, которое стоит во главе 364 царств духов (52 x 7 = 364), так как количественное значение букв этого имени равно 365 (а = 1, б = 2, р = 100, а = 1, икс = 60, а = 1, с = 200), т. е. 364 духов + само Верховное Существо.

В одном магическом папирусе прямо сказано, что А. равно 365, числу дней в году (Wessely, Neue Zauberpapyri, p. 56; Dieterich, Abraxas, p. 46).

Беллерман производит это имя из коптского языка, уверяя, что оно состоит из Abrak и Sax, что значит «святое слово», «благословенное имя» (Versuch über Gemmen mit Abraxasbild, Berlin, 1817—19; см., с другой стороны, Баудиссина, Studien zur semitischen Religionsgeschichte, I, 189, прим. 1).

Другие этимологии, а также общий свод всех исследований по этому вопросу даны Маттером в его Histoire critique du gnosticisme, 1828. Гюдеманн усматривает в A. некоторую связь с магическою формулою папирусов, «arba thiaoth» (что он сопоставляет с אותיות ארבע), четырехбуквенным именем Господа Бога (Pestschrift zum achtzigsten Geburtstage Moritz Steinschneider’s, p. 15).

Моисей Шваб полагает, что A. является эквивалентом ברא אב («Отец сотворил»; см. его «Vocabulaire de l’angélologie», p. 383).

Гейгер производит слово А. из еврейского ha-berakah («благословение»); это одобряет Кинг, Gnostics, p. 251, но совершенно основательно отвергается Крауссом в Pauly-Wissowa, Real-Encyklopädie, p. 7. Как видно из кн. Шмидта («Gnostische Schriften in koptischer Sprache», pp. 562 и сл.), A. не находился в органической связи с системою Басилида и его 365 миров соответствуют численному значению греческих букв данного слова.

Подобно «Барбело» и другим аналогичным названиям, упоминаемым Присциллианом, А. представлял Демиурга, божественную силу, которую некоторые еретические секты превознесли даже до степени Божества.

Из папирусов и магических гемм видно, что это слово находится в связи с Неизреченным Именем, в качестве того главного ключа, помощью которого все силы надземного и подземного миров могут быть раскрыты или замкнуты, связаны или разрешены у великого «Манды да-Хайэ» (Мудрости жизни — Бога).

Затем в мистических сочинениях встречается аналогичное имя «Раза Рабба» (великая тайна), а в Каббале — «Раза Разин» (тайна тайн).

Это приводит слово А. в этимологическую связь с «Аб Раза» («отцом тайны», что аналогично «главной тайне»). См. Брандт, Mandaeische Schriften, стр. 143 и сл. и его же Mandaeische Religion, стр. 213 и сл.).

Из приведенных примеров видно, что А. означало, вероятно, «священное имя», тем более, что оно часто связано с названиями Божества. Оно, по-видимому, происхождения не еврейского, так как невозможно установить точной его этимологии (этот факт сам по себе достаточно знаменателен ввиду сопровождающих А. имен Адонай, Цебаот, Элоэ и Иао), и не сохранилось также в еврейских повериях, но зато сохранилось в гностически-еврейской магии, главнейшими памятниками которой являются магические папирусы».

Текста много, понять сложно. Но одно сразу бросается в глаза. Это некий «демон», которого причисляют к божествам только те, кто является приверженцем гностицизма.

«Гностици́зм (от др.-греч. γνωστικός — «познающий») — общее условное название ряда многочисленных позднеантичных религиозных течений, использовавших мотивы из Ветхого Завета, восточной мифологии и ряда раннехристианских учений. Термин предложен Генри Мором в XVII веке.

Название «гностицизм» является производным от слова «гностики», последнее заимствовано у Епифания Кипрского, из его книги «Панарион». В Панарионе, гностики и борбориты — это одна из «80 ересей», описанных Епифанием. Мор ввел название «гностицизм» и распространил его на многие «ереси».

Как ни странно, но сами гностики причисляются церковью к еретикам. Наверное, не зря.
Стали мы выяснять, а как давно появилась в истории информация об этом «демоне». И тут полезло очень интересное для нас. И весьма конкретное.

«Введено в употребление гностиком Василидом, последователи которого придавали магическое значение камням, на которых было вырезано это слово и, кроме того, еще фигура с человеческим туловищем, человеческими руками, петушьей головой и змеями вместо ног; в правой руке ее плеть, в левой круг или венок с двойным крестом внутри».

«В гностической традиции это имя космологического божества. История употребления прослеживается до Василида, гностика из Александрии (ок. 90 г. н. э.), у которого Абраксас становится центром всего учения».

Итак, похоже, что мы добрались до первоисточника. На горизонте появился некий «учитель», создавший какое-то свое «учение», в котором этот «демон» представляется в виде главного божества. Ни в каких других «учениях» о нем ничего не слышно. Теперь нужно было выяснить, а кто же это такой – дядька по имени ВАСИЛИД? И что за «учение» он придумал?

«Василид или в устаревшей передаче Базилид (греч. Βασιλείδης; лат. Basilides) — деятель раннего гностицизма, наставник из Александрии Египетской, учивший в 117—138 годах н. э. Его собственным учителем был Менандр Антиохийский или некий Главкиад, якобы ученик апостола Петра. По некоторым данным, кроме Александрии, Василид проповедовал у персов.

От сочинений Василида, как и от многих других гностиков, сохранились только цитаты в трудах его оппонентов, в основном апологетов христианства. Считается, что он был автором собственного Евангелия и «Экзегетики» — обширного комментария к нему из в 24 книг.

Ученики Василида основали особую школу гностицизма в Египте, существовавшую ещё в IV веке, о чём свидетельствует Епифаний Кипрский. Одним из последователей Василида был его сын Исидор.

Реконструкция его учения затрудняется противоречивостью источников; однако Ириней Лионский утверждает, что высший, нерождённый Бог-Отец породил серию божественных сущностей, эманаций, в нисходящем порядке величия — Ум (Нус; собственно Христа, снизошедшего на человека Иисуса в момент крещения), Логос, Мысль, София, Сила и 365 ангелов, сотворивших материальный мир.

Ипполит Римский, судя по всему, излагающий более позднюю редакцию учения Василида, излагает более сложное и оригинальное учение, в котором отсутствует представление об эманации, а в основе всего сущего провозглашается Ничто, Несущее (не-сущий Бог), содержащее в себе «панспермию» — все формы бытия, — и порождающее единосущное себе трёхчастное сыновство и ряд архонтов. Поскольку избранные уже спасены, нет надобности идти на конфронтацию с язычниками и на мученичество.

Василид даже утверждал, что Иисус не страдал и не был распят, но обманул иудеев, позволив, чтобы за него приняли Симона Киренейского, распятого в его образе, в то время, как сам посмеивался над палачами.

Арчибальд Робертсон видел в этом «совет избранным спасать свою шкуру и предоставить дураков их судьбе», свидетельствовавший об аморализации богатых александрийских христиан в правление просвещённого Адриана.

Согласно Иринею, последователи Василида занимались магией и вели распущенный образ жизни. Климент Александрийский, впрочем, говорит, что это последователи испортили учение самого основателя школы».

Согласитесь, это очень странная история о возникновении и существовании учения, которое напрочь отвергает христианские основы. И возникает это учение в самом начале христианской веры. И создает его некий дядька по имени Василид, «наставник из Александрии Египетской».

Фактически создателем учения о «демоне» Абракасе был некий большой правитель. Он правил там же, где первым папой был апостол – Предатель Петр. Он же – иудейский первосвященник Каифа, он же Симон Волхв. Кто создал христианскую церковь? Предатель Петр и далее по списку его имена. Но мы копнули чуть глубже. Этот правитель не был автором этого учения. Он просто возглавил его в определенный момент. Взял, так сказать, под свое крыло.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *