Караимы и евреи в чем разница

Караимы и евреи в чем разница. Смотреть фото Караимы и евреи в чем разница. Смотреть картинку Караимы и евреи в чем разница. Картинка про Караимы и евреи в чем разница. Фото Караимы и евреи в чем разница

Традиционно «караим» переводится как «люди, читающие и изучающие только Священное Писание». Термин «караим» имеет двоякий смысл и обозначает как этническую принадлежность, так и приверженцев караимской веры любой национальности.
Будучи похожими по разговорному языку, устному фольклору, бытовым обычаям и образу жизни на окружающие тюркские народы, крымские караимы, тем не менее, пользовались древнееврейским языком в деловой переписке, научных трудах, литургии и надгробных эпитафиях. В связи с этим имеются две основные версии происхождения караимов: семитическая (еврейская) и хазарская (тюркская). Обе до сих пор остаются предметом научных дискуссий и не являются полностью взаимоисключающими.

Согласно семитической теории, караимы – потомки одного из потерянных десяти колен Израилевых, последователи возникшей в VIII веке в Багдаде секты иудаизма, основателем которой был Анан Ганаси бен-Давид. Возникнув в Ираке, караимское учение вместе с его приверженцами быстро распространилось среди евреев Африки, Испании и Византии, откуда попало и в Крым.

По хазарской теории, караимы – потомки древних тюркских племен, входивших в состав Хазарского каганата, официальной религией которого был иудаизм. Эта теория пользовалось популярностью у учёных и духовных лидеров караимов в XIX-XX веках, что в определённый момент сослужило караимам хорошую службу.

На протяжении многих веков они проживали в Крыму занимаясь земледелием, скотоводством, виноградарством, военным делом.

После разгрома Хазарского каганата киевским князем Святославом в 966 г., караимы обрели собственную государственность в рамках небольшого княжества со столицей в пещерном городе-крепости Чуфут-Кале («Еврейская крепость») или же Джуфт-Кале («Двойная крепость») близ Бахчисарая.
Во времена Крымского ханства (XV-XVIII вв.) караимы жили замкнутыми общинами в средневековых городах Солхат (Старый Крым), Карасубазар (Белогорск), в городах-крепостях горного Крыма Чуфут-Кале и Мангуп-Кале, а также в приморских городах Кафа (Феодосия) и Гезлев (Евпатория). Ханы относились к караимам лояльно, наделяли землей, предоставляли различные привилегии, даровали автономию в религиозных делах, разрешали строить молельные дома – «кенасы».
Мужчины-караимы отличались выносливостью, были великолепными воинами и наездниками. Традиционно караимы руководили монетным двором Крымского ханства и отвечали за охрану знатных пленников, содержавшихся в крепости Чуфут-Кале.

До конца XVIII века крепость Чуфут-Кале была крупнейшим административным, культурным и религиозным центром крымских караимов.

Росту благосостояния караимов способствовал тот факт, что нанося визиты в Крым все высшие чиновники, включая членов Императорской семьи останавливались у них в гостях

Также, когда Высшая элита Крымского ханства попросила разрешения переехать на «ПМЖ» в Османскую Империю и получила добро, они начал спешно собираться за бесценок продавая свои земли, сады, виноградники, промышленные предприятия и т.п. И все это скупали караимы. Крымская война поспособствовала расселению крымских караимов на иные земли. Так большинство прочно обосновалось в городах Северного Причерноморья, в Киеве, Харькове, Мелитополе и других местах. Они активно включились в промышленную и торговую деятельность.

После смерти С.С. Габая в 1879 г. владелицей фабрики «С. Габай» стала его жена, Анна Юфудовна Габай. В 1880 г. фабрика вырабатывала около 100 тонн табака. Здесь впервые были использованы механические крошельные станки, гильзовые и папиросно-набивные машины конструкции Семенова, получившие «Гран-при» на Всемирной промышленной выставке в Париже в 1889 г.

В 1895 г. для управления фабрикой создается товарищество на паях, именующееся «Товарищество табачной фабрики С. Габай в Москве». Изделия фабрики получают широкую известность. «Товарищество С. Габай» имело собственные магазины в Москве, в Санкт-Петербурге, Риге, Самаре, Юрьеве (Тарту) и Оренбурге.
С 1905 г. директором фабрики «Товарищество С. Габай» становится сын её основателя Иосиф Самуилович Габай (1872-1939). К 1911 г. фабрика выпускала 30 наименований папирос, среди которых: «Герцоговина Флор» (высший сорт), «Ява», «Посольские», «Царские», «Соломка», «Басма», «Леда», «Нега». Во время Первой Мировой войны фабрика была причислена к предприятиям, работающим на оборону. Вся продукция отправлялась в действующую армию, лазареты и учреждения Красного Креста.

И.Д. Пигит (1851-1915) долгое время работал на фабрике С.С. Габая, стал одним из её директоров, а затем основал свою фабрику. Летом 1891 г. в Москве у внешних границ Садового кольца, среди деревянных домов Чухинского переулка (современная ул. Гашека, д. 6), начали строиться двух- и трехэтажные кирпичные корпуса табачной фабрики «Дукат». Название фабрики сложилось из первых слогов фамилий одних из самых уважаемых представителей караимского народа: Шабботая Вениаминовича Дувана – выборщика от Симферополя в 1-ой и 3-ей Государственной Думе, и Абрама Ильича Катыка – председателя Правления караимской общины Москвы и Московского караимского благотворительного общества вспомоществования бедным караимам.
И.Д. Пигиту было только 39 лет, но он был уже купцом 2-ой гильдии, он отличался предпринимательской жилкой, например в Екатеринбурге, чтобы быстро завоевать местный рынок, он нанял на бирже труда 20 мужчин, которые целыми днями ходили по табачным магазинам города и везде спрашивали папиросы Пигита.

Дела шли так успешно, что в начале ХХ века караимы контролировали 2/3 всей табачной промышленности России.

Но не только в роли знаменитых табачников прославились караимы.

Караимские предприниматели были владельцами промышленных предприятий, торговых заведений и недвижимости. Так, в Москве караимам принадлежали машиностроительные заводы Айваза и Катлама, доходные дома и участки городской земли. Самыми известными караимскими домовладениями были доходный дом купца Симы Юфудовича Бобочича на Арбате, д. 15, где на первом этаже располагался магазин санкт-петербургской обувной фабрики «Скороход», и огромный доходный дом Ильи Давидовича Пигита на Большой Садовой ул., д. 10, известный сейчас всему миру как «Булгаковский дом».
Многие караимы владели ювелирными магазинами и мастерскими по изготовлению и ремонту ювелирных изделий. Например, в Одессе широкую известность получили заведения Исаака Симовича Бебеша, Абрама Моисеевича Майкапара, Бориса Соломоновича Шоле, Исаака Савельевича Мангуби и его наследника Абрама Вениаминовича Кискачи. В Киеве популярностью пользовались «Кавказский магазин» Моисея Яковлевича Бебеша и ювелирный магазин Юфуда Борисовича Майкапара. В родном Крыму караимы достигли больших успехов в сельском хозяйстве и в производственной сфере. Для поставок в Москву высококачественных фруктов, овощей и консервов в Крыму расширялись фруктовые сады Сарибана и Бобовича, увеличивались плантации душистых и элитных табаков. Продукция конфетной фабрики братьев Шишман считалась одной из лучших в России. Семья караимов Кефели занимался соляным промыслом, а семья караимов Сарач владела даже золотыми приисками в Сибири. В Севастополе работал мыловаренный завод Коджака, выпускавший знаменитый сорт мыла «Кил» на основе известной голубой глины из западной части Крыма.

Были среди караимов и государственные деятели, и учёные, и врачи, и деятели искусства.

Так, Соломон Самуилович Крым, известный учёный-агроном, инициатор создания Таврического университета, в 1919 г. был премьер-министром Крымского краевого правительства. Семён Эзрович Дуван был городским головой Евпатории, и именно благодаря его усилиям Евпатория в начале ХХ века превратилась в цивилизованный международный курорт.
Караимами были знаменитая балерина Анна Павлова, композитор и музыкант Самуил Моисеевич Майкапар, кинорежиссёр Сергей Иосифович Юткевич, знаменитый хирург, основатель династии врачей, академик Александр Васильевич Вишневский («мазь Вишневского»), создатель первого московского крематория, автор многочисленных работ в области коммунального хозяйства, профессор Фёдор Яковлевич Бурче, министр обороны, Маршал Советского Союза Родион Яковлевич Малиновский…

Маленький караимский народ стал одним из самых образованных и преуспевающих народов Российской империи.

Гильзовая фабрика А.Д. Катыка также была национализирована и под другим названием работала до окончания Великой Отечественной войны. Затем была закрыта, а на её площадях был организован Первый московский часовой завод, выпускавший знаменитые часы «Полёт». Фабрика АО «А.С. Майкапар» в Риге была национализирована в 1940 г. и получила название «Рижская табачная фабрика». В 1990-е годы, после обретения Латвией независимости, фабрика была продана датской компании «House of Prince», а затем перешла под контроль «British American Tobacco». Закрыта в 2009 г.

И небольшая история о пользе тюркской версии происхождения караимов.

Караимы и евреи в чем разница. Смотреть фото Караимы и евреи в чем разница. Смотреть картинку Караимы и евреи в чем разница. Картинка про Караимы и евреи в чем разница. Фото Караимы и евреи в чем разница

В современных караимских официальных публикациях не подтверждается факт перехода хазарских каганов в христианство и отвергается всяческая связь с иудаизмом и евреями. Причем крымские караимы подчеркивают свое отличие от евреев даже в быту.

Источник

Караимы

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Оглавление

Кто такие караимы [↑]

Караимы — последователи религиозной секты, отделившейся от иудаизма примерно в VIII в веке в Вавилонии, учение которой базируется на признании только текста Письменной Торы — ТаНаХа — и только буквального понимания текста священного Писания.

Караимы, как и их предшественники цадуким (саддукеи), открыто выступили против Устной Торы и традиции, передаваемой мудрецами. Они не признавали авторитета ведущих мудрецов поколения, а их возникновение способствовало расколу еврейской общины.

Общепринято, что учение караимов не является иудаизмом, а сегодняшние караимы не являются евреями как с генетической точки зрения, так и с точки зрения установленного еврейского закона.

Караимский раскол [↑]

Евреи Вавилонии следовали традиции своих отцов, бережно передававшейся из поколения в поколение. Пророки передали Мудрецам Великого Собрания, те, в свою очередь, танаям, танаи — амораям.

Иногда находились люди, желавшие изменить те или иные части еврейского наследства. Выдав себя за пророков, они пытались исказить смысл заповедей Торы, однако не возымели сильного влияния на евреев. Как правило, «новые веяния» оказывались недолговечными, и немногие, ошибочно примкнувшие к ним, раскаивались и возвращались еврейскую общину.

Основателем течения караимов был еврей по имени Анан бен Давид, один из членов семьи рош агола (глава еврейской общины в диаспоре, Эксиларх, то же, что и рэйш галута). Он хотел занять пост главы вавилонских евреев, но этому воспротивились гаоны, сомневавшиеся в Богобоязненности Анана. Новым рэйш галута стал младший брат Анана.

В ответ Анан начал яростную борьбу против мудрецов и, в конце концов, дошел до полного отрицания Устной Торы, в том числе и Талмуда.

Один из способов подорвать авторитет мудрецов — это игнорировать традицию трактовки Писания, которая передавалась мудрецами из поколения в поколение, от учителя ученику. Анан утверждал, что только Письменная Тора — ТаНаХ является истинным, и по собственному усмотрению устанавливал другие правила объяснения Торы вывода законов из текста святого Писания.

Так, например, стих Торы «Не зажигайте огня во всех ваших владениях» трактовался им, как запрет пользоваться огнем в Шабат, и караимы должны были сидеть в темноте весь субботний вечер. В то время, как Алаха — Еврейский закон — разрешает пользоваться свечами, зажженными до наступления Шабата.

По той причине, что Анан и его последователи признавали только письменную традицию, их и стали называть караим (по-русски караимы) — от слова кра, что означает Писание.

История Анана [↑]

Рассказывают, что поначалу Анан боролся только против своего брата, причем боролся так беспощадно, что испугались даже багдадские власти. По распоряжению халифа его бросили в тюрьму по обвинению в подготовке бунта, поскольку он подрывал устои официальной еврейской общины, состоявшей из законопослушных граждан халифата.

В темнице в ожидании приговора он сошелся с неким законоведом-неевреем, посаженным за какие-то грехи. Ловкий знаток всех тонкостей судопроизводства, тот подсказал Анану линию защиты: «Скажи судьям, что ты не являешься членом еврейской общины, поскольку исповедуешь не официальный иудаизм, а новую реформистскую веру. На расспросы судей, в чем заключается твоя новая вера, делай вот что. По всем спорным вопросам — а такие у евреев наверняка есть — занимай позицию, прямо противоположную той, что принята большинством. Так у тебя получится новая религия. С ее основными положениями ты познакомишься во время судебного заседания».

Анан так и сделал. Для пущей убедительности он заявил, что вообще отрицает Устную Тору и Талмуд, а потому является представителем принципиально нового религиозного направления. К своему удивлению, он был оправдан: суд явно не хотел вмешиваться в чужие религиозные споры. Так появилась новая секта.

Первые караимы [↑]

Так или иначе, очень скоро Анан начал энергично набирать последователей, пытаясь теоретически обосновать ее основные положения. Для этого он взялся выводить практические законы из прямого текста Торы, игнорируя Устную традицию.

Чтобы найти хоть какую-то практическую трактовку стихов Торы, они были вынуждены прибегать к довольно вольному толкованию Писания. Каждый из караимских мудрецов толковал Тору по-своему, в связи с чем между ними возникали серьезные разногласия.

Вместе с тем, занимаясь изучением только письменной традиции, караимские мудрецы стали превосходить в знании ТаНаХа и грамматики еврейских мудрецов, большую часть времени посвящавших Талмуду. Стремясь дискредитировать мудрецов в глазах народа, караимы всякий раз подчеркивали свое превосходство. Это привело к тому, что в ешивах стали уделять больше внимания изучению ТаНаХа и грамматики.

Отрицание традиции Устной Торы толкало караимов на создание своей собственной «традиции», отличавшейся от старой, которая шла от Синая.

Сопротивление мудрецов мешало Анану и его сыну Шаулю распространять свое учение. Тем более — в Вавилонии, где изучение Талмуда глубоко проникло во все круги еврейского населения, Анан и его последователи не могли рассчитывать на удачную пропаганду своих реформ.

По этой причине первые караимские лидеры покинули Вавилонию и перебрались в Эрец Исраэль и Египет.

Именно там они повели очень агрессивную и поначалу довольно удачную политику насаждения своего учения среди необразованного еврейства. Высшей точки своего взлета караимство достигло именно в Египте в конце IX века.

Помимо этого, у караимов появились последователи и в других странах, например, в Восточной Европе.

Рав Саадья Гаон и борьба с караимами [↑]

Острая полемика с караимами прослеживается на многих страницах его ранних книг. Большая часть из его наследия утеряна, но кое-что дошло до нас. Это, в первую очередь, перевод Торы на арабский язык, комментарии к Торе и другим книгам Танаха, Сидур (второй после молитвенника, составленного равом Амрамом-гаоном), а также глубокий труд по грамматике еврейского языка, в котором впервые была сформулирована идея об уникальной корневой основе иврита.

Еще недолгое время некоторая часть евреев, пусть и не официально еще оставались под влиянием караимов, и только с появлением Рамбама (Маймонида) след караимского учения среди евреев исчез полностью.

Окончательный разрыв [↑]

Вскоре произошел окончательный разрыв. Караимы объявили, что у них нет ничего общего с еврейским народом.

В течение последующих веков общины караимов возникали и приходили в упадок в разных странах Европы, и, как правило, период их подъема длился недолго. Зачастую последователи караимов уже не имели никакой связи с еврейским народом и даже генетически не являлись потомками евреев.

В каждом поколении их численность падала, так что на сегодняшний день во всем мире их насчитывается всего несколько тысяч человек. Так, исчезли караимы Испании, Византии и Османской империи, а крымские и литовские караимы —это особые этно-лингвистические группы.

Известно, что при русских царях и при оккупационных фашистских властях караимы настаивали на том, что они не являются евреями. Так или иначе, они не испытали на себе ни ограничений «черты оседлости», ни ужасов концлагерей. Но, безусловно, основным фактом является то, что караимы были и остаются вне традиции иудаизма как определяющего фактора принадлежности к еврейскому народу.

История еврейского народа 55. Караимский раскол

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Караимы, как и их предшественники цадуким (садукеи), открыто выступили против Устной Торы и традиции, передаваемой мудрецами.

Еврейская история 41. Конец эпохи великих (880 — 1040 годы)

Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история»

История караимов

Устная Тора

Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»

Почему нужно повиноваться словам Мудрецов – ведь какими бы мудрецами и праведниками они ни были, они всего лишь люди?

История еврейского народа 56. Саадия Гаон

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Жизнь и деятельность рава Саадии бен Йосефа

От Синая до наших дней. Эпоха Гаонов

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

На иврите гаон значит гений, выдающийся ум, мудрец самого высокого уровня. Согласно поздним толкователям, причина того, что главы ешив получили столь высокое звание, кроется в гиматрии слова гаон

Рассказы из жизни еврейских мудрецов 4. Диспут с караимами

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

Еврейская история 40. Евреи во времена 1001 ночи (750 — 850 годы)

Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история»

Рав Саадья Гаон

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Сеадья (Саадья) Гаон — Рав Сеадья бар Йосеф (4642-4702 /882-942/) — глава (гаон) ешивы в Суре.

Мера за меру

Браха Губерман,
из цикла «Еврейские притчи»

Раввин, который спорил с караимами, и другие истории

О переселении душ у раби Саадии Гаона

Заимствовал ли иудаизм идею о переселении душ из греческих или арабских источников?

Иудаизм и евреи

Опечатка? Выделите и нажмите Ctrl+Enter

Перепечатка материалов приветствуется с обязательной активной гиперссылкой на Toldot.ru
после каждого процитированного материала

Просмотр вами страниц сайта означает автоматическое согласие с нашей
Политикой конфиденциальности и условиями хранения и обработки персональных данных
Ссылку на ее актуальную версию всегда можно найти в футере сайта
Согласен

Мы просим евреев не пользоваться нашим сайтом в Шаббат и Еврейские праздники

Источник

Новое в блогах

Караимы: евреи или не евреи?

Караимы и евреи в чем разница. Смотреть фото Караимы и евреи в чем разница. Смотреть картинку Караимы и евреи в чем разница. Картинка про Караимы и евреи в чем разница. Фото Караимы и евреи в чем разница

Живет на Украине, в Литве и Польше очень интересный народ. Этот народ является последователем доталмудического иудаизма Саддукеев, отколовшегося в VIII веке в Багдаде и создавшего самостоятельную религиозную секту. Некоторые историки относят его к одному из ответвлений так называемых десяти колен израилевых. Из основополагающих религиозных книг этот народ признает ТаНаХ и отрицает Талмуд. От еврейства представители этого народа чаще всего открещивались, но драматическую судьбу евреев тем не менее в истории чаще всего разделяли. И зовут этот народ КАРАИМАМИ.

Первые известия о караимах относятся к VIII в. н.э., когда в Багдаде впервые заговорили о появлении некой еврейской религиозной секты ананитов. Во главе секты стоял Анан бен Давид, имя которого и дало первоначально название этой секте. Основной целью Анана было объединение под одним флагом сохранившихся еще остатков всех прежних иудейских сект, имевших антираввинистическое направление. Анан обещал всем своим приверженцам полную свободу изучения Моисеева учения. Обязательным для них было одно: отрицание Талмуда и признание Торы единственной священной книгой.

Учение, которое традиционно исповедуют караимы, называется караизмом, являющимся, по разным источникам, либо четвертой, самой малочисленной авраамической религией, либо особым ответвлением от иудаизма. Богослужение первоначально проводилось на языке Торы, но позднее перешло на караимский язык, а с начала ХХ века – на язык титульной нации тех стран, где располагались караимские общины.

Караимы с начала возникновения секты исповедовали строгий монотеизм, мессианизм и веру в Моисеево происхождение собственной веры. Изучение Писания караимами было связано с эсхатологическими поисками скрытых указаний на приближающийся конец света. Испытали они и влияние ислама, поскольку поглотили и ряд других сект. Среди них были исавиты – последователи первого еврейского ересиарха Абу-Исы ал-Исфахани – и иудганиты – последователи Иудгана из Хамадана, которые исповедовали аскетизм, запрет на разводы, на употребление мяса и вина (в знак траура по Храму, где они служили для жертвоприношений) и признавали пророками и Иисуса, и Мухаммада.

Караимский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Различаются северный (тракайский), южный (галичский) и крымский диалекты. В то время как первые два диалекта практически не изменились за последние пять веков, последний был подвержен в значительной мере влиянию турецкого языка во время турецкого господства в Крыму в XV—XVIII веках.

Возникновение учения караимов было связано с религиозно-национальным брожением в период завоевания арабами государства Сасанидов (династии иранских шахов). Часть евреев в те дни стремилась противостоять утверждающемуся обрядовому законодательству Талмуда и удержать идущую еще от саддукеев традицию, характерную для периода, предваряющего появление Мишны. Обращение к ТаНаХу как к единственному источнику Закона для караимов было свидетельством их верности первоначальному вероучению, якобы искаженному позднейшими толкователями, что нашло выражение в установленном еще Ананом принципе: «Тщательно ищите в Торе и не опирайтесь на мое мнение».

Распространение вероучения караимов привело к появлению и других антираввинистических ересей. Некоторые из них оставили свой след в истории. В частности, секта укбаритов, основанная Ишмаэлем Укбари из г. Укбара близ Багдада, секта тифлиситов, основанная Мусой ал-Зафарани из Тифлиса (Тбилиси), и секта малекитов, основанная Маликом ал-Рамли из г. Рамле близ Иерусалима. Тем не менее, кроме принципиального расхождения в вопросе об Устном Законе, вероучение караимов, по сути, не отличается от иудаизма раббанитов. Об этом говорят и 10 принципов караимства, сформулированных в конце ХV в., когда процесс систематизации учения караимов был, наконец, завершен:

1. Бог сотворил весь физический и духовный мир во времени и из ничего.
2. Он – Творец, который сам не был сотворен.
3. Он не имеет формы, ни с чем несравним, бестелесен и абсолютно един.
4. Он послал нашего учителя Моисея.
5. Он послал нам через Моисея Тору, которая содержит совершенную истину и не может быть дополнена или изменена каким-то другим законом.
6. Каждый верующий должен изучать Тору в подлиннике и постигать ее подлинный смысл.
7. Бог раскрылся другим пророкам.
8. Бог воскресит мертвых в Судный день.
9. Бог воздаст каждому человеку по его делам.
10. Бог не презирает живущих в изгнании, но хочет очистить их с помощью страданий. Они могут надеяться на Его постоянную помощь и на избавление, орудием которого будет Мессия – потомок Давида.

Термин «караимы» впервые употребил систематизатор вероучения Беньямин Нахавенди (IХ в.), который заложил основы караимства как однородной доктрины. Уже в Х в. в среде караимов возникает интерес к светским наукам, что привело к появлению крупных ученых, способствовавших расцвету арабской культуры своего времени. Но к Х в. относится и первая серьезная критика учения караимов – с ней выступил крупнейший галахический авторитет эпохи Саадия Гаон.

В ХI в. одним из центров караимов стал Иерусалим, но в 1099 г. крестоносцы вырезали всю караимскую общину города. В ХII в. единственной процветающей общиной караимов была египетская, однако вскоре центр их духовной жизни переместился в Византию. Там в ХII-ХVI вв. были созданы выдающиеся литературные произведения караимских авторов: «Кисть Кипрея» Иехуды Хадасси («Эшкол хакофер», энциклопедический свод караимского богословия на иврите, ХII в.), «Книга отбора» Ахарона ха-Рофе («Сефер ха-мифхар», классический комментарий к Библии, ХIII в.), «Сад Эдемский» «караимского Маймонида» Аарона б. Элияху из Никомедии («Ган Эден», систематический кодекс караимского религиозного законодательства, ХIV в.), его же комментарий к Библии «Венец Торы» («Кетер Тора»).

С ХIII в. караимы появляются в Крыму. В 1392 литовский князь Витовт переселил после крымского похода 383 караимские семьи в Тракай, позже – в Луцк и Галич. Оттуда позднее караимы расселились по другим городам Литвы, Волыни и Подолии. В результате, крымские и литовско-польские караимы превратились в особую этнолингвистическую группу.

В своей истории караимы претерпевали те же трудности и лишения, которые выпадали на долю евреев, рядом с которыми они всегда жили. Как правило, караимы пользовались одинаковыми политическими правами с евреями, платили те же обычные или дискриминационные налоги и имели один гражданский статус. Как и евреев, караимов обвиняли в кровавом навете. Многие вопросы караимы должны были согласовывать с Литовским ваадом. Через него же они рассчитывались за налоги. При изгнании евреев из какой-либо страны изгонялись обычно и караимы, как это случилось в Литве в 1495 г. Во время погромов Б. Хмельницкого (1648) и гайдамаков (1768) караимы пострадали так же, как и евреи.

Сами караимы пытались уйти от такой судьбы, отмежевываясь от своего «еврейства». Так, в 1514 г., когда король польский и великий князь литовский Сигизмунд I Старый объявил своим «универсалом» литовским евреям о назначении над ними старшиной откупщика Михеля Езофовича, караимская община отказалась подчиняться этому решению, ссылаясь на отличия в вере, и наместник Литвы Гастольд согласился с их доводами. Противоречия между караимами и евреями разрешались подписанием особых соглашений. Так, в соглашении, подписанном представителями раббанитов и караимами в 1714 г., стороны обязывались уважать взаимные привилегии и решать споры без привлечения властей.

С вхождением Крыма и Литвы в состав Российской империи возникла необходимость определить правовое положение караимов. В 1795 г. русское законодательство впервые установило различие между караимами и евреями. Тогда по ходатайству таврических караимов караимы были освобождены от наложенной на евреев подати в двойном, в сравнении с христианами, размере. Характерно, что положив грань между караимами и евреями как между двумя группами, пользующимися гражданскими правами в разном объеме, власти вместе с тем не выделили караимов из недр еврейского народа. Караимы и в дальнейшем во всех законодательных актах правительства именуются евреями, а при установлении для евреев ограничений всегда делалась какая-либо оговорка, что ту или иную стеснительную меру не следует применять к караимам. Наиболее четко это было выражено в освобождении караимов от несения натуральной рекрутской повинности, установленной для евреев в 1827 г.

В 1853 г. трокские караимы обратились в правительство с ходатайством, чтобы к ним не применялось наименование «еврей». Они хотели, чтобы их называли «российскими караимами исповедания Ветхого Завета». И такое отделение караимов от евреев произошло. Государственный совет 8 апреля 1863 г. установил, что «караимы, находясь под покровительством общих законов Империи, пользуются всеми правами, предоставленными русским подданным». Из прежнего термина «евреи-караимы» убрали слово «евреи». Но это так ничего караимам не дало, и местная администрация не раз применяла к ним те же дискриминационные меры, что и к евреям. Обращения по этому поводу к Министру внутренних дел эффекта не давали. Тем не менее, кровавые погромы 1881 года караимов не коснулись, что дало возможность трокскому гахаму написать в своем письме в правительство: «русский народ не считает караимов евреями и не признает их врагами человечества, как евреев».

В 1837 г. караимы получили право религиозного самоуправления, избирая своего духовного лидера – гахама, резиденция которого располагалась в Евпатории. Гахаму были подчинены газзаны – духовные лидеры общин. В каждой караимской синагоге (кинассе) были два газзана и один шаммаш (служка), должности которых были выборными. Первым гахамом, которого российские власти признали официально, стал Симха Бабович (1790 – 1855), много сделавший для достижения равноправия караимов. В 1863 г. караимы были полностью уравнены в правах с коренным населением России. Тогда же караимы западных губерний получили самостоятельное духовное управление с центром в Троках (после 1917 г. – Тракае).

Духовное раскрепощение караимов в ХIХ в. дало серьезный стимул для творчества караимских авторов. Из их числа следует отметить Иосефа Шломо б. Моше Луцкого, издавшего комментарий к вышедшей в XIII в. «Книге отбора» под названием – «Серебряный дворец» («Тират кесеф», 1835), караимский календарь на 1859 – 1901 гг., многочисленные пиюты, молитвы и гимны, часть которых вошло в караимские молитвенники. Его сын Аврахам по прозвищу Ибн Яшар получил известность как караимский законоучитель и ивритский поэт, основавший в Евпатории религиозную школу, авторитетнейшую среди караимов России, и опубликовавший трактат по брачному праву караимов «Послание о чете и одиночке» («Иггерет зуг ве-нифрад», 1837). Большую известность получили работы по теологии, истории и грамматике Мордехая б. Иосефа Султанского, трактаты о караимах его ученика Шломо б.Авраама Бейма, теологический труд Давида б.Мордехая Кукизова (Кукизов – местечко близ Львова) «Росток Давида» («Цемах Давид», 1897) и др.

Наиболее крупным караимским ученым ХIХ в. был Авраам б. Шмуэль Фиркович – литератор, археолог, общественный деятель, составивший во время своих поездок по Крыму, Кавказу, Эрец-Исраэль, Сирии и Египту уникальную коллекцию старинных рукописей. Все эти материалы находится в Публичной библиотеке Санкт-Петербурга. Их изучение помогло многим востоковедам обогатить семитологию (в т. ч. и гебраистику) выдающимися открытиями. Это собрание рукописей на иврите – крупнейшее в мире и состоит из более чем 15 тысяч единиц хранения.

В так называемое Первое собрание Фирковича входило 1490 рукописей на коже и пергаменте, 754 копии с надгробных надписей, 45 рукописей, написанных ранее IХ-Х вв. Во Второе собрание Фирковича вошли 200 свитков Торы, более двухсот пергаментных кодексов и других рукописей на иврите и арабском языке. Основав в Евпатории общество для издания памятников караимской письменности, Фиркович открыл типографию, в которой издал и свои труды, и многие классические труды караимских авторов ХII-ХV вв.

Как общественный лидер Фиркович многое сделал для дарования караимам полного равноправия. Замысел его заключался в том, чтобы доказать, что караимы появились в Крыму до I в. и потому не могли принимать участие в распятии Христа, а значит, и не должны подвергаться одинаковой с евреями дискриминации. В своих трудах он прямо писал, что «караимы не имеют тех пороков, которыми отличаются евреи». Он посылал докладные записки в Петербург с предложением выселить евреев из приграничных губерний, издал полемические трактаты, направленные против хасидизма – «Камень преткновения» («Села ха-махалокет», 1834) и против раввинизма – «Печать совершенства» («Хотам тохнит», 1835), а также «Испытания и споры» («Масса у-мерива», 1838). Последний носил настолько резкий тон, что таврическое караимское духовное правление приняло решение о конфискации всего тиража, хотя трактат и был посвящен защите караимского вероучения. На основании материалов Фирковича возникла и поныне популярная хазарская теория происхождения крымских караимов, хотя наиболее ранние известия о караимах в Крыму относятся к ХIII в., то есть спустя три столетия после падения Хазарского каганата.

Несмотря на то, что на протяжении значительной части своей истории караимы, по крайней мере, не отделяли себя от еврейской культурной сферы, начиная с XIX века среди них, тем не менее, возобладали тенденции противопоставления себя евреям. Этому способствовали, возможно, узаконенные различия в правах между еврейским и караимским населением. Начиная с XX века, эта тенденция еще более усилилась. В дореволюционной России караимы были уравнены в правах с православными, тогда как на евреев из западных губерний налагался ряд ограничений. Так, в «Правительственном вестнике» № 24 за 1881 год указано, что «караимы считаются совершенно различного вероисповедания от евреев и пользуются всеми правами, предоставленными русским».

В ХХ в. караимская ученость пришла в упадок, хотя время от времени в печати появлялись издания караимов: еженедельник «Караимская жизнь» (Московский университет, 1911), русскоязычный журнал «Караимское слово» (Вена, 1913-14), польский журнал «Караимская мысль» (Вильно, 1924). После Первой мировой войны центром караимской культурной жизни стал Вильно (после 1939 г. – Вильнюс).

После октябрьского переворота 1917 г. началась эмиграция российских караимов, большинство из которых осели в Польше, Франции, Германии и Турции. Ассимиляционная политика большевиков и упадок религии в СССР привел к быстрому уменьшению количества караимского населения, которого к началу Второй мировой войны осталось около 10000 (преимущественно в Крыму). В СССР караимы проживали достаточно компактными анклавами, главным образом, в Крыму и Литве. Центром караимской жизни был город Евпатория, где находился их духовный и административный центр. В Евпатории и поныне находится Соборная кинасса – памятник архитектуры XIX века. Закрытая большевиками, она была заново открыта 13 сентября 2005 г. В Литве центром караимской жизни был город Тракай, где сохранилась древняя кинасса с тремя окнами: «одно – для Бога, другое – для семьи, третье – для Великого князя литовского».

Приход Гитлера к власти и введение в Германии антиеврейского законодательства побудили караимскую общину этой страны, в составе которой было 18 бывших офицеров армии генерала Врангеля, искать пути к спасению. В 1934 г. берлинская община обратилась в министерство внутренних дел с просьбой о непризнании караимов евреями на основании их юридического статуса в России. Министерство частично поддержало их просьбу, отметив, что караимы не входят в состав иудейской религиозной общины. Вместе с тем, нацисты, назвав караимов «сектой», не пришли к однозначному выводу относительно их «расовой классификации» и «расовых биологических характеристик», и караимы продолжали подвергаться дискриминации, как и все еврейское население Третьего Рейха.

Проживая во Франции, он выступал защитником караимов от антисемитской пропаганды. В сентябре 1938 г. он даже предпринял поездку в Берлин и обратился к министру внутренних дел по поводу определения этнического происхождения и вероисповедания караимов. Содействие ему оказали русское эмигрантское бюро и лично епископ Берлинский и Германский Серафим. 5 января 1939 г. на имя С. Дувана из Государственного расового Бюро Германии пришло разъяснение: караимский этнос не отождествлялся с евреями ни по вероисповеданию, ни по расе. В это время в самой Франции проживало около 200 караимов, и решение об исключении караимов из антиеврейского законодательства было принято также и вишистским правительством.

Накануне нападения на СССР институтом зарубежных стран Германии и Ванзее-институтом было проведено изучение «караимского вопроса». Собранные к этому времени во всей Европе сведения о караимах, тем не менее, не позволили принять однозначного решения о том, следует ли применять по отношению к караимам антиеврейские санкции. В этой работе приняли участие и представители местных администраций. В конце августа 1941 г. в занятом оккупационными войсками Тракае был подготовлен документ, что караимы имеют «татарско-ближневосточный» вид и не имеют связей с евреями. Документ составили гахам Серайя Шапшал (1873 – 1861) и его помощник, газзан (кантор) Шимон Фиркович (1897 – 1982).

Появление этого документа заставило немцев вновь вернуться к вопросу этнического и религиозного происхождения караимов и заручиться мнением еврейских специалистов. Они обратились к трем еврейским историкам – авторам исследований по истории караимов. Все трое были до войны яростными противниками теории о тюркском происхождении караимов. В своих работах они приводили многочисленные доводы еврейского прошлого караимов. Но в заключении, сделанном для нацистов, они независимо друг от друга и вопреки собственным научным убеждениям поддержали теорию С. Шапшала и тем самым спасли европейских караимов от Холокоста. Вот имена этих ученых: Зелик Калманович, Меир Балабан и Ицхак Шипер.

Один из первых директоров созданного в 1925 году для изучения истории евреев Германии, Восточной Европы и России Еврейского научного института (YIVO) Зелик Калманович (1885 – 1944) до войны жил в Риге и был главным редактором еврейской газеты «Лецте найс». Получил известность как автор перевода «Похождений бравого солдата Швейка» Ярослава Гашека на идиш. С начала оккупации Вильно немцами находился в Вильнюсском гетто, но в 1943 г. после ликвидации Вильнюсского гетто был переправлен в концентрационный лагерь, находившийся возле города Нарва, где и скончался от голода.

Меир Балабан (1877 – 1942) по праву считается основателем историографии польского еврейства. В 1920 – 30-е годы возглавлял Варшавскую раввинскую семинарию, читал лекции в Варшавском университете, с 1927 г. работал в Варшаве директором YIVO. Был автором работ по истории евреев Львова, Кракова, Люблина. Особое значение имеют его работы по истории саббатианства и франкизма. Погиб в Варшавском гетто.

Еврейский историк Игнацы (Ицхак) Шипер (1884 – 1943) получил известность не столько своими трудами по истории евреев Польши (торговля, культура, еврейский театр), сколько активной сионистской деятельностью. Был членом партии Поалей Цион, редактировал ее центральный орган «Дер юдише арбейтер». В течение восьми лет был членом польского сейма. В YIVO читал лекции по еврейской экономике. До начала 1943 г. находился в Варшавском гетто, затем был депортирован в лагерь смерти Майданек, где вскоре погиб.

Когда началась оккупация немецкими войсками западных районов СССР, где была сосредоточена основная часть еврейского населения страны, в ямы и яры вместе с евреями шли и караимы. Просто немецкая бюрократия еще не успела довести до сведения оккупационных властей решение своего министерства внутренних дел о том, что караимы не являются евреями. В Риге, Краснодаре, Киеве, Одессе, Херсоне погибло почти все караимское население. Но в отдельных регионах большинству караимов удалось спасти. И, как это часто бывало в истории, их спасители сами расплачивались жизнью. Так, как это случилось с известным в Евпатории юристом Самуилом Ходжаш (1881 – 1942).

Когда Евпаторию заняли нацисты и над караимами нависла угроза тотального уничтожения, С. Ходжаш разыскал в центральном симферопольском архиве документы о том, что караимы являются самостоятельным тюркским этносом. Это спасло жизнь местным караимам. Но когда оккупационные власти предложили ему занять должность евпаторийского мэра, С. Ходжаш, оставаясь верным традициям своего народа, отказался и был расстрелян 26 марта 1942 г.

В послевоенный период процесс ассимиляции караимов продолжался, и их количество в СССР постоянно уменьшалось: 1959 г. – 5700, 1979 г. – 3300. В наши дни караимы относятся в России к национальным меньшинствам. Согласно последней переписи населения 2010 года в России проживает всего 205 караимов, в том числе 89 – в Москве, 22 – в Санкт-Петербурге и 18 – в Московской области. Причем только трое из них указали, что владеют караимским языком. В настоящее время в России не зарегистрировано ни одной караимской религиозной общины.

Наиболее крупная община караимов на постсоветском пространстве – около 250 человек – проживает ныне в Литве, сохранив караимский язык в качестве разговорного. Существуют три караимские национальные общины: в Вильнюсе (ок. 150 чел.), Тракае (менее 50 чел.) и Паневежисе (менее 30 чел.). Имеются две действующие караимские кинассы в Вильнюсе и Тракае. В Тракае действует Караимский государственный этнографический музей, инициатором создания которого в свое время явился Серайя Шапшал. После окончания войны С. Шапшал повторно официально отрекся от должности караимского гахана, работал в Институте истории Литовской Академии наук, стал одним из авторов трехъязычного «Караимско-русско-польского словаря» (1974). Часть его коллекции размещена в Тракайском музее. Другая часть хранится в Литовской национальной библиотеке в Вильнюсе.

Преследования евреев в арабских странах побудили живших там караимов переселиться в Израиль, в результате чего караимская община этой страны стала крупнейшей в мире, а в иудаизме начала преобладать тенденция к признанию караимов частью еврейского народа. Караимы подлежат репатриации согласно Закону о возвращении, а в Израиле пользуются всеми правами граждан этой страны и, как и все население, подлежат воинской повинности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *