Кейрин велоспорт что это
Чем омниум отличается от кейрина?
«Чем ворон похож на письменный стол?» — задавались вопросом герои Льюиса Кэрролла. Наша задачка, хоть и не имеет отношения к абсурду, но не менее интересная — понять, чем мэдисон отличается от гита, а кейрин от омниума. Большинство людей даже не подозревают, насколько разнообразен трековый велоспорт. Включают телевизор, видят скучную, на первый взгляд, картину, как гонщики нарезают круг за кругом, и переключают дальше. Подождите, если присмотреться повнимательнее, может стать намного интереснее.
Соревнования состоят из десяти дисциплин, которые можно разбить на три группы — спринтерскую, темповую и смешанную. К первой относится индивидуальный спринт — в заезде участвуют два и более спортсменов, дистанция составляет 2-3 круга, а в зачет идет только время на последних 200 метрах, то есть один круг или еще меньше. Есть еще командный спринт, когда друг против друга выходят две команды. У мужчин она состоит из трех человек, у женщин — из двух. Причем, команды стартуют с противоположных сторон трека в полном составе и едут на дистанции в 1,5 метра. После каждого круга ведущий гонщик сходит с трассы, а итоговое время фиксируется по последнему члену команды.
Гит можно назвать индивидуальным суперспринтом — километр у мужчин и 500 метров у женщин. Гонщик стартует с места и в одиночестве пытается преодолеть дистанцию с лучшим временем. Отметим, рекорд в данном виде у женщин принадлежит россиянке Анастасии Войновой. Очень своеобразна дисциплина Кейрин — это спринт на 2 километра, где гонщики едут за мотоциклом, который их разгоняет. Когда до финиша остается 600 метров, мотоцикл уходит с трека, предоставляя оставшимся право решать судьбу гонки. Кейрин был изобретен в Японии и относится к азартным мероприятиям наподобие скачек.
Из спринтерских дисциплин только гит не входит в программу Олимпиад.
Трековый велоспорт. Фото: официальная страница Федерации велоспорта России Вконтакте
К темповым дисциплинам относится индивидуальная и командная гонки преследования. Суть их примерно одинакова — соперники стартуют на противоположных сторонах трека. Побеждает спортсмен или команда, догнавшие своих соперников или показавшие лучшее время на дистанции.
Гонка по очкам — это настоящий марафон. У мужчин дистанция насчитывает до 40 километров, у женщин — до 25. Суть в том, что в этой гонке есть промежуточные отметки (приблизительно каждые 2 километра). Кто приедет на нее первым, получает 5 очков, второму достается три, третьему — два, а четвертому одно очко. Победитель определяется по количеству очков. Причем, если в ходе соревнования гонщик опередит всех остальных на круг, он получит 20 очков, если отстанет на круг — лишится 20 очков.
Мэдисон. Фото: официальная страница Федерации велоспорта России Вконтакте
Еще одна долгая гонка — это мэдисон с дистанцией 25-50 километров. Участвуют в ней только мужчины, но в парах, поочередно сменяя друг друга. Система начисления очков — такая же, как и в гонке по очкам. А победитель выявляется по суммарному количеству кругов, пройденному командой. Скрэтч — это индивидуальная гонка с общим стартом на 10 километров и женщин и 15 — у мужчин. Гонщики стартуют с ходу после одного круга. Если по ходу дистанции один спортсмен обогнал всех соперников на один круг, гонка заканчивается.
Смешанная дисциплина одна — это омниум. По сути, это многоборье, в состав кторой входят четыре дисциплины: скрэтч, гонка темпо, гонка на выбывание и гонка по очкам. В гонке на выбывание, согласно названию, каждый промежуточный финиш выводит из борьбы последнего гонщика. Гонка темпо отличается от гонки по очкам только системой начисления очков.
А зачем мы вам все это рассказали? Дело в том, что в шотландском Глазго начался чемпионат Европы по велоспорту, и наибольшее количество медалей будет разыграно именно в трековой разновидности. Помимо нее, в программу входят шоссейные велогонки, маунтинбайк и BMX. Турнир завершится 12 августа групповой мужской гонкой по шоссе.
Кейрин
Содержание
Чемпионаты мира [ править ]
Олимпийские игры [ править ]
Олимпиада | Чемпион среди мужчин |
---|---|
2000 г. | |
2004 г. | |
2008 г. | |
2012 г. | |
2016 г. | |
Олимпиада | Чемпионка среди женщин |
---|---|
2012 г. | |
2016 г. | |
BBC News расследование, сообщили в июле 2008 года, нашло доказательство того, что после поступления в Олимпийские игры, то Международный союз велосипедистов необходимой (в письменной форме) в Японии Keirin Ассоциации в поддержку проектов UCI в «материальном плане»; В течение некоторого времени ассоциация впоследствии передала UCI 3 миллиона долларов США в знак признания «прекрасных отношений UCI с представителями олимпийского движения». [4] Четыре члена руководящего совета были позже арестованы в Токио. [ необходима цитата ]
Кейрин в Японии (японский кейрин) [ править ]
В Японии начинающие профессиональные райдеры кейрина соревнуются за поступление в Японскую школу кейрина. 10% принятых кандидатов затем проходят строгий 15-часовой режим обучения. [7] Те, кто сдали выпускные экзамены и были одобрены NJS, получают право участвовать в профессиональных гонках кейрина в Японии.
Японские забеги среди женщин были вновь введены в июле 2012 года под названием Girl’s Keirin (ガ ー ル ズ ケ イ リ ン). Раньше женщинам разрешалось участвовать с 1949 по 1964 год. Как и мужчины, женщины также должны пройти строгий режим обучения в школе Кейрин.
Чемпионы из Японии [ править ]
Типичная раса [ править ]
Гонки Кейрин в Японии начинаются с того, что велосипедисты идут парадом к стартовым блокам, кланяются при выходе на трассу и снова устанавливают свои велосипеды для старта гонки. Каждому участнику присваивается номер и цвет для идентификации и ставок.
При звуке выстрела велосипедисты покидают свои стартовые блоки и занимают позицию позади иноходца, который является еще одним велосипедистом-кейрином в фиолетовой одежде с оранжевыми полосками. Велосипедисты сначала объединяются в разные группы, называемые «линиями», где они пытаются работать вместе с другими, чтобы максимизировать свои шансы на победу. [8]
Овалы Кейрина разделены на определенные области: две прямые (финишная прямая и обратная тяга), четыре поворота (угла) и две точки, называемые «центром», относящиеся к области между углами 1 и 2 (1 центр) и углами 3 и 4 (2 центр).
Звания [ править ]
Цвет шорт, которые носит каждый участник кейрина, указывает на звание. Участники A-класса (A1, A2, A3) носят черные шорты с зеленой полосой и белыми звездами. Участники S-класса (S1 и S2) носят красную полосу вместо зеленой. Представители элитного класса СС носят красные шорты с черной полосой, белыми звездами и особыми знаками различия. Введенный в 2007 году рейтинг SS присваивается NJS каждый декабрь девяти лучшим спортсменам Кейрина. [10] Эти девять участвуют в Гран-при Кейрина в этом году и сохраняют свои позиции до следующего декабря.
Расстояния [ править ]
В настоящее время все женские соревнования проходят на дистанции 1600 метров. Обычно есть небольшие различия в расстоянии в зависимости от размера трассы.
Оценки за расы [ править ]
Обозначение уровня GP зарезервировано для Гран-при Кейрина, трехдневного соревнования, которое проводится в конце декабря для лучших участников года по кейрину. Соревнование в конечном итоге завершается самой гонкой Гран-при, которая определяет ежегодного чемпиона Кейрина по гонкам.
С 2018 года отборочная комиссия определяет участников гонки Гран-при, используя следующий приоритет: [11]
Каждому из велодромов keirin обычно разрешается проводить одно мероприятие в год с обозначением GI, GII или GIII. Остальные соревнования на каждой трассе состоят из комбинации гонок FI и FII, в общей сложности примерно 70 гоночных дней в году. В среднем в годовом календаре проводится одно мероприятие GI или GII каждый месяц и одно собрание GIII в неделю.
Лучшие события Кейрина [ править ]
По состоянию на 2019 год основными событиями гоночного календаря Кейрина являются:
Месяц | Оценка | Мероприятие |
---|---|---|
Февраль | GI | Всеяпонский отборочный турнир Yomiuri News Cup (読 売 新聞 社 杯 全 日本 競 輪) |
марш | GII | Кубок победителей (ウ ィ ナ ー ズ カ ッ プ) |
Май | GI | Чемпионат Японии (日本 選手 権 競 輪) |
июнь | GI | Мемориальный кубок принца Такамацу (高 松 宮 記念 杯 競 輪) |
Июль или август | GII | Летний ночной фестиваль (サ マ ー ナ イ ト フ ェ ス テ ィ バ ル) |
август | GI | Матч всех звезд (オ ー ル ス タ ー 競 輪) |
сентябрь | GII | Kyodo News Cup (共同 通信 社 杯 競 輪) |
Октябрь | GI | Кубок принца Томохито / турнир за звание чемпиона мира (寛 仁 親王 牌 ・ 世界 選手 権 記念 ト ー ナ メ ン ト) |
Ноябрь | GI | Asahi News Cup Фестиваль Кейрин (朝日 新聞 社 杯 競 輪 祭) |
Декабрь | GP | Гран-при Кейрин (KEIRIN グ ラ ン プ リ) |
Декабрь | GII | Гран-при молодых (ヤ ン グ グ ラ ン プ リ) |
Декабрь | FII | Гран-при Odds Park Cup Girls (オ ッ ズ パ ー ク 杯 ガ ー ル ズ グ ラ ン プ リ) |
Расписание гонок [ править ]
Ниже приведено расписание гонок, проводимых во время типичного трехдневного соревнования FI (открыто для гонщиков S-класса и A-класса). [12]
День 1 [ править ]
После шести гонок гонщики S-класса соревнуются:
День 2 [ править ]
Затем гонщики S-класса соревнуются за продвижение:
День 3 [ править ]
Оборудование [ править ]
Те, кто желает участвовать в гонках в Японии, должны посещать Японскую школу велоспорта, где они изучают необходимые правила, этикет и навыки. Школа обычно принимает только 10% поступающих. Те, кто сдают заключительный экзамен, должны быть одобрены Японской ассоциацией кейрина. [13]
Все велосипеды и оборудование должны быть изготовлены в соответствии со строгими правилами, установленными NJS, сертифицированным строителем с использованием материалов, одобренных NJS. Затем продукция маркируется NJS, и может использоваться только оборудование с этим штампом. Исключением является очень ограниченный набор оборудования, включая карбоновые колеса, шины, выносы и седла, используемое в Girls ‘Keirin, которое можно использовать без сертификации NJS. [14] Стандарт NJS гарантирует, что ни у одного гонщика не будет никаких преимуществ или недостатков, основанных на оборудовании, и не обязательно имеет отношение к качеству или стандартам производства. [15] [16] Например, разрешены колеса с 36 спицами, но нельзя с 32, хотя колеса с 32 спицами обычно легче, а рамы должны изготавливаться очень ограниченным числом утвержденных строителей.
Утвержденное NJS оборудование не требуется для соревнований по кейрину, санкционированных Union Cycliste Internationale или его местными национальными спортивными ассоциациями, включая гонки, санкционированные UCI в Японии.
Ставки [ править ]
Ставки, которые можно делать на скачки Кейрин, включают, но не ограничиваются:
Некоторые ставки не могут быть размещены, если в гонке участвует меньшее количество участников.
Во время крупных соревнований предлагается несколько ставок на джекпот:
Денежная ставка в ставки на Dokanto может быть перенесена, если нет выигрышных билетов, даже на следующие соревнования на другом велодроме в стране.
«Можешь пинаться, пока соперник не упадет». Как атлет из России участвовал в японском кейрине — самых диких и стильных велогонках
С 40-х годов XX века в Японии проходят самые необычные и стильные велогонки в мире — кейрин. Вместо высокотехнологичных велосипедов из карбона атлеты используют старую-добрую сталь, а на треке разрешена контактная борьба. Японский кейрин существует отдельно от остального мира велоспорта: в нем участвуют только японцы, прошедшие обучение в специальной школе, а профессиональные велогонщики из других стран попадают сюда только по приглашению. Обособленность японского кейрина объясняется тем, что это не просто спорт, а ставочный бизнес с годовым оборотом более чем в 3 миллиарда долларов.
Единственный русский гонщик в японском кейрине — Денис Дмитриев. Чемпион мира и неоднократный чемпион Европы в трековых велогонках, в 2014 году Дмитриев впервые получил приглашение из Японии, сразу же на него согласился и с тех пор стал частым гостем на местных велотреках. Для «Отвратительных мужиков» Дмитриев рассказал об удивительном устройстве японского кейрина, и каково в нем приходится профессиональному велогонщику.
Кейрин попер в 70-е годы. Появилось очень много фанатов, а местная организация — JKA, сильно разбогатела.
Тогда они начали строить велотреки по всей стране — так, чтобы в каждом городе, каждой префектуре было место для проведения гонки. На сегодня в Японии 63 действующих велотрека. В России, для сравнения, три велотрека. В какой-то момент кейрин стал еще и олимпийским видом спорта, но этот кейрин и японский отличаются правилами, количеством участников, велосипедами.
В JKA есть специальный отдел который следит за международным кейрином. Они ездят по турнирам, ведут статистику и каждый сезон приглашают лучших трековых велосипедистов мира, чтобы они выступили в Японии. Перед чемпионатом мира приходит приглашение — вы один из кандидатов, хотите ли вы приехать? Из согласившихся затем выбирают лучших по статистике. В 2014 году я получил такое приглашение и не стал даже думать, сразу согласился.
Причин поехать было несколько.
Во-первых это коммерция, можно заработать денег. Во-вторых это опыт — я тогда дружил с ребятами, которые уже там побывали, и после их рассказов очень туда хотел. Плюс меня всегда возмущало что за всю историю гонщиков из России никогда не приглашали, хотя у нас были талантливые ребята. И мне было очень лестно, когда меня пригласили первым из русских, отказываться было не вариант.
Самое интересное начинается, когды ты туда приезжаешь. Япония это такая страна, в которой каждый должен побывать. Попадаешь как на другую планету. Не в том плане, что там машины или дома необычные — там необычное все. У меня мозг взрывался первые месяца три.
По приезду ты попадешь в школу кейрина.
В нее может пойти любой японец. Каждый регион проводит некие тесты на велотренажерах, по итогам которых набирается 100 учеников. Для японца обучение в такой школе занимает год. Это как армия. Ты заезжаешь туда, сдаешь свой телефон на въезде, и начинается: в шесть утра подъем, пробежка, две-три тренировки в день плюс теория, и так далее. Они там даже маршируют — видимо, такие традиции. Выйти за пределы школы ты можешь только в воскресенье или в специально выделенные дни. И в таком режиме целый год.
На территории школы — два огромных спортзала, комната со станками-роллерами, общежитие, столовая, и самый кайф: 2 велотрека на 400 метров, один на 333 метра, открытый, и еще два закрытых на 250. И есть еще такой огромный холм, для упражнений на развитие абсолютной силы — 300 метров по равнине и 200 в горку. По ногам бьет нормально, заезжаешь наверх и хрипишь уже, но в целом профессиональному гонщику дается просто.
В конце ты сдаешь экзамен из трех частей. Первая — собрать и разобрать велосипед в определенной последовательности за 20 минут, вторая часть — тесты на знание теории, третья — имитация гонки, во время которой ты должен выполнить определенные задачи. Сдав экзамен, ты получаешь красивую книжечку и лицензию на выступления, и с этих пор ты предоставлен сам себе. Хочешь — тренируйся, хочешь — нет, никаких тренеров тебе не назначают. Многие гонщики сбиваются в группы по префектуре, чтобы готовиться вместе. JKA только присылает расписание гонок, в которых ты можешь участвовать, все остальное ты обеспечиваешь себе сам. Я встречал очень много кейринистов, которые и где-то работают, и выступают. Но это не топы — все кто в топ-50, думаю, занимаются только кейрином. Всего же в стране порядка 2500 лицензированных гонщиков.
Так как мы уже профессионалы, многие — чемпионы мира, у нас обучение идет по упрощенной программе: две недели школы и затем практически те же экзамены. Для меня сложнее всего была сборка/разборка велосипеда. В целом это просто, но там важна именно определенная последовательность: левую гайку открутил, правую, снял переднее колесо, левую гайку открутил, правую, снял заднее колесо, потом снимаешь цепь… там еще ключи лежат на верстаке в линию — каждый нужно класть на свое место. Это тоже традиции — смотрят, насколько ты дисциплинирован. В Японии вообще мало что объясняют — если говорят, что нужно, то делай без вопросов. А если спрашиваешь — зачем, зачастую никто не может ответить.
В целом у нас все было более лайтово — есть даже отдел, который «нянчится» с иностранцами. Но когда мы сдаем экзамены, мы также оказываемся сами по себе — сам снимаешь квартиру, покупаешь еду, тренируешься, тебе только говорят, на какую гонку ехать. По контракту иностранный гонщик может пробыть там либо три месяца, либо шесть. Я всегда ездил по максимуму, всего — пять раз.
Физически иностранные гонщики гораздо сильнее японских кейринистов.
Важное отличие между международным кейрином и японским — в физическом контакте.
Почему еще кейрин как бы считается командным — там есть разные тактики. Например, есть «сенко» — когда ты за круг должен ехать впереди. Есть «макури» — они обычно финишируют метров за 200 до финиша. И есть «ойкоми» — те, кто большую часть гонки ничего не делают и в последние метры пытаются куда-то пролезть и выиграть. Последние обычно самые опасные — они больше всех бодаются и чаще всех падают. Поэтому они надевают доспехи — на спину, грудь, под задницу, как будто хоккеисты. Ну а я как иностранный гонщик вынужден со всеми ими бороться. «Макури» и иностранцы обычно защиту не используют — это плюс килограмм, и ты сам увеличиваешься в размерах, что влияет на аэродинамику.
Так как кейрин это прежде всего азартные игры, народ на трибунах бывает разный, иногда подшофе, могут что-то тебе орать перед стартом. Реагировать на все это запрещено.
Со временем я немного начал понимать по-японски, и там зачастую можно услышать что-нибудь типа «размажьте этого иностранца!», «иди домой, ты уже обосрался!». Как было на моих первых гонках. Перед выходом на трек можно посмотреть свой коэффициент — если он низкий, значит многие на тебя поставили. У иностранцев такой часто бывает. И вот я выхожу на старт, на трибунах все орут, но один голос слышу громче других, явно пьяный: «Домитриеу, гоу, гоу!» (иначе мою фамилию на японском не выговорить). Поржал про себя, поехал. В итоге выигрываю заезд и слышу: «Сенк ю, Домитриеу, сенк ю!!». На следующий день выхожу на старт, но на этот раз проигрываю и слышу тот же самый голос: «Домитриеу, фак ю! Гоу хоум!!». От любви до ненависти один шаг, в общем.
Каждая гонка обычно идет три дня, и все это время ты оторван от внешнего мира.
Ты обязан приехать на место проведения за день до гонки, до полудня. Это закрытая территория, где есть все, что тебе нужно — общага, веломагазин, столовка и так далее. Заходишь, сдаешь все средства связи, и больше не имеешь права выходить за территорию. Проходишь медосмотр, техосмотр велика. И есть такая комната — вейтинг рум, огромное татами, где одновременно находятся 100 человек, и все тусуются по регионам в ожидании гонки. А спишь обычно в общежитии, куда селят по четыре человека в комнату.
Спортсмены от ставок никак не зависят — поставят на тебя миллион или два — у нас есть свои призовые. Перед гонкой всегда известно, сколько ты заработаешь, и за победу ты получишь вдвое больше, чем за второе место. Так что нам на ставки все равно.
Велосипеды в кейрине — нереальный олдскул.
С таких в свое время начинались все трековые гонки, но японцы решили не идти в ногу со временем и выступать только на таких «ретро-великах». Делается это еще и для того, чтобы все находились в равных условиях и не имели технического преимущества. Решение гениальное, так как сейчас разброс в велосипедах очень большой, и суперкрутой велосипед может позволить себе не каждый гонщик в кейрине. А так — есть 20 производителей стальных рам, несколько брендов с компонентами, все должны быть сертифицированы для кейрина отметкой NJS. Есть же еще такое сообщество фиксеров, в том числе и в России: они гоняют на трековых велосипедах по улицам, и для них деталь со штампом NJS — это вышка. У меня был NJS-велик Presto — один из самых топовых по японским меркам. И один японец очень просил меня продать его, когда я буду уезжать. Ну я и продал. А потом мне другой чувак, вроде с Украины, говорит — смотри какую раму намутил, и показывает фотку моего велика. На аукционе, говорит, зацепил. Видимо, чувак повыступал на нем, и потом загнал.
Перед гонками состояние велосипеда смотрят механики с маркером — и если деталь не пригодна для гонки, перечеркивают ее. Например, руль или раму. Хотя внешне она может выглядеть нормально. И я так понимаю, такие рамы пользуются успехом в интернете.
Разница в ощущениях между современным трековым велосипедом и этим, стальным — огромная.
Карбоновый велик намного жестче и отзывчивее. Давишь на педаль — и он сразу едет, моментальный отклик на усилие. На стальном надо надавить трижды, чтобы он поехал. То есть он настолько мягкий, «плавающий», как будто жидкий под тобой — что ты нажимаешь на педаль и вся твоя мощность уходит только на то, чтобы велосипед начал разгоняться. По моим ощущениям, из 100 процентов мощности которую ты передаешь на педаль, процентов 30 воруется за счет того, что велосипед такой мягкий. Но на них тоже прикольно гонять.
Японцы нереально стеснительные, они не могут просто так подойти и сказать «привет!». Но если ты сдружился с японцем, то он твой кореш на всю жизнь.
Друзей завелось много. Например, знаком с Шинтаро Сато — один из самых опаснейших ойкоми в Японии — чувак, который нереально круто толкается и все его боятся, при этом он очень технично владеет велосипедом. Однажды сидим перед стартом в комнате, он заходит самым последним, здоровается и говорит: «please safety race». И все ржут: мол, чувак, который создает больше всех опасных ситуаций на треке, просит не жестить.
В Москве опоздание на 10 минут считается нормой в обществе. В Японии в таком случае лучше вообще не приходить. Бывало, что я приходил за три минуты до встречи — и на меня все равно очень странно смотрели: нужно приходить еще раньше. И хотя иностранцам там многое прощается как гайдзинам, японцы большие националисты. Там много вещей, которые можно делать японцам, но не иностранцам. Однажды нас с другими иностранными гонщиками просто не пустили в бар — сказали, что закрытая вечеринка, и все. При этом было видно, что японцы свободно входят и выходят, нельзя именно иностранцам. Один из нас завелся и начал предлагать деньги охраннику — дошел до 600 баксов, и тот все равно не пустил. В итоге мы развернулись и поехали домой. И так в Японии многое устроено: видишь, что японец что-то делает, а тебе нельзя. Я уже к такому привык. Конечно, со временем отношение к тебе меняется, но своим ты там не становишься.