Квир вечеринка что это

Я – квир, но никто не знает, что это

Меня зовут Лиза Михалева. Мои местоимения — она/ее. Я — журналистка, диджейка, активистка и квир, а точнее — квирка (по правилам фем-этикета). С первыми тремя «идентичностями» все понятно, но последняя вызывает вопросы у многих. Разберемся.

Квир вечеринка что это. Смотреть фото Квир вечеринка что это. Смотреть картинку Квир вечеринка что это. Картинка про Квир вечеринка что это. Фото Квир вечеринка что это

Я квир и бисексуальная женщина (бисексуальность часто ограничивают влечением к женщинам и мужчинам. Для меня она включает влечение к людям моего гендера и всем остальным, включая мужчин и небинарных персон). В пятнадцать лет я начала экспериментировать с девушками на вечеринках, думая, что выбираю safe option для веселья в патриархальном царстве и это ничего не значит. Затем случилась классическая «лесбийская история» в британской школе-интернате: к экспериментам прибавилась симпатия к подруге. Мой опыт отличается от горьких историй квир-людей, которых гнобили и от которых отказались близкие. Мои родители — странный феномен советской прогрессивности: они хорошо относятся к ЛГБТКИА+ сообществу, феминизму и антирасизму. Поэтому я никогда не переживала, что будет, если кто-то узнает, и не ходила в церковь, чтобы «стать нормальной». Несмотря на это, я мало задумывалась о своей ориентации и продолжала встречаться исключительно с парнями. Позже я начала осознавать, что девушки меня тоже привлекают, но только сексуально (встречаться с девушкой казалось невозможным из-за внутренней мизогинии — феминисткой я стала позже).

Квир — это буква «К» в ЛГБТКИА+

Квир вечеринка что это. Смотреть фото Квир вечеринка что это. Смотреть картинку Квир вечеринка что это. Картинка про Квир вечеринка что это. Фото Квир вечеринка что это

«Квир» подразумевает негетеросексуальную ориентацию и/или гендерную идентичность за рамками бинарности «женщина/мужчина» и цисгендерности (термин, обозначающий людей, чья гендерная идентичность совпадает с их биологическим полом).

«Квир» используют как зонтичный термин для ЛГБТКИА+ сообщества, объединяющий его различных представителей: лесбиянок, геев, бисексуалов, транс-персон, интерсекс-людей, асексуалов, небинарных персон и других. Исторически, термины «ЛГБТ» и «гей» нередко приоритизировали проблемы белых, цисгендерных, гомосексуальных мужчин, игнорируя другие идентичности (небелые, трансгендерные, небинарные, женские и другие). До сих пор в сообществе гомосексуальных мужчин часто встречается расизм, трансфобия и сексизм. У «квира» более инклюзивная и радикальная повестка. Он связан с оппозицией и дестабилизацией гетеронормативности в целом — убеждении, что гетеросексуальность — это естественная норма для женщин и мужчин, которые должны соблюдать определенные роли, а другие сексуальные и гендерные ориентации ненормальны.

Квир вечеринка что это. Смотреть фото Квир вечеринка что это. Смотреть картинку Квир вечеринка что это. Картинка про Квир вечеринка что это. Фото Квир вечеринка что это

«Квир» — это инструмент самоидентификации, который означает разные вещи для разных людей. В сообществе важно иметь свободу выбора лейбла для своей идентичности из-за истории, перенасыщенной гомофобией и обесцениванием опыта. Если одним комфортны такие ярлыки как «гей», «лесбиянка» или «бисексуал», они могут не подходить или не нравиться другим. Кроме того, человек может не хотеть вписывать себя в рамки определенной идентичности или быть не уверенным в ней. Поэтому многие ЛГБТКИА+ персоны используют термин «квир». Он может быть единственным лейблом или сосуществовать с другими. Например, даже если человеку нравятся люди исключительно его гендера, он может называть себя «квир» вместо «гей» или «лесбиянка», а может называть себя и так и так. Еще слово «квир» позволяет персоне обозначить свою негетеронормативность, не раскрывая все карты о себе.

Я — пример принудительной гетеросексуальности

Эта идея, выдвинутая Эдриен Рич в 1980 году, связана с гетеронормативностью. Гетеросексуальность навязывают, в ней не сомневаются, вне зависимости от настоящей сексуальной ориентации, ее поощряют, а отклонения осуждают. Везде наблюдается «гетеросексуальная пропаганда»: с детства девочкам твердят найти «того единственного», а в телевизоре няня Вика мечтает о Шаталине. Именно поэтому, будучи верной ЛГБТКИА+ союзницей с кучей квир-друзей в Москве, я не ассоциировала себя с ними. Российская гомофобия не позволяла мне видеть их, как полноценную часть общества, поставив исследование моей сексуальности на паузу. С переездом в Лондон все изменилось — вокруг меня одни квиры. Тут более безопасно, и люди не боятся быть собой. Поэтому я нажала кнопку play и продолжила исследование.

Квир вечеринка что это. Смотреть фото Квир вечеринка что это. Смотреть картинку Квир вечеринка что это. Картинка про Квир вечеринка что это. Фото Квир вечеринка что это

Я квирка не только из-за сексуальной ориентации. Всю жизнь я чувствовала себя странной аутсайдеркой, бросающей вызов обществу. В период полового созревания я играла по патриархальным правилам: красилась и одевалась так, чтобы нравиться парням. Природа наградила меня конвенциональной красотой, поэтому я купалась в комплиментах. Но разбитое сердце поменяло правила: я перестала вести себя как леди и повернулась к стилю унисекс — грубый макияж, мужская одежда, татуировки. Тогда я заметила, как гетеронормативное общество перестало меня принимать: незнакомцы пялились, одноклассницы обзывали «лесбиянкой», мама умоляла надеть платье в цветочек вместо огромных левайсов. Я стала получать меньше нежелательного мужского внимания (что не могло не радовать) и больше комментариев о том, что раньше я была более привлекательной. Мне понравилось идти наперекор гендерным ожиданиям, поэтому я приняла свое яркое отношение к жизни и яркий стиль, как отражение моего внутреннего мира и защиту от внешнего. Это же было отражением моей квирности. Осознание этого пришло, когда экстравагантные и не вписывающиеся в нормы квир-лондонцы показали мне, что квир — это не только про сексуальную ориентацию или гендер. Квир — это про избежание рамок, неподчинение, креативность и diversity.

Огромную роль в жизни ЛГБТКИА+ людей играет видимость

Она развеивает туман гетеронормативности и спасает жизни, наглядно показывая, что мы не одни. Именно поэтому я стала волонтеркой проекта сексуального просвещения в лондонских школах Sexpression, где я рассказываю детям не только о контрацепции, но и о ЛГБТКИА+ темах. К сожалению, у нас на родине такая деятельность небезопасна, но я исследую другие пути квир-активизма.

Квир вечеринка что это. Смотреть фото Квир вечеринка что это. Смотреть картинку Квир вечеринка что это. Картинка про Квир вечеринка что это. Фото Квир вечеринка что это

До недавнего времени в России квир-люди существовали под плащом-невидимкой, скрывая настоящих себя от общества, у которого аллергия на человеческое разнообразие и толерантность к насилию. Как бы не раздражала таких персонажей diversity-повестка, она работает — все больше организаций и брендов поддерживают квир-культуру. Одна из таких инициатив — реалити-шоу в формате подкаста «По уши» от Badoo и студии подкастов «Толк», в котором я стала финалисткой. Это не только первое в мире романтическое шоу в аудиоформате, но еще и квир-шоу, в котором и девушки, и парни боролись за сердце певицы Lina Lee.

Источник

Фестиваль длиной в 33 часа. Интервью с теми, кто делает «Хоровод»

Расскажите для тех, кто не знает: что такое «Хоровод», чем он отличается от Popoff Kitchen и кучи других вечеринок в Москве?

Никита: «Хоровод» — это фестиваль, созданный Popoff Kitchen и VESELKA (главная квир-вечеринка Киева). Основные отличия от Popoff — масштабность (33 часа, пять танцполов и более 30 артистов), мультидисциплинарность (помимо музыки, на «Хороводе» будут перформансы, аналоговый и диджитал-арт), наличие Awareness Team (волонтеров, следящих за порядком и готовых помочь гостям с любой проблемой), а также четкий Свод Правил, обязательный для всех на фестивале.

Как вообще родился фестиваль?

Никита: Идея создать свой фестиваль появилась пару лет назад после того, как я побывал на WHOLE (Германия). А сходив несколько раз в «Мутабор», понял, что это именно то место, где «Хоровод» должен пройти. Потом мы познакомились со Стасом, вместе провели пару успешных вечеринок в Москве и Киеве, и я предложил ему устроить новый фестиваль, который стал бы более глубокой коллаборацией Popoff и VESELKA. Стас согласился.

А название такое, потому что….?

Никита: Хотелось придумать что-то связанное с культурой России и Украины, нечто объединяющее людей и не имеющее никакой привязки ни к полу, ни к ориентации. Название, понятное всем, не нуждающееся в объяснении. Так появился «Хоровод».

Какие ценности вы продвигаете с помощью «Хоровода»?

Стас, расскажи про VESELKA. Все-таки в Москве про Popoff Kitchen уже знают многие, про вас — меньше.

Стас: Идея начала зарождаться на этапе стремительного развития электронной сцены в Украине: каждые выходные становилось все больше интересных артистов, но сами вечеринки мало чем отличались друг от друга. Тогда, вдохновившись десятками квир-вечеринок по всему миру, я понял, чего не хватает Киеву. Нашел единомышленника Дениса, и где-то через два года, в конце 2017-го, мы устроили первую VESELKA. Она прошла достаточно скромно по количеству людей, но уже со второго ивента стала набирать обороты и за год наша аудитория выросла до 1500 человек. Камерная вечеринка органично вырисовалась в настоящий рейв, и каждый раз ивент становился все больше, а локации масштабировались. Всего «Веселок» было семь.

По моим ощущениям, в Киеве вечеринки можно разделить на до и после появления «Веселки». После нас все больше мероприятий стали говорить о себе с позиции no sexism, no racism, no homophobia, заклеивать камеры, дабы не мешать окружающим самовыражаться и дать им почувствовать себя более свободными, ну а появление клуба ∄ с четким позиционированием небинарного пространства и вовсе вывело Киев на другой уровень. Появилось больше safe places, открытых людей. Да и в целом стало интереснее, причем не только украинцам, но и европейцам, которых от мероприятия к мероприятию становится все больше.

У VESELKA и Popoff Kitchen есть какие-то весомые различия?

Стас: Мне кажется, Popoff Kitchen — вечеринка, а VESELKA — рейв. Popoff Kitchen про диско и хаус, а VESELKA тяготеет больше к техно и другим «быстрым» жанрам.

Как у вас разделяются роли в организации «Хоровода»?

Никита: Я — заводящий «Хоровода». Создаю план запуска, распределяю зоны ответственности между членами команды, считаю бюджет и занимаюсь финансами фестиваля. За визуальную часть фестиваля отвечает мой партнер — Ракан Соломон, который создал логотип «Хоровода» и довел его визуальный язык до совершенства.

Стас: За исключением вышеперечисленного, мы все делаем с Никитой вместе: составляем лайнапы, обсуждаем коммуникацию, все планируем. На мне ответственность за презентацию артистов, букинг, тизеры и многое из того, что вы видите в соцсетях.

Сережа: Я отвечаю за оформление площадки: инсталляции, свет, огромная темная комната. В этом году мы вообще перешли на новый уровень и готовим для вас что-то особенное.

Никита: Также в команде «Хоровода» у нас есть ты, Тань, отвечающая за PR, работу с блогерами и медиа, редактирование текстов и решающая организационные вопросы на самой площадке во время ивента. Потом Дима Козаченко, помогающий с созданием Свода Правил и собирающий программу диджитал-арта; Борис Конаков — главный по перформансам и аналоговому арту. Ну и, конечно, наш бессменный фейсер — Слава Большаков. На «Хороводе» к нам присоединится еще и фейсер «Мутабора» — Вася Воротников.

Секс-позитивность — это супер, но как быть с домогательствами и харассментом, которые могут случиться на вечеринке?

Никита: Для этого есть Awareness Team — группа из тридцати волонтеров, о которых мы уже тут говорили. Они следят за порядком и соблюдением Правил «Хоровода». Их главная задача — быть тем другом, к которому можно обратиться, если что-то пошло не так, кому-то стало некомфортно/страшно или просто нужна помощь. Любые проявления агрессии, домогательства и так далее будут пресекаться, а нарушителей выгонят с фестиваля.

Артисты, которые играют на «Хороводе», ведь не все квирные? Как вы вообще выбираете музыкантов?

Стас: Мы опен-майндед! Диджеев подбираем исключительно исходя из того, что нравится слушать нам самим и какую атмосферу они могут создать на танцполе.

«Хоровод» — не только про музыку, но и про квир-искусство. Расскажите про перформансы и видеоарт, которые будут на фестивале в этом году.

Никита: Арт-темой фестиваля в этом году станет «Трансформация». Трансформация происходит прямо сейчас, в удивительное время изменений общественных норм, табу и повседневности. Трансформация телесности, сексуальности, мировоззрения, физическая и нравственная. Это не только процесс, а индивидуальный путь «от» и «до», превращение, динамика. Мы меняемся каждый день, поэтому «Хоровод» — отличное место, чтобы порефлексировать о происходящем.

Дима и Боря просмотрели все работы, присланные нам на open call, и лучшие из них мы увидим и испытаем на «Хороводе».

В прошлом году многие жаловались на длинные очереди на вход. Как будете решать проблему в этот раз?

Никита: В этот раз будут работать два входа. Первый (через подвал, с самой большой пропускной способностью) будет разделен на два потока: pre-sale и билеты на входе. Кроме того, мы увеличим в два раза количество кассиров и сканировщиков. Второй (у входа в сад) — fast track — для артистов, ближайших друзей и медиа.

Будет ли «Хоровод» проходить где-то еще, помимо Москвы? Например, в Киеве?

Никита: Пока таких планов нет. Мне хочется, чтобы «Хоровод» стал такой же важной частью программы «Мутабора», как Snax для Berghain. Проводить фестиваль два раза в год меня более чем устраивает.

Вы много лет устраиваете квир-ивенты. Какие у вас есть открытия или разрывы шаблонов насчет ЛГБТК, исходя из вашей работы?

Квир вечеринка что это. Смотреть фото Квир вечеринка что это. Смотреть картинку Квир вечеринка что это. Картинка про Квир вечеринка что это. Фото Квир вечеринка что это

Квир вечеринка что это. Смотреть фото Квир вечеринка что это. Смотреть картинку Квир вечеринка что это. Картинка про Квир вечеринка что это. Фото Квир вечеринка что это

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Источник

Жизнь«Забери это оскорбление себе»:
Как ЛГБТК-люди присвоили слово «квир»

Оскорбление или защита?

Квир вечеринка что это. Смотреть фото Квир вечеринка что это. Смотреть картинку Квир вечеринка что это. Картинка про Квир вечеринка что это. Фото Квир вечеринка что это

Понятие «квир» было оскорблением на протяжении почти всего XX века, пока в девяностые годы ЛГБТ-люди не начали «присваивать» его себе и переосмыслять негативное значение. Сейчас это слово используется как в массовой культуре, так и в академической среде. В определённых контекстах оно указывает даже не на сексуальную ориентацию и гендерную идентичность, а на инаковость в целом. Вместе с экспертками и экспертами разбираемся в истории понятия «квир» и его современных трактовках.

Текст: Ал Ковальски, автор телеграм-канала Queer Journalism

Квир вечеринка что это. Смотреть фото Квир вечеринка что это. Смотреть картинку Квир вечеринка что это. Картинка про Квир вечеринка что это. Фото Квир вечеринка что это

Активистский и академический протест

Первоначально слово «квир» не было связано с ЛГБТ-сообществом. Ещё в XIV веке его употребляли в значений «странный», «сомнительный». А уже в 1894 году слово стали использовать по отношению к гомосексуальным людям. Эта история связана с Оскаром Уайльдом и его любовником Альфредом Дугласом. Отец второго подал в суд на писателя, обвинив его в совращении своего сына. В деле фигурировала формулировка «snob queers», после чего «квир» и превратилось в ругательство.

В разгар эпидемии СПИДа это слово стало символом анархии. Протестующие заполонили улицы и скандировали «we’re here, we’re queer, we will not live in fear», что переводится как «мы здесь, мы квиры, мы не будем жить в страхе». А в 1990 появилась организация Queer Nation, которая представила свой манифест летом того же года на прайде в Нью-Йорке. Авторы текста заявили, что присваивают себе некогда оскорбительное queer, употребив его в качестве гендерно-нейтральной замены слова «гей».

«Использование слова „квир“ — способ напомнить нам, как мы воспринимаемся всем остальным миром. Это способ сказать себе, что мы не обязаны быть остроумными и обаятельными людьми, которые всю жизнь стараются быть тактичными, оставаясь маргиналами в мире гетеросексуальных людей», — говорится в манифесте. В русскоязычной версии указано слово «п***р» как более понятное, однако в оригинале было именно «queer».

В академическую среду понятие пришло в 1991 году, когда феминистская исследовательница Тереза де Лауретис использовала слово «квир» для описания женской гомосексуальности. В дальнейшем термин стал использоваться по отношению ко всему, что не вписывается в рамки гетеронормативной патриархальной модели мира. Изучать это начали в рамках квир-теории, критикующей биологическую предопределённость гендера и сексуальной ориентации человека.

В рамках научных исследований также выделяют понятие queering (сокращение от queer reading. — Прим. ред.), что на русский можно перевести как «квирить». Это техника работы с текстом, которая подразумевает отказ от гетеро- и циснормативности при анализе произведений. Например, если герой пишет любовное письмо без указания имени, то адресатом или адресаткой может быть человек любого гендера. Если произведение переписывается — в рамках литературного упражнения или при создании современной интерпретации, — то так можно добавить квир-персонажей в сюжет.

Квир вечеринка что это. Смотреть фото Квир вечеринка что это. Смотреть картинку Квир вечеринка что это. Картинка про Квир вечеринка что это. Фото Квир вечеринка что это

Квир-культура — это только про ЛГБТ?

Термин «квир» имеет множество значений как внутри академической среды, так и среди ЛГБТ-людей, поэтому выделить его строгое определение невозможно. Разные персоны трактуют его по-разному. На практике термин часто используется как часть составных слов: квир-люди, квир-культура, квир-кино, квир-фестиваль и так далее.

Квир-обозреватель и автор проекта #содомиумора Константин Кропоткин считает, что этот термин связан непосредственно с ЛГБТ-сообществом. «Квир-культура описывает жизнь квир-человека. Поскольку квир-людей много, то многообразны и проявления их культуры. Любой творческий акт квир-человека даёт представление о „квир-взгляде“, об особенностях оптики. Но и творческий акт, рассказывающий об [ЛГБТ-сообществе со стороны], тоже повышает представленность ЛГБТК-проблематики в публичном поле», — комментирует эксперт.

Чтобы сформулировать более этичную по отношению к квир-персонам норму, важно рассказывать о них с разных точек зрения, говорит Кропоткин. Гетеросексуальный автор может создать хороший гей-роман (пример — «Назови меня своим именем» Андре Асимана), а ЛГБТ-писатель — наоборот, гомофобный (так эксперт характеризует книгу «Когда исчезли голуби» бисексуальной авторки Софи Оксанен). Благодаря многообразию мнений формируется дискуссионное пространство, считает Кропоткин.

Кинокритик Ксения Реутова трактует слово «квир» шире и соотносит его с инаковостью вообще и тем, что зрители видят в конкретной картине: «Квир-кино — широкое понятие, которое включает не только фильмы с квир-персонажами, но и квир-взгляд, который, я уверена, существует. И есть ещё квир-форма — то, как кино снято. Оно может быть о темах совершенно нормативных, но при этом форма его будет отличаться от общепринятой. Это будет тоже что-то смутно волнующее, что-то совершенно непохожее на другое. И поэтому это тоже будет квир-кино».

Было такое сленговое выражение «друг Дороти» — кодовое слово, по которому люди определяли принадлежность к сообществу. А это классическая голливудская сказка

Квир вечеринка что это. Смотреть фото Квир вечеринка что это. Смотреть картинку Квир вечеринка что это. Картинка про Квир вечеринка что это. Фото Квир вечеринка что это

Сам термин «квир-кино» появился в девяностых годах на фоне уже упомянутой эпидемии СПИДа и протестов со стороны ЛГБТ-сообщества. Гомосексуальные режиссёры начали снимать фильмы о себе, и этот феномен кинокритик и феминистка Руби Рич обозначила как New Queer Cinema, или «новая волна квир-кино». Однако оно существовало и до этого.

Классикой квир-кинематографа Ксения Реутова называет мюзикл «Волшебник из страны Оз», снятый в 1939 году и ставший очень популярным среди ЛГБТ-зрителей. «Было такое сленговое выражение „друг Дороти“ — кодовое слово, по которому люди определяли принадлежность к сообществу, — продолжает экспертка. — При этом что представляет собой этот фильм? Это классическая голливудская сказка. Песни из неё знают, цитируют. Эта картина сделала Джуди Гарленд (исполнительницу главной роли. — Прим. ред.) звездой. В данном случае [важно] то, что в фильме видели зрители. А видели они, что главная героиня встречает в стране Оз разных существ, инаковых. И она безоговорочно их принимает».

Истоки российского квир-кино также можно найти в прошлом. Например, в советское время был снят фильм «Дубравка» (1967), в котором рассказывается о влюблённости девочки во взрослую женщину. Развитию современной квир-культуры мешает закон о так называемой «гей-пропаганде», принятый в 2013 году. Радикальные перемены возможны только после его отмены, полагает Константин Кропоткин.

«За последние два года книг на русском языке, описывающих негетеросексуальные отношения (беллетристика, интеллектуальная проза, научпоп), стало заметно больше, но это всё равно несопоставимо мало по сравнению с западной литературой. Литературоведческий анализ квир-литературы на русском также стремится к нулю. Российское квир-кино за недостатком средств и за избытком цензуры находится пока в зачаточном состоянии», — заключает квир-обозреватель.

В то же время Ксения Реутова приводит в пример короткометражки, представленные на тринадцатом ЛГБТ-кинофестивале «Бок о бок». Эти картины рассказывают непосредственно о негетеросексуальных персонах. То, что эти фильмы показывали в том числе на российском «Кинотавре», экспертка считает очень хорошим знаком.

Квир вечеринка что это. Смотреть фото Квир вечеринка что это. Смотреть картинку Квир вечеринка что это. Картинка про Квир вечеринка что это. Фото Квир вечеринка что это

Квир как идентичность

Согласно американскому словарю Merriam-Webster, существительное queer имеет два значения: негетеросексуальный и нецисгендерный человек. В более узком смысле оно употребляется как сокращение от «гендерквир», то есть для обозначения небинарных людей. Последняя коннотация связана ещё и с тем, что изначально гендерквирные персоны занимали маргинальную позицию даже внутри ЛГБТ-сообщества.

«„Квир“ — это более благозвучный синоним аббревиатуры ЛГБТК», — говорит Константин Кропоткин и добавляет, что как гей он считает queerness («квирность») частью своей идентичности. Если изначально это слово было непривычным для многих, то сейчас оно постепенно входит в оборот. Тем не менее термин остаётся многозначным, и часть людей, называющих себя квирами, привлекает именно вольность трактовки.

«Люди часто требуют объяснить, что ты, кто ты и зачем ты. Трудно [подобрать] правильное слово. А „квир“ — это более флюидный, более открытый термин, в который входит всё, что угодно. И поэтому для меня он означает свободу и возможность быть кем и чем я хочу. Это понятие идеально описывает мою идентичность, ориентацию и гендер», — рассказывает активистка и иллюстраторка Катя Возиянова. С четырнадцати лет она училась в Англии, и благодаря информации на английском языке и общению с открытыми ЛГБТ-персонами она смогла быстрее осознать себя.

Как считает активистка, в Англии понятие «квир» используют больше, чаще и спокойнее, в том числе в медиа. В России же меньше понимания, чем этот термин отличается от слова «гей». Однако сами квир-люди используют его точно так же и по тем же причинам, полагает Возиянова. Назвать себя так проще, чем выбрать какой-то лейбл. А кому-то просто нравится слово.

Квир вечеринка что это. Смотреть фото Квир вечеринка что это. Смотреть картинку Квир вечеринка что это. Картинка про Квир вечеринка что это. Фото Квир вечеринка что это

Люди часто требуют объяснить, что ты, кто ты и зачем ты. Трудно подобрать правильное слово. А «квир» — это более флюидный, более открытый термин, в который входит всё, что угодно

Музыкант, журналист, квир- и психоактивист Женя Велько придерживается мнения, что понятие «квир» описывает каждую и каждого, кто не вписывается в нормы гендера и сексуальности. Дело не в принадлежности к определённой идентичности, а в том, что за недостаточную «правильность» могут избить на улице или уволить с работы. По мнению активиста, это относится не только к ЛГБТ-персонам, но и к гендерно-неконформным. Например, если феминный цисгендерный парень встречается с девушками, но его постоянно принимают за гея и оскорбляют из-за внешности.

Реклейминг слова «квир» на постсоветском пространстве имеет свои особенности. Это связано с тем, что для русскоязычных людей оно лишено ярко выраженной негативной коннотации: ЛГБТ-персон в России и странах СНГ оскорбляют другими словами. И поскольку для широкой аудитории этот термин скорее будет непонятным, то он гарантирует определённую безопасность.

«В Беларуси, к счастью, нет закона об [ЛГБТ-]пропаганде, но есть много смежных законов про мораль и защиту детей, — поясняет минчанин Женя Велько. — У гей-вечеринки куда больше шансов быть закрытой ОМОНом, чем у квир-вечеринки, потому что ОМОН не знает слова „квир“. Правда, потихоньку узнаёт. По крайней мере, христианские активисты и активистки уже пытались завернуть белорусский квир-фестиваль „Дотык“. Но как показывает практика, квир — это такой островок безопасности, с которого тебя не выкинут за несоответствие чьим-то ожиданиям».

Катя Возиянова и Женя Велько сходятся во мнении, что ЛГБТ- и квир-активизм синонимичны друг другу, однако второе понятие шире. С одной стороны, квир-активизм включает даже тех людей, для описания которых ещё не придумали слова внутри аббревиатуры ЛГБТ+. С другой — речь о пересечении разных опытов и идентичностей. Так, трансгендерная женщина может быть одновременно полиаморной лесбиянкой, и один общий термин позволяет расширить дискуссию и пригласить в неё ещё больше людей.

«Есть такой классный фильм „Гордость“ (2014), и в нём озвучена важная мысль: если тебя оскорбляют, забери это оскорбление себе, — продолжает Велько. — Англоязычный мир, а за ним весь остальной, уже забрал себе слово „квир“ — так у квирфобок и квирфобов стало на одно оскорбление меньше. Разве это того не стоит?»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *