Киржаки что за народ на алтае
Забытые народы Сибири. Кержаки
Кержаки — этнографическая группа русских старообрядцев. Название происходит от названия реки Керженец в Нижегородской области. Носители культуры северорусского типа.
После разгрома в 1720-х Керженских скитов десятками тысяч бежали на восток — в Пермскую губернию. С Урала расселились по всей Сибири, до Алтая и Дальнего Востока. Являются одними из первых русскоязычных жителей Сибири, «старожильческим населением». Вели достаточно замкнутый общинный образ жизни со строгими религиозными правилами и традиционной культурой.
Одним из таких правил считалось обязательное перекрещивание стакана, при принятии его из чужих рук (в стакане могли обитать злые духи), также считалось обязательным после мытья в бане перевернуть тазы (в которые, также, могли поселиться «банные черти») и мыться исключительно до 12 часов вечера. Причем кержаки верили не только в богов православной церкви, в их вере сохранились домовые, «банные черти», водяные, наяды, лешие и другая нечисть.
В Сибири кержаки составляли основу алтайских каменщиков. Противопоставляли себя более поздним переселенцам в Сибирь — «расейским» (российским), но впоследствии практически полностью ассимилировались с ними из-за общего происхождения.
Кержачка Анна Ивановна Погадаева(1900-1988) из с. Сакмара Оренбургской области (1932)
Позднее кержаками стали называть всех старообрядцев, в противовес «мирским» — приверженцам официального православия.
Наиболее яркий пример кержаков – отшельники Лыковы, которые подобно своим братьям по вере и укладу предпочли жить в глухой тайге. В глухих местах до сих пор существуют кержацкие заимки, практически не имеющие контактов с внешним миром.
Кержаки никогда не ели картофель, который считали «нечистым». Название «чертово яблоко» говорит само за себя. Также они не пили чай, а только горячую воду. Из еды предпочитали щи толстые кержацкие из ячменной крупы на квасу, соковые шаньги из кислого теста, смазанного конопляным соком, разнообразные кисели, приготовленные по старинным рецептам.
В старообрядческой среде считалось крайне неприличным, неловким не поздороваться даже с малознакомым человеком. Поздоровавшись, надо было приостановиться, даже если очень занят, и непременно побеседовать. И рассказывают: «Был грех и у меня. Молода была, но замужем уже. Шла мимо тяти и просто сказала, мол, здорово живешь, и не поговорила с ним. Так он меня пристыдил, что спросить бы хоть надо было: как, мол, ты, тятя, живешь?»
Кержаки. Музей старообрядцев в школе с. Поперечное
Пьянство очень осуждали, говорили: «Мне еще деданька наказывал, что хмеля-то нисколько не надо. Хмель-то, мол, держится тридцать годков. А ну как умрешь пьяный? Уж не видать потом светлого места».
Курение также осуждалось и почиталось за грех. Человека курящего не допускали к святой иконе и старались как можно меньше с ним общаться. Про таких людей говорили: «Кто курит табак, тот хуже собак».
И еще несколько правил существовало в семьях староверов. Обязательно должны быть переданы по наследству, в основном своим детям, молитвы, заговоры и другие знания. Нельзя передавать знания людям, старшим по возрасту. Молитвы нужно обязательно заучивать наизусть. Нельзя рассказывать молитвы посторонним, так как они от этого теряют силу.
В результате советских преобразований общества (атеизм, коллективизация, индустриализация, раскулачивание и др.) большинство потомков кержаков утратили древние традиции, причисляют себя к общерусскому этносу, проживают на всей территории РФ и за рубежом.
По переписи 2002 года в России указали свою принадлежность к кержакам лишь 18 человек.
Новое в блогах
О староверах кержаках
О староверах кержаках
Никогда эта тема меня не интересовала в молодые годы. И даже после того как мама сказала мне о том, что наши предки из староверов – «кержаки они». А вот лет пять назад составляла своё родовое древо для потомков – осталась я старшая в роду, кто бы мог заняться этим делом. Так и нашла около 150 потомков своего прапрадеда, кержака, Филиппа Черепанова.
Черепанова Эмма из Москвы спросила меня в письме, откуда да из каких мест проживания бежала семья моего пращура, Филиппа Черепанова. Вот то, что Черепановы были старообрядцы (староверы) и кержаки – это говорит обо всём. Вообще-то староверы – их там много разновидностей! Я перечислю несколько беспоповских толков, то есть староверы не приняли попа в своих обрядах: филипповцы, поморцы, федосеевцы, часовные (без алтаря), стариковцы (старики делают обряды), дьяковцы, оховцы (вздыхают о своих грехах, тем и каются), самокресты (сами себя крестят, окунаясь в воду) и ещё есть. Попы, как считали старообрядцы, это – приспособленцы, культработники от религии.
Все староверы и в наше время придерживаются древнего писания. Читают книгу Кормчия, написанную на древнеславянском языке. В ней прописано всё: кому, что и как делать нужно. Совсем недавно я листала её, немного читала про учителей и учеников да про родителей в дониконовской старообрядческой книге. В мои руки попала эта книга случайно. В какой-то семье старообрядцев умерла самая старая бабушка, оказалось, что эта книга больше никому не нужна. Её пытаются продать, но покупателей нет. Принесли её мне, а у меня денег таких нет, сколько за неё просят.
Кержаки – этническая группа русских старообрядцев. И это слово ясно даёт понять, откуда они родом. Название происходит от названия реки Керженец в Нижегородской области. Мама говорила, что из Центральной России наши староверы Черепановы. Я нашла на карте эту реку. Это были исконно русские земли. Жили люди по побережью реки Кержанец в скитах, свято чтили свою веру-религию, построенную на благочестивых порядках в жизни, придерживаясь родовых и родственных связей. Женились и брали в жёны только из семей староверов. Они жили своим хозяйством, своим трудом. Никаких не было у них документов, фотографий. Интересно, что и в наши дни пожилые старообрядцы пенсию от государства не берут.
Даже в наше время староверы своего лица посторонним не показывают, живя на заимках, например, на Алтае. В 2011 году ездили мы с мужем на Телецкое озеро. По пути заехали в селе Алтайское на базар. Торговцы сказали, что мёд хороший нужно покупать у староверов, но они в тот день свои продукты не привозили. Староверы ведут хозяйство, держат пасеки. Очень качественные продукты продают. Они общаются с миром посредством доверенного лица из местного населения. Дети в школу не ходят и не ходили, их учили дома старшие всему, что нужно было для жизни. Читать посторонние книги, газеты нельзя. А если вдруг от природы рождался поэт среди староверов, то писать стихи можно только про птичек, про небо, про деревья или реку. Про природу можно писать, а про любовь сочинять стихи нельзя, так как это – большой грех.
В 1720 году, а раскол церкви прошёл чуть раньше, когда многими верующими и кержаками были не приняты нововведения Никона по греческому образцу, так как он ввёл в процесс службы попа, у которого были свои слова, у дьякона свои, церковный хор своё поёт, и всё это они делают отдельно. Время службы затягивается, а у людей было хозяйство, работать надо было, чтобы жить. Корова же не будет ждать, когда окончится в церкви служба. Её во время кормить и доить нужно.
Никон начал строить роскошные церкви, деньги собирал на это с верующих. В монастырях монахи занимались виноделием, а где – вино, там нарушалось благочестие, которому придерживались люди старой веры. Много новшеств он внёс, которые не приняли многие старообрядцы, потому что они исходили от греков.
Всех, кто не принял никоновские порядки, притесняли, уничтожали с позволения царя, потому что царь и церковь в то время были заодно.
Когда расправились со староверами в близлежащих к Москве губерниях, очередь дошла до тех мест, где жили кержаки староверы, начался разгром Керженских скитов. Десятки тысяч кержаков бежали на восток, так как на запад уже сбежали в Польшу, Австрию и т.д. староверы из западных губерний. Бежали от введённых царём двойных подушных налогов, введённых царём в 1720 году, бежали от притеснений, убийств, поджогов.
Родовыми гнёздами бежали кержаки в Пермскую область, но и туда добирались царские и церковные гонцы-казаки, жгли поселения старообрядцев, убивали, сжигали заживо. Даже тех, кто давал приют беглецам. Поэтому кержаки вынуждены были бежать дальше, продвигаясь медленно, скрываясь на заимках, вдали от людей, ожидая зимы, пока лёд на реке встанет, чтобы можно было продвигаться в малонаселённые места Сибири. Кержаки являются одними из первых русскоязычных жителей Сибири. Обо всё об этом я прочитала в Интернете, а кто автор этой информации не помню. Сейчас много пишут о старообрядцах, раньше этого не было.
Из Керженских скитов рода Черепановых люди семьями дошли до Алтая. Здесь были незаселённые места, и можно было спрятаться. Но так как численность рода была большой, не все семьи шли «табуном» в Сибирь. Одни семьи раньше дошли, другие подтягивались, добирались позднее.
А потом пришли уже другие староверы после приказа царя о переселении в Сибирь. Но это были потомки тех староверов, которые смирились, подчинились Никону. Из Воронежской губернии приехали 20 семей староверов, были среди них и Черепановы, но это не кержаки, это те, кто принял изменения Никона.
В Быстром Истоке жили Черепановы, например, Максим Черепанов с женой Марфой пришли сюда в 1902 году. У него был брат Кузьма Черепанов. От них тоже пошли потомки: одни живут в Казахстане, другие в Канаде. Уехали из Быстрого Истока.
Потомки наших Черепановых сейчас тоже по всей России рассеяны, большинство из них и не знают, что родом их предки были из старообрядческих семей, и через что прошли их пращуры. Многими семьями потеряна связующая нить поколений, и живут они «как Иваны, не помнящие родства». Я пытаюсь связать эту нить хотя бы для потомков старовера, кержака Филиппа Черепанова от колена Иоанна.
Я думаю, что наши кержаки прибыли сюда раньше, чем казаки приехали сюда охранять российские рубежи. А иначе казаки бы их всех поубивали по приказу царя. Поскольку Черепановы жили обособленно, в свой круг никого не пускали, строили дома сообща и добротно, видно, что они были крепкими хозяевами, приехали с деньгами или взаимопомощь друг другу сказалась. Я видела огромный дом моего прапрадеда, Филиппа Черепанова, в 1954 году.
На другом берегу Истока стояли тоже дома Черепановых. В них жили потомки Бориса Филипповича. Я помню его по раннему детству. Он приходил к нам, к моему деду, Михаилу, который приходился Борису Филипповичу племянником. Борис Филиппович Черепанов – родной брат моего прадеда, Черепанова Иоанна Филипповича (Ивана), родился в 1849 году и, прожив долгую жизнь – 104 года, умер в семье своего внука, Владимира Андреевича Черепанова. Светлая ему память!
Во время Великой Отечественной войны в одном из этих домов жили мой дед, мама, я, потом – папа, после того как вернулся с фронта в 1945 году. Место за Истоком называлось Шубенка. Все родственники жили в одном районе в Быстром Истоке, на окраине, но село росло, дошло и до окраины. Дом на улице Красноармейской (я уже писала о нём), тот, в котором родилась мама и её братья и сёстры, я тоже видела. Спустя многие годы его перенесли в другое место, на окраину села со стороны увала. В нём была уже совхозная контора.
Кержаки. Кто они?
Видимо, почти всем знакомы эти слова, КержаК и Кержаки.
Но вряд ли кто может с достаточной точностью сказать. Кто, какой народ, или сословие, или племя, или прослойка и т.п. Этим, словом, КержаКи, в свое былое время обозначался. Разрозненных слухов, сохранившихся до наших времен, об этих самых Кержаках, сохранилось ни так уж и много.
Но кое-что, какие-то сведения, преданья старины глубокой, а также и археологические факты, о Кержаках, сохранились и до дня сегодняшнего.
Сколько было кержаков в Сибири.
Еще в детстве, я много раз расспрашивал о кержаках. В первую очередь задавал вопросы по этой теме, людям старшего поколения, годившимся мне в деды. Многие из них, прибыли в Сибирь из западной части страны в юном возрасте со своими родителями, по так называемой Столыпинской реформе. Моей бабушке, Александре Демьяновне, прибывшей в Сибирь по этой реформе, было всего шесть-восемь лет.
Многое из того, что она испытала в те годы, в том числе и сам процесс переселения, и все, что с ним так или иначе было связано, она запомнила достаточно хорошо. Так что я, ведя в данном случае речь о кержаках, основываюсь и на ее воспоминаниях. Которые. считать не достоверными, не поворачивается язык.
Ибо, зачем моей бабушке, и другим людям старшего поколения надо было вводить меня в заблуждение.
Один из вопросов, который я задавал, был таков.
Как прибывшие переселенцы в Сибирь, в начале двадцатого века, обустраивались и жили на новом месте в первое время. Ведь не было ни чего, чистое поле, и глухой лес. Откуда и как в первое время появлялось у них в этой необжитой глуши, съестное и кров, без которого люди, как известно, жить не могут. Не корешками же они и кузнечиками только питались.
Это только в исторических трудах, точнее в умах историков, все довольно просто. Люди переселялись огромными массами, на огромные расстояния, при этом, пока переселялись, временно, месяцами и даже годами, ни чего не ели и не пили. И при этом, ни чего не емшы, даже умудрялись плодиться и размножаться.
Т.е. рожали и вскармливали детей. Но чем кормили, и чем вообще питались эти странствующие туда-сюда большие и малые орды, в том числе и цыгане. В чистом поле и непролазной глуши. Не один историк не даёт ответ.
Видимо историки на собственной практике убедились, что точая исторические труды, можно месяцами и даже годами, как описываемые ими кочующие народы, ни чего не вкушать. Манною небесной удовлетворяясь.
По рассказам бабушки, ни кто из переселенцев, из западной части страны, в восточную, в Сибирь. Не вез с собой коров, овец, лошадей, кур, семена и сельскохозяйственный инвентарь. От государства давали только подъемные деньги.
В этом свете возникает вопрос. А откуда, где на первых порах переселенцы брали скот и семена на разведение. А также нужный в хозяйстве инвентарь, Вилы, лопаты, плуги, и т.д.
Без чего начать свою хозяйственную деятельность не возможно.
Во всех случаях ответ был таков. Первые переселенцы, как во время пути по глухим местам, так и первое время в этой глуши. Находили кров и съестное у кержаков.
Домашний скот и семена на разведение, а также нужный инвентарь, брали и покупали тоже у кержаков.
И получалось так, что в восточной части страны, имелась довольно обширная сеть кержацких хуторов, во всю огромную Сибирь.
Когда кержаки, Сибиряки появились в Сибири, и не только в ней. Переселенцы не знали. Но знали ли сами кержаки, когда впервые появились их древние предки в Сибири, и не только в ней?
Как мне удалось выяснить, ответ от кержаков был таков. Кержаки всегда тут, в Сибири, жили. Всегда, это, по крайней мере, несколько тысячелетий. И для такого утверждения достаточно много оснований и фактов. Очень даже много. В первую очередь, археологических и языковых.
Пока не вникая во многие тонкости, отметим. Что подавляющее большинство кержаков имело, как сейчас говорят, европейский тип лица.
Так вот. Согласно археологическим данным, в Сибири и на Урале. Еще за тысячелетия до нашей эры, на огромной территории, проживали люди, с европейском внешностью. И этот археологический, а не летописный факт, нельзя не учитывать.
Еще раз отмечу, что согласно археологическим фактам, две тысячи лет назад до нашей эры, территория Урала, и всей Сибири, Западной и Восточной. Была заселена людьми, имеющими европейский тип лица.
А потом, как говорят историки, эти европейские лица, в количестве миллионов человек, с этих огромных территорий, каким-то чудесным образом исчезли. Что весьма загадочно.
Как это может быть, жило миллионы людей на огромных территориях, и вдруг исчезли. Так не бывает. Люди не оловянные солдатики, которых можно выставить на стол, поиграть, а потом сгрести со стола в коробку.
Так вот. Ни куда они эти европейские лица, не исчезали. Эти лица с европейской внешностью были в частности теми, кого сейчас именуют кержаки. И жили они в Сибире и на Урале, и не только, на постоянной основе, всегда.
По крайней мере, судя по археологическим данным, две тысячи лет до нашей эры, это точно. Ну и, конечно же, вперемежку с монголоидами. Как это имеет место быть и сейчас. С которыми ни когда не враждовали. А наоборот, если судить по так называемой тагарской культуре. Европейские лица вступали с лицами монгольскими, в браки, от чего получались совместные дети. И в частности, такими общими детьми европейских лиц и монголоидных, являются хакасы, сибирские татары, а равно и многие другие народности. И в былые времена, и получается, что в очень давние времена, эти народности, в совокупности, составляли единый народ.
Судя по количеству населения прибывшего в начале двадцатого века из западной части страны, в восточную, по Столыпинской реформе.. А это, сотни тысяч, если не миллионы человек.
И кержаки, переселенцев находящихся в пути, а также на первых порах не обустроившихся, обогрели, накормили и приютили всех.
И еще раз отмечу, Сибирские кержаки накормили и приютили миллионы людей.
Из чего явно следует. Что на момент проведения Столыпинской реформы, в Сибири, и вообще на востоке, за Уралом, кержацких Хуторов было очень много. Десятки, если не сотни тысяч Хуторов. И получается так, что ни такая уж и была необжитой и не освоенной Сибирь.
Если учесть, что и в современное время, в этой части страны не возделывается миллионы гектаров земли. То ситуация, в те далекие времена, в сравнении со временем сегодняшним, была совсем ни хуже. Если не сказать другого.
Также из рассказов очевидцев получалось.
Что кержацкие Хутора, друг от друга располагались, на расстоянии полдня или один день пути пехом. Т.е. если переселенцы выходили от одного кержацкого хутора утром, то к вечеру они добирались до следующего хутора. Где могли переночевать, поесть, запастись съестным, и продолжать свой дальнейший путь.
При отсутствии этого обстоятельства, перемещение переселенцев в глуши, было бы не возможным. Конечно, можно было устроить ночлег в шалаше. Но это летом. Но переселенцы перемешались не только летом. Но и зимой. И ночевать в шалаше, с малыми детьми, в это время вряд ли возможно.
Также известно, что между кержацкими хуторами, какие ни какие, но были дороги. Иначе как же тогда перемещались бы переселенцы. Раздирая дебри. Более того, многие топкие места, были заложены бревнами, и что, по сути, являлось бревенчатыми мостами. На всех, скажем средних реках, имелись броды, с устроенными к реке съездами.
Из чего можно заключить, что эти, скажем объекты, общего пользования, например, такие как мосты, возводились кержаками сообща. Из чего можно заключить, что кержаки, пусть и частично, но имели то, что мы сейчас именуем основами государственности.
А если учесть, что кержаки имели единый язык, и что самое интересное, все были поголовно грамотными, и имели единую письменность. То это говорит о том, что на огромных пространствах Сибири имелось нечто, что мы сейчас именуем, единой системой образования.
Пока оставим открытым вопрос, откуда и как появились Кержаки вообще, и в Сибири в частности. И в таком не малом количестве.
И перейдем к сохранившимся сведениям, о быте и жизненном укладе кержаков.
Вот что мы имеем.
Первое. О еде и посуде.
Когда путник или кто-то еще, не из Кержаков, приходил или заходил к Кержакам, и просил у них попить воды или поесть. То они не жадничали, и охотно делились, и водой, и едой. Но с одним непременным условием.
Накормив и напоив путника или другого просящего, в своей посуде. Эту посуду Кержаки не возвращали, не забирали себе обратно.
Вполне можно сказать, что делалось это с чисто санитарных соображений. И уже только это говорит, что Кержаки, говоря современными словами, соблюдали санитарные нормы. В общем, следили за чистотой своего быта.
Таким образом, путник или просто проситель, поев и не возвращая посуды. И становился сыт, и еще в придачу получал набор посуды. И уже, будучи просителем у следующих кержаков, оный имел свою личную посуду.
Т.е. кержаки, не только, не жадничая, давали поесть и попить страждущим, но и таким своеобразным способом обеспечивали их столовыми приборами.
Также хорошо известно. Бесплатно кержаки кормили путников или просящих, только один раз. Но если путник хотел поесть и еще раз, или запастись съестным в дорогу. Или пожить невдалеке от хутора. То за съестное нужно было либо платить деньги. Либо отработать по хозяйству у Кержаков.
Из того, что путник по ходу пути мог заработать себе на пропитание. Однозначно вытекает.
Что путник, не имея денег в кармане, перемещаясь, от одного Кержацкого хутора к другому, мог заработать себе на пропитание. И таким образом, мог перемещаться на какие угодно расстояния. Ну и, конечно же, на тех пространствах, где имелись кержацкие хутора.
Если же он оказывался там, где хуторов кержаков, а соответственно и дорог, не было. То, в общем-то, он был обречен на отсутствие пропитания. Ну, если конечно не питаться кузнечиками. Но зимой, и кузнечиков нет. А судя по разным источникам, люди на таких огромных пространствах довольно активно перемещались и зимой.
Далее из рассказов переселенцев следует.
Всякому страждущему, Кержаки предоставляли ночевку.
Но ночевать пускали не в свой дом, и вообще в свою глухим забором огороженную усадьбу.
Для этих целей, в одном случае, на хуторе имелось специально возведенное помещение рядом с хутором. Как говорили тогда, изба для постояльцев. Или, постояла изба, что мы сейчас именуем гостиница, или дом для гостей, гостевой дом.
В другом случае, это помещение, изба для постояльцев, гостиница, находилась в самой усадьбе. Но от жилых помещений и сараев хуторян, была отгорожена глухим высоким забором.
Во всех случаях в составе, скажем отдельного гостиничного комплекса, имелась баня. Т.е. путник мог, не только поесть и переночевать в достаточно комфортных условиях. Но и помыться.
Т.е. баня. Неизвестно с каких, но очень давних пор, была неизменным атрибутом кержацких хуторов. И вообще сибирских поселений.
Из наличия означенного выше. Вытекает, что почти каждый кержацкий хутор, а который располагался у большой дороги, точно. Был еще и постоялым двором, гостиницей для перемещающихся путников.
А наличие постоялых дворов при хуторах, говорит о том, что задолго до так называемых переселенцев по Столыпинской реформе. Перемещение людей, на как бы глухих сибирских просторах, было достаточно оживленным. Иначе, зачем же нужно было возводить при хуторах постоялые дворы.
Об этом же, что перемещение людей на огромных сибирских просторах было довольно оживленным, и на довольно длительные расстояния, прямым текстом говорят и археологические находки. Во множестве мест на Сибирских просторах обнаружены (а сколько не обнаружено), драгоценные и другие изделия, изготовленные даже в Греции и причерноморье. До нашей эры.
Не говоря уже, о разного рода металлических и чугунных изделиях, (чугунков, котлов, ухватов, вил, лопат, ножей, железных обивок для колес телег и т.д.) не греческого производства. Что, на хуторах, в бытовых условиях, кустарным способом, невозможно изготовить.
По археологическим данным, получается так. Что кержацкие хутора и вообще поселения в Сибири, и не только в ней, с постоялыми дворами, гостиницами. Населенные лицами с европейской внешностью. Имели место быть уже до нашей эры.
Письма на берестяных грамотах.
Из так называемых берестяных грамот известно, что письмо от одних родственников, другим, было отправлено из Новгорода и доставлено в Воронеж.
Согласитесь, что даже по сегодняшним временам, путь от Новгорода до Воронежа, отнюдь не близкий. Если преодолевать этот путь пешком, или на конях, то на покрытие этого расстояния уйдет весьма значительное время.
Вне зависимости от того, как это письмо было доставлено, аналогом того, что мы сейчас именуем почта, что явно напрашивается. Или с нарочным.
В любом случае в те древние времена имелось несколько неоспоримых вещей.
А). Имелось единое царство-государство. Где возможно было свободно перемещаться, не боясь, что человека перемещающегося через какую-то местность, где проживают иноплеменники, его попросту возьмут в плен, в качестве трофея. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Что человека не встретят разбойники на большой дороге. С непредсказуемыми последствиями от этой встречи.
Что эти большие, торные дороги, с мостами или бродами, или паромными переправами, были. Ибо без наличия торной дороги, и компаса, раздирая непролазные дебри, вряд ли можно было из Новгорода до Воронежа, хоть пешком, хоть на лошадях, добраться.
Даже если письмо было отправлено не по почте, а с нарочным. То вряд ли этот нарочный с письмом за пазухой, перемещался с каким-то охранным отрядом.
Но если его кто-то в дороге охранял. Или охранял, сохранял безопасность для перемещающихся, по большой дороге. То отсюда вытекает, что государство это было, даже по современным меркам, довольно развитым, и имело то, что мы сейчас именуем полиция. Которая осуществляя свою деятельность, блюла за порядком, на огромных пространствах. По крайней мере, на больших дорогах, точно.
Ибо, не имея гарантии, что ты вернешься из дальнего путешествия, или не прибудешь в пункт конечного назначения. Вряд ли бы кто пустился в такое сомнительное путешествие.
Но полиция, управляемая из единого центра. Это как раз и есть один из признаков наличия того, что мы именуем государственность. Т.е. во время написания этих берестяных грамот и отправке их в качестве письма по почте, или с нарочным. На довольно внушительное расстояние. Имелось довольно солидное государство. Которое было способно, дороги возводить и содержать, и обеспечивать на них порядок.
Б). Люди имели близких родственников в очень дальних краях. И, что опять же говорит о том, что люди запросто могли переместиться куда угодно, и сменить место жительство. Например, проживая в Новгороде, взять и поехать жить в Воронеж.
В). Из этого письма следует, что один родственник, в Воронеже, предлагает другому родственнику, в Новгороде. Продать дом там, и приехав в Воронеж, купить здесь. Это обстоятельство говорит о том, что имелись деньги вообще, и единая система денежного обращения в частности. В едином царстве-государстве, в котором проживали оба родственника.
Г). На всем это огромном пространстве имелся один язык и единая письменность. Письмо, написанное в Новгороде, свободно могли прочитать в Воронеже, и понять, что там написано. Но это письмо можно прочитать и сейчас, и пусть и не все, но понять, что там написано.
В этом свете, пусть и немного не по теме. Надо отметить такое обстоятельство. Если мы, пусть и не все, но понимаем, что написано в берестяных грамотах. А берестяные грамоты писались почти тысячу лет назад.
Тогда на каком основании наши лингвисты и филологи громогласно заявляют, что нашему языку, всего порядка пяти сотен лет.
Спрашивается? Как такое может быть? Берестяные грамоты писались на языке, который мы понимаем. Писались они порядка тысячи лет назад. А нашему языку всего пятьсот лет.
Более того, судя по множеству этих берестяных грамот и их содержанию, население было почти поголовно грамотным. Т.е. умело писать и читать. Даже, женщины, говоря современными словами, пенсионерки, а также и малые дети. Умели и могли это делать. И чего, впоследствии, вплоть до того как Советская власть провела так называемый ликбез, ликвидацию безграмотности. Уже не наблюдалось.
Но вот, что тоже весьма интересно. Кержаки, разбросанные на огромных сибирских просторах, изьяснялись на едином для всех языке. Ну и понятно, что с некоторыми отклонениями, от единого образца.
Более того. Кержаки, как бы, не имея единой системы образования, разбросанные на огромных Сибирских просторах, были поголовно грамотными. Т.е. умели читать и писать.
Уже в современное время был обнаружен уникальный случай. Так называемая кержацкая семья Лыковых из Красноярского края. Ушедшая из мира, поселения, создавшая собственный хутор в глухом лесу, и прожившая несколько десятилетий изолированно от внешнего мира.
Но все члены семьи, умели читать и писать.
То есть, молодые основатели семьи, до того как ушли жить на хутор в лес в начале двадцатого века, уже в юном возрасте, умели читать и писать. И уходя, что очень знаменательно, захватили с собой рукописные книги.
Тогда как переселенцы по Столыпинской реформе, из как бы очень цивилизованной западной части страны, в сравнении с кержаками. Ровесники основателей семьи Лыковых, почти поголовно были безграмотными.
И еще раз отмечу, что основатели семьи Лыковых, в это же время, находясь, проживая в глухой Сибири, вдали от цивилизации, были грамотными. Умели читать и писать.
Д). Как известно, достичь единого языка, а особенно единой грамоты, единой письменности, можно только одним способом. Через то, что мы сейчас именуем общеобразовательной школой, или единой системой образования, в данном случае, по письменной и языковой части.
При отсутствии единой системы образования, добиться этого, и в частности единого правописания, единых правил орфографии, не возможно. По крайней мере, такого в истории человечества еще не наблюдалось.
Показательный пример. На островах полинезии, при отсутствии того, что мы именуем государственность и единая система образования. В каждом поселении имелся свой язык. Т.е. сколько сел, столько и языков.
По оценкам исследователей, там, на небольшой территории, насчитывается столько разных языков, тысячи, сколько разных языков насчитывается во всем остальном мире.
Т.е. единого языка и единой письменности, можно достичь только при наличии двух составляющих. Единой государственности, или ее аналогов, и единой системы образования, или ее аналогов.
Но даже если государственность едина, есть один царь-государь, есть единая система управления. То достичь единого языка, и единой письменности, без единой системы образования не возможно.
По крайне мере, такого примера в истории человечества ни когда не наблюдалось.
Г). В контексте же статьи о Кержаках, и по части берестяных грамот, интересно следующее. Явно, что нарочный, или почтальон, преодолевая неблизкий путь из Новгорода в Воронеж, где-то ночевал.
Явно, что не в чистом поле, или в глухом лесу. Но даже если он и ночевал, где под каждым ей кустом, был готов, и стол и дом.
Он непременно где-то и что-то должен был, есть, кушать еду.
Ибо невозможно было наложить в мешок продуктов, а продукт вещь скоропортящаяся, в Новгороде. И всю дорогу питаться из этого мешка. На первых порах, если брать запас съестного от Новгорода до Воронежа, мешок этот просто невозможно было поднять.
Даже если он имел, нес с собой мешок железных монет, то яства продукты он должен был где-то постоянно покупать по дороге.
Т.е. непременно по пути его следования должны были иметься постоялые дворы. И непременно у него была возможность, на пропитание, заработать по пути следования.
Иначе, преодолеть путь из Новгорода в Воронеж невозможно. Даже в том случае, если историки считают, что с пустым желудком, преодолеть этот путь можно запросто.
Почему в современное время гостиница именуется гостиница.
Как в былые времена, так и сейчас звук Й в конце слова, применялся в качестве указателя принадлежности чего-то к чему-то.
Ну, например, идти-идущиЙ, ходить-ходящиЙ, леж/ать-лежащиЙ. Красно-красныЙ, краснющиЙ, бело-белыЙ, желто-жёлтыЙ ну и т.д.
Таким образом ГО/Й, это движущиЙся, идущиЙ, едущиЙ. проходящиЙ, в общем, путник.
Теперь рассмотрим слово Го/Сть. Ст обозначало и по сей день обозначает, что нечто СТ/оит, СТ/ыкуется, СТ\абилизировано, ну и т.д.
Звук Ь, обозначал и до сих пор обозначает, что нечто, точно не определено, и не имеет четко обозначенных границ. Ну как денЬ, ночЬ, тенЬ и т.д.
И действительно, гостЬ, понятие строго не определенное. Ибо гостем может быть кто угодно, и когда угодно. Даже нежданно, не гаданно.
В общем, слово гость, обозначало, да и сейчас обозначает, что это некто, кто шел, ехал, двигался вообще. И вот с кем-то соСТыкнулся, в общем оСТановился у кого-то в го/СТ/ях.
Таким образом, первоначально гостями именовали всех, кто проходил, проезжал, перемещался мимо, и взял, и заглянул на огонек, остановился на поСТой. В общем, стал гостем, не будучи родственником или знакомым.
Но в отношении гостей, нашими древними предками, довольно с давних пор, были выработаны, и совершенно правильно, правила, или лучше сказать, законы гостеприимства.
Согласно которым, нужно было оказывать гостям, кто бы это не был, даже совсем не знакомым людям. Всяческие почести. И в первую очередь напоить, накормить, и предоставить ночлег под крышей.
И все это, в той или иной степени, сохранилось до сих пор.
Но правило, закон гостеприимства, в начальном виде придуман и внедрен для того, чтобы выжить племю, народу в целом. Ибо каждый мог оказаться, в роли путника, в роли гостя, в роли нищего, потерявшего средства к пропитанию. Например, и в далеких, от родного края месте.
Закон гостеприимства вменял иметь дружественные, мирные отношения, с любым проезжающим мимо, даже если это было незнакомый и чужой. А ни так, что увидел путника, и быстрей его пошли грабить.
Закон гостеприимства, должен выполняться неукоснительно, когда происходят оживленные перемещения людей, на больших пространствах.
И как мы видим, этот закон гостеприимства, у кержаков соблюдался неукоснительно и добровольно. Но с соблюдением санитарных норм. В частности, и во время переселения людей по Столыпинской реформе в начале двадцатого века.
В общем-то, если рассмотреть вопрос шире. Через этот закон гостеприимства, ковался единый народ. Т.е. исполняя этот закон, хозяин не должен был обращать внимание на то, кем является путник. Европейской внешности или иной. Каких традиций и обычаев придерживается.
Такие законы, как закон гостеприимства, на первых порах вводятся железной рукой. Ибо человек так устроен, ему личное, свое, всегда дороже. И вряд ли человек, по природе своей хочет поделиться едой, с первым встречным поперечным, или проходящим мимо путником.
В этой связи видимо надо рассмотреть, и такое имевшее место быть в былые времена, выражение, и явление им обозначаемое. Дети гостей.
Пока не рассматривая, кто они такие были, и откуда появлялись эти дети гостей.
Надо отметить, что это были весьма уважаемые дети, а потом и взрослые, люди. Которые, воспитывались и даже содержались общиной. В первую очередь именно они, дети гостей, занимали какие-то управленческие должности. В общем, детей гостей, всегда холили и лелеяли.
Так откуда же они появлялись эти дети гостей? И кто они такие были?
Начнем с того, что этот скажем институт, или обычай появления детей гостей, сохранился в остаточной форме у многих народов и поныне. Краткая суть этого института, или обычая, такова.
Женщина беременеет не от соплеменника, и не от мужа, а от гостя, например, из другого рода племени. Или просто от путника. Гость этот погостил, и уехал. А женщина осталась на сносях.
Что же достигалось за счет этого обычая.
Кержаки не беженцы с Керженца.
В настоящее время существует устойчивое мнение, что Кержаки, это беженцы с реки керженец и получившие название по этой реке. Тогда как всё выглядит с точностью до наоборот. Это река называлась так, потому что, там проживали Кержаки.
Но этому будет уделено внимание, когда мы будем рассматривать по какой схеме, и какими знаками-указателями образовано само слово Кержак.
Кержаки были зажиточными
Судя по тому, что к кержакам, всегда обращались за помощью, и не только проезжавшие мимо путники, или, как переселенцы по Столыпинской реформе, Кержаки во все времена были зажиточными. Имели добротные хозяйства.
Это говорит о том, что кержаки были работящими, вкалывали, как сейчас говорят, как папа Карло.
Т.е. всё, что имелось у кержаков, они достигали собственным трудом. Ну и умением конечно. Уже только то, что Кержаки были поголовно грамотными, умели читать и писать, и очень с давних пор, говорит само за себя.
С каких пор, кержаки имеют письменность, тема отдельная, и очень интересная. По разным оценкам и именно археологическим источникам, в частности по так называемым петроглифам, можно судить, что письменность у кержаков, как и у тех, кто писал берестяные грамоты, появилась задолго до того, как появилась так называемая Кириллица.
А так называемую Кириллицу, которую мы считаем первой нашей азбукой, произвели из более ранней азбуки. Условно говоря, Кержацкой или Кир/жацкой азбуки.
Судить так позволяет и то, что в берестяных грамотах нет букв, которые имеются в более поздней азбуке Кир\иллице. В частности, вместо буквы Ф имеющейся в Кириллице, писали буквосочетание Хв. Т.е. вместо, Федор, писали Хведор. Из чего можно заключить, что те, кто писал берестяные грамоты, применяли азбуку, в которой буквы Ф еще не было.
Из наличия того, что кержаки, так же как и те кто писал берестяные грамоты, применяли до Кир/иллическую, Кир/жацкую азбуку. Из которой, потом произвели Кир/иллицу. Можно смело считать, что Кержаки имели место быть, до произведения на свет этой самой Кириллицы. А это, более тысячи лет.
Кержацкая Усадьба
Из всех источников можно доподлинно вывести. Что в одном случае, КержаКи жили одной усадьбой, одной семьей, буквально в чистом поле или глухом лесу.
Такая одинокая усадьба в глухом лесу, или чистом поле, в одном из случаев сейчас обозначается словом, заимка. Само это слово, За/им/ка, явно, что образовалось от слова заимение, заиметь, например, заиметь где-то, свой дом или усадьбу. В общем, Заимка, это то, что заимелось, за имением. Ну, или закрепилось за чьим-то именем. И посей день заимки и хутора именуют по имени того, кто основал ту или иную заимку.
В другом случае одинокая усадьба в глухом лесу обозначалась, и сейчас обозначается, словом Хутор. Ну и значение этого слово не надо объяснять.
В другом случае, кержацкий хутор располагался не далеко от поселения.
Но это не кержаки строили хутор возле поселения. А наоборот поселение возникало недалеко от хутора. По крайней мере, переселенцы по столыпинской реформе. Первое время проживавшие в постоялых избах Кержацких хуторов, и питавшиеся с щедрот хутора. Возводили свои усадьбы недалеко от хуторов.
В следующем случае. Кержацкие хутора располагались в самом поселении, но вели обособленный образ жизни от жителей поселения.
В этом случае, тоже не хутор строился в черте поселения. А переселенцы, жившие в постоялых дворах на хуторе, возводили свои усадьбы рядом с хутором.
Но во всех случаях, кержацкие усадьбы, в том числе и хутор в черте поселения, были огорожены. Что было необходимостью с очень давних пор. Но огораживались кержаки, делали крепость не от добрых людей, или от других кержаков. По крайней мере, ни в каких преданиях не засвидельствовано ни одной кержацкой междоусобной войны и прочих междоусобных конфликтов.
В первую очередь заборы возводились, от диких хищных животных, в частности волков и медведей. Что вполне оправдано. Ибо у означенных выше товарищей, волков и медведей, скот Кержаков был очень лакомой добычей.
В следующую очередь, с наплывом переселенцев, заборы возводились от воров, тоже жаждущих полакомится хуторским добром.
Все это не религия. Все это, есть ни что иное, как обычаи, традиции. А также элементы того, что сейчас именуется бытовое право, бытовое, неписанное законодательство, ну и т.п.
За счет чего сохранялся и передавался из поколения в поколение выработанный житейский опыт и жизненный уклад. Внедрялись нравственные ценности. Ну, разве это религия? Что муж и жена должны жить в мире и согласии. Это не религия, это норма жизни людей получивших человеческое образование.
Более того. За счет всего этого, осуществлялось преемственность поколений. Не разрушалась, как говорят сейчас, связь времен. Чтобы последующие поколения не становились Иванами без родства, отсеченными от своих исконных корней.
Наличие всего этого, домовых, кикимор, леших и т.д. у кержаков. Говорит о том, что кержаки имели место быть, до внедрения Христианства. Т.е. кержакам, и сети кержацких хуторов, по этим данным. Минимум тысяча лет.
В более позднее время, но исключительно только в западной части страны. Кержакам было навязано, как тогда говорили, мечом и огнем, так называемое сейчас старообрядчество.
Но даже с навязыванием Христианства, кержаки ни когда не отходили от своего исконного бытового законодательства. В силу чего, кержаков называли даже не двоеверцами, а двое данцами.
Т.е. даже эти кержаки двоеданцы, ни когда не были чисто верующими Христианами. И верующими вообще. Ни когда.
Более того, на бескрайних просторах Сибири, куда ни когда не дотягивались Византийские «коммисары». Ни один кержак, ни когда не был, ни старо/верцем, ни ново/верцем.
И это подтверждается переселенцами по Столыпинской реформе. У сибирских кержаков, приютивших переселенцев, в доме не было образов и всего прочего, что так или иначе связано с Христианством. Т.е. чисто сибирские кержаки, не были Христианами ни когда. Не двоеданцами, ни староверами, ни нововерами.
Но все были поголовно грамотными. Умели читать и писать. Даже не зная, и не подозревая, что на свете есть такая азбука Кириллица. И этому искусству, грамотности, обучали самих переселенцев и их детей. Которые, были, поголовно безграмотными. Не умели читать и писать.
За всю историю своего существования, у чистых кержаков родители не определяли своим дочерям и сыновьям. Кому и на ком жениться. И кому и за кого выходить в замуж.
Так что, то, что мы имеем сейчас, что родители не определяют детям, кому быть для них суженным-ряженным. Это чисто кержацкий обычай. Ну, или, если хотите, элемент кержацкой религии, а точнее жизненного уклада.
Таким образом, и парень мог жениться, и девушка выйти замуж, по своему желанию, согласно, своего выбора. Не руководствуясь пристрастиями и интересами родителей.
Более того. Не было препятствий в любом выборе. Супружество было возможно даже если жених или невеста, вторая половина, не принадлежала кержацкой среде.
И не было препятствий, если брачующийся покидал кержацкий хутор, и становился мирянином. Т.е. членом села, деревни, в общем случае, поселения. Или же наоборот, приходил жить в хутор.
Брат моей бабушки, потомок переселенцев по Столыпинской реформе, женился на хуторянке, потомственной кержачке. Выйдя замуж, она ушла с хутора, и стала жить в поселении, стала мирянкой.
Однако родители ее, не предали анафеме дочь, а наоборот, построили молодым в поселении дом. Дали на развод скота, инвентарь, и всячески им помогали. В том числе и обучили моего, получается, что двоё родного деда, плотницкому и столярному ремеслу. Коим он все жизнь и кормился.
Что говорит о том, что, по крайней мере, плотницким и столярным делом, и довольно с давних пор, владели почти все мужчины кержаки.
Кое-что из уклада Кержаков.
Расселение Кержаков Хуторами. Освоение новых пространств.
Как уже отмечалось, Кержаки, в основном жили на хуторах.
Попытаемся разобраться, чем же это было обусловлено.
Явно, что это было связано с возделываемыми землями. На которых, выращивались различные посевные культуры. А также располагались пастбища для скота и сенокосы. Ну и где-то же дрова готовили.
Чем больше усадьб располагалось на хуторе. Тем соответственно было больше людей, а значит, больше разводилось скота. И больше земель вовлекалось в хозяйственный оборот. Как под посевы, так и под пастбища и сенокосы.
Увеличение же земель задействованных в хозяйственный оборот. Неминуемо влекло за собой все большую удаленность этих земель.
В силу чего, увеличивались, как сейчас говорят, затраты на ведение хозяйственной деятельности.
И чтобы, как говорится минимизировать затраты, от материнского хутора, с образованием новых молодых семей, отпочковывался хутор дочерний.
Но явно, что это, снижение затрат и увеличение производительности труда, было только одной из причин, скажем ведения хозяйства по хуторской системе.
Но, правда, причиной весьма веской. И что говорит о том, что кержаки, как сейчас говорят, умели считать, и рационально выстраивать свою хозяйственную деятельность не только в рамках своего отдельного хутора. Но и в рамках всей сети, или системы хуторов. В целом.
Также, важной причиной появления все новых и новых хуторов. Являлось образование новых молодых семей.
Молодым семьям, всегда хочется свить и иметь свое личное гнездышко, но в тоже время не хочется потерять связь с отеческим домом. Да и матерям и отцам не всегда хочется жить под одной крышей со взрослыми детьми. Но и связь с ними терять не хочется.
Образование новых усадьб, хуторов, как раз и удовлетворяло этим, сразу двум, но противоречащим друг другу желаниям. И свое гнездышко свить, и связь не утерять.
Вновь образованным семьям, как говорили тогда, всем миром, возводили новую усадьбу-хутор. Но не рядом скажем, с матерински хутором, а на расстоянии пол или одного дня пешим ходом от материнского хутора. Т.е. на том расстоянии, на котором земельные угодья, не перекрывались с материнским или каким-то иным хутором.
Т.е. по сути, производилось то, что мы сейчас именуем планированием ведения хозяйственной деятельности. Возведение новых хуторов, заблаговременно планировалось с таким учетом. Чтобы между хуторами не возникало тяжб и конфликтов связанным с земельными угодьями. И такому заблаговременному планированию надо только поучиться.
Т.е. создатели хуторов, заблаговременно планировали хозяйственную деятельность еще тысячелетия назад. И что мы, к сожалению утеряли.
Простой пример. Когда давали землю под ведение фермерской деятельности. По сути, планирование было исключено. Все считали, что рынок все устаканит. Более того, фермерам в большинстве случаев выдавали земли, от которых только и желали избавиться колхозы. Т.е. выдавали неудобицы. Либо непригодные, для полноценной сельскохозяйственной деятельности. Либо к этим землям не имелось даже мало-мальских дорог, строительство которых только организованное фермерское хозяйство не могло себе позволить.
Да и сами участки, выделяли так. Что они были расположены рядом друг с другом, в силу чего, чтобы проехать к одному участку, надо было проехать по нескольким соседним. Или огибать их, за многие километры.
В общем, делалось это, абы как, чтобы только отвязаться от полноценной работы. В искренней надежде, что рынок все расставит по своим местам.
Результат такой организации работ по наделению землей фермерским хозяйствам, известен. И весьма плачевен.
Из ста процентов зарегистрированных фермерских хозяйств. Лишь только пять, максимум десять процентов осуществляют производственную деятельность. И, как правило, это те хозяйства, которым по блату выдавали удобно расположенные и высокопродуктивные земли.
Все остальные, несмотря порой на неимоверные усилия, организаторов хозяйств, и тучу ими вложенных средств, намотав соплей на кулак, пролетели как фанера над Парижем. И что было, предсказуемо.
В хуторской модели хозяйствования у Кержаков.
Получалось так, что, скажем дочерний хутор, вел обособленную жизнь и самостоятельное ведение хозяйства. И в тоже время. В силу не далекого расстояния от материнских хуторов, не терял с ним связь.
По мере увеличения числа жителей, дочернего хутора, за счет появления и взросления детей. Теперь и он становился материнским, и теперь уже из него отселялись повзрослевшие дети, с образованием дочерних хуторов.
Таким образом, по мере образования новых дочерних хуторов, образующих, по сути, единую хуторскую сеть, с единым языком и единым жизненным укладом. С течением времени, медленно, но верно, осваивались огромные пространства. Именно так было освоена Сибирь с суровыми климатическими условиями тысячелетия назад. Но и не только Сибирь.
Такая система освоения пространства, ну или расселения, наблюдается у пчел. Называется это, роение. Когда часть материнской пчелиной семьи покидает улей, и обустраивая себе новое жилище. Образует дочернюю семью. Но часть пчелиной семьи, остается в прежнем жилище.
На следующий год, уже дочерняя семья, становится материнской. И делает тоже самое. Но и от прежней материнской семьи снова отделяется часть пчел, образуя новую дочернюю семью.
————
Хутора, это наше прошлое ведение сельскохозяйственной действительности. Позволившее освоить нашим предкам огромные пространства. Однако, это и наше настоящее и будущее ведения этой деятельности, на землях удаленных от промышленных центров. Которые сейчас заросли бурьяном и превратились в пустошь.